Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
РЕФЕРАТ
на тему:
«Отраслевое предложение фирм в условиях
совершенной конкуренции»
выполнила
студентка гр. 671502
Ходатович Е.Д.
Минск 2007г.
Содержание
Введение
1. Понятие совершенной конкуренции
2. Предложение в краткосрочном интервале времени
2.1 Кривая предложения фирмы на краткосрочном временном интервале
2.2 Кривая предложения на краткосрочном временном интервале для отрасли
3 Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде
3.1 Отрасль с постоянными издержками
3.2 Отрасль с возрастающими издержками
3.3 Отрасль с убывающими издержками
3.4 Последствия налогов
Заключение
Литература
Введение
В данной работе мы рассмотрим такое понятие как совершенная конкуренция, и в частности отраслевое предложение фирм в условиях совершенной конкуренции. Построим кривые предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах времени. А также рассмотрим последствия налогов на отраслевое предложение фирм в долгосрочном периоде.
Понятие совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:
а) множество мелких продавцов и покупателей;
б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;
в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);
г) совершенная информированность (совершенное знание продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит);
д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность;
е) мобильность производственных ресурсов.
Конкурентная фирма - фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.
Цель фирмы - максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (TR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж:
прибыль = TR - ТС
Валовой доход - это цена реализованного блага (Р), умноженная на объем продаж (Q):
TR=P x Q
На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблема фирмы - поиск объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.
Доход от единицы продукции является средним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной единицы продукции - предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т. е. он будет постоянным.
Совершенная конкуренция как рыночная структура не описывает сколько-нибудь большое число реально существующих рынков; она представляет собой скорее абстрактный, идеальный тип рыночной структуры. Под термином «идеальный тип» в данном случае подразумевается не то, что эта структура является «хорошей» в нормативном смысле этого слова, а то, что она существует скорее как абстрактная идея, абстракция, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться. Например, весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции: продукты разных фирм очень редко идентичны друг другу во всех отношения, вход и выход крайне редко абсолютно свободны от препятствий и ограничений, а информация практически никогда не бывает равнодоступна всем. Существуют, однако, рынки, которые отвечают требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чем другие. В качестве примеров обычно приводятся некоторые сельскохозяйственные рынки.
2. Предложение в краткосрочном интервале времени
2.1 Кривая предложения фирмы на краткосрочном временном интервале
Кривая предложения показывает, какое количество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке. Она осуществляет незримую связь между рыночной ценой и затратами предприятия. Если соотношение между этими параметрами складывается не в пользу фирмы, то она не будет выпускать данный вид продукции. Минимальная цена, по которой фирма готова представить продукцию на рынок - это величина минимальных переменных затрат (издержек). Если цена на рынке установится выше min AVC, то объем предложения будет определяться точкой пересечения линии цены с кривой предельных затрат.
Следовательно, при любом изменении рыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVС.
Рис. 1
График (Рис.1) демонстрирует то, как краткосрочная кривая предложения фирмы может быть получена на основе кривых ее издержек. Когда цена и предельный доход равны 500 долларам, фирма будет производить продукцию на уровне, определяемой точкой Е1. По мере того, как цена падает, объем выпуска продукции сокращается, на что указывают точки Е2 иЕ3 графика. Фирма будет продолжать производство на уровне, соответствующем точке равенства цены предельным издержкам до тех пор, пока предельные издержки не станут ниже средних переменных издержек. Точка Е4, следовательно, является низшей точкой кривой предложения. При любой более низкой цене фирма прекратит выпуск продукции.
Кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале в условиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек.
Кривая предложения на краткосрочном временном интервале для отрасли
При наличии в отрасли нормальной экономической прибыли, в нее устремятся другие фирмы, которые, приобретя на рынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию. Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупное предложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельных затрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных средних переменных затрат этих фирм.
Возникает вопрос, будут ли кривые различных конкурентных фирм на одном и том же рынке значительно отличаться друг от друга?
