Рефетека.ру / Музыка

Авторский материал: Певческие циклы Обихода

Певческие циклы Обихода

Гусейнова З. М.

В нотированных книгах православного Богослужения бoльшая часть песнопений представлена в рамках какой-либо устойчивой группы – функциональной, жанровой, гласовой. Принадлежность песнопений к данной группе определяет особенности их текстового и музыкального содержания. В результате подобной группировки песнопений образуется цикл - по словам Рамазановой Н.В., "некое художественное единство, складывающееся из разных по содержанию частей. Их объединение художественно оправдано и обладает внутренней логикой, направленной на раскрытие определенной темы"1. Протопопов Вл. В. пишет: "церковные песнопения собираются в компактные, сосредоточенные формы, поскольку группируются в определенном порядке данного чина, службы или их округленных частей"2. Циклы песнопений и принципы цикличности вообще в той или иной мере рассматривались многими музыкантами-медиевистами3, в результате чего стало возможным выявление основных черт цикла, складывающегося в древнерусском церковном пении. Они сформулированы, в частности, Богомоловой М.В. при рассмотрении стихир путного распева из службы преп. Козьме и Дамиану по рукописи Государственного исторического музея, собрания Щукина № 767. Автор, анализируя песнопения, выделяет характерные черты цикла: гласовая общность, единообразие содержания, близость мелодической канвы песнопений, функциональная общность, однотипность формы4. И, обобщая результаты наблюдений, Богомолова М.В. отмечает существенные особенности формирования цикла: "Одновременное сочетание стабильности и мобильности в интонационных формулах обеспечивало возможность их широкого применения и привносило в распев живое дыхание, вариантную изменяемость традиционных мелодических оборотов"5. И далее. "При несомненной взаимосвязи структуры текста и напева, их взаимообусловленности, наблюдается нейтральность напева к образному содержанию текста. Напеву свойственна предельная обобщенность музыкального образа, в котором нет места отражению субъективного, индивидуального начал, присущих тому или иному тексту"6.

Формирование циклов в Обиходе7 происходит особым образом. Наличие в данной книге песнопений в виде циклов почти никогда не предполагает их действительно "циклического", то есть одного за другим, исполнения. Более того, в большинстве случаев образование циклов в книге связано не с литургическими, а музыкальными закономерностями, и дело здесь в следующем.

Изложение материала в нотированном Обиходе8 заключается преимущественно в представлении музыкальных разделов богослужения в нескольких видах. Эти виды формируются по-разному. Во-первых, на протяжении Всенощного Бдения или Литургии один и тот же припев или песнопение повторяется точно или с изменениями несколько раз, выполняя функции своеобразного рефрена. Суммарное проведение его на протяжении службы создает особые условия для формирования особого – "рассредоточенного" - цикла.

Во-вторых, на Всенощном Бдении или Литургии некоторые тексты меняются в зависимости от исполнения службы в тот или иной день. Например, из всего цикла Прокимнов дневных в течение одной службы исполняется только один Прокимен из семи, соответствующий дню седмицы. Однако в нотированном Обиходе присутствуют, в соответствии с количеством дней недели, все семь Прокимнов, что создает в рамках книги, содержащей последовательность одной службы, дополнительное ее расширение. К таким же расширениям могут быть отнесены циклы песнопений, существующих в распеве на восемь гласов, из которых в каждой конкретной службе берется только один распев - "в прилучившийся глас" и др.

В-третьих, существенной особенностью Обихода как нотированной книги является наличие циклов, исполнение которых за богослужением не предполагается. Это циклы Подобнов на восемь гласов и Самогласнов на восемь гласов. Их функции в книге заключаются, в частности, в представлении мелодических образцов для распева песнопений. Но, тем не менее, они тоже входят в состав книги и представляют образцы циклов.

Таким образом, возникновение циклов песнопений в Обиходе обуславливают следующие обстоятельства:

1. Повторяемость одного песнопения или одного возгласа на протяжении службы. В этом случае возникает условный рассредоточенный цикл.

2. Изменяемость текстов песнопения одного жанра в зависимости от даты или дня недели. В этом случае цикл образуется посредством введения всех текстов, выполняющих функцию данного жанра, но в разных условиях. Здесь возможны три уровня изменений: а) сохранение поэтического текста при смене гласов (соответственно, и распевов); б) изменение текста при сохранении гласа; в) изменение и поэтического текста, и гласа.

