Рефетека.ру / Экономическая теория

Реферат: Предложение

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является рассмотрение и анализ предложения. Эта тема очень актуальна в наше время. Поскольку рынок в нашей стране только начал развиваться, то исследование спроса и предложения является очень важным при изучении путей развития рыночной экономики в России. И очень важно научиться применять результаты исследований спроса и предложения на практике. Без информации о спросе и предложении не может обойтись в наше время, практически, ни одна фирма.

Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.

Как известно, в рыночной экономике спрос определяет предложение. Но это вовсе не значит, что предложение меньше по своей значимости, чем спрос.
Его изучение так же необходимо для правильного понимания и решения проблем, встающих перед экономистами и менеджерами. Как поставить производство, чтобы оно приносило максимальную прибыль? Как понизить издержки? Как создать план деятельности фирмы на будущее? Что лучше: продолжать производство или пора остановить предприятие? Это очень важные вопросы, от решения которых зависит судьба предприятия в частности и государства в целом.

Задача этой работы состоит в том, чтобы по возможности более полно раскрыть темы и проблемы, связанные с предложением, объяснить его основные законы и показать их применение на примерах.

В данной работе были использованы работы следующих авторов: Рузавин
Г. И. «Курс рыночной экономики». В данной книге изложены теоретические и практические вопросы рыночного механизма на макро- и микроуровнях. Освещены проблемы функционирования экономики в условиях рынка, основные принципы и методы экономического анализа. Книга авторов Гальперина В. М. и Игнатьева
С. М. «Микроэкономика» представляет собой первый написанный в России полный курс микроэкономической теории. Многие главы имеют дополнения исторического и математико-аналитического характера. Также в работе использованы следующие книги: Зубко Н. М. «Экономическая теория», «Основы экономической теории. Политэкономия» под редакцией профессора Д. Д. Москвина, где хорошо изложены различные проблемы современной экономической теории.
1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда. Оно предопределяется производством, но не тождественно ему, так как существуют резервы, импорт и экспорт.

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов.

В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

“Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара”. /6, c.110/.

График предложения (см. рисунок 1) – это отношение между рыночными ценами и тем количеством товара, которое при данных ценах будет произведено и представлено к продаже.

Поднимающаяся кривая SS отражает предложение, данные на оси координат
– цены, на оси абсцисс – количество поставленного на рынок товара. Кривая предложения показывает, что при высоких ценах отчетлива видна тенденция к увеличению производства. Если цены на пшеницу растут, то фермеры будут стремиться изымать землю из-под посевов ржи. За счет высокой цены фермер сможет купить больше удобрений, больше техники, что будет способствовать росту производства пшеницы. Увеличение предложения означает увеличение количества предлагаемого товара при любой цене. Кривая предложения (см. рисунок 2) в этом случае будет сдвинута вправо вниз (линия S’S’).

Рисунок 1 – График предложения

[pic]

Рисунок 2 – Смещение кривой предложения

Рост цен на товары данной отрасли обеспечит получение дополнительной прибыли, что создаст условия для расширения производства и дополнительного притока капитала в данную отрасль. А следовательно, произойдет увеличение объема производства товаров этой отрасли.

Однако увеличение выпуска товаров следует рассматривать как тенденцию, ибо постоянный рост цен и наращивание объема производства со временем приведут к затовариванию и к снижению цен.

Кроме цены, на уровень предложения влияют и другие факторы:

. издержки производства, которые в свою очередь зависят от наличия производственных мощностей и природных ресурсов, от наличия квалифицированной рабочей силы, природно-климатических условий и т.д.;

. уровень налогов и дотаций;

. перспективы развития отрасли;

. технологические возможности производителя.
2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.
Повторим, перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево.

Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант.

1. Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия?
Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль новых фирм кривая предложения станет смещаться вправо.
Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Пример. Соединённые Штаты и Канада недавно ввели ограничения на ловлю пикши в промышленных объёмах для восстановления её популяции.

Требование, чтобы каждый рыболовецкий корабль оставался в доке 80 дней в году, заставило часть рыболовов отказаться от ловли и уменьшило предложение пикши.


Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение в предложении должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Взаимодействие между спросом и предложением лучше всего можно понять, если совместно рассматривать кривые спроса и предложения. Спрос растет, когда цена понижается, а предложение увеличивается с ростом цены.
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых (см. рисунок 3). Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состояние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения. Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и поэтому продавцы вынуждены снижать цены. Когда спрос превысит предложение, то цена повысится. На диаграмме это показано стрелками: при повышении цены они направлены вниз, при увеличении спроса – вверх.

