А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков
С образованием единого Русского государства и ликвидацией татарского ига Москва стала быстро расти как крупнейший промышленный центр. Московская промышленность в это время носила ремесленный характер. При Иване IV была построена бумажная мельница на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Продолжал развиваться Пушечный двор, достигший в XVI веке значительных успехов. Особенно хорошо было поставлено в Москве оружейное дело. Высоким качеством отделки отличались сабли работы московских мастеров. Изготовлялось и огнестрельное оружие, а также порох и пули. Во второй половине XVI века в Москве существовала целая школа замечательных мастеров пушечно-литейного искусства: Чохов, Дубинин, Осипов и другие. Пушкари жили в особой Пушкарской слободе (ныне Пушечная улица).
Москва разрасталась и усиленно строилась, появились умелые плотники и каменщики. В ознаменование «взятия царства Казанского и Астрахани плен» в Москве был создан замечательный памятник русского национального искусства — Покровский собор, известный под названием храма Василия Блаженного (по имени погребенного под его сводами московского юродивого Василия). Строителями этого неповторимого памятника мировой архитектуры были русские зодчие.
Серебреники, жившие в подмосковном Красном селе, изготовляли серебряную посуду — чарки и ковши. Продукция их вызывала восхищение иностранцев и шла за границу. Видное место в ремесленной промышленности Москвы XVI века занимало «хамовное дело», то есть производство полотен и холстов. Ремесленники Кадашевской слободы в Замоскворечье ткали полотна, разные убрусы (платки, полотенца). Московские портные шили разные меховые шубы, кафтаны, сарафаны, однорядки, холстинные рубашки. Около Москвы-реки был расположен район, населенный кожевниками, изготовлявшими сапоги, обувь.
В XVI веке московские ремесленники широко втягиваются в рыночные отношения: они переходят от работы на заказ к работе на рынок.
Для усиления хозяйственного значения Москвы в XVI веке организуется массовый перевод наиболее состоятельных и предприимчивых торговых людей в столицу. Так, из Новгорода в 1569 году переведено было 145 семей, из Пскова — 500 человек. Они были поселены в Замоскворечье. Большое значение имел переезд в 1514 году на жительство в Москву значительной группы богатых смоленских купцов. Все эти люди сохраняли живые связи с городами, откуда они были родом.
В XVI веке московская торговля сосредоточивалась преимущественно в той части Москвы, которая называлась Китай-городом. Здесь были расположены и дворы иностранных купцов. Вдоль Красной площади перед Кремлем также тянулись торговые ряды.
Московской торговле уже в XVI веке стало тесно в стенах Китай-города. Отдельные рынки, а также мучные и мясные лавки были разбросаны по Белому городу. Например, лошадей продавали на Конской площади (у Варварских ворот), крупный и мелкий рогатый скот — на Коровьей площадке (у Мясницких ворот). Большой лесной (Лубяной) торг был расположен между Тверскими воротами и Неглинной. Кроме того, вне Китай-города находились гостиные дворы: Соляной, куда складывали привозимую из Поморья соль, Рыбный двор, где продавалась всевозможная рыба.
Московские торговые люди уже в XVI веке имели широкие торговые связи с различными областями страны. В Москву стекались отовсюду «купцы иноязычные» (иностранцы). На московском рынке встречались продукция западноевропейских мануфактур и произведения азиатских мастеров.
Москва становится важнейшим центром, снабжающим страну не только изделиями московских ремесленников, но и разнообразными товарами из других русских городов, а также и из-за границы. Правда, эти торговые связи были еще недостаточно крепки, но так подготавливалась почва для возникновения всероссийского рынка. Он складывается в XVII веке вокруг Москвы, этого хозяйственного центра страны.
