Федоров Г.М., Корнеевец В.С.
Республика Литва – единственная из Прибалтийских стран, имеющая давнюю историю национальной государственности. Первые литовские княжества на базе племенных образований возникли в Х-ХI веках. Под угрозой завоевания со стороны немецких феодалов – Ливонского ордена с севера и Тевтонского с запада – в первой половине ХIII века образовалось Великое княжество Литовское. В 1240 году аукштайтский князь Миндаугас, подчинивший более слабых феодалов, объявил себя великим князем литовским. Объединение позволило литовскому народу совместно с польским государством и русскими княжествами отстоять независимость Литвы в борьбе против немецкой экспансии.
После Люблинской унии 1569 года Литва заняла подчиненное положение в объединенном польско-литовском государстве – Речи Посполитой. После третьего раздела Польши в 1795 году основная часть населенных литовцами земель вошла в состав России.
Литовское государство было создано вновь после революции 1917 года: в 1918 году была провозглашена независимость Литвы, закрепленная мирным договором РСФСР с Литвой 1920 г. В 1940 году, после непродолжительного периода независимого развития, Литва вошла в состав СССР на правах союзной республики.
11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР принял Акт о восстановлении независимости Литовского государства; Литовская ССР была переименована в Литовскую Республику. В мае того же года принимается Декларация о государственном суверенитете Литвы, а 29 июля 1991 года – решение о выходе из состава СССР. В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Республики Литва, которая после этого сразу же была принята в ООН.
Литва среди государств Прибалтики наиболее однородна в национальном отношении: более 81% жителей – литовцы. Доля русских превышает 8% (свыше 300 тыс. человек). Они проживают в основном в городах на востоке страны и на морском побережье, в Клайпеде. Высокий удельный вес (7%) составляют также поляки, проживающие на юго-востоке, входившем вместе с Вильнюсом в период между мировыми войнами в состав Польши. На белорусов приходится 1,5%, на украинцев – 1%. Доля населения всех остальных национальностей (евреев, латышей, немцев, цыган, татар, азербайджанцев, армян и др.) не достигает в совокупности 1%.
Литовская народность сложилась в ХIII-ХV веках, после образования Великого княжества Литовского, из различных балтийских племен – аукштайтов, жемайтов, ятвягов, земгалов, селов, куршей. К середине ХIХ века сформировалась литовская нация. Литературный литовский язык основывается на аукштайтском диалекте. В Литве проживает более 3 миллионов литовцев. Вне литовской территории насчитывается сейчас около 300 тыс. литовцев, в том числе около 70 тыс. – в Российской Федерации, 30 тыс. – в Латвии; значительное количество литовцев проживает в США, Канаде, Польше, Германии, Бразилии, Аргентине, Уругвае, Австралии. Литовское происхождение имеют многие жители США и Канады, куда в середине ХIХ века эмигрировало около 0,7 млн. литовцев; в эти же страны, а также в Англию и Южную Африку переселилось около 0,5 млн. человек в начале ХХ века.
В настоящее время из Литвы также наблюдается отток населения. За 1991-1997 годы отрицательное сальдо миграции превысило 100 тыс. человек, с пиком в 1992 году (22 тыс. человек). Отток связан с выездом части нелитовского населения после провозглашения независимости. Действительно, за 1989-1995 годы национальная однородность Литовской Республики усилилась: доля литовцев в общей численности населения страны возросла на 1,8 процентных пункта, а русских, белорусов и украинцев – сократилась на 1,5 пункта. К 1994-1995 годам отток населения ослаб, и отрицательное сальдо миграции стало не столь большим. Однако отток населения продолжается.
Значительные негативные изменения произошли в естественном движении населения, показатели которого в Литве еще в начале 1990-х годов были сравнительно благополучны. За 1990-1997 годы рождаемость в расчете на 1000 жителей снизилась с 15 до 11, а смертность возросла с 11 до 13 промилле. С 1994 года наблюдается естественная убыль населения. С учетом миграционного оттока, население Литвы с 1992 года уменьшается.
