Рефетека.ру / Журналистика

Доклад: Русская журналистика второй половины XVIII века

Оглавление


Введение

Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов?

"Всякая всячина" и ее "внуки"

Журналистская деятельность Н.И. Новикова и его журналы "Трутень" и "Живописец"

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Начиная с XVIII века и вплоть до появления глобальной сети Интернет и телевизоров, печать играла громадную роль в развитии культуры и национального самосознания нашей страны. Признаться, и сейчас газеты и журналы не перестают быть востребованными обществом, хотя их роль и уходит на второй план.

Что уж говорить о XVIII веке, когда за отсутствием компьютеров и радио, роль "катализатора" общественного мнения ложилась именно на газеты и журналы. Они выражали взгляды и мысли людей того времени, делали обзор политической, экономической и социальной жизни страны.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть историю возникновения журналов в России.

В начале XVIII века возникает первая печатная газета в России – "Ведомости Московского государства". Однако еще до появления "Ведомостей" существовали своеобразные рукописные газеты, так называемые "Вести", "Вестовые письма", которые появились во втором десятилетии XVII века. Московскому правительству становится необходимой более или менее точная, подробная и регулярная информация о текущих политических событиях за рубежом. Именно это и послужило толчком к созданию "Ведомостей". Немного позже газета возникает уже в печатном варианте. Период со вступления Екатерины I на российский престол и до начала 1760-х годов характеризуется возникновением так называемой академической журналистики. Появляются периодические издания, связанные с Академией Наук, а также с Московским университетом; и частная журналистика. Далее выделяют сатирические журналы 1769 - 1774 гг., именно их мы и рассмотрим подробнее в нашем докладе. Однако журналистика XVIII века на этом не заканчивается, в последнюю четверть того века возникло свыше 80 (!) новых периодических изданий. Это и правительственные журналы ("Санкт-Петербургский вестник", "Зеркало света"), и сатирика ("Что-нибудь", "От всего помаленьку"), и издания радикально настроенных групп ("Беседующий гражданин"), и даже масонские журналы ("Утренний свет", "Вечерняя заря").

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.

Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране. Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл "просветительских" мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала "Всякая всячина", 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии "оппозиционных" журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

Целью данной работы является краткий анализ сатирической публицистики 1769 – 1774 годов. Задачи: попытаться объяснить причины возникновения сатирических журналов именно в период правления Екатерины II; проследить за полемикой императрицы и ее оппонентов; выявить общественно – политические позиции дворян того времени; а также охарактеризовать значение журналистской деятельности Николая Ивановича Новикова.

Существует достаточное количество источников по данной проблеме, и, прежде всего, сами журналы. Номера наиболее крупных и знаменательных изданий, можно найти, например, в библиотеках. Также есть специальные сборники данных текстов, где представлены наиболее значимые отрывки оригиналов (например, хрестоматия В.А. Западова под заглавием "Русская литература XVIII века, 1770-1775", 1979 года издания). Значительно меньшей достоверностью обладают различные литературные источники XVIII века – воспоминания, записки, дневники, - в которых иногда встречаются сведения о сатирической журналистике того времени. Иногда даже современники делают ошибки и сообщают заведомо неточные сведения. Все это заставляет относиться с большой осторожностью к показаниям авторов мемуаров, а иногда и к архивным документам.

Данная тема изучалась достаточно подробно и полно, а интерес к ней поддерживался на протяжении практически двух столетий, начиная с XIX века. Замечательный исследователь народного творчества, историк литературы и фольклора, Александр Николаевич Афанасьев написал монографию "Русские сатирические журналы 1769-1774 годов", которая и сейчас остается едва ли не лучшей по истории журналистики XVIII века. Эта работа вышла в 1859 году, то есть спустя примерно сто лет после возникновения сатирической публицистики. Нельзя сказать, что Александр Николаевич был современником того времени, но, тем не менее, сто лет - это сравнительно небольшой период для истории России. Это примерно два поколения, так что, вполне возможно, Афанасьев имел возможность общаться с людьми, жившими во второй половине XVIII века.

