ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства (в 1987 г. - 12. 1%), является главным экспортёром товаров и услуг (в 1987 г. - 13. 6%, США - 11. 6%). В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.
Государственные финансы и кредитно-денежная система являются важнейшими элементами сферы обращения экономики капиталистических стран.
Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджеты местных органов власти; специальные фонды, примыкающие к бюджетам; финансовые ресурсы государственных предприятий. Бюджетное перераспределение финансовых ресурсов является важным инструментом влияния государства на формирование всей структуры финансовых потоков в экономике.
Доля в валовом внутреннем продукте ФРГ расходов государственного бюджета, местных бюджетов и специальных правительственных фондов в 1970 г. составляла 37. 6%, в 1980 г. эта цифра равнялась 46. 1%, в 1984 - 48%, в 1987г. - 48. 3%, т. е. шел ускоренный рост доли государственных расходов к валовому внутреннему продукту.
В 80-е годы правительство ФРГ в качестве своей задачи провозгласило стремление к снижению уровня государственного в экономику. Был проведен пересмотр структуры расходов и налогов. При этом были урезаны расходы на социальные программы и увеличены расходы на военные нужды.
Удельный вес прямых затрат правительства на военные нужды в общей величине государственных бюджетных расходов в ФРГ в 1986 г. составил 19. 2%.
Расходы бюджета на социальное обеспечение населения осуществляется в рамках как программ социального страхования, так и социального вспомоществования.
По первому виду программ средства формируются за счёт целевых налогов - социальных взносов, выплачиваемых лицами наёмного труда и работодателями. Таким образом, в рамках бюджета формируются специальные фонды социального страхования. За их счёт финансируются выплата пенсий по старости, медицинское страхование, пособие по безработице.
Социальное вспомоществование представляет собой программы помощи малоимущим слоям населения. Они финансируются за счёт общего объёма налогов.
Основным видом дохода государственного бюджета являются налоги (до 90%). Усилилось обложение как косвенными, так и прямыми налогами. В последние годы приостановилась тенденция к сокращению доли косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов бюджета. Она составляет 30-35% всех налоговых сборов ФРГ. В 80-е годы резко возрос - взносы на социальное страхование. Доля этого налога в налогообложении ФРГ достигает до 35-36%.
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики. К числу главных методов налогового регулирования относятся:
1) понижение или повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов);
2) система ускоренной амортизации капитала предприятий;
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
Неспособность правительства покрывать свои расходы за счёт налогов привела к превращению бюджетных дефицитов в хроническое явление. Рост дефицита государственного бюджета приводит к возрастанию государственного долга, так как дефицит покрывается за счёт выпуска государственных займов. Это приводит к ухудшению денежного обращения, усиливает инфляцию.
Отношение дефицита (-) или положительного сальдо (+) государственного бюджета в консолидированной форме
кВВПФРГ %
1980г. 1982г. 1985г. 1987г. 1988г.
-3. 5-3. 9-1. 5-1. 5-2. 0
Государственный долг второй половины 80-х годов в ФРГ составил
41. 1% ВВП страны.
Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с западногерманской: в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках трёх гроссбанков-"Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк": они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые группы сформировались вокруг этих гроссбанков. Их структуры частично переплетаются. Особенностью германских финансовых групп является то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы, можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы. Между отдельными группами так же существуют многообразные связи, продолжающие умножаться: по данным комиссии по делам монополий ФРГ, из 709 слияний в 1985г. 88 представляли собой взаимное приобретение участий 100 крупнейшими монополиями ФРГ. К переплетению капитала добавляется и "личная уния": в каждом втором наблюдательном и консультативном совете 100 крупнейших монополий занимают посты представители гроссбанков и страховых компаний. Вместе с тем возникли и новые каналы и формы поддержки головными банками монополий своих финансовых групп: совместные капиталовложения в новых отраслях, позволяющие ускорить выход на перспективные рынки сбыта; исследования и разработки, частично финансируемые банками и т. п.
