Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств.
Оно способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Все вышесказанное отражает необходимость развития предпринимательства в Республике Беларусь. Поэтому актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений.
Целью исследования является анализ сущности предпринимательской деятельности.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
Дать определение предпринимательства;
Охарактеризовать основные формы предпринимательства;
Изучить права и обязанности предпринимателей
Определить характер совместного предпринимательства;
Оценить роль малого бизнеса и характер государственной поддержки.
Поэтапное решение данных задач обуславливает структуру контрольной работы, состоящего из, введения, четырех основных глав, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка использованной литературы.
При исследовании темы данной работы использовались такие универсальные методы экономической теории, как анализ, синтез, диалектики, системности и исторический метод.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени, поэтому в процессе написания работы использовался широкий спектр литературных источников, в том числе нормативные акты законодательства и периодические издания.
Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». [12, c,138]
В конце XIX века произошло разделение понятий "предприниматель" и "собственник на капитал". В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория экономического развития" он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.
В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие его особенности:
умение организовать и управлять производством;
инициативная, новаторская деятельность;
рисковая деятельность. [5, c.48]
Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так: "Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли". [5, c.39-40]
Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:
Инициативная деятельность.
Новаторская деятельность.
Деятельность по организации и управлению производством.
Рисковая деятельность.
Получение предпринимательского дохода. [5, c.54]
В Гражданском кодексе Республики Беларусь дается следующее определение предпринимательства.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. [1]
Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» предлагают еще одну трактовку.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).
Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).
Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений. [4]
Субъектами предпринимательства являются:
физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;
группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей.
Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах. [4]
С точки зрения экономической теории, перечень субъектов предпринимательства шире. К субъектам предпринимательской деятельности сегодня относят следующие группы:
Собственно предприниматели;
Потребители;
Наемные работники;
Государство. [9, c.82-83]
Таким образом, предпринимательство – это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности с целью получения прибыли.
Она может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий.
Согласно закону «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Беларуси допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.
Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя. [4]
Данный закон также устанавливает права и обязанности предпринимателя.
Предприниматель имеет право:
заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
привлекать на договорных началах имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций;
участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы;
самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;
получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;
пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;
выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом. [4]
Предприниматель обязан:
выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры
предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование;
осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии;
производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
соблюдать права и законные интересы потребителей;
получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
выполнять решения государственных органов и иных субъектов права;
соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления иных показателей. [4]
Таким образом, в Республике Беларусь существует частное предпринимательство и коллективное, без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Права и обязанности предпринимателей регламентируются законодательно.
Особенности создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями регулируются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.
Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. [3]
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается актами законодательства Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).
Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.
Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями (за некоторым исключением) осуществляется уполномоченным государственным органом. [3]
Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее государственной регистрации.
Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) заявления с приложением документов, указанных в статьях 84 и 85 Инвестиционного Кодекса. Объявленный в учредительных документах уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации.
В процессе функционирования коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют налоговые и таможенные платежи в соответствии с законодательством и имеют ряд налоговых льгот.
Так, согласно Закону Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII, освобождается от уплаты налога в течение трех лет с момента объявления ими прибыли прибыль коммерческих организаций с иностранными инвестициями (за исключением организаций в форме открытых акционерных обществ), доля иностранного инвестора в уставном фонде которых более 30 процентов, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, кроме торговой и торгово-закупочной деятельности. Данная льгота распространяется на коммерческие организации с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном фонде которых до 1 января 2005 года составляла более 30 процентов. [3]
Коммерческие организации с иностранными инвестициями осуществляют амортизационные отчисления по нормам и в порядке, установленным для юридических лиц Республики Беларусь, вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию собственного производства и порядок ее реализации, а также самостоятельно выбирать поставщиков товаров. Выручка в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства организации, в уставном фонде которой доля иностранного учредителя составляет более 30 процентов, после уплаты налогов и других обязательных платежей, остается в распоряжении этой организации. [3]
Ряд созданных совместных предприятий успешно функционирует и в Республике Беларусь. Среди них: операторы сотовой связи «БелСел» (было образовано предприятиями связи Республики Беларусь и британской компанией Cable & Wireless Plc. в 1993 году), «МТС» (учредителями являются РУП «Белтелеком» — 51% и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (Россия) — 49% уставного капитала), белорусско-германское предприятия по производству большегрузных автомобилей «МАЗ-МАН», предприятие по производству обуви «Белвест», совместный проект по реконструкции завода «Креон» и т.д.
