ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО ПРАВА
Студент группы
Контрольная работа по курсу «Криминология»
Вариант 1
Научный руководитель
Омск
2008
Содержание
Задание 1. Криминологический анализ событий в Чечне: 1991 - 2004 гг.
Задание 2. Разработать анкету по опросу населения о состоянии коррупции.
Список использованной литературы
Задание 1. Криминологический анализ событий в Чечне: 1991 - 2004 гг.
Причины и условия возникновения криминального анклава на территории России, угрозы, исходящие из него; характер преступной деятельности на территории Чечни, влияние ЧРИ на криминологическую обстановку на Северном Кавказе и в России. Криминологические последствия военных кампаний, стратегия борьбы с преступностью в Чечне.
Ответ.
В начале 90-х годов в Чеченской Республике, также как в стране в целом, сложилась критическая криминологическая ситуация. Республику буквально захлестнула волна преступности, приобретавшей качественно новый характер׃ увеличивалось число насильственных преступлений, грабежей, разбоев, убийств и т.д., совершенных с применением огнестрельного оружия и боеприпасов.
В качестве причин и условий, способствовавших росту преступлений, можно назвать политическую нестабильность в стране в целом, социальную напряженность, необустроенность многих граждан, низкий уровень культуры и правосознания значительной части населения, недостаточная эффективность (а в большинстве случаев просто безразличие, аморфность) деятельности государственных, в первую очередь правоохранительных, органов и общественных организаций по защите прав граждан и, как, следствие, снижение авторитета власти и закона.
Особенно ярко это проявилось в Северо-Кавказском регионе, где кроме всего прочего, обострились межнациональные отношения, как между некоторыми республиками РФ, так и, в самих республиках, а также заметно активизировались сепаратистские движения, выдвигавшие такие принципиально невозможные требования как полный выход из состава России. Во многом это было обусловлено легкомысленно-иезуитской политикой федеральных властей, обобщенной популистской фразой, брошенной Президентом РФ Б.Н. Ельциным в период начала так называемого «парада суверенитетов» - «Берите суверенитета столько, сколько сможете!». В результате на Северном Кавказе быстро разгорелся один из самых грозных на всем постсоветском пространстве очагов межнациональных конфликтов. Лишь при помощи федеральных войск удалось пресечь возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. Развитие же сепаратистского движения в Чечне вышло из-под контроля федеральных властей, привело к расколу в ее руководстве, полномасштабному вооруженному мятежу, и как следствию к разгулу преступности в таких ее крайне жестоких проявлениях как создание незаконных вооруженных формирований (далее – НВФ) и терроризму.
Осенью 1991 г. был разогнан законно избранный Верховный Совет республики. Проведенные 27 октября 1991 г. новые выборы в высший орган государственной власти и выборы Президента республики были признаны 2 ноября 1991 г. пятым Съездом народных депутатов РСФСР незаконными, а принятые ими акты не подлежащими исполнению. Вместе с тем Федеральные органы власти Российской Федерации ослабили правозащитную деятельность в Чеченской Республике, не обеспечили охрану государственных складов оружия на ее территории, в течение нескольких лет проявляли пассивность в решении проблем взаимоотношений с этой республикой как субъектом РФ. В дальнейшем внутриполитическая обстановка в Чеченской Республике продолжала обостряться. Осенью 1994 г. на ее территории имели место вооруженные конфликты между враждующими группировками, грозившие перерасти в гражданскую войну.
В начале правления Джохара Дудаева президента самовоспроглашенной «Чеченской Республики Ичкерия» из тюрем и следственных изоляторов были выпущены тысячи преступников. В результате число общеуголовных преступлений, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, бандитизм, захват заложников, убийств, грабежей и других особо тяжких преступлений возросло в разы.
По республике прокатилась волна погромов русскоязычного населения сопровождавшегося грабежами, поджогами, захватом имущества и жилища, убийствами и изнасилованиями. Что привело к исходу русских из республики.
На приграничных с Чечней территориях участились кражи и угон скота, автотранспорта, строительной и сельскохозяйственной техники, которые угонялись на территорию республики с целью перепродажи. Участились похищения людей и военнослужащих с целью выкупа. В Чечне возродились средневековая работорговля и обычаи кровной мести.
По всей Чечне действовали нелегальные нефтеперерабатывающие установки, в которых из нефти похищенной из нефтепроводов, изготавливался бензин низкого качества, который сбывался в приграничных районах. Чеченский криминал, по словам Б. Грызлова, буквально «оседлал» нефтепромышленный комплекс Южного федерального округа и уводит огромные суммы в террористический «общак»1.
Особой активностью противоправных действий характеризовались НВФ, базировавшиеся на территории Чечни. Образование таких противоправных структур стимулировали динамично развивавшиеся сепаратистские процессы, политический и религиозный экстремизм, стремительно пробивавший себе дорогу под целенаправленным воздействием внутренних и внешних сил, межнациональные и межэтнические конфликты и противоречия, разрешить которые цивилизованным мирным путем в условиях ослабевшего федерального центра оказалось задачей неразрешимой2.