Во второй половине XVI века школа в Москве вовсе не была редким явлением. Грамотные люди нужны были в приказах, в земских и воеводских избах (канцеляриях). Они нужны были, чтобы прочесть казенную бумагу, «приложить руку» (расписаться), написать просьбу или жалобу в суд. Рукописные буквари и учебные книги появились уже в XVI веке. Их можно было купить в Москве в отдельном книжном ряду. В XVI веке в Москве открылась типография. Первопечатником был Иван Федоров. В XVII веке появляются печатные буквари. Московский Печатный двор в течение четырех лет (1647—1651) издал 9600 букварей.
Развитие ремесла и торговли способствовало росту Москвы. В XVI веке увеличение площади Москвы происходило главным образом за счет расширения города, посада с многочисленным торговым и ремесленным населением — с «черными», то есть тяглыми, подлежащими государственному обложению, людьми.
В XVI же веке возникли три стены, которые охватили разраставшуюся городскую территорию. Первая стена, воздвигнутая в 1534—1535 годах, окружала территорию Китай-города. Вторая стена (Белый город), возведенная в 1585—1591 годах, шла по Бульварному кольцу и полукольцом охватывала Китай-город и Кремль. Наконец, третья стена (Земляной город), построенная в 1591—1592 годах, тянулась по линии Садовых бульваров и образовала вокруг московских пригородов правильный круг. За чертой Земляного города на просторе лугов, полей и рощ разбросаны были села и усадьбы московских бояр и самого царя. Это — Воробьево, Хорошево, Крылатское, Ростокино. Из более отдаленных царских сел выделялось село Коломенское, любимая загородная резиденция московских государей. Немало сел под Москвой было у епископов и монастырей.
В борьбе с боярами-княжатами за укрепление самодержавия, за государственный порядок Иван IV опирался на мелких служилых людей — помещиков-дворян. Эту борьбу он повел особенно решительно, когда установил опричнину. Все государство Иван IV разделил на две части: земщину и опричнину. Москва тоже была поделена между опричниной и земщиной. В Москве в опричнину отошел весь район от впадения реки Черторыя в Москву-реку до бывшей Никитской улицы, а именно: улицы Чертольская (бывшая Пречистенка, теперь Кропоткинская) с Семчинским селом (ныне Петровско-Разумовское), а также Арбатская до Дорогомилова и левая сторона бывшей Никитской улицы (теперь улица Герцена); кроме того, в опричнину была взята группа слобод, примыкавших к Воронцову полю. Из опричнины были удалены крупные земельные вотчинники, бояре-княжата, а на их место поселены и наделены землей «опричные служилые люди» из малоземельного дворянства, на верность которых царь мог рассчитывать. В самой Москве царь построил себе в 1565 году опричный двор, расположенный на углу нынешних Моховой и улицы Калинина (против здания Манежа).
Опричнина была ознаменована страшными опалами и жестокими казнями, снискавшими Ивану IV имя Грозного.
В XVII веке Русское государство потрясли две крестьянские войны — в начале века под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и в 70-х годах, под предводительством Степана Тимофеевича Разина. В середине века произошли два городских восстания в Москве — в 1648 и 1662 годах, Соловецкое восстание в 1668—1676 годах, волнения крестьян московского Симонова монастыря в селе Ильинском Ярославского уезда и ряд других восстаний.
В начале XVII века Русское государство подверглось нашествию польских интервентов, временно захвативших Москву.
Иван Исаевич Болотников был организатором похода восставших крестьян на Москву. Он шел со своими отрядами от Кром через Калугу, Алексин и Серпухов. От Ельца в это время через Новосиль, Тулу и Коломну двигался к Москве другой руководитель восставших — сотник Истома Пашков (Истома Пашков — служилый человек, обладатель довольно крупного поместья из двух сел в Веневском и Серпуховском уездах. Он имел чин сотника и командовал мелкопоместными детьми боярскими).
К отрядам Истомы Пашкова присоединились рязанские служилые люди — дворяне и дети боярские во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым. Все они были лишь попутчиками в восстании Болотникова. Недовольные боярским царем Василием Шуйским, они хотели использовать восстание крестьян и холопов в своих целях.
