ОПЕРАЦИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных фор- мирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса внутри России. Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной тех- никой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного состава. Кроме того, Д.Дудаев не погнушался привлечь наемников и добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как вне населенных пунктов, так и при овладении ими.
В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и подготовка подразделений и частей. Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской Республике с приходом к власти Д.Дудаева, мер, принимавшихся рос- сийским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формиро- ваний позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые пришлось решать в Чечне. 2Первое. 0 В основе возникновения вооруженного конфликта лежит постепенное обострение различных противоречий (политических, терри- ториальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его разрешение - общегосударственная задача, а не только военных. Она должна решаться применением комплекса дипломатических и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на воен- ную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основ- ным узким местом в организации предотвращения конфликта остается отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существу- ющего законодательства. Политическим руководством, органами государственной власти Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заклю- чались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституцион- ных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политичес- ких мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были. Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовлен- ные и оснащенные вооруженные формирования. Руководством России практически не была проведена работа по формированию общественного мнения населения страны относительно необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса. Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законо- дательной - с другой, противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в от- ношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения войск для разрешения кризиса. Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и месте армии в решении задачи по разоружению незаконных вооруженных формирований Чечни,выступления руководителей ряда регионов России и депутатов Госдумы, протесты комитетов солдатских матерей и некото- рых других общественных организаций крайне негативно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил, войск (сил) других ведомств, принимавших участие в восстановлении конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных фор- мирований на территории Чеченской Республики.
Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с про- явлениями вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана. Это выра- зилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах, воспрепятствовать продвижению российских войск вплоть до проведения открытых вооруженных акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых структур указанных автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого высокого ранга. Учет данного фактора и выра- ботка мер по преодолению последствий его воздействия должны стать одной из первоочередных задач Центра.
Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-политических, религиозных и других сил и движений на Северном Кавказе, в Закавказье, странах ближнего и дальнего зару- бежья, которые на лозунгах исламской солидарности, горского братс- тва и им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму Д.Дудаева. Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть задачей как политической, так и юридическо-правовой и даже, в ка- кой-то мере, силовой. Ее решением должны заниматься, главным обра- зом, федеральные и местные административные органы власти, органы юстиции, правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить из того, что на территории Российской Федерации недопустима безна- казанная деятельность любых организаций, выступающих в поддержку антиконституционных сил против территориальной целостности российс- кого государства. Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других севе- ро-кавказских автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значи- тельной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком доверившись национальным администрациям.
2Второе. 0 При принятии решения на разрешение чеченского кризиса силовыми методами были допущены некоторые просчеты как политическо- го, так и военного характера. Принимая решение на проведение войсковой операции, необходимо было осуществить комплекс военно-политических мероприятий: объявить военное положение на территориях сопредельных с ней республик, а также в районах где предполагались действия войск; провести полную изоляцию Чечни (это было сделано, и то не полностью, только в ходе операции); сделать правильные выводы о реальном состоянии соедине- ний и частей Вооруженных Сил; четко определить цели и конкретные задачи действий Вооруженных Сил РФ, ВВ МВД, сил и средств ФСБ. При определении сроков подготовки и проведения операции по ра- зоружению незаконных вооруженных формирований был допущен явный просчет в оценке военного потенциала Чечни, морального духа боеви- ков, а также в выборе времени года для проведения операции. 2Третье. 0 С целью разрешения вооруженного конфликта в условиях, подобных сложившимся в Чеченской Республике, необходимо создание объединенной (сводной) группировки федеральных войск (сил), усили - ваемой в случае обострения боеготовыми соединениями, предназначен- ными для выполнения внезапно возникающих задач, специальными опера- тивными формированиями Внутренних войск МВД РФ, ФСБ, ФПС и МЧС. По своим целям, задачам, составу привлекаемых средств, спосо- бам действий, применение объединенной группировки может осущест- вляться в форме совместной операции федеральных войск (сил). Цель этой операции - недопущение перерастания очагов напряженности в во- оруженный конфликт и предотвращение их на ранней стадии, а также локализация района конфликта совместными усилиями войск (сил) всех силовых структур при поддержке их действий органами центрального и регионального управления государственной власти.