Деятельность НВФ подрывала целостность российского государства, разжигала национальную и религиозную рознь, уносила сотни людских жизней. Такая ситуация стала следствием длительного и тотального разрушения основ правопорядка в республике. Так, в справке, подготовленной аналитической службой МВД России в 1994 г., отмечалось, следующее: «Анализ оперативной информации свидетельствует о повсеместном нарушении в Чечне прав и свобод граждан, беспрецедентном росте преступности. Правоохранительные органы Чечни устранились от расследования преступлений, в том числе тяжких. На территории Чечни ежегодно совершается до 600 умышленных убийств. На Грозненском отделении Северо-Кавказской железной дороги за 1993 г. нападению подверглись 559 поездов с разграблением около 4 тыс. вагонов и контейнеров на сумму 11,5 млрд. рублей. Правительство России вынуждено было прекратить движение по территории Чеченской Республики с октября 1994 г. Чечня, как рассадник преступности, способствует ее экспорту во все регионы страны.
На 1 декабря 1994 г. объявлены в федеральный розыск за совершение преступлений 1201 человек чеченской национальности. Совершались террористические акции с захватом заложников и угонами воздушных судов в октябре 1991 г., в марте 1992 г., в декабре 1993 г., в мае, в июне, в июле и октябре 1994 г. в Ростове-на-Дону и аэропортах городов Минеральные Воды и Махачкала. В 1993 г. в Российской Федерации изъято фальшивых денежных купюр на сумму 9,4 млрд. рублей, из которых 3,7 млрд. рублей проходит по делам с прямым или косвенным участием лиц чеченской национальности.
При активном участии чеченских преступных группировок были организованы хищения денежных средств на сумму около 4 трлн. рублей. Чеченские группировки практически монополизировали рынок сбыта наркотических средств во многих регионах России. Чечня стала фактором нестабильности для всей России»1.
7 декабря 1994 г. Совет Безопасности РФ сделал следующее заявление: «В связи с событиями на территории Чеченской Республики Совет безопасности обращает внимание всех средств массовой информации, всей общественности Российской Федерации на тот факт, что не существует в природе конфликта между Чечней и Россией. Есть лишь борьба за власть, которую ведут незаконные вооруженные группировки в этой части Российской Федерации. Вооруженные столкновения с массовыми человеческими жертвами должны быть немедленно прекращены, а все враждующие вооруженные группировки поставлены вне закона. Одновременно необходимо принять все конституционные меры по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных группировок…»2. Как видно, названные незаконные вооруженные группировки оценивались руководством страны, прежде всего, как воинствующие субъекты, ведущие борьбу за власть.
Серьезная озабоченность сложившейся ситуацией была отражена в Указе Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»3. В данном Указе констатировалось наличие НВФ, деятельность которых в течение продолжительного времени вызывает кровопролитие, уносит жизни и нарушает права граждан РФ в Чеченской Республике и некоторых районах Северного Кавказа. Правительству РФ было поручено использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, разоружения всех НВФ.
Во исполнение Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 г. Правительство РФ поручило МВД РФ совместно с МО РФ осуществить разоружение НВФ на территории Чеченской Республики. В случае невозможности изъятия МО РФ было поручено произвести уничтожение авиационной, бронетанковой техники, артиллерии и тяжелого вооружения. МО РФ и Федеральной службе контрразведки РФ также предписывалось осуществить комплекс мер по изъятию незаконно хранящегося оружия, выявлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений, включая проверку документов, досмотр автомобилей и личный досмотр граждан, въезжающих в республику и выезжающих из республики; проверку документов в местах скопления граждан; личный досмотр граждан, досмотр жилых и нежилых помещений и транспортных средств при имеющихся данных о наличии у граждан оружия; усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, транспортных коммуникаций. Предусматривалась даже и такая экстраординарная мера, как выдворение за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан и не проживающих на территории данной республики1.
Таким образом, следует констатировать, что перед первой чеченской кампанией в Чечне шел настоящий разгул беззакония. Из республики были вытеснены остатки федеральной армии, базировавшейся на ее территории; боевики отбирали у солдат личное оружие и тяжелое вооружение, захватывали склады. Начали создаваться «свои» воинские формирования. По свидетельству Генерального прокурора РФ В.В. Устинова, к началу первой операции по восстановлению конституционного порядка «армия Дудаева» по численности и вооруженности была сравнима с хорошо оснащенной воинской группировкой2. Незаконные продудаевские формирования имели на вооружении танки, самолеты и боевые вертолеты, зенитно-пулеметные установки, реактивные установки залпового огня «Град», гранатометы, другие виды наступательного вооружения.
