Склярова Т. В.
Педагог сетует на безобразное поведение школьника-подростка. Коллеги дают ему совет: «Постарайся понять его, понять и полюбить его такого, как он есть». В ответ - исполненное горечи вопрошание: «А кто будет любить меня?»
На фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей, изъяснения мельчайших подробностей психической деятельности человека проблема собственной мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие. Ещё апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2). В этой связи несомненный интерес представляет рассмотрение взаимосвязи духовно-нравственной культуры педагогов и социально-психологической атмосферы общества. Личностная позиция учителя, его отношение к происходящим в обществе и государстве изменениям, его отношение к своей профессии, детям, которых он учит, к своему внутреннему состоянию все эти параметры отражаются не только на качестве учебного процесса, но и, в конечном итоге, на развитии личности учащихся. Завтрашний день развития общества во многом определяет мировоззрение педагогов, которые сегодня воспитывают подрастающее поколение.
Наше общество вот уже второй десяток лет в научной литературе принято называть обществом переходного типа. А в обществе переходного типа воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Как воспитывать, к чему призывать, куда вести подрастающее поколение? Эти вопросы были актуальны в России после отмены крепостного права, в 20-е годы XX века, так было в Америке во времена Великой депрессии, в Германии и Японии после Второй мировой войны1.(1: Мудрик А.А. Психология и воспитание. М., 2006. С. 453)Думается, не требует доказательств утверждение о том, что ответ на эти вопросы зависит в первую очередь от мировоззренческой позиции респондента. Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности являются её ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявляя существенное и структурируя жизненный опыт.
Анализируя сегодня процессы воспитания и образования, стоит признать ведущую роль в первую очередь духовных ценностей в формировании целостного мировоззрения подрастающих поколений. Так, сравнительные исследования стилей воспитания в разных социокультурных стратах человеческого общества позволили Маргарет Мид2 (2: М. Мид. Культура и мир детства. М., 1988) сформулировать концепцию трёх типов передачи культуры в обществе. Первый тип - традиционный, в котором усвоение культуры происходит жёстко по вертикали - от старших к младшим, второй тип культуры характерен усвоением как по вертикали, так и по горизонтали - младшие поколения учатся не только у старших, но и у равных себе по возрасту. Третий тип, называемый М. Мид «постфигуративным», характеризуется тем, что поколение детей в состоянии научить поколение отцов. Данный тип передачи культуры свойствен индустриально развитым обществам с характерным для них быстрым устареванием информации. Современному российскому обществу в большей степени присущ именно третий тип передачи культуры, так как молодое поколение, ранее своих отцов адаптируясь в быстроменяющемся обществе, в состоянии научить их этому. Однако факт передачи знаний от детей к взрослым не означает отмирания традиционного института образования и воспитания. Это обстоятельство со всей отчётливостью обнаруживает непреходящее значение духовных ценностей, которые традиционно передаются «по вертикали», так как имеют иерархическую структуру. Способ передачи знаний зависит от их содержания. Ценностные категории усваиваются в иерархическом порядке.
Вот почему в истории педагогического образования, начиная от Я.А. Коменского, А. Дистервега и К.Д. Ушинского, большое значение придавалось религиозному образованию учителей. Мировоззрение педагога, по представлению названных ученых, должно основываться на вере, знаниях и добром отношении к ученикам.
Одним из первых в отечественной литературе профессиографическое описание педагога дал В.Н. Татищев. Он выделил следующие важнейшие качества, которыми должны обладать учителя: «приверженные истинному богословию, научены благонравным правилам, не ханжи, лицемеры и суеверцы, жен и детей имеющие, к науке способные, в своей науке довольно ученые, способные к научению других...»3 (3: Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 130) Определяющим фактором мировосприятия педагога являлась приверженность «истинному богословию».
