Содержание
1. Периоды развития культуры Древнего Рима. Особенности культуры,
ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами
2. Древнеримская архитектура
3. Творчество писателей «Золотого века»
Заключение-вывод
Список использованной литературы
1. Периоды развития культуры Древнего Рима. Особенности культуры, ее взаимодействие с древнегреческой и другими культурами.
История римской культуры делится на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: царский период (VIII-VI вв. до н.э.), период республики (V-I вв. до н.э.), период империи (I-V вв. н.э.). Эта культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была очень сложным, синтетическим явлением, положившим начало цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.
Если греческий гений был художественным и эллинскую историю творили художники, то римский гений - политика и патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Римляне считали главными три занятия: воевать, править и строить.
Царский период. Царь обладал высшей религиозной, судебной и военной властью. Он распоряжался государственной казной и владел значительной частью земли. Власть царя ограничивалась волей сената и народного собрания. В сенат, совещательный орган при царе, входили представители 300 родов, составлявших римскую гражданскую общину. Законодательным органом власти, в функции которого входили вопросы войны и мира и избрание царя, было народное собрание.
Римскими гражданами считались только члены родов. Они называли себя патриции. Родичи сообща владели землей, имели родовые кладбища. Члены рода вели происхождение от общего предка и носили одну фамилию.
Остальное население Рима составляли клиенты, плебеи и рабы. Клиенты — лично свободные люди, не имевшие римского гражданства. Обычно это были бедняки, искавшие покровительства какого-нибудь «отца семейства».
Плебеи были также лично свободны. Они не обладали правами гражданства, хотя иногда были богаты, даже знатны. Плебеи по происхождению были «чужаки» — представители покоренных народов, переселенцы, рабы, отпущенные на свободу.
Рабами были пленники, должники и преступники. Рабство было патриархальным. Рабы принадлежали отцам семей, и работали вместе с другими домочадцами.
Период Республики. Республиканские органы власти были представлены народным собранием, магистратурой и сенатом.
Магистратура формировалась по принципу выборности, коллегиальности, временности и безвозмездности. Это были должностные лица, избиравшиеся народным собранием обычно на год. Платы за службу государству они не получали (в противоположность политической системе Греции, где платили за отправление должности, чтобы ее мог занимать человек из любого социального слоя граждан). Магистраты обладали властью законодательной, исполнительной и судебной.
Сенат из 300 человек — утверждал законы, и результаты выборов. Он контролировал деятельность магистратов, давал им рекомендации, советы. Сенат определял внешнюю политику, ведал финансами и отправлением культа — организацией религиозных церемоний. Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания. Формировался сенат цензором из бывших магистратов. Они включались в состав сената пожизненно.
Всадники также формировались цензором. Необходимыми условиями для включения в сословие всадников были высокий имущественный ценз — не менее 400000 сестерциев — и участие в нескольких военных походах.
Великие завоевания имели для Рима ряд следствий, приведших к кризису республики. Огромный приток в Италию дешевой рабочей силы вызвал массовое разорение мелких землевладельцев. Они превратились в неимущих, пролетариев, и наводнили итальянские города, прежде всего Рим. Исчезновение мелкого крестьянства подрывало социальную основу римского гражданства, основанного на владении землей равноправными членами общины.
Период Империи.
Новый период гражданской войны, начавшийся после смерти Цезаря, привел к власти родственника Цезаря — Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. почетный титул Августа («священный», «величественный»). Форма правления, установившаяся при Августе, получила название принципата. Республиканские органы власти формально сохранились, но фактически вся полнота власти принадлежала принцепсу (первому в списке сенаторов). Август, как и Цезарь, совмещал высшие должности. Как консул, он был главнокомандующим. Как цензор, формировал угодный ему сенат. Параллельно республиканским органам власти возникли императорские. Это был Совет Августа, сформированный из его сторонников. К нему фактически полностью перешла власть сената. Выборные магистраты делили власть с чиновниками, назначаемыми самим Августом.
С 14 г. н.э. (год смерти Августа) перестало созываться народное собрание. Империя в республиканских одеждах принципата просуществовала до 284 г. н.э., когда при императоре Диоклетиане она и формально и по существу стала неограниченной монархией доминатом (от лат. dominatus -«господство»).
Римская держава достигла максимальных размеров при императоре Траяне в начале II в. н.э. Со второй половины этого века античная цивилизация, расцветшая на принципах полисного земледелия и народовластия, втиснутая в рамки имперских институтов, стала заметно клониться к упадку. Кризис проявлялся в частой смене императоров, военных неудачах, потере значительных территорий, упадке городского самоуправления и разрушении античного типа хозяйства.
В 395 г., после смерти императора Феодосия, произошло разделение Римской империи на Западную, со столицей Римом, и Восточную, со столицей в Константинополе. Нашествия так называемых «варварских» племен — гуннов, готов, вандалов и др. — закончились падением Западной Римской империи.
До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.
Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры.
Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература благополучно были «пересажены» на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы «засыхали» в силу интеллектуального уровня «потребителей» римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии.