В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены ВС Росси. Это положило начало т.н. «первой чеченской войне», завершившейся лишь в конце 1996 г. в пользу сепаратистов. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Хасавюртовское соглашение предусматривало вывод из республики федеральных войск и проведение в ней демократических выборов (последнее условие, не было выполнено). Как было отмечено в постановлении Государственной Думы ФС РФ от 15 сентября 1999 г. № 4293 – II ГД «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом»1 политика властей по отношению к Чеченской Республике в результате подписания Хасавюртовских соглашений нанесла огромный ущерб обеспечению национальной безопасности России. Основные положения этих соглашений преднамеренно не выполнялись чеченской стороной с момента их подписания. Тем самым были созданы выгодные условия для наращивания сил и подготовки НВФ к вторжению на территорию Республики Дагестан и распространению террора по всей территории России.
Вторжению бандформирований в Дагестан предшествовала длительная и тщательная подготовка, осуществлявшаяся при активной помощи и участии, как специальных служб, так экстремистских международных исламских организаций полулегально действовавших на территории Чечни. Неотъемлемым компонентом тактики бандформирований являлся терроризм, включающий применение взрывных устройств, убийства, похищение людей, нанесение телесных повреждения, пытки, шантаж и угрозы.
Так, печально известный 1995 г., ознаменовался беспрецедентным захватом заложников в г. Буденовске Ставропольского края, осуществленным группой террористов во главе с Абу Мовсаевым и Ш. Басаевым. Бандиты проникли в районную больницу, оккупировав ее и захватив более 2 тысяч мирных жителей. Был предпринят неудачный штурм больницы, после чего, по результатам переговоров с бандитами, им разрешили уйти на территорию Чечни. Последствия теракта: погибли 136 человек, 419 были ранены. Во время неудачного штурма погибли 3 офицера группы «Альфа» и 2 военнослужащих. Убиты 15 боевиков.
9 января 1996 г. группа террористов, общей численностью около пятисот человек, под руководством С. Радуева и Хункара Исрапилова, захватила г. Кизляр (Республика Дагестан). В заложниках в оккупированном родильном доме и других зданиях оказалось около трех тысяч человек, которых удерживали в течение суток, в которые погибли 7 сотрудников МВД и были убиты 7 боевиков. 10 января примерно около 250 террористов, захватив с собой 165 заложников на 11 автобусах и двух грузовых машинах «Камаз» двинулись в направлении дагестано-чеченской границы, и в этот же день были блокированы в селе Первомайском, где до 15 января с ними велись переговоры руководством Дагестана и руководителями МВД и ФСБ России. В течение 15 - 18 января подразделения ФСБ и МВД штурмовали село Первомайское. В ночь с 17 на 18 января части боевиков во главе с Радуевым удалось прорвать блокаду и уйти в Чечню. В результате операции в Первомайском погибло около 150 боевиков, 40 заложников и мирных жителей, 26 военнослужащих, более 90 военнослужащих были ранены; 30 боевиков были взяты в плен. Были освобождены 82 заложника.
Лидеры террористических организаций не скупились на вербовку квалифицированных инструкторов, что позволяло им обеспечить профессиональное обучение боевиков-террористов. Благодаря поступающей из-за рубежа финансовой помощи, на территории Чечни и в граничащих с ней районах в конце прошлого века была создана широко разветвленная сеть диверсионно-террористических баз и лагерей, где в качестве инструкторов работали иностранные наемники. Данным военизированным формированием управляли иностранные граждане – арабы, которым подчинялись учащиеся центра. Так, в начале 1997 г. возле с. Сержень-Юрт Шалинского района Республики Ичкерия полевыми командирами незаконных вооруженных формирований Шамилем Басаевым и Хаттабом, был образован так называемый учебный центр «Кавказ», который являлся военной организацией, имел на вооружении различные системы стрелкового оружия, военную технику, в нем предусматривалось прохождение военной службы и поддерживалась воинская дисциплина. Целью создания «Кавказа» было изучение учащимися центра военной техники и практических навыков диверсионно-террористической подготовки, а также фундаментального течения ислама – ваххабизма. В целом, за время существования диверсионно-террористических баз и лагерей было подготовлено более 10 тысяч боевиков, среди которых много наемников1.
Немаловажное место в детерминации функционирования НВФ Чечне принадлежит фактору экстремизма, представленному ваххабитским вероучением.
Под термином «ваххабизм» сегодня обычно понимается широкий спектр радикально-фундаменталистских подходов к интерпретации исламского вероучения. Отстаивая чистоту древнего ислама, ваххабиты непримиримо относятся к последующим нововведениям и призывают к беспощадной борьбе с мусульманами, отошедшими от древних догм. В целом для ваххабизма характерны крайняя нетерпимость в вопросах веры, экстремизм в борьбе с идеологическими противниками2.
Ваххабизм получил распространение в Чечне в годы режима Д. Дудаева. В 1994 г. (по другим данным, в 1990 г.) ваххабизм проникает из Саудовской Аравии в Дагестан (даргинские села Кадар, Чабан-Махи и Карамахи), а оттуда в Чечню3.