Навстречу восставшим Шуйский выслал из Москвы войска во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским. После битвы на реке Пахре царские войска задержали наступление Болотникова на Серпуховской дороге. Однако в начале октября 1606 года отряды Болотникова подошли к Москве. В начале октября Истома Пашков разгромил у села Троицкого (севернее Коломны) царские войска и присоединился к Болотникову. Число восставших значительно увеличилось: к ним влились крестьяне подмосковных сел.
Опорными пунктами восставших были Коломенское, Котлы, Загорье. В Коломенском и Загорье повстанцы построили укрепленные лагеря. Они захватили и Саввино-Сторожевский монастырь (в Звенигороде). К восставшим присоединились Можайск и Волоколамск. Наступали повстанцы на Москву со стороны Замоскворечья.
Здесь их встретили главные силы царских войск. Здесь же произошли и важнейшие сражения. Болотникову надо было захватить Красное село, чтобы полностью блокировать Москву.
Два месяца (с 7 октября по 2 декабря 1606 года) восйска под руководством Болотникова осаждали Москву. Это было время наивысшего подъема восстания. Ставился под удар не только политический центр государства, но захват Москвы восставшими таил в себе угрозу и для основ власти господствующего класса — помещиков-дворян.
Громадный район Русского государства — от Путивля до Волоколамска, от Стародуба до Астрахани — был охвачен крестьянским восстанием. Города к югу и юго-западу от Москвы (Калуга, Кашира), к западу и северо-западу (Зубцев, Можайск, Звенигород) поддерживали восстание.
Московский царь и бояре оказались в тяжелом положении. Шуйский организует оборону города, мобилизует те войска, которые еще находились в столице, и добивается прихода в Москву подкреплений из районов, которые оставались верными царю.
Московские отряды Шуйский разделил на две части: одна должна была защищать городские укрепления, а другая во главе с князем М. В. Скопиным-Шуйским совершать вылазки против осаждавших город повстанцев. Правительственные войска были расставлены в Замоскворечье, у Калужских и Серпуховских ворот, в Даниловом и Симоновом монастырях. Шуйский послал под Можайск и Волоколамск войска, которые очистили эти города от восставших и соединились здесь с верными правительству дворянскими отрядами.
Положение в столице было очень трудным, напряженным, надвигался голод. Возникла угроза восстания. Движению горячо сочувствовал мелкий посадский люд и боярские холопы.
Паника охватила бояр московских. Болотников призывал народные массы к восстанию. А Василий Шуйский принимал все меры к тому, чтобы не допустить народного восстания в столице. Для воздействия на массы Шуйский использует церковь, которая сразу же выступила против восстания. Особенно непримиримую позицию занял патриарх Гермоген. В грамотах, которые рассылались из Москвы, Гермоген изображает восставших как людей, которые «отступили от бога и повинулись сатане», а царя Василия Шуйского — как «воистину свята и праведна крестьянского царя» (то есть христианского). Патриарх призывает всех православных крестьян к тому, чтобы они «к таковым бы злым врагом и разорителем... не приставали, ни в чем им не верили».
В войске Болотникова наряду с восставшими крестьянами и холопами были также дети бояр и дворян. Эти мелкопоместные феодалы испугались разраставшегося восстания, которое грозило уничтожить господство помещиков. Царю Василию Шуйскому удалось привлечь на свою сторону эти классово чуждые повстанцам элементы. Измена и переход на сторону правительства дворянских отрядов решили исход борьбы за Москву.
16 ноября 1606 года после тайных переговоров приехали к государю, изменив народному восстанию, Григорий Сумбулов и Прокопий Ляпунов с рязанскими дворянами, детьми боярскими и стрельцами московскими.
Болотников решил блокировать Москву. 26 ноября началось окружение столицы у Красного села, где находилось войско Истомы Пашкова. 27 ноября произошли сильные бои. Главное сражение развернулось в Замоскворечье. Правительственные войска сорвали наступление войск Болотникова по левому берегу Москвы-реки (в районе Рогожской слободы и Красного села). В ходе боев, когда успех стал клониться на сторону Шуйского, Истома Пашков с дворянской частью своих отрядов изменил восставшим. Сражение окончилось победой Василия Шуйского.
