БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
На тему:
«Клиническая классификация рака легкого»
МИНСК, 2008
Клинико-анатомическая классификация имеет чрезвычайно большое практическое значение, прежде всего с точки зрения распознавания рака легкого. В соответствии с этой классификацией рак легкого делится в зависимости от калибра первично поражаемых бронхов на:
а) центральный рак легкого;
б) периферический рак легкого.
Центральный рак легкого поражает бронхи 2-4-го порядков, то есть долевые, сегментарные и субсегментарные, как правило, доступные для визуального осмотра через бронхофиброскоп. Главные бронхи крайне редко первично поражаются раком. Качественной особенностью опухолей этого уровня является то, что при своем росте они, как правило, обтурируют просвет достаточно крупной ветви бронхиального дерева и закономерно вызывают ателектаз или гиповентиляцию соответствующего отдела легочной ткани (доли, сегмента, субсегмента), что обусловливает возникновение клинико-рентгенологической симптоматики. Кроме того, само наличие опухоли в крупном бронхе может сопровождаться рядом проявлений (кашель, кровохарканье). В ряде случаев, однако, в частности и при мелкоклеточковом раке даже крупная эндофитнорастущая опухоль не обтюрирует полностью просвет бронха, в результате чего синдром гиповентиляции или ателектаза отсутствует.
Особые формы характерны для центрального рака, при называемой медиастинальной форме первичная опухоль бронха мала, трудно диагностируется или же просматривается при исследовании, тогда как основную и обычно легко распознаваемую массу опухолевой ткани составляют обширные лимфогенные метастазы в средостении и в корне легкого. При разветвленной форме раковая опухоль эндофитно распространяется, окружая наподобие муфты или пальцев перчатки крупные бронхиальные стволы в области корня легкого.
Периферический рак легкого развивается из более мелких бронхиальных ветвей и соответственно этому располагается, как правило, в периферических отделах легочной ткани. Обтюрация мелких бронхов не ведет к клинически определимому ателектазу отчасти потому, что небольшой, отключенный от бронхиального дерева участок легочной ткани может оставаться воздушным за счет так называемой коллатеральной вентиляции. Поражение мелкого бронха, как правило, не вызывает каш левого рефлекса и других проявлений, характерных для центрального рака, с чем связаны трудности своевременной диагностики. При распространении к периферии опухоль склонна давать плевральную диссеминацию. При росте же по направлению к корню легкого периферическая опухоль может «централизоваться», то есть перекрыть крупный бронх и вызвать появление соответствующих симптомов, что, чаще всего, свидетельствует о неоперабельности. Описаны и особые формы, характерные для периферического бронхогенного рака. При так называемой полостной форме центральная часть опухоли (чаще — плоскоклеточного рака) некротизируется из-за недостатка кровообращения и после возникновения сообщения растущей опухоли с бронхом некротизированная ткань попадает в его просвет и откашливается больным. В результате этого формируется полостное опухолевое образование, как правило, не содержащее жидкость, со стенками различной толщины (иногда довольно тонкими). Хорошо известна опухоль или рак Пэнкоста, растущая субплеврально, как правило, из верхнезадней поверхности 2-го сегмента верхней доли, часто в области верхнего края главной междолевой щели (отсюда второе название — «сулькус-тумор»). Опухоль быстро прорастает плевральные листки, верхние ребра, межреберные нервы, нижние ветви плечевого сплетения, пограничный симпатический ствол, что обусловливает появление так называемого синдрома Пэнкоста (см. ниже). Описана также пневмониеподобная форма периферического рака легкого, характерная, как уже упоминалось, для опухолей бронхиоло-альвеолярного типа Некоторые считают, что для ряда случаев пневмониеподобного рака харатерна мультицентричность роста.
Пути распространения и классификация рака легкого по распространенности. Распространение бронхогенного рака может быть: а) местным, т. е. за счет роста и инвазии основного опухолевого узла (per continuitatem); б) лимфогенным; в) плеврогенным; г) гематогенным.
При местной инвазии опухоль, распространяясь к центру может прорастать трахею, перикард, левое предсердие, верхнюю полую вену (справа), аорту (слева), пищевод, а распространяясь к периферии, переходить на плевру, грудную стенку, анатомические образования, расположенные над куполом плевры (опухоль Пэнкоста), диафрагму.