В своей программной работе «Вопросы о народных школах» К.Д. Ушинский называет два основных критерия качественной подготовки учителей российских школ - христианское воспитание педагога и университетский уровень его педагогического образования. Для ученого-педагога два названных критерия являются взаимосвязанными. Указывая, что недоученные учителя становятся потенциально опасными для общества, К.Д. Ушинский пишет: «Нет нужды доказывать, что убеждения всякого народного учителя христианского народа должны быть проникнуты идеей христианства. Вот почему народных учителей вредно возводить на ту среднюю ступень образования, или, лучше сказать, сообщать им то поверхностное, самонадеянное полуобразование, которое скорее всего ведет к сомнению в религии, а потом к безверию». Призывая не жалеть сил и средств для университетской подготовки педагогов народных школ, основоположник русской педагогики подчеркивает: «Ожидать, чтобы учитель народной школы сам... достиг того высшего образования, которое снова возвращает человека к религии, никак нельзя. При образовании учителей более всего надо бояться этого полуобразования, возбуждающего самонадеянность и не дающего положительных и полезных знаний...»4 (4: Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Т. 2, с.85)
Современная педагогика высшей школы также определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения педагога. Возращение сокровищницы православной культуры в профессиональное педагогическое образование делает процесс подготовки учителей логически завершённым и осмысленным. Социологические опросы последних лет показывают, что всё большее число россиян называет себя не столько верующими, но православными. Зачастую, статистические данные выявляют следующий парадокс - процент называющих себя православными россиян (и педагогов, в том числе) значительно выше процента тех, кто считает себя верующим. Данный факт свидетельствует о том, что происходит личностная самоидентификация человека с православием не как с религией, но как с фундаментом российской культуры. Вместе с тем изучение основ православия в той или иной форме помогает личности впоследствии обретать религиозный фундамент своего мировоззрения. Религиозность как личностная характеристика существенным образом влияет на ценностные ориентации человека. Православие, воспринятое личностью как основа мировосприятия, качественно иначе воздействует на выбор и деятельность человека.
Проведённое летом 2005 года под руководством профессора МГУ И.П. Рязанцева социологическое исследование молодёжи от 15 до 30 лет во всех федеральных округах Российской Федерации в числе прочего выявило следующую закономерность - воцерковлённая (8%) и невоцерковлённая верующая молодёжь (55%) на первое место в шкале жизненно важных ценностей поставила семью, любовь к ближнему, мудрость. Молодёжь неверующая, но положительно относящаяся к православной вере (33%) и те, кто отрицательно относится к православию (4%) наиболее важными ценностями своей жизни называют деньги, еду, власть5 (5: Данные социологического опроса «Отношение российской молодёжи к Русской Православной Церкви», проведённого в июле 2005 г. социологическим факультетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и рядом региональных отделений Российской социологической ассоциации (РоСА) под руководством заместителя декана факультета по научной работе, доктора экономических наук, вице-президента РоСА профессора Игоря Павловича Рязанцева) Полученные в прошлом году данные коррелируют с подобным опросом студенческой молодёжи, проведённым почти 10 лет назад в 1995-97 гг. З. Пейковой. Среди 1004 опрошенных российских студентов социолог также выделила 4 типа, в зависимости от их ответа на вопрос: «Какое место занимает религия в вашей жизни?» - глубоко верующие, достаточно верующие, маловерующие и неверующие. В ходе исследования оказалось, что с падением религиозности увеличивается спектр желаний, в то время как верующие заметно ограничивают свои желания, доходя до некоторых табу. Глубоко верующие ни разу не высказали желаний «уехать в другую страну на постоянное место жительства», «иметь лёгкую жизнь», «не попасть в армию», чем, по мнению исследователя, они демонстрируют как признаки патриотизма, так и обузданность иждивенческих и потребительских настроений.6 (6: Пейкова З. Религиозный портрет студента // Высшее образование в России. №5, 1999. С.114)
Приведённые данные со всей очевидностью свидетельствуют о том, что духовно-нравственная культура нашего соотечественника напрямую соотносится с его религиозными установками и образом жизни. Наиболее логично эта связь проявляется в педагогической культуре и деятельности.
Педагогические исследования последних лет показывают устойчивую динамику зависимости духовно-нравственной культуры педагогов от того, насколько они знакомы с основами православной культуры.
Так, многолетнее исследование С.И. Минкина ценностных ориентации учителей сельских школ позволило ему сделать выводы о существенном влиянии православной культуры на активизацию мотивационно-ценностного компонента личности учителя, формирование устойчивого интереса к историко-культурологической проблематике, но самое важное - на содержательное углубление основополагающих ценностных блоков личности педагога - общеэтического, нравственно-патриотического и эстетического.7 (7: Минкин С.И. Влияние православной культуры на формирование ценностных ориентации учителей сельской школы. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. педагогических наук. М., 2005. С. 10) «В тех местностях, где долгое время не было действующих храмов и они возникли лишь в период перестройки, гораздо больше педагогов, которые отрицательно относясь к православию, тем не менее, относят себя к «внеконфессиональным», абстрактно верующим», - выявил в своём исследовании С.И. Минкин. А эта категория, как хорошо известно из других исследований, наиболее легко оказывается вовлечённой в различные секты и квазирелигиозные объединения. Оказывается, что обнаруженная в XIX веке С.А. Рачинским буквальная зависимость духовно-нравственного климата русской школы от территориальной близости храмового здания, даже полуразрушенного сохраняет свою актуальность и по настоящее время в российской сельской школе.
