Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование тягового электродвигателя

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный университет путей сообщения


Кафедра «Электрическая тяга»


Курсовой проект

По дисциплине: «Тяговые электрические машины и преобразователи»

На тему: «Проектирование тягового электродвигателя»


Выполнил:

студент гр. Т-415

С.В. Абрамов


Екатеринбург

2008

Содержание


Введение

Исходные данные

1. Расчет параметров зубчатой передачи и основных размеров

2. Расчет активного слоя якоря

2.1 Расчет параметров обмотки

2.2 Параметры обмотки якоря

3. Расчет щеточно-коллекторного узла

3.1 Выбор числа и размера щеток

3.2 Определение рабочей длины коллектора

4. Расчет магнитной цепи

4.1 Сердечник якоря

4.2 Главные полюса

4.3 Остов

4.4 Участок сердечника якоря

4.5 Участок зубцового слоя якоря

4.6 Участок сердечника главного полюса

4.7 Участок стыка полюса с остовом

4.8 Участок выхода потока из полюса в остов

4.9 Ярмо остова

4.10 Расчет воздушного зазора

4.11 Расчет конструкционных размеров и параметров катушки

главного полюса

5. Расчет стационарной коммутации

6. Расчет добавочных полюсов

Список использованных источников


Введение


В настоящее время совершенствование электроподвижного состава является одним из главных направлений в развитии железнодорожного транспорта и остается таковым в ближайшей перспективе. Развитие средств электроники и микропроцессорной техники способствует появлению принципиально новых по своим техническим возможностям локомотивов с высоким уровнем автоматизации процессов управления. Однако каковы бы ни были масштабы внедрения новых средств автоматизированного контроля и управления техническими системами электрических локомотивов, их реализуемые эксплуатационные качества всегда будут определяться техническими возможностями их движителей – тяговых электродвигателей (ТЭД).

В этих условиях исключительно важная роль отводится процессу проектирования тяговых электродвигателей. В ходе разработки новой конструкции приходиться неоднократно уточнять и тщательно увязывать мужду собой множество размеров и параметров машины для одновременного учета и выполнения многочисленных конструкторских, технологических, экономических требований и ограничений.

В данном курсовом проекте основное внимание уделено вопросам разработки конструкции основных частей машины и их взаимосвязи в единой системе тягового двигателя. Необходимо отметить, что в своей основе методика проектирования тягового электрического двигателя, опирается на традиционную методику проектирования тяговых машин, разработанную и используемую в настоящее время коллективами проектировщиков отечественного электровозостроения.


Исходные данные


Номинальная мощность двигателя PПроектирование тягового электродвигателя= 145 кВт;

Номинальное напряжение питания двигателя UПроектирование тягового электродвигателя= 1500 В;

Корпусное напряжение UПроектирование тягового электродвигателя= 3000 В;

Номинальная скорость движения локомотива VПроектирование тягового электродвигателя= 48 км/ч;

Конструкционная скорость движения локомотива VПроектирование тягового электродвигателя= 98 км/ч;

Номинальный коэффициент регулирования возбуждения βПроектирование тягового электродвигателя= 0,43;

Диаметр бандажей ведущих колес DПроектирование тягового электродвигателя= 1,05 м;

Диаметр оси колесной пары dПроектирование тягового электродвигателя= 180 мм;

Вид торможения рекуперативное;

Вид системы вентиляции машины самовентиляция;

Род тока постоянный;

Вид локомотива МВПС;

Тип подвешивания двигателя опорно - рамное;

Класс изоляции “B”.


1 Расчет параметров зубчатой передачи и основных размеров


Предварительно из ряда параметров, обеспечивающих минимум отходов при раскройке места, выбираем размер диаметра якоря


Dа = 423 мм. (1.1)


Выполняя требование Dк = (0,75…0,9) · Dа, рассчитывается диаметр коллектора


Dк @ 0,9 · Dа , (1.2)

Dк @ 0,9 · 423 = 380,7 мм.


Минимальное число коллекторных пластин рассчитывается по формуле


Проектирование тягового электродвигателя (1.3)


где 2р – число коллекторных полюсов. Принимаю 2р = 2;

Duк – среднее максимальное напряжение. Принимаю Duк = 18 В.


Проектирование тягового электродвигателя


Максимальное число коллекторных пластин рассчитывается по формуле


Проектирование тягового электродвигателя (1.4)

где tкmin – минимальный шаг по коллектору. Принимаю tкmin = 3,9 мм.


Проектирование тягового электродвигателя


Принимаю К = 306 пластин.


Уточняем диаметр коллектора


Проектирование тягового электродвигателя , (1.5)

Проектирование тягового электродвигателя


Уточняем межламельное напряжение


Проектирование тягового электродвигателя , (1.6)

Проектирование тягового электродвигателя


Для двигателей МВС, допустимая максимальная частота вращения якоря обычно не выходит за пределы 3000 об/мин.

Тогда максимальные обороты якоря


Проектирование тягового электродвигателя (1.7)


где Проектирование тягового электродвигателя – максимальная окружная скорость якоря. Проектирование тягового электродвигателя

Принимаю Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателя


Зная максимально возможные обороты якоря,можно найти максимально возможное передаточное число редуктора µ


Проектирование тягового электродвигателя (1.8)

Проектирование тягового электродвигателя


Номинальная частота вращения двигателя рассчитывается как


Проектирование тягового электродвигателя, (1.9)

Проектирование тягового электродвигателя


Диаметр делительной окружности зубчатого колеса находится по формуле


Dz = Dб – 2 · (b+D), (1.10)


где b – расстояние от головки рельса до кожуха редуктора. b = 120 мм;

D – расстояние от делительной окружности большого зубчатого колеса

до внешней нижней точки кожуха редуктора. D = 20 мм.