В случае лимфогенного распространения поражаются бронхопульмональные, прикорневые, трахеобронхиальные, бифуркарционные, паратрахеальные и надключичные (на шее) лимфоузлы, причем поражение групп лимфоузлов отнюдь не всегда происходит последовательно, и могут наблюдаться так называемые прыгающие метастазы.
При плеврогенном распространении опухоль (обычно периферическая) прорастает висцеральную плевру, после чего при отсутствии плевральных сращений, часто возникающих в зоне опухоли, раковые клетки попадают в плевральную жидкость и быстро распространяются по ней, чему способствует взаимная подвижность висцерального и париетального листков плевры. Возникает состояние, именуемое карциноматозом плевры, обычно сопровождающееся нарастающим часто геморрагическим выпотом, содержащим раковые клетки (раковый плеврит).
Гематогенное распространение наиболее часто ведет к появлению метастазов рака легкого в почках, надпочечниках, печени, головном мозгу, в костях.
Весьма характерным является то обстоятельство, что бронхогенный рак чрезвычайно редко метастазирует в легочную ткань. Исключением являются аденокарциномы легкого, о чем уже говорилось.
Классификация рака легкого по распространенности имеет чрезвычайно большое клиническое, прогностическое и научное значение. В клинической работе чаще используется подразделение больных по стадиям опухолевого процесса, в специализированных учреждениях применяется так называемая система TNM. Стажирование опухолей по степени распространенности производится на основании данных исследования больного, а также дополнительных более точных сведений, получаемых в ходе оперативного вмешательства, если оно производилось.
Один из последних вариантов классификации опухолей легких по стадиям опубликован в «Сборнике официальных указаний по организации онкологической помощи» (1985). В соответствии с этим вариантом рак легкого подразделяется на 4 стадии, причем во II и IV стадиях выделяются по 2 подстадии («а» и «б»).
I стадия — опухоль до 3 см в диаметре долевого или более дистального бронха без прорастания висцеральной плевры и лимфогенных метастазов.
IIа стадия — опухоль от 3 до 5 см долевого или дистальнее расположенного бронха, не выходящая проксимально за пределы долевого бронха или висцеральной плевры или же опухоль меньших размеров, прорастающая висцеральную плевру. Регионарные лимфогенные метастазы отсутствуют.
II6 стадия — опухоль той же или меньшей степени местного распространения с одиночными метастазами в бронхопульмональных лимфоузлах.
IIIа стадия — опухоль более 5 см в диаметре долевого или более дистального бронхов, не выходящая проксимально за пределы долевого бронха и не прорастающая висцеральную плевру или же опухоль тех же или меньших размеров, выходящая за пределы доли, распространяющаяся на соседний долевой, промежуточный или главный бронх, прорастающая висцеральную плевру врастающая в соседнюю долю и (или) на ограниченном участке в плевру, перикард, диафрагму.
IIIб стадия — опухоль той же или меньшей степени местного распространения с множественными метастазами в бронхопульмональных и (или) одиночными или множественными удалимыми метастазами в средостении.
IVа стадия — прорастание опухоли любой величины и локации в жизненноважные органы или анатомические структуры (верхняя полая вена, аорта, пищевод и (или) обширное распространение опухоли на грудную стенку, диафрагму, средостение. Регионарные метастазы отсутствуют.
IV6 стадия — опухоль той же степени местного распространения с любыми вариантами регионарного метастазирования или опухоль меньшей степени местного распространения с неудалимыми регионарными метастазами, диссеминацией по плевре специфическим карциноматозным плевритом или опухоль любой степени местного распространения с клинически определяемыми отдаленными метастазами.
В мире также широко используется классификация, основанная на раздельной оценке первичного опухолевого узла, лимфогенных (регионарных) и отдаленных (гематогенных) метастазов, так называемая классификация TNM (Т — тумор, N — нодус (узел) — метастазы в регионарные лимфоузлы и М — отдаленные, гематогенные метастазы).