В конце ноября в Москву прибыли первые отряды верных Шуйскому смоленских и ржевских полков. Обстановка под Москвой сложилась в пользу правительственных войск. И Шуйский 2 декабря предпринял решающее наступление против армии Болотникова.
Сражение произошло у деревни Котлы по пути из Коломенского в Данилов монастырь. В этой битве войска Болотникова потерпели поражение и отступили в село Коломенское. Правительственные войска начали штурм лагеря восставших. Крестьяне и холопы отчаянно сопротивлялись. Царские войска одержали верх. Тысячи восставших остались на поле боя. Большое количество их было взято в плен. Тюрьмы были переполнены. Царь и бояре жестоко расправились с восставшими. Их ставили в ряд, убивали дубиной по голове и опускали под лед в реку Яузу. Правительственные войска захватили также и лагерь восставших в селе Загорье (11 километров южнее Коломенского).
Войска Болотникова отступили к Калуге, затем под натиском царских войск отошли к Туле и сдались 10 октября 1607 года. Болотникова взяли в плен, сослали в Каргополь и там утопили.
Болотников не уничтожил феодальный порядок. Но восстание под его руководством явилось важным этапом борьбы трудового люда против феодального гнета. Этим определяется место восстания Болотникова в истории.
(Из приходной книги Волоколамского монастыря)
... Крестьяне монастырские не почели слушати приказщиков и ключников монастырских и монастырских дел никаких не почели делати: хлеба молотити, и в монастырь возити и солодов растити и даней монастыреви давати...
(О крестьянских волнениях в вотчинах Волоколамского монастыря 1594 г.)
(Из «Уставной грамоты митрополита Киприана с перечнем обязанностей монастырских крестьян»)
Монастырь и двор тынити (обносить забором, тыном), хоромы ставити, игумнов жеребий весь орать (пахать) взгоном, и сеяти, и пожати, и свезти, сено косити — десятинами и в двор ввести... сады оплетати, на невод ходити, пруды прудить, на бобры пойти, рожь молоти и хлебы печи, солод молоть, пива варить, а лен даст игумен в села и они прядут, а дают из сел все люди на праздник яловицу (говядину).
(Из «Сказания современника об осаде Москвы. Болотниковым»)
... И возмутишася во странех тех и во градех людине, глаголя: „Идем вси и примем Москву и потребим живущих в ней и овладаем ею и разделим домы вельмож и сильных... И приидоша под Москву многочисленно... яко 187000 и бысть брань велика и сеча зла... Московские воины преодолеща и много побиша, бе убо пленных 21 000, побиенных же множае, яко 1000"...
... Ударили в набат: народ взволновался и бросился к Кремлю с ружьями и пищалями. Они (москвичи) уже готовы были предаться ему (Болотникову)...
Народное ополчение 1612 года возглавили земский староста города Нижнего Новгорода Козьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В Нижний Новгород шли ополчения из других городов. Кроме русских, в отрядах были татары, мордва, марийцы. Они горели желанием помочь великому русскому народу изгнать врага из родной страны. В марте 1612 года народное ополчение двинулось через Ярославль к Москве. Слух о нем пронесся по всей Русской земле. И со всех сторон двинулся народ и вступал в ряды народного ополчения.
Во второй половине июля 1612 года Минин и Пожарский получили известие, что на помощь польскому гарнизону, засевшему в Кремле, идет с войсками гетман Ходкевич. Вожди ополчения решили спешить, чтобы не допустить его к Москве. Пожарский выслал против гетмана сначала два отряда. Первому он приказал стать в Москве у северной стены Белого города, близ Петровских ворот, второму недалеко от первого — у Тверских ворот.
4 августа народное ополчение находилось в Троице-Сергиевом монастыре, не так далеко от Москвы. Получив известие, что Ходкевич приближается к столице, Пожарский послал еще отряд. Ему он приказал занять позицию у Чертольских ворот (Пречистенских, ныне Кропоткинская улица), защищавших подступы к Москве с юго-запада. Скоро и главные силы ополчения подошли к Москве и стали от нее в 5 км среди леса на Яузе.