Ответ на этот вопрос зависит от возможных колебаний в уровне затрат фирм, производящих одинаковую продукцию. Очевидно, что общие затраты на единицу продукции фирм, имеющих крупные масштабы производства и мелких фирм, будут отличаться. Фирмы, большие по размеру могут экономить на масштабе производства, поэтому минимальный уровень АVС будет соответствовать более низкому уровню рыночной цены, и они смогут раньше других фирм выйти со своей продукцией на рынок. (Рис. 2 - см. МСз). Поэтому кривая совокупного предложения будет формироваться только за счет продажи продукции фирмы с предельными затратами на уровне МСз. При повышении цены до уровня Р2 на рынок смогут выйти более мелкие фирмы, у которых затраты выше, чем у крупного производителя. Объем предлагаемой продукции на рынке, начиная с этого уровня цены, будет формироваться исходя из суммарного объема выпуска всех фирм (на рис. 2 - объем Q4).
С выходом на рынок большого количества фирм повысятся цены на необходимые факторы производства, что, соответственно, скажется на уровне затрат предприятий в сторону их увеличения. Рост затрат (особенно это относится к переменным затратам) сдвигают кривую МС вверх, что приводит к уменьшению выпуска продукции. Предложение на рынке уменьшится. Фирмы с наиболее высоким уровнем затрат вынуждены будут покинуть отрасль. Таким образом, рост цен на переменные факторы производства приводит к сокращению предложения.
Рис. 2
3. Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде
Форма долгосрочной кривой предложения зависит от того, в какой степени увеличения и сокращения объема производства отрасли влияют на цены факторов производства, используемых в производственном процессе. Чтобы вывести долгосрочную кривую, мы предполагаем, что все фирмы имеют доступ к соответствующим производственным технологиям. Выпуск продукции увеличивается за счет использования большего количества факторов производства, а не за счет инноваций. Мы также предполагаем, что условия, определяющие рынок факторов производства, не изменяются, когда отрасль расширяется или сокращается. Например, повышенный спрос на труд не приносит профсоюзам возможность договориться о более выгодных трудовых соглашениях для своих членов.
При анализе долгосрочного предложения мы будем различать три типа отраслей: с постоянными издержками, возрастающими издержками и убывающими издержками.
3.1 Отрасль с постоянными издержками
Рисунок 3 показывает долгосрочную кривую предложения, построенную для отрасли с постоянными издержками (constant-cost industry) отрасли, кривая долгосрочного предложения которой представляет собой горизонтальную линию. Выбор фирмой объема производства изображен на графике а, а объем производства отрасли показан на графике б. Предположим, что отрасль первоначально находится в равновесии в точке пересечения кривой рыночного спроса D1 и кривой краткосрочного рыночного предложения S1. Через точку пересечения кривых спроса и предложения (точку А) проходит долгосрочная кривая предложения SL, которая указывает, что отрасль будет производить Ql единиц продукции при долгосрочной равновесной цене PI.
Рис. 3
Чтобы получить другие точки на кривой долгосрочного предложения, предположим, что рыночный спрос на товар неожиданно увеличился (скажем, из-за снижения налогов на личные доходы). Рассмотрим типичную фирму: первоначально ее объем производства был равен q1 при долгосрочных предельных и долгосрочных средних издержках, равных цене P1. Но так как фирма при этом находилась в состоянии краткосрочного равновесия, цена равнялась также краткосрочным предельным издержкам. Благодаря снижению налогов кривая рыночного спроса сдвигается из положения Dl в положение D2. Кривая спроса D2 пересекает кривую предложения S1 в точке С. В результате цена увеличивается с РI до Р2.
Часть (а) рис. 3 показывает, как подобное увеличение цены воздействует на типичную фирму в отрасли. Когда цена увеличивается до Р2, фирма следует своей кривой краткосрочных предельных издержек и увеличивает объем производства до величины Q2. Выбор этого объема выпуска максимизирует прибыль, потому что он удовлетворяет условию о цене, которая должна быть равна краткосрочным предельным издержкам. Если подобным образом отреагируют все фирмы, каждая из них получит положительную прибыль в ситуации краткосрочного равновесия. Эта прибыль привлечет инвесторов и заставит существующие фирмы расширять деятельность, а новые фирмы - выходить на рынок.
В результате на рис. 3, б кривая краткосрочного предложения смещается вправо, из положения S1 в S2. Этот сдвиг заставляет рынок сдвинуться к новому состоянию долгосрочного равновесия в точке пересечения D2 и S2. Чтобы это пересечение было состоянием долгосрочного равновесия, объем производства должен расшириться настолько, чтобы фирмы начали получать нулевую прибыль и стимул войти в отрасль или выйти из нее исчез.