Рисунок 3 – Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение определенных условий. Во-первых, мы рассматриваем его по отношению к какому-либо отдельному виду товара, а от изменения цен других товаров при этом абстрагируемся, считая их цены неизменными. Ясно, что в реальном рыночном механизме это условие не соблюдается, но тем не менее для теоретического анализа всегда приходится рассматривать сначала явления или факторы обособленно, по одному, и только потом вводить поправки и усложнения. Во-вторых, следует учитывать, что при этом не происходит увеличения доходов покупателей, цены конкурирующих с данным товаром предметов и других факторов. Обычно, когда формулируют изменение спроса и предложения, а также условий рыночного равновесия, то оговаривают, что указанные соотношения имеют место лишь «при прочих равных условиях». Последняя фраза как раз и указывает, что рассматриваемые рыночные отношения применимы к некоторому идеальному рынку совершенной конкуренции, в котором отсутствуют монопольные цены. Кроме того, всегда имеется в виду, что другие факторы, о которых говорилось выше, при этом не учитываются. Поэтому равновесие между спросом и предложением в данном случае принято называть частичным, поскольку оно касается только некоторого частного товара и не рассматривает процесс изменения равновесной цены с течением времени.

Проблему изменения такой цены в зависимости от времени подробно исследовал А. Маршалл, который ввел понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

При мгновенном равновесии предложение товара не меняется, но в связи с увеличением спроса равновесная цена на него увеличивается. Типичным примером может служить продажа скоропортящегося товара, например, рыбы, фруктов и иных продуктов, которые необходимо реализовать за короткое время.
Эту ситуацию можно изобразить на графике путем передвижения точки равновесия вверх по прямой линии, изображающей постоянное предложение (см. рисунок 4а).

Краткосрочное равновесие устанавливается за более длительный промежуток времени, когда предложение увеличивается, но число предприятий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число предприятий начинает интенсивно его производить. При этом равновесная цена будет, конечно, ниже той, которая возникает при мгновенном равновесии (см. рисунок 4б).

[pic]

Рисунок 4а - Мгновенное Рисунок 4б -
Краткосрочное

равновесие равновесие

Наконец, долгосрочное, или нормальное, равновесие устанавливается, когда изменяется как число предприятий, так и объем используемых ресурсов для производства товара. Благодаря этому предложение товара заметно увеличивается за счет уменьшения издержек, а это приводит к понижению равновесной цены. Таким образом, долгосрочное равновесие называется нормальным потому, что оно отражает типичную ситуацию, когда возникает конкуренция между предприятиями и в результате устанавливается длительное равновесие между спросом и предложением (см. рисунок 4в).

Рисунок 4в – Долгосрочное

равновесие

Понятие мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия можно рассматривать как временные этапы для установления нормального равновесия между спросом и предложением. Но само такое равновесие следует понимать не статически, как неизменное и фиксированное, а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения.

4. ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плавность.
Необходимость использования этого термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловленных переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10%?

Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой.

[pic]Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувствительности производителей на изменения цен или т.н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

Еs= [pic]

или:

Еs= [pic]

или:

Еs=[pic], где Q – предлагаемая продукция.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемых к продаже.
Интенсивность этих изменений может быть различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации (см. рисунок 5):

- предложение эластично, то есть когда при 1%-ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;

- предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%-ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.

Р Неэластичность Е’=1

Эластичность

45о Q

Рисунок 5 – Три случая эластичности предложения

Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар А они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара А, сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, следует брать в расчет:

а) кратчайший рыночный период.

Он настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Пример, приведенный Зубко Н. М. в «Экономической теории»: “фермер, который привез на рынок весь свой урожай огурцов, бессилен отреагировать на увеличение спроса и цены, ибо дополнительное количество огурцов за одну ночь не вырастишь. Уменьшение спроса и снижение цены все равно вынуждает фермера продать всю продукцию по низкой цене независимо от издержек производства, так как продукция скоропортящаяся и длительному хранению не подлежит”. /2, c.145/. Таким образом, в течение кратчайшего периода времени предложение является фиксированным.

б) Краткосрочный (короткий) период.