3. Изменяемость распевов песнопения какого-либо жанра в зависимости от принадлежности к одному из восьми гласов. Здесь возможны два уровня изменений: а) сохранение поэтического текста при смене гласа (соответственно, и распева); б) изменение и поэтического текста, и гласа.

4. Введение музыкальных образцов для других песнопений, организованных по принципу осмогласного цикла на изменяемый текст (или изменяемые тексты).

Добавим к этому возможность образования двухуровнего (как бы "двойного") цикла, то есть группы песнопений или припевов, организованной дважды. Такие циклы возникают, например, в тех случаях, когда песнопения объединяются сначала по жанрово-функциональному признаку, а затем – по осмогласному (цикл Подобнов). Разновидность двойного цикла может возникнуть и в тех случаях, когда какой-либо жанр песнопения или припева, организованный по осмогласному или календарному признаку, складывается из двух разделов, то есть сам по себе является микроциклом (припев "Бог Господь" с Аллилуйей).

В результате, циклы Обихода, могут быть отнесены к одной из следующих групп:

a. Осмогласный цикл на неизменный текст;

b. Осмогласный цикл на изменяемый текст;

c. Двойной осмогласный цикл на неизменный текст;

d. Двойной осмогласный цикл на изменяемый текст;

e. Четырехгласный цикл на неизменный текст;

f. Четырехгласный цикл на изменяемый текст;

g. Календарный цикл на неизменный текст;

h. Календарный цикл на изменяемый текст;

i. Седмичный цикл на неизменный текст;

j. Седмичный цикл на изменяемый текст.

Песнопения, образующие в Обиходе циклы, представлены разными жанрами, но при рассмотрении принципов цикличности существенным оказывается не жанровая принадлежность песнопений, а их функция в службе, их строение и характер распева. С этой точки зрения мы выделяем два основных вида нотированных текстов, отличающихся главным образом своей функцией и музыкально-поэтической формой - собственно песнопения (они состоят преимущественно из четырех и более музыкально-поэтических строк) и припевы (они состоят из одной-трех музыкально-поэтических строк)9. Разница между песнопениями и припевами определяется их функциями в службе: песнопения представляют собой, как правило, самостоятельные музыкальные номера, припевы10 – дополнительные. И песнопения, и припевы по характеру распева могут быть как речитативными, так и мелодически-распевными, хотя речитативность, несомненно, чаще используется в припевах, а мелодическая распевность – в песнопениях.

Выделим еще одну существенную структурную позицию, связанную с изложением песнопений и припевов. Если в песнопениях строфическое строение текста во многом нивелируется, уступая место двойному - строчно-музыкальному - принципу организации, то в припевах строфическая природа текста сохраняется, и деление на поэтические строфы определяет музыкальную структуру.

Рассмотрим певческие циклы Обихода на примере одного из полных его списков в рукописи Российской национальной библиотеки, собрания Кирилло-Белозерского монастыря 725/98211.

Циклы Всенощного Бдения и Утрени

1. Припевы на "Господи воззвах"

2. Самогласны

3. Подобны

4. Прокимны дневные

5. Припевы "Бог Господь"

6. Прокимны воскресные

7. Припевы "Свят Господь"

8. Припевы "Всяко дыхание"

9. Богородичен "Преблагословена еси"

10. Тропарь воскресный

1. Припевы на "Господи воззвах" - осмогласный цикл на неизменный текст. Текст состоит из двух строф: а) "Господи воззвах"; б) "Да исправится молитва моя". Строфы исполняются антифонно (перед началом "Да исправится…" может быть указание: "второй лик"). Последние строки в строфах - одинаковые "Услыши мя Господи". Они создают рифмование строф12, усиленное повтором распева – своеобразным музыкальным рифмованием. Распев речитативный, поскольку бoльшая часть текста озвучивается стопицами, лишь заключительные разделы строк сопровождаются сложными знаковыми оборотами, которые повторяются в строках припева одного гласа. Значимость этих оборотов весьма велика: они являются устойчивыми в мелодике припевов и встречаются почти во всех циклах припевов в точном или варьированном виде. По сути, представленные в первом цикле припевов "Господи воззвах" мелодические обороты вводят своеобразные модели13 распевов каждого гласа. И в дальнейшем модели используются в каждом цикле припевов, способствуя возникновению устойчивых интонационных связей между различными частями службы.