Цель может достигаться выполнением ряда задач военного харак- тера. К основным из них относятся: ведение разведки и психологичес- кой борьбы; охрана и оборона важных и государственных и военных объектов; демонстрация военной силы и решительных действий; борьба с агентурой, ДРГ и бандформированиями в пределах полосы ответствен- ности; обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; проведение аварийно-спасательных и других первоочередных жизнеобеспечивающих мер по оказанию помощи постра- давшему местному населению. Управление войсками (силами), участвующими в пресечении и лик- видации вооруженных конфликтов должны осуществлять соответствующие командующие войсками военных округов.
В зависимости от складывающейся обстановки, управление группи- ровкой федеральных войск может осуществляться специально создавае- мым командованием с объединенным штабом. В состав этого командова- ния и объединенного штаба должны включаться представители командо- вания и штаба военного округа, видов ВС, Тыла ВС, а также командо- вание вооруженных формирований других министерств и ведомств. В случае неуспеха совместной операции осуществляется переход к военным действиям регулярной армии с присущими ей формами военных действий. Система всестороннего обеспечения объединенной группировки войск (сил), привлекаемых для разрешения конфликта, должна строится и функционировать ВС РФ, построенных по территориальному принципу с тесным взаимодействием с местными органами управления. С учетом возможных регионов возникновения конфликтов Центр (правительство, Генеральный штаб, штабы силовых министерств) должны -заблаговременно готовить "опорные базы", аэродромы, арсеналы, скла- ды, железнодорожные станции, которые в состоянии были бы обеспечить войскам (силам) для разрешения конфликтов.
Подготовка такой операции в России осуществлялась впервые. В силу того, что она проводилась на территории Российской Федерации, то при планировании учитывалась необходимость сохранения жизни мир- ного населения, ограничения применения оружия и боевой техники. В связи с тем, что для ее проведения привлекались соединения и части Вооруженных Сил РФ, Внутренних войск МВД, Пограничных войск, силы и средства ФСК возникла необходимость координации усилий раз- личных министерств и ведомств. Реально было осуществлено: совмест- ное планирование, создание объединенного командования, в состав ко- торого вошли оперативные группы от других министерств и ведомств, организация их взаимодействия. Опыт дальнейших действий показал, что это было сделано правильно и своевременно. Вместе с тем в практической работе представители каждого ми- нистерства и ведомства действовали по указанию своего центрального руководства. Особенно слабо было организовано взаимодействие в опе- ративном и тактическом звеньях. В ходе боевых действий выявилось, что силы и средства различных министерств и ведомств находятся в различной степени обеспеченности средствами управления и связи.
Организация управления группировками войск имела существенные особенности. Планирование, подготовка операции и руководство войс- ками (силами) в ходе их выдвижения осуществлялись созданным управ- лением Объединенной группировки войск при активном участии офицеров оперативных групп Министерства обороны и Генерального штаба. На ос- нове управлений армейских корпусов были созданы соответствующие ор- ганы и пункты управления группировками войск по направлениям. В связи с тем, что войска действовали в составе сводных частей и отрядов от соединений, при них создавались оперативные группы, что на первом этапе сыграло свою положительную роль, а в последую- щем - стало негативно влиять на ход боевых действий. Это было свя- зано с тем, что командир, управлявший действиями бригады, полка, подразделения докладывал обстановку в 3-4 инстанции и был не в сос- тоянии сосредоточить внимание на управлении подчиненными. При выдвижении войск к г. Грозный положительную роль сыграли представители Генерального штаба в войсках для более оперативного решения возникающих задач.
Управление Объединенной группировкой войск было создано на ба- зе управления СКВО и оперативной группы Генерального штаба. В целом система управления войсками группировки обеспечила ка- чественную подготовку и ведение операции. Практически при подготов- ке и в ходе разрешения одного военного конфликта на территории Рос- сии было задействовано Министерство обороны РФ, представители глав- ных штабов видов ВС (кроме РВСН), главные и центральные управления. В условиях широкомасштабных военных действий ВС РФ как на своей территории, так и в борьбе с внешним противником мы такой возмож- ности иметь не будем и организовывать управление группировками войск необходимо будет по другой схеме. Командование Объединенной группировкой войск в ЧР не сразу в полной мере овладело требуемыми в такой обстановке методами приня- тия решений и планирования боевых действий. Опыт приобретался пос- тепенно. В ходе операции выявился ряд оперативных задач, выпол- нение которых планировалось на определенный период (блокирование г. Грозный, овладение им, проведение мероприятий по разоружению бо- евиков в Грозном и других крупных населенных пунктах).
