Содержание:
Введение
Макроэкономические показатели результативности рыночной экономики: сущность, виды и измерение
Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции
Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Введение
Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.
В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики, причины резкого падения темпов экономического роста, от чего зависит снижение темпов инфляции. Этот перечень можно продолжать. Если в микроэкономике, например, изучают, от чего зависит цена продукта, то в макроэкономике - уровень цен в экономике в целом, то есть уровень инфляции.
Знание макроэкономики необходимо для любого человека. Оно даёт возможность ориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят на уровне национальной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действия правительства в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы и принимать решения в соответствии с этой оценкой.
Особенно знания макроэкономики необходимы для экономистов и менеджеров. Оценка общей экономической ситуации, прогноз важнейших макроэкономических показателей требуется при принятии многих управленческих решений. Например, принимая решение о расширении производства и дополнительных инвестициях, необходимо знать прогноз общей экономической активности, возможных изменений ставок процента по долгосрочным кредитам, инфляционные ожидания, а также представлять себе как возможные изменения макроэкономических показателей связаны между собой.
Милтон Кайерс, президент "Star Sprinkler Corporation" (США, г. Милуоки), в лекции для слушателей Программы МВА в Российском университете дружбы народов сказал: «Значение макроэкономики для менеджера растёт по мере его служебного роста в рамках компании, а также по мере расширения масштабов её деятельности, тем более, когда компания начинает действовать за рубежом».[5]
Важнейшими задачами изучения макроэкономической теории являются:
во-первых, знакомство с основными макроэкономическими показателями и проблемами;
во-вторых, выявление и объяснение важнейших связей и зависимостей между макроэкономическими проблемами и между макроэкономическими показателями, другими словами знакомство с макроэкономическими моделями;
в-третьих, формулировка основных направлений макроэкономической политики на основе макроэкономической теории, выявление механизма, то есть методов и инструментов, реализации макрополитики.
О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям, большинство из которых публикуются органами государственной статистики. Например, об уровне инфляции свидетельствуют такие показатели как индекс потребительских цен и индекс цен производителей, о состоянии внешней торговли - масштабы экспорта и масштабы импорта товаров и услуг. Перечень макроэкономических показателей может быть очень большим.
Важнейшие макроэкономические показатели:
- объём и темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП),
- объём потребления,
- масштабы накопления,
- валовые инвестиции,
- государственные расходы и доходы,
- размеры экспорта и импорта,
- число занятых и норма безработицы,
- индексы цен,
- денежная масса (денежные агрегаты),
- ставка процента (ставка рефинансирования),
- курс национальной валюты
- сальдо платёжного баланса.
Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны.
Экономический рост является одной из самых важных частей экономического развития общества, а также социально – культурного, политического и т.д. Об экономическом росте судят по основным макроэкономическим показателям, таким как ВВП, ВНД и НД.
Целью написания данной работы явилось исследование сущности макроэкономических показателей Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь.
Предметом исследования являются макроэкономические показатели нашей страны за последние несколько лет, включая 2009 г.
Задачами являются:
изучение понятия и видов макроэкономических показателей
анализ динамики результативных показателей
изучение проблем и перспектив повышения результативности экономики
В первой главе изложена сущность макроэкономических показателей, способы их измерения. Во второй главе проводится анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь. В третьей главе обсуждаются основные проблемы и перспективы развития экономики нашей страны.
Данная курсовая работа была написана с помощью различной литературы, относящейся к макроэкономической теории, а так же с помощью государственных сайтов Республики Беларусь. Основные источники, которые использованы в этой курсовой работе это: Макконнелл и Брю “Экономикс”; Шимов “Национальная экономика Беларуси”, и были взяты статистические данные из Статистического Ежегодника Республики Беларусь за 2009 год, были использованы и другие литературные и электронные источники. Все используемые источники перечислены в списке литературы в конце данной работы.
1. Макроэкономические показатели результативности рыночной
экономики: сущность, виды и измерение
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. В столице Беларуси – городе Минске - проживает около одной пятой населения страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Беларусь - президентская республика. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Беларусь - одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Природные условия Республики Беларусь позволяют успешно производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.
С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.
Переживаемый Республикой Беларусь экономический кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей экономической политики может служить макроэкономическая модель.