Тем не менее, в XX веке была создана довольно обширная литература по данному вопросу. В отличие от работы Афанасьева и других историков XIX века, достаточно осторожно подходивших к анализу журналистской деятельности Екатерины Великой и ее "противников", исследователи XX столетия более полно раскрывали истинные причины начинаний императрицы, одновременно показывая реальную действительность общественной жизни того времени. Эта возможность объясняется падением самодержавия, которое автоматически "развязало руки" историкам. Список таких работ достаточно объемен, приведем здесь наиболее известные и авторитетные. Это, конечно же, фундаментальный труд Павла Наумовича Беркова, известного русского литературоведа, библиографа, книговеда, источниковеда, видного специалиста в области русской литературы XVIII века, под названием "История русской журналистики XVIII века". Также хотелось бы сказать о великолепной работе Георгия Пантелеймоновича Макогоненко "Николай Новиков и русское просвещение XVIII века". Эти исследования написаны в одно и то же время, однако, как видно из названия, содержание у них значительно разнится. Павел Наумович отдавал предпочтение журналам XVIII века как таковым, в то время как Георгий Пантелеймонович исследовал влияние разносторонней деятельности Н.И. Новикова на общественную жизнь страны.

Современные исследователи также не обходят этот период развития русской журналистики стороной. На сегодняшний день существует масса публикаций (изданных на рубеже тысячелетий) по данной теме, однако в большинстве своем это обобщения материала более ранних трудов; а также повторный анализ источников, пока что не дающий принципиально нового, отличного от уже существующих мнений, взгляда на сатирическую журналистику того времени.

Доклад состоит из трех глав. В первой мы хотели показать положение вещей в Российской империи во второй половине XVIII века, охарактеризовать культуру того времени, ее развитие. Также именно в этой главе хотелось бы определить основные причины возникновения сатирических журналов того времени. Ведь политическая игра императрицы повлияла на практически одновременное появление целой плеяды сатирических журналов. "В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименований событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием. Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно".

Вторая глава посвящена правительственному журналу под названием "Всякая всячина" и последовавшим за ним другим изданиям. И хотя их создатели преследовали совершенно разные цели, тем не менее мы считаем нужным объединить их в одну главу, так как толчком для возникновения этих журналов послужило все-таки появление "Всякой всячины" и призыв императрицы последовать ее примеру. Мы посмотрим, удалась ли затея Екатерины II, а также к каким последствиям привела деятельность этих журналов.

Однако журналистскую деятельность Николая Ивановича Новикова мы поместили в отдельную главу (третью). На наш взгляд, журналы "Живописец", "Трутень" и др. нецелесообразно рассматривать вместе со "Всякой всячиной", так как эти журналы были, если можно так выразиться, соперниками, оппонентами в своем деле, имея совершенно разные понятия даже самого слова "сатира". И за свои взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью.


Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов?


Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот период с Просвещением, другие называют его временем Екатерины II - всероссийской императрицы, правительницы недюжинных способностей, воли и трудолюбия, многое сделавшей для развития дворянской культуры в России.

Все это заставляет нас обратиться к вопросу периодизации русской культуры. Ученые давно уже обратили внимание на то, что многие явления культуры весьма протяженны во времени. Возникая в одном периоде, они могут сохраняться совсем в другое время и заканчиваться в иной эпохе. Известно, что разным историческим этапам в развитии общества соответствуют и определенные этапы в развитии культуры.

Что касается XVIII века, то в истории России в первую очередь выделяется первая треть XVIII века, время, называемое "петровскими преобразованиями". Именно в этот период произошел коренной переворот в жизни людей, отмеченный ломкой старых устоявшихся средневековых традиций и появлением новых черт, обозначивших переход России в новый период ее истории.

Сложен и противоречив следующий этап в развитии русской культуры, падающий на 30-е – 60-е гг. XVIII века. Он начинается с деятельности В.Н. Татищева, Д.М. Голицина и Ф. Прокопича, а заканчивается Манифестом о вольности дворянства, созданием Вольного экономического общества, работой Уложенной комиссии. "В эти десятилетия в обществе продолжается активная борьба за развитие образования и просвещения, идет обсуждение прав крестьянина на землю и свободный труд, ищутся пути к исправлению жизни через нравственное совершенствование" 1

Последнюю треть XVIII века чаще всего связывают с развитием просветительства в России. Именно в эти годы оно стало ведущим направлением общественной мысли и общественного движения. Поэтому XVIII век часто называют "веком Просвещения".


________

1. Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. Сб. ст. / Под ред. Пушкарева Л.Н., стр.4.