Следующая, не менее важная составляющая социальной проблематики в современной России - это проблема воспитания патриотизма. Проведённое выпускницей ПСТГУ в рамках дипломной работы в 2001 году сравнительное исследование знаний школьников средней общеобразовательной московской школы и воспитанников православного клуба «Пересвет» (г.Сергиев Посад) об истории Отечества, имён отечественных полководцев, умения воспроизвести даты военных сражений продемонстрировало устойчивую взаимосвязь интереса к истории ратного подвига в России и желанием и готовностью 14-15 летних мальчишек идти служить в армию. Православные ребята считают для себя позором «косить от армии». Немалое значение играет здесь и выражаемая позиция педагогов.
В уже цитированной работе С.И. Минкина в проведённом среди сельских учителей констатирующем эксперименте была отмечена не очень высокая оценка нравственно-патриотических ценностей. После ознакомления сельских учителей с основами православной культуры и нравственности, с историей православия родной земли, ценностный статус патриотизма значительно вырос. Стоит ли говорить о том, что сельский учитель, не являющийся патриотом своего Отечества, порождает глубокую социальную проблему, связанную с тем, что его ученики лишены общения с взрослым, знающим и любящим родную землю, а следовательно - манящие перспективы обустройства комфортной жизни на «стороне далече» становятся приоритетными в сознании подрастающих сельских детей?
Ценностные ориентации педагога позволяют с большой степенью эффективности противостоять разлагающему влиянию СМИ. В информационном поле, которое давно уже утратило нравственную систему координат, где добро и зло - всё стало тенью, заблудиться нетрудно не только ребёнку, но и взрослому человеку. Абсолютные ценности размываются, оказываются не столь уж и абсолютными, а вполне относительными - рождается мода на предательство (Евангелие от Иуды), происходит девальвация всех тайн (Код да Винчи). Устоять при такой массированной атаке massmedia способен человек с крепким нравственным стержнем. Именно такие люди могут укрепить детские души в противостоянии приманкам информационных технологий, проповедующих ложь и тиражирующих пороки.
Напряжённая сфера межнациональных отношений также нуждается в специалистах, знающих цену национальной культуре и воспринимающих границы национального и религиозного факторов в жизнедеятельности человека. Отсутствие элементарных представлений о духовных основаниях национальной культуры, о взаимосвязи особенностей национального характерами религиозной жизни народа приводит порой к страшным событиям, подобным тому, что произошло в г. Кондопога.
Кратко обозначив социальные аспекты, требующие как минимум, осведомлённости педагогов в области православного вероучения и культуры, отметим следующее. По нашему представлению следует различать религиозное образование и воспитание педагогов и их профессиональную готовность вести преподавание духовно-нравственных дисциплин детям.
Диссертационной работой Л.П. Гладких «Педагогические условия подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (ПСТГУ) открыто целое направление в исследовании процесса профессиональной подготовки специалистов для проведения системного воспитания детей в традициях православной культуры.
Однако духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, подростков, воспитательная работа по духовно-нравственному развитию в юношеских организациях, с детьми по месту жительства, с армейской молодёжью также предполагает профессиональную подготовку специалистов. Это обстоятельство обуславливает необходимость разработки комплексной программы профессиональной подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей, подростков и молодёжи не только в образовательных учреждениях, но и в системе дополнительного образования, в социально-педагогических, коррекционных учреждениях, в системе ювенальной юстиции, в условиях паломничества, летнего отдыха и т.п. Первые шаги для этого уже сделаны, но предстоит ещё немало. Уже разработаны и апробированы учебные программы по духовно-нравственному воспитанию школьников для студентов педагогических специальностей, подготовлен ряд пособий по православным основам педагогики (С.Ю. Дивногорцева), элементам православной психологии (Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько), истории отечественной православной педагогической мысли (Л.Н. Беленчук), возрастной психологии и педагогике в контексте православной антропологии (Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене). Нужны учебные пособия для педагогов по православной педагогической антропологии, этике и аксиологии православного педагогического служения, социальной педагогике Православия. Кроме того, важно определиться с тем минимумом богословской образованности педагогов, который допустим для осуществления духовно-нравственного воспитания и развития детей. Обращение к теологии как к отрасли научного знания позволит определить содержательное ядро религиозного образования педагогов. Выстраиваемая таким образом система педагогического образования, равно как и научных исследований в педагогике и психологии, поможет не только студентам, но и уже сложившимся специалистам реализовать потребность в получении профессиональных знаний в соответствии со своим религиозным мировоззрением.
Создание концепции и программы профессиональной подготовки педагогов для духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи может быть осуществлено только совместными усилиями педагогов-исследователей, церковно-педагогической общественности и при непосредственной государственной поддержке.