Рефетека.ру / Культура и искусство

Контрольная работа: Древнегреческая культура

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

Имени проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого»


Кафедра философии и гуманитарных наук


Контрольная работа

По дисциплине: Культурология

ТЕМА: Древнегреческая культура


Выполнила студентка

Поляховская А.А.

ФВСО гр. 158

Проверил доцент каф.

преподаватель

Бакшеев А.И.


Красноярск

2008

ПЛАН:


  1. Введение

  2. Искусство

  • Древнегреческий эпос

  • Скульптура

3.Полис

  • Равный среди равных

  • Гражданин

  • Досуг

4.Медицина

  • Врачевание предполисного периода

  • Врачевание полисного периода

  • Медицина классического периода

  • Медицина эллинистического периода

5.Заключение

6.Литература

Ведение


Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто любознательных людей. Однако Культурология - сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. И приобрела статус самостоятельной научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для ее наименования американским ученым Л.Уайтом в начале 1930-х гг.

Но вернемся к заданной теме. Культуру Древней Греции я выбрала потому, что основателем культурологи все-таки считается древнегреческий философ, Аристотель.

Античная культура существовала в промежутке между VII в.до н.э. и Vв.н. э. Основные параметры Античной культуры были заданы древними греками, они заложили ее основы и выразили с набольшей силой и простотой.

2. Искусство


Древнегреческий эпос


Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. После «Илиады» и «Одиссеи» создание эпических произведений продолжалось на протяжении всей Античности. Однако гомеровские поэмы навсегда остались из ряда выходящими и исключительными. «Илиаду» и «Одиссею» с полным правом можно назвать первотекстами Античности. Это были наиболее авторитетные тексты, к ним апеллировали как к чему-то безусловному и литераторы, и философы, и государственные деятели, и ученые.

Гомеровские поэмы представляют собой первое цельное и законченное выражение греческой души. В них она впервые оформилась и воплотилась как нечто в основе своей состоявшееся. В дальнейшем древнегреческая культура будет развиваться вширь и вглубь. В ней появятся новые темы и повороты, то чего-то она откажется, что-то приобретет, и все-таки определяющее и стержневое для древнегреческой культуры состоялось уже в «Илиаде» и «Одиссее». За всю Древнюю Грецию представительствовать в состоянии только гомеровский эпос.

Принятие и освещение мира заходит у Гомера так далеко, как этого никогда не будет ни в одной другой культуре.

Древние греки, за редким исключением, не ставили под сомнение реальность Троянской войны и подвигов ее героев, это в корне подорвало бы их самоощущение. «Илиада» и «Одиссея» не просто принадлежали к почетному и возвышенному жанру словесности, они формировали и поддерживали душевный строй древних греков, в какой-то мере служили их самоидентификации. Поэтому текст гомеровских поэм воспринимался и как реальность, и как образцовое произведение искусства. Он в совершенстве отразил возвышенную - прекрасную жизнь героев, а не был плодом фантазии Гомера.

Стоит буквально локализовать эпическое действие в пространстве и времени, и оно станет историей, а его вершители - просто и только людьми. Греки иногда были склонны к подобной локализации. Но она не могла быть последовательной, т. к. мир «Илиады» и «Одиссеи» был важен для них совсем не в качестве реальной истории. Он оставался надысторическим, представляя собой Грецию и греков как таковых, поверх бурных событий истории.


Скульптура


На уровне наглядных представлений античная культура ассоциируется у нас, прежде всего со скульптурными образами. Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский, Лаокоон с сыновьями или Дорифор давно стали знаками Античности как таковой. Они представляют ее в не меньшей, а на уровне массового сознания и в большей степени, чем гомеровские поэмы, философские произведения Платона и Аристотеля или трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. В скульптуре греческий дух воплотился так же значимо, как и в эпосе. Так же как и эпос, скульптура представляет собой своеобразное греческое явление. Нечто подобное Афродите, Аполлону, Лаокоону или Дорифору могло состояться только на греческой и никакой другой почве. О древнегреческой скульптуре сказано много убедительных слов от Винкелькмана и Гегеля до О.Шпенглера и А.Ф.Лосева. В скульптуре каждый из них видел самое существо древнегреческой культуры. Более того, исследователи находили скульптурность или статуарность в полисе и эпосе, превращая ее в сквозную и всеобъемлющую характеристику, способную едва ли не все объяснить в греческой культуре. Каким бы преувеличением подобная универсализация скульптурности не была и, к каким бы деформациям в восприятии греческой культуры не вела, очевидно, что для преувеличений и деформаций существовали свои основания. К ним толкала действительно совершенно особая роль скульптуры в культуре Древней Греции.

Греческая скульптура к тому времени очень резко отличалась от скульптурных изображений, принадлежащих Древнему Востоку, спутать ее с ними невозможно даже самому неискушенному взгляду, настолько различия здесь огромны. Древнеегипетская пластика носит культовый характер. Она связана с культом фараона и древнеегипетских богов или имеет отношение к заупокойному культу.