2. Самогласны на восемь гласов. Эти песнопения за богослужением не исполняются, и их назначение – служить образцами для других песнопений. Поэтические тексты Самогласнов совпадают с текстами первых стихир на "Господи воззвах" каждого из восьми гласов Октоиха, распевы же различаются: как правило, в Самогласнах распев очень простой и представляет собой расширенную мелодическую модель, устойчиво использующуюся в припевах. Самогласнам могут предшествовать, как в данном списке Обихода, однострочные, с различающимся текстом, припевы, столь же лаконичные по распеву, как и большинство припевов.

3. Подобны на восемь гласов14. Как и Самогласны, Подобны за богослужением не исполняются и служат мелодическими образцами для других песнопений. Важным отличием Подобнов является введение в каждом гласе не одного, а нескольких песнопений, их количество различается по гласам15. В некоторых гласах Подобнов может не быть вообще, как в третьем и седьмом. В данном списке Обихода количество Подобнов в каждом гласе следующее:

Глас 1 – 2, глас 2 – 2, глас 3 – нет, глас 4 – 4, глас 5 – 3, глас 6 – 1, глас 7 – нет, глас 8 – 3.

В результате в Подобнах возникает двойной цикл. Один из уровней цикличности, как отмечалось, объединяет песнопения в рамках осмогласия, другой же уровень цикличности связан с наличием в каждом гласе нескольких Подобнов, которые формируют отдельно цикл Подобнов первого гласа, цикл Подобнов второго гласа и так далее.

Наблюдения над распевом Подобнов позволили выдвинуть предположение, что он (распев), помимо основной своей функции быть мелодической моделью для других песнопений, мог служить еще и примером интонационной работы в рамках произведения. Иными словами, Подобен демонстрировал приемы применения устойчивых оборотов в рамках песнопения и их варьирования при необходимости приспособления к тому или иному тексту16. Данное предположение основывается на том, что мелодика Подобнов – простая, без ярко выраженных тайнозамкненных оборотов и сложных невм – строится на точном или варьированном повторе нескольких устойчивых, очень простых знаковых последований, легко приспосабливаемых к любым условиям текста. Воспроизводимые в точном или варьированном виде, они создают мелодическую ткань, соответствующую особенностям текста, открывая тем самым большие возможности для формирования произведений.

4. Прокимны дневные - краткие стихи, предшествующие чтению из Св. Писания. Они обычно заимствуются из стихов псалма, применительно к суточному или праздничному Богослужению. Как правило, Прокимны предопределяют содержание последующего чтения или сущность праздника.

Прокимны дневные – цикл из семи кратких одно-двухстрочных припевов силлабического распева. Распевы построены по единому принципу: относительно развиты в них начала и концы, в то время как середины обычно представлены рядом стопиц. Наиболее сложным из Прокимнов является первый "Господь воцарися", исполняющийся на Вечерне в субботу. Именно он чаще всего бывает представлен в вариантах распева, которые могут сопровождаться соответствующими ремарками. В рассматриваемом списке субботний Прокимен показан в трех распевах, второй из которых содержит фиту с разводом, а третий обозначен как "произволителный". Гласовое обозначение (глас 6) поставлено только у первого распева и, видимо, распространяется на все Прокимны.

В данном списке Обихода интересно введение второго распева всего цикла, следующего непосредственно за первым и обозначенного как "Преводне". В отличие от первого распева здесь каждый Прокимен сопровождается указанием на свой глас. Соответственно, меняются и распевы каждого Прокимна, хотя тип распева неизменно остается силлабическим.

5. Торжественная песнь Христу "Бог господь и явися нам", исполняемая на Утрени четыре раза, двухсоставна, то есть она включает собственно строфу "Бог Господь" с заключительной троекратной Аллилуйей. Поэтический текст строфы "Бог Господь" и Аллилуйя остаются неизменными во всех гласах, хотя распев в каждом гласе варьируется. В рассматриваемом Обиходе осмогласному циклу "Бог Господь" предшествует соответствующее указание: "По гласу же днесь Тропарь поется Бог Господь. 4. Аще есть. Аллилуйя или Великая четверодесятница по ектении поем Аллилуйа. 4 в прилучившийся глас осмогласника"17.