Деятельность ваххабитов в Чечне приобрела легитимную основу в 1996 г., когда и. о. Президента ЧРИ З. Яндарбиев отменил своим указом действие на территории Чечни российских законов и 8 июля этого же года ввел в действие так называемый Уголовный кодекс ЧРИ, являющийся механически переписанной копией суданского Уголовного кодекса. По инициативе З. Яндарбиева ислам был провозглашен «государственной религией Чеченской Республики Ичкерия». Его указом был введен высший Шариатский Суд и его подразделения. По сути, шариатские суды ЧРИ, состоявшие из ваххабитов, в том числе, прибывших из арабских стран или получивших там образование, превратились в высшую судебную власть. Рассмотрение дел осуществлялось без участия прокуратуры и адвокатуры, однако осужденный имел право обратиться с апелляцией в Верховный шариатский суд, решение которого являлось окончательным. Были узаконены публичные казни и телесные наказания1.
В ночь со 2 на 3 августа 1999 г. НВФ с территории Чеченской Республики вторглись на территорию Цумадинского района Республики Дагестан, заняли районный центр Агвали и ряд селений. 7 августа 1999 г. ЕВФ в количестве несколько сот боевиков (по другим данным – полторы тысячи) и вошли и на территорию Ботлихского района Республики Дагестан, захватили несколько населенных пунктов и начали спешно создавать в них опорные пункты.
10 августа 1999 г. по СМИ Российской Федерации было распространено решение так называемой «Исламской Шуры Дагестан» о восстановлении «Исламского государства Дагестан» и введении военного положения на территории Республики Дагестан, организации военных комендатур и шариатских судов. Цель НВФ, вторгшихся на территорию Республики Дагестан, изложена в обращении самопровозглашенного Амира объединенного командования Дагестанских моджахедов Ш. Басаева к мусульманам Дагестана. В данном обращении ставятся задачи насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности Российской Федерации. В частности, в нем говорится: «…Изгоняйте из своих сел и городов российских агрессоров и их прихвостней. Устанавливайте шариат Аллаха… Отныне и всегда Дагестан восстанавливает исламский суверенитет на всей территории».
Командование Объединенной группировкой федеральных сил, учитывая опыт первой чеченской войны, уничтожало боевиков в их опорных пунктах и на базах огнем артиллерии, ударами авиации, в том числе ракетами. Довершали артиллерийские и авиационные удары наземные войска.
Описанные события в Республике Дагестан красноречиво подтверждают, что характерной тенденцией при создании и функционировании НВФ является их трансформация в экстремистские криминальные структуры, ставящие своими целями насильственное изменение конституционного строя в субъектах РФ и нарушение территориальной целостности российского государства, т. е. в такое особо тяжкое преступление, как вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ).
Разгромив боевиков на территории Дагестана, федеральные силы приступили к освобождению северных районов Чечни. Были очищены Надтеречный, Шелковский и Наурский районы, то есть около трети территории Чеченской Республики. Войска вышли на рубеж Терека. 15 октября 1999 г. было официально объявлено о завершении первого этапа операции по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований.
В освобожденных от бандформирований районах подразделения внутренних войск и других сил МВД РФ проводили зачистку населенных пунктов, осуществляли проверку паспортов, выявляли укрывавшихся боевиков, изымали оружие, помогали населению налаживать мирную жизнь.
Вскоре федеральные войска приступили ко второму этапу контртеррористической операции. К тому времени общая численность НВФ составляла, по некоторым данным, порядка 20 тысяч боевиков. На их вооружении были танки, артиллерийские и зенитные установки, переносные зенитно-ракетные комплексы, различные противотанковые средства. Боевики получали финансовую помощь из-за рубежа, их ряды пополнялись иностранными наемниками. Командование федеральных сил, избегая потерь личного состава, отказалось от штурма городов и других населенных пунктов, приняв тактику вытеснения боевиков. Населенный пункт блокировался, а пытавшиеся вырваться из него члены незаконных вооруженных формирований уничтожались, после чего производилась зачистка. Таким образом, были освобождены Гудермес, Аргун, Ачхой-Мартан и ряд других селений.
Август 2000 г. начал отсчет второго года контртеррористической операции в Чечне. Обстановка оставалась сложной и напряженной. Главари бандформирований неоднократно заявляли, что очередная годовщина штурма Грозного (6 августа 1996 г.) будет отмечена рядом крупномасштабных действий боевиков на территории Чечни и за ее пределами. Этого не произошло. В 2000 г. федеральные силы нанесли окончательное поражение незаконным вооруженным формированиям. Президент РФ В.В. Путин заявил о завершении войсковой части операции в Чечне. Руководство операцией до полного уничтожения всех преступных группировок перешло от министерства обороны к Федеральной службе безопасности1.
Благодаря жесткой внутренней политике Президента РФ В.В. Путина, были приняты все возможные меры по разоружению и уничтожению бандформирований; укреплению Государственной границы РФ в Кавказском регионе, исключающему возможность проникновения на территорию Российской Федерации с сопредельных государств незаконных вооруженных формирований и отдельных террористов, доставки для них вооружений и военной техники. Была усилена работа специальных служб и правоохранительных органов по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
Но одними силовыми методами победить преступность невозможно. Для этого важен комплексный подход к решению проблем противодействия преступности в Чеченской Республике и, прежде всего преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Основа такого противодействия должна составлять активная и наступательная работа правоохранительных органов. Жизненно важно наносить удары по террористам первыми. Именно такую задачу поставил перед МВД РФ российский Президент, подчеркнувший необходимость упреждающего, превентивного характера действий силовых структур в борьбе с терроризмом2.
