Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Дипломная работа: Расчет параметров тягового электродвигателя

СОДЕРЖАНИЕ


1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

Выбор расчетных сил тяги и скорости тепловоза

Выбор типа электрической передачи и схемы соединения ТЭД

Определение основных расчетных параметров электрических машин

Определение основных размеров ТЭД

Определение главных размеров синхронного генератора

Определение параметров зубчатой передачи

Определение габаритных размеров

2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ ТЭД

2.1 Выбор типа обмотки

2.2 Расчет числа пазов, параметров обмотки якоря

2.3 Расчет коллекторно-щеточного узла

2.4 Разборка эскиза магнитной цепи

2.5 Расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи

2.6 Расчет главных полюсов, коммутации и добавочных полюсов

2.7 Определение к.п.д. при длительном режиме работы

3 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЭД, СГ И ТЕПЛОВОЗА

3.1 Внешняя характеристика генератора

3.2 Характеристика намагничивания

3.3 Электромеханические характеристики ТЭД

3.4 Разгонные характеристики ТЭД

3.5. Тяговая характеристика тепловоза

4 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЭД И СГ

ЛИТЕРАТУРА


1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ


1.1 Выбор расчетных сил тяги и скорости тепловоза


Длительная сила тяги и скорость определяют массу поезда и среднюю техническую скорость локомотива, а в конечном итоге, его производительность, поэтому нахождение оптимальных значений этих величин является одной из важнейших задач.

Длительная сила тяги тепловоза определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (1)


где Nдг. – свободная мощность тепловоза, передаваемая генератору, рассчи-

тывается по формуле:


Nдг. = Ne – Nвсп., (2)


Nвсп. – мощность, расходуемая на привод вспомогательных агрегатов

тепловоза, определяется по формуле:


Nвсп. = (0,08…0,15)Ne, (3)


Подставляя численные значения, получаем:


Nвсп. = 0,1Ч2940 = 294 кВт.


Тогда подставляя численные значения в (2), получаем:


Nдг = 2940 – 294 = 2646 кВт.


hп – к.п.д. электрической передачи, определяется по формуле:


hп = hгЧhтдЧhзп, (4)


hг, hтд, hзп – к.п.д. соответственно генератора, тягового электро-

двигателей, зубчатой передачи, принимаем hг = 0,95,

hтд = 0,93, hзп = 0,985.

Подставляя численные данные, получаем:


hп = 0,95Ч0,93Ч0,985 = 0,87.


uдл – длительная скорость тепловоза, uдл = 30 км/ч.

Тогда подставляя численные значения в (1), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Определим коэффициент тяги на расчетном подъеме по следующей формуле:

Расчет параметров тягового электродвигателя (5)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Полученный коэффициент тяги входит в рекомендуемый предел значения коэффициента тяги для грузового тепловоза.


1.2 Выбор типа электрической передачи и схемы соединения ТЭД


Предельная мощность тепловозного генератора постоянного тока определяется из условий удовлетворительной коммутации критерием Касьянова, который соответствует выражению:


РгЧnд <=2Ч106, (6)


где Рг – мощность генератора, которую можно рассчитать по формуле:


Рг = NдгЧhд, (7)


Подставляя численные значения, получаем:


Рг = 2646Ч0,95 = 2514 кВт.


Тогда подставляя численные значения в (6), получаем:


2514Ч1100 = 2765400 > 2Ч106.


Так как критерий Касьянова не выполняется, то выбираем передачу переменно-постоянного тока.

Схема соединения электродвигателей выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимые тяговые свойства тепловоза. На выбор электрической схемы соединений ТЭД оказывает влияние максимальная скорость тепловоза Расчет параметров тягового электродвигателя , при которой должна использоваться полная мощность силовой установки. Скорость максимального использования мощности для грузовых тепловозов принимается Расчет параметров тягового электродвигателя. При выборе схемы соединения ТЭД необходимо последовательно исследовать возможность применения различных вариантов в порядке возрастания их сложности. Критерием применимости той или иной схемы является величина скорости полного использования мощности силовой установки тепловоза. Если схема обеспечивает достижение тепловозом скорости Расчет параметров тягового электродвигателя, равной или большой заданной, то она может быть применена. В противном случае необходимо исследовать следующий по сложности вариант. Таким образом, задача сводиться в определении скорости Расчет параметров тягового электродвигателя.

Для начала рассчитаем постоянную схему соединений ТЭД с ослаблением поля:

Максимальную скорость полного использования мощности тепловоза в этом случаем, определим по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (8)


где a - коэффициент ослабления возбуждения;

К2г.дл – коэффициент регулирования генератора;

Кгоп – степень насыщения магнитной системы электродвигателей при

длительном режиме по сравнению с режимом ослабленного поля

при скорости Расчет параметров тягового электродвигателя.

Задаваясь коэффициентом ослабления a = 0,28 и выбирая две ступени ослабления, определяем коэффициент Кг.дл =1,4.

Степень насыщения определяем с помощью кривой намагничивания:

Кгоп = АС/АЕ=1,8.


Тогда подставляя численные данные в (8), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как скорость Расчет параметров тягового электродвигателя, то, следовательно, эта схема соединения ТЭД нам подходит. Значит, мы выбираем схему соединения ТЭД с ослабленным полем.


1.3 Определение основных расчетных параметров электрических машин


Максимальное напряжение тепловозного генератора принимаем следующим: Uг.max = 800 В.

Максимальному напряжению генератора соответствует минимальный ток генератора, при котором еще полностью используется мощность дизеля, определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (9)


где Р’г – мощность генератора при минимальном токе Iг.min:


Р’г = NдгЧh’г, (10)


Тогда

Р’г = 2646Ч0,97 кВт.


Тогда минимальный ток генератора будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Напряжение и ток при длительном режиме работы тепловоза:


Расчет параметров тягового электродвигателя (11)


Расчет параметров тягового электродвигателя (12)


где Рг.дл = NдгЧh’г = 2646Ч0,95 = 2514 кВт.

Тогда подставляя численные данные в (11) и (12), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Максимальный пусковой ток принимают, исходя из перегрузочной способности электрических машин, равным


Iг.max = (1,3…1,5)ЧIг.дл. (13)


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Iг.max = 1,4Ч4400 = 6160 А.