С 1992 года прекратился рост численности и доли городского населения, то есть урбанизированности территории, а численность сельского населения стала, хоть и незначительно, но возрастать. На начало 1992 г. доля городского населения достигла 68,5%, и прежде относительно менее урбанизированная Литва вплотную приблизилась по этому показателю к наиболее урбанизированным странам6 . К 1995 году эта доля снизилась до 67,8%. Такая тенденция носит, конечно, временный характер и связана с нынешним процессом деиндустриализации, характерным для постсоциалистических стран на начальном этапе реструктуризации их экономики. В Литве она усилена эмиграцией населения, которая происходит преимущественно из городов, где проживала основная часть нелитовского населения страны. Сокращается численность населения всех наиболее крупных городов с числом жителей более 50 тыс., за исключением Паневежиса.
В Литве столица не преобладает столь явно по числу жителей над остальными городами, как в двух других Прибалтийских республиках. В Вильнюсе проживает 570 тыс. человек, в Каунасе, который был литовской столицей в период между мировыми войнами и является важным культурно-историческим и индустриальным центром, – свыше 400 тыс. жителей. “Морские ворота” Литвы, Клайпеда, насчитывает около 200 тыс. жителей. Свыше 100 тыс. проживает в Шяуляе и Паневежисе, 50-100 тыс. – в Алитусе и Марьямполе.
Население размещается по территории Литвы довольно равномерно, хотя северо-восточные районы отличаются пониженной плотностью. Густая сеть городских поселений (92 города и 22 поселка городского типа) создает благоприятные условия для обслуживания села. В советское время в Литовской ССР реализовывалась концепция единой системы расселения, предусматривавшая создание иерархической сети населенных пунктов с различным набором обслуживающих функций для поселений каждого уровня. Осуществлению этой идеи способствовала и сравнительно развитая транспортная система республики.
Важный ресурс экономического развития – географическое положение Литвы. Издавна она выступает посредником в отношениях между Россией и Западом, обслуживая российские внешнеэкономические связи. А в настоящее время через ее территорию осуществляется также транзит грузов и пассажиров между основной территорией Российской Федерации и Калининградской областью. Это способствует развитию не только транспорта, но и отраслей, кооперирующихся с российскими предприятиями и осуществляющих поставки продукции на обширный российский рынок.
Положительную роль для народного хозяйства играет и 100-километровое морское побережье, позволяющее развивать морской транспорт и рыбную промышленность, а также курортно-рекреационную деятельность. Здесь созданы курорты мирового уровня – Паланга и Неринга на Куршской косе.
Литва не обладает значительными сырьевыми ресурсами для развития промышленности. Полезные ископаемые представлены в основном местными строительными материалами – глинами, песками, гравийными материалами, известняком, гипсом, мелом. Имеются небольшие запасы нефти, пока не используемые месторождения каменной соли. Добываются торф (всего 0,2 млн. т, 1995 г.), янтарь, минеральные воды и лечебные грязи.
Лесные ресурсы невелики, и необходимая для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности древесина поступает в основном из Российской Федерации.
Благоприятны для сельского хозяйства агроклиматические ресурсы. Длительный, но прохладный и влажный вегетационный период позволяет эффективно выращивать кормовые культуры, определяя специализацию аграрного сектора на мясо-молочном скотоводстве и свиноводстве.
Литва обладает квалифицированными кадрами, подготовка которых ведется разветвленной сетью образовательных учреждений. Для эффективного ведения сельского хозяйства большое значение имеют многовековые традиции земледелия и животноводства, присущие населению республики. Кадровый потенциал – один из важных факторов развития экономики страны.
Итак, развитие трудоемких нематериалоемких и неэнергоемких отраслей материального производства и сферы услуг, использование выгод экономико-географического положения – вот принципы, определяющие эффективное развитие народного хозяйства Литвы. Их использование в советское время позволило создать здесь высокоразвитую по сравнению со многими регионами СССР экономику индустриально-аграрного типа, с довольно развитой инфраструктурой и сферой услуг.
