Предложение — основная единица связной речи, характеризуемая определенными смысловыми (наличие так наз. Предикации.) и структурными (выбор, расположение и связь грамматических форм объединяемых в предложении слов, характер интонации) признаками. Учение о предложении занимает центральное место в синтаксисе, отражая очень наглядно смену различных направлений в последнем; в одной из новейших работ по синтаксису приведено свыше полутораста определений П. (Ries, Was ist ein Satz?). Так, в истории русской грамматики в определениях П. последовательно сменяют друг друга логическое, психологическое и так наз. формальное направления.
Для логического направления типично определение, повторенное Буслаевым: «Предложение есть суждение, выраженное словами». Следует отметить, что очень близкое к этому определение мы находим и у основоположника формальной грамматики Фортунатова: «Предложение есть суждение в речи».
Психологическое направление в грамматике (Овсянико-Куликовский) в определение П. стремится включить характеристику специфического для него психологического процесса: «Предложение есть такое слово или такое упорядочение слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем предицирования» (Овсянико-Куликовский, Синтаксис русского языка, изд. 2, стр. 51). Наконец представители «формального направления» в грамматике подчеркивают структурные (и интонационные) признаки П., отвлекаясь от его семантики. Так, в ряде школьных учебников 20-х гг. XX в., построенных по принципам формальной грамматики, П. определяется как сочетание именительного падежа имени с личной формой глагола.
Стремление дать более широкое, обобщающее смысловые и структурные признаки определение П. выступает в трудах Шахматова, который в «Синтаксисе русского языка» разрешает вопрос так: «Предложение — это словесное облеченное в грамматическое целое (посредством согласования составных его частей или соответствующей интонации) выражение психологической коммуникации» и далее — «Предложению можно дать и такое определение: это простейшая единица человеческой речи, которая в отношении формы является одним грамматическим целым, а в отношении значения соответствует двум вошедшим в нарочитое сочетание представлениям простым или сложным» («Синтаксис русского яз.», вып. I, стр. 12). При этом дальше Шахматов подчеркивает, 1) что предложение не может быть точным отображением коммуникации и 2) что словесные элементы П. грамматически сливаются в одно целое, непременным объединяющим началом которого является интонация. Популяризованное Пешковским в «Русском синтаксисе в научном освещении», это определение предложения — с устранением имевшихся у Шахматова элементов психологизма — является в настоящее время наиболее общепринятым в русской грамматике.
Из традиционной зап.-европейской грамматики перешло в русскую деление П. на простые и сложные. Под последним разумеется П., состоящее из ряда простых.
Наиболее распространенная в современной русской грамматике классификация простых П. опять восходит к Шахматову. Основаниями деления являются: 1. наличие в П. грамматич. членов коммуникации; 2. число членов П.; 3. отношение говорящего к высказываемой мысли.
1. По наличию членов коммуникации П. бывают односоставными, когда словами выражен только один член (субъект или предикат), и двухсоставными, когда оба члена коммуникации выражены словесно. Односоставными будут предложения типа «Морозит», «Тишина». Двухсоставными — «Поезд мчится», «Люблю читать» и т. п.
Односоставные по способу выражения сказуемости бывают: а) инфинитивными — сказуемое выражено инфинитивом: «Молчать!», «Позвать его скорей!»; б) номинативными (назывными) — сказуемое выражено им. пад. существительного: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн»; в) безличными — сказуемое выражено безличным глаголом: «Темнеет», «Смеркается», «Зашумело в голове»; г) неопределенно-личными — сказуемое выражено личным глаголом в 3-м л. мн. ч., подлежащего нет, т. к. оно и не мыслится: «Цыплят по осени считают»; д) обобщенно-личными — сказуемое выражено личным глаголом во 2-м л. ед. ч., подлежащего нет, т. к. им может быть любое из 3 лиц: «Бездонной бочки водой не наполнишь».
Двухсоставные П. по способу выражения сказуемости бывают: П. с простым сказуемым и П. с составным сказуемым. К 1-й группе относятся такие П., у которых сказуемое — личный глагол: «Я плакал во сне». Ко 2-й группе относятся П., в которых сказуемое выражено личным глаголом и какой-либо частью речи, причем сказуемость заключается не в глаголе, а в этой части речи, глагол же служит только связкой. Напр. «Петров является представителем месткома» (напротив, в П.: «Открывается дверь, и является Петров» — сказуемым служит именно глагол). Глагол-связка может быть пропущена: «Нагрузка и разгрузка барок — в разгаре».