В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических факторов, результатов институциональной деятельности и экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Более того, применение моделей в переходной экономике было затруднено переводом статистики Беларуси на принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономических показателей.
C 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели. Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор.
Конечной целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих друг другу счетов основных секторов экономики.
Использование в модели принципа методологии потока финансовых средств автоматически предполагает прогнозирование в разрезе секторов экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор госуправления - государственная финансовая статистика; домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующими показателями национального дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.
Характерной чертой современного развития международных экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.
Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и технических контактов с зарубежными странами, а также связи в области образования и культуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экономик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике.
Малая открытая экономика принимает такую ставку процента, какая установлена на мировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию.
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Сегодня Беларусь обладает достаточно сильной промышленной базой, квалифицированной рабочей силой, традициями экспорта товаров, она расположена вблизи как богатых западных рынков, так и обширных рынков Востока. Наша республика ѕ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.
Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой в 2008 году составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота) [15]. В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.
Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира.
Характеризуя наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.
Уровень экономики Республики Беларусь, как и любой другой страны, характеризуют макроэкономические показатели. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объём внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.
Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).
Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов и измеряет стоимость товаров и услуг произведенных этими единицами для конечного использования. ВВП является показателем произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВВП. Кроме того, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны - территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. И наконец, ВВП - это валовой продукт, потому что он исчисляется посредством вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.
Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами системы национальных счетов требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, сроке их службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВВП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВВП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.
ВВП может быть исчислен следующими тремя методами:
1) как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);
2) как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования);
3) как сумма первичных доходов (распределительный метод).
В основе расчёта ВВП производственным способом лежит такой показатель, как валовой выпуск. Представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых хозяйственными единицами – резидентами – за определённый период. Сюда относят производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозку грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В стоимость услуг включают услуги оптовой и розничной торговли, материально – технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранение, культуры науки, общественных организаций, услуги органов государственного управления, обороны, финансовых учреждений, пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и учреждений. В объём валового выпуска также включается некоторые категории произведённых, но реализованных благ.
При применении способа конечного использования ВВП предстанет как конечное потребление материальных благ и услуг, капиталовложения, прирост материальных оборотных средств и сальдо внешнеторговых операций. Таким образом, ВВП будет включать четыре потока расходов:
Во-первых, потребительские расходы. Это расходы домашних хозяйств на предметы потребления краткосрочного и длительного пользования, а также расходы на услуги. Для обозначения совокупности указанных расходов на услуги. Для обозначения совокупности указанных расходов применяется буква С;
Во-вторых, государство в лице своих органов власти выступает как потребитель, производя закупки товаров и услуг, например военной техники. Расходы государства на потребления обозначаются G. Необходимо отметит тот факт, что государственные трансфертные платежи, поскольку эта категория расходов не отражает увеличения текущего производства и является просто передачей части государственных доходов определённым категориям лиц.
В-третьих, валовые частные внутренние инвестиции (I). Они представляют собой расходы частного предпринимательского сектора данного государства на прирост инвестиций в данном году (чистые инвестиции), а также инвестиционные товары, предназначенные для возмещения потреблённых машин, оборудования, приборов и т.п., т.е. амортизацию.
В-четвёртых, часть товаров и услуг, произведённых в государстве, вывозится за её пределы (экспорт) и потребляется в других странах, поэтому их следует добавить. С другой стороны, импортные товары и услуги стоит вычесть, поскольку они произведены в других системах и не отражают национальное производство. Таким образом, четвёртым компонентом является чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом. Исходя из изложенного выше, ВВП по способу конечного использования равен:
ВВП = C + I + G + Xn (1.1)
В соответствии с распределительным способом ВВП – это общая сумма доходов всех хозяйственных единиц и населения от всех видов экономической деятельности, а также амортизационных отчислений. Точнее говоря, ВВП как поток доходов представлен, во-первых, доходами владельцев факторов производства (т.е. суммой заработанной платы, процента, рентных платежей и других имущественных доходов на собственность до уплаты налогов). Во-вторых, доходами государства в виде различных косвенных налогов. В-третьих, в доходах предпринимательского сектора необходимо учесть амортизационные отчисления, которые идут на покупку инвестиционных товаров. Можно учесть ВВП как сумму первичных доходов (заработанная плата, прибыль и другие доходы), перераспределённых доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию) и амортизационных отчислений. Формула расчёта ВВП распределительным способом:
ВВП = W + Q + R + P + T (1.2)
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учёта уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнивать объём произведённого национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличатся в начале и в конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основании чего произошёл рост национального продукта: за счёт увеличения то ли объёма производства, то ли роста цен. Поэтому для проведения достоверного макроэкономического анализа используются базовые или сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен – дефляторы валового национального продукта. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными – в базовых. Так, номинальный ВВП равен объёму конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП – это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего продукта. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране за тот или иной период. Другими словами, дефлятор ВВП характеризует относительное изменение цен в экономике, а не объёмов производства.
