Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное Агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский Заочный
Финансово-экономический институт
Курсовая работа
Тема: «Сущность и критерии малого предпринимательства»
Омск 2007
Содержание
Введение
1. Сущность и критерии малого предпринимательства
2. Организация финансов малого предприятия
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Введение
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99% от общего числа предприятий в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития малого предпринимательства. В России государство предприняло определённые шаги по развитию малого предпринимательства: формируется законодательная база были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях при содействии государства создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.
В первой части работы даётся характеристика сущности и критериев малого предпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, а также роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства.
Во второй части работы говорится об особенностях организации финансов малого предпринимательства, а именно об особенностях налогообложения субъектов малого бизнеса.
Способы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства описаны в заключительной части курсовой работы.
1. Сущность и критерии малого предпринимательства
Малым предпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчётный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала, критериями отнесения предприятий к малым, выступают объём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
В Европейском Союзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие число занятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн. евро, сумму баланса менее 2 млн. евро. Комиссией ЕС (КЕС) предложены следующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100 человек, размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные семейные и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек.
В Японии в таких отраслях как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, кредит, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле – менее 100 человек, в розничной – до 50 человек. Производство и т.д. – 20 или менее занятых, коммерция, услуги-5 и менее занятых.
В США по определению Администрации малого бизнеса считается, что малый бизнес доминирует в отрасли, если объём среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятия с численностью занятых до 500 человек. Под это определение подпадают розничная торговля, сфера услуг, жилищное строительство, а также сельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88–43, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности на транспорте в строительстве-100 человек
в сельском хозяйстве и научно – технической сфере-50 человек
в оптовой торговле-50 человек
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-30 человек
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности-50 человек
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление, большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков, относительно более высокая оборачиваемость капитала и др.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наёмных работников. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ оказанию услуг).
Однако малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке, большая зависимость от крупных компаний, ошибки в управлении собственным делом, слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов, неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров и др.
Шансы малых фирм на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный и высокий доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы в бизнесе. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики,
вкладом малых предприятий в создание ВВП, в производство продукции (выполнение работ оказание услуг),
вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов,
ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных,
насыщением рынка потребительскими товарами (работами услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения,
навыками дееспособных граждан в создании собственного дела накопления опыта управления предприятиями и др.
К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций:
хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме, но они являются субъектами малого предпринимательства.
Хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделённым на доли складочным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителями полных товариществ и полными товариществами в товариществах на вере могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Размер складочного капитала должен быть не менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Товарищество на вере создаётся и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Размер складочного капитала товарищества на вере должен быть не менее 100 МРОТ.
Управление деятельностью товарищества осуществляется полными товарищами, а вкладчики не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Вкладчик товарищества на вере имеет право получить часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признаётся созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов. ООО учреждается, функционирует и ликвидируется в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №8-ФЗ.
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Максимальное число участников общества не должно быть более 50. В случае превышения этого предела численности, общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав. Уставный капитал общества должен быть не менее 100 МРОТ.
Федеральным законом установлены права и обязанности участников общества, порядок формирования уставного капитала общества, порядок увеличения (уменьшения) размеров уставного капитала общества и др.
Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Высшим органом общества является общее собрание его участников.
Акционерные общества – субъекты малого предпринимательства.
Механизм создания, функционирования и управления акционерными обществами определён ГК РФ Федеральным законом РФ. «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 года №208-ФЗ (в ред. последующих изменений).
В соответствии с федеральным законом акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое количество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым.
Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований федерального законодательства. Минимальный размер уставного капитала ОАО должен быть не менее 1000 МРОТ. Число учредителей ОАО не ограничено.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Если число акционеров ЗАО превышает 50, оно должно преобразоваться в ОАО в течение года.
Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 1 млн.малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
С учётом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 14 млн. человек. С учётом предприятий, которые фактически являются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальным признакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить об удвоении представленных цифр.
Оборот малых предприятий в январе-сентябре 2006 года вырос на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а инвестиции – на 25,9%. Более 106 млрд. руб. инвестировали малые предприятия за 9 месяцев 2006 года.