2. По числу членов П. делятся на: а) полные и неполные и б) нераспространенные и распространенные. Полными называют такие П., в которых налицо и грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое: «Он умер»; неполными — П., в которых один из членов отсутствует (или подлежащее, или сказуемое, или какой-либо второстепенный член), но легко восстанавливается из контекста всей речи (предыдущих и последующих П.): «Где вы вчера были? В театре. В каком? В Малом».
Нераспространенным П. называется П., в котором главные члены (подлежащее и сказуемое в двухсоставном или единственный член в односоставном) не имеют при себе второстепенных членов: «Брат читает», «Вечер».
Распространенным будет такое П., у которого при главных членах имеются поясняющие их второстепенные члены: «Брат читает интересную книгу» (ср. «Брат читает»), «Величавый возглас волн».
3. По отношению говорящего к высказываемой им мысли П. делятся на 3 группы:
а) повествовательные; к ним относятся П., в которых говорящий сообщает кому-либо свою мысль, констатируя тот или другой факт (устанавливая связь между субъектом и предикатом): «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана»;
б) восклицательные; к ним относятся П., в которых говорящий не только сообщает свою мысль, но и выражает свое отношение к ней, то или иное чувство, что обозначается в произношении восклицательной интонацией и наличием восклицательных слов (междометий, местоимений, наречий): «Как мой садик свеж и зелен!»;
в) вопросительные; к ним относятся П., в которых говорящий не устанавливает какого-либо факта, а или желает получить от слушающего утверждение этого факта или указывает, что один из членов П. ему неизвестен, и желает от слушающего получить разъяснение. Для первого случая: «Принес ли ты книгу?» Для второго случая: «Кто вчера был у тебя?» Вопросительные П. характеризуются вопросительными интонациями, а также наличием вопросительных слов (кто, что и т. д.) или вопросительных частиц (ли, уже, разве и т. п.).
Определения сложного П. так же разнообразны, как и определения общего понятия П. Так, представители логической грамматики выделяют в качестве основного признака сложного П. особенности семантические (расчлененность сложной мысли, выражением которой является сложное П.), благодаря чему возникает учение о сокращении сложного П., отвергаемое формальной (и психологической) грамматикой. Последняя, напротив, делает ударение на структурных особенностях сложного П. Ср. у Пешковского: «Словосочетания, имеющие в своем составе два или несколько сказуемых или два или несколько словосочетаний, указывающих своим формальным составом на опущенные сказуемые, или состоящие из одних сказуемых, мы будем называть сложным целым (более обычный термин — „сложное предложение“)» («Русский синтаксис в научном освещении», стр. 163). В общем все определения сводятся к тому, что сложное П. характеризуется как соединение двух или нескольких простых П., связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. По своему грамматическому строению сложные П. делятся на два основных вида — сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненном П. простые предложения или соединены между собой непосредственно (смысловая связь между ними выражается только интонацией, грамматического выражения этой связи нет: «Об этом разговаривать не приходится: это бесспорно») или связаны союзами, употребляемыми в простых П. для соединения однородных членов (а, и, но, же и др.: «Утром пробовал встать, но закружилась голова»). Сложносочиненное П. может 1) состоять не из двух, а из нескольких простых: «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна»; 2) иметь смешанное соединение — союзное и бессоюзное: «Днем капало с крыш, устало и потно дымились серые стены домов, а к ночи везде смутно белели ледяные сосульки».
В сложноподчиненном П. простые П., входящие в состав его, находятся (одно или несколько) по отношению к другому в грамматической зависимости определенного рода, в так наз. «грамматическом подчинении». При этом подчиняющее П. называется главным, а подчиненные — придаточными. К логической грамматике восходит отождествление придаточных П. с членами простого П., откуда и классификация их на определительные, дополнительные, обстоятельственные и т. д., до сих пор применяемая в школьной грамматике. Подчинение одного П. другому грамматически выражается двумя способами: а) посредством союзов, употребляемых только для соединения подчиняемого предложения с подчиняющим (что, хотя, если, потому что и т. д.): «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что к настоящей дружбе я неспособен»; б) посредством так наз. союзных слов, отличие которых от союзов в том, что они не только соединяют одно П. с другим, но и являются членами подчиненного предложения. В роли союзных слов употребляются вопросительные местоимения и наречия (который, где, куда и т. п.): «Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие».
Сложное П. может иметь в своем составе несколько придаточных, которые располагаются или в порядке последовательного подчинения (каждое придаточное, начиная со второго, подчиняется предшествующему придаточному) или в порядке параллельного подчинения (все придаточные подчинены главному). Сложное П., в котором употреблено и последовательное и параллельное подчинение, а также имеются элементы сочинения П., называется смешанным. Особо развернутым и ритмически упорядоченным видом сложного предложения является и так называемый период.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru