РЕФЕРАТ
Тема: Культура Европы XIX – ХХ вв
Содержание
1. Романтизм в европейской культуре XIX века
2. Реализм в европейской культуре ХIХ века
3. Русская культура XIX века
4. Культура Европы ХХ века
5. Культура России XX – XXI веков
6. Список литературы
1. Романтизм в европейской культуре XIX века
XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развития промышленной революции. Таковы главные особенности формирования цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему культурных ценностей.
Разнообразны научные достижения XIX столетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют выражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможность Ж.Ф. Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитие экономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт, Г. Спенсер). Новых высот достигают и физико-математические науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н. Карно, М. Фарадей и др.). Исключительны успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвигает теории происхождения человека и естественного отбора в природе, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн).
Подготовленный идеями Канта и Фихте новый взлет мысли происходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатывают концепцию поступательного развития человечества и принципа историзма, сформулированы основные законы диалектики. В середине столетия К. Марксом и Ф. Энгельсом создается материалистическое учение, получившее дальнейшее развитие под названием "марксизма". В XIX в. зародился позитивизм - учение, утверждающее, что подлинным знанием может быть только научно обоснованное эмпирическое знание (основоположник этого метода О. Конт).
Поскольку душой любой культуры является искусство, то важно проследить климат эпохи через его развитие. В искусстве этого периода можно выделить две основные вехи: эпоху романтизма (первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, - сущностная сторона романтизма.
Для романтизма этого периода были характерны: во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход от действительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).
Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди).
Таким образом, романтизм провозгласил своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право на самостоятельность и оригинальность в художественном творчестве.
Но к концу XIX - началу XX вв. идеи романтизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическим отношением к идее технического прогресса.
2. Реализм в европейской культуре ХIХ века
Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм.
К середине XIX в. капиталистические отношения достигли состояния зрелости и поэтому была осознана невозможность реставрации аристократических или раннебуржузных идеалов. Предметом художественной культуры становится действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей "свободной" воли. Мотивы человеческого поведения художники начинают искать не в явлениях субъектного духа, а в реальных жизненных коллизиях. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Это стало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволяющего реально оценить современную действительность.
Критический реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Избегая копирования реального, преодолевая эмпирическую данность, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенные проявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбору, изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, художественным метафорическим реалиям.
Представители этого направления привнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитический взгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии, мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений его внутреннего и внешнего мира, которые были свойственны романтизму и сентиментализму. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах, подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. Она пыталась сопротивляться, отстаивая свою нравственную чистоту, и либо погибала, либо побеждала в борьбе с силами зла. Этот реальный человек интересен своей многоплановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальный роман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала тип общественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители этого направления). Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гард и др.
В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи) открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое выражение в музыкальных произведениях Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.
Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс в своем генезисе явление сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества (Д. Рескин, А. Рембо, О. Уайльд и др.).
В определенных кругах пользуются повышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаются в разнообразии стилей. Один из ведущих стилей – импрессионизм (франц. - впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к "зрительной сущности" вещей.
Наметившийся кризис реалистической традиции более отчетливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.
На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропитан "тоской по идеалу", натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. Основной вклад реализма XIX в. в развитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды.
3. Русская культура XIX века
XIX век - "золотой век" русской культуры, время мощного культурного подъема. Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?
Это: Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, отмена крепостного права, "хождение" в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма — все это многообразие определило и культурное "лицо" XIX в. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: "золотой век" начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).
Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и "спасения" России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов.
XIX в. — это новый качественный подъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризм достигает своего апогея.
Особую роль играла литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образы. Назовем лишь наиболее выдающихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов - какая эпоха в мировой цивилизации может назвать такое соцветие имен?
В музыкальном искусстве - это М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, представители "Могучей кучки": А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. В живописи — И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.
Прославили отечественную науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики - Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, изобретатели - П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин и др.
В развитии русской культуры XIX в. доминировали две линии, которые выстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри нее своеобразное "разделение труда".
