Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Макроэкономические показатели

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

1. АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3

1.1. Валовой продукт 3

1.2.Совокупный спрос 8

1.3.Совокупное предложение 10

1.4.Занятость и безработица 11

1.5.Инфляция 15

2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 20

2.1. Кредитно-денежная политика 20

2.2. Фискальная политика 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

ЛИТЕРАТУРА 30


ВВЕДЕНИЕ


Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Постепенно экономика сформировалась как вполне точная наука, требовавшая четких взаимоувязанных определений сущности экономических процессов. Как и всякая наука, экономика оперирует множеством показателей, как на уровне предприятия, так и на уровне государства в целом.

Применение математических методов анализа экономических процессов позволило определить ряд фундаментальных показателей, характеризующих экономическое состояние любого государства.

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Четкое понимание экономической сущности этих показателей и их взаимного влияния друг на друга – это основа для разработки политики регулирования экономических процессов в государстве.

В период переходной экономики в России рассмотрение макроэкономических показателей является очень актуальным, потому как правильная экономическая политика государства является залогом его процветания.

Рассмотрению макроэкономических показателей и их взаимных связей посвящена настоящая работа.


АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1.1. Валовой продукт

В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде.

Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.

Для характеристики экономических событий, сложных хозяйственных связей существует система надежных, взаимодополняющих показателей— это система национальных счетов (СНС). Она охватывает все операции, происходящие в экономике, и все расходы, которыми располагает страна. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например в области темпов экономического роста, регулирования инфляции и т.д.

Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).

Второй показатель системы национальных счетов — валовой национальный продукт (ВНП). Он также измеряет рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период (обычно за год), однако в отличие от ВВП ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, в том числе и на территории других стран.

Конечными товарами и услугами являются те товары и услуги, которые покупаются для конечного потребления, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки. У крупных государств различия между ВВП и ВНП незначительны, на уровне ±1%.

Для определения тенденции роста производства используется потенциальный объем производства (потенциальный ВНП - это уровень ВНП, произведенный при полной занятости ресурсов).

ВНП выступает как результат производства конечных товаров и услуг. Это означает, что промежуточные товары, т.е. такие, которые используются для производства других товаров и услуг, могут учитываться неоднократно.

Чтобы избежать многократного учета частей продуктов, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов. Это такие товары и услуги, которые покупаются для окончательного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.

Чтобы при расчете стоимости национального продукта избежать двойного счета, необходимо тщательно следить за тем, чтобы в него включалась только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой. Добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков.

ВНП исключает не только двойной счет, но и непроизводительные сделки. Непроизводительные сделки бывают двух видов: финансовые сделки и продажи подержанных товаров.

Финансовые сделки:

1) государственные трансфертные платежи, включение их в объем ВНП привело бы к завышению этого показателя для данного года;

2) частные трансфертные платежи — например, подарки, ежемесячные субсидии студентам университетов из дома являются не результатом производства, а актом передачи средств от одного частного лица к другому;

3) сделки с ценными бумагами, т.е. купля-продажа акций и облигаций.

Продажа подержанных вещей. Основание для исключения сумм продажи подержанных вещей из ВНП очевидно, так как эти продажи либо не отражают текущего производства, либо включают двойной счет.

Расчет ВНП по расходам

Это суммирование всех расходов на создание конечного продукта или услуги. К таким расходам относятся:

1. Личные потребительские расходы (С). Это расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (автомобили, холодильники и т.п.), на товары кратковременного или текущего потребления (хлеб, молоко, рубашки и т.п.), а также потребительские расходы на услуги юристов, врачей, парикмахеров.

2. Валовые частные внутренние инвестиции (I). Они включают три компонента: 1) расходы фирм на покупки станков, машин, оборудование; 2) строительство; 3) изменение запасов. Валовые частные внутренние инвестиции включают как сумму возмещения изношенного капитала (амортизация), так прироста инвестиций.

3. Государственные закупки товаров и услуг (G) — это затраты на конечную продукцию предприятий и прямые покупки ресурсов, рабочей силы со стороны государства. Однако они исключают все государственные трансфертные платежи, поскольку они не отражают увеличение текущего производства.

4. Чистый экспорт (Хп). Величина, на которую сумма экспортируемых товаров превышает сумму импортируемых. Такое определение не исключает и того, что данная величина может быть отрицательной.