Первой задачей ополчения было заслонить Москву с запада, со стороны Смоленской дороги, по которой двигался Ходкевич. Переночевав на Яузе и получив от разведчиков известие, что москвичи с нетерпением ждут нижегородцев, чтобы биться вместе с ними против поляков, Пожарский 20 августа снялся с места.
Он укрепился у Арбатских ворот. С ранее пришедшими отрядами Пожарский теперь занял весь Белый город. 21 августа разведчики донесли, что гетман двинулся из Вязем к Москве. Ополчение стало готовиться к сражению.
В войске Ходкевича было 12 тысяч человек и 3 тысячи находились в Кремле. Русских войск под Москвой насчитывалось около 10 тысяч. Численно вражеские силы превосходили русских.
Рано утром 22 августа польское войско стало спускаться с Поклонной горы. Ходкевич ставил целью прорваться к Кремлю через Арбатские и Чертольские ворота; со стороны Кремля ему на помощь должен был сделать вылазку польский гарнизон.
На Девичьем поле произошло первое столкновение русского ополчения с поляками. Завязался рукопашный бой, в результате которого войско Ходкевича было отброшено. Попытка осажденного гарнизона произвести вылазку из Кремля к Чертольским воротам тоже окончилась неудачей. Поляков оттеснили обратно в Кремль.
В ночь на 23 августа Ходкевич попытался провезти осажденным в Кремле провиант. Русские отбили запасы. Однако неприятельский отряд в 600 человек пробрался в Кремль через Замоскворечье. Одновременно поляки захватили русское укрепление на Балчуге.
Ходкевич отказался от наступления со стороны Новодевичьего монастыря и решил прорваться в Кремль из Замоскворечья. Со всем войском он двинулся с Поклонной горы к Донскому монастырю, чтобы охватить Кремль с южной и юго-восточной сторон, совершенно не защищен ных русскими. Этот план стал известен Пожарскому и Минину. Вожди ополчения передвинули главные силы на юг, к берегу Москвы-реки, чтобы прикрыть Замоскворечье.
24 августа произошел решающий бой. В первой половине дня войска Ходкевича имели ряд успехов. Передовой его отряд столкнулся с русской конницей. В течение нескольких часов она сопротивлялась врагу, а потом была оттеснена. Под давлением превосходящих сил противника русские оставили ров у Земляного вала. Поляки захватили Климентовские укрепления на Ордынке. Одновременно поляки, сделавшие вылазку из Кремля, также достигли Климентовских укреплений. Но Ходкевичу не удалось закрепить свои успехи.
В момент сражения к Пожарскому подъехал Минин и попросил дать ему отряд ратных людей. Пожарский согласился. Минин отобрал наиболее отличившихся в бою воинов, поскакал с ними к Крымкому броду и с силой ударил в тыл польским войскам. Натиск был так силен и стремителен, что польская конница, отступая, смяла свою пехоту. Это внесло смятение в ряды и других польских частей. С победными криками мчалась конница Минина все дальше в тыл противника.
Видя замешательство врага, не ожидавшего нападения с тыла, Пожарский снова бросил в бой своих воинов. Сражение закончилось полным разгромом поляков. Войско Ходкевича обратилось в паническое бегство. Поляки сначала отступили к Донскому монастырю, затем к Можайску и дальше к литовской границе.
После изгнания войск Ходкевича началась осада Кремля и Китай-города. На предложение сдаться польский гарнизон ответил отказом. Осажденные писали: «Лучше, ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей. Пусть холоп по-прежнему возделывает землю, поп пусть знает церкви. Козьма пусть занимается торговлей — царству тогда будет лучше, чем теперь при твоем управлении».
Между тем среди осажденного гарнизона начался голод. Ели кошек, собак. 22 октября 1612 года ополченцы пошли на штурм и захватили Китай-город. Польский гарнизон в Кремле таял с каждым днем. Наконец поляки начали переговоры о сдаче.