Дефлятор ВВП = (Номинальный ВВП / Реальный ВВП) Ч 100% (1.3)
Из формулы становится очевидным, почему дефлятор ВВП отражает именно ценовые вариации – любое изменение стоимости товаров и услуг без изменения их объёмов производства влияет только на показатель номинального, а не реального ВВП.
Кроме валового внутреннего продукта в макроэкономике применяется другой показатель объёма национального дохода – валовой национальный доход (ВНД). Различия между ВВП и ВНД незначительны. Они заключаются в разном подходе к их расчёту и в абсолютных размерах различаются в пределах 2%.
Валовой национальный доход (ВНД), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за её пределами. ВНД рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчётов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНД.
Валовой национальный доход предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлечённых внешних ресурсов.
В экономической практике используется так же показатель “чистый национальный доход” (ЧНД), позволяющий избегать многократного повторного счёта, искажающего реальный объём ВНД. ЧНД – это ВНД за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНД, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть, которая остаётся после вычета из него амортизации, т. е. составляет сумму чистой продукции всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги.
Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств) т. е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.
Для пересчёта макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определённый период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), делённый на ИПЦ, даёт реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счёт роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основного капитала в результате изменения цен, а так же чистых налогов.
Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ведёт работы по внедрению СНС в сотрудничестве с международными организациями (МВФ, Всемирный банк, Евростат), а также со Статкомитетом СНГ.
Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населении, его занятости, уровне жизни, данные о национальном богатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, инвестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др.
Статистическая система Беларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессов в этой области, так и с учётом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные регуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной стратегии, направленной на улучшение функционирования всей экономики, включая и рыночную экономику: без точных расчётов макроэкономическая политика базировалась бы в основном на интуиции. Национальные счета позволяют комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платёжного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны.
Таким образом, можно говорить, что Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство, с трансформационной экономикой и множеством партнёров. Проанализировать и сделать выводы по состоянию экономики страны, можно с помощью ключевых макроэкономических показателей, таких как ВВП, ВНД и НД.[12]
2. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции
Для того чтобы определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть эти показатели в динамике, определив основную тенденцию экономики в текущем периоде.
Для сравнительного анализа экономического развития и уровня жизни различных стран, координации их экономической и валютной политики, принятия решений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характера проводятся международные сопоставления ВВП. Они представляют также большой практический интерес для международных организаций для решения проблем формирования бюджетов этих организаций, определения доли отдельных стран в финансировании тех или иных проектов, предоставления кредитов и т.д. В рамках ООН разработана программа международных сопоставлений, охватывающая более 80 стран, осуществление которой началось с 1970 г. Методологические принципы данной программы послужили базой для составления проекта международных сопоставлений в рамках стран СНГ.
В основе международных сопоставлений обычно лежит ВВП, исчисленный методом конечного использования. Он представляет собой стоимость конечных товаров и услуг и является, следовательно, функцией двух наборов переменных величин — цен и количества (физического объема) товаров и услуг.
По данным статистики, взятых из Статистического Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 1999 по 2008 гг.