Минимальное напряжение генератора определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (14)

где Р’’г – мощность генератора при максимальном токе:


Р’’г = NдгЧh’’г = 2646Ч0,94 = 2487 кВт.


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Максимально допустимый ток по условию коммутации рассчитывается по следующей формуле:

Iг.ком » 2ЧIг.дл = 2Ч4400 = 8800 А.


Так как у меня в курсовом проекте 8 параллельно соединенных ТЭД, то:


Uд = Uг; Iд = Iг/8.


Длительная мощность электродвигателя определятся по формуле:


Рд.дл = Uд.длЧIд.длЧ10 –3. (15)


Подставляя численные значения, получаем:


Рд.дл = 571Ч550Ч10 –3 = 314 кВт.


1.4 Определение основных размеров тягового электродвигателя


Основные размеры электрических машин можно определить из выражения:


Расчет параметров тягового электродвигателя (16)

где Dа – диаметр якоря;

ℓа – длина сердечника якоря;

Рр – расчетная мощность;

at - расчетный коэффициент полюсного перекрытия, принимаем at = 0,6;

Кв – коэффициент формы паза;

Коб – обмоточный коэффициент обмотки статора;

А – линейная нагрузка якоря, принимаем А= 375 А/см;

Вd - магнитная индукция в воздушном зазоре, Вd = 0,98 Тл;

wр – расчетная частота вращения.

Для тягового электродвигателя Рр = Рдл и wр = wд.дл , а частота вращения двигателя в свою очередь определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (17)


где uа.max – максимально допустимая окружная скорость якоря, принимаем

uа.max = 70 км/ч;

Dа – диаметр якоря двигателя, принимаем Dа = 0,56 м.

Подставляя это в выражение (16) и учитывая, что для машин постоянного тока КвЧКоб = 1, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя (18)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Выразим от сюда ℓа = 0,44 м.


1.5 Определение главных размеров синхронного генератора


Расчетная электромагнитная мощность определяется по следующей формуле:

Расчет параметров тягового электродвигателя (19)


где Ке – коэффициент зависящий от заданного cos j и от индуктивного

сопротивления рассеяния.

Подставляя выражение (19) в формулу (16) и учитывая, что wг.р = wг.max, получим:

Расчет параметров тягового электродвигателя (20)

При расчете принимаем at = 0,72; Кв = 1,11; Коб = 0,972; Вdmax = 0,98 Тл; А = 600 А/см; cosj = 1,06.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Принимаем, что диаметр якоря генератора равен: 1,2 м, тогда выразив из (20) получаем, что длина якоря равна: 0,53 м.


1.6 Определение параметров зубчатой передачи


На современных тепловозах в основном применяется индивидуальный привод колесных пар, при котором каждая движущая ось через зубчатый редуктор связана со своим отдельным ТЭД.

Так как конструкционная скорость тепловоза равна 115 км/ч, то принимаем опорно-рамную подвеску ТЭД.

Передаточное отношение зубчатой передачи определим по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (21)


где w - частота вращения оси колесной пары.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Полученное передаточное отношение проверяем на возможность размещения зубчатой передачи.

Максимально возможное по условиям размещения передаточное отношение определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (22)


Минимальное число зубьев малой шестерни определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (23)


где dz.min – минимальный диаметр делительной окружности шестерни;

m – модуль зубчатой передачи.

Крутящий момент определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (24)


где wд.дл – частота вращения двигателя в длительном режиме, определяется

по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


По значению крутящего момента определяем: dz.min = 160 мм и m = 10.

Тогда подставляя численные значения в (23), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Максимально возможный диаметр делительной окружности зубчатого колеса определяется по формуле:


Dz.max = D – 2(b – b1), (25)


где b – расстояние между нижней точкой поверхности кожуха зубчатой

передачи и головки рельса, принимаем 150 мм;

b1 – минимальное расстояние между делительной окружностью зубчатого

колеса и нижней поверхностью кожуха, принимаем 17 мм.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Dz.max = 1,25 – 2(0,15 – 0,017) = 0,915 м.


Максимально возможное число зубьев большого колеса определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (26)

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные данные в (22), получаем, что:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как m < mmax , то окончательно принимаем передаточное отношение зубчатой передачи m = 5,75, а Z = 100 и z = 17.

Централь передачи определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (27)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


1.7 Определение габаритных размеров


Длина тягового электродвигателя ограничивается расстоянием между внутренними гранями колесных пар, которое для железных дорог равно 1,44 м. Однако здесь же необходимо разместить зубчатую передачу, предусмотреть необходимые технологические зазоры.

Ширина (диаметр) остова ТЭД связана с диаметром якоря соотношением:


BD = KD ЧDa, (28)


где КD – коэффициент пропорциональности, принимаем 1,5.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


BD = 1,5Ч0,56 = 0,84 м.


Максимально возможная ширина (диаметр) остова ограничивается величиной централи передачи и необходимостью размещения полого вала колесной пары, т.е.:


Расчет параметров тягового электродвигателя (29)


где d0 – диаметр полого вала, принимаем 315 мм.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Высота остова обычно равна ширине и не должна быть больше:


HD max = D – 2(a’ - D), (30)


где а’ – расстояние от нижней части станины двигателя до головки рельс,

принимаем 155 мм;

D - превышение оси вала электродвигателя над осью колесной пары,

принимаем 30 мм.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


HD max = 1250 – 2(155 – 30) = 1000 мм.


Максимально возможный диаметр якоря определяется по следующей формуле:

Расчет параметров тягового электродвигателя (31)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя

Наружный диаметр станины (статора) генератора определяется по формуле:


Dст = КстЧDа, (32)


где Кст – коэффициент пропорциональности, принимаем 1,45.

Подставляя численные значения, получаем:


Dст = 1,45Ч1,2 = 1,74 м.


2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ ТЭД


2.1 Выбор типа обмотки

Тип обмотки якоря определяется в основном величиной тока в параллельной ветви:


ia = Iд.дл/(2а) <=250 A. (33)


где Iд.дл – ток тягового двигателя в продолжительном режиме, 550 А;

а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря.

Для лучшей коммутационной стойкости ТЭД принимаем петлевую обмотку, тогда а = р = 2.

Тогда подставляя численные данные в (33), получаем:


ia = 550/(2Ч2) = 138 А < 250 A.


