Рефетека.ру / Психология и педагогика

Реферат: История исследования малых групп. Трансактный анализ общения

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция

Дисциплина: Социальная психология

Тема контрольной работы:     1. История исследования малых групп.

2. Трансактный анализ общения

Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович

Курс: 3.          Семестр: 6.

Дата сдачи: _____________________

Ф.И.О. преподавателя: Райгородский Д.Я.

Оценка: _________________________                         Подпись: _________________________

Дата проверки: __________________


Часть I. Малые группы 1. Понятия малой группы и коллектива

Психология и поведение отдельного человека как личности  существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди  объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные,  более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным,  культурным, образовательным, возрастным, половым и другим  всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию  составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она  представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до  20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней  человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о  зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по  разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну  из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами,  по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и  правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим  климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые  группы в социальной психологии.