Итак, ВНП = C + I+G +X

Кроме показателя ВНП как измерителя годового выпуска продукции, в экономике существует целый ряд взаимосвязанных показателей национальных счетов, которые могут быть рассчитаны на основе ВНП.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — представляет собой валовой национальный продукт, скорректированный на сумму амортизационных отчислений. С его помощью измеряется общий годовой объем производства, который экономика в целом, включая домашние хозяйства, компании, правительство и иностранцев, в состоянии воспроизвести, улучшая при этом производственные возможности в будущем.

Показатель чистого объема производства является более совершенным измерителем объема производства продуктов для потребления и накопления капитала, чем валовой объем производства. Итак,

ЧНП=ВНП минус амортизация.

Национальный доход (НД) — это показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, т.е.

НД=ЧНП минус косвенные налоги на бизнес.

Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес. Итак, национальный доход — это весь годовой поток товаров и услуг, исчисляемый в денежном выражении, т.е. окончательный итог годового производства машин, оборудования, одежды, пищи, услуг и т.д.

Личный доход (ЛД) — это полученный доход до уплаты индивидуальных налогов ЛД=НД минус три вида доходов, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль корпорации, нераспределенные прибыли корпораций) + доходы, полученные, но не являющиеся результатом собственной деятельности, т.е. трансфертные платежи.

Трансфертные платежи состоят из таких видов платежей, как:

выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, а также пособия по безработице, основанные на социальных программах; разнообразные выплаты ветеранам, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности; выплаты частных пенсий и пособий по безработице и вспомоществованию, а также процентные платежи, выплачиваемые правительством и потребителями.

Анализ валового национального продукта и национального дохода необходимо дополнить решением важнейшей проблемы — выяснить, как определяется уровень цен. Уровень цен выражается в виде индекса цен.

Индекс цен является измерителем соотношения междусовокупностью определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной» для данного времени, и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Набор индексов цен для различных лет позволяет сравнивать уровни цен в различные годы. Повышение индекса цен ВНП в данном году по сравнению с предыдущим годом указывает на инфляцию; уменьшение индекса цен указывает на дефляцию.

Показатель ВНП, который отражает текущие цены, представляет собой денежный, или номинальный, ВНП. Аналогичным образом показатель ВНП, скорректированный с учетом инфляции (т.е. повышения цен) или дефляции (т.е. понижения цен), представляет собой скорректированный, или реальный, ВНП.

ВНП представляет собой весьма точный показатель функционирования национальной экономики. Однако он не является показателем реального благосостояния общества. ВНП просто является измерителем годового объема производства. Благосостояние общества измеряется совокупным объемом производства за весь период его существования. Поэтому между реальным ВНП и общественным благосостоянием существует тесная положительная связь, т.е. чем выше уровень производства, тем общество ближе к «лучшей жизни». Но есть факторы, в результате действия которых увеличение объема производства не обязательно ведет к повышению благосостояния общества. Это свободное время, более качественная продукция. ВНП является скорее количественным, чем качественным показателем благосостояния. Он не отражает в полной мере улучшений в качестве товаров, изменения в составе совокупного выпуска продукции на душу населения, издержки, связанные с улучшением окружающей среды, рост производства товаров и услуг в теневой экономике.

На изменения ВНП существенное влияние оказывают совокупный спрос и совокупное предложение.


Совокупный спрос


Совокупный спрос — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребителяемый внутри страны при любом уровне цен (рис. 1).

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами:

эффектом процентной ставки;

эффектом богатства, или реальных кассовых остатков;

эффектом импортных закупок.


Макроэкономические показатели

Рис. 1. Кривая совокупного спроса.


Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги при повышении уровня цен. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.


1.3.Совокупное предложение


Совокупное предложение — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:

1) кейнсианский (горизонтальный) отрезок,

2) классический (вертикальный) отрезок,

3) промежуточный (отклоняющийся вверх) (рис. 2).

Кейнсианский отрезок означает, что экономика испытывает спад производства; здесь невозможно стимулирование производства за счет роста цен.

Классический отрезок означает, что в экономике достигнута полная занятость и соответственно полный объем производства; рост уровня цен не может обеспечить увеличение предложения товаров и услуг.


Макроэкономические показатели

Рис.2. Кривая совокупного предложения


Промежуточный отрезок, расположенный между горизонтальными и вертикальными отрезками означает, что переход от депрессивной экономики к растущей происходит за счет роста цен.


1.4.Занятость и безработица


Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Суть этой теории состоит в следующем: при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость; экономика может быть сбалансированной при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайность, а не закономерность; по Кейнсу, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию и нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе».