В отрасли с постоянными издержками дополнительные факторы производства, необходимые для увеличения объема производства, могут быть приобретены без повышения удельных издержек - например, если основным фактором производства является неквалифицированный труд, причем рыночная ставка заработной платы неквалифицированного труда не изменяется в результате увеличения спроса на труд. Поскольку цены факторов производства не меняются, кривые издержек фирмы также остаются прежними. В новой точке равновесия, такой как точка В на рис. 3, б, цена равняется P1, первоначальной цене, предшествовавшей внезапному увеличению спроса.
Следовательно, кривая долгосрочного предложения для отрасли с постоянными издержками представляет собой горизонтальную линию на уровне цены, которая равна долгосрочному минимуму средних издержек производства. При любой более высокой цене возникла бы положительная прибыль, что привело бы к усиленному притоку новых участников в отрасль и увеличению краткосрочного предложения; таким образом, появилось бы понижающее давление на цену. Вспомните, что в отрасли с постоянными издержками цены факторов производства остаются неизменными, когда изменяются условия рыночного выпуска. Отрасли с постоянными издержками могут иметь горизонтальные кривые долгосрочных средних издержек.
3.2 Отрасль с возрастающими издержками
В отрасли с возрастающими издержками (increasing-cost industry) цены некоторых или всех факторов производства увеличиваются, когда отрасль расширяется, и спрос на факторы производства растет. Такая ситуация может сложиться, например, когда в отрасли используется квалифицированный труд, который становится дефицитом, если спрос на него возрастает. Когда фирме требуются минеральные ресурсы, которые добываются только в местности определенного типа, стоимость земли в такой местности как фактора производства увеличивается вместе с ростом выпуска.
Рис. 4
Рисунок 4 демонстрирует долгосрочную кривую предложения, которая построена аналогично предыдущей кривой для отрасли с постоянными издержками. Первоначально отрасль находится в равновесии в точке А на графике б. Когда кривая спроса неожиданно сдвигается из D1 в D2, цена товара увеличивается в краткосрочном периоде до Р2, и объем производства отрасли возрастает с Q1 до Q2. Типичная фирма, как показано на рисунке а, увеличивает объем производства с ql до q2. В ответ на более высокую цену, сдвигаясь вдоль краткосрочной кривой предельных издержек. Более высокие прибыли, получаемые этой и другими фирмами, побуждают новые фирмы вступать в отрасль.
Когда в отрасли появляются новые фирмы и производство расширяется, повышенный спрос на факторы производства заставляет цены на некоторые или все факторы идти вверх. Кривая краткосрочного рыночного предложения снова смещается вправо, хотя и не так сильно, и новое равновесное состояние в точке В возникает при цене Рз, которая выше первоначальной цены Р1. Taк как более высокие цены на факторы производства поднимают кривые краткосрочных и долгосрочных издержек, то чтобы гарантировать, что фирмы получат нулевую экономическую прибыль при долгосрочном равновесии, требуется более высокая цена. Рисунок 4 подтверждает это. Кривая средних издержек сдвигается вверх, от АС1 к АС2, В то время как кривая предельных издержек сдвигается влево, из положения МС1 в положение МС2. Новая долгосрочная равновесная цена Рз равняется новым минимальным средним издержкам. Как и в случае с постоянными издержками, более высокая краткосрочная прибыль, вызванная первоначальным увеличением спроса, в долгосрочном периоде исчезает, когда фирмы увеличивают объем производства, вследствие чего затраты на факторы производства возрастают.
Новая точка равновесия В на рис. 4, б лежит, таким образом, на долгосрочной кривой предложения всей отрасли. В отрасли с возрастающими издержками долгосрочная отраслевая кривая предложения имеет восходящий наклон. Отрасль производит больше продукции, но цена обязательно повышается, чтобы компенсировать увеличение издержек, связанных с факторами производства. Термин «возрастающие издержки» относится к сдвигу кривых долгосрочных средних издержек фирмы вверх, а не к положительному наклону кривой издержек как таковой.
