Гусейнова З. М.
В нотированных книгах православного Богослужения бoльшая часть песнопений представлена в рамках какой-либо устойчивой группы – функциональной, жанровой, гласовой. Принадлежность песнопений к данной группе определяет особенности их текстового и музыкального содержания. В результате подобной группировки песнопений образуется цикл - по словам Рамазановой Н.В., "некое художественное единство, складывающееся из разных по содержанию частей. Их объединение художественно оправдано и обладает внутренней логикой, направленной на раскрытие определенной темы"1. Протопопов Вл. В. пишет: "церковные песнопения собираются в компактные, сосредоточенные формы, поскольку группируются в определенном порядке данного чина, службы или их округленных частей"2. Циклы песнопений и принципы цикличности вообще в той или иной мере рассматривались многими музыкантами-медиевистами3, в результате чего стало возможным выявление основных черт цикла, складывающегося в древнерусском церковном пении. Они сформулированы, в частности, Богомоловой М.В. при рассмотрении стихир путного распева из службы преп. Козьме и Дамиану по рукописи Государственного исторического музея, собрания Щукина № 767. Автор, анализируя песнопения, выделяет характерные черты цикла: гласовая общность, единообразие содержания, близость мелодической канвы песнопений, функциональная общность, однотипность формы4. И, обобщая результаты наблюдений, Богомолова М.В. отмечает существенные особенности формирования цикла: "Одновременное сочетание стабильности и мобильности в интонационных формулах обеспечивало возможность их широкого применения и привносило в распев живое дыхание, вариантную изменяемость традиционных мелодических оборотов"5. И далее. "При несомненной взаимосвязи структуры текста и напева, их взаимообусловленности, наблюдается нейтральность напева к образному содержанию текста. Напеву свойственна предельная обобщенность музыкального образа, в котором нет места отражению субъективного, индивидуального начал, присущих тому или иному тексту"6.
Формирование циклов в Обиходе7 происходит особым образом. Наличие в данной книге песнопений в виде циклов почти никогда не предполагает их действительно "циклического", то есть одного за другим, исполнения. Более того, в большинстве случаев образование циклов в книге связано не с литургическими, а музыкальными закономерностями, и дело здесь в следующем.
Изложение материала в нотированном Обиходе8 заключается преимущественно в представлении музыкальных разделов богослужения в нескольких видах. Эти виды формируются по-разному. Во-первых, на протяжении Всенощного Бдения или Литургии один и тот же припев или песнопение повторяется точно или с изменениями несколько раз, выполняя функции своеобразного рефрена. Суммарное проведение его на протяжении службы создает особые условия для формирования особого – "рассредоточенного" - цикла.
Во-вторых, на Всенощном Бдении или Литургии некоторые тексты меняются в зависимости от исполнения службы в тот или иной день. Например, из всего цикла Прокимнов дневных в течение одной службы исполняется только один Прокимен из семи, соответствующий дню седмицы. Однако в нотированном Обиходе присутствуют, в соответствии с количеством дней недели, все семь Прокимнов, что создает в рамках книги, содержащей последовательность одной службы, дополнительное ее расширение. К таким же расширениям могут быть отнесены циклы песнопений, существующих в распеве на восемь гласов, из которых в каждой конкретной службе берется только один распев - "в прилучившийся глас" и др.
В-третьих, существенной особенностью Обихода как нотированной книги является наличие циклов, исполнение которых за богослужением не предполагается. Это циклы Подобнов на восемь гласов и Самогласнов на восемь гласов. Их функции в книге заключаются, в частности, в представлении мелодических образцов для распева песнопений. Но, тем не менее, они тоже входят в состав книги и представляют образцы циклов.
Таким образом, возникновение циклов песнопений в Обиходе обуславливают следующие обстоятельства:
1. Повторяемость одного песнопения или одного возгласа на протяжении службы. В этом случае возникает условный рассредоточенный цикл.
2. Изменяемость текстов песнопения одного жанра в зависимости от даты или дня недели. В этом случае цикл образуется посредством введения всех текстов, выполняющих функцию данного жанра, но в разных условиях. Здесь возможны три уровня изменений: а) сохранение поэтического текста при смене гласов (соответственно, и распевов); б) изменение текста при сохранении гласа; в) изменение и поэтического текста, и гласа.
3. Изменяемость распевов песнопения какого-либо жанра в зависимости от принадлежности к одному из восьми гласов. Здесь возможны два уровня изменений: а) сохранение поэтического текста при смене гласа (соответственно, и распева); б) изменение и поэтического текста, и гласа.
4. Введение музыкальных образцов для других песнопений, организованных по принципу осмогласного цикла на изменяемый текст (или изменяемые тексты).
Добавим к этому возможность образования двухуровнего (как бы "двойного") цикла, то есть группы песнопений или припевов, организованной дважды. Такие циклы возникают, например, в тех случаях, когда песнопения объединяются сначала по жанрово-функциональному признаку, а затем – по осмогласному (цикл Подобнов). Разновидность двойного цикла может возникнуть и в тех случаях, когда какой-либо жанр песнопения или припева, организованный по осмогласному или календарному признаку, складывается из двух разделов, то есть сам по себе является микроциклом (припев "Бог Господь" с Аллилуйей).
