ФРГ входит в число ведущих держав мира.Обладая значительным эко-
номическим и научно-техническим потенциалом,она занимает третье мес-
то,после США и Японии, по объёму промышленного производства (в 1987 г.
- 12.1%), является главным экспортёром товаров и услуг (в 1987 г. -
13.6%, США - 11.6%). В последние годы Германия значительно увеличила
своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одно-
го из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню произво-
дительности труда в обрабатывающей промышленности,национального дохода
на душу населения ФРГ опережает США и другие ведущие страны мира.
Государственные финансы и кредитно-денежная система являются важ-
нейшими элементами сферы обращения экономики капиталистических стран.
Система государственных финансов включает в себя бюджет централь-
ного правительства; бюджеты местных органов власти; специальные фонды,
премыкающие к бюджетам;финансовые ресурсы государственных предприятий.
Бюджетное перераспределение финансовых ресурсов является важным инс-
трументом влияния государства на формирование всей структуры финансо-
вых потоков в экономике.
Доля в валовом внутреннем продукте ФРГ расходов государственного
бюджета, местных бюджетов и специальных правительственных фондов в
1970 г. составляла 37.6%, в 1980 г. эта цифра равнялась 46.1%, в 1984
- 48%, в 1987г. - 48.3%, т.е. шел ускоренный рост доли государственных
расходов к валовому внутреннему продукту.
В 80-е годы правительство ФРГ в качестве своей задачи провозгла-
сило стремление к снижению уровня государственного в экономику. Был
проведен пересмотр структуры расходов и налогов. При этом были урезаны
расходы на социальные программы и увеличены расходы на военные нужды.
Удельный вес прямых затрат правительства на военные нужды в общей
величине государственных бюджетных расходов в ФРГ в 1986 г. составил
19.2%.
Расходы бюджета на социальное обеспечение населения осуществляет-
ся в рамках как программ социального страхования, так и социального
вспомоществования.
- 2 -
По первому виду прогорамм средства формируются за счёт целевых
налогов - социальных взносов,выплачиваемых лицами наёмного труда и ра-
ботодателями. Таким образом в рамках бюджета формируются специальные
фонды социального страхования. За их счёт финансируются выплата пенсий
по старости, медицинское страхование, пособие по безработице.
Социальное вспомоществование представляетсобой программы помощи
малоимущим слоям населения. Они финансируются за счёт общего объёма
налогов.
Основным видом дохода государственного бюджета являются налоги
(до 90%). Усилилось обложение как косвенными, так и прямыми налогами.
В последние годы приостановилась тенденция к сокращению доли косвен-
ныхналогов в общем объёме налоговых доходов бюджета. Она составляет
30-35% всех налоговых сборов ФРГ. В 80-е годы резко возрос - взносы на
социальное страхование. Доля этого налога в налогообложении ФРГ дости-
гает до 35-36%.
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление
частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста.
Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала
является в настоящее время одним из основных инструментов государс-
твенного регулирования экономики. К числу главных методов налогового
регулирования относятся:
1) понижение или повышение общегоуровня налогообложения (ставки
прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпора-
ций, косвенных налогов);
2) система ускоренной амортизации капитала предприятий;
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую
активность в отдельных сферах или регионах.
Неспособность правительства покрывать свои расходы за счёт нало-
гов привела к превращению бюджетных дефицитов в хроническое явление.
Рост дефицита государственного бюджета приводит к возростанию госу-
дарственного долга,так как дефицит покрывается за счёт выпуска госу-
дарственных займов. Это приводит к ухудшению денежного обращения,уси-
ливает инфляцию.
- 3 -
Отношение дефицита (-) или положительного сальдо (+)
государственного бюджета в консолидированной форме
к ВВП ФРГ %
1980г. 1982г. 1985г. 1987г. 1988г.
-3.5 -3.9 -1.5 -1.5 -2.0
Государственный долг второй половины 80-х годов в ФРГ составил
41.1% ВВП страны.
Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между
собой промышленных,финансовых и прочих монополий,охватывающих всё на-
циональное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансо-
вых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капита-
листическими странами, экономика которых по своим масштабам сопостави-
ма с западногерманской: в Японии, Франции, Великобритании колличество
таких групп составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и 10 (не считая ре-
гиональных групп, не имеющих общеэкономического значения). Это объяс-
няется громадной концентрацией банковского капитала в руках трёх
гроссбанков-"Дойче банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк": они контроли-
руют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые
группы сформировались вокруг этих гроссбанков. Их структуры частично
переплетаются. Особенностью германских финансовых групп является то,
что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее
чёткие границы, можно назвать лишь совокупность концернов,составляющих
ядро той или иной группы. Между отдельными группами так же существуют
многообразные связи, продолжающие умножаться: по данным комиссии по
делам монополий ФРГ, из 709 слияний в 1985г. 88 представляли собой
взаимное приобретение участий 100 крупнейшими монополиями ФРГ. К пе-
реплетению капитала добавляется и "личная уния": в каждом втором наб-
людательном и консультативном совете 100 крупнейших монополий занимают
посты представители гроссбанков и страховых компаний. Вместе с тем
возникли и новые каналы и формы поддержки головными банками монополий
своих финансовых групп: совместные капиталовложения в новых отрас-
лях,позволяющие ускорить выход на перспективные рынки сбыта; исследо-
вания и разработки, частично финансируемые банками и т.п.
Особенность эволюции финансовых групп в 80-е годы состоит в уни-
версализации их деятельности, частичной перегруппировке сил и усилении
международного характера их операций.
- 4 -
Важной особенностью финансового капитала ФРГ является существен-
ная роль союзов предпринимателей в механизме сращивания банков с про-
мышленными монополиями, а так же в определении общей стратегии крупно-
го бизнеса, что объясняется историческими особенностями развития эко-
номики страны и необходимостью объединения усилий германских монополий
в борьбе с конкурентами на внешних рынках. Во главе союзов предприни-
мателей,как правило, стоят представители крупнейших банков и концер-
нов.
Важно отметить, что усиление процессов концентрации и централиза-
ции капитала ФРГ происходит при поддержке государства, которое само
выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или час-
тично принадлежат мощные концерны.
В 1980-82гг. экономика ФРГ испытала циклический кризис перепроиз-
водства.В качестве центральной задачи экономической политики ФРГ была
определена борьба с безработицей. По мнению администрации, главным
средством борьбы с безработицей являлись капиталовложения. Однако для
этого нужно создать предпринимателям необходимые условия для роста их
прибыли. Правительством Г.Коля была разработана программа "неотложных
мер", нацеленных на стимулирование капиталовложений главным образом
путем предоставления налоговых льгот. Бундестаг одобрил общую концеп-
цию налоговой реформы. Существенной частью реализации указанной прог-
раммы стало снижение прямых налогов и увеличение косвенных. С 1 июля
1983 г. была повышена с 13 до 14% ставка налога на добавленную стои-
мость - главного косвенного налога ФРГ, готовы проекты введения новых
потребительских налогов (на бензин, табак). Объявлено о постепенном
снижении, вплоть до отмены, промыслового и имущественного налогов.
Начиная с послевоенного периода ФРГ стала объектом активного при-
ложения,прежде всего иностранных инвестиций. Высокие темпы развития
экономики и в то же время недостаточность источников внутреннего на-
копления для быстрого обновления капитала, быстро растущий внутренний
рынок,наличие квалифицированной и относительно дещевой рабочей силы,
заниженный курс марки привлекали иностранных инвесторов. Эти же причи-
ны сдерживали одновременно широкий экспорт капитала тз страны. Поэтому
в течении длительного периода ежегодный приток иностранного капитала
превышал германские вложения за границей.