Подводя итог, отметим следующее.
Совместной организацией является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли граждан Республики Беларусь. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством и не противоречат уставу.
Порядок регистрации совместных организаций регламентируется Инвестиционным кодексом.
Совместные предприятия имеют ряд налоговых льгот и успешно функционируют в Республике Беларусь.
Мировой опыт убедительно показал, что ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель. В развитых странах малый бизнес производит 50-70% общего объема товаров и услуг, а следовательно в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта. Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран
В Республике Беларусь под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;
в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. [2]
В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ.
Существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства».
В настоящее время в Беларуси уже сформирована институциональная структура государственной поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются:
Министерство экономики Республики Беларусь;
белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;
центры поддержки предпринимательства;
научно-технологические парки;
инкубаторы малого предпринимательства;
союзы, ассоциации, объединения предпринимателей. [7, c.51]:
Основными задачами центров поддержки предпринимательства являются
информационное обеспечение малого предпринимательства;
консультационная поддержка;
обучение предпринимательской деятельности. [7, c.52]
В настоящее время насчитывается ряд инкубаторов малого предпринимательства. Основными направлениями их деятельности считаются: предоставление в аренду помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; предоставление в аренду офисного оборудования и иного и имущества; оказание иных услуг.
Научно-технологические парки создаются с целью активизации научно-инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Целью деятельности технопарков является комплексное решение проблем, касающихся ускоренной передачи результатов научно-технических исследований в производство и доведения их до потребителя на коммерческой основе.
Общества взаимного кредитования (ОВК) субъектов малого предпринимательства являются некоммерческими организациями, созданными в форме потребительских кооперативов и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства субъекты предпринимательства - юридические лица могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями. [6, c.70-71]
Таким образом, с целью поддержки малого предпринимательства создается определенная инфраструктура: центры, государственные программы, инкубаторы и т.д., которые выполняют определенные функции.
Предпринимательство – это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности с целью получения прибыли. В Беларуси она может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий.
В Республике Беларусь существует частное предпринимательство и коллективное, без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.
Права и обязанности предпринимателей регламентируются законодательно.
Совместной организацией является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли граждан Республики Беларусь. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством и не противоречат уставу.
Порядок регистрации совместных организаций регламентируется Инвестиционным кодексом.
Совместные предприятия имеют ряд налоговых льгот и успешно функционируют в Республике Беларусь.
Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран, в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта.
С целью поддержки малого предпринимательства в Беларуси создается определенная инфраструктура: центры, государственные программы, инкубаторы и т.д., которые выполняют определенные функции.
Гражданский кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. / В ред. 8.01.2004. (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. –1999. -№ 7-9. -ст.101).
О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 16.10.1996 № 685-XIII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. –1996. -№34. -ст. 607).
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З. / В редакции 5.08.2004 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№62. -2/780).
О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII. / В ред. 30.07.2004. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР. -1991. -№ 19. -ст.269).
Александров Д.Н. Основы предпринимательства: Личность и синдром предпринимателя: Учеб. пособие / Д.Н.Александров, М.А.Алиэскеров, Т.В.Ахлебинина; Под общ.ред. Д.Н.Александрова.- М.: Флинта, 2004.- 520 с.
Белецкая З. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства // Беларуская думка.- 2003.- №11.- С.69-74.
Малыгина И. Малое предпринимательство и инфраструктура его поддержки. // Белорусский банковский бюллетень. –2003г. -№24. –с.49-55.
Куницкая О. Правовая конструкция малого предприятия // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.- 2004.- №14.- С.102-108.
Основы предпринимательства: Учеб. пособие / Э.М.Гайнутдинов, Р.Б.Ивуть, Л.И.Поддерегина и др.; Под общ. ред. Э.М.Гайнутдинова.- Мн.: Выш. шк., 2000.- 184 с.
Республика Беларусь. 1995-2004: Стат. сборник / Ред .коллег.: В.И.Зиновский и др.; М-во стат. и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.- 272 с.
Семенов Е. О развитии предпринимательства в Республике Беларусь // Белорусский банковский бюллетень.- 2003.- №41.- С.50-53.
Сэй Ж-Б. Трактат по политической экономии. / Пер. с фр. -М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2000.- 232 с.