В результате, циклы Обихода, могут быть отнесены к одной из следующих групп:
a. Осмогласный цикл на неизменный текст;
b. Осмогласный цикл на изменяемый текст;
c. Двойной осмогласный цикл на неизменный текст;
d. Двойной осмогласный цикл на изменяемый текст;
e. Четырехгласный цикл на неизменный текст;
f. Четырехгласный цикл на изменяемый текст;
g. Календарный цикл на неизменный текст;
h. Календарный цикл на изменяемый текст;
i. Седмичный цикл на неизменный текст;
j. Седмичный цикл на изменяемый текст.
Песнопения, образующие в Обиходе циклы, представлены разными жанрами, но при рассмотрении принципов цикличности существенным оказывается не жанровая принадлежность песнопений, а их функция в службе, их строение и характер распева. С этой точки зрения мы выделяем два основных вида нотированных текстов, отличающихся главным образом своей функцией и музыкально-поэтической формой - собственно песнопения (они состоят преимущественно из четырех и более музыкально-поэтических строк) и припевы (они состоят из одной-трех музыкально-поэтических строк)9. Разница между песнопениями и припевами определяется их функциями в службе: песнопения представляют собой, как правило, самостоятельные музыкальные номера, припевы10 – дополнительные. И песнопения, и припевы по характеру распева могут быть как речитативными, так и мелодически-распевными, хотя речитативность, несомненно, чаще используется в припевах, а мелодическая распевность – в песнопениях.
Выделим еще одну существенную структурную позицию, связанную с изложением песнопений и припевов. Если в песнопениях строфическое строение текста во многом нивелируется, уступая место двойному - строчно-музыкальному - принципу организации, то в припевах строфическая природа текста сохраняется, и деление на поэтические строфы определяет музыкальную структуру.
Рассмотрим певческие циклы Обихода на примере одного из полных его списков в рукописи Российской национальной библиотеки, собрания Кирилло-Белозерского монастыря 725/98211.
Циклы Всенощного Бдения и Утрени
1. Припевы на "Господи воззвах"
2. Самогласны
3. Подобны
4. Прокимны дневные
5. Припевы "Бог Господь"
6. Прокимны воскресные
7. Припевы "Свят Господь"
8. Припевы "Всяко дыхание"
9. Богородичен "Преблагословена еси"
10. Тропарь воскресный
1. Припевы на "Господи воззвах" - осмогласный цикл на неизменный текст. Текст состоит из двух строф: а) "Господи воззвах"; б) "Да исправится молитва моя". Строфы исполняются антифонно (перед началом "Да исправится…" может быть указание: "второй лик"). Последние строки в строфах - одинаковые "Услыши мя Господи". Они создают рифмование строф12, усиленное повтором распева – своеобразным музыкальным рифмованием. Распев речитативный, поскольку бoльшая часть текста озвучивается стопицами, лишь заключительные разделы строк сопровождаются сложными знаковыми оборотами, которые повторяются в строках припева одного гласа. Значимость этих оборотов весьма велика: они являются устойчивыми в мелодике припевов и встречаются почти во всех циклах припевов в точном или варьированном виде. По сути, представленные в первом цикле припевов "Господи воззвах" мелодические обороты вводят своеобразные модели13 распевов каждого гласа. И в дальнейшем модели используются в каждом цикле припевов, способствуя возникновению устойчивых интонационных связей между различными частями службы.
2. Самогласны на восемь гласов. Эти песнопения за богослужением не исполняются, и их назначение – служить образцами для других песнопений. Поэтические тексты Самогласнов совпадают с текстами первых стихир на "Господи воззвах" каждого из восьми гласов Октоиха, распевы же различаются: как правило, в Самогласнах распев очень простой и представляет собой расширенную мелодическую модель, устойчиво использующуюся в припевах. Самогласнам могут предшествовать, как в данном списке Обихода, однострочные, с различающимся текстом, припевы, столь же лаконичные по распеву, как и большинство припевов.
3. Подобны на восемь гласов14. Как и Самогласны, Подобны за богослужением не исполняются и служат мелодическими образцами для других песнопений. Важным отличием Подобнов является введение в каждом гласе не одного, а нескольких песнопений, их количество различается по гласам15. В некоторых гласах Подобнов может не быть вообще, как в третьем и седьмом. В данном списке Обихода количество Подобнов в каждом гласе следующее:
Глас 1 – 2, глас 2 – 2, глас 3 – нет, глас 4 – 4, глас 5 – 3, глас 6 – 1, глас 7 – нет, глас 8 – 3.