Просвещение, широкое идейное течение, связанное с борьбой буржуазии против феодализма, зародилось почти одновременно в разных странах Европы. В России оно имело ряд своих особенностей. Во-первых, это острое и широкое обсуждение крестьянского вопроса – и в общественной мысли, и в правительственных кругах. При этом одни из просветителей сохраняли веру в возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости с помощью царской власти (с помощью реформ), другая же часть считала необходимой революцию. Но и те, и другие остро и нелицеприятно осуждали помещичий произвол и то удручающее состояние, в котором находились крестьяне. Во-вторых, общественная активность просветителей, побуждающая их сделать все для того, чтобы изменить мир к лучшему. Движимые чувством гражданственности, любви к Отечеству, они развернули широчайшую общественную деятельность по пропаганде своих взглядов. Так, крупнейший журналист и издатель того времени Н.И. Новиков выпустил в своей типографии более тысячи названий книг. Он издавал журналы, выступал как драматург, писатель, критик. Своеобразие русского Просвещения было также и в том, что вокруг императрицы сложилась мощная когорта видных государственных и военных деятелей, отстаивавших незыблемость самодержавно-крепостнического строя. Свои мысли они пропагандировали в манифестах, в сенатских указах, на страницах книг и журналов, с театральных сцен. Под мнимо-просветительской оболочкой скрывалось откровенное крепостничество. Стремление Екатерины показать свою "прогрессивность" и этим снискать поддержку "либеральной" части дворянства было продиктовано не только и не столько личной заинтересованностью во власти, сколько, главным образом, тем, что к этому времени крепостные крестьяне стали все резче и резче проявлять свое недовольство по поводу усиливавшихся произвола и гнета помещиков.

Однако за несколько месяцев до Великой французской революции заигрывание с просветителями прекратилось. У Новикова отобрали типографию, Радищева сослали в Сибирь, Я.Б. Княжнин был брошен в тюрьму. Свирепствовала цензура. Просвещение ограничивалось обучением простой грамоте.

В то же время в феодально-крепостническом укладе России обозначается рост капитализма. Все отчетливее выявляется низкая производительность труда крепостных крестьян. Но правящие классы вовсе не предлагают ликвидировать крепостное право, составляющее опору их существования. Наоборот, они усиливают нажим на крепостных, расширяют барщину, увеличивают оброки. "Заводские" и "фабричные" крестьяне также испытывают усиливающийся натиск предпринимателей.

Недовольство народа растет. Непосильный труд вызывает ропот и возмущение голодных людей. Все чаще возникают попытки отпора угнетателям. Правительство, со своей стороны, безмерно усиливало власть помещиков и заводовладельцев. "Екатерина Вторая указом 3 июля 1762 года повелевала крестьянам находиться в беспрекословном подчинении помещикам" 1. Им была дана власть над жизнью и смертью миллионов людей. В 1765 году помещики получили право самолично отправлять крепостных на каторжные работы. Указом того же года крестьянам запрещалось подавать жалобы на своих господ представителям государственной власти и, в частности, самой императрице. Нужно было покоряться и терпеть.

В этой обстановке с конца 50-х – начала 60-х годов XVIII века в России происходит оформление первых антидворянских течений в литературе и публицистике. "Вольномыслие" Екатерины II, ее заигрывание с передовыми философами Западной Европы имело откровенно показной характер. Никто лучше самой Екатерины не сумел определить смысл ее просветительства как преднамеренную, обдуманную тактику лжи и обмана, тактику монарха, живущего в новых исторических условиях, условиях века Просвещения. Впрочем, скоро просветительская деятельность Екатерины заканчивается, уступив место неприкрытой реакции. Тем не менее, в среде дворянской интеллигенции увлечение прогрессивными мыслителями Франции не прошло бесследно. Из этих людей вскоре, во второй половине XVIII века, вырос ряд писателей, публицистов и издателей, шедших по пути создания радикальной демократической идеологии.


___________

1. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года. – М., 2007, стр. 317.


Неверно было бы требовать от них открытых высказываний против самодержавия и крепостного права, но важен сам факт появления альтернативных взглядов на существовавшую в то время ситуацию внутри страны.

Общественное настроение в России 60-х годов требовало выхода, и Екатерина II попыталась установить порядок, создать видимость, что положение дел в стране может быть предано гласному обсуждению. Манифестом 16 декабря 1766 года она объявила созыв Комиссии по составлению Нового уложения (свода российских законов) 1. Комиссия имела целью, как объявлялось об этом, упорядочить русские законы, которые не пересматривались с 1649 года. Однако крепостное крестьянство (а оно составляло свыше половины всего населения России) там представлено не было, депутатов не выбирало. Фактически никаких решений Комиссия самостоятельно выносить не могла. Создавая ее, Екатерина прежде всего стремилась произвести эффект среди общественных кругов Западной Европы, создать впечатление о себе, как о либеральной государыне.

Несмотря на крайне стесненную обстановку заседаний, депутаты не могли не коснуться острейших и злободневных вопросов положения русского крестьянства. Эти довольно жаркие споры и обсуждения показали царскому двору, что дальнейшая "игра с либерализмом" может стать опасной. Под предлогом начавшейся в 1768 году войны с Турцией императрица приказала заседания отменить, но это не прошло бесследно. Именно в Комиссии впервые было заявлено о бедственном положении крестьян и раздались требования ограничения власти помещиков.