"Бог Господь" с Аллилуйей принадлежит к типу двойного цикла: первый уровень цикличности возникает в результате устойчивого соединения основной строфы с Аллилуйей, второй – образования ими осмогласного цикла. И первый, и второй уровни формируются как в тексте (точный повтор), так и распеве (система осмогласия). Весьма важно соотношение распевов основной строфы и троекратной Аллилуйи в каждом из гласов. В то время как распев первой и второй Аллилуйи речитативен (он передан преимущественно стопицами), третья Аллилуйя распета мелодически. Она точно или с небольшими разночтениями повторяет заключительный раздел основной строфы.

Несмотря на то, что в рамках осмогласного цикла каждый глас выдвигает свою интерпретацию поэтического текста, между гласами есть совпадения. Так, например, сходны распевы второго и шестого гласов.

Основная строфа "Бог Господь" состоит из двух поэтических строк:

1. Бог Господь явися нам

2. Благословен грядый во имя Господне.

Однако, структура строфы в каждом гласе различна. В первом гласе строфа складывается из трех строк (дополнительная остановка подчеркнута статьей простой на слоге "[гряды]-и"); во втором гласе межстрочная цезура смещена на слог "[госпо]-дь"; в четвертом гласе в распеве вообще нет ни одной статьи, которая могла бы обозначать завершение строки и проч. Распевы основной строфы во всех гласах передаются достаточно сложными знаками, к тому же содержат небольшие внутрислоговые распевы, в разных гласах расположенные в разных местах.

6. Прокимны воскресные на восемь гласов. Прокимен исполняется после утренних антифонов перед чтением Евангелия. По жанру он может быть отнесен к припевам: его текст представляет собой одну строфу с речитативной серединой и мелодически развитыми началом и концом. Однако, распетые концы в данном цикле Прокимнов сложные: они включают фитные начертания во всех гласах кроме первого и третьего и разводы в первом и третьем гласах. Существенно, что гласы четвертый, пятый и шестой содержат одну и ту же фиту; седьмой и восьмой гласы тоже содержат общую фиту, по начертанию представляющую собой "половину" предыдущей фиты. Первый и третий гласы завершаются одинаковым фитным разводом. Только второй глас заканчивается самостоятельным интонационным оборотом. Таким образом, и в данном цикле происходит сглаживание различий между гласами, но уже на более высоком мелодическом уровне – фит и их разводов18.

7. Припевы "Свят Господь" исполняются после канона, предваряя звучание Светильна. Мелодическая интерпретация данного однострочного припева в рамках осмогласного цикла отличается от остальных циклов тем, что не содержит речитативных участков, выраженных стопицами, и передается от начала до конца сложными знаками. Гласовые различия, однако, сглажены и здесь: например, распевы третьего и четвертого гласов объединены общим кадансом; одним общим началом объединены первый и второй глас, другим общим началом – шестой и седьмой и так далее. Следовательно, и в рамках мелодически развитого припева гласовые различия оказываются не столь существенными.

8. Припевы "Всякое дыхание" исполняются после Светильна. Они представляют собой осмогласный цикл на неизменный текст, состоящий из двух строф. Первая строфа, исполняемая первым ликом19, включает три поэтические строки:

Всякое дыхание да хвалит Господа.

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних:

Тебе подобает песнь Богу

Вторая строфа, исполняемая вторым ликом, включает две поэтические строки:

Хвалите Его вси Ангелы Его, хвалите Его вся силы Его:

Тебе подобает песнь Богу

Существенным элементом текста является призыв "Хвалите", что определило название микроцикла воскресных стихир, исполняемых после данного припева – стихир "на хвалитех"20.

Связанность цикла припевов "Всякое дыхание" со Светильном определила мелодическое соответствие его предшествующему циклу припевов – "Свят господь": припевы "Всякое дыхание" используют те же самые мелодические модели, но в расширенном варианте.

