СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра гуманитарных основ государственной службы
Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык и культура речи»
на тему: «Языковые аспекты общения
государственных служащих»
Выполнил: |
Слушатель группы № 06305 ИПС |
Сизикова Ксения Сергеевна |
Научный руководитель: |
З.А. Шукшина |
Новосибирск 2006
План:
Введение
Понятие культуры
Сущность культуры
Профессиональная культура, ее черты и особенности
3. Профессионализм и профессиональная культура государственной службы в библии и концепции древних мыслителей
Введение
Мысль, высказанная Гегелем о государственной службе, когда все в ней подчинено отказу от случайного и субъективного, точна и определенна: государственная служба может быть действенной тогда, когда возникает отношение между всеобщим и особенным интересом, появляется связь, которая «составляет понятие и внутреннюю прочность государства» (Гегель. Философия права. С. 344). Собственно, когда речь идет о государственной службе, всякий раз говорится о государстве, его надежности и прочности. Именно стремление к сохранению государства как «осуществленного разума» (там же. С. 462) и составляет долг, обязанность и ответственность всего синклита государственных чиновников. Государственные служащие разных категорий, рангов и должностей благодаря своему умению и мастерству обеспечивают живучесть этого «смертного Бога», как называл государство Т. Гоббс. Вот это мастерство, высокая квалификация, действия со знанием дела, проявляющиеся как мера и качество деятельности, названы нами профессионализмом и профессиональной культурой. Последняя в системе государственной службы является показателем, индикатором и критерием решения всех общественных проблем, выделения среди них приоритетных, ключевых и второстепенных. Государственное (социальное) управление, будучи важнейшей функцией государственной службы, имея в качестве своей опоры интересы и власть, всегда базировалось на уже сложившейся культуре, на степени ее развитости в обществе.
Выбрав данную тему я хочу показать, что культура государственных и муниципальных служащих играет очень важную роль в их профессиональной деятельности, раскрыть языковые аспекты общения государственных и муниципальных служащих. Я считаю, что профессионализм неотделим от того общественного образования, которое называется культурой. Понятие «профессиональная культура» не является простым механическим сочетанием понятий «профессионализм» и «культура». Это синтез, органический сплав, создающий новое общественное явление, где происходит встреча высокого мастерства с общей культурой человека. Поэтому поиски определения понятия профессиональной культуры необходимо начинать с выяснения важнейшего составляющего элемента данного единства, т. е. с того, что мы понимаем и какой смысл вкладываем в понятие «культура».
2 Понятие культуры в государственной и муниципальной службе
В науке существует много определений культуры, которые выражают различные, а иногда и несовместимые друг с другом подходы для объяснения этого понятия. Культура – это научное понятие, охватывающее собой весь сложный, трудный и многообразный способ человеческой деятельности, социальных отношений, всего многомерного существования людей. В понятии «культура» сходятся разновеликие области человеческого бытия, несхожие между собой факторы сознания, которые наше познание может до некоторой степени глубины и адекватности воспроизвести, изменить и усвоить. Одновременно с этим культура – это сложное и напряженное историческое сосуществование людских поколений, живущих бок о бок народов и наций. Любая сфера человеческой деятельности может быть охарактеризована с точки зрения ее культурной значимости и ценности для человека и его бытия. Данным понятием широко пользуются в различных областях деятельности и познания: в быту, науке, обыденном сознании; его используют для характеристики разнообразных сторон и явлений жизни. Диапазон значений культуры поистине безграничен. Достаточно упомянуть хотя бы одно экстравагантное определение культуры, принадлежащее некоему американскому автору: «Культура – это все: от плевков на тротуар до пения псалмов царя Давида».
2.1 Сущность культуры
Сущность культуры обнаруживается в двух формах: во-первых, культура существует в виде предметов, готовых результатов деятельности и тех социальных отношений, которые человек застает при рождении. В данных объектах, вещах запечатлена, материализована предшествующая и теперешняя деятельность субъекта. Эту форму существования культуры можно назвать «вещным результатом» деятельности человека, или «материальными основаниями культуры».
