МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
301 ГРУППА
ВИНИЦКАЯ Александра Вячеславовна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Курсовая работа
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры
социальной педагогики
Прокопьева З.И.
Минск 2006
Содержание:
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога 9
1.1. Профессионально важные качества социального педагога 10
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
Глава II. Профессиональное становление социального педагога
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога в процессе практической работы и самообразования
1.1. Непрерывное образование социального педагога 20
2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы
3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
3.1 Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
3.3. Развитие профессионального самосознания – условие повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Введение
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень званий и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.
Внутренняя культура социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволяет выделить основные компоненты внутренней культуры специалиста социальной сферы:
а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками — индивидуально-личностный уровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены специалистом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Данный компонент формируется и укрепляется в процессе овладения опытом социально-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы- Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение специалиста к педагогической деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста — это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону личности как специалиста;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) специалиста — поведенческий уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, эффективно реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и ее результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку - объекту его социальной работы, - особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимоотношений людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту, самой социальной работе и ее результативности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а государственной и волонтерской деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста - - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувственное отношение к ней; внешняя культура — индивидуальный стиль профессиональной деятельности этого же специалиста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]
Актуальность исследования:
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
Цель: определить пути формирования профессиональной культуры социального педагога.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: процесс совершенствования профессиональной культуры социального педагога.
Задачи исследования:
Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога.
Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры социального педагога.
Обосновать практические рекомендации по повышению общей культуры специалиста, совершенствованию профессиональной культуры социального педагога в его практической деятельности.
Гипотеза исследования:
Формирование профессиональной культуры в социально-педагогической деятельности социального педагога возможно при создании следующих условий:
1) Приобретение собственного опыта на основе непрерывного образования социального педагога, систематизации теоретических и практических профессиональных знаний.
2) Развитие профессионального самосознания, самообразования и целе
направленности работы по самосовершенствованию, профессиональному самообразованию.
3) Предоставления, организации и поддержки коллективом самостоятель-
ности и творчества социального педагога.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по теме.
2. Методика определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности.
3. Анкетирование.
Глава I. Структура профессиональной культуры социального педагога
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая педагогической культуры
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.
Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педагогической культуры специалиста видят прежде всего проявление в профессиональной деятельности конкретного человека — социального педагога.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень педагогической культуры включает такие составляющие, как личность самого социального педагога, его теоретический и практический опыт, личностные социально-педагогические качества.
Личность специалиста --это тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социально-педагогического опыта специалиста. Именно через призму личности с ее индивидуально-психологическими и социальными особенностями происходит усвоение теоретического и практического опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт это те медицинские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные знания, которые необходимы специалисту для квалифицированной деятельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педагогические знания составляют основу собственно педагогической деятельности; медицинские и социальные знания — необходимый компонент — предрасположения и предостережения, которые надо учитывать специалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывает то, на чем основывается действенность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.
Практический опыт представляет собой усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капитал», который прошел апробацию на практике специалиста и может быть им использован в типичных ситуациях.
Педагогический опыт по содержанию включает в себя:
— уровень владения специалистом искусством педагогической деятельности (педагогическое мастерство);
— развитие профессионально-важных (с позиции педагогики) личностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реализовать педагогический аспект в процессе социальной работы в интересах эффективности профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство складывается из:
— владения специалистом педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами;
— развития у него педагогической техники: самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи.
1.1. Профессионально важные качества социального педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — это особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к педагогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравственные чувства — удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Это удовлетворенность от добросовестного выполнения социальной работы, социально-педагогической деятельности, своей профессиональной деятельности, нравственной по своей сути. Моральным является чувство неудовлетворенности в результате нерешенности социальных проблем человека, несоблюдение моральных норм как самим педагогом, так и другими участниками воспитательного процесса. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.
Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю общим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный педагог постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:
— контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данные способности имеют важное профессионально значение для социального работника;
— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социальной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искусством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.
Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция социальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:
— педагогическая наблюдательность.— видение своих особенностей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
— педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации;
— рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии;
— педагогическое мышление — это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
— педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальной проблемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:
— эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
— эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Практика работы специалистов социальной сферы показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:
— проводить профессиональный отбор специалистов, рекомендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут работать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимости от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующие сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
— сопереживания специалиста в работе с клиентом должны носить внешне-эмоциональное проявление, не переносимые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души переживать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в решении его социальных проблем;
— активно учиться управлять своими чувствами и при возрастании переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение;
— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:
а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;
в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через:
— реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает существенное влияние на ее результативность;
— проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал
д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы
е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.
Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.
Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.
В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные
положения:
Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.
Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию
способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие
жизненные проблемы.
Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить
личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность
во взаимоотношениях.
Социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего положения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии.
Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].
Глава II. Профессиональное становление социального педагога
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования
Профессиональная культура — сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переосмыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социально-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных методов и методик.
Деятельность социального педагога направлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, которые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.
Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свободу подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в результате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навыков, опыта, авторитета.
Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношениях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.
На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог—высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенствующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130].
1.1. Непрерывное образование социального педагога
На протяжении всей деятельности социального педагога, социального работника должна осуществляться его личностная и производственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки –практики.
Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.
По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...».
В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от возраста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить возможность учиться или подняться на новый уровень профессиональной подготовки» (58).
На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в течение всей жизни человека» (58).
Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.
Во-первых, работа высших учебных заведений должна быть построена таким образом, чтобы любой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой независимо от ее степени и в различные периоды своего профессионального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессионального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.
Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.
На первом, довузовском этапе, профессионального выбора происходит достижение уровня социальной зрелости, достаточного для решения проблем морально-профессионального самоопределения и выбора образовательного маршрута в области «человек—человек».
Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагогики, социальной работы.
Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потенциала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).
Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Каждая из всевозможных частных методик также требует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высокая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]
2. Профессиональное становление социального педагога и его этапы
Каждый из этапов профессионального становления специалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него — педагог, психолог, социальный педагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации:
формирование профессиональных намерений и сознательный выбор профессии;
продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обучающихся в процессе воспитания;
активное вхождение в профессию;
полная реализация личности в труде.
Первый этап — формирование профессиональных намерений и сознательный выбор профессии — связан с профориентационной работой, особенность которой состоит в знакомстве абитуриентов с ценностными представлениями о самой профессии, о значимости ее для общества в современных условиях, выявлении личностных особенностей абитуриентов и профессиональной направленности как системы эмоционально-ценнностных отношений.. Здесь важна эффективная профориентационная работа в школах, в системе довузовской подготовки.
Этот период очень важен, ведь именно на начальном этапе профессионального обучения особую роль играет мотивация выбора профессии. Важно определить к чему человек имеет способности, чем ему нравится заниматься, и если выбор сделан правильно, то задачи следующего периода становятся более конкретны.
Второй этап — усвоение профессиональных знаний, навыков и умений — будет проходить эффективнее при наличии сформированной мотивации к обучению данной профессии.
Следующий, третий этап — активное вхождение в профессию — предполагает самостоятельную профессионально-учебную деятельность студентов, к которой можно отнести как практическую, так и научную деятельность.
Вхождение в профессию — очень важный этап для будущего профессионала, так как практика показывает, насколько студент владеет необходимыми знаниями, умениями, практика позволяет сверить свои ожидания с реальной профессиональной деятельностью.
Последний этап — полная реализация личности в труде.
Профессиональное становление личности — сложный процесс, проходя который, человек преодолевает трудности, находит выход из кризисных ситуаций возрастного и личностного характера и тем самым получаст способность при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека[2,53-54].
3. Основные значимые факторы и условия развития профессиональной культуры социального педагога
3.1 Альтруизм—один из ведущих факторов развития профессиональной культуры социального педагога
Вместе с тем, характеризуя понятие непрерывного социально-педагогического образования, следует подчеркнуть альтруистические потребности социального педагога, социального работника. Согласно утверждениям психологов, эта потребность является врожденной и мера ее выраженности у разных людей разная Идеальной нормой для обращения к социально-педагогическому образованию является альтруистически настроенный человек, жизнь которого лишается некоторого смысла, если не создаются условия для проявления его бескорыстных гуманистических эмоций и их воплощения в практическую деятельность.
Альтруистическая эмоция лежит в основе социальной направленности личности и ее высшим выражением является способность к социальному творчеству — к решению социальных проблем нуждающегося человека на высшем профессиональном уровне Эта постоянно возобновляемая потребность может рассматриваться как психологическое внутриличностное русло образовательного процесса. Человек образовывает себя сам и в меру своих возможностей помогает другому человеку, попавшему в беду (215).
Таким образом, ведущим фактором, стимулирующим повышение образования, развитие профессиональной культуры социального педагога, является его стремление к расширению поступков добродеяния, благотворительности и милосердия.
3.2. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..
Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная профессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, понукание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в деятельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофессионализацию специалиста.
Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие условий для нормального осуществления социально-педагогической деятельности вызывает профессиональную деформацию личности, состояние психической усталости, эмоциональной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.
Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и культурном восхождении социального педагога, подчеркнем, что профессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизического развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.
Все это в значительной степени может регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществлении социально-педагогической деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном направлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая может и должна иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога, социального работника[13, 133].
3.3. Развитие профессионального самосознания – условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества – профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).
В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.
Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:
развитие личностного интереса к выбранной профессии;
формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
формирование профессионально-личностной «Я-концепции».
Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.
Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания.
3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога
Одним из теоретических подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концепции связано с открытием фундаментальных законов развития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности является системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.
Синергетика (в переводе с греч.) — совместный, согласованно действующий. Система (в переводе с греч.) — целое, составление из частей, соединение; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. — М.: Сов. энц. изд. — 1989. — С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как определенная система, целостность. Личность — это социально-синергетическая система. Личность определенной культуры — этносинергетическая система.
«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".
Опирается ли социальный педагог в своей деятельности на национальную культуру, осваивая знания и особенности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этнического самосознания, внедряя в практику народную педагогику? Какое место в профессиональной культуре социальных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» белорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет (от франц.) — склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет — интегративная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших понятий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных условиях жизнедеятельности.
Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.
Каков же менталитет белоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэтому в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и человека-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофировано отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.
С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Чернобыльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не думаете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Какой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост — потому что хлеб, взращенный в труде, — примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.
Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому типичным вопросом для белорусов, особенно в экстремальных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, терпеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.
У белорусского народа хорошо развиты инстинкты самовыживания и самосохранения. Белорусы являются интровертными личностями. По сравнению с русскими, они более индивидуалистичны, у них менее развиты товарищеские чувства. Белорусы более склонны к самостоятельной жизни, не очень разговорчивы, не любят обсуждать свои проблемы публично. Иногда белорусы кажутся очень хмурыми, однако это не является внутренней чертой их I характера, а лишь свидетельствует о том, что они не любят показывать свои чувства, проявляя сдержанность, сосредоточенность. Характерны для белоруса и такие особенности, как консерватизм, нежелание ломать или преобразовывать социокультурную среду, отсутствие склонности к коренным переменам. Отсюда такая ностальгия по прошлому, нежелание изменять мир, который уже обжит и устроен. Мужественность, решительность, несгибаемость проявляют они в экстремальны» ситуациях (войны). Именно тогда у белорусов выявляются лучшие качества: любовь к своему Отечеству, малой родине, смелость, выносливость.
Что сегодня для белоруса его Беларусь, Родина? Это прежде всего те люди, с которыми человек проживает свою жизнь, с которыми живет постоянно. Это — сама жизнь. С.Алексиевич пишет, что "Родина для всех — жизнь". Специфической чертой характера белорусского народа является толерантность, т.е. неприятие шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отличается от традиционных представлений о мире. Толерантность несовместима с национализмом. Может быть, поэтому сегодня все чаше говорят о том, что в педагогической практике необходимо опираться на понятие "Родина" ("Бацькаушчына"). Именно это понятие тесно связано с понятием "народ Беларуси".
Перечисленные особенности характера белоруса проявляются в той среде, в которой он проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные особенности белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования общеобразовательной школы разрабатываются вопросы деления республики на учебно-воспитательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный компонент их функционирования, определенным образом должны использоваться национально-культурные и национально-психологические особенности тон среды, где развивается, формируется личность.
Социальному педагогу необходимо учитывать все компоненты процесса социализации и этнизации личности, которые не могут рассматриваться вне национальной культуры, потому что именно личность определенной культуры и есть объект его внимания. Поэтому нужно не только изучать основы этнопсихопедагогики белорусов и других этносов, но и понимать мир культуры личности, живущей в реальной ситуации[4, 152-159]
Эмпирическое исследование определения готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Для измерения готовности студентов к социально-педагогической деятельности использовалась методика В. А. Сластенина [19, 197-200].
Готовность студентов-выпускников к социально-педагогической деятельности может рассматриваться в трех уровнях: личностная (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная), которые предлагается измерить по 10-балльной шкале. Измеряемые параметры готовности составлены (на основе методики МПЦУ И.К. Шалаева) в соответствии с квалификационной характеристикой социального педагога (В.А.Сластенин, М.А.Галагузова, М.Н.Костикова, В.Г.Бочарова), а также с учетом требований, предъявляемых к осуществлению воспитывающей деятельности классным руководителем, педагогом-воспитателем (О.С.Газман, Н.Е. Щуркова и др.). При этом необходимо учитывать текущую успеваемость студента, результаты экзаменов, результаты прохождения социально-педагогической практики.