Число проводников обмотки определим по формуле:


Na = pЧAЧDa/ia, (34)


где А – линейная нагрузка якоря в продолжительном режиме, 375 А/см;

Da – диаметр якоря, 53 см.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Nа = 3,14Ч374Ч56/138 = 477.


Окончательно количество проводников уточним после определения числа пазов и активных проводников в пазу.


2.2 Расчет числа пазов, параметров обмотки якоря


Определяем, в зависимости от диаметра якоря, число пазов: Zп = 62.

Зубцовое деление определим по формуле:


t1 = pЧDa/Zп . (35)


Подставляя численные значения, получаем:


t1 = 3,14Ч0,56/62 = 28 мм.


Число активных проводников в пазу определим по следующей формуле:


NZ = Na/Zп. (36)


Подставляя численные данные, получаем:


NZ = 477/62 = 7,7.


Число активных проводников в пазу округляем до четного числа: 8.

Число коллекторных пластин на паз определим по формуле:


uк = NZ/2. (37)


Тогда подставляя численные значения, получаем:


uк = 8/2 = 4.


При выборе числа пазов по условиям нагревания обмотки необходимо, чтобы объем тока в пазу:


iaЧNZ <=1500…1800 A. (38)


Подставляя численные значения, получаем:


iaЧNZ = 138Ч8 = 1014 А <1500…1800 А.


В соответствии с принятыми решениями уточненное число проводников обмотки и линейной нагрузки будут:


Na = NZЧZп (39)


Расчет параметров тягового электродвигателя (40)


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Na = 8Ч82 = 496.


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как полученное значение А практически не отличается (3,6%) от принятого при определении основных размеров ТЭД, то продолжаем дальнейший расчет.

Число коллекторных пластин определим по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (41)


где wс – число витков в секции, равно 1;

ZЭ – число элементарных пазов.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Проверим величину среднего межламельного напряжения:


Расчет параметров тягового электродвигателя (42)


Подставляя численные данные, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


При этом необходимо обеспечить выполнения условий симметрии простой петлевой обмотки якоря:


К/а = ЦЧ = 248/2 = 124.


Zп/а = ЦЧ = 62/2 = 31.


2р/а = ЦЧ = 4/2 = 2.


где ЦЧ – целое число.

Коллекторное деление tк из условий конструктивной и технологической выполнимости коллектора будет:


tк >= 4…4,5 мм. (43)


при толщине изоляции между пластинами 0,8 – 1,5 мм. Выбираем tк = 4 мм.

Принятые величины К и tк позволяют определить диаметр коллектора, который определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (44)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Принимаем из ряда номинальных значений DК = 425 мм.

При этом максимальная окружная скорость коллектора должна удовлетворять условию:


Расчет параметров тягового электродвигателя (45)


где nд.max – максимальная частота вращения двигателя, которая определяется

по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (46)


где nд.дл – номинальная частота вращения двигателя в продолжительном

режиме, 650 об/мин;

umax – конструкционная скорость тепловоза, 115 км/ч;

uдл – скорость длительного режима, 30 км/ч.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Подставляя численные значения в формулу (45), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Кроме этого полученные значения Da и DК должны находиться в соотношении

DК = 0,75…0,85Da. (47)


Подставляя численные значения, получаем:


DК = 0,76Ч560 = 425 мм.


Полученные значения tК и DК окончательно уточним в процессе дальнейшего расчета.

Предварительно глубину паза определим по следующей формуле:


hz = 0,08…0,12t, (48)


где t - полюсное деление, которое определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателяРасчет параметров тягового электродвигателя (49)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения в формулу (48), получаем:


hz = 0,1Ч440 = 44 мм.


Ширину паза определим по следующей формуле:


bп = 0,35…0,45Чt1. (50)


Подставляя численные значения, получаем:


bп = 0,4Ч28 = 11,2 мм.


Из опыта проектирования ТЭД: hz/bп = 2,5…6 = 44/11,2 = 4.

Окончательно размеры паза определим после определения размеров меди проводников обмотки, их количеством в пазу и толщиной изоляции.

Площадь сечения меди проводника обмотки определим по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (51)


где ja – плотность тока в обмотки якоря, определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (52)


где Aja – фактор нагрева, при классе изоляции F Aja = 3000 А2/(смЧмм2).

Подставляя численные данные, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения в (51), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Для ограничения величины добавочных потерь высота каждого проводника в зависимости от частоты перемагничивания сердечника якоря fп = pnд.дл/60 = 2Ч650/60 = 21,6 Гц должна быть не более указанного в таблице 1.1 hм = 10,5 мм.

По полученному значению Sa намечаем размеры проводника по ГОСТ 434-78 по приложению 2 : b = 10 мм, а = 2,24 мм и Sa = 22,04 мм2.

Выбираем горизонтальное расположение проводников в пазу.

Расчет размеров паза удобно представить в виде таблицы 1.


Таблица 1 – Расчет размеров паза



Наименование


Материал


Размер, мм


Число слоев

Общий

размер, мм

Проводник Медь ПММ 10х2,24 1/8 10/17,92
Витковая изоляция Провод ПЭТВЛСД 0,16/0,16 2/16 0,32/2,56
Корпусная изоляция Стеклослюдинитовая лента 0,08/0,08 16/32 1,28/2,56
Покровная изоляция Стеклолента 0,1/0,1 2/4 0,2/0,4
Прокладки на дно, между катушками и под клин Стеклотекстолит -/0,35 -/4 -/1,4
Клин Стеклотекстолит -/5 -/1 -/5
Зазор на укладку - 0,25/0,20 - 0,25/0,20
Расшихтовка - 0,15/- - 0,15/-
И т о г о bп/hz = 12,2/30,04

Удельная магнитная проводимость паза определим по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (53)


где ℓS – длина лобовых частей обмотки якоря, определяется по формуле:


ℓS = 1,2…1,3t. (54)


Подставляя численные значения, получаем:


ℓS = 1,2Ч44 = 52,8 см.


Тогда подставляя численные значения в (53) , получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Средняя величина реактивной ЭДС за период коммутации будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя (55)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Шаг по коллектору, равный результирующему шагу по элементарным пазам Zэ = К, определяется так:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Для улучшения коммутации и уменьшения расхода меди обмотки якоря ТЭД выполняют укороченными.

