План: 1. Развитие образования.
2. Литература и театр.
3. Литейное искусство.
1)Москва сохраняла своё первенство в развитии национальной культуры. В 1701году здесь была открыта школа математических и навигационных наук, которую раз-местили в Сухаревой башне. Туда принимали дворянских "недорослей" и детей при-казных людей. Преподавали в школе в основном иностранцы. Кроме них к школеприставили одного из образованнейших людей того времени Леонтия Магнитского. Поего учебнику "Арифметика как наука числительная" учились многие поколениярусских молодых людей. Открылись такие учебные заведения, как артиллерийскаяшкола с инженерным отделением, медицинская школа и общеобразовательные "цифир-ные" школы. Действовала Славяно-греко-латинская академия, в которой с 1731 по1735 году учился Ломоносов. Выдающимся событием в жизни не только Москвы, но и всей России стало откры-тие в 1755 году Московского университета. При нём существовали две гимназии: од-на для дворян, а другая-для "разночинцев, кроме крепостных людей". Обучение вуниверситете велось на трёх факультетах - философском, юридическом и меди-цинском. При университете была основана типография.
2)Заметно расширилось издание книг. Ещё в 1705 году предприимчивыйпосадский человек из Кадашевской слободы Киприянов добился разрешения вести ши-рокую книжную торговлю и для этой цели построил двухэтажное здание на Краснойплощади под названием "Библиотека". Особым признанием москвичей пользовалисьпроизведения Ломоносова, Фонвизина, Державина и Карамзина. Это были торжествен-ные оды, речи по сулчаю побед русского оружия и по поводу других событий; коме-дии Сумарохова, отражающие быт и нравы Москвы. Москва принесла литературную сла-ву Карамзину. Его повесть "Бедная Лиза" имела огромный успех. Прочно вошёл в московскую жизнь 18 века театр. В 1702 году на Красной пло-щади у Никольских ворот Кремля был открыт первый в России общедоступный театр"Комедийная Хоровина". Чтобы привлечь зрителей, их освобождали от уплаты пошли-ны. Билеты были платными, репертуар состоял из переводных пьес на библейские иисторические сюжеты. Представления давали по понедельникам и четвергам. Сначалав театре играли иностранные актёры, но в 1704 году русская труппа показала спек-такль на русском языке. Один за другим возникали частные театры, содержателямикоторых были разночинцы и иностранцы. Крупнейшие аристократы, такие как Шере-метьевы, Юсуповы, открывали домашние театры, где играли крепостные актёры. В1780 году был открыт театр на Петровке, где шли оперные и драматические спектак-ли, балеты.
3)Из уникальных произведений литейного искусства 18 века нельзя обойти вни-манием царь-колокол, сохранившийся до наших дней. Он был украшен рельефнымиизображениями и надписями. Создавал колокол российский мастер Иван Моторин с сы-ном Михаилом. Гигантский колокол был создан в 1735 году, а художественная обра-ботка его поверхности продолжалась до первой половины 1737 года. В мае 1737 годав Кремле возник пожар огромной силы, а возле царь-колокола вспыхнули деревянныепостройки. Опасаясь, что огромный колокол расплавится, люди поливали его водой,но это кроме вреда ничего не дало. Вода, попавшая на раскалённый металл, вызвалаего резкое охлаждение, в металле возникли трещины, в результате чего откололсякусок весом в 11,5 тонн.