Разработка способов выполнения этих задач (ведение разведки, сбор данных обстановки, их оценка, принятие решений, планирование, организация оперативной маскировки, определение форм маневра и вы- бор способа огневого поражения) является определенным достижением в развитии теории и практики ликвидации вооруженных конфликтов. Этот опыт может быть использован при возникновении подобных ситуаций в других регионах. 2Четвертое. 0 В силу целого ряда объективных и субъективных фак- торов в стране не было завершено строительство и реформирование Во- оруженных Сил РФ. Проблемы их создания и строительства были отданы на откуп самим военным. После Указа Президента РФ от 7 мая 1992 г. о создании ВС РФ, Правительство России, Совет Безопасности ограни- чились созданием необоснованно сокращенной законодательной базы, частными указами Президента РФ. Концепция и план строительства ВС РФ оказались необеспеченными в экономическом отношении. Все рефор- мирование было сведено к тому, чтобы вывести войска и силы с терри- торий иностранных государств, кое-как их обустроить и выполнить по- литические заказы и установки законодательных органов об их коли- чественном сокращении.
В основе реформирования Вооруженных Сил су- ществовала их жесткая зависимость от финансирования.
Крайне ограниченное и неритмичное финансирование ВС РФ привело к свертыванию военного производства, разработок и создания новых образцов вооружения и военной техники, боевой и оперативной подго- товки органов управления и войск (сил). Не проводились крупные уче- ния на местности, планы боевой подготовки хронически не выполня- лись, налет на боевого летчика от положенного составлял 30-40%. В связи с законами и постановлениями, принятыми еще бывшими Верховными Советами СССР, а затем и РФ, укомплектованность Воору- женных Сил РФ снизилась до критического предела, особенно в Сухо- путных войсках (в частях постоянной готовности было от 20 до 40% солдат и сержантов по штатам мирного времени). 2Пятое. 0 Боевые действия в Чеченской Республике, особенно в пер- вый месяц, выявили серьезные недостатки в боевой подготовке частей и подразделений. Одиночная подготовка солдат и сержантов не отвеча- ла требованиям современного боя. В ходе операции сказалась необу- ченность молодых солдат и сержантов, особенно действиям в крупном городе. Допускались просчеты в применении бронетанковой техники и техники ПВО СВ в городе. Основные причины заключались в несовер- шенстве программ обучения, неоправданной экономии материальных средств (боеприпасов, моторесурсов, техники, горючего и т.д.). Многие командиры на первое место ставили решение вопросов хо- зяйственной деятельности, а не подготовки органов управления и войск (сил), смирились с низкой укомплектованностью подразделений и штабов и не изыскивали новых форм обучения, а зачастую только вы- полняли задачи по несению гарнизонной и караульной служб. Выявились недостатки и в подготовке офицеров. Особенно это ка- салось тех из них, которые длительное время проходили службу в час- тях сокращенного состава и кадра. Большинство из них слабо владели оружием своего подразделения и оказались не готовы к управлению подчиненными в экстремальных условиях при ликвидации вооруженного конфликта на территории России. В работе командиров и штабов зачастую наблюдалось стремление применять в бою классические формы и способы ведения боевых дейс- твий без учета специфики ТВД и тактики действий противника.
Прояв- лялись недостатки в организации взаимодействия и всестороннего обеспечения. Опыт боевых действий в Чеченской Республике показал, что в современных условиях не только операция, но и бой приобретает межвидовой характер.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость коренным обра- зом пересмотреть все вопросы боевой подготовки как личного состава (включая офицеров), так и подразделений. Необходимо учить команди- ров и штабы управлению войсками с учетом комплексного применения в бою сил и средств видов ВС, родов войск и специальных войск. В бое- вой подготовке следует полнее учитывать специфику района (региона) действий, больше внимания уделять одиночной подготовке личного сос- тава, а также слаженности подразделений до батальона включительно. Учить солдат и сержантов ведению огня из всех видов оружия подраз- деления, включая и установленное на бронеобъектах. 2Шестое. 0 При создании группировок войск и подготовке резервов военное командование встретилось с невероятными трудностями.