Шаг по реальным пазам


Расчет параметров тягового электродвигателя (56)


где eп – пазовое укорочение шага.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Первый частичный шаг по элементарным пазам


Расчет параметров тягового электродвигателя (57)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Второй частичный шаг по элементарным пазам


Расчет параметров тягового электродвигателя (58)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя

Сопротивление обмотки якоря при 20° С


Расчет параметров тягового электродвигателя (59)


где r – удельное электрическое сопротивление меди при 20° С,

r = 0,0175 ОмЧмм2/м;

Sla – суммарная длина проводников одной параллельной ветви обмотки,

которая определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (60)


где ℓп – полная длина одного проводника обмотки, которая определяется по

формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (61)


Таким образом,


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения в (60) и (59) , получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Шаг уравнительных соединений в коллекторных делениях:


укр = К/р = 248/2 = 124.


Площадь сечения уравнителя определим по следующей формуле:


Sу = 0,3…0,35ЧSа. (62)


Подставляя численные значения, получаем:


Sу = 0,3Ч22,04 = 6,61 мм2.


Толщину проводника уравнителя принимаем равной толщине проводника обмотки якоря, что упрощает соединение уравнителя с коллектором.


2.1 Расчет коллекторно-щеточного узла


Число щёткодержателей обычно равно числу главных полюсов.

Контактная площадь щёток одного щёткодержателя


Расчет параметров тягового электродвигателя (63)


где jщ – допускаемая плотность тока под щёткой, А/см2.

В зависимости от типа и характеристик щёток


jщ = 9 ё 18 А/см2. (64)


По рекомендациям , выбираем щётку марки ЭГ74АФ. Допускаемое давление на щётку 15 ё 21 кПа, падение напряжения 2,3 В, jщ = 15 А/см2. Тогда


Расчет параметров тягового электродвигателя


Наиболее важно правильно выбрать ширину щётки, которая влияет на ширину зоны коммутации, а последняя на степень использования активного слоя машины.

Из практики электромашиностроения установлено, что приемлемая величина щёточного перекрытия


Расчет параметров тягового электродвигателя (65)

где bщ – ширина щётки, мм.

Отсюда


bщ = gЧtк. (66)


Обычно для тяговых двигателей


g = 2,5 ё 6. (67)

Принимаем g = 4, тогда


bщ = 4Ч4 = 16 мм.


Принимаем bщ = 16 мм.


Ширину зоны коммутации определяют по известной формуле


Расчет параметров тягового электродвигателя (68)


где eк – укорочение обмотки в коллекторных делениях;

tўк – коллекторное деление, пересчитанное на окружность якоря, мм,


Расчет параметров тягового электродвигателя (69)


Расчет параметров тягового электродвигателя (70)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения в (68), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Максимально допустимая ширина щётки


Расчет параметров тягового электродвигателя (71)


Расчет параметров тягового электродвигателя


Выполняем щётку разрезной; принимаем стандартную ширину щётки по ГОСТ 12232-89; bщ = 2ґ25 мм.

Общая длина щёток одного щёткодержателя


Расчет параметров тягового электродвигателя (72)


Расчет параметров тягового электродвигателя


Для уменьшения инерционности щёток, их чувствительности к вибрациям и геометрии коллектора щётки следует принимать меньшей длины и массы, поэтому их делят по длине на Nщ щёток. Принимаем Nщ = 2.

Намечаемая длина щётки


Расчет параметров тягового электродвигателя (73)


Расчет параметров тягового электродвигателя


По ГОСТ 12232-89 принимаем ℓщ = 60 мм.

Плотность тока в щётке


Расчет параметров тягового электродвигателя (74)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Полученная величина плотности тока в щётке входит в заданный диапазон для выбранной марки щётки, т. е. выбранная марка щётки удовлетворяет условию по коммутации.

Рабочая длина коллектора


Расчет параметров тягового электродвигателя (75)


где ℓ1 – толщина перемычки щёткодержателя между “окнами” щёток, ℓ1 = 4 мм;

rкр – радиус закругления краёв рабочей поверхности коллектора, rкр = 2 мм;

ℓ2 – допуск на осевое перемещение якоря, ℓ2 = 2 мм;

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Достаточность рабочей длины коллектора для его охлаждения оценивается по эмпирической формуле без учёта механических потерь


Расчет параметров тягового электродвигателя (76)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Остальные размеры коллектора: ширину канавки у петушков для выхода шлифовального круга и фрезы для продорожки ℓкн и ширину петушков коллектора ℓпт принимают по опыту проектирования ТЭД: ℓкн = 10 мм; ℓпт = 20 мм.

Тогда общая длина коллекторных пластин


Lко = Lк + ℓкн + ℓпт , (77)


Подставляя численные значения, получаем:


Lко = 156 +10 + 20 = 186 мм.


2.4 Разборка эскиза магнитной цепи


Основной магнитный поток, с целью проверки правильности расчёта, определяем по двум формулам:


Фд дл = atЧBdЧtЧℓаЧ10-4; (78)


Расчет параметров тягового электродвигателя (79)


Обычно Ед дл = (0,95 ё 0,96)ЧUд дл.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Сердечник якоря.

Принимаем восьмигранную форму остова, 2р = 4.

Эффективная высота сечения сердечника (ярма) якоря


Расчет параметров тягового электродвигателя (80)


где Кс – коэффициент заполнения сердечника сталью, учитывающий изоляцию

между листами сердечника якоря; Кс = 0,97;

Ва – индукция в сердечнике якоря, Ва = 1,5Тл.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как в сердечнике якоря имеются вентиляционные каналы, поэтому конструктивная высота сердечника якоря будет больше в радиальном направлении на величину, определяемую по эмпирической формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (81)


где dк – диаметр вентиляционных каналов, dк = 3 см;

mк – число рядов каналов; mк = 3.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Каналы размещают в шахматном порядке с шагом внешнего ряда 9 см.

Внутренний диаметр сердечника якоря


Расчет параметров тягового электродвигателя (82)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как Dа = 56 см, то, руководствуясь рекомендациями , втулку якоря не применяем.


Воздушный зазор под главными полюсами машины.

Этот размер оказывает большое влияние на эксплуатационные характеристики двигателя.

Воздушный зазор под серединой полюса


d0 = (0,012 ё 0,015)ЧDa; (83)


Подставляя численные значения, получаем:


d0 = 0,012Ч560 = 8,4 мм.