В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли в целом остаются неизменными. Однако предприятия имеют некоторое время для интенсификации процесса производства
(например, работу в одну смену заменить двухсменкой). Результатом таких нововведений будет рост производства как реакция на увеличение спроса.
Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения.

в) Долговременный (долгий) период.

Он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.

5. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, НА НЕГО

ВЛИЯЮЩИЕ

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении), то есть реальный ВНП.

Кривая совокупного предложения – AS (см. рисунок 6) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях уровня цен в экономике.

В учебнике «Экономической теории» под редакцией Сумцовой Н. В.
Говорится, что “более высокие уровни цен создают стимулы для увеличения выпуска продукции и предложения ее к продаже, и наоборот, более низкие цены вызывают сокращение производства продукции, то есть зависимость между уровнем цен и объемом национального производства – прямая. При этом рост производства сопряжен с сокращением безработицы, тогда как в периоды спада безработица, тогда как в периоды спада безработица быстро растет”. /7, c.387/.

Цены, по которым производители готовы продавать данный объем продукции, зависят от издержек, поэтому и форма кривой совокупного предложения AS зависит от того, что происходит с издержками на единицу продукции, а потому – и с ценами, которые должны позволить фирмам покрыть издержки и получить прибыль.

Кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного
(восходящего) и вертикального.

На графике символом Y обозначен потенциальный уровень реального объема национального производства при полной зависимости.

Кейнсианский отрезок (I) соответствует спаду в экономике, которому присуща безработица; материальные ресурсы также используются не на полную мощность. В таких условиях можно расширить производство без увеличения издержек на единицу продукции и повышения цен, так как вовлекаются незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.

На промежуточном отрезке (II), когда в производстве появляются узкие места и используются менее эффективное оборудование и менее квалифицированные работники, издержки на единицу продукции растут. Поэтому на данном отрезке при расширении объема производства должны повышаться и цены.

Уровень цен

Реальный объем выпуска

Рисунок 6 – Кривая совокупного предложения: I – горизонтальный

(кейнсианский) отрезок; II – промежуточный (восходящий) отрезок;

III – вертикальный (классический) отрезок

Классический (вертикальный) отрезок (III) соответствует состоянию полной занятости, реальный объем национального производства равен потенциальному, его уже нельзя увеличить. В ответ на рост совокупного спроса уровень цен растет, то есть растет номинальный ВНП, а реальный ВНП остается на том же уровне.

Вертикальный отрезок AS называют классическим, поскольку представители классической школы в экономической теории полагали, что полная занятость, благодаря определенным силам, становится прямой.

Итак, форма кривой AS отражает три возможные ситуации в экономике и устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях.

Все движения по кривой AS означают изменения объема совокупного предложения.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы, сдвигающие кривую AS в положение AS1, или в положение AS2 (см. рисунок 6). Сдвиг кривой совокупного предложения означает изменения в совокупном предложении.
Неценовые факторы совокупного предложения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Неценовые факторы AS: рычаги,

смещающие кривую AS

|Изменения в: |Виды изменений |
|1) ценах на ресурсы | - наличие внутренних ресурсов (земля, |
| |капитал труд и предпринимательская |
| |способность); |
| |- цены на импортные ресурсы; |
| |- господство (монопольное положение) на |
| |рынке |
|2) производительности | |
|3) правовых нормах | - налоги с предприятий и субсидии; |
| |- государственное регулирование. |

Если страна имеет много внутренних ресурсов, высокую производительность, достаточно низкие налоги, то все это уменьшает издержки на единицу продукции и сдвигает кривую AS в положение AS1 (см. рисунок 6), то есть вправо. Вышеуказанные факторы с обратным знаком приводят к противоположным результатам: кривая AS сдвигается в положение AS2.

6. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И МОНОПОЛИЙ НА РЫНОК

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первой необходимости.

Налоги, которые платит производитель, заставляют его повышать цены на продаваемые товары, в результате цена на товар возрастает, что приводит к понижению спроса на него. По данной причине равновесная цена превысит ту, которая была без налога. Га графике это изображается путем поднятия точки пересечения кривой предложения и спроса, поскольку сдвигается вверх кривая предложения (см. рисунок 7). Значительную долю налога производитель стремится переложить на покупателя, хотя сам тоже несет потери. Но налоги необходимы государству для финансирования бюджета и реализации социальных программ. Вмешательство государства в рыночный механизм является неизбежным, ибо без этого невозможно защитить, например, интересы малообеспеченных слоев населения.

[pic]

Количество товара

Рисунок 7 – Кривая предложения

Следует также учитывать, что рынок не может решить все те проблемы, которые возникают в обществе. Среди них выделим три основные, которые по отношению к рынку выступают как внешние проблемы.

Во-первых, следует различать частные и общие затраты, социальные затраты и результаты деятельности людей. Если первые из них регулируются государством. Чтобы понять это различие, приведем пример частного предприятия, которое процветает на рынке, но в то же время загрязняет окружающую среду и тем самым наносит ущерб здоровью людей. Каким образом рынок может воздействовать на такого предпринимателя? Очевидно, что никак, тогда как государство может наложить на него крупной налог за нарушение экологии и заставить принять необходимые меры для усовершенствования технологии производства. Указанное административное вмешательство отвечает интересам общества и поэтому подобный налог, который в экономической литературе называют налогом Пигу, способствует улучшению качества жизни людей, их среды обитания. Таким образом государство достигает регулирования частных и общих интересов, препятствует стремлению получить сверхприбыль за счет ухудшения среды обитания, чрезмерного истощения сырьевых и других природных ресурсов.

Во-вторых, механизм рыночных отношений позволяет людям удовлетворять запросы, которые можно выразить с помощью денег. Рынок, естественно, реагирует только на такой денежный спрос и поэтому оставляет в стороне запросы людей, носящие коллективный характер, а следовательно, одинаково важные для всех граждан государства (оборона страны, сохранение общественного порядка, государственное управление и т.п.).

Общественные, коллективные потребности охватывают различные по объему группы людей, начиная, например, от муниципалитета и кончая населением страны. В самом деле, если заботы о водопроводе, местных дорогах выражают общие интересы граждан некоторого района или муниципалитета, а более общие интересы по налаживанию и управлению хозяйственной жизнью и национальной культуры касаются всех граждан той ил иной республики, то интересы обороны страны, правопорядка, внешней политики одинаково важны для всех граждан государства.

Такого рода общественные интересы в западной экономической литературе называют даже общественным товаром (по некоторой аналогии с обычным товаром), который удовлетворяет потребность не индивидуальную, частную, а коллективную, общественную. В условиях свободной рыночной экономики представление таких общественных товаров становится функцией государства и затраты на них ложатся на государственный, республиканский и местные бюджеты. В этих целях осуществляется налоговая политика, которая должна быть в равной степени обременительной и для миллионера и для людей со скромным доходом. Иными словами, такая политика должна учитывать доходы людей и соответственно этому распределять налог. В западной литературе часто пишут, что налогообложение должно опираться на критерий Викселля, то
6есть чтобы его тяжесть в равной мере ощущалась людьми с разными доходами.
Размер налога определяется по шкале, на которой большему доходу соответствует и больший налог, то есть налогообложение является прогрессивным по отношению к доходу.

В-третьих, государство выполняет функцию обеспечения необходимым количеством денег, которые служат средством обмена и должны быть ограждены от подделок. Но это, хотя и важная, но чисто техническая сторона деятельности государства.

Что касается установления в законодательном порядке максимальных или фиксированных цен, то в странах с рыночной экономикой к ним прибегают вследствие возникновения особых трудностей, например, во время войны, в период спада и депрессий, когда сокращается выпуск продукции, в частности, товаров народного потребления. Так, даже в Соединенных Штатах в период второй мировой войны была установлена максимальная цена на предметы первой необходимости, не говоря уже о карточной системе в других воевавших странах. Да и сейчас на квартирную плату и некоторые коммунальные услуги существуют максимальные, а иногда и фиксированные цены.

Как влияет установление максимальных цен на спрос и предложение?
Очевидно, что в этом случае ограничение цены приведет к нарушению нормального механизма формирования рыночной цены. Если закон запрещает продавать товар по цене максимальной, то в результате сократится его предложение, но спрос при этом не только не уменьшается, но даже возрастает, что неминуемо приведет к очередям, спекуляции и в конечном итоге – к возникновению черного рынка. Вспомним, хотя бы, к чему привело ограничение цен на мясо у нас, на колхозных рынках. Никакие запреты не помогли возникновению черного рынка. А когда фиксированная цена устанавливается в государственной торговле, то при недостатке предложения сразу возникает спекуляция, не говоря уже об очередях. А ведь наше хозяйство нельзя назвать рыночным. В рыночном хозяйстве всякие ограничения цен приводят к тому, что спрос и предложение не уравновешивают друг друга: между ними возникает разрыв вследствие недостатка предложения. В таком случае остается единственный выход: ввести рационирование продуктов или карточную систему их распределения, причем число карточек должно соответствовать количеству имеющихся запасов продуктов.