География устойчивого развития малого предпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. 40% всего малого предпринимательства России сконцентрированы в Москве, Санкт – Петербурге, Московской и Ленинградской областях. За пределами этих регионов уровень развития этого сектора резко падает. Такая концентрация малого бизнеса в столичных городах приводит к тому, что 70% таких предприятий занимается предоставлением услуг и розничной торговлей, тогда как только 30% заняты в сфере материального производства.
Новые малые предприятия чаще всего появляются на Дальнем востоке и Урале. А самыми «быстрыми» по обороту и инвестициям оказались компании в Сибирском округе (рост на 34,9% и 65,2% соответственно).
Нужно заметить, что предприниматели за годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилось много предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой и лёгкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности продукции малых предприятий.
2. Организация финансов малого предпринимательства
Малые предприятия имеют особенности в организации финансов, прежде всего в налогообложении. У них могут быть следующие виды налогообложения:
1. Общепринятая система налогообложения.
2. Специальный налоговый режим, включающий:
2.1. единый сельскохозяйственный налог
2.2. упрощённая система налогообложения.
2.3. единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
1. Основными видами налогов общепринятой системы налогообложения являются:
налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ);
налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ);
единый социальный налог (глава 24 НК РФ);
налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ);
налог на имущество предприятий (порядок исчисления и уплаты налога регулируется инструкцией, изданной МНС РФ по вопросу, касающемуся порядка уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (квартал, полугодие, 9 месяцев и год)).
2.1. Плательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхотоварозпроизводителями. Не признаются сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы и др.) (статья 346.2 НК РФ). Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл. 26.1 НК РФ.
Большинство малых предприятий, не относящихся к обслуживанию населения, могут добровольно выбирать общепринятую или упрощённую систему налогообложения.
Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности применяется малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом «Об упрощённой системе налогообложения учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ.
Преимуществом упрощённой системы является замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатом хозяйственной деятельности малого предприятия (индивидуального предпринимателя) за отчётный период.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Организация имеет право перейти на упрощённую систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подаёт заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации определяемый в соответствии со статьёй 249 НК РФ не превысил 11 млн. руб.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации имеющие филиалы или представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; ломбарды и другие организации, в соответствии со статьёй 346.12 НК РФ. Объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.12 НК РФ).
Налоговая ставка устанавливается в размере (ст. 346.20 НК РФ):
а) 6% (в случае если объектом налогообложения являются доходы);
б) 15%(в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
Если у предприятия велика материалоёмкость продукции ему выгоден вариант Б, при низкой материалоёмкости целесообразен вариант А.
Налоговым периодом признаётся календарный год. Отчётными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны вести налоговый учёт показателей своей деятельности необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учёта доходов и расходов. В соответствии с федеральным законом субъектам малого предпринимательства предоставляется право оформления первичных документов, бухгалтерской отчётности и ведения книги учёта доходов и расходов по упрощённой форме, в том числе без использования двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учёта и отчётности в РФ.
Форма книги учёта доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощённую систему налогообложения утверждаются Министерством по налогам и сборам РФ по согласованию с Министерством финансов РФ (ст. 346.24 НК РФ).
Упрощённая система налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ.
Установление и введение в действие единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на сменённый доход для определённых видов деятельности» от 31 июля 1998 г. №148 – ФЗ (в редакции от31.03.1999 г. №63-ФЗ).
Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг (ремонт обуви, одежды, прачечных, химчисток, ателье, парикмахерских и др.); оказания ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, обслуживанию, мойке автотранспортных средств; розничной торговли, общественного питания, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (ст. 346.26 НК РФ).
Конкретный перечень малых предприятий из ставки базовой доходности для ЕНВД устанавливает законодательное собрание РФ субъектов Федерации. Правительством устанавливаются максимальные ставки базовой доходности на единицу физического показателя. Например, общественное питание 1000 руб. в месяц с 1мІ зала обслуживания, в розничной торговле 9000 руб. в месяц с одного торгового места, с автотранспортных перевозок 6000 руб. с одного транспортного средства, автостоянки с 1м2.
Ставка ЕНВД 15% от базовой доходности. Базовая доходность корректируется на три коэффициента:
1) коэффициент, учитывающий местоположение малого предприятия;
2) коэффициент, учитывающий тип товаров;
3) коэффициент-дефлятор, учитывающий инфляцию. (В 2006 году он равнялся 1,09.в2007 может равняться 1,24).
Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности отражена в главе 26.3 НК РФ.
3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянной поддержке со стороны государственной власти и местного самоуправления. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих малое предпринимательство. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает принятие новой Конституции РФ. В ней изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельностью.
Гражданский кодекс с определёнными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Для развития малого предпринимательства особое значение имеет реализация Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации «от 18 июня 1995 года №88-ФЗ. В федеральном законе говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещённой законом деятельности. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Закон действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей их деятельности и организационно-правовых форм и форм собственности.
17 апреля в Госдуму депутатами внесён давно ожидаемый законопроект о развитии малого и среднего предпринимательства. Новый закон имеет определяющее значение для развития в стране малого и среднего бизнеса, признанного одним из приоритетов государственной политики. Действующий же федеральный закон, регулирующий данную сферу, принятый в 1995 году, на сегодня практически недееспособен. С 1 января 2005 года из него исключена почти половина статей, кроме того, он регулирует только малое предпринимательство, оставляя за скобками более крупные объекты предпринимательской деятельности. Внесённый закон впервые вносит понятие не только малого, но и микро -, а также среднего предприятия. Законопроект определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Законом предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего бизнеса, которые наделены широкими возможностями. Документ стоит в числе приоритетных законопроектов партии «Единая Россия», готовящихся к принятию до весенней сессии. Закон может вступить в силу уже с 1 июля 2007 года.
По этому закону впервые малый и средний бизнес будет учитываться как единый сектор: предприятия свыше 100 человек и до 250 человек так же, как в Европейском Союзе (ЕС) будут попадать в программы поддержки малого и среднего бизнеса. Второй новацией в законодательстве явится закон о приватизации муниципального и государственного имущества, решающий проблему доступа к нежилым помещениям. Проблема доступа к нежилым помещениям является одной из ключевых не только для начинающих предпринимателей, но и для вполне успешного бизнеса. В этом законе предусматривается возможность оплаты приобретаемого имущества в рассрочку на срок до трёх лет. В качестве третьего важного направления поддержки малого бизнеса можно назвать создание венчурных фондов, которых по стране создается 12, а 6,5 млрд. руб. которыми будут располагать фонды, позволят им профинансировать более 200 инновационных проектов.
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран. Например, в США в 1953 году создана Администрация малого бизнеса (АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий по поддержке малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБ включает три уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных объединений и более 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с местными органами государственной власти колледжами, университетами, предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и другими федеральными ведомствами: Министерством внутренних дел, Министерством жилищного строительства и городского развития, Национальным научным фондом, Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрами развития малого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитывается более 2700 и т.д.
За время существования АМБ 20 млн. малых предприятий США получили прямую, либо косвенную поддержку за счёт её программ. Текущий портфель составляет 340000 ссуд субъектам малого предпринимательства на сумму более 49 млрд. долларов. При этом ряду предприятий будет отказано в получении гарантий АМБ. Это предприятия, работающие в банковской сфере, казино и бары.
Главная задача структуры – выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям перед банком. Как правило, такие гарантии необходимы в трёх случаях: если предприятие берёт кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заёмщик нуждается в долгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требования банка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной для кредитора. При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: для пополнения оборотного капитала малых предприятий – программа 7 (а), для покупки земли, имущества и оборудования – программа 504, и программа микрокредитования. По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороны АМБ выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная – ссуда в объёме не более 750 тыс. долларов федеральных средств выдаётся структурой посреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий. Главные требования к посреднику следующие: это должна быть некоммерческая, но профессиональная в области финансирования организация с опытом работы кредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую, но и консалтинговую помощь предприятиям. Число неплательщиков составляет не более 6% от общего числа заёмщиков. В программе микрокредитования эти показатели ещё лучше – менее 6% малых предприятий не платят посредникам и менее 2% посредников не платят АМБ. Структура АМБ предполагает строгую финансовую отчётность и контроль за эффективным использованием выделяемых средств из американского бюджета. Все реализуемые в рамках программы решения контролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в АМБ, но независимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, они могут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США или президенту Америки.
В Японии на средние и малые предприятия приходится около 60% объёма производства промышленной продукции. Для малого бизнеса Японии характерна широкоразвитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиационных и др.