При эксцентричном воздушном зазоре эквивалентный зазор dэ связан с зазорами под серединой полюса d0 и под краем dкр зависимостью:


Расчет параметров тягового электродвигателя (84)


Задаёмся отношением Расчет параметров тягового электродвигателяоткуда


dкр = 2Ч8,4 = 16,8 мм,


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Сердечник главного полюса.

Считаем, что действительная полюсная дуга bp равна расчётной bd. Следовательно

bp = atЧt, (85)


Подставляя численные значения, получаем:


bp = 0,62Ч44 = 27,3 мм.


Площадь сечения сердечника полюса


Расчет параметров тягового электродвигателя (86)


где Вт – индукция в сердечнике полюса, Вт = 1,7 Тл;

s – коэффициент рассеивания поля главных полюсов, s = 1,1.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Ширина сердечника полюса


Расчет параметров тягового электродвигателя (87)


где Кўс – коэффициент заполнения сердечника полюса сталью, Кўс = 0,97;

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Для того, чтобы катушка главного полюса не касалась сердечника якоря, принимаем высоту выступа D = 0,5 см.

Индукция в роге сердечника должна быть


Врог Ј 2 ё 2,2 Тл. (88)


Расчет параметров тягового электродвигателя (89)


где bc, ab – отрезки;;

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя

Ширина опорной полочки для катушки


bоп = (0,15 ё 0,2)Чbт, (90)


Подставляя численные значения, получаем:


bоп = 0,2Ч18,3 = 3,7 см.


Высота сердечника полюса


hт = (0,2 ё 0,25)Чt, (91)


Подставляя численные значения, получаем:


hт = 0,2Ч44 = 8,8 см.


Станина (остов) двигателя.

Принимаем восьмигранную форму остова. Наибольшая ширина остова


Вд max Ј 2ЧЦ - dўо + 2Чtст – 1, (92)


где tст – подрез остова в месте расположения МОП, tст = 2,5 см;

Подставляя численные значения, получаем:


Вд max = 2Ч59 – 23,5 + 2Ч2,5 – 1 = 98,5 см.


Длина утолщённой части остова принимается наименьшей из значений


ℓст = ℓа +0,8Чt, (93)


ℓст = 2,3Чℓа, (94)


Подставляя численные значения, получаем:


ℓст = 44 + 0,8Ч44 = 79,2 см,


ℓст = 2,3Ч44 = 101,2 см.


Принимаем ℓст = 79,2 см.

Площадь поперечного сечения станины


Расчет параметров тягового электродвигателя (95)


где Вст – индукция в станине, Вст = 1,55 Тл;

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Толщину станины в месте расположения главных полюсов hўст делают больше, чем под добавочными – hІст, так как по остову у главных полюсов замыкается не только основной поток, но и поток рассеяния.

Таким образом


Расчет параметров тягового электродвигателя (96)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя (97)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Проверяем размер Вд.


Вд = Da + 2Ч(d0Ч10-1 + hт + hст), (98)


Подставляя численные значения, получаем:


Вд = 56 + 2Ч(0,84 + 8,8 + 6) = 87,3 см.


Затылок сердечника полюса, стыкующийся с остовом, очерчивают радиусом, равным


Расчет параметров тягового электродвигателя (99)


Высоту приливов остова hўт, растачиваемых под сердечником главных полюсов, принимаем равной 1 см. На внутренних гранях остова, расположенных под углом 45° к горизонтальной оси машины, размещаются добавочные полюса.


Расчет параметров тягового электродвигателя


Ширина площадки для установки добавочных полюсов


С = (0,14 ё 0,15)ЧВд, (100)


Подставляя численные значения, получаем:


С = 0,14Ч87,3 = 13 см.


Таким образом, определены все размеры полюсного окна.


2.5 Расчёт магнитных напряжений участков магнитной цепи


Воздушный зазор. Выбору размеров и формы воздушного зазора под главным полюсом придаётся при проектировании особое значение. От правильности этого выбора зависят потенциальная и коммутационная устойчивость двигателя, вероятность возникновения кругового огня на коллекторе, электромеханические характеристики, габариты, масса ТЭД и др.

Повышенная потенциальная напряжённость, т. е. наличие больших межламельных напряжений, – одна из причин возникновения круговых огней на коллекторе. Величина допустимого максимального напряжения (при толщине изоляции между пластинами Dиз = (0,8 ё 1,2) мм)


ек max Ј (35 ё 40)ЧВd , (101)


Задаёмся ек max = 35 В. Потенциальную устойчивость ТЭД следует обеспечить при самом тяжёлом режиме работы, соответствующем конструкционной скорости Vmax, максимальному напряжению на двигателе Uд max и минимальному коэффициенту ослабления возбуждения amin. При этом режиме искажающее действие поперечной реакции якоря на распределение индукции под главными полюсами максимально. Снизить неравномерность этого распределения можно путём увеличения воздушного зазора, однако при этом для сохранения требуемого магнитного потока возрастает МДС обмотки главных полюсов. Более рациональное решение – это выполнить воздушный зазор, расходящимся от центра полюсного наконечника к его краю. Тем самым увеличивается магнитное сопротивление по мере приближения к краю полюсного наконечника.

Так как поперечная реакция якоря нарастает от середины полюса к его краям, то увеличение зазора, а следовательно, и магнитного сопротивления по мере приближения к краю полюса, будет ослаблять искажающее действие реакции якоря.

Из технологических соображений чаще используют эксцентричный зазор, при котором радиус расточки наконечников полюсов выбирают больше радиуса якоря.

Такой зазор характеризуется соотношением размеров зазора у края полюса dкр и под его серединой d0.

Максимально допустимый коэффициент искажения поля


Расчет параметров тягового электродвигателя (102)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


По графику 2.6, находим значение коэффициента устойчивости поля Ку = 0,7.

