Конспект.
Основные категории материальной культуры.
Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку-
льтура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще-
ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.
Материальная культура общества распадается на восемь категорий:
1) породы животных;
2) сорта растений;
3) культура почв;
4) здания и сооружения;
5) инструменты и оборудование;
6) пути сообщения и средства транспорта;
7) связь и средства связи;
8) технологии.
1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу-
ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной
породы, а именно носители породы.
К этой категории материальной культуры относится не только животные
хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и
т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от-
бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и
поведения. Но не все ручные животные, например, гепарды, используемые на
охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ-
ленного скрещивания.
Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време-
ни (как, например, свиньи и кабаны) или быть только домашними.
2. Сорта растений выводятся путем селекции и направленного воспита-
ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от
пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты все ка-
чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се-
мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, т.е. вести все ви-
ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов
растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно-
гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции
могут быть соединены с распространением сортов в данной местности. Этим за-
нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.
3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль-
ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не-
органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер-
ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за-
висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами
и между собой находятся эти живые элементы. Для создания культуры почвы она
обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят:
механическая обработка (переворот верхнего пласта, рыхление и переносы поч-
вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно-
водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате-
льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод-
ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).
Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объеме, жизнь в
нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо-
родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте-
льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.
Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их
производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их
производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде-
ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо-
зяйственное и экономическое использование.
4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной
культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву",
а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы-
ражает смысл сочетания основных форм материально-культурного освоения мест-
ности).
Зданиями называются места обитания людей со всем разнообразием их
занятий и быта, а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло-
вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения
для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной
деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло-
тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени-
ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со-
оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет
то, что они являются результатом строительной деятельности.
Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой
недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест-
вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и
постоянном совершенствовании их полезных функций.
Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой
культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи
общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где
они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку-
льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не все-
гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя-
зано, прежде всего, с правильной эксплуатацией недвижимости.
5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль-
ной культуры, обеспечивающая все виды физического и умственного труда. Они
представляют собой движимое имущество и различаются в зависимости от того,
какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб-
разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен-
клатуры.
Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в
том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо-
соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен-
циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.
Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со-
стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери-
ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать
им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст-
рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.
6. Пути сообщения и средства транспорта составляют единый комплекс,
в котором совмещены признаки недвижимости, как у зданий и сооружений, и
признаки движимости, как у инструментов и приспособлений.
Недвижимость представлена:
а) направлением транспортных путей (которые никогда не меняются);
б) сооружением самих путей, их основного (насыпи, выемки, мосты,
тоннели) и верхнего строения (бетон, мощенные камнем рельсы, шпалы,
стрелочные переводы, и т.п.);
в) зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования транс-
порта.
Движимость представлена всеми видами колесного и неколесного гужево-
го транспорта, локомотивами и другим подвижным составом железнодорожного
транспорта, самолетами и вертолетами воздушного транспорта, судами водного
транспорта.
Движимое и недвижимое имущество транспорта различаются средой, в ко-
торой средства транспорта перемещаются и перемещают людей и грузы.
В соответствии с природой средств сообщения, культура определяется,
с одной стороны, также как у зданий и сооружений, то есть путем совершенст-
вования функций, с другой - в соответствии с движимостью, путем создания
коллекций для музейного хранения.
7. Связь и средства связи - область материальной культуры, включа-
ющая почту, телеграф, радио и телевизионную связь, телефонные и спутниковые
радиотелефонные системы. Самой старой формой связи являются посыльные. В
области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры
почв и сортов семян. Связь как материальная культура формирует проводящие
линии интеллектуальной деятельности. К связи применимы признаки движимого и
недвижимого имущества, признаки сетевого обслуживания. Соответственно этому
различаются методы и типы формирования культуры: признак функционального
совершенствования для недвижимости, признак музейного хранения и системати-
зации для движимого имущества, принцип сетевой организации для культурот-
ворчества. Но связь дополнительно обладает еще одним свойством. Она требует
персонала. Без персонала связь не может действовать.
8. Технологии - трудовое искусство во всех областях деятельности.
Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и
хранится сообразно их материальной природе, т.е. как их функциональная не-
прерывность, как коллекция, как сеть культуры, как организация. Но главным
признаком технологической культуры является образование. Образование осно-
вано на человеческом представительстве. Поэтому признаком культуры являются
научно-педагогические школы.
Виды материальной культуры соотносятся друг с другом по следующим
признакам:
1. способность к самостоятельному перемещению;
2. способность сохраняться;
3. недвижимость;
4. природный живой субстат факторов культуры;
5. техногенный субстат факторов культуры;
6. потребность в социальных институтах для создания и существования
данного вида культуры.
Школа как феномен культуры.
Школа составляет основу культуры и жизнедеятельности общества. Она
втягивает в себя основные противоречия общества.
Чем лучше работают учителя, чем выше их знания и профессиональное
мастерство, тем лучше подготовлены ученики к практической деятельности в
избранной профессии. Но самый подготовленный и талантливый учитель не может
дать больше того, что могут усвоить учащиеся. Уровень учащихся зависит от
уровня образованности семей: если семья неграмотная, то в массе своей уче-
ники получат практическую грамотность и оставят школу, не видя смысла в да-
льнейшем образовании; если семья обладает практической грамотностью, то
ученики в массе получают неполное общее и начальное профессиональное обра-
зование; если семьи имеют неполное общее образование, то можно ожидать, что
дети этих семей получат общее полное и среднее специальное образование и
т.д.
Это значит, что ступени образования представляют собой последовате-
льное повышение уровня образованности общества, коррелированное со сменой
поколений, каждый этап такой смены занимает 20-25 лет минимум.
Темп развития просвещения - образованность общества - зависит от
школьной системы. Если школьная система предъявляет унитарные требования на
всех ступенях образования, то учителя должны иметь достаточно однородную
подготовку. Однородность подготовки учителя означает достаточно невысокий
их уровень. Наоборот, неунитарные требования разделяют уровни подготовлен-
ности и работы учителей и, следовательно, разные уровни образования в пре-
делах одной и той же ступени обучения. Тип системы образования порождает
тип учителя, но, со своей стороны, учительство принимает или отвергает си-
стемы образования в зависимости от своей подготовленности. А это в свою
очередь, связано с уровнем образованности семей.
Решение вопроса о школьной системе и ее отношении к учительству -
дело педагогики как искусства поставить перед образованием посильные задачи
и решить их. Поэтому педагогика всегда предлагает для общества ту или иную
идеологию и тем как бы модулирует будущее общество. Но само общество как
масса людей и как те, кто им управляет, выдвигает перед педагогикой свои
требования, которые нередко входят в конфликт с тем, что предлагает педаго-
гика. В этом конфликте педагог не в лучшем положении.
Споры, которые возникают между обществом и педагогикой, как правило,
касаются содержания учебного предмета (чему следует учить?), так как соде-
ржание образования предполагает и тип воспитания граждан. От того, каково
содержание учебного предмета, завися науки, искусства и трудовое мастерст-
во. Эти области деятельности развиваются в зависимости от учебного предме-
та, но все же самостоятельно, и нередко опережают содержание учебного пред-
мета; но сам учебный предмет обладает абстрагирующей и обобщающей силой и
требует для своего построения высокой эрудиции.
Способность заниматься и вмещать в себя в краткие сроки образования
сумму знаний и умений зависит от физической культуры. Однако развитие физ-
культурного образования зависит от уровня здоровья и активности народа, по-
нимания им надобности физического развития.
Школа, разрешая в ходе своей жизни основные противоречия общества,
является тем, что обеспечивает обществу развитие. Люди, проходящие школу,
являются основателями, распространителями и носителями стиля.
Образование последовательно ставило перед учащимися стилевые цели:
сначала бытие гражданином и патриотом, делающим гражданскую карьеру, затем
быть (в церковном образовании) служителем и почитателем высшей силы, затем
способ развить свой талант, затем желание нести просвещение и тем устроить
нравы, затем бескорыстно служить науке, добиваться научной истины, затем
учиться по обязанности перед обществом. Эти ценности, воспитываемые школой,
соединяются как дидактическое содержание школьного образования - жизненные
ценности. Сменяя в истории образования одна другую, они суммируются как
факт культуры, целое содержание со сложной структурой.