27 октября 1612 года из Спасских ворот начали выходить войска противника и складывать оружие. Москва была освобождена от захватчиков. Велика была у народа радость освобождения. Народ вооруженной рукой отстоял независимость своей Родины. Люди надели свои праздничные одежды и при встрече целовались, поздравляли друг друга.
Главным героем в борьбе с поляками был русский народ. Его боевая отвага, мужество, высокий патриотизм привели к победе над иноземными захватчиками.
(Из грамоты, московских жителей в разные города в 1611 году)
... Пишем мы к вам, крестьянам ... Московского государства, как нам, всему крестьянскому народу московскому, так и вам утвердить совет, как нам... не погибнуть ото врагов всего православного крестьянства, литовских людей. Будьте с нами обще, заодно против врагов наших и ваших общих. Помяните одно: только коренье, основанье крепко, то и дерево неподвижно; только не будет, к чему прилепиться ...
ДЕЙСТВИЕ НАРОДНЫХ МСТИТЕЛЕЙ, ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ШИШЕЙ», ПРОТИВ ИНТЕРВЕНТОВ В 1611 ГОДУ (Из записок поляка-очевидца Маскевича)
... Бумаги не стало бы, если бы начать описывать бедствия, какие мы тогда перетерпели. Нельзя было разводить огня, нельзя было на минуту остановиться, — тотчас откуда ни возьмутся шиши; как только роща, так и осыпят нас они. Сильный мороз не давал брать в руки оружия. Шиши отнимали запасы и быстро исчезали. И вышло то, что, награбивши много, поляки привозили в столицу очень мало.
В середине XVII века в городах Московского государства начинаются антиправительственные выступления ремесленников, мелких торговцев и других тяглых людей посада. Начало таким выступлениям было положено московскими событиями 1648 года.
Во главе правительства стоял тогда воспитатель молодого царя Алексея Михайловича богатый боярин Б. И. Морозов. Вместе с ним действовали его родственники и приближенные (Плещеев, Траханиотов), в ведении которых находились московские чернослободцы и пушкари. Правительству нужны были деньги, и оно решило ввести высокий налог на соль. Фактически это удвоило ее стоимость. А правительство утешало народ. В царском указе говорилось: «...та соляная пошлина всем будет равна, и никто лишнего платить не станет».
Соляной налог сильно ударил по неимущим. Для них дополнительный расход был очень тяжел, беднота лишилась главного продукта своего питания — дешевой соленой рыбы. Ее перестали вследствие дороговизны соли солить на местах лова и доставлять в Москву.
Налог не дал желаемого результата: потребление соли упало. Отчаяние и озлобление среди населения достигли такой степени, что соляной налог вскоре был отменен. Но народ продолжал волноваться. Летом 1648 года в Москве вспыхнуло восстание, известное под названием «соляного бунта».
1 июня 1648 года царь возвращался из Tроице-Сергиева монастыря в Кремль. Навстречу ему, по обычаю, московское население вышло с хлебом-солью. Толпа остановила царя и пыталась подать ему челобитную с жалобой на различнее притеснения бояр и начальников. Но челобитчиков разогнали плетьми и несколько человек арестовали. Это усилило волнение в народе, вызвало взрыв гнева. Разгоняемые стали бросать в бояр камнями. На следующий день, 2 июня, волнение приняло грозный характер.
Восставшие ворвались в Кремль, подступили к дворцу. Они стали требовать не только освобождения арестованных, но выдачи главных своих притеснителей — Морозова, Плещеева и Траханиотова. Царь выслал к народу двух бояр, но их избили, сорвали с них платье, и они убежали. Наконец, сам царь вышел с боярами на крыльцо и стал уговаривать «всяких чинов людей», чтобы «им от шуму перестать». Но восставшие продолжали требовать выдачи им ненавистных бояр. С трудом удалось царю добиться отсрочки до следующего дня. Арестованные были тотчас выпущены.