Для кейнсианцев изменчивость совокупного спроса и неэластичность цен в направлении понижения означают, что безработица может увеличиваться и сохраняться в рыночной экономике в течение длительного периода. Чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима активная макроэкономическая политика регулирования совокупного спроса со стороны государства.

В реальной жизни в рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей.

Безработица — это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу.

Коренная причина образования безработицы — рост технического строения капитала.

Таким образом, промышленная резервная армия является порождением накопления капитала в условиях рыночной экономики.

Безработица — это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением — резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основные виды безработицы

1. Текучая, или фрикционная, безработица — это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицу. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест; создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации.

2. Структурная безработица — это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки.

Различие между фрикционной и структурной безработицей:

• у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;

• фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная я поэтому считается более тяжелой;

• фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта;

• структурная безработица — это результат потребительских и психологических изменений в производстве товаров и услуг.

С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.

3. Циклическая безработица вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Циклическая безработица в США в период «Великой депрессии» 1933 г. достигала примерно 25%. Это считается высоким уровнем безработицы.

4. Скрытая безработица, или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день или находятся в вынужденном отпуске и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы.

5. Застойная безработица включает в себя, прежде всего, работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.

Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.

Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление.

Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества.

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.

Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.


1.5.Инфляция


Инфляция — это повышение общего уровня цен. Конечно, это не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции — это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их текущий уровень по отношению к базовому периоду. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.

Экономисты различают три типа инфляции:

1. Инфляция спроса — это когда избыточный совокупный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить, она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Но производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому такой избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Иногда это объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

2. Инфляция издержек, или уменьшение совокупного предложения, — это результат изменений издержек и совокупного предложения на рынке. Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции, т.е. средних издержек при данном объеме производства.

Повышение средних издержек в экономике сокращает прибыли и уменьшает объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Причины инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

Если «виновником» инфляции является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, то это тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.

3. Инфляция обусловленная ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, связанных с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию.

Большинство экономистов считают, что инфляция, обусловленная ростом издержек, и инфляция спроса отличаются друг от друга еще в одном важном отношении. С одной стороны, инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы. С другой стороны, инфляция, обусловленная ростом издержек, автоматически сама себя ограничивает, т.е. либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается. Это объясняется тем, что из-за уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек. Иными словами, инфляция обусловленная ростом издержек, порождает спад, а спад, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.


Модели инфляции

Первая модель — инфляция вызывает рост национального производства и занятости.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. По их мнению, следует примириться с некоторой умеренной инфляцией, если хотим добиться высокого уровня производства и занятости. Высокий уровень расходов, который приводит к более высокому уровню производства и низкому уровню безработицы, также вызывает инфляцию. Иными словами, может существовать обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы. Некоторые экономисты предполагают, что любое равновесие между уровнями инфляции и безработицы в лучшем случае является преходящим и кратковременным явлением и что в течение длительного периода такое равновесие невозможно.

Вторая модель — инфляция вызывает сокращение производства и занятости.

Если начинается инфляция, обусловленная ростом издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, а безработица вырастет.

Третья модель — гиперинфляция и крах. Гиперинфляция означает чрезвычайно быстрые темпы роста инфляции, которая оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства и занятость.

Дело в том, что когда цены медленно, но постоянно растут, население и предприятия готовятся к их дальнейшему повышению. Поэтому, чтобы их неиспользованные сбережения и текущие доходы не обесценивались, т.е., чтобы опередить предполагаемое повышение цен, люди вынуждены «тратить деньги сейчас». Предприятия поступают так же, покупая инвестиционные товары. Поступки, диктуемые «инфляционным психозом», усиливают давление на цены, и инфляция начинает «кормить сама себя». Более того, поскольку стоимость жизни увеличивается, рабочие требуют высокую номинальную заработную плату. А профсоюзы должны стремиться к такому повышению заработной платы, которой хватило бы не только на то, чтобы покрыть прошлое повышение цен, но и компенсировать инфляцию, которая ожидается в тот период, когда новый коллективный договор будет еще в силе. Период экономического подъема не самое подходящее время, чтобы отклонять такие требования и идти на риск забастовок. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены. При этом в большинстве случаев фирмы стремятся поднять цены еще на одну-две ступеньки, чтобы убедиться, что получатели прибылей идут в одной шеренге или впереди инфляционного парада. Так как в результате такого повышения цен стоимость жизни увеличивается, у рабочих появляется прекрасное оправдание, чтобы вновь потребовать существенного повышения зарплаты. Но это ведет к новому витку повышения цен. Конечным результатом является кумулятивная инфляционная спираль зарплаты и цен. Зарплата и повышение цен подкармливают друг друга, и это помогает ползучей инфляции, т.е. когда цены постоянно растут, перейти в галопирующую.