"Однако прекращение деятельности Комиссии вызвало еще более оживленные толки, чем ее деятельность. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска столь широко разрекламированной Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики" 1.


___________

1. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года. – М., 2007, стр. 326.


Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он "Всякая всячина". Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Хотя в следующем году они практически не продолжаются, но все же до 1774 г. тянется цепь таких изданий.


__________

1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII., М. -Л, АН СССР, 1952, стр. 161.

"Всякая всячина" и ее "внуки"


Первый журнал, "Всякая всячина", на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример "Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал "Смесь".

Возникали журналы в следующем порядке. "Всякая всячина", как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал "И то и сё", в феврале возник "Ни то ни сио". В апреле появилась "Смесь", в мае – "Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с "Адской почтой". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт – число читателей "Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж "Трутня", главного оппонента "Всякой всячины", возрастал.

Большинство журналов закончилось в 1769 году. В 1770 г. свои выпуски продолжили только "Трутень" и "Всякая всячина".

О чем же заговорили новые журналы, что составляло предмет их интересов, по каким вопросам проходили споры между ними?

Речь шла прежде всего о том, что должно быть объектом журнальной сатиры и в каких пределах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях. Так, "Всякая всячина" объявила, что она стоит за сатиру в "улыбательном духе", которая выступает против людских пороков вообще, не целя ни в кого персонально. "1) Никогда не называть слабости пороком.2) Хранить во всех случаях человеколюбие.3) Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было" 1. Императрица не хотела терпеть никакой критики. Все, что было заведено ею в стране, она считала замечательным, совершенным по мысли и по исполнению и не желала слушать ничьих советов.


___________

1. Западов В.А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1979, с. 355.


Малейшие критические замечания в адрес правительственных учреждений кажутся "злостными" и "опасными" журналу Екатерины, и он спешит их опровергать.

Решительно отводит "Всякая всячина", например, жалобы на чиновников – подьячих, на которых часто жаловались русские писатели и журналисты. Их нужно "не искушать", а для этого…вовсе к ним не обращаться: "не обижайте никого; кто же вас обижает, с тем полюбовно мириться без подьячих, сдерживайте слово, и избегайте всякого рода хлопот" 1. О том, чтобы исправить юридический аппарат, журнал императрицы вовсе не думал. Недостатки режима в журнале либо отрицались, либо замалчивались. Зато, каким благородным негодованием загорался журнальный автор, выступая с критикой некоторых фактов! "Многие девушки чулков не вытягивают, а когда сядут, тогда ногу на ногу кладут; через что подымают юбку так высоко, что я сие приметить мог, а иногда и более сего"2 Можно подумать, что от плохо натянутых чулок происходят все беды России!

Помимо Екатерины II в журнале участвовали Г.В. Козицкий, И.П. Елагин, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков и др.

Второй по времени возникновения журнал "И то и сё" издавал Михаил Дмитриевич Чулков. Мировоззрение журнала политически неотчетливо; он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Этот журнал стоял в стороне от политики и не касался наболевших общественных проблем. В часности, "И то и сио" совсем не затрагивает вопросов политического характера, столь резко ставившихся в журналах Новикова.

Уже в первом листе своего журнала Чулков делает, хоть и не особенно резкий, выпад против "Всякой всячины", раздававшей бесплатно вступительный номер. Издатель вообще считал, что только дурак может признать "Всякую всячину" достойной почтения 1.


___________

1. Западов В.А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1979, с. 356.

2. Всякая всячина. СПб, 1769, стр. 156.


Тем не менее, в споре между "Трутнем" (журналом Н.И. Новикова) и "Всякой всячиной" Чулков поддерживает "бабушку". Издателя "Трутня" же он считает "неприятелем всего рода человеческого", который любит "других поносить". Нисколько не благосклоннее отнесся Чулков и к "Адской почте" (издатель Ф. Эмин), говоря, что автор ее пишет то, что "с благопристойностью не сходно".

Ежемесячный журнал Федора Эмина "Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым" издавался с июля по декабрь 1769 г. Писатель, переводчик Ф. Эмин был автором практически всех материалов журнала. Несмотря на однообразие формы (переписка двух бесов), журнал был интересен и популярен, чему способствовал сатирический дар автора. Название своего журнала издатель объясняет в первой своей статье "К читателю".