В Японии существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:
центральное правительство;
местные органы власти;
крупный бизнес;
самостоятельные объединения малого бизнеса.
По линии центрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того малым предприятиям предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление некоторых научно-технических программ (например, повышение технического уровня производства). Значительно шире под льготный процент предоставляются займы на осуществление следующих проектов:
разработка новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);
разработка новых видов производств и техники (по линии центрального правительства);
возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);
содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (по линии центрального правительства)
Большую роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям долгосрочные займы (на срок более года на льготных условиях на увеличение основного и оборотного капитала).
На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдаёт займы на сумму свыше500 млрд. иен.
В Японии есть ещё одно специализированное учреждение – банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств. Упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на ещё более льготных условиях. Следует отметить, что государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям через так называемую «систему дополнительного общественного кредитования». С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение, вследствие объективных факторов. Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.
В России существуют различные направления поддержки и развития малого предпринимательства со стороны государственных (и негосударственных) структур: финансово-кредитная, имущественная, информационная, консультационная, поддержка инновационной деятельности, поддержка в области подготовки и подбора кадров, а также поддержка в области налогообложения и бухгалтерского учёта для малого предпринимательства (рассмотренная во второй главе работы).
В России создана на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства и предпринимательства вообще. На федеральном уровне проблемами поддержки и развития малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные комитеты как: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство экономического развития и торговли; Министерство труда и социального развития; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственный таможенный комитет; Государственный комитет по статистике; Государственный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах; Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимательства и др. Определяющее значение в структуре федеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательства занимают высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президент РФ Государственная Дума и Совет Федерации Правительство РФ и др.
В целях государственной поддержки и развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года №65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Основные задачи фонда:
содействие проведению государственной политики реформирования рыночных отношений в научно-технической сфере путём поддержки содействия и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрение конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;
участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых технологий насыщения рынка произведёнными на их основе конкурентоспособными товарами;
содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в РФ научно-технического потенциала;
поддержка освоения и внедрения новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;
привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.
Источники формирования средств фонда: бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.
Фонд проводит различные открытые конкурсы на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) содействует развитию национальной экономики, опираясь на богатые отечественные традиции и мировой опыт предпринимательства.
Основными задачами ТПП РФ являются:
представление интересов российских предпринимателей в отношениях с органами власти;
создание условий, необходимых для становления социально-ориентированной рыночной экономики;
помощь в формировании правовой среды и инфраструктуры предпринимательства.
Также приоритетным направлением ТПП РФ является оказание практической помощи российским предпринимателям в установлении деловых связей с иностранными партнёрами. Тем самым палата содействует развитию экспорта товаров и услуг, привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.
Объединяя 32 тысячи предприятий и общественных организаций, ТПП РФ способствует формированию благоприятного климата для предпринимательства в России.
В систему Палаты входят 173 территориальные торгово-промышленные палаты, 183 объединения предпринимателей и 61 коммерческая организация федерального уровня, около 350 предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат и образующих инфраструктуру предпринимательства на региональном уровне, 16 зарубежных представительств в 15 странах мира, 5 смешанных палат, образованных с другими странами.
В своей работе ТПП РФ опирается на активную позицию Департаментов и Комитетов ТПП РФ, а также на развитие основных видов деятельности: законотворческой, выставочно-ярмарочной, оценочной, экспертной, информационной и другие виды деятельности. Также палата проводит сертификацию продукции и систем качества, оформляет сертификаты происхождения товаров, осуществляет юридическое консультирование, организует обучение предпринимателей.
На заседаниях Комитетов ТПП РФ, тематических круглых столах, обсуждаются актуальные проблемы развития отраслей, а также аспекты взаимодействия бизнеса и власти. Способствуя этому диалогу, ТПП РФ проводит экспертизу правовых актов, разрабатывает и вносит для обсуждения и принятия предложения по развитию предпринимательства.
При Палате действует международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия, третейский суд. В ТПП РФ ведётся Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надёжности как партнёров для коммерческой деятельности в России и за рубежом, проводится также аккредитация иностранных фирм.