Испытуемым предлагается оценить в количественных показателях проявления своих личностных качеств, уровень владения теоретическими профессиональными знаниями и уровень операционно-деятельностной (технологической) готовности в профессиональной деятельности:
9—10 б. (оптимальный уровень) — обладает данными качествами (знаниями, умениями) в большой степени;
6—8 б. (допустимый уровень) — обладает необходимыми качествами (знаниями, умениями), но не в достаточной степени;
4—5 б. (критический уровень) — качества (знания, умения) проявляются слабо, их недостаточность может создавать проблемы;
0—3 б. (недопустимый уровень) — большинством указанных качеств (знаний, умений) не обладает, не считает необходимым их развивать.
Рис. 1.2 Диаграмма процентных показателей уровня проявления личностных качеств студентов в профессиональной деятельности
Данная диаграмма показала, что 13 процентов опрошенных студентов оценили свои личностные качества на 9-10 баллов, что говорит об оптимальном уровне наличия таких личностных характеристик, как гуманистическая направленность, позитивная мотивация к профессии, коммуникативные способности и перцептивные способности, рефлексивно-аналитические качества и др. 87 процентов опрошенных обладают допустимым уровнем наличия личностных качеств, что означает, что данные качества присутствуют, но не в достаточной степени.
Среднее значение данного параметра по всем опрошенным студентам—8.2 балла по 10-балльной шкале, что говорит о высоком уровне проявления личностных характеристик.
Рис. 1.3 Диаграмма процентных показателей уровня владения студентами теоретическими профессиональными знаниями
Данная диаграмма показывает, что 83 процента опрошенных оценили свои теоретические знания от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне владения такими знаниями, как знание общей теории воспитания, основ социальной педагогики, педагогической и социальной психологии, знание основ социальной политики государства, правовых актов, закона «Об образовании» и др. 17 процентов опрошенных студентов оценили свои знания от 4 до 5 баллов, что свидетельствует о том, что знания используются слабо, имеются пробелы в знаниях, что может вызывать проблемы в профессиональной деятельности.
Среднее значение параметра «Теоретическая готовность» по всем опрошенным—6,8 баллов, что говорит о достаточном уровне владения студентами теоретическими профессиональными знаниями.
Рис. 1.4 Диаграмма процентных показателей уровня операционно-деятельностной (технологической) готовности студентов к профессиональной деятельности
Диаграмма показывает, что 77 процентов студентов оценивают свои умения от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне операционно-деятельностной готовности студентов к профессиональной деятельности. Остальные 23 процента опрошенных оценивают свой уровень обладания умениями как критический, что свидетельствует о том, что многие умения еще недостаточно сформированы и нуждаются в развитии.
Среднее значение параметра «Операционно-деятельностной готовности» по всем опрошенным студентам—6,6 баллов, что говорит о достаточном уровне сформированности умений, хотя умения и не проявляются в достаточной степени.
Рис. 1.5 Диаграмма процентных показателей уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Исследование показало, что 90 процентов студентов обладают допустимым уровнем общей готовности к будущей профессиональной деятельности. Это говорит о том, что они владеют социально-педагогическими технологиями на основе знания и в основном на основе заимствованного опыта и готовы внедрять их в профессиональную деятельность, обладают допустимым уровнем личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. 10 процентов опрошенных студентов обладают критическим уровнем общей готовности к профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты владеют знаниями, но затрудняются воплотить их в действительность, владеют социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме.
Среднее значение уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности по всем опрошенным—6,9 баллов, что говорит о допустимом уровне общей готовности к будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Управление профессиональным развитием социального педагога
Управление профессиональным развитием социального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
1.Формирование личностных качеств уровня базовых социальных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосредоточенность на содержании и способах собственной профессиональной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.
2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.
3.Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и групповой работы, организовывать практико-ориентированную деятельность детей и взрослых.
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:
1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:
—осознанный выбор профессии;
внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; —высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:
— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
— прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
— коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42].
Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.
Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры[1,243-244].
Приложение 1
Анкета
Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Уважаемые сотоварищи!
Ваша готовность к социально-педагогической деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества напишите цифру от 0 до 10.
9—10 — наличие качества, умения, знания в большой степени;
6—8 —обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени.
4—5 — качества проявляются слабо
0—3 — отсутствие качества, умения, знания, вы не считаете необходимым их развивать.