После выхода из состава СССР и с началом трансформационных процессов Литва столкнулась со значительными трудностями в своем экономическом развитии. Разрыв многих традиционных связей с российским рынком (емкость которого к тому же резко снизилась в связи с экономическим кризисом, падением производства и снижением потребительского спроса в России), трудности конкуренции с товарами промышленно развитых и новых индустриальных стран как на внешнем, так и на внутреннем рынке привели к резкому спаду промышленного производства. Его уровень в 1994 году составил только 24% от уровня 1990 года. В сельском хозяйстве спад начался даже раньше, чем в промышленности, но снижение производства оказалось не столь катастрофическим, хотя и очень сильным. В 1994 году был произведен 51% сельскохозяйственной продукции от уровня 1989 года. И только в 1995 году и в промышленности, и в сельском хозяйстве наметился подъем.
В результате столь резкого спада производства товаров доля промышленности и сельского хозяйства в структуре производства валового национального продукта резко снизилась. В 1995 году на промышленность пришлось 26% производства ВНП, на сельское хозяйство – 9%, а всего на производство товаров – 45%, тогда как услуги обеспечили 55% ВВП. В принципе похожая структура ВВП, и даже с большей долей услуг, характерна для индустриально развитых стран Запада. Однако она обеспечивается не снижением производства товаров, как в постсоветских странах, а более быстрым ростом сферы услуг по сравнению со сферой производства. Так что вряд ли возможно положительно оценивать происшедшие изменения в структуре ВВП. Тем более что эти изменения произошли при сохранении высокой занятости в аграрном секторе, где сейчас концентрируется 24% всех занятых в народном хозяйстве – больше, чем в промышленности (21%). Это свидетельствует о снижении товарности и значительной натурализации сельского хозяйства, испытывающего трудности со сбытом продукции.
Для экономики Литвы, помимо решения общих для всех бывших республик СССР задач формирования рыночной среды и приспособления хозяйства к новым условиям, требуется определить, в какой мере и какие внешние рынки являются приоритетными: западные или восточные. От этого зависят направления необходимой реструктуризации отраслей народного хозяйства, инвестиционная и внешнеэкономическая политика государства.
Отраслями специализации промышленности, получившей быстрое развитие после второй мировой войны, в советский период, являются неметаллоемкое точное машиностроение (станкостроение, приборостроение, электроника), химическая (производство химических волокон и удобрений), целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая, легкая (текстильная, трикотажная, обувная), пищевая (мясная, молочная, рыбная) промышленность. Большинство отраслей (практически все, кроме пищевой) базируется на привозном сырье и полуфабрикатах, выпуская малогабаритную транспортабельную продукцию, поступавшую прежде в основном на общесоюзный рынок.
Основу энергетики составляют Игналинская АЭС (проектной мощностью 6 ГВт) и тепловые электростанции (Электренайская ГРЭС мощностью 1,8 ГВт, Каунасская, Мажейкяйская и Вильнюсская ТЭЦ), работающие на мазуте и природном газе. Нефть и газ поступают по трубопроводам из России. В меньшей мере используется украинский каменный уголь. Равнинные реки не могут служить источником энергии. Так, крупнейшая Каунасская ГЭС, расположенная на Немане, имеет мощность всего 100 МВт. Для преодоления зависимости от поставок энергоресурсов извне была построена Игналинская атомная электростанция, которая дает сейчас 4/5 всего производства электроэнергии. Однако не исключено, что ее дальнейшая эксплуатация будет прекращена по экологическим соображениям.
Машиностроение в 1980-е годы концентрировало 1/5 основных промышленно-производственных фондов. По производству металлообрабатывающих станков Литва занимала четвертое место в СССР (9% общесоюзного производства), выпуская на более чем 10 заводах свыше 50 моделей станков различного назначения. Имеется целый ряд предприятий приборостроения, радиотехнической промышленности, по производству вычислительной техники, телевизоров, электромоторов для бытовой техники, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства витаминизированной травяной муки и др. Предприятия машиностроения размещены во всех крупных и средних городах Литвы. В Клайпеде развиты судостроение и судоремонт.