В результате в Подобнах возникает двойной цикл. Один из уровней цикличности, как отмечалось, объединяет песнопения в рамках осмогласия, другой же уровень цикличности связан с наличием в каждом гласе нескольких Подобнов, которые формируют отдельно цикл Подобнов первого гласа, цикл Подобнов второго гласа и так далее.
Наблюдения над распевом Подобнов позволили выдвинуть предположение, что он (распев), помимо основной своей функции быть мелодической моделью для других песнопений, мог служить еще и примером интонационной работы в рамках произведения. Иными словами, Подобен демонстрировал приемы применения устойчивых оборотов в рамках песнопения и их варьирования при необходимости приспособления к тому или иному тексту16. Данное предположение основывается на том, что мелодика Подобнов – простая, без ярко выраженных тайнозамкненных оборотов и сложных невм – строится на точном или варьированном повторе нескольких устойчивых, очень простых знаковых последований, легко приспосабливаемых к любым условиям текста. Воспроизводимые в точном или варьированном виде, они создают мелодическую ткань, соответствующую особенностям текста, открывая тем самым большие возможности для формирования произведений.
4. Прокимны дневные - краткие стихи, предшествующие чтению из Св. Писания. Они обычно заимствуются из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному Богослужению. Как правило, Прокимны предопределяют содержание последующего чтения или сущность праздника.
Прокимны дневные – цикл из семи кратких одно-двухстрочных припевов силлабического распева. Распевы построены по единому принципу: относительно развиты в них начала и концы, в то время как середины обычно представлены рядом стопиц. Наиболее сложным из Прокимнов является первый "Господь воцарися", исполняющийся на Вечерне в субботу. Именно он чаще всего бывает представлен в вариантах распева, которые могут сопровождаться соответствующими ремарками. В рассматриваемом списке субботний Прокимен показан в трех распевах, второй из которых содержит фиту с разводом, а третий обозначен как "произволителный". Гласовое обозначение (глас 6) поставлено только у первого распева и, видимо, распространяется на все Прокимны.
В данном списке Обихода интересно введение второго распева всего цикла, следующего непосредственно за первым и обозначенного как "Преводне". В отличие от первого распева здесь каждый Прокимен сопровождается указанием на свой глас. Соответственно, меняются и распевы каждого Прокимна, хотя тип распева неизменно остается силлабическим.
5. Торжественная песнь Христу "Бог господь и явися нам", исполняемая на Утрени четыре раза, двухсоставна, то есть она включает собственно строфу "Бог Господь" с заключительной троекратной Аллилуйей. Поэтический текст строфы "Бог Господь" и Аллилуйя остаются неизменными во всех гласах, хотя распев в каждом гласе варьируется. В рассматриваемом Обиходе осмогласному циклу "Бог Господь" предшествует соответствующее указание: "По гласу же днесь Тропарь поется Бог Господь. 4. Аще есть. Аллилуйя или Великая четверодесятница по ектении поем Аллилуйа. 4 в прилучившийся глас осмогласника"17.
"Бог Господь" с Аллилуйей принадлежит к типу двойного цикла: первый уровень цикличности возникает в результате устойчивого соединения основной строфы с Аллилуйей, второй – образования ими осмогласного цикла. И первый, и второй уровни формируются как в тексте (точный повтор), так и распеве (система осмогласия). Весьма важно соотношение распевов основной строфы и троекратной Аллилуйи в каждом из гласов. В то время как распев первой и второй Аллилуйи речитативен (он передан преимущественно стопицами), третья Аллилуйя распета мелодически. Она точно или с небольшими разночтениями повторяет заключительный раздел основной строфы.
Несмотря на то, что в рамках осмогласного цикла каждый глас выдвигает свою интерпретацию поэтического текста, между гласами есть совпадения. Так, например, сходны распевы второго и шестого гласов.
Основная строфа "Бог Господь" состоит из двух поэтических строк:
1. Бог Господь явися нам
2. Благословен грядый во имя Господне.
Однако, структура строфы в каждом гласе различна. В первом гласе строфа складывается из трех строк (дополнительная остановка подчеркнута статьей простой на слоге "[гряды]-и"); во втором гласе межстрочная цезура смещена на слог "[госпо]-дь"; в четвертом гласе в распеве вообще нет ни одной статьи, которая могла бы обозначать завершение строки и проч. Распевы основной строфы во всех гласах передаются достаточно сложными знаками, к тому же содержат небольшие внутрислоговые распевы, в разных гласах расположенные в разных местах.
6. Прокимны воскресные на восемь гласов. Прокимен исполняется после утренних антифонов перед чтением Евангелия. По жанру он может быть отнесен к припевам: его текст представляет собой одну строфу с речитативной серединой и мелодически развитыми началом и концом. Однако, распетые концы в данном цикле Прокимнов сложные: они включают фитные начертания во всех гласах кроме первого и третьего и разводы в первом и третьем гласах. Существенно, что гласы четвертый, пятый и шестой содержат одну и ту же фиту; седьмой и восьмой гласы тоже содержат общую фиту, по начертанию представляющую собой "половину" предыдущей фиты. Первый и третий гласы завершаются одинаковым фитным разводом. Только второй глас заканчивается самостоятельным интонационным оборотом. Таким образом, и в данном цикле происходит сглаживание различий между гласами, но уже на более высоком мелодическом уровне – фит и их разводов18.