Взять, например колоссы египетского фараона Рамсеса II,нас поразят их чудовищные размеры. Но они созданы не для того, чтобы любоваться ими. Их величие и огромность как бы говорят: ”Знай свое место, оно мало и ничтожно, что его как бы и нет”.

От Древнего Египта до нас дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей. Однако характеризовать их в качестве прекрасных тел как-то не поворачивается язык. Они безобразны? Нет. Они не воспринимаются в своей человеческой телесности не только потому, что тела пластически недостаточно проработаны и схематичны, но и потому, например, среди этих человеческих тел нередко можно встретить увенчанные головами шакала, кошки, ибиса, крокодила, сокола и т.д. Это точно такие же тела, как и те, у которых на плечах человеческие головы. Головы здесь вполне взаимозаменяемы. Но попробуем мысленно приставить к туловищу поликлетовского «Дорифора» голову шакала, а Афродиту Милосскую представить с кошачьей головой. Получится абсурд и, хуже того, -нечто противоестественное и отвратительное. И еще хочется подчеркнуть, что в древнеегипетской пластике чаще всего изображали богов-фараонов и рабов. В древнегреческой скульптуре классической эпохи не найдешь изображений божественных царей, ни тем более рабов. Правда, названия скульптур как будто указывают на противоположное. Среди них сплошь и рядом встречаются Зевс, Аполлон, Гермес и т.д. Но также есть скульптуры, которые никакого отношения к богам не имеют-это Дорифор (копьеносец), Дискобол, Возничий, Перикл и т.д. Вопрос о том, чем по существу скульптуры, изображающие людей, отличаются от изображений богов, окажется неразрешимым. Очевидным образом древнегреческая скульптура классической эпохи внутренне однородна, и уж во всяком случае, никакой полярности различных типов скульптур в ней нет.

Пластика была вовсе не единственным примером сближенности божественного и человеческого в древнегреческой культуре. Другим, не менее впечатляющим примером, может служить феномен греческого полиса. Полис, как и скульптура, был для греков и человеческой и божественной реальностью одновременно. Поэтому скульптуры греческой классики нередко могут рассматриваться как изображение полиса, его персонификации в форме человеческого тела.

3. Полис


Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, оставаясь этнической и культурной, но не политической реальностью. Она как бы застыла на первой стадии образования государства.

У всех народов и культур существовало единодушное мнение: чем больше государство, тем для него лучше. Древние греки, однако, придерживались другого мнения. Они ставят вопрос об оптимальных размерах государства и приходят к выводу о том, что оно не должно быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. С малым государством все понятно. А вот чрезмерно крупное становится трудно управляемым и не соответствует интересам своих граждан. Идеальное государство должно быть легко обозримым.

На относительно небольшой территории Древней Греции в течение нескольких столетий существовало несколько сотен полисов. На один полис в среднем приходилось около 300 кв. км. и приблизительно 10 тыс. человек населения.

Нередко они между собой воевали. Города разрушались, мужское население истреблялось, женщины и дети продавались в рабство, однако территория побежденного полиса очень редко присоединялась к победившему государству. И уж тем более не возникало стремления объединиться в одно государство.


Равный среди равных


Как и на востоке, в Греции царей считали божественными. Они тоже происходили от богов, были их более или менее близкими родственниками. Именно родство с богами давало царям право на власть в своем полисе. Однако эта власть, какой бы большой она не была, оставалась властью одного гражданина над другим. Подчеркну, в греческом полисе обитали не царь и его подданные, а граждане объемлющего их полиса.

Считать себя богами было бы для них величайшим нечестием, чреватым страшными карами настоящих богов. И, тем не менее, свою божественность и близость к богам греки ощущали. Они не просто стремились теснее соприкоснуться с внутрибожественной жизнью, но и сближали ее со своим человеческим бытием.


Гражданин


У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них-управление государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля в полисную жизнь не входили.

Исходно полисный человек был «мужем войны» и «мужем совета», т.е. воином и государственным деятелем. Великий полководец и мудрый законодатель, дальновидный политик могли быть в Древней Греции одним и тем же лицом, т.к. государство составляли сами граждане, а не стоящие над ними и отчужденные то них государственные органы. Намека на бюрократию в полисах не было.

В полисе с демократическим устройством не только каждый гражданин имел право и обязан был участвовать в народном собрании, за свою жизнь он неоднократно избирался в различные органы власти, успевая побывать и начальником и подчиненным, и должностным лицом и частным человеком.


Досуг


Как же человек может обойтись без досуга, не все же ему трудиться, воевать и служить своим богам! В досуге проявляет себя человек, который свободен от и свободен для. Как-никак в нем человек предоставлен самому себе. Его действия исходят от него и имеют в нем свою цель.

К досугу относился, целиком с ним не совпадая, греческий театр, философские размышления и деятельность философских школ, посещение палестры и гимнасия, где занимались физическими упражнениями.