Большинство машиностроительных предприятий резко сократило производство продукции. Так, выпуск телевизоров на телевизионном заводе в Шяуляе в 1995 г. составил всего 55 тыс. штук (в 1993 г. – свыше 400 тыс., в 1987 г. – 650 тыс.). Лишь по отдельным видам продукции производство сократилось не столь значительно – например, выпуск холодильников составил в 1995 г. 280 тыс. штук (1987 г. – 335 тыс.) и имел тенденцию к росту.
В 1960-1970-е годы в Литве была создана мощная химическая промышленность, использующая сырье, преимущественно поступающее из Российской Федерации. На химическом комбинате в Кедайняе производится серная кислота и суперфосфат, в Ионаве (на основе российского газа) – азотные удобрения. Во второй половине 1980-х годов объем производства удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) превышал 800 тыс. т в год. В 1992-1994 годах производство упало до 270 тыс. т, но с 1995 г. вновь начался его рост, и выпуск удобрений составил 400 тыс. т. Важное значение имеет неорганическая химия – выпуск химических волокон (Каунас), пластмассовых изделий. Нефтеперерабатывающая промышленность (на базе поступающей по нефтепроводу из Западной Сибири нефти) размещается в Мажейкяе, где сейчас перерабатывается более трех миллионов тонн нефти в год. Микробиологическая – в Вильнюсе и Кедайняе. В Каунасе и Вильнюсе расположены фармацевтические предприятия.
На российском сырье базируется также целлюлозно-бумажная промышленность. Целлюлоза и качественные сорта бумаги производятся в Клайпеде, бумага и картон – в Каунасе и Григишкесе. Однако в настоящее время отрасль находится в глубоком кризисе. Если в конце 1980-х годов производилось 120 тыс. т бумаги в год, то в 1995 г. – 18 тыс. т.
Одна из традиционных отраслей промышленности Литвы – деревообработка. В Вильнюсе, Каунасе, Ионаве и других крупных городах изготавливается мебель, пользующаяся спросом и на российском рынке. В городе Казлу-Руда работает предприятие по комплексной переработке древесины.
К числу развитых и поставляющих продукцию на экспорт относится также промышленность стройматериалов, использующая преимущественно местное сырье. Однако и здесь наблюдается значительное падение производства. Например, производство цемента (Науйои-Акмяне) сократилось в 5 раз и в 1995 г. не превышало 0,7 млн. т, стеновых материалов – более чем в 4 раза, оконного стекла – почти вдвое.
Легкая промышленность относится к числу отраслей специализации промышленности Литвы. Некоторые ее отрасли работают на местном сельскохозяйственном сырье: производство обуви (Вильнюс, Каунас), льняных тканей (Биржай, Паневежис, Плунге) и швейных изделий из них. Используются для производства тканей также искусственные волокна и шелковые ткани Каунасского завода, а для изготовления обуви – производимую в Плунге искусственную кожу. Привозное сырье используют предприятия по производству хлопчатобумажных (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Алитус) и шерстяных (Каунас, Кретинга, Марьямполе, Юодупе) тканей. Предприятия меховой и ковровой промышленности размещаются в Вильнюсе и Каунасе. Центрами трикотажной промышленности являются Вильнюс, Каунас, Шяуляй, Тельшяй, Утена. Швейные предприятия есть в большинстве крупных и средних городов.
Производство изделий легкой промышленности сократилось очень сильно: обуви – в 7 раз (до 1,6 млн. пар в 1995 году), тканей – в 2,5 раза (до 92 млн. м2), ковров – почти в 25 раз, трикотажных изделий – более чем в 4 раза (до 14 млн. штук), чулочно-носочных изделий – почти в 3 раза (до 37 млн. пар). Однако и сейчас Литва остается достаточно крупным их производителем.