Главными функциями государства в условиях рыночной экономике являются регулирование отношений между частными и общественными интересами и защита общих интересов граждан в форме создания соответствующих общественных институтов или общественных товаров. Обе функции осуществляются главным образом путем налогообложения, а иногда административными решениями или необходимыми юридическими законами.

С помощью налогов и законов регулируется также деятельность монополий и олигополий на рынке (в переводе с греческого термин «монополия» означает единственный продавец, «олигополия» - несколько продавцов). Если рынок будет завоеван одним или несколькими крупными продавцами, то есть монополистом или олигополистом, то это значительно подорвет свободу конкуренции между многочисленными мелкими и средними продавцами. Ведь крупные продавцы, сговорившись между собой, могут установить неоправданно высокие цены, пользуясь тем, что они располагают подавляющим количеством товара. Ясно, что это важно, для покупателей, которые вынуждено станут покупать крайне необходимый товар по высоким, монопольным ценам.

При свободной конкуренции покупатель имеет свободу выбора, покупая товар того же рода по более низкой цене, что в конце концов приведет к равновесию цен. Монополисты или олигополисты не заинтересованы ни в увеличении количества, ни в увеличении количества, ни в улучшении качества товара, ибо они знают, что покупатель все равно возьмет их товар. Все это приведет к дезорганизации рынка, задержит конкуренцию и тем самым технический прогресс на производстве. Таким образом, становится очевидным, что монополии представляют собой зло, против которого необходимо вести борьбу.

Государство и здесь выступает в качестве защитника свободной конкуренции. В этих целях оно может использовать как чисто экономические, так и административные и юридические меры.

К экономическим относятся меры налогообложения монополистов, в результате чего заметно уменьшаются их сверхдоходы, получаемые за счет установления на рынке чрезмерно высоких, монопольных цен. Когда такие методы оказываются недейственными, то прибегают к запретам юридического характера. В истории Соединенных Штатов Америки наиболее заметным примером антимонопольного закона, на который часто ссылаются, является принятый почти сто лет назад антитрестовский закон Шермана, согласно которому запрещались всякие тайные сделки по монополизации торговли. Они могут быть направлены не только на повышение, но и на снижение цен, чтобы вытеснить с рынка неугодных монополиям или олигополиям частных продавцов. Конечно, все эти меры не превращают рынок в место, где осуществляется свободная конкуренция в строгом смысле слова. Такого рода рынок, как мы отмечали, практически нигде не существует, но стремление сохранить конкуренцию, основать ценообразование на спросе и предложении товаров и услуг составляет важнейший принцип рыночной экономики.

Рузавин Г. И. в «Курсе рыночной экономики» пишет, что “представляются весьма необоснованными попытки некоторых наших политиков, публицистов и народных депутатов заявлять в прессе и с парламентских трибун о возможности создания совершенно нерегулируемого рынка в нашей стране. Регулирование, по их мнению, возможно лишь в процессе перехода к настоящему рынку, а не тогда, когда рынок уже существует. В основе таких представлений лежит чисто умозрительное понятие о рынке, то есть в сущности идеализация, а не реальная хозяйственная жизнь со всеми ее сложностями и переплетениями разных экономических и иных структур.”/5, c.62/
7. ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Спрос и предложения являются подлинными регуляторами рыночных отношений. Если иногда, в силу каких-либо особых обстоятельств, и возникает необходимость вмешательства иного характера, то в конечном итоге оно может привести к расстройству рыночного механизма. Равновесие, а значит стабильность цен, устанавливается только со временем, да и в этом случае возможны колебания вокруг средних величин. Поэтому закон спроса и предложения имеет статистический характер.