В городе начались погромы усадеб неугодных народу бояр. 3 июня был убит Плещеев. Восставшие продолжали требовать выдачи Морозова и Траханиотова. Пока велись переговоры, Москва загорелась одновременно в трех местах. Пожар охватил большую территорию в западной части города. Поджог был очевиден. Подозрения пали на людей Морозова и Траханиотова.
Пожар вызвал новый взрыв народного возмущения. Чтобы успокоить возбуждение, была послана погоня за Траханиотовым, которого царь отправил было на далекое воеводство. Он был задержан в пути, привезен в Москву и 5 июня убит восставшими. Что же касается Морозова, то царь вымолил у народа жизнь своему воспитателю, который был ему «в отца место». Морозов был сослан на Белоозеро.
В результате московского восстания 1648 года последовал ряд правительственных решений. Был издан царский указ, по которому слободы в Москве и других городах с торговыми и ремесленными людьми отписывались на государя. Было удовлетворено требование дворянства об отмене урочных лет для сыска беглых крестьян. Купцы и торговые люди добились ограничения торговли иностранцев.
Все эти правительственные постановления не только не смягчили классовых противоречий в Русском государстве, и в Москве в частности, но, напротив, обострили их. Усилилось угнетение крепостных крестьян помещиками в деревне, а также эксплуатация зажиточными посадскими людьми ремесленников и бедноты в городе.
В июле 1662 года в Москве вновь произошло народное восстание. Как и восстание 1648 года оно имело антифеодальный характер. Страна вела в это время войну с Польшей за освобождение Украины. Война требовала много денег. Правительство ввело чрезвычайные налоги.
Таким налогом был сбор «пятой деньги» (Московское правительство в экстренных случаях обращалось к чрезвычайным налогам: к «десятой деньге», к «пятой деньге». Это были сборы в виде единовременного налога на капиталы и имущество).
Это прежде всего и вызвало недовольство населения. Кроме того, правительство объявило о выпуске медных денег взамен серебряных. Оно решилось на эту меру для покрытия неотложных военных расходов. Медные монеты велено было принимать по одной цене с серебряными.
Сначала медные деньги с клеймом серебряных население принимало с доверием, так как платежи взимались одинаково как серебряной, так и медной монетой. Но правительство выпустило слишком много медных денег. Это привело к их обесценению. На рынке появилось большое количество фальшивой монеты. Богатые люди начали припрятывать серебро.
Произошло резкое падение курса медного рубля: за серебряный рубль стали давать 17 медных. Цены на продукты питания поднялись в несколько раз. Большую нужду терпели ратные люди, получавшие жалованье медными деньгами. Ремесленники, мелкий посадский люд особенно страдали от дороговизны. «В прежних летах можно было мастерскому человеку и с женою быти сыту днем алтынным хлебом, а ныне (апрель 1662 года) мастерскому человеку одного хлеба и харчу саму другу надобно по 26 алтын».
От дороговизны страдали главным образом малоимущие классы городского населения. Среди них и началось сильное возбуждение. Слухи о возмущении ходили по Москве за несколько месяцев до открытого выступления. В ночь на 25 июля 1662 года на улицах Москвы были развешены «листы» с призывом к восстанию. Один из таких листов был вывешен у церкви в Котельниках, другой — на Лубянке. Настроение народных масс в Москве было возбужденное.
Рано утром 25 июля на Сретенке собрался народ и стал толковать о сборе «пятой деньги». Узнав о вывешенном на Лубянке (ныне улица Дзержинского) «листе», толпа бросилась туда. Здесь стрелец Кузьма Ногаев несколько раз читал и разъяснял содержание «листа». В нем И. Д. Милославский (родственник царя) и другие бояре уличались в различных злоупотреблениях и даже в измене. Из Земского приказа были посланы служители с требованием отобрать «воровское письмо». Грозно встреченные народом, они обратились в бегство.
Толпа на Красной площади росла. Загудел набат. В торговых рядах прекратилась торговля. Разразился так называемый «медный бунт».