Dz = 1050 – 2 · (120+20) = 770 мм.

Далее находится диаметр делительной окружности малого зубчатого колеса

Проектирование тягового электродвигателя, (1.11)

Проектирование тягового электродвигателя


Число зубьев большого зубчатого колеса


Проектирование тягового электродвигателя, (1.12)


где y – угол наклона зубьев при прямозубой передаче. Принимаю y = 0о;

m – модуль зубчатого зацепления, принимаемый в зависимости от

вращающего момента М и конструкции тяговой передачи.


Проектирование тягового электродвигателя, (1.13)

Проектирование тягового электродвигателя


По эмпирическим формулам для прямозубых передач


Проектирование тягового электродвигателя (1.14)


где К – односторонняя передача. Принимаю К = 1, согласно [1].


Проектирование тягового электродвигателя


Принимаем m = 10.

Проектирование тягового электродвигателя


Число зубьев шестерни рассчитывается по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (1.15)

Проектирование тягового электродвигателя


Тогда точное значение передаточного числа редуктора


Проектирование тягового электродвигателя, (1.16)

Проектирование тягового электродвигателя


Диаметр конца вала рассчитывается по формуле


Проектирование тягового электродвигателя (1.17)


где Проектирование тягового электродвигателя– при односторонней передаче. Принимаю Проектирование тягового электродвигателя = 10 МПа.


Проектирование тягового электродвигателя


Проверка по ширине шестерни. bшПроектирование тягового электродвигателя(20…25) мм


Проектирование тягового электродвигателя, (1.18)

Проектирование тягового электродвигателя


Уточняем значения максимальной и номинальной частот вращения


Проектирование тягового электродвигателя , (1.19)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя


Уточняем значения максимальных окружных скоростей якоря и коллектора


Проектирование тягового электродвигателя , (1.20)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя , (1.21)

Проектирование тягового электродвигателя


Определяем величину централи двигателя


Проектирование тягового электродвигателя, (1.22)

Проектирование тягового электродвигателя


Величина централи характеризует то пространство, которое отводиться для вписывания габаритов проектируемого двигателя. Но поскольку конструкционные размеры двигателя пока неизвестны, можно только ориентировочно проверить возможность такого вписывания по соотношению централи и диаметра якоря - как основного параметра машины, задающего его внешние габариты.

При 2р = 2 и опорно-рамном подвешивании


Проектирование тягового электродвигателя, (1.23)

Проектирование тягового электродвигателя


2. Расчет активного слоя якоря


2.1 Расчет параметров обмотки


Общее число проводников обмотки якоря


N = 2 · K, (2.1)

N = 2 · 306 = 612 проводников.


Ток якоря в номинальном режиме


Проектирование тягового электродвигателя (2.2)


где hн – КПД двигателя. Принимаю hн = 0,91, согласно [1].


Проектирование тягового электродвигателя


Выбираем простую петлевую обмотку якоря, у которой 2а = 2р.

Линейная токовая нагрузка якоря


Проектирование тягового электродвигателя , (2.3)

Проектирование тягового электродвигателя


Ток параллельной ветви

Проектирование тягового электродвигателя (2.4)

Проектирование тягового электродвигателя


При определении рационального числа пазов Z учитывается ограничение по условиям нагрева пучка проводников в пазу якоря в виде величины объема тока в пазу


Проектирование тягового электродвигателя (2.5)


где Nz – число проводников в одном пазу. Принимаю Nz = 2 uk = 12.

53,12 · 12 = 637,44 А Проектирование тягового электродвигателя

Неравенство (2.5) выполняется.

Число пазов якоря находится по формуле


Проектирование тягового электродвигателя (2.6)


где uk – число коллекторных пластин на паз. Принимаю uk = 6.


Проектирование тягового электродвигателя


Первый шаг обмотки в реальных пазах должен удовлетворять условию


Проектирование тягового электродвигателя (2.7)

где Проектирование тягового электродвигателя – укорочение шага обмотки якоря в реальных пазах.

Проектирование тягового электродвигателя = 0,5 паза при петлевой обмотке.

Проектирование тягового электродвигателя


Произведем окончательную увязку между собой числа пазов Z, проводников N и коллекторных пластин К, которая должна обеспечивать выполнение требования внутренней симметрии обмотки якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.8)

Проектирование тягового электродвигателя.


Найдем допустимое значение плотности тока в проводниках якоря


Проектирование тягового электродвигателя (2.9)


где Wtmax – допустимый предел теплового фактора машины.

Принимаю Wtmax = 2050 согласно [1].


Проектирование тягового электродвигателя


Расчетная величина Ja не должна превышать (5…6) А/мм2.

Принимаю Ja = 6 А/мм2.

Наметим площадь поперечного сечения активного проводника якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.10)

Проектирование тягового электродвигателя


По значению qа намечаем размеры проводника hпр Ч bпр.

По ГОСТ 434-53, приложение А согласно [1], выбираю проводник с размерами


hпр Ч bпр = 1,4 Ч 6,7 qпр = 9,165 мм2. (2.11)


Уточним допустимое значение плотности тока в проводниках якоря


Проектирование тягового электродвигателя , (2.12)

Проектирование тягового электродвигателя


Проведем проверку правильности выбора сечения проводника


A · ja < 2050 A, (2.13)

244,74 · 5,796 = 1418,51 А < 2050 A.


Неравенство (2.13) выполняется.