Нередко спрашивают, почему в этом законе учитываются только две переменные величины? Ведь на спрос влияют разные факторы и обстоятельства, вплоть до моды, а предложение существенно зависит от издержек производства.
Не следует ли поэтому наряду с издержками учитывать предложение как другой фактор? Подобного рода заявления на первый взгляд кажутся обоснованными, но если бы мы попытались включить различные факторы, влияющие на спрос и предложение, то получили бы весьма сложную и запутанную картину, в которой трудно выделить главное. Все дело, однако, в том, что категории спроса и предложения включают все известные и даже неизвестные нам факторы. Мы можем их анализировать, оценивать их влияние, но это уже дело дальнейшего исследования. Что касается спроса и предложения, то они могут быть зафиксированы точным образом с помощью денежной меры. Все субъективные желания, склонности и ожидания в процессе спроса получают точную меру, тем самым объективизируются и приобретают характер экономических отношений между покупателем и продавцом. Однако это не означает, что все не поддающиеся выражению в деньгах, не имеет значения для человека и общества в целом. То, что невыразимо в деньгах и не имеет цены, не имеет отношения и к закону спроса и предложения.

Другой вопрос касается влияния таких факторов, как издержки, которые безусловно выразимы в деньгах и имеют прямое отношение к предложению товаров. Фактически они всегда подразумеваются при назначении цены, поэтому автоматически учитываются в категории предложения. Тем не менее спрос зависит не только от издержек и предложения вообще.

Как и всякий общественный закон, закон спроса и предложения проходит через сознание людей, по крайней мере его требования всегда ощущаются на рынке. Но это отнюдь не превращает его в некое субъективное желание и предписание, что становится очевидным, если попытаться действовать против требований закона, скажем, при установившемся равновесии цен продавать товар выше или ниже стабильной рыночной цены. В первом случае продавец останется со своим товаром, во втором – разорится. Таким образом, люди могут не знать закона, но жизнь заставляет их выполнять его требования.
Задача теории – открыть этот закон, выявить все его требования, с тем, чтобы помочь разумно, целенаправленно руководить экономикой, в частности рыночной.

В нашей литературе много писалось о стихии ранка, его разрушительном характере, возникновении конфликтов между спросом и предложением, ведущих к спадам производства, его депрессии и к кризисам. Спрашивается, могут ли люди при соответствующих условиях оказывать воздействие на закон, использовать его в своих интересах? В ответ часто говорят, что законы действуют с железной необходимостью, из чего делается вывод о бессилии людей и фатальном исходе событий.

Но характер проявления закона спроса и предложения можно изменить, воздействую на его факторы, например, уменьшив предложение и подняв цены на монопольном рынке, что, как мы видели, приведет к расстройству рынка и отрицательно скажется на благосостоянии покупателей. Наоборот, обеспечив свободу конкуренции, можно обеспечить достижение равновесной цены. Именно в этой роли и выступает государства, вводя налоги и принимая специальные юридические законы, препятствующие или, по крайней мере, заметно сдерживающие конкуренцию на рынке.

Таким образом, хотя люди не могут непосредственно отменить, ликвидировать или запретить закон спроса и предложения, они могут влиять на характер его проявления. Однако как бы ни менялся этот характер, сам закон остается незыблемым. Он является фундаментальным законом, который определяет и координирует экономические отношения между продавцом и покупателем на рынке.

Рассматривая вопрос о спросе и предложении, “мы абстрагировались, не принимали во внимание изменения других факторов, влияющих на цены на рынке.
Мы предполагали, частности, что на спрос не влияет изменение цен на другие товары. На самом деле такое предположение является упрощением, идеализацией действительного положения дел на рынке, где цены на другие товары не остаются постоянными, а это не может не оказывать воздействия на покупаемый нами товар, например, при заметном повышении цен на кофе люди предпочитают обходиться более дешевым чаем.”/5, c.64/. Не принималось в расчет также изменения доходов населения, что существенно влияет на спрос товаров.
8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка
(установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший акциз, введенный в России с 1992 г.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы: Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рисунок 8. допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1.

Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит Р1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена- брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. в этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.

Рисунок 8 – Воздействие на рыночное равновесие потоварного

налога при уплате его продавцами

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-.
Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т.

Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количества товара Q1 при цене Р1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже.
Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами.
Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.

Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. Линия спроса и предложения имеют пологий наклон: введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

Линия спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах.

Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка.
Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Очевидно, что объем
Спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Большая часть налогового бремени возлагается на покупателей и меньшая часть – на производителей.
Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

Рассмотрим теперь возможность изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого «незаработанного дохода», который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры.
На рисунке 9 D1D1 – первоначальное положение линии спроса, IS1, SS1, LS1 - линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах.
Первоначальное равновесие характеризуется равновесны объемом рынка Q1 и равновесной ценой Р1.