Опыт уже первых боевых действий показал, что имеющихся войск СКВО будет недостаточно для ведения операции. В силу того, что боевые части и подразделения оказались укомп- лектованными личным составом в пределах 30% от их штатной числен- ности мирного времени, создать и подготовить боеспособные расчеты (экипажи), подразделения и части в целом по штатам военного времени не представлялось возможным. В связи с этим доукомплектование частей и подразделений прово- дилось практически из состава многих частей военных округов. Имеют- ся примеры комплектования сводного батальона почти из 70 частей. Подготовка и отправка резервов осуществлялась практически из всех военных округов и трех флотов. Имелись случаи отправки в район чеченского конфликта сводных частей и подразделений, непрошедших боевое слаживание, слабо экипированных, без средств обогрева. Все это отразилось на боеспособности доукомплектованных и вновь сформированных частей и подразделений. Большой проблемой яви- лось укомплектование должностей водителей автомобилей, БТР, механи- ков-водителей МТЛБ и специалистами других дефицитных специальнос- тей. 2Седьмое. 0 Опыт применения соединений и частей в чеченском конф- ликте высветил целый ряд проблем, связанных с необходимостью совер- шенствования организационно-штатной структуры войск, особенно час- тей и подразделений всех видов обеспечения. Ее несовершенство ска- залось на организации и обеспечении управления и связи, на работе органов управления, сил и средств технического обеспечения. Не уда- лось полностью решить вопрос управления разведкой общевойсковых со- - единений и частей в связи с отсутствием в дивизионном комплекте рот радио- и радиотехнической разведки и необходимых средств связи. 2Восьмое. 0С первых дней операции войскам пришлось решать разно- образные задачи, часть из которых были им несвойственны, например: длительная охрана коммуникаций и разнообразных объектов путем выс- тавления постоянных блок-постов, вывоз беженцев, обеспечение дос- тавки гуманитарной помощи. Такие задачи для командиров были новыми.
Требований уставов и наставлений по этим вопросам нет. Этому прихо- дилось учиться в ходе боевых действий. Практика боевых действий против боевиков показала, что основ- ным тактическим подразделением, решавшим судьбу боя, являлись мо- тострелковый (парашютно-десантный) батальон и полк, а в городе - штурмовой отряд. В ходе боевых действий применялся различный арсенал тактичес- ких приемов. Появлялись новые приемы, обусловленные местными усло- виями и характером боевых действий противника. Особое внимание уделялось применению элементов военной хитрости, осуществлению мер- оприятий по оперативной и тактической маскировке. 2Девятое. 0В боевых действиях на территории Чечни применялся практически весь арсенал вооружения и военной техники, состоящий на вооружении ВС РФ. В целом все образцы показали достаточную надеж- ность, живучесть и управляемость.
Наиболее высокие показатели боевого применения показали танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, 82 мм и 120 мм минометы, РСЗО "Ураган", самолеты СУ-25 и СУ-24М. Вместе с тем необходимо отметить низкую эксплуатационную на- дежность таких образцов ВВТ, как БТР-60 и БТР-70, а также недавно принятых на вооружение БМП-3 и "Мста-С". Современные образцы вооружения и военной техники перенасыщены сложными системами, узлами и агрегатами, требующими для их эксплуа- тации и обслуживания специальных навыков и знаний. Боевые машины слабо защищают экипажи при попадании в них практически любого ар- тиллерийского снаряда, мины или ручной противотанковой гранаты. Опыт боевых действий показал, что в настоящее время артиллерия не может достаточно эффективно бороться с артиллерией, кочующими орудиями, минометами и БМ РСЗО, уничтожать важные малоразмерные объекты противника. Причины кроются в отсутствии в войсках соот- ветствующих средств разведки, автоматизированных средств управле- ния, высокоточных боеприпасов и навыков личного состава по их при- менению. Отмечается много недостатков в работе материальной части. Применяемая авиационная техника Сухопутных войск (вертолеты разработки 60-х годов) не имела современных обзорно-прицельных и пилотажных систем, что затрудняло ее применение в сложных метеоус- ловиях и ночью. В ходе боевого применения самолетов Су-24м выявлены ухудшения точности бомбометания. Самолетный парк разведывательной авиации мо- рально устарел, не удовлетворяет современным требованиям по точнос- ти определения координат, разрешающей способности и оперативности получения разведывательной информации. В целом отмечается отсутствие современных и перспективных ав- томатизированных средств разведки, управления, наведения и навига- ции. А если в научных разработках и даже в серийном производстве есть таковые, то по целому ряду объективных причин на вооружение войск (сил) они не поступают. 2Десятое. 0 Применение Вооруженных Сил в таком масштабе и с таки- ми задачами, как в Чеченской Республике, требует заблаговременной организации информационного обеспечения боевых действий на госу- дарственном уровне. В этом случае информационно-пропагандистская кампания, включающая в себя четкую аргументацию правомерности предстоящей акции, может оказать необходимое влияние на духовную атмосферу в зоне конфликта, взгляды российской общественности и ха- рактер реакции международного сообщества.