Работа правоохранительных органов была целенаправленной и скоординированной по следующим основным на правлениям:
1. Перекрытие каналов финансирования, снабжения продовольствием, оружием и боеприпасами лагерей незаконных вооруженных формирований.
2. Проведение единой информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование негативного отношения общества к радикальным религиозным течениям.
3. Создание сети информационных источников, обеспечивающих получение достоверной информации о местонахождении и передвижении каждого лидера незаконных вооруженных формирований.
Нужно учитывать зависимость боевиков, участников НВФ от поддержки местного населения. В связи с этим одной из главных задач являлась нейтрализация психологического давления боевиков на местных жителей, завоевание со стороны последних одобрения действий федеральных сил, налаживание взаимоотношений с местными органами власти.
Была развернута работа по нанесению морально-психологического урона членам террористических группировок, созданию в их среде панических настроений, подрыва авторитета их лидеров. К примеру, общеизвестно, что финансирование НВФ в Чеченской Республике осуществляется во многих случаях посредством изготовления и реализации поддельных денежных купюр. Поддельные деньги не только сбываются под видом настоящих, но выплачиваются в качестве «заработной платы» участникам НВФ. Лидеры экстремистов рассчитывают на то, что в условиях непрерывных военных действий возможности определить факт обмана у рядовых членов террористических группировок сильно ограничены. Многие из них погибают, не успев потратить «заработанные» деньги или передать их родственникам. Так, по данным ИТАР-ТАСС, 23 июля 2003 г. в Грозном был задержан финансист одного из бандформирований, находящихся в подчинении у А. Масхадова. У задержанного были изъяты фальшивые купюры различного достоинства на общую сумму около 2 млн. рублей. По его словам, эти деньги предназначались для оплаты деятельности участников НВФ по осуществлению диверсионно-террористических акций. Очевидно, что меры по информированию таких лиц возможностями российских СМИ, правоохранительных органов о мошеннической сущности лидеров террористических группировок явились действенным средством подрыва их авторитета. В свою очередь, естественно, предпринимались меры по пресечению деятельности по изготовлению фальшивых денег, которая выступает в качестве весьма распространенного бизнеса чеченского криминалитета. Именно такой комплексный подход позволил существенно подорвать финансовую основу организованной террористической деятельности.
Специальной профилактической мерой по предупреждению преступности в Чеченской Республике (как и в стране в целом) стала борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Очевидно, что возможность относительно легкого приобретения оружия в настоящее время выступает условием, детерминирующим совершение ряда тяжких преступлений, в том числе террористического характера и экстремистской направленности. К конкретным мероприятиям по борьбе с незаконным оборотом оружия, могут быть отнесены: пресечение хищений оружия на военных складах, механических заводах и т. д.; ужесточение дисциплины в войсковых частях в связи с хранением огнестрельного оружия и боеприпасов к нему и др.
Как известно, среди участников НВФ, функционирующих в Северо-Кавказском регионе, значительное число наемников, прибывших из других государств. Поэтому важнейшим направлением предупреждения организации НВФ или участия в нем стали меры по противодействию незаконной миграции. В Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р, обращено внимание на то, что массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации1. В этом отношении своевременным явился Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»2, в п. 3 которого в целях недопущения въезда в Российскую Федерацию лиц для участия в террористической деятельности указано на необходимость принятия мер по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за рубежом, а также упорядочения пресечения Государственной границы РФ гражданами тех стран, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о безвизовом въезде. Вскоре после этого Федеральным законом от 28 декабря 2004 г3. УК РФ был дополнен ст. 3221, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции.
Очевидно, что для успешной борьбы с преступностью необходим и эффективный уголовно-правовой механизм. Правоприменительная практика, в том числе связанная с проведением контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, показала, что действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере обеспечивает адекватное противодействие совершению преступлений террористического характера и своевременное привлечение к уголовной ответственности виновных.
Рост незаконных вооруженных формирований в Чечне, их открытое противостояние федеральным государственным органам вызвали необходимость специальной криминализации такого рода деяний. Поэтому Федеральным законом от 28 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» в УК РСФСР 1960 г. была впервые введена норма об ответственности за организацию или участие в незаконных вооруженных формированиях (ст. 772 УК РСФСР).
В июне - июле 2004 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», содержащий поправки к ст. 157 и 205 УК РФ, направленные на усиление уголовной ответственности за терроризм. В соответствии с документом пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека или направленных против общественной безопасности. Усилены санкции по ст. 205 «Терроризм»: увеличены сроки уголовного наказания по ч.1 данной статьи - на срок от 8 до 12 лет, по ч. 2 - от 10 до 20 лет. Наказание за террористические действия с особо тяжкими последствиями, согласно поправкам, установлено от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.