Высоту паза якоря находим по выражению


Проектирование тягового электродвигателя, (2.14)


где Dпрокл – толщина изоляционных прокладок Dпрокл = 0,5 мм;

nпрокл – число прокладок. nпрокл = 3;

hкл – высота клина. hкл = 4 мм;

nкорп – число слоев корпусной изоляции. nкорп =6;

Dhм – толщина межвитковой изоляции по высоте паза якоря;

Dhк – толщина корпусной изоляции по высоте паза якоря;

Dhп – толщина покровной изоляции по высоте паза якоря;

(0,2…0,3) – зазор на укладку секций в паз;

(0,15…0,2) – разница между размером паза в свету и размером паза в

штампе.

Принимаю: Проектирование тягового электродвигателя= 0,1 мм, Проектирование тягового электродвигателя= 0,1 мм, Проектирование тягового электродвигателя= 0,1мм.


Проектирование тягового электродвигателя , (2.15)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя , (2.16)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (2.17)

Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателя

Ширину паза якоря вычисляем по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (2.18)


где Dbм – толщина межвитковой изоляции по ширине паза якоря;

Dbк – толщина корпусной изоляции по ширине паза якоря;

Dbп – толщина покровной изоляции по ширине паза якоря;

(0,2…0,3) – зазор на укладку секций в паз;

(0,15…0,2) – разница между размером паза в свету и размером паза.

Проектирование тягового электродвигателя, (2.19)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя , (2.20)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (2.21)

Проектирование тягового электродвигателя

Найдем ширину паза якоря

bп = 6,7 + 0,4 + 2,4 + 0,4 + 0,2 + 0,2 = 10,3 мм.

Полученные размеры паза якоря должны удовлетворять следующим условиям:

– bп = 10,3 Проектирование тягового электродвигателя – удовлетворяет;

– hп = 33,1 Проектирование тягового электродвигателя – удовлетворяет.


Проектирование тягового электродвигателя, (2.22)

Проектирование тягового электродвигателя


Ширина зубца на поверхности якоря bz1


Проектирование тягового электродвигателя, (2.23)

Проектирование тягового электродвигателя


Шаг по пазам в расчетном сечении tz1/3 (на высоте 1/3hп )


Проектирование тягового электродвигателя, (2.24)

Проектирование тягового электродвигателя


Ширина зубца в расчетном сечении bz1/3


Проектирование тягового электродвигателя , (2.25)

Проектирование тягового электродвигателя


Шаг по дну пазов


Проектирование тягового электродвигателя , (2.26)

Проектирование тягового электродвигателя


Ширина зубца у основания bz2


Проектирование тягового электродвигателя , (2.27)

Проектирование тягового электродвигателя


Необходимо проконтролировать, чтобы выполнялось условие

bz2 і 7 мм, для обеспечения достаточной механической прочности зубца.

Магнитный поток находим по выражению


Проектирование тягового электродвигателя, (2.28)


где ku – коэффициент, учитывающий потери напряжения на внутренних

сопротивлениях обмоток двигателя.


Проектирование тягового электродвигателя, (2.29)

Проектирование тягового электродвигателя.

Проектирование тягового электродвигателя


Далее определяем длину шихтованного пакета якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.30)


где Вz1/3 – индукция в зубцах якоря. Принимаю Вz1/3 = 1,8 Тл;

ad – расчетный коэффициент полюсного перекрытия, для машины без

компенсационной обмоткой. Принимаю ad = 0,64;

Кс – коэффициент заполнения пакета сталью. Принимаю Кс = 0,97.


Проектирование тягового электродвигателя


la Проектирование тягового электродвигателя 315 мм при опорно-рамном подвешивании и односторонней зубчатой передаче, что удовлетворяет условию.


2.2 Параметры обмотки якоря


Выбрав тип обмотки и геометрию активного слоя якоря, устанавливаю шаги обмотки якоря.

Результирующий шаг обмотки в элементарных пазах или шаг по коллектору в коллекторных делениях при простой петлевой обмотке


Проектирование тягового электродвигателя. (2.31)


Первый шаг в коллекторных делениях


Проектирование тягового электродвигателя, (2.32)

Проектирование тягового электродвигателя.


Второй шаг в коллекторных делениях для простой петлевой обмотки


Проектирование тягового электродвигателя, (2.33)

Проектирование тягового электродвигателя.


Укорочение обмотки в коллекторных делениях


Проектирование тягового электродвигателя, (2.34)

Проектирование тягового электродвигателя.


Полюсное деление по окружности якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.35)

Проектирование тягового электродвигателя


Длина передних и задних лобовых участков якорных проводников


Проектирование тягового электродвигателя, (2.36)

Проектирование тягового электродвигателя.

Длина полувитка обмотки якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.37)

Проектирование тягового электродвигателя


Общая длина проводников обмотки якоря


Проектирование тягового электродвигателя. (2.38)

Проектирование тягового электродвигателя


Сопротивление обмотки якоря при 20˚С


Проектирование тягового электродвигателя, (2.39)

Проектирование тягового электродвигателя


Масса меди обмотки якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (2.40)

Проектирование тягового электродвигателя


3 Расчет щеточно-коллекторного узла


3.1 Выбор числа и размера щеток


Ток, протекающий через щетку, находим по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (3.1)

Проектирование тягового электродвигателя


Определим требуемую площадь щеточного контакта одного щеткодержателя


Проектирование тягового электродвигателя, (3.2)


где jщ – плотность тока под щеткой.

Допустимую плотность тока назначаем по выбранной марке щеток, согласно[1]. Выбираю марку ЭГ51.

Принимаю jщ =12 А/см2.