Досугом же в его концентрированном выражении, досугом по преимуществу для древних греков был пир. Пиры просвещенных афинян далеко не сводились к застолью. Конечно, на них подавались изысканные яства и вина, но, кроме того они сопровождались музыкой и пением. Главное же состояло в том, что пир обязательно был беседой. Причем ценилась не бессвязная болтовня веселящихся людей, а высокоумный разговор о предметах возвышенных и божественных. Тот факт, что пир и философия не были для древних греков чем-то несовместимым, разделенным, как плотское и духовное, непритязательно-легкомысленное и жизненно-серьезное и обязывающее, свидетельствует о его целостном, едва ли не всеобъемлющем характере.

В пире, как в досуге в целом, получала свое завершение коренная интуиция древних греков о божественности полиса. Полис мыслился как автакричный и свободный, то есть божественный. Поэтому, предаваясь досугу, полис осуществляет цель своего существования, а не просто отодвигает в сторону труды и заботы.

4. Медицина


Страны античного мира оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главной среди них была Греция. История Древней Греции насчитывает, по меньшей мере, три тысячелетия блистательного развития.

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

К сожалению, письменных источников медицинского содержания III-II в. До н.э. пока не имеется.


Врачевание предполисного периода(XI-IXвв. до н.э.)


Предполисный период долгое время назывался “гомеровским”, так как вплоть до XIX в. (когда на территории древней Греции начались систематические археологические исследования) основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. В них описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки. В поэмах Гомера упоминается об эпидемии чумы, о сумасшествии, о меланхолии, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности, об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства.

Эпические поэмы Гомера свидетельствуют об эмпирическом характере истоков древнегреческого врачевания, о широком взаимодействии древнегреческой медицины с достижениями других цивилизаций.

Врачевание полисного периода(VIII-VIвв. до н.э.)

Полисный период истории Древней Греции отмечен важным для истории медицины явлением, становлением храмового врачевания, которое развивалось на фоне эмпирического врачевания.

Храмовое врачевание носило «лечебно-саноторный» характер, основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. Храмовое врачевание унаследовало многие положительные приемы и гигиенические традиции эмпирического врачевания, которое возникло несравненно раньше религии.


Медицина классического периода(V-IVвв. до н.э.)


О медицинских знаниях классического периода истории Греции свидетельствует относительно обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и историков (Эсхил, Еврипид, Геродот, Софокл и другие); труды философов, среди которых особое место занимают произведения Демокрита; «Гиппократов сборник» - древнейший памятник медицинской литературы древней Греции.

Легендарное имя, Гиппократ, стало символом врачебного искусства в древней Греции. Гиппократ не был «отцом медицины», но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворяющей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Самые первые биографии Гиппократа написаны несколько столетий после его смерти. Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен. Около 300г.до н.э. все медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник». Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы» (лат. Aphorismi-законченная мысль) состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. «Прогностика»(лат. «Prognostikum»)-выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. Сочинения по хирургии- «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т. д. дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы («шапка Гиппократа», до сих пор применяется в хирургии).

В «Гиппократовом сборнике» описаны состояния, связанные с прорезыванием зубов, приведены рекомендации по устранению запаха изо рта, перечислено более 250 лекарственных средств растительного и 50 –животного происхождения.

Содержащиеся в нем работы отразили естественно-научные представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрали в себя передовые взгляды и достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики.


Медицина эллинистического периода(IVв. до н.э. –Iв. н.э.)


Эллинистический период является заключительным этапом развития древней Греции-ее высочайшим внешним расцветом. Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий.

Труды Аристотеля по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию античной науки конца классического периода.

Медицина этой эпохи характеризуется, прежде всего, бурным развитием анатомии и хирургии. Разрешение анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни дало огромный толчок в развитии анатомии. Анатомия (от греч. Anatome-рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины.

Описаны некоторые внутренние органы: печень, двенадцатиперстная кишка, в сочинении Герофила «О глазах», изложена анатомия сосудов, описаны стекловидное тело, оболочки и сетчатка. Изучено строение мозга, его желудочки и мозговые оболочки, впервые разделены на нервы чувствительные и двигательные. Сделаны первые шаги по пути к патологической анатомии.

Хирургия эпохи эллинизма объединила в себе два мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были знакомы сложные операции (проведение сложных операций на почке, печени, селезенке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците, дренирование при эмпиеме).

Эллинистический период явился временем самого плодотворного развития медицины в древней Греции.

Заключение


Римские завоевания (I в. до н.э.-30г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Политическим, экономическим и культурным центром Средиземноморья стал Рим.

Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства. Она сохраняла свое влияние в течение нескольких столетий и составила существенную часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивалась европейская, а вместе с ней мировая культура и медицина.

Список литературы:


  1. Культурология. – СПб.: Изд. «Лань», 2001.

  2. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., Доп. – СПб.: Лениздат; Изд. «Союз», 2001.

  3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. -2-е изд., перераб. и Дополн.-М.: ПАЙМС, 1994.

Рефетека ру refoteka@gmail.com