Правоприменительная практика показала, что террористическая деятельность характеризуется двумя основными формами, в которых она проявляется: во-первых, это различные действия по подготовке и осуществлению террористического акта и, во-вторых, это пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В связи с этим в УК РФ были внесены следующие изменения: пересмотрены признаки террористического акта (ст. 205 УК РФ) и содействия террористической деятельности (ст. 2051 УК РФ), установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК РФ)
Нельзя не затронуть вопрос о противодействии распространению религиозного экстремизма и запрете деятельности экстремистских организаций. На примере распространения ваххабизма была обозначена опасность ситуации, когда фанатично настроенные субъекты, основываясь на вероучительных догмах, пытаются влиять на процесс общественного развития. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные неверными, так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. При этом практика исламских радикалов заключается в активных действиях по выделению из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и созданию в нем «эмиратов» в составе, так называемого, «Великого исламского халифата» любыми методами, в том числе и военными. В этом отношении необходимо вести решительную борьбу с проникновением в общество чуждых для большинства российских граждан, в том числе и мусульман, экстремистских религиозных вероучений. Наряду с этим нужно совершенствовать механизм по выявлению и запрету на территории Российской Федерации деятельности экстремистских и террористических организаций, что уже находит свое отражение в современной законодательной и правоприменительной практике. Так, более чем в 30 субъектах РФ были приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность религиозных объединений, и нацеленные, в том числе, на борьбу с политическим и религиозным экстремизмом.
В большинстве случаев террористическая деятельность финансируется за счет «внутренних» источников (имеются в виду криминальные способы самофинансирования). В частности, денежные средства и материально-техническая помощь поступают от этнических преступных группировок, осуществляющих свою деятельность на территории России. Поэтому, обеспечить противодействие финансированию терроризма и экстремизма был призван Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (2001)1, Постановление Правительства РФ № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (2003)2.
Работа по противодействию финансированию терроризма постоянно находится в зоне повышенного внимания российских правоохранительных органов и спецслужб. Только в 2004 г. была приостановлена деятельность 149 юридических лиц, имеющих отношение к материальной поддержке террористов, возбуждено 426 уголовных дел в отношении участников преступных структур, способствовавших финансированию бандформирований3.
Но акцент в борьбе с преступностью, и прежде всего с терроризмом должен быть сделан не только и не столько на уголовно-правовых мерах, сколько на мерах социально-политического характера. Обязательно должны учитываться и национальные, религиозные составляющие проблемы. Несомненно, уголовная политика в сфере противодействия террористической деятельности не должна ограничиваться только мерами репрессивного характера. Необходимо и дальше расширять практику и позитивно-правового регулирования. В Постановлении Государственной Думы ФС РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556 – II ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» абсолютно справедливо было указано на необходимость продуманной и взвешенной государственной политики на Северном Кавказе. Это предполагает, в частности, широкое привлечение к миротворческой работе старейшин, местных религиозных деятелей, интеллигенции и наиболее авторитетных представителей чеченского народа, проживающих в настоящее время в других субъектах РФ; активизацию работы с общественными объединениями, в том числе с политическими движениями Северо-Кавказского региона, а также с общественными объединениями представителей народов Северного Кавказа, проживающих в городе Москве и других субъектах РФ.
Нельзя отрицать и роль общесоциального предупреждения преступности, которое, как известно, предполагает функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, социальной, нравственной и иных сферах. Истоком организованной вооруженной преступности и распространения ваххабизма в Чечне и других республиках Северного Кавказа является общая социальная неустроенность, кризисные явления в обществе, коррупция, падение промышленного производства, развал сельского хозяйства, резкое снижение жизненного уровня населения, массовая безработица. Молодые люди, оставшиеся в силу известных обстоятельств практически неграмотными и без работы, – идеальные кандидатуры для рекрутирования в незаконные вооруженные формирования. В свое время Штаб Ас.Масхадова распространял листовки с расценками для тех, кто хочет заработать на терроризме. В частности, установка растяжки в центре Грозного стоила 20 долларов США, мины -50 долл., фугаса - от 300 до 500 долл.. Убийство генерала оценивалось в 15 тыс. долларов (эквивалент - 3 коровы или 20 баранов), убийство старшего офицера (майор - полковник) - 7 тыс. долл. (1 корова и 5 баранов), убийство младшего офицера (лейтенант - капитан) -3 тыс. долл. и 3 барана, убийство прапорщика или солдата-контрактника - 1,5 тыс. долларов и 2 барана. Щедро оплачивались взрывы, приводящие к массовым жертвам (до 10 тыс. долл.). В этом случае часть суммы выдавалась авансом, а остальное - после официального объявления федеральными СМИ о числе погибших и раненых. За массовый захват заложников обещалось вознаграждение до 10 тыс. долл.. Самой высокооплачиваемой считалась «работа» смертников. В зависимости от масштабов ущерба, нанесенного «неверным», родственникам самоубийц полагалось от 50 до 100 тыс. долларов.