Ф. Эмин был сторонником резкой сатиры на нравы и лица, не смущаясь ни высоким их положением, ни принадлежностью к духовному сану. Именно в "Адской почте" были сказаны следующие слова, обращенные едва ли не к самой императрице: "…придет время, в которое будешь подобен безобразному лицу белилами и румянами некстати украшивающемуся. Знай, что от всеснедающего времени ничто укрыться не может. Когда твои политические белила и румяна сойдут, тогда настоящее бытие твоих мыслей всем видным сделается"2. На такую резкость не осмеливался и Н.И. Новиков. Недаром издателю вполне реально угрожали расправой и изгнанием, на что он, опять же открыто, отвечал: "Думайте, что хотите, уверьте себя, что важность вашей персоны произвела во мне робость. <…> Я вам в последний раз так смело скажу, что робости в моем сложении нет, ласкательствовать не умею. <…> Для меня лучше за городом, хотя и в бедности, ходить, нежели в городе ползать, а часто и у таких ног, которые по свету ходить недостойны" 1.


___________

1. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII., М. -Л, АН СССР, 1952, стр. 231.

2. История российской журналистики. XVIII век: Хрестоматия: В 2 ч. / Авт. – сост. Алтунян А.Г. – М.: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2002. Ч.2: 2002, стр. 15.


К темам обычным для сатирических журналов Эмин прибавил две. Первая – сатира на духовенство, в особенности на монахов. Этим нововведением публицист нажил себе немало влиятельных врагов. Среди мишеней его сатиры, в частности, были иезуиты, само имя которых к тому времени стало нарицательным. Вторая тема – политическая сатира на положение в различных европейских странах. Эмин был не только смелым моралистом, в своих сатирах он показывал незаурядное мастерство публициста, а в статьях о европейской политике – близкое знакомство с теми странами и народами, о которых писал, что отличает его от многих других обличителей французов, англичан и немцев.

Особо замечательны два его материала – ответы корреспондентам "Всякой всячины" Добросоветову и Правдолюбову. Автор здесь как бы отбрасывает разработанные стилистические приемы, намеки и говорит прямо. О художественных достоинствах этой прямой речи, защищающей право сатирика изобличать порок, можно спорить, но публицистическая ее сила несомненна даже сегодня.

Еженедельный журнал "Смесь" выходил с апреля до конца 1769 г. Кто был его редактором, точно неизвестно. Некоторые исследователи считали, что это был Федор Эмин. Однако Н.И. Новиков, хорошо знавший писателя, в биографии Эмина, составленной для "Опыта исторического словаря", не упоминает этого издания. Проф.П.Н. Берков полагал, что издателем мог быть переводчик Л.И. Сичкарев. Другие исследователи называют двух соиздателей: Новикова и Эмина.

Журнал интересен тем, что в нем много материалов, посвященных выяснению отношений между разными сатирическими изданиями. Здесь печатаются несколько писем с критикой "Всякой всячины" (иногда довольно грубой), здесь же находят место письма читателей в редакции других журналов, по каким-то соображениям не опубликованные в них. "Смесь" печатает ответы на вопросы Правдолюбова, заданные им "Всякой всячине".


_________

1. История российской журналистики. XVIII век: Хрестоматия: В 2 ч. / Авт. – сост. Алтунян А.Г. – М.: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2002, стр. 23.


Журналистская деятельность Н.И. Новикова и его журналы "Трутень" и "Живописец"


В мае 1769 г. начинает выходить журнал "Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный "Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем "Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в. Он родился в дворянской семье среднего достатка. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее "за леность и нехождение в классы". После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767 - 1768 гг. состоял одним из секретарей Комиссии по составлению нового Уложения. Эпиграфом к своему журналу "Трутень" Новиков взял стих из притчи Сумарокова "Жуки и Пчелы": "Они работают, а вы их труд ядите".

В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной "сему изданию". Поэтому-то, признавался журналист, "я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием "Трутня", что согласно с моим пороком и намерением, ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы... " 1.

Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция "Трутня" раздражала издателей "Всякой всячины" и вызвала на страницах журнала острые споры.


___________

1. Новиков Н.И. Избранные сочинения. – М. -Л, 1951, стр. 4.


Полемика между "Всякой всячиной" и "Трутнем" велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла.

"Всякая всячина", напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей.

Второй вопрос касался характера сатиры, т.е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии.

Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. Резкие выпады "Трутня" против них явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок.