Проектирование тягового электродвигателя


Максимально-допустимая ширина щетки


Проектирование тягового электродвигателя, (3.3)

Проектирование тягового электродвигателя

По ГОСТ 8611-57, согласно [1], выбираю ширину щетки и принимаю ее равной Проектирование тягового электродвигателямм.

Далее рассчитываю длину щеточного контакта


Проектирование тягового электродвигателя, (3.4)

Проектирование тягового электродвигателя


Принимаю nщ = 1 – число элементарных щеток по длине коллектора.


Проектирование тягового электродвигателя, (3.5)

Проектирование тягового электродвигателя


Ориентируясь по ГОСТ 8611-57, согласно[1], выбираю составной тип конструкции щеток и принимаю длину одной щетки lщ = 40 мм.

Окончательная величина площади щетки Sщ


Проектирование тягового электродвигателя, (3.6)

Проектирование тягового электродвигателя


Тогда точное значение плотности тока под щеткой


Проектирование тягового электродвигателя, (3.7)

Проектирование тягового электродвигателя


3.2 Определение рабочей длины коллектора


Рабочую длину коллектора находим по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (3.8)


где bрб – осевой разбег якорных подшипников. bрб = 10 мм;

∆щд – толщина разделяющей стенки окна щеткодержателя. ∆щд = 5 мм;

r – размер фасок краев рабочей поверхности коллектора. r = 2мм.

Проектирование тягового электродвигателя

Достаточность длины рабочей части коллектора по нагреву можно оценить по эмпирической формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (3.9)

Проектирование тягового электродвигателя


Далее определяю удельные и поверхностные потери на коллекторе от трения щеток по выражению


Проектирование тягового электродвигателя, (3.10)


где fтр – коэффициент трения щеток о коллектор. fтр = 0,23;

pщ – удельное давление на щетку. Согласно [1], pщ =20 кПа;

Vku – окружная скорость коллектора при режиме испытательной

частоты вращения. Vku =1,35 · Vkmax = 1,35 · 47,35 = 63,92 м/с;

Проектирование тягового электродвигателя – суммарная площадь всех щеток на коллекторе.

Проектирование тягового электродвигателя= 2 р · Sщ · 100 = 2 · 10 ·100 = 2000 мм2;

Проектирование тягового электродвигателя – толщина межламельной изоляции. Принимаю Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателя.


Из расчета видно, что удельные потери мощности на коллекторе не превышают допустимые, которые составляют 40…50 кВт/м2, значит рассчитанный щеточно-коллекторный аппарат, будет функционировать без опасности перегрева.


4. Расчет магнитной цепи


4.1 Сердечник якоря


Определяем высоту сечения ярма якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.1)


где Проектирование тягового электродвигателя– индукция в сердечниках якоря. Принимаем Проектирование тягового электродвигателя=1,8 Тл;

dк – диаметр вентиляционных каналов. Принимаем dк = 0,02 м;

nк – число рядов вентиляционных каналов. nк = 1.


Проектирование тягового электродвигателя


Внутренний диаметр сердечника якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.2)

Проектирование тягового электродвигателя


Диаметр вала двигателя в его средней части при односторонней передаче


Проектирование тягового электродвигателя, (4.3)

Проектирование тягового электродвигателя


Принимаю Проектирование тягового электродвигателя

Поскольку внутренний диаметр Di не совпадает с диаметром вала, решается вопрос о том, какой элемент будет сопрягающим между шихтованным телом якоря и валом двигателя


Проектирование тягового электродвигателя, (4.4)

117,48 – 99,82 = 17,66 мм.


т.е. устанавливают сплошную втулку якоря.

Ширина полюсного башмака


Проектирование тягового электродвигателя, (4.5)

Проектирование тягового электродвигателя


Длина сердечника полюса


Проектирование тягового электродвигателя (4.6)

Проектирование тягового электродвигателя


4.2 Главные полюса


Площадь поперечного сечения сердечника главного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (4.7)

где Проектирование тягового электродвигателя– коэффициент рассеяния обмоток главных полюсов. Проектирование тягового электродвигателя = 1,05;

Bm – индукция в сердечнике полюса. BmПроектирование тягового электродвигателя(1,4…1,7) Тл.


Проектирование тягового электродвигателя

Ширина сердечника главного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (4.8)


где kmсm – коэффициент заполнения сталью сердечника. kmсm= 0,97;

kср – коэффициент подреза углов сердечника полюса для лучшего

вписывания катушки возбуждения. При намотке меди на широкое

ребро kср= 1.


Проектирование тягового электродвигателя


Сечение аb в основании рога полюса должно быть достаточным для прохождения магнитного потока к крайним участкам полюсного наконечника, для этого должно выполняться условие


Проектирование тягового электродвигателя, (4.9)


где Проектирование тягового электродвигателя – индукция в воздушном зазоре;

Bр – допустимая индукция в основании рога полюса;

ab, bc – размеры снимаемые с эскиза с учетом масштаба изображения.

Определим индукцию в воздушном зазоре


Проектирование тягового электродвигателя (4.10)


Для этого найдем индукцию в воздушном зазоре


Проектирование тягового электродвигателя, (4.11)

Проектирование тягового электродвигателя


По эскизу величина ab = 19 мм, bc = 46 мм.

Проектирование тягового электродвигателя

Неравенство (4.10) выполняется.

Проектирование тягового электродвигателя.

Неравенство (4.9) выполняется.

На предварительном этапе высоту полюса hm примем


Проектирование тягового электродвигателя при 2р = 2, (4.12)

hm = 0,121 · 664,1 = 80,36 мм.