I. Параметр «Личностная готовность» — Л («хочу» и «имею для этого способности»):
Л1 Гуманистическая направленность
Л2 Уровень общей культуры, эрудиция
Л3. Потребность работать с детьми, позитивная мотивация к профессии
Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность
Л5. Креативность
Л6. Коммуникативные способности и качества
Л7. Перцептивные способности
Л8. Рефлексивно-аналитические качества
Л9. Организаторские способности и качества
Л10. Состояние психического и физического здоровья
Л11. Эстетический вкус
II. Параметр «Теоретическая готовность» — Т («знаю»):
Т1 Знание основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологий исследования
Т2. Владение системой знаний о человеке как совокупности биологического,
социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека
Т3. Знание общей теории воспитания, современных концепций воспитания
Т4. Знание основ социальной педагогики, концепции социального воспитания
Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности
Т6. Знание педагогической и социальной психологии
Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного программно-целевого управления)
Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических технологий
Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними
Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением
Т11 Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов
Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов
III. Параметр «Операционно-деятельностная {технологическая) готовность» — Д {«умею»):
Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции
Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции
Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции
Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции
Д5. Владение технологиями реализации коррекционной функции
Д6. Владение технологиями реализации охранно-защитной функции
Д7. Умение реализовать координационную функцию
Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции
Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию
Д10. Умение организовать взаимодействие с родителями школьников
Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия
Д12. Умение проводить исследовательскую работу
Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управляющей программам)
Д14. Владение механизмами перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую
Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, достойном человека.
Большое спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Таблица № 1.2
Результаты измерения параметров личностной, операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Испытуемые |
Параметр "Личностная готовность" |
Параметр "Теоретическая готовность" |
Параметр "Операционно-деятельностная готовность |
Общая готовность |
1 | 7,5 | 7,2 | 7,8 | 7,5 |
2 | 8,1 | 7,5 | 6,3 | 7,0 |
3 | 9,7 | 8 | 8,6 | 8,6 |
4 | 6,8 | 4,6 | 5,9 | 5,6 |
5 | 7,6 | 7,3 | 7,3 | 7,3 |
6 | 6,8 | 5,6 | 5,2 | 5,6 |
7 | 7,9 | 6,6 | 5,9 | 6,5 |
8 | 8,5 | 6,8 | 6,3 | 6,8 |
9 | 8,4 | 7,4 | 6,9 | 7,3 |
10 | 8,1 | 6,3 | 6,5 | 6,7 |
11 | 8,6 | 6,6 | 6,6 | 6,9 |
12 | 8,5 | 6,5 | 6,7 | 6,9 |
13 | 8,2 | 6,8 | 5,6 | 6,4 |
14 | 8,1 | 6,8 | 6,5 | 6,9 |
15 | 9 | 7,3 | 6,8 | 7,3 |
16 | 8,5 | 6,9 | 6,7 | 7,1 |
17 | 8,5 | 6,5 | 6,9 | 7,0 |
18 | 8,3 | 7,5 | 7 | 7,3 |
19 | 8,4 | 7 | 7,6 | 7,5 |
20 | 7,9 | 7,6 | 6,6 | 7,2 |
21 | 7,3 | 5,9 | 5,7 | 6,0 |
22 | 8,3 | 7,3 | 7,3 | 7,5 |
23 | 7,5 | 4,5 | 5 | 5,3 |
24 | 7,7 | 6,9 | 5,2 | 6,2 |
25 | 8,2 | 7,5 | 6,3 | 7,0 |
26 | 7,6 | 5,8 | 6 | 6,2 |
27 | 8,4 | 7,1 | 6,9 | 7,2 |
28 | 9 | 7,3 | 7,2 | 7,5 |
29 | 8,5 | 7,6 | 7,6 | 7,8 |
30 | 9,2 | 7,3 | 6,6 | 7,3 |
Всего |
6,9 |
Список литературы:
1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000.
2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.—с. 53-54.
3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002.
4. Калачева И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000.
5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина—М., 1994.
6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах этнопсихологических исследований\ Психология.—1996.--№ 4.—с. 43-44.
7. Клемантович И. Новая профессия—социальный педагог\ Школа.—1998.--№3.—с. 14.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996.
9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.—М., 1990.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.—М., 1992.
11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.—1996.--№1.—с. 31-35.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.—М., 1996.
13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.—с. 65-70.
14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992.
15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.—Пенза, 1994.-- 180 с.
16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.—Мн., 2001.
17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.—М., 1989.
18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.—Москва—Тула, 1993.
20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.—М., 1987.
21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.—М., 1998.
21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.—М., 2001.
Используемая литература
4. Блинов Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с. 58-61.
5. Блинов Л.В. Синергетический аспект профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86.
9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70.
10. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1.
Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1