В журнале "Всякая всячина" было помещено письмо некоего Афиногена Перочинова. Аттестуя себя как доброго и снисходительного человека, этот вымышленный корреспондент заканчивал письмо перечнем основных правил, которыми должен руководствоваться писатель-сатирик: "1) Никогда не называть слабости пороком.2) Хранить во всех случаях человеколюбие.3) Не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того 4) Просить бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения" 1. Легко заметить, что в письме Афиногена Перочинова содержалось иное, чем в "Трутне", понимание сатиры и ее задач. Слово "порок" заменялось снисходительным словом "слабость". Вместо четко очерченных персонажей новиковской сатиры - дворяне, "подьячие" - в письме Афиногена Перочинова фигурирует расплывчатое понятие "люди". Сатира из области социальной переводилась в план общечеловеческого морализирования.


__________

1. Новиков Н.И. Избранные сочинения. – М. -Л, 1951, стр. 35.

Екатерина II не смогла скрыть своего раздражения независимой позицией "Трутня". В конце письма сделана приписка, в которой слышится властный окрик не терпящей возражений разгневанной императрицы: "Я хочу... предложить пятое правило, а именно, чтобы впредь о том никому не рассуждать, чего кто не смыслит"

Угроза Екатерины не испугала Новикова. Он смело принимает вызов и отвечает Афиногену Перочинову письмом Правдолюба (псевдоним самого Новикова). Правдолюб подвергает тщательному разбору доводы своего противника и убедительно раскрывает его уклончивую, беспринципную позицию. "Господин "Трутень! ", - пишет он. - Второй ваш листок написан не по правилам вашей прабабки... Я сам того мнения, что слабости человеческие сожаления достойны, однако ж не похвал, и никогда того не подумаю, чтоб на сей раз не покривила своею мыслию и душою госпожа ваша прабабка, дав знать... что похвальнее снисходить порокам, нежели исправлять оные. Многие слабой совести люди никогда не упоминают имя порока, не прибавив к оному человеколюбия... Следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан, но таких людей человеколюбие приличнее назвать пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, который оным снисходит или (сказать по-русски) потакает" 1.

Правдолюбов раскрывает в своем ответе двойственную, лицемерную политику Екатерины II, которая, выступив с сатирическим журналом, не справилась с поставленной перед собой задачей и фактически отказалась от борьбы с общественным злом.

Смелое поведение Новикова окончательно вывело Екатерину из себя. На статью Правдолюбова она ответила короткой репликой, которая начиналась словами: "На ругательства, напечатанные в "Трутне", мы ответствовать не хотим, уничтожая оные... " Слово "уничтожая" Екатерина употребила в смысле "пренебрегая", "презирая". Она явно хотела закончить невыгодный для нее диспут.

___________

1. Новиков Н.И. Избранные сочинения. – М. -Л, 1951, стр. 35-36.


Но в ответ на ее выпад последовало еще более резкое и пространное письмо Правдолюбова. Полемика разгоралась, и потушить ее Екатерине не удалось.

В своем ответном письме Правдолюбов не только парирует доводы Екатерины, но наносит ей лично болезненные для самолюбия удары. Обыгрывается немецкое происхождение Екатерины и плохое знание русского языка. Императрица не всегда была в ладах с русской грамматикой, и ее сочинения исправляли секретари. Конечно, Новиков делает вид, что он полемизирует с журналом, с равным себе собратом, но удары его направлены против тайного вдохновителя "Всякой всячины", против императрицы.

Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти.

Новиков не оставляет без внимания и еще одно неудачное выражение Екатерины II, допущенное во второй ее полемической статье: "Госпожа "Всякая всячина" написала, что пятый лист "Трутня" уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное; а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи "Всякой всячины" довольно было бы написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сих же листков множество носится по рукам; итак, их всех ей уничтожить не можно"

В высшей степени показательно, что оба журнала по поводу возникшего между ними спора обращаются к "публике". Выразителями общественного мнения стали другие сатирические журналы - "Адская почта" и "Смесь", которые встали на сторону "Трутня". Вдохновленный поддержкой, Новиков продолжает свои критические выступления. Он высмеивает увлечение русских помещиков иностранными модами, их непомерное чванство и высокомерие, раскрывает взяточничество и произвол "подьячих". Наибольшей остротой и смелостью отличались статьи, адресованные дворянам-крепостникам - Змеяну, Безрассуду и т.п. Но вершиной обличительной литературы в "Трутне" стали "копии с отписок", т.е. копии с переписки между барином и крестьянами.

Потерпев поражение в полемике с "Трутнем", Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь "Всякая всячина" под новым названием "Барышок всякой всячины" и "Трутень". Но существование "Трутня" было оплачено Новиковым дорогой ценой. На это намекает новый эпиграф к журналу, взятый из притчи Сумарокова "Сатир и Гнусные люди": "Опасно наставленье строго, // Где зверства и безумства много". Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде "Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала: "Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь" 1

Однако Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию "О время! ", в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался "Живописец". В первом же номере издатель помещает обращение к "неизвестному" сочинителю комедии "О время! " и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в "Живописец" что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю "Живописца" благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала.