Одна - культурно-самобытная, в широком смысле сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры (в ее отличии от иных культур - прежде всего западноевропейской) - применительно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национальному русского народа и т.д. Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: "русское просвещение" (И. Киреевский), "русская мысль" (А. Хомяков), "русское воззрение" (К. Аксаков), "русский ум" (А. Григорьев), "русский народный дух" (Вл. Соловьев), "русская идея" (В. Соловьев, Н. Бердяев), "русское мировоззрение" (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступает осмысление особого пути России, ее исторического места в дилемме "Запад—Восток". Однако русская идея, обращенная к политике, оставалась откровенно консервативной, ограничивала человека рамками устоявшегося, не давала повода для автономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и консерватизм второй половины XIX в., но он становится более теоретичным, фундаментальным, тесно связанным с государственной политикой, прямым обоснованием русской идеи.
Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модернистская, "революционно-освободительная" - связана с "западничеством", выражавшим идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.
Значение XIX в. в истории культуры России заключается: во-первых, во взлете Духа, культурном подъеме, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом;
во-вторых, в уникальности философско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья;
в-третьих, в том трагически-творческом "узле" в "колесе" русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности;
в-четвертых, в зарождении "русской идеи", которая получает различную трактовку, становится определенной "знаковой" системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславистов и марксистов;
в-пятых, в том, что XIX в. в полной мере выразил синтезирующий, философски-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без которого она теряет свою почву и судьбу.
в-шестых, в небывалом развитии такой системы как художественная культура, которая становится именно в XIX в. классической;
в-седьмых, в этапном завершении развития русской культуры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге XX столетия.
4. Культура Европы ХХ века
Европейская культура ХХ столетия при всей ее противоречивости и многообразии проявлений, способов отношения человека к миру, характеризуется прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ в. – это время становления единой общечеловеческой культуры. Люди стали получать огромное количество информации через электронные средства связи, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, сформировались новые потребности и культурные стереотипы. Этот переворот произошел в рамках массовой культуры, чья социальная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение людей, унифицировать их духовную жизнь, стандартизировать интеллектуальные реакции, что отвечает потребностям машинного производства.
При всей пестроте современной художественной культуры у составляющих ее течений и стилей есть одна общая черта – все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и настроений художника. Начало такому направлению в художественном творчестве положили еще постимпрессионисты. Впоследствии оно было названо модернизмом.
Свое самое полное воплощение модернизм нашел в архитектуре. Самым значительным явлением стал функционализм (20-е годы ХХ в., Германия) – направление, которое возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал новые типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием и т.д.).
Одним из первых направлений модернизма в литературе стал символизм, который в своем творчестве обращался к классической мифологии, национальным фольклорным персонажам, а также к различным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями символизма были П. Валерии, Т. Элиот, У. Йетс.
Были и другие направления в модернизме, вставшие на путь полного разрыва с поэтической традицией: дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, В. Маяковского, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.
Еще одним направлением модернизма в литературе является школа "потока сознания", пытающаяся удержать настоящее, момент бытия в слове, отразить в нем поток жизни (М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Дж. Джойс). Знаменитый роман Джойса "Улисс" стал вершиной не только школы "потока сознания", но, по оценкам многих критиков, и всей модернистской литературы.
Разумеется, литература ХХ века не ограничивается рамками модернизма. По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына и др.
Растет популярность научно-фантастической литературы, давшей таких крупных писателей, как С. Лем, А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. и Б. Стругацкие. Детективная литература представлена именами А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др.
Также как литература, многообразен и многолик театр ХХ в. Наряду с реалистическим театром, продолжавшим традиции А. Чехова и Г. Ибсена, все большее значение приобретают поиски нового. Так появляется трагедийный театр Г Крэга, пытающийся раскрыть философию бытия, эпический театр Б. Брехта, истолковывающий уроки истории и позволяющий для этого большую свободу актеру в обращении с образом, театр жестокости А. Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был еще неразрывно связан с ритуалом, театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета, не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями человека с обществом.
Говоря о модернизме в изобразительном искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в художественной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).
Среди модернистских направлений в художественной культуре ХХ столетия, видимо, самым сложным и противоречивым является экспрессионизм. Его особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность человека в мире ( Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).