Определяем МДС в воздушном зазоре


Расчет параметров тягового электродвигателя (103)


где Кv – коэффициент регулирования скорости тепловоза при полном использова-

ния мощности тепловоза;


Расчет параметров тягового электродвигателя (104)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда


Расчет параметров тягового электродвигателя


Определяем эквивалентный воздушный зазор с учётом коэффициента воздушного зазора Кdэ , учитывающего зубчатое строение якоря:


Расчет параметров тягового электродвигателя (105)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Находим действительный эквивалентный воздушный зазор dэ, учитывая, что он связан с полученным расчётным значением dўэ соотношением


dўэ = КdэЧdэ, (106)


где Кdэ – коэффициент воздушного зазора;


Расчет параметров тягового электродвигателя (107)


где


bz1 = t1 + bп , (108)


Подставляя численные значения, получаем:


bz1 = 28 –12,2 = 15,8 мм,


Расчет параметров тягового электродвигателя


Подставив выражение (107) в (106), получим


Расчет параметров тягового электродвигателя (109)


Отсюда приходим к квадратному уравнению относительно dэ:


Расчет параметров тягового электродвигателя (110)


корни которого равны


Расчет параметров тягового электродвигателя (111)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Определяем зазор под центром сердечника


Расчет параметров тягового электродвигателя (112)


Коэффициент Кэ определяем по графику 2.5 в функции dкр / d0 , Кэ = 1,52.


Расчет параметров тягового электродвигателя

Определяем зазор под краем сердечника полюса


Расчет параметров тягового электродвигателя (113)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Площадь воздушного зазора


Расчет параметров тягового электродвигателя (114)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Зубцовая зона. Расчёт выполняем по магнитной индукции, определяемой в расчётном сечении зубца, отстоящем от его основания на 1/3 высоты:


Расчет параметров тягового электродвигателя (115)


где bZ 1/3 – ширина зубца на высоте 1/3 от его основания, которая определяется

по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (116)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Подставляя численные значения в (115), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Так как Расчет параметров тягового электродвигателя = 2 Тл > 1,8 Тл, то считается, что магнитный поток проходит как по зубцам, так и частично по пазам. Полученная в этом случае индукция Расчет параметров тягового электродвигателя является кажущейся, а действительное ее значение определяется с учетом ответвления магнитного потока в паз. Величина этого ответвления зависит от насыщения зубцового слоя и от соотношения размеров по ширине зубца и паза, что определяется коэффициентом формы зубца якоря:


Расчет параметров тягового электродвигателя (117)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда действительная индукция в зубце будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя (118)

где m0 – магнитная постоянная, m0 = 1,25 Гн/см.


Расчет параметров тягового электродвигателяопределяют по полученному ранее значению индукции Расчет параметров тягового электродвигателя по кривой намагничивания для выбранной марки электротехнической стали, которая представлена в табличной форме в приложении 4, , Расчет параметров тягового электродвигателя = 400 А/см.

Тогда

Расчет параметров тягового электродвигателя


Находим магнитное напряжение в зубце


Расчет параметров тягового электродвигателя (119)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Площадь сечения зубцового слоя


Расчет параметров тягового электродвигателя (120)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Сердечник якоря. Для принятого ранее значения индукции в сердечнике якоря Ва по кривым намагничивания, приведенным в приложении 4, , находим напряжённость магнитного поля На.

Магнитное напряжение в сердечнике якоря


Fa = HaЧLa, (121)


где La – длина средней силовой линии в сердечнике якоря, определяется по

формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (122)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


По приложению 4, , для стали 1312 находим На = 14 А/см. Тогда


Fa = 14Ч19,6 = 274,4 А.


Сердечник главного полюса обычно изготавливают наборным из штампованных листов малоуглеродистой стали Ст2.

Для принятого ранее значения индукции в сердечнике полюса по кривым намагничивания (приложение 4 ) находим напряженность магнитного поля Нт = 70,5 А/см.

Магнитное напряжение в сердечнике полюса определяется по формуле:


Fт = НтЧhт, (123)


где hт – предварительно принятая ранее высота полюса, 8,8 см.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Fт = 70,5Ч8,8 = 620,4 А.


Станина двигателя обычно выполняют литым из стали 25 Л.

Для принятого ранее значения индукции в станине Вст по кривым намагничивания (приложение 4 ) находим напряженность магнитного поля Нст = 39 А/см.

Магнитное напряжение в сердечнике полюса определим по следующей формуле:

Fст = НстЧLст, (124)


где Lст – длина средней силовой магнитной линии в станине, определяется

по формуле:


Lст = 0,65…0,75Чt. (125)


Подставляя численные значения, получаем:


Lст = 0,7Ч44 = 30,8 см.


Тогда подставляя численные значения в (124), получаем:


Fст = 39Ч30,8 = 1201,2 А.


Общая МДС магнитной цепи определяется по формуле:


Fо.дл. = Fd + Fz + Fa + Fт + Fст. (126)


Подставляя численные значения, получаем:


Fо.дл. = 1216+274,4+620,4+1201,2+7258 = 10600 А.


В правильно рассчитанном двигателе коэффициент насыщения в продолжительном режиме должен быть:


кн = Fо.дл. /Fd = 1,5…2,0. (127)


Подставляя численные значения, получаем:


кн = 10600/7258 = 1,5.


Расчет размагничивающего действия реакции якоря производим по методу А.Б.Иоффе.

Для компенсации размагничивающего действия реакции якоря соответствующая МДС Расчет параметров тягового электродвигателя определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя=крЧFря, (128)


где кр – коэффициент размагничивания, кр = 0,15;

Fря – реакция якоря, определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (129)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные данные в (128), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Результаты расчета магнитной цепи для продолжительного режима целесообразно свести в таблицу 2.


Таблица 2 – Расчет магнитной цепи для продолжительного режима


Участок магнитной цепи

Длина

участка,

см

Площадь сечения,

м2

Индукция,

Тл

Напря-женность, А/см

МДС

участка,

А

Воздушный зазор

0,84


0,12


0,99


8641


7258

Зубцовая зона

30,04


0,06


1,96


400


1216

Сердечник якоря

19,6


0,197


1,5


14


274,4

Сердечник полюса

8,8


0,078


1,7


70,5


620,4

Станина 30,8 4,26 1,55 39 1201,2
МДС при холостом ходе 10600
Размагничивающая сила реакции якоря 1284
МДС при нагрузке 11884

2.6 Расчет главных полюсов, коммутации и добавочных полюсов


Требуемое число витков катушки главных полюсов определим по формуле:


Wв = Fвдл. /Iвдл. (130)


Подставляя численные значения, получаем:


Wв = 11884/550 = 22.


Поперечное сечение меди катушки определим по следующей формуле:


Sв = Iв.дл./jв, (131)


где jв – плотность тока в проводниках обмотки, принимаем 6 А/мм2.