Таблица 1. Анализ динамики ВВП Республики Беларусь за период
1999 – 2008 гг. (в процентах к предыдущему году)
Годы | Валовой внутренний продукт | Основные средства в экономике | Инвестиции в основной капитал |
1 | 2 | 3 | 4 |
1999 | 103,4 | 99,8 | 92,0 |
2000 | 105,8 | 100,2 | 102,1 |
2001 | 104,7 | 99,6 | 96,5 |
2002 | 105,0 | 101,1 | 106,0 |
2003 | 107,0 | 101,8 | 120,8 |
2004 | 111,4 | 101,5 | 120,9 |
2005 | 109,4 | 102,0 | 120,0 |
2006 | 110,0 | 102,5 | 135,2 |
2007 | 108,6 | 102,1 | 116,2 |
2008 | 110,0 | 103,0 | 123,5 |
Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009 ,стр. 37, 38
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что за последние 10 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2008 году по отношения к 1999 году ВВП увеличился примерно на 10 процентов. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за январь-сентябрь 2008 года составил в текущих ценах 93 164,8 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 10% выше, чем в январе-сентябре 2007 года (в январе-сентябре 2007 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2006 года составлял 8,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%. Если сравнить этот показатель (10%) нашей страны с показателем Российской Федерации, то можно сказать, что по отношению к
Российской Федерации Республика Беларусь увеличила свой темп роста ВВП.
В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в феврале для 146 стран мира.
Глобальное исследование впервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов – Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности.
Паритет покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х – начале 90-х годов, учитывает разницу цен в странах и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег.
По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2005 г составил 8,541 тысяч долларов (66-е место в мире). В то же время в текущих ценах объем ВВП страны на душу населения составил 3,090 тысяч долларов (70-е место). [7]
Лидером среди стран СНГ является Россия – объем среднедушевого ВВП по паритету покупательной способности составил 11,861 тысяч долларов в 2005 г (51-е место). Далее следуют: Казахстан – 8,699 тыс. долл. (63-е место), Украина – 5,583 тыс. долл. (77-е место), Азербайджан – 4,648 тыс. долл. (81-е место), Армения – 3,903 тыс. долл. (89-е место), Грузия – 3,505 тыс. долл. (96-е место), Молдова – 2,362 тыс. долл. (104-е место), Киргизия – 1,728 тыс. долл. (114-е место) и Таджикистан – 1,413 тыс. долл. (121-е место). [2]
По расчетам специалистов Всемирного банка, среднедушевой ВВП в Беларуси в 2005 г составлял всего 20,5 % от среднедушевого ВВП США. Для России этот показатель равняется 28,5 %.
Cогласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2005 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 83,5 млрд долларов (63-е место в мире), в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 30,2 млрд долларов.
Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в три раза меньше, чем в США (уровень цен в Беларуси составил 36 проц от уровня цен в США). В результате по паритету покупательной способности в 2005 г доллар США должен был бы равняться 779 бел. рублей вместо фактических 2153,8 бел руб.
Таким образом, удельный вес Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности, в 2005 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населения страны в общей численности населения мира – 0,16 %.
Среди стран СНГ лидером является Россия – удельный вес в мировой экономике в 2005 г составил 3,09 % при удельном весе численности населения 2,34 %.
В 2006 г ВВП Беларуси возрос сразу на 10 % (в сопоставимых ценах), в 2007 году – еще на 8,2 %, а по итогам двух лет – более чем на 19 %. В текущих ценах ВВП Беларуси в 2007 году составил 96,087 трлн бел. руб. (1 долл – 2146 бел. руб. на то время), что соответствует 44,7 млрд долл. Далее, принимая во внимание, что в 2006-2007 гг. инфляция в США составила 6,7 %, в Беларуси 19,5 %, а курс белорусского рубля по отношению к доллару укрепился на 0,2 %, можно рассчитать, что отношение среднего уровня цен в Беларуси к среднему уровню цен в Америке возросло с 36 % в 2005 г до 40,4 % в 2007 г. [6]
С учетом этого, обменный курс по паритету покупательной способности должен равняться 868,2 бел. руб. вместо фактических 2148,89 бел. руб. (средневзвешенный курс на валютном рынке в 2007 г). Отсюда логично вытекает, что ВВП страны по паритету покупательной способности составляет примерно 110,6 млрд долл. Иными словами, в 2007 г экономика Беларуси впервые превысила психологически значимую отметку в 100 млрд долл.