Распознавание рака легкого
Клиническая картина операбельного бронхогенного рака в точном понимании этого термина либо чрезвычайно скудна, либо отсутствует вовсе и в лучшем случае позволяет врачу лишь заподозрить онкологическое поражение легкого. Поэтому диагностика рассматриваемого заболевания, в особенности своевременная, невозможна без использования специальных методов аппаратного, инструментального и лабораторного (включая морфологическое) исследования. Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что судьбу и жизнь человека, заболевшего раком легкого, в очень многих, если не в большинстве случаев, решает несложная, современная диагностическая аппаратура и даже неопытный хирург или онколог, знающий проблему и блестяще оперирующий. Судьба больных, в первую очередь, находится в руках рядового врача-терапевта поликлиники, который обращает или не обращает внимание на изменившийся характер кашля, трудно объяснимый субфебрилитет или затянувшуюся пневмонию у немолодого курильщика, а также не всегда достаточно опытного и внимательного рентгенолога, который обращает или не обращает внимание на плохо заметную небольшую тень в легком на рентгенограмме или флюорограмме обследуемого посетителя не в связи с легочным заболеванием, а в порядке очередной диспансеризации.
Основные специальные методы исследования, используемые для диагностики рака легкого
Рентпгенологические методы имеют огромное значение в распознавании бронхогенного рака. Для первичной диагностики используется, в первую очередь, обычная рентгенография(флюорография)', выполняемая обязательно в двух проекциях и в большинстве случаев позволяющая с достаточной уверенностью поставить диагноз рака и во многих случаях отвергнуть подозрение на рак. Во многих случаях рентгенография дополняется томографическим исследованием, позволяющим виде просветы крупных бронхов, а также более четко коитурировать тени периферических опухолевых узлов. Определенное значение в диагностике имеет функциональная полипневмография по И. С. Амосову, позволяющая с высокой точностью устанавливать локальные нарушения вентиляции, связанные с новообразованием, стенозирующим бронх, в том числе и неопределимые с помощью других методов рентгенологического исследования.
Компьютерная томография обладает значительно большими разрешающими возможностями, чем более старые рентгенологические методы, позволяя выявлять периферические новообразования до 1 см в диаметре, инвазию опухоли в соседние органы и ткани, поражение узлов средостения и т. д. Метод позволяет выявлять и отдаленные гематогенные метастазы, в том числе в случаях, когда возможности ультразвуковых методов оказываются недостаточными. Однако имеющийся опыт свидетельствует о том, что этот дорогостоящий метод вовсе не обязательно использовать у больных с достаточно отчетливой рентгенологической картиной, а также и о том, что КТ, как и любой другой самый современный метод, отнюдь не свободна от диагностических ошибок.
Рентгеноконтрастные методы исследования (бронхография, пневмоангиография, каваграфия), в прошлом настоятельно рекомендовавшиеся для уточнения диагноза рака легкого, в последнее время применяются крайне редко, за исключением, возможно, каваграфии, используемой при подозрении на прорастание новообразования в верхнюю полую вену.
Ультразвуковая диагностика, примыкающая к рентгенологическим методам исследования, малоэффективна в распознавании внутрилеточных поражений из-за плохого прохождения ультразвуковых колебаний через воздухосодержащую среду. Она используется главным образом для выявления отдаленных метастазов в паренхиматозных органах (почки, печень, надпочечники).
Радионуклидные методы изучались многими специалистами с целью диагностики опухолей вообще и бронхогенного рака в частности. Однако эти достаточно сложные методы (пульмосцинтиграфия и др.) все же имеют ограниченное значение в диагностике опухолей легкого и используются, главным образом, в научных целях.
Эндоскопические методы. Главным методом эндоскопической диагностики рака является бронхофиброскопия, широко доступная в настоящее время и в амбулаторных условиях (эндоскопические кабинеты поликлиник, диагностические центры). Бронхофиброскопия практически во всех случаях решает вопрос о диагнозе центрального рака легкого (осмотр, визуально контролируемая биопсия). При исследовании удается определить границы распространения опухоли в проксимальном направлении, увидеть признаки ракового лимфангоита слизистой оболочки, косвенные признаки крупных метастазов в корне легкого и средостении. При периферическом раке бронхоскопия в ряде случаев позволяет выявить косвенные его признаки, а также осуществить трансбронхиальную биопсию невидимого опухолевого узла под контролем рентгеновского монитора. Для получения биопсийного материала используются биопсийные щипцы различных конструкций, специальные щеточки (браш-биопсия) и другие устройства.
Так называемая медиастиноскопия дает возможность из небольшого разреза в области яремной ямки с помощью специального прибора — медиастиноскопа — осуществить, тупо раздвигая ткани, осмотр зоны возможных лимфогенных метастазов в средостении (паратрахеальные, трахеобронхиальные, бифуркационные лимфоузлы) и произвести медиастинальную биопсию.