7. Припевы "Свят Господь" исполняются после канона, предваряя звучание Светильна. Мелодическая интерпретация данного однострочного припева в рамках осмогласного цикла отличается от остальных циклов тем, что не содержит речитативных участков, выраженных стопицами, и передается от начала до конца сложными знаками. Гласовые различия, однако, сглажены и здесь: например, распевы третьего и четвертого гласов объединены общим кадансом; одним общим началом объединены первый и второй глас, другим общим началом – шестой и седьмой и так далее. Следовательно, и в рамках мелодически развитого припева гласовые различия оказываются не столь существенными.
8. Припевы "Всякое дыхание" исполняются после Светильна. Они представляют собой осмогласный цикл на неизменный текст, состоящий из двух строф. Первая строфа, исполняемая первым ликом19, включает три поэтические строки:
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних:
Тебе подобает песнь Богу
Вторая строфа, исполняемая вторым ликом, включает две поэтические строки:
Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его:
Тебе подобает песнь Богу
Существенным элементом текста является призыв "Хвалите", что определило название микроцикла воскресных стихир, исполняемых после данного припева – стихир "на хвалитех"20.
Связанность цикла припевов "Всякое дыхание" со Светильном определила мелодическое соответствие его предшествующему циклу припевов – "Свят господь": припевы "Всякое дыхание" используют те же самые мелодические модели, но в расширенном варианте.
9. Богородичен "Преблагословена еси". Данное песнопение исполняется после стихир "на хвалитех". Оно может быть представлено в Обиходе, в том числе и в данном списке, в трех различных формах: а) как самостоятельное песнопение без указания гласа21; б) как осмогласник22; в) как осмогласный цикл на неизменный текст. Мы рассматриваем последний из трех списков Богородична – как осмогласный цикл, и в представлении его в этом виде выделяем следующие особенности. Богородичны всех гласов сохраняют общий принцип силлабического пения с небольшими внутрислоговыми эпизодами. Распевы отдельно нечетных и отдельно четных гласов близки между собой, в них используются сходные знаковые обороты. Введение фит в распевах осуществляется по-разному. Например, слова "Христос Бог" отмечены фитами только в распевах второго, третьего, пятого и восьмого гласов; слово "ожихом" - в первом, третьем и четвертом гласах и так далее. Таким образом, в рамках осмогласного цикла на неизменный текст выделяются следующие особенности. Гласовая интерпретация распространяется не только на подбор знаков, но и на структуру произведения. Введение наиболее выразительных эпизодов, связанных с возможным выделением ими каких-либо ключевых слов, по-разному трактуется в каждом из восьми распевов и, следовательно, определяется не поэтическим текстом, а мелодическими особенностями.
10. Тропарь воскресный. В данном Обиходе он сопровождается следующим указанием: "Аще есть неделя по конце славословия и трисвятаго поем сий Тропарь воскресный". Собственно Тропарей два – "Днесь спасение миру" и "Воскрес из гроба", первый исполняется на нечетные гласы, второй – на четные. Поэтому в рукописи каждый представлен в двух видах: а) в виде четверогласника; б) каждый в отдельном гласе ("особь кииждо Тропарь в прилучившийся глас"). При изложении Тропарей отдельно по гласам возникают два четырехгласных цикла на неизменные тексты, особенность которых проявляется в следующем. Песнопения в обоих циклах – на текст "Днесь спасение миру бысть" и на текст "Воскрес из гроба" - обнаруживают сходство в распевах внутри своих циклов вплоть до совпадения отдельных знаковых оборотов и попевок. Но, как и в случае с осмогласным циклом "Преблагословена еси", структура песнопений индивидуальна, и фиты вводятся избирательно. Например, в первом цикле фита на первом слове "Днесь" вводится только в первом гласе, в остальных трех гласах ее нет.
Таким образом, уже в рамках Всенощного Бдения и Утрени выявляются циклы, организованные по различным принципам и обнаруживающие многообразие приемов музыкального воплощения.
Циклы Литургии Иоанна Златоуста
1. Прокимны недельные
2. Прокимны дневные
3. Задостойники на Господьские праздники
4. Причастны дневные
5. Причастны на Господьские праздники
1. Прокимны недельные представлены в данном списке в двух распевах, второй из которых каким-либо специальным указанием не сопровождается. Прокимны первого распева23 представляют собой цикл, где каждый отдельный Прокимен – припев, состоящий из одной-двух строк, с мелодически развитыми началом и концом и речитативной серединой.
Почти все Прокимны, несмотря на принадлежность к разным гласам, распеваются по одной мелодической модели и содержат лишь небольшие различия. Исключение составляет лишь Прокимен шестого гласа, распев которого самостоятелен.
