Майков Аполлон Николаевич (1821 - 1897), поэт.
Литературная деятельность Майкова, так же как Фета и Полонского, длилась больше полувека. На заре своей сознательной жизни он с непосредственностью современника воспринимал последние произведения Пушкина и творчество Лермонтова, а умер уже после выступления русских символистов.
Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Раннее детство он провел преимущественно в деревне - в имениях отца и бабушки в Московской губернии. Первые детские впечатления нашли свое отражение в позднейших поэтических симпатиях Майкова, в его любви к русскому пейзажу, в пристрастии к несколько наивному патриархальному быту.
Двенадцати лет Майкова отвезли в Петербург, куда скоро переехала и вся семья. В три года он прошел весь гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занимаясь римским правом, Майков изучил латинский язык и мог читать в подлиннике римских писателей. Греческого языка он в то время не знал и греческих писателей читал во французских переводах. Занятия римским правом, философией, чтение римских и греческих поэтов пробудили в Майкове глубокий интерес и любовь к античному миру, столь характерные для его творчества.
С ранних лет Майков жил в атмосфере литературных интересов и культа искусства. Отец его был живописцем; мать писала стихи и повести. Неслучайно в братья были причастны к литературе; один из них, Валериан, был выдающимся критиком 40-х годов. На вечерах у Майковых, о которых с восторгом вспоминал неизменно посещавший их И. А. Гончаров, бывали писатели, художники, артисты, музыканты. В течение нескольких лет выходил рукописный журнал, сотрудниками которого были все Майковы, Гончаров, преподававший поэту историю литературы, поэт Бенедиктов и др. Здесь появилось много стихотворений Майкова, напечатанных впоследствии в журналах.
С начала 40-х годов Майков начал систематически печатать свои стихотворения. В 1842 году он издал их отдельной книгой. Книга вызвала единодушное признание критики. Специальную статью посвятил ей Белинский, высоко оценивший молодого поэта. Считая, что в будущем Майкову не следует ограничиваться антологическими мотивами, отразившими его влюбленность в античный мир, Белинский вместе с тем горячо приветствовал простоту его стихов, отсутствие в них ложного пафоса и нарочитой изысканности, точность слова и образов. Критик противопоставлял Майкова поэтам, связанным со славянофильством (H. M. Языкову последнего периода его творчества, А. С. Хомякову, С. П. Шевыреву), и В. Г. Бенедиктову.
В 1841 году Майков окончил университет. После выхода первого сборника стихотворений он отправился в длительное заграничное путешествие. Только теперь Майков сделал окончательный выбор между поэзией и живописью, которой он занимался в течение ряда лет; большой успех сборника убедил его в том, что именно в поэзии его подлинное призвание. Майков довольно долго прожил в Италии, куда издавна стремился. Он написал там книгу стихов "Очерки Рима". Жил он и в Париже, усердно слушая университетские лекции. На обратном пути, в Праге, Майков познакомился с деятелями славянского национально освободительного движения - В. Ганкой и П.И. Шафариком.
Вернувшись в 1844 году в Россию, Майков поступил библиотекарем в Румянцевский музей. К этому времени относится его знакомство с молодыми писателями, стоявшими тогда в центре литературной жизни: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, Д. В. Григоровичем и др., а также с Белинским и кружком М. В. Петрашевского. Майков испытал воздействие идей Белинского и петрашевцев, их взглядов на задачи современной литературы, их призыва к социально направленному, реалистическому искусству. Под влиянием этих идей написаны поэмы Майкова "Машенька" и "Две судьбы". Правда, влияние это было кратковременно, и Майков не включал эти поэмы в свои сборники и собрания сочинений.
Скоро он примкнул к консервативному лагерю и стал защитником так называемой "чистой поэзии". "Чистая поэзия" противопоставлялась в 1850-1860 годах поэзии гражданской, наиболее ярким представителем которой был Некрасов, поэзии, теснейшим образом связанной с передовыми идеями своего времени. Среди поэтов, защищавших идеи "искусства для искусства", Майков занимал свое, особое место. В отличие, например, от Фета, поэта, без сомнения, более крупного и оригинального, он стремился к пластичности изображения, точности зрительных образов, смысловой ясности. Основная стихия его поэзии - не лирическая взволнованность, а гармоническое "спокойствие" и "объективность".
Вторая половина 50-х годов - очень плодотворный период в творчестве Майкова. В эти годы написаны многие из его наиболее известных произведений, в том числе превосходные стихи, рисующие своеобразие и красоту русской природы ("Сенокос", "Осень", "Ласточки" и др.). В 1858 году Майков принял участие в экспедиции корвета "Баян" в Грецию. Предварительно он прочитал много книг и изучил новогреческий язык. "Баян" побывал не только в Греции, но и в Италии. Литературным результатом этой поездки были два цикла - "Неаполитанский альбом" (в него входит одно из лучших стихотворений Майкова - "Тарантелла") и "Новогреческие песни", в которых наряду с бытовыми и любовными мотивами нашла отражение борьба греков за национальное освобождение.
В дальнейшем творчество Майкова развивалось в нескольких направлениях. Еще больше, чем в предшествующие годы, он обращался в своих произведениях как к западной, так и к русской истории. С другой стороны, Майкова привлекали темы и мотивы, почерпнутые из народной поэзии разных стран; он переводил народные песни (белорусские, сербские, греческие), написал ряд стихотворений в духе народной лирики, поэмы "Бальдур" и "Брунгильда", темы которых заимствованы из скандинавского эпоса, и т. п. Много времени уделил он переводу "Слова о полку Игореве".
Сын Майкова проходил "Слово" в гимназии, и поэт перечитал его вместе с ним. Натолкнувшись на ряд неясных мест, неудовлетворенный членением "Слова" на части в сделанных до него переводах, Майков обратился со своими сомнениями к профессору И. И. Срезневскому, но тот ответил: "Сами добивайтесь!" И вот поэт изучает научную литературу о "Слове", сопоставляет его с эпосом других народов и только затем переводит. Четыре года, потраченные на перевод, Майков называл "вторым университетом" - уже не по юридическому, а по филологическому факультету.
Нужно, наконец, отметить один замысел, который волновал Майкова в течение почти всей его жизни и которому он отдал много лет труда. Это драматическое произведение на тему о столкновении христианства с язычеством. Первый его набросок, художественно слабый, появился еще в сборнике 1842 года, а окончательная редакция, под названием "Два мира", относится к 1881 году. Кто пожелал бы проследить шаг за шагом историю этого произведения, тот увидел бы и идейную эволюцию Майкова, и то упорство, ту настойчивость, с которыми он стремился лучше и ярче воплотить свой замысел.
В 1860-1870 годах творчество Майкова, окончательно порвавшего с передовыми кругами и печатавшегося главным образом в реакционном "Русском вестнике", не могло не встречать резкого отпора у критиков и писателей демократического лагеря. Помимо чуждых им тенденций в поэзии Майкова, некоторое значение имела здесь и его чиновничья карьера. В 1852 году он поступил в Комитет иностранной цензуры, где и служил до самой смерти. С 1882 года он стал председателем комитета.
Наряду с выпадами против "нигилистов", прославлением царствующих особ, наряду с религиозно-националистическими настроениями, усилившимися в его творчестве, Майков создает и отдельные стихотворения (например, "Емшан", "Весна" 1881 года), имеющие непреходящую художественную ценность.
В 80-х годах Майков писал мало. Взыскательный поэт переделывал старые произведения и подготовил к печати новое издание собрания своих сочинений. Умер Майков 8 марта 1897 года.