Соответственно, в расчете на душу населения объем ВВП достиг рекордных 11,416 тыс. долл. Заметим, что здесь Беларусь вплотную приблизилась к Казахстану (11,615 тыс. долл.), который занимает второе место среди стран СНГ. Лидирует же, по-прежнему, Россия – 15,694 тыс долл. [15]
Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее:объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009 г. составил в текущих ценах 111,9 трлн. рублей и снизился по сравнению с январем-октябрем 2008 г. в сопоставимых ценах на 1%. Прогнозом на 2009 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №459 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6%, сельского хозяйства – 8,4%, строительства – 11,6%, транспорта и связи – 8,5%, торговли и общественного питания – 10,2%. [9]
Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:
Таблица 2. Динамика производства ВВП в 2008-2009 гг.
В текущих ценах, млрд.руб. |
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года |
|
2008 г. I квартал II квартал I полугодие III квартал Январь - сентябрь Январь - октябрь IV квартал Январь - декабрь 2009 г. I квартал II квартал I полугодие III квартал Январь - сентябрь Январь - октябрь |
25802,5 30149,1 55951,6 37833,0 93784,6 106495,4 35044,2 128828,8 28337,5 31845,1 60182,6 39796,0 99978,6 111901,4 |
111,2 110,4 110,8 111,2 110,9 110,5 107,5 110,0 101,1 99,6 100,3 98,9 99,7 99,0 |
Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад
Что касается общей социально-экономической картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009 года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице №3.
Таблица 3. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-сентябрь 2009 г.)
Январь-сентябрь |
Январь-сентябрь |
Сентябрь
2009 г. |
Справочно |
|||
сентябрю |
августу |
|||||
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. | 99978,6 | 99,7 | х | х | 110,9 | |
Продукция промышленности, млрд. руб. | 90615,8 | 95,5 | 96,3 | 100,4 | 113,4 | |
Производство потребительских товаров, млрд. руб. | 20924,1 | 99,4 | 99,5 | 111,6 | 113,1 | |
продовольственных | 11083,8 | 105,2 | 104,2 | 116,5 | 113,4 | |
непродовольственных | 8482,2 | 92,6 | 93,7 | 107,2 | 112,9 | |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 31043,5 | 114,5 | 103,9 | 121,5 | 123,0 | |
в том числе строительно-монтажные работы | 15151,4 | 124,1 | 127,2 | 145,1 | 121,7 | |
Ввод в эксплуатацию
жилья |
4521,1 | 115,3 | 118,0 | в 3,2р. | 110,4 | |
в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях | 1812,2 | 115,4 | 112,3 | 207,6 | 103,1 | |
в сельских населенных пунктах | 1231,0 | 103,4 | 89,1 | 191,0 | 99,6 | |
Продукция
сельского
хозяйства |
22220,6 | 102,4 | х | х | 106,5 | |
в сельскохозяйственных организациях1) |
х | 107,1 | х | х | 110,9 | |
в хозяйствах населения | х | 94,2 | х | х | 99,9 | |
Производство
продукции
сельского
хозяйства
в |
||||||
намолочено
зерна в перво-начально
оприходованном
|
8496,3 | 96,6 | х | х | 127,6 | |
картофель (на 01.10.) | 594,2 | 106,8 | х | х | 89,0 | |
овощи открытого
грунта |
96,4 | 109,0 | х | х | 105,7 | |
сахарная свекла (на 01.10.) | 1257,2 | 108,4 | х | х | 116,7 | |
реализация
скота и птицы
|
851,5 | 112,6 | 112,4 | 108,3 | 105,2 | |
производство молока | 4368,1 | 108,5 | 109,3 | 88,8 | 108,7 | |
производство яиц, млн. шт. | 1693,6 | 104,2 | 109,9 | 100,2 | 105,5 | |
Перевезено грузов транспортом, млн. т | 177,6 | 94,1 | 102,0 | 98,3 | 110,0 | |
Грузооборот
транспорта,
|
38734,7 | 87,5 | 96,8 | 97,0 | 107,9 | |
Розничный
товарооборот,
|
40317,7 | 102,6 | 102,3 | 97,5 | 120,0 | |
Численность
безработных,
зарегистрированных |
42,2 | 106,1 | 106,1 | 94,7 | 85,6 | |
в % к экономически |
0,9 | |||||
Индекс потребительских цен | х |
107,93) |
111,7 | 100,3 |
109,43) |
|
Индекс цен производителей промышленной продукции | х |
108,73) |
110,0 | 100,6 |
115,13) |
|
в том числе
продукции
производственно- |
х |
110,33) |
110,7 | 100,6 |
116,73) |
Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад.