__________

Новиков Н.И. Избранные сочинения. – М. -Л, 1951, стр. 64.


Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в "Трутне" копиями "с отписок". В пятом листе "Живописца" он публикует знаменитый "Отрывок путешествия в *** И *** Т ***" - главу из дорожных записок неизвестного автора. Начинается "Отрывок" горестным признанием бедственного положения крестьян во всех деревнях, через которые пришлось проезжать путешественнику. "По выезде моем из сего города я останавливался во всяком почти селе и деревне, ибо все они равно любопытство мое к себе привлекали, но в три дни сего путешествия ничего не нашел я, похвалы достойного. Бедность и рабство повсюду встречалися со мною во образе крестьян... Не пропускал я ни одного селения, чтобы не расспрашивать о причинах бедности крестьянской. И слушая их ответы, к великому огорчению, всегда находил, что помещики их сами тому были виною"1.

Далее приводится описание одной из деревень, носящей название Разоренной, расположенной "на самом низком и болотном месте". Вследствие этого улица в ней "покрыта грязью, тиной и всякою нечистотою...". Путешественник обращает внимание на безлюдье в деревне и узнает, что все взрослое население было на барщине. Изнемогая от зноя (день был жаркий), путешественник заходит в избу, где увидел трех младенцев, оставленных в своих "лукошках" "без всякого призрения". У одного из них упал "сосок с молоком", другой повернулся лицом к "подушонке", "набитой соломою", и мог бы задохнуться, третий - "был распеленан", и "множество мух"... "немилосердно мучили сего ребенка". Оказав помощь каждому из младенцев, путешественник поспешил выйти во двор, спасаясь от "заразительного духа", "нечистоты" и множества мух в избе.


__________

1. Сатирические журналы Н.И. Новикова. М.; Л., 1951, стр. 295.


Кучер привел к коляске нескольких крестьянских детей. "Они все были босиком, с раскрытыми грудями и в одних рубашках и столь были дики и застращены именем барина, что боялись подойти... " "Вот, - добавляет путешественник, - плоды жестокости и страха, о вы, худые и жестокосердые господа! вы дожили до того несчастия, что подобные вам человеки боятся вас, как диких зверей" 1. "Извозчику" удалось с большим трудом подвести одного из детей к коляске путешественника, который дал трясущемуся от страха ребенку несколько монет. "Мальчик оставил страх... поклонился в ноги, и, оборотясь, кричал другим: ступайте сюда, робята, это не наш барин, этот барин добрый, он дает деньги и не дерется! Робятишки тотчас все ко мне прибежали, - продолжает путешественник, - я дал каждому по нескольку денег и по пирожку, которые со мною были. Они все кричали: у меня деньги! у меня пирог! " 2

Вопрос об авторе "Отрывка" стал предметом многолетних разысканий и дискуссий, в ходе которых определились две точки зрения.

Одна группа исследователей, в том числе Г.П. Макогоненко, называет его автором самого Н.И. Новикова, а инициалы И.Т. расшифровывает как "издатель „Трутня"". Вторая - В.П. Семенников, П.Н. Берков, Д.С. Бабкин и др. - полагает, что "Отрывок" принадлежит А, Н. Радищеву.

Новиков, порицая жестоких и алчных крепостников, противопоставлял им добрых, гуманных дворян, у которых крестьяне "наслаждаются вожделенным спокойствием". Автор "Отрывка" занимает другую позицию.

За все время пути путешественник встречает в деревнях и селах только "бедность" и "рабство". Правда, он надеется увидеть деревню Благополучную, о которой ему много "доброго" "насказал" один из крестьян.


___________

1. Сатирические журналы Н.И. Новикова. М.; Л., 1951, стр. 297.

2. Сатирические журналы Н.И. Новикова. М.; Л., 1951, стр. 297.


Однако описания такой деревни так и не последовало, что дает основание видеть в этом намек на отсутствие в действительности "благополучных" деревень.

Новиков понимал, что публикация "Отрывка" ставит под угрозу существование его журнала, и поэтому поспешил еще раз заручиться поддержкой высшей власти. "Сие сатирическое сочинение... - писал он по поводу первой части "Отрывка", - получил я от г.И.Т... . Если бы это было в то время, когда умы наши и сердца заражены были французскою нациею, то не осмелился бы я читателя моего попотчевать с того блюда, потому что оно приготовлено очень солоно и для нежных вкусов благородных невежд горьковато. Но ныне премудрость, сидящая на престоле, истину покровительствует во всех деяниях. Итак, я надеюсь, что сие сочиненьице заслужит внимание людей, истину любящих" 1.