С чем связана такая мелодическая обособленность распева именно шестого гласа, остается неясным, поскольку ни по содержанию, ни структурно данный припев не выделяется среди остальных. Все другие Прокимны данного цикла сохраняют основной распев, показанный в первом гласе, незначительно варьируя его. Иными словами, все остальные Прокимны распеваются по одной модели, вне зависимости от гласа.
Прокимны второго распева24, отличающиеся более сложным распевом, сохраняют тот же принцип пения по одной модели, предполагающем различия на уровне отдельных небольших изменений.
2. Прокимны дневные. Они также могут быть структурно и мелодически отнесены к типу припевов. В них сохраняется действие той же мелодической модели, что и в Прокимнах недельных, но с бoльшим количеством разночтений. В данном цикле нет указаний на гласы. Таким образом, внегласовые песнопения используют устойчивую мелодическую форму, вероятно, сознательно сформированную на основе обобщенных интонаций.
3. Задостойники. В двунадесятые праздники и во все дни их попразднства (по их Отдание включительно), а также в Лазареву субботу, в Великий Четверг и Великую Субботу, от дня Святой Пасхи по ее Отдание, в день Преполовения и в его Отдание вместо песнопений "Достойно есть" и "О Тебе радуется" исполняется ирмос 9 песни канона. В этих случаях ирмос получает статус Задостойника. В рассматриваемой рукописи заголовок данного цикла содержит именно такое указание: "На Владычьнии и Богоматери праздников ирмосы 9-я песни, их же поем вместо достойна"25.
Праздник, Инципит
1. Рождество Богородицы - Чюжде Матерем девство
2. Крестовоздвижение - Таин еси Богородицы рай
3. Введение во храм - Яко одушевленному Божию
4. Рождество Христово - Любити убо нам
5. Богоявление - О паче ума рождества
6. Сретение - В законе сени и писаний
7. Суббота Лазарева - Чистую славно почти
8. Неделя Ваий - Бог Господь и явися
9. Великий Четверг - Странствия владычня
10. Великая Суббота - Не рыдай мене мати
11. Св. Пасха - Ангел вопияше. Светися светися
12. Троица - Радуйся царице
13. Вознесение - Тя паче ума
14. Преображение - Рождество твое
15. Успение - Побеждаются естества
Переход ирмоса в другой жанр – жанр Задостойника – обусловил те изменения, которые сказались именно на музыкальной стороне песнопения26. Поэтический текст, формируя ирмос и входя в состав Ирмология, представал в сопровождении распева силлабического типа лишь с небольшими внутрислоговыми распевами и сравнительно редкими фитами. Использование текста в жанре Задостойника, который исполнялся вместо песнопения в честь Богородицы "Достойно есть яко воистину блажити тя"27, определили сложное музыкальное решение того же текста. Задостойники отличаются, как правило, развитым мелизматическим распевом и могут быть представлены в рукописях в двух и более вариантах, как в рассматриваемой рукописи. Здесь, во-первых, цикл показан дважды28, во-вторых, в рамках каждого из них отдельные задостойники показаны в вариантах распева29.
Цикл Задостойников использует различные тексты в различных же гласах. Объединяющим для них, помимо функциональной принадлежности, является путный распев, определяющий общий характер звучания. Отметим к тому же наличие в разных гласах общих интонаций, выраженных сходными знаковыми оборотами. Эти обороты способствуют интонационной объединенности цикла в рамках одного жанра, несмотря на то, что исполнение песнопений рассредоточено в течение года.
Причастны "всея седмицы" включают семь песнопений:
День недели, Глас – Инципит
Неделя, глас 8 - Хвалите Господа с небес
Понедельник, глас 1 - Творяи ангелы
Вторник, глас 8 - В память вечную
Среда, глас 6 - Чашу спасения
Четверг, глас 6 - Во всю землю изыде
Пятница, глас 6 - Спасение соделал
Суббота, глас 5 - Блажения же избрал
Данный цикл представлен в двух распевах. Первый – с соответствующим заголовком - начинается на л. 75 об.; второй - на л. 79, и указание на принадлежность данному циклу обозначена ремаркой на верхнем поле рукописи. К тому же здесь Причастен в субботу представлен песнопением "Радуйтеся праведные"30.
Причастны могут рассматриваться как пример двойного седмичного цикла: первый уровень цикличности возникает в результате соединения каждого причастна с Аллилуйей, второй уровень – при объединении песнопений для каждодневного исполнения в течение недели. При этом Аллилуйя, как повторяющийся раздел, после Причастнов может не выписываться, но исполняется все равно. Об этом свидетельствует и разомкнутая форма Причастнов. Они в качестве последнего своего знака содержат не обычные кадансовые знаки - статью или крыж, а голубчик тихий, "переводящий" распев причастна в распев Аллилуйи.