В целом картина довольна стабильна по отношению к 2008 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов:
Диаграмма 1. Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг.
3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.
Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
Рис.1. Показатели СНС
Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [8, с.197]
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[2, с.85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.
Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.
Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования. [5]
В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.
Беларусь завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.[7]
Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
слабая инновационная активность;
дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.
Для улучшения социально-экономической ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:
рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
наращивание экспортного потенциала страны;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
развитие малых и средних городов;
жилищное строительство.
Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Объем внешней торговли Республики Беларусь |
21504 | 30265 | 32687 | 42085 | 52968 | 71952 |
экспорт товаров | 9946 | 13774 | 15979 | 19734 | 24275 | 32571 |
импорт товаров | 11558 | 16491 | 16708 | 22351 | 28693 | 39381 |
сальдо | -1612 | -2717 | -729 | -2617 | -4418 | -6810 |
со странами СНГ | 13484 | 19201 | 18202 | 23121 | 30237 | 40317 |
экспорт товаров | 5435 | 7318 | 7060 | 8609 | 11221 | 14360 |
импорт товаров | 8049 | 11883 | 11142 | 14512 | 19016 | 25957 |
сальдо | -2614 | -4565 | -4082 | -5903 | -7795 | -11597 |
со странами вне СНГ | 8020 | 11064 | 14485 | 18964 | 22731 | 31635 |
экспорт товаров | 4511 | 6456 | 8919 | 11125 | 13054 | 18211 |
импорт товаров | 3509 | 4608 | 5566 | 7839 | 9677 | 13424 |
сальдо | 1002 | 1848 | 3353 | 3286 | 3377 | 4787 |
Источник: официальный интернет-портал Президента РБ
Заключение
По окончании рассмотрения основных макроэкономических показателей экономики можно сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс пи др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объём внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.
Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).
Во всех странах макроэкономическим показателям уделяется большое внимание, так как только на их основе можно делать выводы о благосостоянии страны в целом. Исходя из макропоказателей необходимо строить новую экономическую стратегию, решать сложившиеся проблемы и т.д.
Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для страны. Именно детальное изучение макроэкономических показателей - выход из ситуации.
Из анализа динамики результативных показателей, проведенного во 2 главе видно, что на сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого, следовательно, Беларусь постепенно преодолевает намеченные цели и выполняет некоторые из поставленных перед ней задач.
«Общими усилиями белорусского народа без потрясений и социальных неурядиц за относительно небольшой период времени построено полноценное независимое государство — Республика Беларусь, которое уважают и с которым считаются в мире. У нас нет антагонистических противоречий в государственной, экономической и духовной жизни. А это, в свою очередь, создает необходимую основу для дальнейшего и уверенного движения вперед.
Что бы ни говорили скептики и оппоненты, наши достижения — результат собственного пути развития, основанного на принципах эффективного государственного регулирования экономики и осуществления сильной социальной политики.
Поэтому концептуальная задача современного этапа — добиться того, чтобы процессы интенсивного социально–экономического развития стали необратимыми, приобрели характер устойчивой тенденции.
Нельзя забывать, что в скором времени нам придется держать отчет перед белорусским народом за выполнение задач, поставленных на третьем Всебелорусском народном собрании и утвержденных в Программе социально–экономического развития страны на 2006 — 2010 годы.
Трудный период, который сегодня переживает мировая экономика и отчасти Беларусь, не закончится в одночасье. Всем нам предстоит много и напряженно работать. В едином строю. Ради сохранения и развития своей страны, способной обеспечить гражданам условия для безопасной, стабильной и счастливой жизни. Это стоит того, чтобы потерпеть! Государство со своей стороны приложит максимальные усилия, чтобы мы достойно пережили все испытания и вышли из них еще более сильными и сплоченными, чем раньше.» Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.[7]
Список литературы
Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
Казак Ю. "Финансы и Кредит", М.,1997,214с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999, 486 с.
Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).
Монография: Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия. – 178 с.
Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
Романовский М.В. Бюджет, налогообложение и проблемы создания финансового рынка./ Л. 1996,39с.
Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.
Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009
Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.
Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. – Мн.: БГЭУ, 2005 г. – 844 с.
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 11, c. 176-189, гл.13, с. 209-223.
www.prime-tass.by.