Особенность эволюции финансовых групп в 80-е годы состоит в универсализации их деятельности, частичной перегруппировке сил и усилении международного характера их операций.
Важной особенностью финансового капитала ФРГ является существенная роль союзов предпринимателей в механизме сращивания банков с промышленными монополиями, а так же в определении общей стратегии крупного бизнеса, что объясняется историческими особенностями развития экономики страны и необходимостью объединения усилий германских монополий в борьбе с конкурентами на внешних рынках. Во главе союзов предпринимателей, как правило, стоят представители крупнейших банков и концернов.
Важно отметить, что усиление процессов концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны.
В 1980-82гг. экономика ФРГ испытала циклический кризис перепроизводства. В качестве центральной задачи экономической политики ФРГ была определена борьба с безработицей. По мнению администрации, главным средством борьбы с безработицей являлись капиталовложения. Однако для этого нужно создать предпринимателям необходимые условия для роста их прибыли. Правительством Г. Коля была разработана программа "неотложных мер", нацеленных на стимулирование капиталовложений главным образом путем предоставления налоговых льгот. Бундестаг одобрил общую концепцию налоговой реформы. Существенной частью реализации указанной программы стало снижение прямых налогов и увеличение косвенных. С 1 июля 1983 г. была повышена с 13 до 14% ставка налога на добавленную стоимость - главного косвенного налога ФРГ, готовы проекты введения новых потребительских налогов (на бензин, табак). Объявлено о постепенном снижении, вплоть до отмены, промыслового и имущественного налогов.
Начиная с послевоенного периода ФРГ стала объектом активного приложения, прежде всего иностранных инвестиций. Высокие темпы развития экономики и в то же время недостаточность источников внутреннего накопления для быстрого обновления капитала, быстро растущий внутренний рынок, наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы, заниженный курс марки привлекали иностранных инвесторов. Эти же причины сдерживали одновременно широкий экспорт капитала из страны. Поэтому в течении длительного периода ежегодный приток иностранного капитала превышал германские вложения за границей.
Однако с середины 70-х годов ФРГ резко увеличила объем зарубежного инвестирования, вывоз капитала стал преобладать над ввозом, и с 1980 г. кумулятивный объем экспортируемого капитала вывел страну в его нетто-экспортеры. Причиной скачкообразного повышения темпов роста прямых инвестиций германских монополий за рубежом является длительное ухудшение внутренних условий воспроизводства. В сложившейся обстановке компании ФРГ переориентировали свою стратегию на расширение зарубежного производства и сбыта.
Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ, в последние годы доля государственных облигаций не превышала 40%, в то время как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%. Следует отметить, что благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает. С 1983 по 1989 г. объем размещенных государственных облигаций возрос более чем в два раза - со 191. 1 млрд. до 468. 9 млрд. немецких иарок, что обусловило повышение его удельного веса с 24. 6 до 38. 1%.
Другой важной чертой рынка государственных облигаций в ФРГ является наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины, коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.
Для финансирования государственного долга федеральное правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.
Облигации ФРГ являются наиболее ликвидными и качественными среди всех долговых инструментов, выпускаемых с номиналом, выраженным в немецких марках. Первый выпуск этих облигаций был осуществлен в 1952 г. Высокое качество облигаций ФРГ как долгового инструмента и то обстоятельство, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений. Эти облигации обычно выпускаются на 10 лет, хотя в продаже имеются облигации период обращения которых составляет от 5 до 30 лет. Минимальный номинал облигации ФРГ составляет 100 марок, а их выпуск происходит несколько раз в год сериями объемом от 4 до 6 млрд. марок.
С 1972 г. облигации ФРГ выпускаются в безналичной форме, а их движение отражается посредством записей в Федеральном долговом регистре. Управление долговым регистром в разрезе каждого выпуска осуществляется Федеральной долговой администрацией.