Люди, пошедшие образование, знают эти ценности, но используют их
по-разному в зависимости от своего характера и, в большинстве случаев, от
семейного воспитания. Если этот выбор жизненных ценностей является не пол-
ностью осознанным, а подсказанным семейным воспитанием, неосознанным или
осознанным частично, то жизненные ценности у разных людей различаются в за-
висимости от образованности семьи, что определяет их личную направленность
поведения, предопределенную личной культурой.
Формируя ценности, образование различается постепенно по ступеням
обучения и разделению образования на общее и специальное. Общее образование
делает возможным применение специального образования, а специальное образо-
вание позволяет включиться в трудовые процессы и в свою очередь накапливает
знания, развивающие потом общее образование.
Ступени обучения строятся так.
Общее Специальное
1. Практическая грамотность - ремесленное обучение
2. Первая ступень - знание основ в избранной
общего образования специальности
3. Вторая ступень. - знание основ науки по
Полное общее образование избранной специальности
4. Высшее образование - научные разработки в
избранной специальности.
Материальная культура.
В развитии материальной культуры выделяют четыре страта: присваива-
ющее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и постин-
дустриальное информационное хозяйство.
Присваивающее хозяйство существует на основе энергии сжигаемых дров
и домашнего воспитания. Для присваивающего хозяйства характерно собира-
тельство, охота и домоводство как образ жизни. Присваивающее хозяйство со-
здало основу материальной культуры.
Производящее хозяйство характеризуется в энергетеке использованием
силы ветра и падающей воды и силы животных, а в образовании - созданием
школ. Использование стихийных сил природы сочетается с созданием сельского
хозяйства. В данном хозяйстве создаются культура почв, появляются различные
сорта растений, породы животных. Наряду с этим получают дальнейшее развитие
остальные категории материальной культуры. Происходит разделение земли на
возделываемые участки, почва удобряется, поливается. Происходит строитель-
ство городов. Создаются различные механизмы. В металургии, машиностроении
применяются законы механики и алхимии.
Индустриальное хозяйство характеризуется разделением образования на
ступени обучения и на общее и профессиональное. Это хозяйство характеризу-
ется созданием двигателя и использованием невозобновляемых источников энер-
гии. Продолжается выведение новых пород животных и сортов растений, расщи-
ряется пространство культивируемых почв. Создаются станки, станочные линии.
Появляются Железные дороги. Создается международная почта.
Постиндустриальное информационное общество складывается на основе
образования. Выделяются технические науки. Развивается энергетика. Вводятся
в оборот новые виды растений, особенно кормовых. Создаются закрытые грунты,
робототехника, телемеханика, авиация. Появляется спутниковая связь, радио-
связь. Происходит автоматизация научных исследований.
Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры
образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей, который сохраняет свои
признаки во времени). Стереотипы составляют структуру материальной культу-
ры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их
закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление мате-
риальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью.
Развитие стереотипов проходит поэтапно. Каждый этап отличается от другого
определенными признаками.
Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических
средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют
построить семиотические произведения, которые продвигают другие области ма-
териальной культуры.
Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. Со-
вокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подти-
пов в каждой форме материальной культуры. Совокупность стереотипического
развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной
культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.
Анализ стратификации материальной культуры показывает возростающую
роль семиотики в формировании искуственной среды обитания и материальной
культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики
ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искуствен-
ной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.
Это значит, материальная культура существует в двух видах - предмет-
ная материальная культура и семиотическая материальная культура. Предметная
материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как
это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид
материальной культуры - слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др.
- становятся предметами архивного хранения.
Учитывая сложность и единичную представленность предметов материаль-
ной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают
в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся
теперь не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы этих предме-
тов, которые не риализованы по тем или иным причинам.
Вхождение в материальную культуру обусловлено пользованием объектов
техники. Пользование объектами техники имеет сложную природу, содержащую
следующие виды деятельности: материальное производство; торговля; финансы;
управление; развлечение; изобретение; информация; образование. Все виды де-
ятельности характеризуют пользование объектами техники и материальной куль-
туры и обуславливают друг друга.