Однако с середины 70-х годов ФРГ резко увеличила объем зарубежно-
го инвестирования,вывоз капитала стал преобладать над ввозом, и с 1980
г. кумулятивный объем экспортируемого капитала вывел страну в его нет-
- 5 -
то-экспортеры. Причиной скачкообразного повышения темпов роста прямых
инвестиций германских монополий за рубежом является длительное ухудше-
ние внутренних условий воспроизводства. В сложившейся обстановке ком-
пании ФРГ переориентеровали свою стратегию на расширение зарубежного
производства и сбыта.
Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупней-
ший международный рынок правительственных обязательств после США, Япо-
нии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что
он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых
фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. В общем
объеме облигаций,размещенных на территории ФРГ, в последние годы доля
государственных облигаций не превышела 40%, в то время как удельный
вес облигаций, выпушенных частными банками,составлял более 60%. Следу-
ет отметить, что благодаря активной политике правительства по размеще-
нию ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно
возростает. С 1983 по 1989 г. объем размещенных государственных обли-
гаций возрос более чем в два раза - со 191.1 млрд. до 468.9 млрд. не-
мецких иарок, что обусловило повышение его удельного веса с 24.6 до
38.1%.
Другой важной чертой рынка государственных облигаций в ФРГ явля-
ется наличие единого статуса и универсальных правил совершения опера-
ций с разными видами правительственных долговых инструментов. В ка-
честве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное
правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); пра-
вительства земель; местные органы власти (общины комунны). Все эти ор-
ганы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке
государственных облигаций является федеральное правительство.
Для финансирования государственного долга федеральное правитель-
ство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные
облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сбе-
регательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; бесп-
роцентные казначейские сертификаты.
Облигации ФРГ являются наиболее ликвидными и качественными среди
всех долговых инструментов, выпускаемых с номиналом, выраженным в не-
мецких марках. Первый выпуск этих облигаций был осуществлен в 1952 г.
Высокое качество облигаций ФРГ как долгового инструмента и то обстоя-
тельство, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, де-
лает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных
банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иност-
- 6 -
ранных правительств и учреждений. Эти облигации обычно выпускаются на
10 лет, хотя в продаже имеются облигации период обращения которых сос-
тавляет от 5 до 30 лет. Минимальный номинал облигации ФРГ составляет
100 марок, а их выпуск происходит несколько раз в год сериями объемом
от 4 до 6 млрд. марок.
С 1972 г. облигации ФРГ выпускаются в безналичной форме, а их
движение отражается посредством записей в Федеральном долговом регист-
ре. Управление долговым регистром в разрезе каждого выпуска осущест-
вляется Федеральной долговой администрацией.
Федеральные облигации представляют собой обязательства, выпускае-
мые сроком на 5 лет. Они не печатаются на бумаге, а существуют в форме
записей в Федеральном долговом регистре. Минимальный номинальный раз-
мер этого инструмента составляет 100 немецких марок. Федеральные обли-
гации выпускаются на постоянных условиях и цена на них изменяется
только в том случае, если этого требует рыночная ситуация. Когда конъ-
юктура претерпевает значительные изменения, выпуск закрывается и вмес-
то него открывается новый с другим купоном. Федеральные облигации
предназначены, главным образом, для размещения среди населения. Они
котируются на фондовых биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом
обороте. Учет внебиржевого оборота не ведется, но по оценкам он сос-
тавляет около 70 % всего объема сделок с федеральными облигациями. Эти
облигации также интенсивно обращаются на международном фондовом рын-
ке,который формируют примерно 20 крупных дилеров в ФРГ и 15 - в Вели-
кобритании. Обычный объем сделки по федеральным облигациям составляет
5 млн. марок, при этом поручения на куплю-продажу облигаций стоимостью
до 50 млн.марок могут приниматься без особых проблем.