В первом десятилетии ХХ в. сформировалось еще одно направление модернизма – кубизм. Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических фигур (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне).
Одной из самых радикальных разновидностей модернизма стал футуризм (1909 г.). Свое наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти, У. Боччони, Л. Руссоло, а в России его приверженцами в поэзии стали В. Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Футуризм стал кратковременным явлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя.
Одним из самых значительных явлений в художественной культуре ХХ столетия стал сюрреализм, который возник во Франции после Первой мировой войны и оформился в новое художественное направление (Г. Аполлинер, А. Бретон, С. Дали, Р. Магритт, Г. Мур). Основные черты сюрреализма: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, низменных побуждений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, паталогической психики. Во второй половине ХХ века произведения в стиле сюрреализма мы встречаем в различных видах искусства. В литературе близким к данному стилю оказывается такой гений как Ф. Кафка, в театральном искусстве – это пьесы тетра абсурда Э. Ионеско и С. Беккета, в кино – фильмы Ф. Феллини.
Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм, сложившийся как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии ХХ столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали любую изобразительность и отказывались от изображения предметов мира, то абстракционизм еще называют "беспредметным искусством" (В. Кандинский, К. Малевич).
Позднее различные варианты абстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: В США – абстрактный экспрессионизм, во Франции – ташизм (от слова "таш" - пятно), в Англии – живопись действия и т. д.
Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ века. Позже в этом направлении стало трудно придумать что-нибудь новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, и поэтому на смену ему пришли другие художественные направления, более доступные для зрителей.
Несколько слов нужно сказать о музыке ХХ столетия. Продолжает развиваться академическая музыка, имеющая тесную связь с эстетическими нормами и традициями классического искусства. Понятие модернизма в музыке не является стабильным. И даже то, что в начале века считалось уже классикой. Так произошло с музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса – представителей импрессионизма в музыке. Сегодня в понятие музыкального авангарда входит конкретная музыка П. Шеффера, создающая с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. П. Булез и К. Штокгаузен являются представителями алеоторики – течения, вносящего элемент случайности в музыку (музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, бросания игральных костей и т. д.). Современный композитор А. Веберн воплотил в своем творчестве идеи пуантилизма – изложение музыкальной мысли не в виде темы или мелодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также шумовых эффектов. Вследствие научно-технического прогресса появилась электронная музыка, связанная с конструированием не только мелодии, но и самого звука.
Принципиально новыми направлениями в музыке ХХ века стали джаз, возникший из слияния африканской и европейской музыкальных традиций, огромное количество разновидностей рока (есть даже рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос – суперзвезда"), многочисленные жанры эстрадной музыки.
В 60-70-е годы ХХ века в западноевропейской художественной культуре произошел новый поворот, в результате которого сформировалось ее новое направление, получившее название постмодернизм. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – эстетических, методологических и т. д., на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими людьми. Иная точка зрения рассматривает постмодернизм как направление современной европейской культуры, целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурой.
Рассматривая сложные пути развития художественной культуры ХХ столетия, мы закономерно приходим к выводу, что художественная деятельность с небывалой прежде силой адаптируется во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, технической, духовной, а они в свою очередь предъявляют к ней свои требования, разнонаправлено стимулируют ее развитие в соответствии с собственными интересами.
5. Культура России XX – XXI веков
Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. "Серебряный век" — это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура "серебряного века" — это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Что нового дал этот период русской и мировой культуре?
Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально.
Во-вторых, "Серебряный век" русской философии - это время отказа от "социального человека", эпоха индивидуализма, субъективизма, интереса к тайнам психики, иррационального в человеке; господство мистического начала в культуре.
В-третьих, "Серебряный век" стал наиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев.
В-четвертых, "серебряный век" - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входили такие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкавшие ни к одному из художественных направлений. Культурная сокровищница "серебряного века" есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России.
Советский период в развитии России. Среди многочисленных точек зрения в оценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всю советскую культуру заведомо мрачными красками тоталитаризма и вождизма, не представляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшие противоречия развития, социальную психологию масс, не исключая предпосылки дооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороны этого времени, и в то же время видит гуманистическую направленность поисков значительной части творческой и научно-технической интеллигенции.