Считается, что гиперинфляция может ускорить экономический крах и общественно-политические беспорядки. При разумной государственной политике нет оснований для перерастания ползучей инфляции в гиперинфляцию.

Вывод.

Анализ структуры основных макроэкономических показателей показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.


МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


2.1. Кредитно-денежная политика

Рассмотрим две ситуации.

Первая: экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Государство должен позаботиться об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Ключ к решению этой проблемы — в росте избыточных резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Совет управляющих Центрального Банка должен дать команду федеральным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.

2. Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора.

3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных банков.

Такой подход стал называться политикой дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Вторая: излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. Совет управляющих Центрального Банка должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы — понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?

1. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.

2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у федеральных резервных банков.

Такой подход получил название политики дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.

Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.


2.2. Фискальная политика


Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однако размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

1. Заимствования.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиции можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение долга.

Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.


2. Изъятие из обращения.

Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее Дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Экономическое значение между налоговыми поступлениями и величиной ЧНП приобретает особую важность в связи с тем, что: 1) налоги представляют собой утечку или потерю потенциальной покупательной способности в экономике и 2) с точки зрения стабильности желательно увеличить объем таких утечек (изъятий) в периоды, когда экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий покупательной способности должна быть минимизирована в период замедления роста. Налоговая система создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице. Итак, встроенный стабилизатор — это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система. По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и — поскольку они представляют собой «утечку» — сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ЧНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад;, т.е. с падающим ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчила тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ЧНП.

Все, что делают стабилизаторы, — это ограничение размаха или глубины экономических колебаний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В макроэкономике такие параметры, как национальный объем производства, валовой национальный и внутренний продукт, совокупный спрос и совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т.д. характеризуют экономическое состояние государства и рассматриваются в агрегированном, совокупном виде.

Важнейшим аспектом макроэкономического управления является государственное регулирование экономики с помощью таких инструментов, как фискальная, монетарная, социальная политика.

Центральным параметром является валовой внутренний продукт (ВВП). Это рыночная стоимость всего объема конечной продукции и услуг, произведенного на территории страны за определенный период, независимо от того, кто владеет факторами производства (граждане данной страны или иностранцы).

Анализ структуры основных макроэкономических показателей, проведенный в настоящей работе показал, что между ними существует довольно жесткая связь и изменение одного из них влечет изменение других. Однако наибольшее влияние на макроэкономическое положение государства оказывают инфляционные процессы. Поэтому предупреждение инфляции и обуздание ее в случае возникновения и определяет набор методов управления макроэкономическими показателями государства.

В частности, проводится дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию.

Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.


ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика — М.: Изд-во МГУ, «ДИС». 1999.

2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Пер. с англ. /Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. - Спб.: Судостроение. 1998.

3. Курс экономической теории /Под ред. А.В. Сидорович. -/М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «ДИС». 1997.

4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика.

5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. — /Спб.: Питер Ком. 1999.

6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, Пер. с англ. — /М.: Изд-во МГУ.

7. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. — /М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во «Дело и Сервис». 2000.

8. Основы экономической теории. Учебник /Под. ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. 1999.

9. Овчинников Г.Г. Микроэкономика. Макроэкономика. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова. 1997.

10. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория» /Под. ред. А.С. Булатова. - /М.: Изд-во «БЕК». 1999.

Похожие работы:

  1. • Макроэкономические показатели результативности ...
  2. • Система макроэкономических показателей
  3. • Общие макроэкономические показатели экономической ...
  4. • Система макроэкономических показателей
  5. • Основные макроэкономические показатели
  6. • Основные макроэкономические показатели
  7. • Модель макроэкономических показателей
  8. • Расчет макроэкономических показателей
  9. • Анализ макроэкономических показателей США
  10. • Основные макроэкономические показатели
  11. • Основные макроэкономические показатели мирового хозяйства
  12. • Система макроэкономических показателей
  13. • Макроэкономические показатели
  14. • ВНП и другие макроэкономические показатели
  15. • Основные макроэкономические показатели развития ...
  16. • Анализ макроэкономических показателей США
  17. • Основные макроэкономические показатели развития экономики
  18. • Макроэкономическая статистика
  19. • Основные макроэкономические показатели
Рефетека ру refoteka@gmail.com