Причастны первого распева показаны как песнопения со сложным распевом, без стопиц и с фитой, повторенной несколько раз, в зависимости от поэтического текста. Важной особенностью песнопений является совпадение их распевов, несмотря на различие гласов. Возникающая вариантность распевов обусловлена разным по объему поэтическим текстом, в зависимости от чего одни Причастны короче, чем другие и, следовательно, их распев приспосабливается к условиям этого короткого текста. Так, например, из трех песнопений шестого гласа Причастен пятницы "Спасения соделал" по тексту короче двух других. Поэтому его распев содержит на одну музыкальную строку меньше, чем два других, и, соответственно, ее каданс изменен. То же можно сказать и в отношении Причастна недели первого гласа "Творяи ангелы": его знаковая строка почти точно соответствует распеву шестого гласа, но меньше по объему и отличается несколькими невмами.
Причастны второго распева представлены как песнопения со сложным мелизматическим распевом. Все они построены по одной модели, что проявляется в совпадении их структуры и сходстве знаковой строки.
Таким образом, в данном цикле Причастнов, несмотря на различие текстов и гласов, распевы в основных своих позициях сохраняются, создавая стабильное звучание песнопений одного жанра в течение всей седмицы.
Причастны "на Господьския и Богоматери праздники"31.
Праздник - Инципит
1. Сентября в 1 день. Новому лету - Благословиши венец лету
2. Обновление храма - Господи возлюбих благолепие
3. Воздвижение - Знаменася на нас
4. Рождество Христово - Избавление после Господь
5. Богоявление - Явися благодать Божия
7. Благовещение - Избра Господь Сиона
8. Суббота Лазарева - Из уст младенец
9. Неделя Ваий - Благословен грядыи
10. Суббота Великая - Воста яко спя
11. Св. Пасха - Тело Христово
12. Неделя Фомина - Похвали Иерусалиме
13. Преполовение - Ядый мою плоть
14. Вознесение - Взыде Бог в воскликновении
15. Сошествие Св. Духа - Дух твои благии 32
16. Преображение - Господи в свете лица
Календарная последовательность изложения песнопений в данном цикле не совпадает с тем, который содержится в цикле Задостойников. Цикл Причастнов включает больше праздников, преимущественно связанных с триодным последованием. В то же время в нем нет, например, Сретения – одного из двунадесятых праздников.
В данном списке Обихода цикл представлен в двух распевах – на л. 77 об. и 80 об. Все песнопения первого распева сложные, с фитами и внутрислоговыми распевами, без указания гласов, они в целом совпадают по распеву между собой и, что весьма важно, во многом близки распеву Причастнов "всея седмицы". Различия между Причастнами праздников же заключаются, во-первых, в том, что все Причастны показаны с тайнозамкненными начертаниями и только первый – в разводе; во-вторых, в том, что в основе Причастнов лежат поэтические тексты разной протяженности, что, соответственно, определяет и степень протяженности распева. Это реально отражается на знаковом составе мелодической строки. Каждое песнопение завершается Аллилуйей, хотя выписана она только после первого Причастна. О присутствии Аллилуйи во всех случаях свидетельствует неоднократно применявшийся прием разомкнутости распевов: они завершаются не статьей или крыжем, а голубчиком тихим.
Причастны второго распева по сравнению с первым показаны в сложном мелизматическом распеве, без тайнозамкненных начертаний. Как и во многих других циклах, их распевы построены во многом по одной модели, что способствует устойчивости звучания произведений данного жанра, несмотря на разные тексты и разные даты исполнения.
Предварительно рассмотрение певческих циклов Обихода позволяет установить следующее. Формирование циклов в данной певческой книге связано с введением в рамках одного какого-либо жанра 1) разных текстов, определяемых исполнением в разные дни недели, даты календаря; 2) разных напевов, связанных с принадлежностью песнопений к какому-либо из восьми гласов. В любом случае принципы структурирования циклов предполагают существование некоего объединяющего начала, позволяющего рассматривать группу песнопений именно как цикл.
Многообразие певческих жанров, представленных в Обиходе, определенное функциями каждого из них, не предполагает такой же множественности музыкальных решений. Все жанры певческой книги могут быть условно разделены на две большие условные группы – песнопения и припевы, которые, в свою очередь, могут быть или речитативными, или мелодически распевными. Именно это разграничение, продиктованное преимущественно музыкальными закономерностями, позволяет устанавливать как тип цикла, так и методы его музыкальной организации.
Существование самостоятельных певческих циклов не предполагает их музыкальной независимости. Скорее, наоборот, между циклами обнаруживаются устойчивые интонационные связи, позволяющие в ряде случаев устанавливать определенные мелодические модели, на основе которых создаются распевы песнопений в тех или иных циклах. Существование в этих условиях "узаконенных" мелодических образцов, например, Подобнов, обусловлено к тому же необходимостью представления методов интонационного варьирования, призванного показать образцы приспособления устойчивых интонаций к тому или иному тексту.
Многораспевность Обихода носит устойчивый характер, и затрагивает она как отдельные песнопения или припевы внутри циклов, так и циклы целиком. В этих случаях варианты распевов чаще всего связаны с представлением песнопений или припевов в одном случае в условном "малом" распеве силлабического типа с тайнозамкненными оборотами, в другом случае – в большом распеве.