Появление на страницах "Живописца" "Отрывка путешествия в*** И*** Т***" вызвало среди крепостников волну возмущения.

Окончание "Отрывка путешествия..." было помещено в 14-м листе первой части "Живописца".

Журнал "Живописец" просуществовал еще меньше, чем "Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет,1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.


___________

1. Сатирические журналы Н.И. Новикова. М.; Л., 1951, стр. 298.


Заключение


Сатирическая журналистика 1769-1774 гг. полна движения, борьбы, резкости, столкновений, нападок, дерзких намеков; полна жизни, и, конечно, это придает ей особый характер.

Сатирические журналы XVIII века, призванные Екатериной быть поддержкой и защитой ее правлению и государственной деятельности, обратились в оружие против самодержавия, против его власти и влияния. Они развивались, росли, и, самое главное, влияли на общественное мнение.

Русская журналистика того времени(в том числе и сатира) не только расширяла умственный кругозор своих читателей, но и воспитывала в них гражданские чувства, формировала патриотическое сознание, поднимала злободневные вопросы, ответы на которые, к сожалению, государство не давало, предпочитая закрывать глаза на происходящее вокруг.

Издатели журналов, которые осмелились возразить Екатерине, достойны уважения. Идти против царской власти в те времена считалось невозможным, неповиновение каралось смертью. И, тем не менее, эти люди ставили интересы государства гораздо выше, чем свои собственные жизни.


Список использованных источников и литературы


Источники:

1. Сатирические журналы Н.И. Новикова. М.; Л., 1951

2. Западов В.А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1979.

3. Новиков Н.И. Избранные сочинения. – М. -Л, 1951.

4. Адская почта, или переписка хромого беса с кривым / Издатель Ф.А. Эмин. СПб, 1769

5. И то и сё / Издатель М.Д. Чулков. СПб, 1769

Литература:

8. XVIII век. Сборник [статей и материалов]. Сб. II.Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. - АН СССР, Инст. русс. лит. (Пушкинский дом). – М. -Л., 1976.

9. История отечественной журналистики. XVIII - XIX вв.: Учеб. - метод. пособие / Т.Г. Лонгвинова, А.А. Александрова, Е.Г. Смирнова, 2000.

10. История российской журналистики. XVIII век: Хрестоматия: В 2 ч. / Авт. – сост. Алтунян А.Г. – М.: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2002. Ч.2: 2002.

11. Русская культура последней трети XVIII века – времени Екатерины Второй. Сб. ст. / Под ред. Пушкарева Л.Н. – М., 1997.

11. Афанасьев А.Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов. / Эпизод из истории русской литературы прошлого века.М., 1859.

12. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII., М. -Л, АН СССР, 1952. -

13. Западов А.В. Русская журналистика 1769-1774 годов. Лекция.М., Изд-во Моск. ун-та, 1959.

14. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века.М. -Л., Гослитиздат, 1952.

Справочные и информационные издания:

15. Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник / Под ред.А.Г. Дементьева, А.В. Западова, М.С. Черепахова; Авт. -сост. Н.В. Баранская, Н.С. Булгакова, Т.Г. Динесман, Б.Н. Касабова, М.И. Кострова, Г.Г. Курочкина, А.Д. Левин, Е.Е. Миропольская, А.П. Светлов, Н.А. Сверчков, Н.В. Сендык, Е.П. Прохоров, С.Г. Рудич, М.С. Черепахов, Е.М. Фингерит. - М.: Гос. изд-во полит. лит., 1959.


Похожие работы:

  1. • Санкт-Петербург второй половины XVIII века ...
  2. • Русская живопись второй половины XVIII века
  3. • Норма, образец в русской культуре второй половины XVIII века
  4. • Русское искусство второй половины XVIII века
  5. • Экономика России во второй половине XVIII века: расцвет или ...
  6. •  ... науки во второй половине XVIII века. С.Е. Десницкий
  7. • Золотой век" Екатерины II. Россия во II половине ...
  8. • Внешняя политика России второй половины XVIII века
  9. • Искусство России ХVIII века
  10. • Культура России во второй половине 18 века
  11. • Социально-экономическое развитие России
  12. • Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века
  13. • Иконография Екатерины II
  14. • Русская архитектура второй половины XIX века
  15. • История русской драматургии первой половины XVIII века
  16. • Войны Речи Посполитой второй половины XVII-первой ...
  17. • Культура России во второй половине XIX века
  18. • Ораторская проза середины XVIII века как предмет ...
  19. • Книжное дело России второй половины XIX века
Рефетека ру refoteka@gmail.com