Федеральные облигации представляют собой обязательства, выпускаемые сроком на 5 лет. Они не печатаются на бумаге, а существуют в форме записей в Федеральном долговом регистре. Минимальный номинальный размер этого инструмента составляет 100 немецких марок. Федеральные облигации выпускаются на постоянных условиях и цена на них изменяется только в том случае, если этого требует рыночная ситуация. Когда конъюнктура претерпевает значительные изменения, выпуск закрывается и вместо него открывается новый с другим купоном. Федеральные облигации предназначены, главным образом, для размещения среди населения. Они котируются на фондовых биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом обороте. Учет внебиржевого оборота не ведется, но по оценкам он составляет около 70 % всего объема сделок с федеральными облигациями. Эти облигации также интенсивно обращаются на международном фондовом рынке, который формируют примерно 20 крупных дилеров в ФРГ и 15 - в Великобритании. Обычный объем сделки по федеральным облигациям составляет 5 млн. марок, при этом поручения на куплю-продажу облигаций стоимостью до 50 млн. марок могут приниматься без особых проблем.
Примером индивидуально размещаемых на рынке ценных бумаг могут служить так называемые долговые сертификаты. По форме и условиям реализации эти инструменты схожи с контрактами на получение кредита, однако они имеют самостоятельную стоимость и могут с определенными ограничениями обращаться на фондовом рынке, что позволяет относить их к ценным бумагам. В ФРГ основными эмитентами долговых сертификатов выступают государственные федеральные органы, почтовая и железнодорожная службы, правительства земель, местные органы власти. Долговые сертификаты выпускаются на срок от 1 до 15 лет (чаще всего на 5 - 10 лет). По ним ежегодно уплачивается фиксированный процент. Наименьшая сумма, на которую выпускается данный вид ценных бумаг, составляет 1 млн. марок, а максимальная сумма эмиссии превышает 100 млн. марок. Долговой сертификат или права на его часть несколько раз могут проданы другим субъектам, которые в этом случае принимают на себя полностью или частично функции кредиторов. Заемщик обычно устанавливает минимальный размер сумм, на которые долговой сертификат может быть разделен после его выпуска. Сам сертификат обычно хранится в сейфах банка, предоставившего кредит, а субъекту, который делит с банком часть долга, выдается его копия.
Когда федеральное правительство, правительства земель желают получить кредит под выпуск долговых сертификатов, они оглашают период, на который им требуются деньги, и процент, который считают приемлемым уплатить за пользование ими. После этого они обращаются с просьбой к банкам внести предложение о кредите, размер которого обычно не должен быть меньше 10 млн. марок. Банки под долговые сертификаты сами денег не дают, а ищут кредитора на стороне, выступая лишь в роли посредника между этим кредитором и заемщиком. За посредничество банки взымают комиссионные.
Продажа кредитором своих прав на одолженные средства сопровождается переоформлением долгового сертификата и его перерегистрацией, с тем чтобы в каждый момент получатель процентов и выданного кредита был известен. Многократное переоформление долговых сертификатов не практикуется. Этот вид ценных бумаг, хотя и на котируется на бирже, активно продается и покупается во внебиржевом обороте. Объем средств, привлекаемых с помощью долговых сертификатов, по своему объему сопоставим с объемом ресурсов мобилизуемых через размещение облигаций. Долговые сертификаты позволяют финансировать бюджетный дефицит с относительно меньшими издержками, чем при выпуске облигаций.
Федеральные кассовые облигации являются среднесрочными долговыми инструментами, выпускаемыми на срок от 3 до 7 лет. Эти облигации существуют лишь в форме записей в Федеральной долговой книге. Минимальный номинал их составляет 5 тес. немецких марок. Размер выпуска колеблется от 150 млн. до 3 млрд. марок. Биржевой оборот федеральных кассовых облигаций незначителен. В то же время внебиржевая торговля ими ведется достаточно активно.
Сберегательные облигации ФРГ выпускаются двух типов, каждый из которых обозначается буквами "А" и "Б". Сберегательные облигации типа "А" находятся в обращении 6 лет, а облигации типа "Б" - 7 лет. По сберегательным облигациям типа "А" проценты начисляются и выплачиваются ежегодно, а по облигациям типа "Б" их получают один раз при погашении. Покупателями сберегательных сертификатов могут выступать только частные лица, а также общественные, религиозные и благотворительные организации. Сберегательные облигации относятся к нерыночным ценным бумагам. Условия их реализации неизменны, а продажа осуществляется через сеть кредитных учреждений. Минимальная номинальная стоимость сберегательных облигаций составляет 100 и 50 немецких марок соответственно.