Гласовые разграничения песнопений и припевов в рамках циклов носят весьма опосредованный характер. Сравнение распевов разных гласов внутри циклов показало, что во многих случаях они оказываются сходными. Совпадения между ними обнаруживаются как на уровне знаковых оборотов, так фитных и попевочных начертаний и разводов. Следовательно, гласовая самостоятельность песнопений и припевов в Обиходе не играет столь существенной роли, как в других книгах. Насколько же они значимы с точки зрения формирования певческих циклов вообще, покажут дальнейшие исследования.
1. Рамазанова Н.В. Музыкальная драматургия певческого цикла князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору // Musica antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. С. 864
2. Протопопов Вл. В. Музыка русской литургии. Проблемы цикличности. М., 1999. С. 6.
3. См., в частности, Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка и исследование Бражникова М.В. М., 1974; Серегина Н.С. Песнопения русским святым (По материалам рукописной певческой книги 11-19 вв. "Стихирарь месячный"). СПб., 1994; Кручинина А.Н. О композиционных закономерностях древнерусского чинопоследования // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. научн. трудов РНБ. СПб., 1992; Захарьина Н.Б. Музыкальное время в песнопениях в честь Успения Богоматери // Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. /РАМ им. Гнесиных. М., 1994; Парфентьева Н.В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства 16-17 вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997; Гусейнова З.М. Стихиры Евангельские – один из видов Праздничных Стихир (Опыт текстологического исследования) // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 вв. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Белоненко А.С. Л., 1983. С. 78-94.
4. Богомолова М.В. Моделирование древнерусских песнопений путевого распева по принципу подобия (на примере стихир рукописи инока Христофора 1602 г.). // Древнерусская певческая культура и книжность. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Серегина Н.С. Л., 1990. С. 48.
5. Богомолова М.В. Моделирование древнерусских песнопений путевого распева по принципу подобия. С. 60.
6. Там же.
7. Об Обиходе и его песнопениях см., в частности: Бурилина Е.Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии 16-17 веков (на материале певческой рукописной книги "Обиход"). Дисс…канд. искусствоведения. Л., 1984; Швец Т.В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность. Дипломная работа (на правах рукописи). СПб., 2000.
8. В данной работе рассматриваются только циклы Всенощного Бдения и Литургии Иоанна Златоуста.
9. Из всех певческих книг припевы выписываются главным образом в Обиходе.
10. Говоря о припевах и их функциях, мы имеем в виду не только собственно припевы, следующие за песнопениями, но и предшествующие им, то есть запевы, поскольку с точки зрения формирования цикла и музыкально-поэтических особенностей припевы и запевы во многом близки. Возможность данного обобщения обусловлена и тем, что термин "припев" в рукописях весьма часто применяется по отношению именно к музыкально-поэтическому построению, предшествующему песнопению. В рассматриваемом списке Обихода это отмечается, например, в цикле Задостойников (л. 70 об. и далее). Поэтому далее в работе эти позиции специально не оговариваются.
11. Рукопись конца 17 века, в 4-ку, содержит 164 листа. Текст – полуустав, истинноречие. Нотация знаменная пометная и призначная. Филиграни (все установлены по работе: Филиграни 17 века по рукописным источникам ГИМ. Каталог. Сост. Дианова Т.В., Костюхина Л.М. М., 1988): 1. лл. 1-100 амстердамский герб № 139 (1679-1695); 2. л. 34 амстердамский герб № 185 (1680); 3. лл. 103-142 амстердамский герб типа № 135 (1694); 4. лл.143-163 герб "семь провинций" типа № 878 (1691); 5. амстердамский герб типа № 180 (1691). Переплет картонный, обтянутый тисненной кожей с завязками.
Рукопись содержит только Обиход – самостоятельную книгу (почерк № 1, лл. 1-153) и отдельные подборки обиходных песнопений (почерк № 2, лл. 154-160 и почерк № 3, лл. 161-162). Кроме того, в рукопись вплетены и вложены дополнительные листы меньшего формата с добавлениями к Обиходу, выполненными другими почерками. На одном из них – Многолетие царям Иоанну и Петру Алексеевичам (л. 85 об.).
В состав Обихода кроме Всенощного Бдения (л. 1) и Литургии Иоанна Златоуста (л. 61 об.) входят: Чин литии усопшим (л. 86), Чин погребения монахов (л. 91), Чин погребения мирских (л. 92 об.), Чин венчания (л. 95), Постный Обиход (л. 96), Литургия Преждеосвященных Даров (л. 103 об.), Канон и стихиры Пасхе (л. 118 об.); Последование малого освящения воды (л. 126 об.); Последование великого освящения воды (л. 130 об.); Часы постные (л. 134); Чин Обновления храма (л. 138 об.).