4.3 Остов


Для определения размеров остова сначала рассчитывается площадь сечения ярма остова


Проектирование тягового электродвигателя, (4.13)


где Проектирование тягового электродвигателя – индукция в остове. Проектирование тягового электродвигателя. Принимаю Проектирование тягового электродвигателя=1,4 Тл.


Проектирование тягового электродвигателя


Расчетная длина ярма остова в осевом направлении при четырехгранном остове находится как наименьший из размеров.


Проектирование тягового электродвигателя, (4.14)

Проектирование тягового электродвигателя


Принимаю Проектирование тягового электродвигателя

Средняя толщина остова


Проектирование тягового электродвигателя, (4.15)

Проектирование тягового электродвигателя


Толщина остова в месте расположения главных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя , (4.16)

Проектирование тягового электродвигателя


Толщина остова в месте расположения добавочных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя , (4.17)

Проектирование тягового электродвигателя


Внешний размер остова


Проектирование тягового электродвигателя, (4.18)

где Проектирование тягового электродвигателя– величина воздушного зазора. Принимаем Проектирование тягового электродвигателя= 6 мм.


Проектирование тягового электродвигателя


Ширина прилива под добавочным полюсом


Проектирование тягового электродвигателя. (4.19)

Проектирование тягового электродвигателя


Процедура вписывания тягового двигателя в централь состоит в проверке, а при необходимости в корректировке предварительно найденных размеров магнитопровода с тем, чтобы обеспечить выполнения равенства


Проектирование тягового электродвигателя, (4.20)


где Проектирование тягового электродвигателя – величина гарантийного зазора. Проектирование тягового электродвигателя= 40 мм;

Проектирование тягового электродвигателя – подрез (прилив) остова со стороны моторно-осевых подшипников.

Проектирование тягового электродвигателя,принимаю f= - 24,44


Проектирование тягового электродвигателя


Задача вписывания габаритов двигателя по высоте состоит в нахождении такой величины t превышения оси двигателя над осью колесной пары для выбранного значения просвета С, чтобы выполнялось следующее неравенство


Проектирование тягового электродвигателя, (4.21)

где сПроектирование тягового электродвигателя мм – гарантийный просвет. Принимаем с = 150 мм;

tПроектирование тягового электродвигателя мм – ограниченная величина приподнимания вала двигателя

относительно оси колесной пары. Принимаем t = 20 мм.


Проектирование тягового электродвигателя


4.4 Участок сердечника якоря


Площадь поперечного сечения ярма сердечника якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.22)

Проектирование тягового электродвигателя


Величина магнитной индукции рассчитывается по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (4.23)

Проектирование тягового электродвигателя


По индукции Проектирование тягового электродвигателя = 1,8 Тл согласно [1], из Приложения «В» находим напряженность Проектирование тягового электродвигателя14200 А/м.

Длину магнитной линий снимаем с учетом масштаба с эскиза магнитной цепи. La = 0,1625 м.

Падение магнитных потенциалов в сердечнике якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.24)

Проектирование тягового электродвигателя


Результаты вышеприведенных и последующих расчетов сведены в таблицу 4.1.


4.5 Участок зубцового слоя якоря


Площадь в расчетном сечении зубцового якоря


Проектирование тягового электродвигателя , (4.25)

Проектирование тягового электродвигателя


Индукция в расчетном сечении зубцового якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.26)

Проектирование тягового электродвигателя


По индукции Проектирование тягового электродвигателя= 1,8 Тл, согласно [1], находим напряженность магнитного поля,Проектирование тягового электродвигателя14200 А/м.

Магнитное напряжение зубцов якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.27)

Проектирование тягового электродвигателя


4.6 Участок сердечника главного полюса


Площадь сечения сердечника главного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (4.28)

Проектирование тягового электродвигателя


Индукция в сердечнике главного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (4.29)

Проектирование тягового электродвигателя


По индукции Проектирование тягового электродвигателя=1,7 Тл, согласно [1],находим напряженность Нm = 7050 А/м.

Падение магнитных потенциалов в сердечнике главных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (4.30)


где Lm – длина силовой линии из эскиза. Lm = 0,12 м.

Проектирование тягового электродвигателяFm = 7050 · 0,12 = 846 А.


4.7 Участок стыка полюса с остовом


Магнитное напряжение этого участка Fmj, оценивают по приближенной эмпирической формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (4.31)

Проектирование тягового электродвигателя


4.8 Участок выхода потока из полюса в остов


Площадь сечения участка поворота магнитного потока Sj’, зависит от толщины остова в месте расположения главных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (4.32)

Проектирование тягового электродвигателя


Индукция на участке выхода потока из полюса в остов


Проектирование тягового электродвигателя, (4.33)

Проектирование тягового электродвигателя


Магнитное напряжение на участке выхода потока из полюса в остов


Проектирование тягового электродвигателя, (4.34)


где Hj’ – магнитная напряженность на участке перехода из полюса в остов,

согласно[1], Hj’ = 6800 А/м;

Lj’ – длина силовой линии на участке поворота потока в остове.

Lj’ = 0,08 м.

DFj’ = 6800 ∙ 0,08 = 544 А.


4.9 Ярмо остова


Площадь сечения ярма остова


Проектирование тягового электродвигателя, (4.35)

Sj = 0,06053 · 0,7234 = 0,043787 м2.


Индукция в остове


Проектирование тягового электродвигателя, (4.36)

Проектирование тягового электродвигателя


Магнитное напряжение в ярме остова


Проектирование тягового электродвигателя, (4.37)


где Hj – магнитная напряженность в остове, согласно [1], Hj = 2010 А/м;

Lj – длина силовой линии в ярме остова, из эскиза магнитной цепи.

Lj’ = 0,644 м.