Примером индивидуально размещаемых на рынке ценных бумаг могут
служить так называемые долговые сертификаты. По форме и условиям реа-
лизации эти инструменты схожи с контрактами на получение кредита, од-
нако они имеют самостоятельную стоимость и могут с определенными огра-
ничениями обращаться на фондовом рынке, что позволяет относить их к
ценным бумагам. В ФРГ основными эмитентами долговых сертификатов выс-
тупают государственные федеральные органы, почтовая и железнодорожная
службы,правительства земель, местные органы власти.Долговые сертифика-
ты выпускаются на срок от 1 до 15 лет (чаще всего на 5 - 10 лет). По
ним ежегодно уплачивается фиксированный процент. Наименьшая сумма, на
которую выпускается данный вид ценных бумаг, составляет 1 млн. марок,
а максимальная сумма эмиссии превышает 100 млн. марок. Долговой серти-
фикат или права на его часть несколько раз могут проданы другим субъ-
ектам, которые в этом случае принимают на себя полностью или частично
- 7 -
функции кредиторов. Заемщик обычно устанавливает минимальный размер
сумм, на которые долговой сертификат может быть разделен после его вы-
пуска. Сам сертификат обычно хранится в сейфах банка,предоставившего
кредит, а субъекту, который делит с банком часть долга, выдается его
копия.
Когда федеральное правительство, правительства земель желают по-
лучить кредит под выпуск долговых сертификатов, они оглащают период,
на который им требуются деньги, и процент, который считают приемлемым
уплатить за пользование ими. После этого они обращаются с просьбой к
банкам внести предложение о кредите, размер которого обычно не должен
быть меньше 10 млн. марок. Банки под долговые сертификаты сами денег
не дают, а ищут кредитора на стороне, выступая лишь в роли посредника
между этим кредитором и заемщиком. За посредничество банки взымают ко-
миссионные.
Продажа кредитором своих прав на одолженные средства сопровожда-
ется переоформлением долгового сертификата и его перерегистрацией, с
тем чтобы в каждый момент получатель процентов и выданного кредита был
известен. Многократное переоформление долговых сертификатов не практи-
куется. Этот вид ценных бумаг, хотя и на котируется на бирже, активно
продается и покупается во внебиржевом обороте. Объем средств, привле-
каемых с помощью долговых сертификатов, по своему объему сопоставим с
объемом ресурсов мобилизуемых через размещение облигаций. Долговые
сертификаты позволяют финансировать бюджетный дефицит с относительно
меньшими издержками, чем при выпуске облигаций.
Федеральные кассовые облигации являются среднесрочными долговыми
инструментами, выпускаемыми на срок от 3 до 7 лет. Эти облигации су-
ществуют лишь в форме записей в Федеральной долговой книге. Минималь-
ный номинал их составляет 5 тес. немецких марок. Размер выпуска колеб-
лется от 150 млн. до 3 млрд. марок. Биржевой оборот федеральных кассо-
вых облигаций незначителен. В то же время внебиржевая торговля ими ве-
дется достаточно активно.
Сберегательные облигации ФРГ выпускаются двух типов, каждый из
которых обозначается буквами "А" и "Б". Сберегательные облигации типа
"А" находятся в обращении 6 лет, а облигации типа "Б" - 7 лет. По сбе-
регательным облигациям типа "А" проценты начисляются и выплачиваются
ежегодно, а по оюлигациям типа "Б" их получают один раз при погашении.
Покупателями сберегательных сертификатов могут выступать только част-
ные лица, а также общественные, религиозные и благотворительные орга-
низации. Сберегательные облигации относятся к нерыночным ценным бума-
- 8 -
гам. Условия их реализации не изменны, а продажа осуществляется через
сеть кредитных учреждений. Минимальная номинальная стоимость сберега-
тельных облигеций составляет 100 и 50 немецких марок соответственно.