Казначейские финансовые обязательства представляют собой дисконтный инструмент, выпускаемый на один год (тип 1) или на два года (тип 2). Подобно сберегательным облигациям, они ориентированны на небольших вкладчиков. Любой субъект, за исключением кредитных учреждений и иностранных физических и юридических лиц, имеет возможность приобрести этот вид ценных бумаг. Казначейские обязательства не могут быть возвращены или перепроданы после их покупки. Гражданам разрешается ежедневно приобретать казначейские обязательства на сумму, не превышающую 500 тыс. марок.
Беспроцентные казначейские сертификаты выпускаются на срок от 6 месяцев до 2 лет и бывают 2 видов. Первый вид выступает как инструмент открытой рыночной политики Федерального банка, проводимой с тем, чтобы регулировать ликвидность банковской системы. Этот тип казначейских бумаг может быть продан Федеральному банку обратно в любое время. Другой тип беспроцентных казначейских сертификатов рассчитан на широкий круг инвесторов и выпускается в целях удовлетворения потребностей федерального правительства в заёмных средствах. При их распространении Федеральный банк выступает лишь в роли торгующего посредника. Данная разновидность казначейских сертификатов не может быть возвращена Федеральному банку обратно после их приобретения. Федеральное правительство обычно прибегает к выпуску беспроцентных казначейских сертификатов в условиях низкой рыночной активности. Их покупателями могут выступать зарубежные субъекты.
Облигации федеральной железнодорожной федеральной почтовой служб, а также долговые обязательства правительств земель ФРГ выпускаются в относительно небольших количествах. Объём эмиссии облигаций почты и железных дорог составляет обычно от 1 до 2 млрд. немецких марок. Эти ценные бумаги предназначены для размещения среди широкого круга инвесторов, котируются на фондовых биржах и считаются одной из самых ликвидных форм вложения средств, так как приравнены по своему статусу и объёму прав к облигациям ФРГ.
Выпуск государственных облигаций координируется Экономическим советом государственных властей в который входят: министр экономики, министр финансов, представители земель ФРГ и 4 представителя местных органов власти. Представитель Федерального банка принимает участие в работе совета с правом совещательного голоса. Совет принимает решения о целесообразности выпуска облигаций теми или иными органами власти с учётом текущего состояния рыночной конъюнктуры, с тем чтобы избежать перегрузки рынка.
Федеральные облигации выпускаются Облигационным консорциумом, состоящим примерно из 100 немецких и иностранных банков, активно осуществляющих операции на рынке ФРГ. Федеральный банк играет в консорциуме ведущую роль, покупая около 20% облигаций каждого выпуска, с тем чтобы иметь возможность осуществлять интервенцию на фондовых биржах. Иностранным банкам впервые было разрешено принять участие в работе консорциума в 1986 г. с учётом исключительной важной роли, которую они играли в размещении новых выпусков. Им была предоставлена квота в размере 20% каждого выпуска.
Каждый банк должен при размещении займа покупать облигации, соответствующие его квоте в консорциуме независимо от условий выпуска.
Федеральные облигации официально котируются на всех биржах ФРГ. Цены на часть из них фиксируются один раз в день, цены на другую часть, которая активно торгуется, могут постоянно изменяться. Доля государственных долговых обязательств в общем торговом обороте ценных бумаг в ФРГ подвержена резким колебаниям в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. За последние 10 лет эта доля составляла от 7. 8 до
46. 1%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол. : В. П. Колесов и др. - Москва, Высш. шк. , 1990.
2. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - Москва: Финансы и статистика, 1992.
3. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - Москва: Прогресс, 1990.
4. Большая Советская Энциклопедия. Т. 27.