3.3 Отрасль с убывающими издержками
Отраслевая кривая предложения может иметь также и нисходящий наклон. В этом случае неожиданное увеличение спроса заставляет отрасль увеличивать производство, как и раньше. Но когда отрасль достаточно вырастет, она может воспользоваться преимуществом своего размера, чтобы получить некоторые из факторов производства дешевле. Например, крупная отрасль может позволить себе усовершенствованную систему транспортировки или более надежную и не столь дорогую финансовую сеть. В этом случае кривые средних издержек фирмы сдвигаются вниз (даже если экономия от масштаба отсутствует), и рыночная цена товара падает. Более низкая рыночная цена и более низкие средние издержки производства вызывают новое состояние долгосрочного равновесия для большего количества фирм с большим объемом производства и более низкой ценой. Следовательно, отрасль с убывающими издержками (decreasing-cost industry) имеет долгосрочную кривую рыночного предложения a нисходящим наклоном.
3.4 Последствия налогов
Налог на один из факторов производства фирмы (в форме платы за промышленные отходы) создает для фирмы стимул изменить способ использования факторов в процессе производства. Выясним, какой может оказаться реакция фирмы на налогообложение своего объема выпуска. Для упрощения анализа предположим, что фирма использует производственную технологию с фиксированным соотношением факторов. Если фирма загрязняет окружающую среду, налог на выпуск, возможно, побудит ее снизить объем производства, а следовательно, и отходов; но он мог бы налагаться непосредственно на рост дохода.
Рис. 5
Во-первых, предположим, что налогом на объем выпуска облагается только эта фирма; таким образом, он не влияет на рыночную цену товара. Мы увидим, что налог на выпуск побуждает фирму снизить объем производства. Рисунок 5 показывает кривые краткосрочных издержек для фирмы, получающей положительную экономическую прибыль при производстве объема выпуска ql и продаже продукции по рыночной цене P1. Поскольку налог применяется в отношении каждой единицы выпуска, он поднимает кривую предельных издержек фирмы МС1 в положение МС2 = МС1 + t, где t - это налог на единицу производимого товара. Налог также поднимает кривую средних переменных издержек на величину t.
Налог на производство приводит к одному из двух результатов. Если фирма все еще получает положительную или нулевую экономическую прибыль после взимания налога, она будет максимизировать свою прибыль за счет выбора нового уровня выпуска, при котором предельные издержки и налог в сумме составят цену ее товара. Объем производства фирмы упадет с q1 до q2, и неявный эффект налога проявится в сдвиге кривой предложения вверх (на величину налога). Если фирма не может больше получать экономическую прибыль после введения налога, она покинет рынок.
Рис. 6
Теперь предположим, что все фирмы в отрасли облагаются налогом; тем самым увеличиваются их предельные издержки. Так как каждая фирма уменьшает свое производство при текущей рыночной цене, совокупная величина предложения отрасли также упадет, вызвав рост цены товара, как показано на рис. 6. Смещение вверх кривой предложения из S1 к S2 = S1 + t заставит рыночную цену товара возрасти с Р1 до P2 (на величину меньшую, чем величина налога). Это увеличение цены устранит часть эффектов, которые мы описали ранее. Фирмы будут сокращать свое производство в меньшей степени, чем стали бы при неизменной цене.
Наконец, налоги на объем производства могут также побудить некоторые фирмы, издержки которых немного выше, чем у остальных, уйти из отрасли. В процессе этого кривые долгосрочных средних издержек для каждой фирмы благодаря налогу сместятся вверх.
Заключение
Таким образом, совершенная конкуренция - идеальный тип рыночной структуры, который позволяет четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции к уровню цен, а также определить оптимальный вариант выбора.
Проанализировав кривые предложения, рассмотренные в данной работе, можно сделать следующие выводы.
Кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале в условиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой средних переменных издержек.
Кривая долгосрочного предложения для отрасли с постоянными издержками представляет собой горизонтальную линию на уровне цены, которая равна долгосрочному минимуму средних издержек производства.
В отрасли с возрастающими издержками долгосрочная отраслевая кривая предложения имеет восходящий наклон.
Отрасль с убывающими издержками имеет долгосрочную кривую рыночного предложения a нисходящим наклоном.
Литература
Микроэкономика Под ред. Е.Б. Яковлевой – М.: АКАЛИС, 1997
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.: ил. (серия «Учебники для вузов»).
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Завтра экзамен. 6-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 288с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. С.-Пб., 1997. 448стр.