Тогда подставляя численные значения, получаем:


Sв = 550/6 = 92 мм2.


Средняя величина реактивной ЭДС за цикл коммутации в продолжительном режиме определяется по формуле:


er.ср. = 2WcЧAЧℓaЧuа.дл.ЧlпЧ10-6. (132)


Подставляя численные значения, получаем:


er.ср. = 2Ч1Ч389Ч44Ч18Ч2,68Ч10-6 = 1,65 В < 6 В.


Длину сердечника добавочного полюса принимаем равной длине сердечника якоря, ℓа = ℓт.д. = 44 см.

Коммутирующая ЭДС как ЭДС вращения определяется по формуле:


ек = 2WcЧВкЧℓaЧuа.дл.Ч10-2, (133)


где Вк – индукция в зоне коммутации.

Исходя из условия, что ек = еr.ср., определяем Вк:


Расчет параметров тягового электродвигателя (134)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Магнитный поток в зоне коммутации определим по формуле:


Фк = ВкЧℓаЧbdдЧ10-4, (135)


где bdд – расчетная дуга наконечника добавочного полюса, определяется

по формуле:


bdд = bд + 2…3Чdд, (136)


bд – ширина наконечника добавочного полюса, принимаем


bд = 1,1…1,5Чt1 = 1,3Ч2,8 = 3,64 см.


dд – воздушный зазор под добавочным полюсом со стороны якоря,


dд = dо +1…3 мм = 7 + 2 = 9 мм.


Подставляя численные значения в (136), получаем:


bdд = 3,64 + 2,5Ч9 = 5,89 см.


Тогда магнитный поток в зоне коммутации будет:


Фк = 0,104Ч44Ч5,89Ч10-4 = 0,0027 Вб.


Магнитный поток в сердечнике полюса определим по формуле:


Фтд = Фк + Фdд, (137)


где Фdд – магнитный поток рассеяния добавочного полюса.

Коммутирующий магнитный поток Фк значительно меньше магнитного потока в сердечнике полюса


Фтд = sдЧФк, (138)


где sд – коэффициент рассеяния добавочного полюса, принимаем sд = 3.

Подставляя численные значения, получаем:


Фтд = 3Ч0,027 = 0,081 Вб.


Тогда из выражения (137) выразим магнитный поток рассеяния добавочного полюса Фdд:


Фdд = Фтд – Фк = 0,081 – 0,027 = 0,054 Вб.


Индукцию в сердечнике полюса при номинальном токе продолжительного режима принимаем Втд = 0,6 Тл.

Ширина сердечника добавочного полюса будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя (139)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Для снижения вероятности возникновения кругового огня на коллекторе при резких бросках тока у добавочных полюсов предусматривают второй воздушный зазор со стороны, выполненный с помощью немагнитных прокладок. Величина этого зазора принимаем dд’ = 0,3…0,5Чdд = 0,4Ч9 = 3,6 мм.

МДС на один полюс определим по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (140)


Тогда подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Число витков катушки добавочного полюса определим по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (141)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Степень компенсации поля реакции якоря будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя (142)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Площадь сечения проводника катушки добавочного полюса определим по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (143)


где jд – допустимая плотность тока, принимаем jд = 5 А/мм2.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


2.7 Определение коэффициента полезного действия при

длительном режиме


Коэффициент полезного действия тягового двигателя в длительном режиме определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (144)


где еDРд – сумма потерь в двигателе.

Потери в меди обмоток якоря, главных и добавочных полюсов определяют при температуре обмоток tг°=115°С по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (145)


где rat, rгпt, rдпt – соответственно сопротивления обмоток якоря, главных и

добавочных полюсов при tг°=115°С, которые рассчитываются

по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (146)


где rit – сопротивление i-той обмотки при температуре tг°=115°С;

rix – сопротивление i-той обмотки при температуре tг°= 20°С, берем по

двигателю-аналогу rаt = 0,013 Ом, rгпt = 0,0105 Ом, rдпt = 0,00821 Ом;

aо – температурный коэффициент меди при 0°С, принимаем aо = 1/235.

Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные данные в (145), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Магнитные потери при холостом ходе (потери в стали).

Основные потери в стали, состоят из потерь на гистерезис и вихревые токи, которые определяются по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (147)


где кх – коэффициент потерь в стали, зависящий от ее марки, принимаем 2,3;

pZ, pa – соответственно удельные потери в зубцах и сердечнике якоря,

определяются по следующим формулам:


Расчет параметров тягового электродвигателя (148)


Расчет параметров тягового электродвигателя (149)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


mZ, mа – соответственно масса стали зубцов и сердечника якоря, определяются

по следующим формулам:


Расчет параметров тягового электродвигателя (150)


Расчет параметров тягового электродвигателя (151)


где gс – плотность стали, принимаем g = 7,85 г/см3;

bZ Ѕ - ширина зубца на высоте Ѕ от основания, определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Тогда подставляя численные значения в (150) и (151), получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Таким образом, магнитные потери в стали будут:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Добавочные потери при нагрузке включают в себя: потери в меди и потери в стали, вызванные искажением магнитного поля реакцией якоря.

Добавочные потери при нагрузке определим по следующей формуле:


DРдоб = кдобЧDРст, (152)


где кдоб – коэффициент добавочных потерь, принимаем по таблице 3.1 в

зависимости от тока двигателя по отношению к номинальному

значению. Так как Iд /Iд.дл = 1, то кдоб = 0,3.

Подставляя численные значения, получаем:


DРдоб = 0,3Ч641 = 192,3 Вт.


Потери в переходных контактах щеток определим по следующей формуле:

DРщ = DUЧIд,


где DUщ – падение напряжения в переходных контактах щеток, принимаем в

зависимости от марки щеток. Для щетки ЭГ74АФ: DUщ = 2,3 В.

Подставляя численные значения, получаем:


DРщ = 2,3Ч550 = 1265 Вт.


Механические потери:

1)потери в подшипниках и на трение якоря о воздух определяется по следующей формуле:

Расчет параметров тягового электродвигателя (153)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


2)потери на трение щеток с коллектором определяется по формуле:


DРк = 100ЧеSщЧFщЧfтрЧuкЧ2рщ, (154)


где еSщ – общая площадь прилегания щеток к коллектору;

Fщ – удельное давление на щетки, принимаем Fщ = 0,035 МПа;

fтр – коэффициент трения щеток по коллектору, принимаем fтр = 0,15;

uк – окружная скорость коллектора.