Как известно, терроризм — это не столько военное, сколько идеологическое социальное явление. Следовательно, и борьба с ним должна быть не только силовой, но и идеологической, и экономической. Главная цель борьбы с терроризмом - это уничтожение условий его зарождения. А они, в свою очередь, лежат в той социально-политической системе, которая сложилась в Чеченской республике.
Задание 2. Разработать анкету по опросу населения о состоянии коррупции.
Анкета должна включать в себя, во-первых, обращение к респондентам, в котором обосновывается актуальность исследования, даются краткие пояснения по технике заполнения анкеты, характеризуются условия, обеспечивающие достоверность полученных результатов. Во-вторых, формулируются вопросы (не менее 15-18) и варианты ответов на них (подсказки). Паспортичка (вопросы установочного характера (о поле, возрасте, роде занятий респондента) должны находиться в заключительной части анкеты.
Уважаемые респонденты!
Просим Вас заполнить анкету, по возможности искренне ответив на предложенные ниже вопросы. Исследование проводится на тему: «Коррупция в современной России - состояние, возможности и пути противодействия».
Данное исследование должно помочь ответить на вопросы - какие сферы и институты в современной России, по мнению россиян, в наибольшей степени поражены коррупцией, кто должен бороться с коррупцией и кто с ней наиболее эффективно борется.
Для этого отметьте наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант ответа. На вопрос может быть только один вариант ответа. Как исключение в вопросах 13 и 14 до трех ответов. Опрос будет носить анонимный характер. Полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.
1) Как бы оценили степень распространения коррупции в обществе в целом?
Очень высокая
Высокая
Средняя
Низкая
Считаю, что коррупции нет
Затрудняюсь ответить.
2) Как бы оценили степень распространения коррупции в том месте, где Вы проживаете?
Очень высокая
Высокая
Средняя
Низкая
Считаю, что коррупции нет
Затрудняюсь ответить.
3) Как Вы считаете, какая сфера общественной жизни является наиболее коррумпированной?
Все общество в целом
Федеральная власть, Правительство
Власть на местах
Судебная система
Правоохранительные органы
ГИБДД
Крупный бизнес
Сфера медицины
Образование
Военкоматы
Шоу-бизнес, индустрия развлечений
Армия
Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации)
Политические партии
Сфера торговли
Средства массовой информации
Иное (укажите)____________________________________
Затрудняюсь ответить.
4) Как Вам кажется, за время пребывания у власти Президент РФ В.В. Путин добился успехов в борьбе с коррупцией или нет?
Добился значительных успехов
Добился небольших успехов
Осталось все, как было до него
Стало хуже, чем до В. Путина
Затрудняюсь ответить
5) Что, на Ваш взгляд, является главной причиной коррупции?
Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов;
Неэффективность государства, несовершенство законов;
Низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения;
Затрудняюсь ответить;
6) Как Вы считаете, что является основной причиной того, что в России берут «взятки»?
Низкая заработная плата;
Особенности российского менталитета;
Отсутствие неотвратимости уголовной ответственности;
Низкий уровень правосознания граждан;
Иное (укажите)____________________________________
7) Как Вы считаете, что является основной причиной того, что люди дают « взятки »?
Особенности российского менталитета;
Отсутствие за это неотвратимости уголовной ответственности;
Низкий уровень правосознания населения;
Иное (укажите)__________________________________
8) Приходилось ли Вам давать деньги, подарки людям, от которых зависело решение Ваших проблем?
Да и нередко;
Да, но это были единичные случаи;
Нет, не приходилось никогда;
Затрудняюсь ответить;
9) С каким именно проявлением коррупции Вы сталкивались?
Вымогательство взятки со стороны чиновников, госслужащих и т.п.;
Добровольная дача взятки;
Злоупотребление должностными полномочиями;
Превышение должностных полномочий со стороны чиновников, госслужащих и т.п.;
Иное (укажите)______________________________________
10)Сообщили ли Вы о факте вымогательства «взятки» в правоохранительные органы?
Да;
Нет.
11) Что явилось основной причиной того, что Вы не обратились в правоохранительные органы?
Боязнь «мести» со стороны коррупционеров;
Обращение к правоохранительным органам ни чего не изменит;
Не было свободного времени;
Не считаю данное деяние чем-то отрицательным;
Боязнь собственной ответственности;
Иное (укажите)_____________________________________________
12) Если бы Вы располагали сведениями о коррупции, кого бы Вы проинформировали в первую очередь?
Правоохранительные органы
Местные органы власти
Правозащитные и иные общественные организации
СМИ
Лично Президента
Не стал бы сообщать ни при каких условиях
Затрудняюсь ответить
13) Кто, на Ваш взгляд, должен в первую очередь бороться с коррупцией? (до трёх ответов.)