Понятие «материальные основания культуры» отражает ту сторону этого сложного социального явления, в которой откристаллизовалась, воплотилась идеальная, духовная деятельность субъекта. Материальные основания культуры – это то, в чем отпечатываются деяния людей, их трудовые усилия. Будучи реальным базисом, без которого не может существовать человеческая деятельность, материальные основания культуры являются материнским лоном человеческой истории. Они выступают как истинный и точный показатель уровня развития вещной, физической и интеллектуальной, духовной мощи человека – субъекта исторического творчества. В материальных основаниях культуры (городах и селах, дорогах и водных каналах, библиотеках и культовых сооружениях, орудиях труда и музыкальных инструментах, книгах и компьютерах и еще в неисчерпаемом перечне вещей, предметов, объектов) застывает, опредмечивается деятельностью человека и человечества активная жизненная сила субъекта, переходя в форму всех этих неисчислимых объектов. По этому-то культура и ее сущность, во-вторых, проявляются и существуют в личностной форме, ибо ее создают или же разрушают не безликие существа, не абстрактные понятия. Она была, есть и будет процессом деятельности живых, реальных личностей, которые выступают конкретно-историческими носителями социальных отношений и действий. В этой форме происходит распредмечивание запечатленных, материализованных на прошлых этапах деятельности элементов культуры, переход их предметной формы в сферу деятельных способностей субъекта, в область живых человеческих страстей, воль, потребностей, желаний, идей, знаний и т. д. Здесь «мерами воспламеняющийся огонь» деятельности способен растопить богатство предшествующих слоев культуры, образованных в былые времена, в иной историко-культурной среде, другими поколениями людей. Выделяя личностную, индивидуальную сторону этого достаточно сложного и противоречивого феномена, Абраам Моль определяет культуру «как духовное оснащение личности» (Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 47). Культура – это также не только определенный уровень общественного развития социального субъекта и объекта, но в первую очередь это качественная сторона их деятельности, качественное состояние общества; культура – это качественный индикатор бытия общества и самого человека, его деятельности как в духовной, так и в материальной сферах. В культуре обнаруживается также и качественная характеристика всего общественного организма, оценка его с точки зрения того, что реально воплощается в процессе его формирования и становления, в ходе реализации сущностных сил деятельного и действующего человека. Следовательно, культура имеет своей отличительной чертой качественный параметр самой деятельности, т. е. то, на что в первую очередь обращается внимание при изучении явлений.
Из теории культуры и из понимания профессионализма следует, что данным социальным явлениям суждено находиться друг подле друга, причем их союз, «тесный и неразрывный», рожден системой трудовой деятельности и социальных отношений. Профессионализм и культура встречаются на «поле» деятельности и отношений, и на этой «почве» произрастает новый социальный феномен, который называется «профессиональная культура».
Профессиональная культура – это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса (см.: Модель И. М. Профессиональная культура муниципального депутата. Екатеринбург, 1993. С. 26–27). Действительно, профессиональная культура рождается, живет и совершается в «живом огне» деятельности и вне ее не может реализоваться. Стремясь овладеть профессией, т.е. участвуя в каком-то виде трудовой деятельности, человек одновременно с этим приобщается и к общей культуре; именно в этом слиянии, соединении профессионализма и общей культуры появляется на свет и культура профессиональная, которая служит мерой, степенью и качеством самой деятельности человека, объективным показателем участия его в общественном развитии и совершенствовании всего социального организма. Как субъект деятельности участвует в прогрессе общества, так и культура (общая и профессиональная) способствует интеллектуальному росту самого индивида, подъему его сил и способностей.