Рисунок 9 – Изъятие государством с помощью потоварного налога

»незаработанного дохода»

Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D2D2. цена в мгновенном периоде возрастет до уровня Р2, а затем по мере увеличения производства данного товара будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня Р3, объем продаж возрастет до
Q3.

Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет Р2-Р1. именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара.

Но правительство под давлением общественного мнения может отнестись к этой дополнительной прибыли как к «незаслуженному», «незаработанному» доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером Р2-Р1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в бюджет. Но одновременно исчезают и все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS2 и LS2. точка Е2 станет точкой равновесия как в коротком, так и в длительном периоде.
Никакого увеличения производства не произойдет. «Справедливость» вроде как бы восторжествовала, но в конечном счете основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной работы было установлено, что объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.

Выявлено, что на уровень предложения влияют следующие факторы: издержки производства, которые в свою очередь зависят от наличия производственных мощностей и природных ресурсов, от наличия квалифицированной рабочей силы, природно-климатических условий и т.д.; уровень налогов и дотаций; перспективы развития отрасли; технологические возможности производителя.

Шкала предложения отражает зависимость между объемом предложения товара и его ценой при условии неизменности прочих факторов. Кривая предложения, будучи графическим изображением шкалы предложения, обычно является возрастающей, показывая тем самым, что с ростом цены увеличивается и объем предложения.

Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

Эластичность предложения по цене, или эластичность предложения, представляет собой процентное увеличение объема предложения, отнесенное к процентному увеличению цены. Эластичность предложения больше или равна нулю; она равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, и бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.

Эластичность предложения, как правило, выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это означает, что сдвиг кривой предложения приводит к большому изменению цены и малому изменению количества (объема предложения) в краткосрочном периоде и к меньшему изменению цены и большему изменению количества в долгосрочном периоде.

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первой необходимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общая редакция В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1998.

Т.1. с.66
2. Зубко Н. М. Экономическая теория/ Н. М. Зубко, А. М. Зубко. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «НТЦ АПН», 2001.с.142
3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го анг. изд. – Москва, 2001г. с. 78
4. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник/ Под ред. Д-ра экон. наук, проф. Д. Д. Москвина. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. с. 118
5. Рузавин Г. И., Мартынов В. Т. Курс рыночной экономики./ Под ред. Г. И.

Рузавина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. с. 58
6. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под ред акад. В. И.

Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. с.110
7. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Н. В. Сумцова, Л. Г. Орлова, В.

В. Пранович и др.; Под ред. Н. В. Сумцовой, Л. Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ –

ДАНА, 2000. с. 387

-----------------------

М1

М


Р2

Р1

Р1

Р

Ц
Е
Н
А


Р

S2

S1

T

T

A

D1

D1

S2

S1

B

0

Q1

Q2

P+

P1

P-

Q

Р

Q

0

Q1,2

Q3

P2

P3

P1

D2

D2

D1

D1

IS1

SS2

LS2

E2

SS1

LS1

E3

E1

Q

S

0

5

10

15

20

1

2

3

4

5

Р

Р

S

S

S’

S

S’

M

P1

Q1

Цена

Количество товара

М2

М1

Q

P1

P2

M1

M2

P1

P2

Q1

Q2

Q2

Q1

P2

P1

M2

M1

0

Y

P

AS2

AS

AS1

I

II

III

Y

Похожие работы:

  1. • Типы предложений по цели высказывания в печатной ...
  2. • Типы синтаксической связи в сложном предложении
  3. • Односоставные предложения
  4. • Предложение как основная ...
  5. • Односоставные предложения в текстах наружной рекламы
  6. • Методика изучения синтаксиса сложного предложения в школе
  7. •  ... функция предложения, факторы, определяющие предложение
  8. • Односоставные предложения в спортивных публикациях
  9. • Безличные предложения среди других типов простого ...
  10. •  ... придаточных предложений в современном немецком языке
  11. • Определительные придаточные предложения и их ...
  12. • Безличные предложения среди других типов простого предложения
  13. • Простое предложение в английском языке и его типы
  14. • О предикативности
  15. • Шпаргалки по русскому языку за 9 класс
  16. • Сложное предложение
  17. • Сложное предложение с сочинительными и подчинительными ...
  18. • Односоставные предложения
  19. • Синтаксическое учение Теньера
Рефетека ру refoteka@gmail.com