Пищевая промышленность, перерабатывающая местное сырье, также является отраслью специализации литовской промышленности. В советский период при доле населения в 1,3% республика имела гораздо больший удельный вес в общесоюзном производстве мяса – 3,4%, животного масла – 4,6%, улове рыбы – 4,1%. К 1995 году производство большинства видов молочных изделий сократилось в 2,5 раза (кроме сыров, выпуск которых снизился в 1,5 раза), а мяса и мясопродуктов – более чем в 3 раза. Лов рыбы почти прекратился – в 1995 г. было добыто всего 13 тыс. т рыбы и морепродуктов, причем вся добыча концентрировалась в Балтийском море и внутренних водоемах. В настоящее время Литва не имеет своего океанического рыболовного флота: после раздела бывшего советского флота причитавшаяся ей часть, базировавшаяся в Клайпеде, была продана за рубеж.
Сельское хозяйство со специализацией на мясо-молочном скотоводстве и беконном свиноводстве – традиционно важный сектор народного хозяйства Литвы. По производству молока и мяса на душу населения Литва уступала к концу 1980-х годов в бассейне Балтийского моря только Дании, значительно превосходя остальные страны. Однако к середине 1990-х годов ее позиции в связи с двукратным падением производства резко ухудшились. Особенно снизилось за 1990-1995 годы производство мяса – более чем в 2,5 раза, до 200 тыс. т (в убойном весе). Валовой надой молока сократился в 1,7 раза (до 1,8 млн. т), производство яиц – в 1,6 раза, шерсти – в 1,8 раза. И если сейчас молока на душу населения производится в Литве все же значительно больше, чем в Польше или Германии, то мяса – уже существенно меньше.
Растениеводство в целом носит вспомогательный характер, обеспечивая кормами животноводство. Однако и здесь имеются важные товарные отрасли, прежде всего свекловодство и льноводство. Хотя под сахарной свеклой и льном занято всего соответственно 0,5 и 1% посевных площадей, эти важные технические культуры составляют значительную часть товарной продукции земледелия и обеспечивают местным сырьем сахарную и льняную промышленность. За 1990-1995 годы производство льноволокна уменьшилось незначительно (хотя в 1992-1994 годах посевы были резко сокращены, но затем восстановилось прежнее положение), а сахарной свеклы – снизилось на 1/4.
Производство картофеля и овощей, ориентированное в основном на внутреннее потребление, сохранилось в общем на прежнем уровне. Но посевные площади под зернобобовыми культурами (с преобладанием посевов ячменя) и соответственно производство зерна (преимущественно фуражного) заметно сократилось.
Отраслью специализации народного хозяйства Литвы является также морской транспорт, перерабатывающий значительную часть российских экспортно-импортных грузов. Грузооборот Клайпедского морского порта в 1997 году превысил 16 млн. т. Он зависит от того, насколько успешна конкуренция с другими балтийскими портами за российские грузы. Порт модернизирован и в целом достаточно успешно выдерживает конкуренцию, занимая по грузообороту пятое место в регионе, включая порты Финляндии и Польши.
Во внутренних перевозках, для обеспечения внешнеэкономических связей Литвы, а также транзита между Калининградской областью и основной территорией России ведущую роль играют автомобильный транспорт, на которые приходится 4/5 всех перевозимых грузов, и, при дальних перевозках массовых грузов, – железнодорожный (15% грузов).
Общая протяженность автодорог – 21 тыс. км, однако только 10 тыс. км из них имеют усовершенствованное покрытие. Автострады европейского класса в республике отсутствуют. Поэтому важное значение имеет реализация согласованного на правительственном уровне международного проекта строительства автострады “Виа-Балтика” (Берлин – Варшава – Каунас – Рига – Таллин), которая соединит с системой европейских автобанов дорожную сеть Литвы и других Прибалтийских государств.
Протяженность железных дорог на территории Литвы – 2 тыс. км, в том числе 125 км электрифицированы (Вильнюс – Каунас, Вильнюс – Тракай). Железные дороги, как и в целом в Прибалтике, имеют такую же ширину колеи, как и в России и других бывших республиках СССР, что облегчает транспортные связи между Литвой и Российской Федерацией, а также другими странами СНГ. Однако сейчас дебатируется вопрос о переходе на европейскую колею для облегчения связей со странами ЕС.