Кроме того, для повышения эффективности информационного обес- печения боевых действий целесообразны разработка и принятие соот- ветствующих нормативно-правовых актов, накладывающих ограничения в условиях чрезвычайного положения на действие ч.5 ст.29 Конституции Российской Федерации (свобода массовой информации и запрет цензуры) и устанавливающих систему четкого взаимодействия МО РФ, других ми- нистерств и ведомств со СМИ и общественными организациями в интере- сах поддержки общественностью предпринимаемых мер по стабилизации обстановки, укрепления единства армии и народа. Вся система воспитания в Вооруженных Силах РФ, оргштатная структура, функции и задачи органов воспитательной работы должны быть приведены в соответствие с потребностями эффективного мораль- но-психологического обеспечения боевых действий. В этом плане, в частности, необходимо: решить вопрос обеспечения кадрами низового звена воспитательных структур; ввести в учебные программы военных училищ и академий курс "Организация морально-психологического обес- печения боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфлик- тах"; повысить действенность психологической работы, предусмотреть создание мобильных отрядов, состоящих из психологов, врачей-психо- терапевтов, психофизиологов, психофармакологов для реабилитацион- ной работы на передовой. Обучить военных психологов эффективным приемам снятия реакции на стресс в боевой обстановке; кардинально обновить материально-техническую базу воспитательной работы в бое- вых условиях. Проведение операции такого уровня, как в Чечне, требует забла- говременной подготовки как системы противодействия психологическим операциям противника на наши войска, так и системы информацион- но-психологического воздействия на самого противника и местное население. В этом плане необходимо разработать соответствующие ди- рективы МО РФ, определяющие порядок взаимодействия главных и цент- ральных управлений (ГУВР, ГРУ, РЭБ и др.), видов ВС и родов войск при организации противоборства психологическим операциям противни- ка, а также информационно-психологического воздействия на войска противника и местное население. К работе с последним воспитательные структуры должны готовиться заранее, начиная с изучения социаль- но-политической и экономической ситуации в регионе, действительного отношения различных групп жителей к федеральным войскам, их участию в предпринимаемой акции и заканчивая подготовкой необходимых обра- щений и памяток. 2Одиннадцатое. 0 Полученный опыт подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чеченской Рес- публике требует уточнения направленности подготовки ВС, войск (сил), других силовых министерств. Она должна осуществляться с привлечением правительственных структур на едином военно-политичес- ком фоне и в условиях единой военно-стратегической обстановки. Кро- ме того, необходимо создавать систему взаимодействия Генерального штаба с другими министерствами и ведомствами, принимающими участие в разрешении военного конфликта. Для этого следует выработать нор- мативные акты по совместным действиям сил и средств МО РФ, МВД РФ, ФПС РФ, ФСБ РФ при локализации и ликвидации возможных конфликтных ситуаций. Представляется возможным разработать руководства, настав- ления и рекомендации, определяющие совместное применение войск (сил) в военных конфликтах различной интенсивности
В целях совершенствования подготовки офицерских кадров в воен- ных академиях необходимо переработать учебные программы в сторону увеличения объема учебного времени для изучения вооруженных конф- ликтов и локальных войн. Полученный опыт действий войск и выработанные рекомендации по их подготовке и применению должны быть учтены при переработке ус- тавных документов, в которых были бы отражены порядок подготовки и действий частей и подразделений в вооруженных конфликтах и локаль- ных войнах. В целом накопленный боевой опыт (как положительный, так и от- рицательный) необходимо учесть при дальнейшем строительстве и под- готовке Вооруженных Сил Российской Федерации.