Иногда выполняется передняя медиастиноскопия из парастернального доступа, дающая лучшие возможности осмотра и биопсии трахеобронхиальных и бронхопульмональных лимфоузлов (аналог передней медиастинотомии по Чемберлену). В последние годы метод стал менее популярен из-за того, что метастазы в средостении могут диагностироваться и неинвазивными методами, а патогистологическая верификация этих метастазов далеко не всеми читается противопоказанием к радикальному вмешательству. Кроме того, медиастиноскопия отнюдь не может считаться безопасным диагностическим методом (1-2% летальности).
Торакоскопия используется для осмотра и биопсии субплеврально расположенных образований, а также для уточнения диагноза ракового поражения плевры.Прочие виды биопсий. Трансторакальная биопсия с помощью специальных игл и трепанов различной конструкции широко используется, главным образом, для морфологической верификации периферических опухолей легкого, недоступных бронхоскопического исследования. Манипуляция осуществляется под контролем рентгеновского монитора или же компьютерного томографа. Эффективность метода в большей мере зависит от специального опыта исследователя и составляет по литературным данным от 60 до 80 и даже более процентов. К сожалению, если рак не удается верифицировать этим методом, то нельзя его исключить.
Открытая биопсия внеторакальных лимфоузлов (надключичных, прескаленных) применяется при подозрении на наличие в них метастазов бронхогенного рака, по мнению большинства онкологов исключающих возможность оперативного лечения.
Лабораторные методы. Непосредственное отношение к диагностике рака легкого имеет, в первую очередь, патогистологическое исследование биоптатов, а также цитологическое изучение мокроты, смывов бронхиального дерева, плеврального экссудата. Для получения достоверных данных необходима очень высокая квалификация патоморфологов и цитологов.
Многочисленные попытки диагностировать рак, в том числе бронхогенный, с помощью «опухолевых маркеров» эмбрионального антигена, ракового антигена пока не привели к ощутимым практическим результатам, хотя и имеют поисковое значение. Остальные лабораторные методы используются, главным образом для оценки функционального состояния органов и систем больного.
Пробная торакотомия. Несмотря на совершенство современных диагностических методик, все же не так редко, в особенности при рентгенологически определимом небольшом периферическом образовании в легочной ткани не удается вполне точно установить диагноз. Безуспешные повторные попытки различного рода биопсий могут не давать положительного результата и в то же время не позволяют исключить рак, что ведет к потере драгоценного времени, а иногда и к осложнениям, связанным с исследованием. Проспективное наблюдение за рентгенологической картиной в динамике также считается недопустимым. В таких случаях, как правило, следует решаться на операцию для окончательной верификации подозрительного образования и его удаления. Если образование окажется доброкачественным (туберкулез, гамартома, доброкачественная опухоль и т. д.), то его удаление в любом случае может считаться благом для больного. Эта, в значительной мере диагностическая часть вмешательства многими современными хирургами осуществляется торакоскопическим методом. Если же патогистологически верифицируется рак, то выполняется объем резекции легкого, требуемый онкологическими принципами.
У больных с верифицированным распространенным раком, не имеющих абсолютных признаков неоперабельности, самые современные диагностические методы не всегда могут решить вопрос о технической удалимости легкого (или доли) вместе с лимфогенными метастазами и частью окружающих органов и тканей. Этот вопрос может быть решен лишь после торакотомии и, более того, в ходе попыток оператора выделить те или иные участки пораженной опухолевым процессом ткани. На решение вопроса об операбельности в данном случае, помимо объема поражения, влияют опыт, нередки случаи, когда больные считавшиеся неоперабельными, долгие годы живут после выполненного им радикального комбинированного вмешательства и не так уж редко переживают больных, у которых операбельность рака не вызывала сомнения. Поэтому существующее до настоящего времени представление о том, что пробная торакотомия с целью уточнения вопроса об операбельности больного есть «ошибочная операция» и что сокращение числа пробных торакотомии является хорошим показателем работы онкологической службы, по меньшей мере, спорно. Следует учитывать, что летальность при пробных торакотомиях низка и приближается к нулю при верификации небольших периферических опухолей.
ЛИТЕРАТУРА
Кузин М.И., Чистова М.А. Опухоли, М: Медицина, 2003г.
Литман И. Оперативная хирургия, Будапешт, 1992г.
Шалимов А.А., Полупан В.Н., Диагностика и лечение рака, М.: Медицина, 2002г.