Большая толпа посадских людей, холопов и солдат двинулась в подмосковное село Коломенское, где в это время находился царь. Восставшие потребовали выдать бояр-изменников. Посадский человек Лучка Житкой, активный участник восстания, подал вышедшему царю в шапке «письмо». Царь уговаривал пришедших и обещал вскоре приехать в Москву и произвести следствие. Некоторые из восставших хватали царя за пуговицы и спрашивали: «Чему верить?» Царь поклялся и «дал им на своем слове руку». Когда возбуждение несколько улеглось, народ двинулся в Москву.
Царь же приказал, чтобы в село Коломенское были высланы два стрелецких полка. Одновременно в Москву был отправлен князь И. А. Хованский уговаривать мятежников. В Москве в это время восставшие громили дворы ненавистных народу лиц. Толпа, возвращавшаяся в Москву, встретилась с новой толпой, которая шла в Коломенское. Все вместе они повернули в Коломенское.
Царь уже собрался ехать в Москву. Из толпы восставших «невежливо и сердито» стали кричать царю: «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать их сами по своему обычаю». Но в Коломенское уже подошли вызванные царем стрелецкие полки. Царь, не вступая в переговоры, дал знак стрельцам, и началась расправа с безоружными людьми.
Восстание было подавлено. На следующий день по приказанию царя для устрашения народа было повешено 18 человек. Войско, оберегавшее «царское здоровье», было щедро вознаграждено. Затем последовали розыски, пытки, суд и суровые наказания — казни, клеймение, ссылки. Так кончился «медный бунт».
(Из челобитной московского народа, поданной царю 2 июня 1648 года.)
... Многими кровавыми слезами челом бьем, что твои властолюбивые нарушители хрестного целования, простого народа мучители и кровопийцы и наши губители, всей страны властвующие, нас всеми способами мучат, насилия и неправды чинят...
РАСПРАВА С ВОССТАВШИМИ ВО ВРЕМЯ «МЕДНОГО БУНТА»
... Начали бить, и сечь и ловить, а чем было противиться не уметь, потому что в руках у них не было ничего ни у кого, начали бегать и топиться в Москва-реку, и потопилось их в реке больше ста человек, а пересечено и переловлено больше 7000 человек, а иные разбежались. И того же дня около того села повесили до 150 человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук пальцы, а иных били кнутьем и клали на лица на правой стороне признаки, разжечши железо накрасно, а поставлено на том железе "буки" (буква "Б"), то есть бунтовщик, чтобы был до веку признатен, и, чиня им наказание, разослали всех в дальние города, Казань и в Астрахань, и на Терки (река Терек), и в Сибирь, на вечное житье... а иным пущим ворам того же дня, в ночи, учинен указ: завязав руки назад, посадя на большие суда, потопили в Москва-реке...
В 1670—1671 годах страна была потрясена крестьянской войной под руководством донского казака Степана Тимофеевича Разина. Отголоски этой войны довольно громко звучали в Москве и в ближайших к ней уездах. Боярские и дворянские крепостные люди, а также беднейшая часть посадского населения с нетерпением ожидали прихода Степана Тимофеевича в Москву. Они горели сильным желанием расправиться со своими угнетателями.
Неизвестный автор рассказывает, что «Разин повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение от ига...бояр и дворян, которые... притесняют простой народ. В самой Москве некоторые ораторы начали хвалить его (Разина), как человека, заботящегося об общем благе и свободе народа. Один пожилой человек на вопрос, что делать, если Степан подойдет к столице Москве, отвечал, что народ должен выйти ему навстречу с хлебом и солью».
Дворянское правительство жестоко расправлялось со всеми, кто выражал сочувствие крестьянской войне и ее вождю. Человек, предложивший встретить Разина с хлебом и солью, был повешен. Такая же участь ждала и тех, кто благожелательно относился к восставшим крестьянам. Один из сторонников Разина был привезен в Москву и подвергнут мучительной казни за то, что пытался склонять народ к неповиновению.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/