Лично президент
Правоохранительные органы
Суды
Правозащитные и другие общественные организации
Национальный антикоррупционный комитет
Комитет по финансовому мониторингу
Налоговые органы
Специальные комиссии, созданные президентом и правительством
Местные органы власти
СМИ
Все общество / Никто
Другое
Затрудняюсь ответить
14) Кто, на Ваш взгляд, наиболее эффективно борется с коррупцией? (до трёх ответов)
Лично президент
Правоохранительные органы
Суды
Правозащитные и другие общественные организации
Национальный антикоррупционный комитет
Комитет по финансовому мониторингу
Налоговые органы
Специальные комиссии, созданные президентом и правительством
Местные органы власти
СМИ
Все общество / Никто
Другое
Затрудняюсь ответить
15) Какие меры по борьбе с коррупцией Вам представляются наиболее эффективными?
Усиление контроля за деятельностью чиновничества со стороны общества и демократических институтов;
Совершенствование законодательной базы;
Конфискация имущества не только коррупционеров, но и членов их семьи;
Сокращение государственного аппарата;
Введение смертной казни за коррупцию и экономические преступления;
Поощрение, в том числе материально, добровольных информаторов о фактах коррупции;
Наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями и финансированием;
Легализация наименее социально-опасных видов коррупции («чаевые», подарки врачам и учителям и др.);
Затрудняюсь ответить;
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
16) Ваш пол:
Мужской;
Женский.
17) Ваш возраст:
до 23 лет;
24-30;
31-40;
41-50;
51-60;
более 61 года.
18) Род деятельности:
Студент;
Рабочий;
Служащий;
Предприниматель;
Безработный;
Иное (укажите)___________________________________
19) Тип поселения, в котором вы проживаете
Москва и Санкт-Петербург;
город более 1 млн. жителей.;
более 500 тыс. жителей;
100-500 тыс. жителей;
менее 100 тыс.;
село.
Благодарим за участие!
Список использованной литературы
нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 28 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»// Российская газета. 1995. 12 мая
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // СЗ РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3418.
Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 13.
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3454.
Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведение этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом // СЗ РФ. -2003.-№ 4.-Ст. 329.
Постановление Государственной Думы ФС РФ от 15 сентября 1999 г. № 4293 – II ГД «О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом»// СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4537.
Постановление Государственной Думы ФС РФ от 17 ноября 1999 г. № 4556-II ГД «О политической ситуации в связи с событиями в Чеченской Республике» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5679.
Указ Президента РФ от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»// СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3422.
Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»// СЗ РФ. 2004. № 38. Ст. 3779.
литература
Агапов П. В., Михайлов К. В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Монография. — Саратов: Саратовский юридическийинститут МВД России, 2007.
Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. – М. : АНО «Юридические программы», 2005.
Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. № 4. С. 2 – 8.
Алисова Ю. Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http://www.utro.ru/articles/2005/07/27/462393.shtml
Баранец В. Сколько платят бандитам за теракт // Комсомольская правда. 2004. 3 сентября.
Вакула И.М. , Москаленко С.Г. Политический терроризм и религиозный экстремизм на Северном Кавказе // Философия права. 2002. № 2. С. 86- 90.
Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД РФ (Москва, 15 февраля 2005 г.) // www.mvd.ru/index.php?newsid=5137.
Ладушин И.А., Михайлов К.В. Терроризм и экстремизм как проявления радикализма в исламе (религиозно-политические и уголовно-правовые аспекты). Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2003.
Министерство внутренних дел. 1902–2002. Исторический очерк: Объединенная редакция МВД России, 2004.
Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. М.: СГУ, 2004.
Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-Пресс», 2002.
Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
1 См.: Баранец В. Сколько платят бандитам за теракт // Комсомольская правда. 2004. 3 сентября.
2 См.: Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. М.: СГУ, 2004. С. 252–253.
1 Российская газета. 1994. 20 декабря.
2 Российская газета. 1994. 8 декабря.
3 СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3422.
1 Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3454.
2 См.: Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-Пресс», 2002. С. 138
1 Собрание законодательства РФ. 1999. № 38. Ст. 4537.
1 См.: Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. № 4. С. 2 – 8.
2 См.: Вакула И.М. , Москаленко С.Г. Политический терроризм и религиозный экстремизм на Северном Кавказе // Философия права. 2002. № 2. С. 86, 90.
3 См. подробнее: Ладушин И.А., Михайлов К.В. Терроризм и экстремизм как проявления радикализма в исламе (религиозно-политические и уголовно-правовые аспекты). Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2003. С. 6–8.
1 См.: Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 46–48.
1 См.: Министерство внутренних дел. 1902–2002. Исторический очерк: Объединенная редакция МВД России, 2004. С. 615–617.
2 См. подробнее: Алисова Ю. Президент приказал МВД ударить по террористам первыми // http://www.utro.ru/articles/2005/07/27/462393.shtml
1 СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 923.
2 СЗ РФ. 2004. № 38. Ст. 3779.
3 Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 187'ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 13.
1 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33. - Ст. 3418.
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведение этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иньм имуществом // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003.-№ 4.-Ст. 329.
3 См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД РФ (Москва, 15 февраля 2005 г.) // Hwww.mvd.ru/index.php?newsid=5137