В истории советской эпохи принято выделять несколько социокультурных этапов: двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные вехи развития культуры, плюрализма и инакомыслия, борьбы с тоталитаризмом, как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться. Особое место занимает культура в период Великой отечественной войны.
Уже с первых шагов революции инакомыслие обнажило беспечность значительной части интеллигенции, не увидевшей в ней для себя и России "духовное разорение", весь ужас нависшей опасности. "Несвоевременные мысли" М. Горького, "Окаянные дни" И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришвина, И. Павлова составляют великий "зачин" плюрализма русской культуры советского периода.
Контроль над духовной сферой, жесткий партийный прессинг - особый феномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал "социалистический реализм" - творческий метод литературы и искусства, подразумевавший правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности). Однако он требовал в художественных произведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий в сфере духа.
Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возросло значение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Около 80 % отечественных фильмов были поставлены на этой киностудии ("Два бойца" Л. Д. Лукова, "Секретарь райкома" И. А. Пырьева и др.). Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.
Образы защитников Ленинграда создали в поэмах О. Бергольц "Ленинградская поэма" и В. Инбер "Пулковский меридиан". Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова "Дни и ночи" и В. Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова. Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского "Василий Теркин", поэма М. Алигер "Зоя".
Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С. Герасимова "Мать партизана", картине А. Пластова "Фашист пролетел" и др.
В годы войны происходили заметные изменения в жизни советского многонационального общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единства судеб народов.
В послевоенный период сфера идеологии охватила все стороны социокультурной жизни страны. На практике это означало грубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развития культуры. Примером тому может служить печально известное постановление ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (14 августа 1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателей были объявлены "несовместимыми с социалистическим мировоззрением", "идейно-порочными". Такая же политика велась и в отношении других видов художественного творчества. Гонениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А. Авдеенко и др.
Период "оттепели". После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободу художникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однако эта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности", призванной "вдохновлять" писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго" вызвало резкую реакцию властей: его заставили отказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. "Дело Пастернака" породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих он перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрождения.
На рубеже 50—60-х гг. проявились тенденции "нового авангарда" в живописи как альтернатива существующему состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципам изображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период "оттепели" продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал "формалистов", "оторвавшихся от народа".
В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация "живых" и "мертвых". А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин.
Время с середины 60-х до середины 80-х гг. принято называть "застойным". Но к литературному процессу это понятие неприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением, собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского "похолодания", возврат к прошлому сделался в последующие годы невозможным.
В полный голос заговорили таланты "сорокалетних", долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л. Петрушевская и др.). Получили возможность свободного развития различные виды "нереальной" литературы. Литературный пласт стал шире, "производственной" тематике все более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающие высшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько его самого, богатство его внутреннего мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч. Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева, Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева, В. Распутина и др.
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг. породило ряд "неформальных образований", "микромиров" со своей социальной базой, культурой и контркультурой. Подлинным общественным явлением этого периода стал В. Высоцкий - поэт и певец. Его песни отражали менталитет русского человека второй половины XX в.
В "перестроеные" годы из длительного искусственного забвения постепенно начала возрождаться блистательная культура "серебряного века". Была открыта дорога к читателю произведениям, десятилетия пролежавшим "в столе", В. Дудинцева, В. Гроссмана, А. Бека, В. Некрасова, К. Воробьева, А. Рыбакова и др. Зазвучала музыка А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Предстали взору зрителей картины Кабакова, Зверева, Калинина, рисунки Шемякина, скульптуры Сидура, Неизвестного. Стали доступными произведения и других представителей творческой российской элиты, эстетически обогативших мировую культуру, но не вписывавшихся в рамки соцреализма, а потому отвергавшихся официальными властями.
Таким образом, была восстановлена связь между поколениями XX в. Не задавил тоталитаризм окончательно русскую культуру, она набирает новые силы, несмотря на социально-политическую неопределенность "смутного" времени конца XX — начала XXI вв.
6. Список литературы
1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.
3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.5