DFj = 2010∙ 0,644 = 1294,44 А.


4.10 Расчет воздушного зазора


Таблица 4.1 – Расчет магнитных напряжений и МДС возбуждения

Номер участка Наименование участка Магнитный поток, Вб Сечение, м2 Индукция, Тл Напряженность, А/м Длина силовой линии, м Магнитное напряжение, А
1 Сердечник якоря 0,058 0,032439 1,8 14200 0,1625 2307,5
2 Зубцовый слоя якоря 0,117 0,064876 1,8 14200 0,0331 470,02
3 Зубцовый слой полюса
4 Сердечник полюса 0,123 0,072127 1,7 7050 0,12 846
5 Стык полюса с остовом 136
6 Переход из полюса в остов 0,061 0,036862 1,66 6800 0,08 544
7 Ярмо остова 0,061 0,043787 1,4 2010 0,644 1294,44
Сумма магнитных напряжений стальных участков 5597,96
8 Воздушный зазор 0,117 0,001947 0,86 4248,19
МДС намагничивания 9846,15
МДС на компенсацию действия реакции якоря 918,3
МДС Возбуждения обмотки главного полюса 10764,45

Потребная МДС воздушного зазора для обеспечения заданных свойств двигателя


Проектирование тягового электродвигателя, (4.38)


где Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент использования мощности.

При Проектирование тягового электродвигателя,Проектирование тягового электродвигателя. Принимаю Проектирование тягового электродвигателя= 0,8;

Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент регулируемости по скорости;

Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент магнитной устойчивости;

Проектирование тягового электродвигателя – МДС поперечной реакции якоря.

Проектирование тягового электродвигателя, (4.39)

Проектирование тягового электродвигателя.

Проектирование тягового электродвигателя, (4.40)

Проектирование тягового электродвигателя


В машинах без компенсационной обмотки, для снижения воздействия поперечной реакции якоря наконечникам главных полюсов придают особую форму, так чтобы зазор расходился бы к краям полюса. Расходящиеся воздушные зазоры обеспечивают нарастание магнитного сопротивления потоку поперечной реакции якоря соответственно росту её МДС от центра главного полюса. Очевидно, что степень искажения магнитного поля главных полюсов, а значит, и величина максимальных межламельных напряжений в этом случае зависят от формы и величины воздушного зазора. Поэтому коэффициент магнитной устойчивости в некомпенсированных двигателях определяется специальным расчетом с учетом индивидуальных особенностей проектируемой машины.


Коэффициент максимального искажения магнитного поля


Проектирование тягового электродвигателя, (4.41)


где Проектирование тягового электродвигателя – максимальный уровень межламельного напряжения.

Принимаю Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателя

Коэффициент раскрытия воздушного зазора принимаю, Проектирование тягового электродвигателя

Тогда согласно [1], рисунок 8.3 Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателя


Согласно закону полного тока, сумма падений магнитных напряжений в контуре должна компенсироваться МДС намагничивания


Проектирование тягового электродвигателя, (4.42)

Проектирование тягового электродвигателя


Реальное значение МДС возбуждения главных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (4.43)


где Проектирование тягового электродвигателя– поперечная составляющая реакции якоря.

Наиболее простым методом нахождения составляющей Проектирование тягового электродвигателя является ее расчет через коэффициент реакции якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (4.44)


В двигателях без компенсационной коэффициент реакции якоря, Проектирование тягового электродвигателя определяется по диаграмме рисунка 8.4.

Для индукции Проектирование тягового электродвигателя Тл, принимаем Проектирование тягового электродвигателя.


Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя

При этом удостоверяемся в правильности выбора Проектирование тягового электродвигателя по формуле


Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (4.45)

Проектирование тягового электродвигателя


Так как число витков округлили, то необходимо уточнить потребную МДС воздушного зазора. Для этого уточним реальное значение МДС возбуждения главных полюсов.


Проектирование тягового электродвигателя, (4.46)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (4.47)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (4.48)

Проектирование тягового электродвигателя


Для определения точных геометрических размеров воздушного зазора сначала рассчитаем эквивалентный воздушный зазор


Проектирование тягового электродвигателя, (4.49)


где Проектирование тягового электродвигателя – магнитная постоянная. Проектирование тягового электродвигателя Гн/м.

Проектирование тягового электродвигателя м.

Связь между конструкционными и эквивалентными воздушными зазорами устанавливается через коэффициент Картера по поверхности якоря, учитывающий геометрические размеры зубцового слоя якоря


Проектирование тягового электродвигателя. (4.50)


Принимаю Проектирование тягового электродвигателя = 3,183 мм.


Проектирование тягового электродвигателя.


Найдем коэффициент Картера по поверхности полюса для эксцентричного зазора


Проектирование тягового электродвигателя , (4.51)

Проектирование тягового электродвигателя.

Проектирование тягового электродвигателя, (4.52)

Проектирование тягового электродвигателя


4.11 Расчет конструкционных размеров и параметров катушки главного полюса


При нахождении параметров катушки главных полюсов, одним из решающих значений для вписывания катушки, является сечение проводника обмотки возбуждения. Принимаю класс изоляции «В» и плотность тока равную


jв = 3,5 А/мм2. (4.53)


Далее рассчитываю пределы, в которых должно находиться сечение проводника обмотки возбуждения.


Проектирование тягового электродвигателя, (4.54)

Проектирование тягового электродвигателямм2.


Катушки главных полюсов при 2р = 2 выполняются намоткой проводников на широкое ребро. Выбираю размеры проводника, согласно[1]

hпр Ч bпр = 25 Ч 1,81 qв = 44,6 мм2. (4.55)

Примем: Dмв = 0,5 мм, Dразд = 1 мм, Dвыст = 0,5 мм.

