План:
1. Китай-город.
2. Попытка планировки московских улиц.
1)К 16 веку на территории пасада почти не осталось дворов ремесленников. Насмену им пришли дворы бояр и богатых купцов -"гостей". Однако этот район Москвыне был укреплён. В случае опасности его жители должны были, бросив дворы,спасаться в Кремле. В 1534 году по восточной границе пасада был прорыт глубокийров и насыпан вал, а в 1535 году началось строительство кирпичных стен и башен,получивших тогда-же название "Китай-город". Происхождение названия крепости, авслед за ней и всего района связывают со словом "киты", что означает плетень изжердей, засыпанных землёй. Такой плетень для прочности лежал в основании стенКитай-города. Постройкой новой линии укреплений руководил итальянский зодчий Петрок Малый.В 1538 году новая стена была завершена. Её протяжённость составила 2,6 километ-ров, толщина около 6 метров, а высота свыше 6 метров. Начинаясь у Беклемишевской(москворецкой) башни Кремля, стена Китай-города шла вдоль Москвы-реки, далеевверх по современным Китайскому проезду, Старой и Новой площадям, от Лубянскойплощади поворачивала вниз к Театральной площади и Площади Революции до угловойарсенальной башни Кремля. Новая крепость имела 14 башен, из них 6 - воротных. Наиболее известны Водя-ные ворота (вели к Москве-реке), Варварские ворота (на пересечении с улицей Вар-варкой), Ильинские ворота (на пересечении с улицей Ильинкой) и самые главные-Неглименские или Воскресенские ворота, которые вели на Красную площадь. Некоторые мостовые были бревенчатыми, на углах улиц стояли бочки с водой длятушения пожаров. В Китай-городе можно было встретить купцов из разных стран.
2)Была предпринята попытка планировки московских улиц и определения их шири-ны - 12 саженей (25 метров) для улиц и 3 сажени (6,4 метра) для переулков. Междудомами протаптывали дорожки - проулки, таким образом появлялись переулки. Онипочти никогда не были прямыми, о чём говорят названия этих переулков, сохранив-шиеся до наших дней - кривоарбатский, кривоколенный и другие. Есть версия, чтокривизна переулков была одной из противопожарных мер. Первое типовое домостроение в Москве относится к 16 веку. У нынешней Трубнойплощади продавали однотипные деревянные срубы. Тогда-же и появился первый дере-вянный мост через Москву-реку (до этого пользовались бродами). Он был "живой",то есть плавающий: брёвна его лежали в воде, недалеко от нынешнего Москворецкогомоста. Брёвна связывали в плоты толстыми лыковыми канатами и покрывали брусьями.Когда надо было пропустить по реке корабль, часть плотов отвязывали и отвозили всторону. Вероятно это была одна из первых московских достопримечательностей,вокруг которой толпились зеваки.