Вывод. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины.
Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе.
Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами.
Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Необходимо отметить и то, что политическая жизнь, как греческих полисов, так и Рима, борьба лидеров различных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, игравшие немалую роль в политике и привлекавшие массу слушателей, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточенности логической аргументации, определяли методы философии и науки.
Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую.
2. Древнеримская архитектура
Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.). Римская архитектура взяла многое у этрусской — круглую форму колонны и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный портал, через который проходил победитель. Такая форма, как конструкция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре.
Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.
В области скульптуры римляне — также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то «оправданиями». Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: а Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор, например, раствор «римская мальта» для химиков является загадкой и сейчас.
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами.
Базилика выполняла роль административного здания, в котором римляне проводили большую часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание корпусов и помещений, связанных с отдыхом, спортом и гигиеной. В них находились помещения для занятий гимнастикой и атлетикой, залы для отдыха, бесед, выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые помещения, сады и даже стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более человек. Термы были связаны с потреблением большого количества воды, поэтому к ним подводилось специальное ответвление водопровода — акведуки (мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций.
Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.
Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Росписи зрительно расширяли пространство помещений, являясь прекрасным и разнообразным декором. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания, меняя системы построения, вплетая в композиции дополнительные и многообразные детали.
В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.
Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он сложился с начала I в. до н. э. Римляне по-новому понимали этот жанр: в отличие от греческих скульпторов они пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщить наблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Римляне первыми стали использовать монументальную скульптуру в пропагандистских целях: они устанавливали на форумах (площадях) конные и пешие статуи — памятники выдающимся личностям. В честь памятных событий устанавливались триумфальные сооружения — арки и колонны.
В Риме него провинциях были возведены сотни таких сооружений. Грандиозные колоннады, расположенные вдоль улиц, украшали многие центральные и провинциальные города.
Вывод. Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
3. Творчество писателей "Золотого века"
Золотой век римской литературы начинается Цицероном (106—43), который может смело называться творцом классической прозы. Слава Цицерона основана на его образцовых ораторских произведениях, в которых он умел соединить необыкновенное изящество стиля с живостью и энергией языка. Кроме своих многочисленных речей, он оставил еще несколько философских сочинений, имевших целью в легкой, доступной форме ознакомить римлян с греческой философией, сам он, впрочем, не принадлежал ни к какой определенной философской школе и рассуждал о философии только как искусный ритор, без глубокого убеждения в том или другом учении. Другой образец изящной латинской прозы оставил Юлии Цезарь в своих записках о Галльской войне (Commentarii de bello gallico) и о войне гражданской или междоусобной (de bello civili). Записки Цезаря отличаются удивительной простотой и ясностью изложения и обнаруживают в авторе тонкого наблюдателя. Рядом с Цезарем можно поставить еще одного замечательного исторического писателя — Саллюстия Криспа; в своих сочинениях — «О заговоре Каталины» и «Югуртинская война» — он взял себе за образец греческого историка Фукидида и с рассказом о событиях соединял характеристики действующих лиц и эпохи. Но, ярко изображая упадок республиканских нравов Рима, сам он, как говорят современники, отличился притеснениями и грабительством в Нумидии, куда Цезарь назначил его наместником. Далее следует назвать знаменитого историка Тита Ливия, современника Октавиана Августа.
Он был родом из Патавии (Падуи), большую часть жизни провел в Риме и пользовался благосклонностью Августа, хотя и не скрывал своей приверженности к республиканской партии. Ливии написал пространную римскую историю от начала Рима до своего времени; но из 142 книг (собственно глав) этой истории до нас дошло только 35. Он предпринял свой труд для того, чтобы прославить деяния древних римлян в поучение их потомкам и показать, какими подвигами и при каких нравах Рим достиг владычества над миром. Сообразно этой патриотической цели, он не подвергал строгой критике источники, которыми пользовался для своего труда, и выбирал преимущественно те известия, которые наиболее соответствовали национальной гордости римлян. Его рассказы о первом периоде Рима поэтому сохранили характер народных героических сказаний. Слог его истории возвышенный, риторический, но вместе изящный и сильный.
К числу исторических писателей следует отнести Порция Катона и Теренцин Варрона. Порций Катон — знаменитый цензор, живший во II веке до н.э., написал несколько сочинений о земледелии и, кроме того, сочинение о древнейших государствах Италии и о начале Рима. Теренций Варрон, современник Цицерона, знаменит своей необыкновенной ученостью и литературной плодовитостью: он написал многочисленные трактаты — исторические, философские, грамматические, юридические, сельскохозяйственные и прочие. Но до нас дошли только два его сочинения: "О латинском языке" и "О сельском хозяйстве". Его ученые изыскания о римских древностях и римской истории важны потому, что ими пользовались последующие историки. Современником Цицерона был и Корнелий Непот, написавший краткие биографии или жизнеописания великих государственных мужей и полководцев, взятые преимущественно из греческой истории. А во времена Августа жил еще замечательный историк Трог Помпеи, он пытался написать всеобщую историю по греческим источникам; сочинение его дошло до нас в сокращении, которое принадлежит Юстину, писателю II века от н. э.
Поэзия золотого века латинской литературы достигла высшего своего выражения в лице трех римских поэтов: Вергилия, Горация и Овидия.
Все трое были современниками Октавиана Августа. Вергилий Марон — родом из окрестностей Мантуи, находился под особым покровительством императора и Мецената. Он написал несколько идиллий (или эклог) о сельской жизни и прекрасную поучительную поэму о земледелии («Георгики»); но слава его преимущественно основывается на эпической поэме «Энеида», где рассказаны странствия Энея после разрушения Трои и его поселение в Лациуме: здесь Вергилий выводит род Августа по прямой линии от троянского героя. Эта поэма представляет собой подражание Гомерову эпосу, но по изяществу формы она является произведением вполне художественным и национальным. Гораций Флакк был сыном вольноотпущенника; во время второго триумвирата принадлежал к партии республиканцев и сражался в войске Брута при Филиппах. (В одном стихотворении, обращенном к другу, Гораций вспоминает этот день, когда он, кинув щит, бежал с поля битвы.) Впоследствии Гораций приобрел доверие и дружбу Мецената; сам Август заискивал в его стихотворных похвалах. Меценат подарил Горацию небольшое поместье, и здесь поэт, не любивший тревожной городской жизни, провел свои лучшие годы. Он писал мелкие лирические стихотворения и особенно знаменит своими остроумными, игривыми сатирами, в которых слегка подсмеивался над суетностью, корыстолюбием, расточительностью и другими недостатками современных ему римлян. Овидий Назон, принадлежавший к богатому сословию всадников, известен преимущественно своими эротическими стихотворениями, в которых воспевалась любовь; самое значительное из его произведений — это «Метаморфозы» или «Превращения», которые представляют ряд изящных мифологических рассказов о греко-римских богах и героях. Август за что-то прогневался на Овидия и сослал его в Томи, незначительный городок на северо-западном побережье Черного моря; здесь он и умер. Из других лирических поэтов того же века наиболее известны: Катул, Тибулл и Проперцип.
С расцветом литературы у римлян начала развиваться и книжная торговля. Прежде у каждого порядочного римлянина обыкновенно в числе домашних рабов были и такие, которые занимались переписыванием книг для библиотеки своего господина. Друг Цицерона, Помпоний Аттик, человек очень образованный и предприимчивый, первый завел у себя изготовление рукописей в большом количестве для продажи. Он имел много рабов, приученных к этому делу, так что мог делать книги довольно скоро и дешево. Тогда читатели нашли более удобным покупать книги, нежели изготовлять их домашними средствами. Успех Аттика вызвал подражателей, и вскоре издание книг сделалось особым промыслом, чему способствовало изобилие рабов; обыкновенно один раб диктовал разом целой сотне писцов, и каждая книга являлась в таком же числе списков. Из Рима эти списки распространялись по провинциям.
Вывод. Литература римская развивалась также под влиянием греков. Однако еще до знакомства с греками у римлян встречаются зачатки оригинальной латинской поэзии и прозы. На последнюю указывает существование римских государственных летописей, или анналов, куда вносились ежегодно краткие заметки о важнейших политических событиях и замечательных явлениях природы. Они велись жрецами понтификами. Эти летописи не дошли до нас, но ими пользовались римские историки. Зачатками собственно латинской поэзии представляются хвалебные песни в честь предков, которые в древнейшую эпоху пелись на торжественных обедах всеми участниками по очереди и в сопровождении флейты.
Упоминаются, кроме того, священные, или религиозные, песни. Существовали также в Древнем Риме и народные песни веселого или остроумного содержания: иногда такие песни сопровождались соответствующими телодвижениями и сценическими представлениями. Безыскусственный размер этих народных песен с их грубым необработанным языком стал известен под названием сатурнова стиха.
Заключение-вывод
Современная западная культура получила в наследие от Рима законченную систему правовых норм, ставшую образцовой (римское право — обязательный предмет при обучении юристов). Причем эта система, была разработана не для полиса — крохотного, по современным меркам, города-государства, а для огромного государства, насчитывавшего до ста миллионов жителей, и была реализована через соответствующие правовые институты. В системе права наиболее ярко реализовался и разумный практицизм римлян. В отличие от греков, для которых много значили интеллектуальные игры, споры, римляне, выбрав определенную позицию, жестко ее придерживались. И той свободы слова, которая делала такой пластичной духовную жизнь греков, у них не было.
Римский дух нашел свое выражение и в языке — точной и богатой латыни, бывшей позже на протяжении столетий языком международного общения и ставшей источником романских языков — французского, итальянского, румынского, португальского, испанского и некоторых других.
Именно в Риме приобрел свои законченные формы католицизм — западная ветвь христианства, во многом определивший историю и характер развития западноевропейской цивилизации.
Список использованной литературы
1. М. Б.Семочкина. Культурология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. История культуры. Кн. 1. - Екатеринбург, 1998. - 144 с.
2. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.
3. Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история
4. Лекции по истории культуры