Подставляя численные значения, получаем:


DРк = 100Ч18,3Ч0,035Ч106Ч0,15Ч53Ч4 = 2037 Вт.


Сумма потерь в двигателе будет:


еDРд = DРм + DРст + DРдоб + DРщ + DРтр + DРк. (155)


Подставляя численные значения, получаем:


еDРд = 12917+641+192,3+1265+0,63+2037 = 17053 Вт.


Тогда коэффициент полезного действия тягового двигателя будет:


Расчет параметров тягового электродвигателя


3 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ,

СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА И ТЕПЛОВОЗА


3.1 Внешняя характеристика генератора


Внешняя характеристика генератора Uг = f(Iг) имеет вид гиперболы и строиться по трем точкам с координатами:


Iг.min, Uг.max; Iг.дл, Uг.дл; Iг.max, Uг.min.


Справа и сверху она ограничивается отрезками, соответствующими ограничениями по максимальному току и напряжению генератора.


3.2 Характеристика намагничивания ТЭД


Выполнение расчета магнитной цепи позволило определить значение МДС, необходимой для создания магнитного потока продолжительного режима.

Задаваясь и другими значениями магнитного потока (0,4Фд.дл; 0,6Фд.дл; 0,8Фд.дл; 1,15Фд.дл), определим МДС главных полюсов Fоi , необходимые для проведения указанных потоков по магнитной цепи двигателя.

Расчет сводим в таблицу 3


Таблица 3 – Расчет характеристики намагничивания


Участок магнитной цепи Размер участка Фд = 0,4ЧФддл,Вб Фд = 0,6ЧФддл,Вб Фд = 0,8ЧФддл,Вб Фд = 1,15ЧФддл,Вб

поперечное сечение, см2 длина, см

В,

Тл


Н,

А/см


F,

А


В,

Тл


Н,

А/см


F,

А


В,

Тл


Н,

А/см


F,

А


В,

Тл


Н,

А/см


F,

А

Воздушный

зазор


0,12


0,84


0,396


3456


2903


0,594


5064


4355


0,792


6751


5806


1,14


9706


8347

Зубцовая

зона


0,06


3,004


0,784


50


150


1,176


110


330


1,57


280


841


2,25


570


1712

Сердечник якоря

0,197


19,6


0,6


3,9


76


0,9


9,8


114


1,2


7,7


151


1,725


58


1137

Сердечник полюса

0,078


8,8


0,68


3,4


30


1,02


5,95


52


1,36


13


114


1,96


245


2156

Станина

4,26


30,8


0,62


2,2


68


0,93


4,5


139


1,24


11,8


163


1,78


110


3388

Суммарная намагничивающая сила F0i

3227


4990


7275


16740


Расчет параметров тягового электродвигателя


Рисунок 3 – Внешняя характеристика генератора


Расчет параметров тягового электродвигателя


Рисунок 4 – Характеристика намагничивания тягового электродвигателя


3.3 Электромеханические характеристики ТЭД


Построение электромеханических характеристик производится с использованием универсальной характеристикой намагничивания.

Построим в абсолютных единицах по нескольким точкам скоростную и моментную характеристики, как для полного поля, так и для ослабленного поля:

Вначале при постоянном напряжении на зажимах ТЭД, а затем – при напряжении, изменяющемся в соответствии с внешней характеристикой генератора.

Расчет производим по методике, указанной в и данные расчета сведем в таблицу 4.


3.4 Разгонные характеристики ТЭД


Для построения разгонных характеристик рассчитаем скорости переходов с ПП на ОП1, с ОП1 на ОП2. А также значение токов и напряжений при переходе.

Скорость на ободе колеса определяется по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (156)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Скорость перехода ПП на ОП1 определяется по эмпирической формуле:


u1 = 0,71ЧuдлЧКг1,5. (157)


Подставляя численные значения, получаем:


u1 = 0,71Ч30Ч1,41,5 = 35 км/ч.


Скорость перехода ОП1 на ОП2 определяется также по эмпирической формуле:

Расчет параметров тягового электродвигателя (158)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Значения токов и напряжений при полном и ослабленном полем определим по следующим эмпирическим формулам:

полное поле

Расчет параметров тягового электродвигателяи Расчет параметров тягового электродвигателя (159)

ослабленное поле 1


Расчет параметров тягового электродвигателяи Расчет параметров тягового электродвигателя (160)


ослабленное поле 2

Расчет параметров тягового электродвигателя Расчет параметров тягового электродвигателя (161)


где u - текущая скорость, при расчете разгонных характеристик она задается

в интервале от 0 до uк


3.5 Тяговая характеристика тепловоза


Тяговую характеристику тепловоза строим по данным таблицы 4. Для выбранных режимов ТЭД (ПП, ОП1, ОП2) берем из таблицы соответствующие определенным токам значения силы тяги, умножаем на число ТЭД, и скорости и отлаживаем их в координатах u, Fк.

В результате для каждого из режимов работы получаем свою кривую Fк = ¦(u).

Тяговая характеристика ограничивается справа максимальной скоростью, а сверху – силой тяги по сцеплению. Кривая силы тяги по сцеплению строится в соответствии с формулой:


Расчет параметров тягового электродвигателя (162)


где

Расчет параметров тягового электродвигателя (163)


Задаваясь различными значениями u, находим по формуле (163) – yк и затем по формуле (162) – Fк.сц.

На тяговой характеристики наносим ограничения силы тяги по длительному току и максимальному току.

Построим также характеристику мощности тепловоза для каждого из режимов работы по формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (164)


4 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЯГОВЫХ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА


Технико-экономические показатели позволяют делать укрепленную оценку расхода активных материалов на электрическую машину данного типа.

Масса тягового электродвигателя и синхронного генератора определяется по следующей формуле:


Расчет параметров тягового электродвигателя (165)


где Кm – коэффициент пропорциональности, принимаем для ТЭД Кm = 10,

для СГ Кm = 7.

Подставляя численные данные, получаем


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Удельная масса проектируемых машин определяется по следующим формулам:

Расчет параметров тягового электродвигателя (166)


Расчет параметров тягового электродвигателя (167)


Подставляя численные значения, получаем:


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя


Расчет параметров тягового электродвигателя

Рефетека ру refoteka@gmail.com