По результатам этой работы Палата ежегодно направляет Президенту РФ, Федеральному собранию и Правительству послание с предложениями по развитию экономики и предпринимательства.
Консолидированная позиция около 183 объединений предпринимателей, входящих в ТПП РФ, влияет на создание более благоприятного правового, инвестиционного и экономического климата в стране.
На поддержку малого бизнеса из федерального бюджета из федерального бюджета в 2005 году было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 году сумма удвоилась-3 млрд. руб. В 2007 году эта сумма составляет 4 млрд. руб.
В 2008–2010 гг. на финансирование программы государственной поддержки малого предпринимательства из бюджета Российской Федерации будет направляться 4 млрд. руб. ежегодно. Об этом говорится в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008–2010 года подготовленном Министерством экономического развития и торговли РФ, опубликованном на официальном сайте этого ведомства. В МЭРТ напоминают, что средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственной поддержки малого предпринимательства, предоставляются субъектам РФ на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новых более эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
В результате конкурсного отбора бюджетам субъектов РФ в 2006–2007 гг. субсидии из федерального бюджета предоставляются для финансированияследующих мероприятий: создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары работы и услуги, предназначенные для экспорта, развитие системы кредитования малого бизнеса, создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Приоритетными направлениями в сфере развития малого предпринимательства напериод 2008–2010 гг. станут: реализация законодательства, определяющего участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых объектов малого предпринимательства, специальные программы поддержки конкурентоспособных экспортно-ориентированных проектов, формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования (микрофинансирование - деятельность по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства, в том числе и индивидуальным предпринимателям, которые не имеют доступа к банковским услугам, не имеют достаточного залогового обеспечения и соответствующей кредитной истории); формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями, развитие системы бизнес – инкубаторов для начинающих предпринимателей, совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности; обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно умеренно-оптимистичному прогнозу развития экономики количество малых предприятий в 2010 году по отношению к 2006 году увеличится на 26% и составит 1300 тысяч единиц. Наиболее высокие темпы роста количества малых предприятий будут наблюдаться к 2010 году в сельском хозяйстве (на 37%) и транспорте (на 29%).
Заключение
Малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Численность малых предприятий в России не превышает 1 миллион. К малому бизнесу относится каждое пятое российское предприятие. В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли, затем следуют предприятия занимающиеся операциями с недвижимостью, малые предприятия обрабатывающего сектора и строительные организации. Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.
Большинство инвестиций, поступающих в основной капитал малых предприятий направляются в обрабатывающий сектор (23,6% всей суммы); оптовую и розничную торговлю (21,3%); операции с недвижимостью (20,9%), а также в строительство (19,6%).
Несмотря на относительно слабые производственные показатели малого бизнеса в России в масштабах всей страны, он имеет большое значение для формирования устойчивости рынка труда.
По статистике 90% малых предприятий нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности и общая потребность сектора в финансах составляет около 1 трлн. руб. В 2007 году на поддержку малого предпринимательства из федерального бюджета выделено 4 млрд. руб. (в 2006 г. – 1,5 млрд. руб.) Это менее 0,5% от общей потребности.
В результате конкурсного отбора, бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии из федерального бюджета предоставляются для финансирования следующих мероприятий:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары работы и услуги, предназначенные для экспорта;
развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации;
2. Налоговый кодекс РФ (официальный текст от 1 января 2003 г.);
3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2. – М., 1998 г.;
4. Малое предпринимательство: Учебное пособие/под ред. М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостина; Москва, Инфра – М 2002 г.;
5. Финансы предприятий: Учебник для вузов; под ред. Н.В. Колчиной. М: Финансы, ЮНИТИ, 1998 г.;
6. Финансы: Учебник/под ред. В.В. Ковалёва. Москва – 2003.;
7. Справочник по малому предпринимательству. Пустозёрова В.М., Соловьёв А.А. – М.: Приор, 1999.
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002.;
9. Малые предприятия. Организация, экономика, учёт. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара; Москва-ЮНИТИ 2001.;
10. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран. Под ред. В.А. Швандара. Москва, ЮНИТИ 2004.;
11. Сайт в Интернете: www/ biznesspress.ru;
12. Сайт в Интернете: www/ ruseconomy.ru;
13. Сайт в Интернете: www/ russtat.ru