Таким образом, профессиональная культура является объективным качественным индикатором формирования и субъекта деятельности, и среды его обитания; по характеру профессиональной культуры можно в целом судить и о самом обществе, и о его многочисленных составляющих: сферах, элементах, частях. одним из главных показателей профессиональной культуры является культура общения как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей как на работе, так и вне ее, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, норм и правил человеческого общежития и поведения. Социальное и профессиональное общение отражает уровень состояния культуры, все ее достижения и недостатки. В профессиональной культуре, где необходима совместная деятельность, «посредством общения ценностные ориентации отдельных работников трансформируются в единство целей, достижение которых гарантируется соответствующей модификацией поведения людей» (Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983. С. 15).
Профессиональная культура, будучи качественным индикатором отношения человека к труду, к сотоварищам, является сгустком культуры общения, общей культуры. Последняя создает базовый уровень и культуры общения, и профессиональной культуры. Все характеристики и требования общечеловеческой культуры распространяются на ее виды и сферы. Это, конечно, закон, которому подчиняется частное проявление его, устанавливая связи, единство, взаимозависимость и целостность историко-культурного процесса. Завершая рассмотрение профессиональной культуры, необходимо сделать вывод о том, что ее важнейшими слагаемыми являются: освоение общей культуры, приобщение к ее достижениям, овладение профессиональным мастерством, полная творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность в своем виде деятельности, грамотное, эффективное использование средств и методов при достижении цели, рациональность, расчетливость при осуществлении своей работы, возможность предвидения результатов труда, – великий дар прозрения, свойственный людям; и в первую очередь тем, кто «прозревает внутренние достоинства» предметов и вещей; далее, важными составляющими, профессиональной культуры являются способность и желание передать свои умения, знания, навыки, а также культура общения и, главное, нравственно-профессиональная этика. У профессионала его занятие, его созидательный труд служит критерием личной нравственности, соблюдения высокого принципа благоговения перед жизнью. Профессиональная культура, соединенная с нравственными нормами, профессиональная компетентность, сращенная с моральными установками, заставляют человека стремиться к более полному профессиональному и личностному, гражданскому самовыражению.
Профессионализм и профессиональная культура государственной службы в библии и концепциях древних мыслителей
Государственная служба – это один из древнейших социальных институтов, вызванный к жизни объективными социальными процессами. Занятые на ней лица органически связаны с государственным строительством, социальным управлением, государственным строем. Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Она имеет почти трехтысячелетнюю историю и несет на себе следы многовекового опыта, традиций, исторически передаваемых идей, ценностей, форм организации и управления социальными процессами, а также заимствований, которые, как правило, трансформируются в соответствии с существующей культурой, национальным характером, обычаями и нравами народа.
Государственная служба как социальный институт во все времена интересовала исследователей, стремящихся найти ее истоки, основания для ее формирования в различных регионах и культурах. Они пытаются постичь ее корни, обнаружить то общее, что есть в данном виде человеческой деятельности. Видимо, поэтому государственная служба в качестве определенного общественного образования нашла отражение еще у мыслителей древности: Лаоцзы, Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона, а также в таком величайшем культурно-историческом памятнике, как Библия.
Вопрос о становлении и совершенствовании государственной службы всегда был актуальным и злободневным, ибо затрагивал самые глубинные, личностные стороны человеческих отношений: между слугами и господами, начальниками и подчиненными и т.д.
Государственная служба во все времена была предметом пристального внимания ученых и государственных деятелей не только с точки зрения ее основ и природы, но и со стороны повышения ее профессионализма и подъема профессиональной культуры. На «повестку дня» выдвигались разные аспекты профессиональной культуры и профессионализма в зависимости от обстоятельств, места, ситуации и времени. Но развивались и общие, сквозные идеи и суждения.
Сами понятия «культура», «профессионализм», «государственная служба», «профессиональная культура» не только имеют большое количество (подчас противоречивых) значений, но и вошли в научный оборот значительно позже, чем сформировалось их понимание в истории социальной мысли. В связи с этим возникает вопрос: в каких терминах и понятиях описывать и передавать явления профессиональной культуры, государственной службы, которые возникли позднее, но для выражения которых использовались другие термины? Более того, в традициях разных стран государственных служащих называли по-разному. В Китае это «сановники», в Греции – «государственные мужи», в Германии – «чиновники» и т. д.