Найдем размер катушки по высоте hвк


Проектирование тягового электродвигателя, (4.56)

Проектирование тягового электродвигателя


Разбиваем общее число витков на два слоя


Проектирование тягового электродвигателя (4.57)


Тогда размеры катушки по ширине Проектирование тягового электродвигателя при намотке на широкое ребро


Проектирование тягового электродвигателя, (4.58)

Проектирование тягового электродвигателя, (4.59)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя


Исходя из полученных размеров катушки, рассчитывается средняя длина одного витка обмотки возбуждения для верхнего и нижнего слоя


Проектирование тягового электродвигателя, (4.60)

Проектирование тягового электродвигателя, (4.61)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя


Общая длина меди обмоток возбуждения Lв


Проектирование тягового электродвигателя, (4.62)

Проектирование тягового электродвигателя


Сопротивление обмотки возбуждения при 20°С


Проектирование тягового электродвигателя, (4.63)


где kподр – коэффициент, учитывающий подрез катушки. kподр = 1.

Проектирование тягового электродвигателя

Масса меди катушек главных полюсов mмв


Проектирование тягового электродвигателя, (4.64)

Проектирование тягового электродвигателя


5 Расчет стационарной коммутации


Целью данного расчета является нахождение среднего за период коммутации значения реакции ЭДС. Расчет выполняется на основе ранее полученных параметров активного слоя, коллектора и щеток. Необходимо обеспечить выполнение ограничения по допустимой величине средней реактивной ЭДС.

Рассмотрим четыре характерных области замыкания потоков пазового рассеяния


Проектирование тягового электродвигателя, (5.1)


где Проектирование тягового электродвигателя – суммарный удельный коэффициент индуктивности;

Проектирование тягового электродвигателя – магнитная проводимость в пазу якоря над медью;

Проектирование тягового электродвигателя – то же для части паза, занятой медью проводников;

Проектирование тягового электродвигателя – то же по коронкам зубцов якоря;

Проектирование тягового электродвигателя – то же для лобовых частей обмотки якоря.


Удельная магнитная проводимость части паза, занятой медью


Проектирование тягового электродвигателя, (5.2)


где Проектирование тягового электродвигателя– высота части паза, занятой медью проводников;

Проектирование тягового электродвигателя– коэффициент экранирующего эффекта от вихревых токов.

Определяю Проектирование тягового электродвигателяиз полной высоты паза


Проектирование тягового электродвигателя, (5.3)

где Проектирование тягового электродвигателя – односторонняя толщина изоляции якорной катушки;

Проектирование тягового электродвигателя – высота клина;

Проектирование тягового электродвигателя – общее число прокладок на дне паза и под клином;

Проектирование тягового электродвигателя – толщина прокладок.

Одностороннюю толщину изоляции вычисляем по формуле


Проектирование тягового электродвигателя, (5.4)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя


Рассчитаем приведенную высоту элементарного проводника паза якоря


Проектирование тягового электродвигателя, (5.5)


где Проектирование тягового электродвигателя – высота элементарного проводника в пазу якоря;

Проектирование тягового электродвигателя – суммарная ширина меди в пазу;

Проектирование тягового электродвигателя – угловая частота коммутации одного паза;

Проектирование тягового электродвигателя – удельная проводимость меди при ожидаемой рабочей

температуре. Проектирование тягового электродвигателя = 35 · 106 см/м.


Для этого найдем величину Проектирование тягового электродвигателя


Проектирование тягового электродвигателяПроектирование тягового электродвигателя, (5.6)


где Проектирование тягового электродвигателя – окружная скорость на поверхности коллектора в

номинальном режиме;

Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент щеточного перекрытия.


Проектирование тягового электродвигателя, (5.7)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя, (5.8)

Проектирование тягового электродвигателя.

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя.


По диаграмме рисунка 9.2, согласно [1], найдем величину коэффициента демпфирования. Проектирование тягового электродвигателя = 1.

Проектирование тягового электродвигателя

Удельная магнитная проводимость части паза над медью


Проектирование тягового электродвигателя, (5.9)


где Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент, учитывающий материал бандажа крепления

якорной обмотки. При клиновом креплении из стеклопластов

принимается Проектирование тягового электродвигателя=1.

Найдем величину h1


Проектирование тягового электродвигателя, (5.10)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя Гн/м.


Удельная магнитная проводимость по коронкам зубцов


Проектирование тягового электродвигателя, (5.11)


где Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент Картера для поверхности якоря под добавочным полюсом.


Проектирование тягового электродвигателя, (5.12)


Зададимся величиной воздушного зазора между якорем и добавочным полюсом


Проектирование тягового электродвигателя, (5.13)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя.


Рассчитаем ширину наконечника добавочного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (5.14)

Проектирование тягового электродвигателя мм.

Проектирование тягового электродвигателяГн/м.


С учетом распушения магнитный поток добавочного полюса должен перекрывать пространство, называемое зоной коммутации


Проектирование тягового электродвигателя, (5.15)

Проектирование тягового электродвигателя


Удельная магнитная проводимость по лобовым частям при немагнитных бандажах крепления лобовых вылетов


Проектирование тягового электродвигателя, (5.16)

Проектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателя


Найдем среднее за период коммутации значение реактивной ЭДС


Проектирование тягового электродвигателя, (5.17)

Проектирование тягового электродвигателя


С ростом средней реактивной ЭДС увеличиваются абсолютные небалансы между ступенчатой кривой реактивной ЭДС и плавной кривой распределения коммутирующей ЭДС от потока добавочных полюсов.