Свыше 600 км составляет протяженность внутренних водных путей по рекам Неман, Вилия и Тракайским озерам. Они используются для перевозок массовых грузов, прежде всего стройматериалов. Имеется интересный, рассматривавшийся еще в советский период проект восстановления функционировавшего в свое время Днепровско-Неманского водного соединения. Его реализация на международной основе (совместно с Белоруссией, поскольку работы должны проводиться на ее территории) обеспечила бы связь с бассейном Днепра и далее с Черным морем.
В Литве – три международных аэропорта: в Вильнюсе, Каунасе и Паланге, а также аэропорты местного значения в –Шяуляе, Паневежисе, Друскининкае. Авиакомпания “Литовские авиалинии” имеет в своем распоряжении 28 самолетов. Воздушное сообщение организовано со многими городами Европы и с США. Крупнейший аэропорт Вильнюса обслуживает в год 350 тыс. пассажиров, через него перевозится 9 тыс. т грузов.
Литва в советский период была одним из популярных районов отдыха. Здесь размещалось 1360 санаториев и учреждений отдыха с 72 тыс. мест; в них ежегодно отдыхало 800 тыс. человек. Помимо крупных центров отдыха на побережье – Паланги и Неринги, известны курорты во внутренних лесистых районах – Друскининкай и Барштонас. Города, особенно Вильнюс и Каунас, обладают интересными архитектурными памятниками; для туристов привлекательны также фольклорные праздники, интенсивная концертная деятельность. Но число туристов из стран бывшего СССР сократилось, и литовские рекреационные центры используются сейчас менее интенсивно. Правда, усилился приток туристов из Польши, Германии и других западноевропейских стран. В последнее время растет количество и российских туристов. Общее число посетивших в 1995 году Литву иностранных туристов составило 44 тыс. человек.
Важнейшую роль для экономики Литвы играют внешние связи. В 1996 году внешнеторговый оборот в 1,3 раза превысил объем ВНП. Главные экспортные товары – продукция текстильной промышленности, химической (удобрения, пластмассы и др.), машины и оборудование, транспортные средства, продовольственные товары. Импортируется топливо, сырье и полуфабрикаты, машины и оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности, текстиль, продовольствие.
После выхода Литвы из состава СССР ее торговые связи с оставшимися в составе Союза республиками сократились и намного возросли связи со странами ЕС. Если в 1991 году на 12 союзных республик (без Латвии и Эстонии) приходилось 95% экспорта и 90% импорта Литвы, то в 1992 году на те же ставшие независимыми страны – 77% экспорта и 85% импорта (в том числе на Российскую Федерацию приходилось соответственно 38 и 62%). К 1995 году доля России в литовском экспорте снизилась до 20%, в импорте – до 31%, а стран СНГ в целом – до 42% и экспорта, и импорта. На страны ЕС пришлось 37% внешнеторгового оборота.
В последнее время литовские предприятия пытаются восстановить свои позиции на рынке стран СНГ. В 1997 году доля РФ в экспорте из Литвы возросла до 25%, а стран СНГ в целом – до 47%. В то же время импорт с Востока сократился: из РФ – до 27%, из СНГ в целом – до 32%.
РФ продолжает занимать первое место во внешней торговле Литвы, лидируя с особенно большим отрывом в литовском импорте, поскольку является главным поставщиком сырья и топлива для ее экономики. Следующими по значению торговыми партнерами Литвы являются: по экспорту из Литвы – Германия, Белоруссия, Украина, Латвия, Нидерланды, Польша; по импорту – Германия, Польша, Украина, Белоруссия, Дания, Финляндия, Латвия, Швеция.
Переориентация литовской внешней торговли на Запад сопровождается увеличением дефицита внешней торговли. Отрицательное сальдо торгового баланса из-за трудностей сбыта продукции литовских предприятий (из-за острой конкуренции с мощными западными производителями и сужения рынка стран СНГ вследствие экономического кризиса) достигло в 1995 году почти 1 млрд. долларов. В 1997 году дефицит составил уже 1,5 млрд. долларов.