Казначейские финансовые обязательства представляют собой дисконт-
ный инструмент, выпускаемый на один год (тип 1) или на два года (тип
2). Подобно сберегательным облигациям, они ориентированны на небольших
вкладчиков.Любой субъект, за исключением кредитных учреждений и иност-
ранных физических и юридических лиц, имеет возможность приобрести этот
вид ценных бумаг. Казначейские обязательства не могут быть возвращены
или перепроданы после их покупки. Гражданам разрешается ежедневно при-
обретать казначейские обязательства на сумму, не превышающую 500
тыс.марок.
Беспроцентные казначейские сертификаты выпускаются на срок от 6
месяцев до 2 лет и бывают 2 видов. Первый вид выступает как инструмент
открытой рыночной политики Федерального банка, проводимой с тем, чтобы
регулировать ликвидность банковской системы. Этот тип казначейских бу-
маг может быть продан Федеральному банку обратно в любое время. Другой
тип беспроцентных казначейских сертификатов расчитан на широкий круг
инвесторов и выпускается в целях удовлетворения потребностей федераль-
ного правительства в заёмных средствах. При их распространении Феде-
ральный банк выступает лишь в роли торгуюшего посредника. Данная раз-
новидность казначейских сертификатов не может быть возвращена Феде-
ральному банку обратно после их приобретения. Федеральное правительст-
во обычно прибегает к выпуску бкспроцентных казначейских сертификатов
в условиях низкой рыночной активности. Их покупателями могут выступать
зарубежные субъекты.
Облигации федеральной железнодорожной федеральной почтовой служб,
а также долговые обязательства правительств земель ФРГ выпускаются в
относительно небольших количествах. Объём эмиссии облигаций почты и
железных дорог составляет обычно от 1 до 2 млрд. немецких марок. Эти
ценные бумаги предназначены для размещения среди широкого круга инвес-
торов,котируются на фондовых биржах и считаются одной из самых ликвид-
ных форм вложения средств, так как приравнены по своему статусу и объ-
ёму прав к облигациям ФРГ.
Выпуск государственных облигаций координируется Экономическим со-
ветом государственных властей в который входят: министр экономики, ми-
нистр финансов, представители земель ФРГ и 4 представителя местных ор-
ганов власти. Представитель Федерального банка принимает участие в ра-
боте совета с правом совещательного голоса. Совет принимает решения о
- 9 -
целесообразности выпуска облигаций теми или иными органами власти с
учётом текущего состояния рыночной конъюктуры, с тем чтобы избежать
перегрузки рынка.
Федеральные облигации выпускаются Облигационным консорциумом,
состоящим примерно из 100 немецких и иностранных банков, активно осу-
ществляющих операции на рынке ФРГ. Федеральный банк играет в консорци-
уме ведущую роль,покупая около 20% облигаций каждого выпуска, с тем
чтобы иметь возможность осуществлять интервенцию на фондовых биржах.
Иностранным банкам впервые было разрешено принять участие в работе
конкорциума в 1986 г. с учётом исключительной важной роли, которую они
играли в размещении новых выпусков. Им была предоставлена квота в раз-
мере 20% каждого выпуска.
Каждый банк должен при размещении займа покупать облигации, соот-
ветствующие его квоте в консорциуме независимо от условий выпуска.
Федеральные облигации официально котируются на всех биржах ФРГ.
Цены на часть из них фиксируются один раз в день, цены на другую
часть,которая активно торгуется, могут постоянно изменяться. Доля го-
сударственных долговых обязательств в общем торговом обороте ценных
бумаг в ФРГ подвеожена резким колеьаниям в соответствии с изменениями
рыночной конъюктуры. За последние 10 лет эта доля составляла от 7.8 до
46.1%.
- 10 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся
страны. Учебное пособие для экон. спец. вузов. Ред. кол.:
В.П.Колесов и др.- Москва, Высш.шк., 1990.
2. Алексеев М.Ю.
Рынок ценных бумаг.- Москва: Финансы и статистика, 1992.
3. Хойер В.
Как делать бизнес в Европе.- Москва: Прогресс, 1990.