Подборки обиходных песнопений включают: Задостойники большим распевом (л. 143); "Свете тихий" на восемь гласов в двух распевах (л. 154); "Достойно есть" на восемь гласов (л. 157); "Свят, свят, свят Господь Саваоф" (л. 161); Псалом 136 "На реках Вавилонских".
В данном Обиходе традиционно представлены многочисленные варианты распевов, обозначенные в книге ремарками "преводне", "путь" и др. Выделим некоторые музыкальные особенности списка, показывающие наиболее яркие музыкальные интерпретации песнопений: 1. "На реках Вавилонских – "демество старых переводов" (л. 29 об.); 2. Аллилуйя – "преводне" (л. 65), "монастырская" (л. 65); "болшая" (л. 65); 3. "Иже херувимы" - "преводне" (л. 66 об.), "паки преводне" (л. 67); "дамолчитово согласие" (л. 68); 4. "Достойно есть" - "дихоновское" (л. 70 об.); 5. "Святый Боже" - "опекаловская" (л. 109); 6. "Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго" - "выписаны из старых московских триодей, в греческих же и в новопреведенных московских триодях не напечатася" (глас пятый, л. 109), "преводне" (л. 110), глас восьмой (л. 110 об.), "путь того же гласа" (л. 111 об.) и другие.
12. Внутри первой строфы, благодаря повтору основного текста, также создается рифмование.
13. О принципе пения по модели см.: Артамонова Ю.В. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям: терминология и репертуар // Музыкальная культура православного мира. Традиции, теория, практика. Материалы международных научных конференций 1991-94 гг. /РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 142; Игошев Л.А. Проблема певческих моделей // Гимнология. Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот. Дм. Разумовского МГК. Отв. ред., сост. Лозовая И.Е. Вып. 1. М., 2000. С. 326-327.
14. О подобнах см.: Морохова Л.Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 181-190; Артамонова Ю.В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве 11-18 веков. Дисс… канд. искусствоведения. М., 1998.
15. Добавим к этому, что количество Подобнов различно в разных списках Обихода.
16. Серегина Н.С. пишет о принципе пения "на подобен": "Состав знаков распева "на подобен" обычно несет в себе нечто характерное, запоминающееся и стабильное, представляющее как бы "лицо" данного напева, что узнается с первого взгляда. Более всего это свойственно начальной строке песнопения, но стабильность начертаний выдерживается также в кадансах строк и в заключительной части напева. В середине же песнопения <…> наблюдаются наибольшие расхождения, перестановки попевок, обновление материала". (Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому – памятник отечественного песнетворчества. // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы 12-18 вв. Сб. научн. трудов. Сост. и отв. ред. Белоненко А.С. Л., 1983. С. 108-109).
17. Л. 19.
18. Гласовая многосоставность Обихода, вероятно, способствовала такому сглаживанию: звучание становилось более унифицированным, гибким, способным к соединению в любой последовательности.
19. На это указывает соответствующая ремарка в тексте.
20. Они не выписываются в Обиходе, но представлены, например, в Октоихе, Праздниках, Триоди.
21. Л. 54 об.
22. Л. 56. Об осмогласниках подробнее см.: Захарьина Н.Б. Осмогласники как жанр древнерусского певческого искусства // Musica Antiqua. VIII. Bydgoszcz, 1988. P. 1087-1123.
23. Л. 62 об.
24. Л. 63 об.
25. Л. 70.
26. Задостойники рассматривались многими исследователями. См., например: Ревунова А.Г. Традиция многораспевности в рукописях Кирилло-Белозерского монастыря (На примере задостойника на Вознесение "Тя паче ума") // Гимнология. Ученые записки Научного центра церковной музыки им. прот Дм. Разумовского МГК. Отв. ред., сост. Лозовая И.Е. Вып. 1. М., 2000. С. 298-305.
27. Песнопение "Достойно есть яко воистину блажити тя" исполнялось на Литургии Иоанна Златоуста. На Литургии же Василия Великого вместо него в честь Богородицы исполнялось песнопение "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которое в рукописях также сопровождается ремаркой "задостойник".
28. Первый распев цикла Задостойников представлен в рамках Обихода и выписан на л. 70 об., второй – отдельно на л. 143.
29. Это касается, в частности, Задостойника Пасхи. На л. 73 есть указание "путь", относящееся к песнопениям "Ангел вопияше" и "Светися, светися" и еже раз "Ангел вопияше". Далее на л. 73 об с ремаркой "демество" выписаны те же песнопения "Светися, светися" и "Ангел вопияше" с отличающимся распевом. И затем на л. 74 с ремаркой "По Входе" еще раз даны распевы тех же песнопений. В данном цикле в двух распевах приведен также Задостойник Вознесению "Тя паче ума" (л. 74 об.).
30. В данной рукописи среди песнопений Литургии Преждеосвященных даров данный цикл Причастнов представлен еще раз с новым распевом (л. 103 об.).
31. Л. 77 об.
32. Вслед за этим причастном идет "Духа твоего Святаго" с ремаркой "другий".