Поэтому устанавливается ограничение на значение средней реактивной ЭДС в номинальном режиме


Проектирование тягового электродвигателя. (5.18)

1,74 Проектирование тягового электродвигателя(3,5…4,0)В.


6 Расчет добавочных полюсов


Из условия равенства реактивной и коммутирующей ЭДС рассчитаем требуемую индукцию в зоне коммутации


Проектирование тягового электродвигателя, (6.1)


где Проектирование тягового электродвигателя– окружная скорость на поверхности якоря в номинальном режиме.


Проектирование тягового электродвигателя. (6.2)

Проектирование тягового электродвигателям/с.

Проектирование тягового электродвигателяТл.


Для обеспечения требуемого уровня магнитной индукции в зоне коммутации необходимо создать коммутирующий поток


Проектирование тягового электродвигателя, (6.3)

Проектирование тягового электродвигателя Вб.


Полный поток добавочных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (6.4)


где Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент рассеяния добавочного полюса;

Проектирование тягового электродвигателя= 3 – в машинах без компенсационной обмотки.

Проектирование тягового электродвигателя Вб.

Чтобы обеспечить линейность магнитной характеристики добавочных полюсов во всем рабочем диапазоне тока якоря, включая и режим максимальной мощности, индукция в сердечнике полюса в номинальном режиме не должна превышать


Проектирование тягового электродвигателяТл. (6.5)


Принимаю Проектирование тягового электродвигателя.

Наметим ширину сердечника добавочного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (6.6)


где Проектирование тягового электродвигателя – длина сердечника полюса. Проектирование тягового электродвигателя м;

Проектирование тягового электродвигателя – коэффициент заполнения сердечника сталью.

Проектирование тягового электродвигателя = 1.


Проектирование тягового электродвигателя мм.


Зададимся значением второго воздушного зазора


Проектирование тягового электродвигателя мм, (6.7)

Проектирование тягового электродвигателя мм.


Магнитное напряжение первого воздушного зазора

Проектирование тягового электродвигателя, (6.8)

Проектирование тягового электродвигателя А.


Магнитное напряжение второго воздушного зазора


Проектирование тягового электродвигателя, (6.9)


Найдем значение индукции в сердечнике добавочного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (6.10)

Проектирование тягового электродвигателя Тл.

Проектирование тягового электродвигателя А.


Полная МДС обмотки возбуждения добавочных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (6.11)

Проектирование тягового электродвигателя А.


Число витков катушки добавочного полюса


Проектирование тягового электродвигателя, (6.12)

Проектирование тягового электродвигателя витка.

Так как число витков округляли, то необходимо уточнить значение МДС обмотки возбуждения добавочных полюсов


Проектирование тягового электродвигателя, (6.13)

Проектирование тягового электродвигателя А.

Проектирование тягового электродвигателя, (6.14)

Проектирование тягового электродвигателя А.

Проектирование тягового электродвигателя, (6.15)

Проектирование тягового электродвигателя А.


Скорректируем размеры второго воздушного зазора


Проектирование тягового электродвигателя, (6.16)

Проектирование тягового электродвигателям.


Оценим площадь поперечного сечения проводников обмотки


Проектирование тягового электродвигателя, (6.17)


где JПроектирование тягового электродвигателя - максимально допустимая плотность тока в проводниках обмотки, принимаю JПроектирование тягового электродвигателя= 3,5 А/ммПроектирование тягового электродвигателя

Проектирование тягового электродвигателямм2.

Укладку производим на широкое ребро в семь слоев по высоте тела добавочного полюса.

По значению qПроектирование тягового электродвигателя намечаем размеры проводника обмотки возбуждения добавочных полюсов


hпр Ч bпр = 22 Ч 1,81, qд = 39,1 мм2, (6.18)


Найдем размер катушки по высоте в нашем случае


Проектирование тягового электродвигателя, (6.19)

Проектирование тягового электродвигателя мм.


Тогда размеры четырех крайних к остову слоев катушки по ширине, при условии, что в них по 12 витков


Проектирование тягового электродвигателя, (6.20)

Проектирование тягового электродвигателямм.


Средняя длина витка добавочного полюса

Проектирование тягового электродвигателя, (6.21)

Проектирование тягового электродвигателям.

Сопротивление цепей обмоток добавочных полюсов 20°С

Проектирование тягового электродвигателя, (6.22)

Проектирование тягового электродвигателяОм.


Масса меди катушек добавочных полюсов

Проектирование тягового электродвигателя, (6.23)

Проектирование тягового электродвигателякг.

Список использованных источников


1 Андросов Н. Н., Дурандин М.Г. Тяговые электрические машины и преобразователи: Методическое руководство к курсовому проектированию по дисциплине «Тяговые электрические машины и преобразователи» - УрГУПС, 2004 г.

2 Проектирование тяговых электрических машин.: Учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Под ред. М.Д. Находкина. - М.: Транспорт, 1967. – 536 с.

3 Костенко МЛ., Пиотровский Л.М. Электрические машины.: Учебник для студентов высш. техн. учеб. заведений, Изд. 3-е, перераб. -Л.: Энергия, 1972.-544 с.

4 Захарченко Д.Д., Ротанов Н.А. Тяговые электрические машины.: Учеб. для вузов ж.д. трансп. - М.: Транспорт, 1991. - 343 с,

5 Алексеев А.Е. Тяговые электрические машины и преобразователи. - Л.: Энергия, 1977. - 445 с.

6 Уткин В.Г., Соколов С.И., Сукач Э.И. Электропоез ЭР2 руководство по эксплуатации.- М.: Транспорт, 1974.- 248с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com