9. Богородичен "Преблагословена еси". Данное песнопение исполняется после стихир "на хвалитех". Оно может быть представлено в Обиходе, в том числе и в данном списке, в трех различных формах: а) как самостоятельное песнопение без указания гласа21; б) как осмогласник22; в) как осмогласный цикл на неизменный текст. Мы рассматриваем последний из трех списков Богородична – как осмогласный цикл, и в представлении его в этом виде выделяем следующие особенности. Богородичны всех гласов сохраняют общий принцип силлабического пения с небольшими внутрислоговыми эпизодами. Распевы отдельно нечетных и отдельно четных гласов близки между собой, в них используются сходные знаковые обороты. Введение фит в распевах осуществляется по-разному. Например, слова "Христос Бог" отмечены фитами только в распевах второго, третьего, пятого и восьмого гласов; слово "ожихом" - в первом, третьем и четвертом гласах и так далее. Таким образом, в рамках осмогласного цикла на неизменный текст выделяются следующие особенности. Гласовая интерпретация распространяется не только на подбор знаков, но и на структуру произведения. Введение наиболее выразительных эпизодов, связанных с возможным выделением ими каких-либо ключевых слов, по-разному трактуется в каждом из восьми распевов и, следовательно, определяется не поэтическим текстом, а мелодическими особенностями.

10. Тропарь воскресный. В данном Обиходе он сопровождается следующим указанием: "Аще есть неделя по конце славословия и трисвятаго поем сий Тропарь воскресный". Собственно Тропарей два – "Днесь спасение миру" и "Воскрес из гроба", первый исполняется на нечетные гласы, второй – на четные. Поэтому в рукописи каждый представлен в двух видах: а) в виде четверогласника; б) каждый в отдельном гласе ("особь кииждо Тропарь в прилучившийся глас"). При изложении Тропарей отдельно по гласам возникают два четырехгласных цикла на неизменные тексты, особенность которых проявляется в следующем. Песнопения в обоих циклах – на текст "Днесь спасение миру бысть" и на текст "Воскрес из гроба" - обнаруживают сходство в распевах внутри своих циклов вплоть до совпадения отдельных знаковых оборотов и попевок. Но, как и в случае с осмогласным циклом "Преблагословена еси", структура песнопений индивидуальна, и фиты вводятся избирательно. Например, в первом цикле фита на первом слове "Днесь" вводится только в первом гласе, в остальных трех гласах ее нет.

Таким образом, уже в рамках Всенощного Бдения и Утрени выявляются циклы, организованные по различным принципам и обнаруживающие многообразие приемов музыкального воплощения.

Циклы Литургии Иоанна Златоуста

1. Прокимны недельные

2. Прокимны дневные

3. Задостойники на Господьские праздники

4. Причастны дневные

5. Причастны на Господьские праздники

1. Прокимны недельные представлены в данном списке в двух распевах, второй из которых каким-либо специальным указанием не сопровождается. Прокимны первого распева23 представляют собой цикл, где каждый отдельный Прокимен – припев, состоящий из одной-двух строк, с мелодически развитыми началом и концом и речитативной серединой.

Почти все Прокимны, несмотря на принадлежность к разным гласам, распеваются по одной мелодической модели и содержат лишь небольшие различия. Исключение составляет лишь Прокимен шестого гласа, распев которого самостоятелен.

С чем связана такая мелодическая обособленность распева именно шестого гласа, остается неясным, поскольку ни по содержанию, ни структурно данный припев не выделяется среди остальных. Все другие Прокимны данного цикла сохраняют основной распев, показанный в первом гласе, незначительно варьируя его. Иными словами, все остальные Прокимны распеваются по одной модели, вне зависимости от гласа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Похожие работы:

  1. • Певческие циклы Обихода
  2. • Стилевые особенности знаменного пения
  3. • Музыка в синтезе древнерусских искусств
  4. • Отражение русской истории в творчестве древнерусских ...
  5. • Древнерусская певческая культура и старообрядчество
  6. • Метод массовой постановки певческого голоса
  7. • История текста богослужебных певческих книг
  8. • Одноголосное пение Древней Руси
  9. •  ... импровизации в детском народно-певческим коллективе
  10. • Духовные и конструктивные основы византийской певческой ...
  11. • Психолого-педагогическая и экспериментальная ...
  12. • Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации ...
  13. • Музыкальный фольклор как средство развития творческих ...
  14. • Древняя церковнопевческая традиция сквозь призму русской ...
  15. • Словарь ошибок вокальной педагогики
  16. • Основные тенденции развития детского хорового творчества на ...
  17. • Если вы любите петь
  18. • Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников
  19. • Знаменный распев
Рефетека ру refoteka@gmail.com