Александр Александрович Бестужев (1797-1837)
Выдающийся писатель и критик, один из зачинателей русской романтической прозы
Начал печататься в 1818 г. С конца 1820 г. был активным членом Вольного общества любителей российской словесности - легальной управы Союза Благоденствия. В 1823-1825 гг. вместе с К. Ф. Рылеевым издавал альманах "Полярная звезда".
В 1824 г. Бестужев был принят Рылеевым в тайное общество и вскоре выбран членом Верховной думы. В восстании 14 декабря принимал самое деятельное участие - вместе с братом Михаилом привел на Сенатскую площадь Московский полк, хотя не имел никакого отношения к этому полку, так как служил в это время адъютантом герцога Вюртембергского.
Заключенный в Петропавловскую крепость, он послал Николаю I письмо, в котором изложил свои политические взгляды и нарисовал потрясающую картину внутреннего состояния России. Был осужден по первому разряду на 20 лет каторжных работ, с лишением чинов и дворянства, затем (после "смягчения" приговора Николаем) - на 15 лет. Также по "монаршему милосердию" не находился на каторге, а в 1827 г. был отправлен на поселение в Якутск.
В феврале 1829 г. обратился к графу Дибичу с просьбой вступить рядовым в Отдельный Кавказский корпус. Россия вела войну с Турцией, и перевод в действующую армию давал надежду отличиться в боях и за проявленную храбрость получить офицерский чин. Бестужев не мог знать, что "высочайшая воля" исключала такую возможность. Еще до приезда его в армию было получено распоряжение, чтобы "в случае оказанного им отличия против неприятеля, не был он представляем к повышению, а доносить только на высочайшее благовоззрение, какое именно отличие им сделано". В том же донесении предписывалось учредить за ним "тайный и бдительный надзор". Несмотря на чудеса храбрости, которые проявлял Бестужев, только 4 июня 1835 г он получил унтер-офицерский чин, а 3 мая 1836 г. был "за отличие в сражениях" произведен в прапорщики.
Попытки его выйти в отставку не увенчались успехом и 7 июня 1837 г. он был убит в бою у мыса Адлер. Он вызвался в передовую десантную цепь. Командовал операцией друг Пушкина генерал В. Д. Вальховский. Попытка его удержать Бестужева была безуспешной. Перед боем Бестужев думал о смерти, первый раз он написал завещание, которое кончалось словами: "Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского". [Неокончено. Судя по всему должно быть: "русского человека" - прим. А. Усова].
Бестужеву было разрешено выступать в печати, но "без указания имени сочинителя". С 1830 г. в журналах начали появляться повести, подписанные "А. М." и "Александр Марлинский". В литературу вошел писатель, сразу ставший популярным.
В 1832 г. в типографии Н. И. Греча вышли первые пять частей "Русских повестей и рассказов" Бестужева (без имени и без псевдонима), но публика узнала любимца, весь тираж (огромный по тому времени - 2400 экз.) разошелся в несколько дней. "Все были перед ним на коленях", - вспоминал В. Г. Белинский. Знатоки словесности помнили, что псевдонимом "Марлинский" подписывал некоторые из своих статей начинающий критик Александр Бестужев.
Когда весть о гибели Бестужева дошла до столицы, читатели долго не хотели поверить в смерть своего любимца. О судьбе Марлинского ходили самые фантастические слухи. Рассказывали, что он ушел к горцам. Одни видели его в папахе абрека на белом коне, другие - как он "с отборными наездниками бросался рубить наше каре", третьи уверяли, что Марлинский живет в Лезгистане, женился и часто "в тайне от наших пленных выкупает их на свободу", а позднее пошел слух, что Шамиль - это и есть Марлинский.
Бестужев-прозаик начал с обращения к историческим темам. Его интересы концентрируются главным образом вокруг двух тематических центров - новгородской вольницы ("Роман и Ольга", 1823) и прибалтийского (или ливонского) рыцарства ("Замок Нейгаузен", 1824; "Ревельский турнир", 1824, "Кровь за кровь", 1825 и др.). Обе темы были тесно связаны с основными идеями декабристской литературы. Общей и характерной для всех декабристов была идеализация вечевого строя древнего Новгорода.
В своих "рыцарских" повестях Бестужев отбирает из ливонских хроник те исторические события и факты, которые объясняют современное состояние России. В эти же годы делаются попытки создания повестей на материале, взятом из светской жизни. Так, повесть "Вечер на бивуаке" многими сюжетными деталями напоминает "Горе от ума" и, так же как "Роман в семи письмах" (1824), рассматривает конфликт незаурядного героя со светским обществом.
В годы службы на Кавказе Бестужев обращается к сюжетам, окрашенным кавказской экзотикой ("Аммалат-Бек", 1832; "Мулла Нур", 1836) и связанным с современной армейской и светской жизнью ("Испытание", 1830; "Вечер на Кавказских водах в 1824 году", 1830; "Страшное гаданье", 1830 и др.).
Характерное для декабризма увлечение национальной самобытностью отчетливо проявляется в бестужевской фантастике. В своих фантастических повестях он использует фольклорные фабулы, народную сказку, крестьянские поверья. В его повестях реальные картины переплетаются с фантастическими, которые, в конечном счете, получают реальное объяснение.
В страшном мертвеце узнают его брата, похожего на него "волос в волос, голос в голос" ("Кровь за кровь"), а встречи с колдунами, оборотнями, кладбищенские ужасы оборачиваются сном уставшего офицера ("Страшное гаданье"). Привидение в польском замке, куда случайно забрел кирасирский поручик, оказывается переодетой женой охотника, специально пришедшей в заброшенный замок, чтобы спасти русского офицера от преследования польских панов ("Вечер на Кавказских водах в 1824 году"). Фантастические ситуации, через которые проводит своих героев Бестужев, служат для них часто нравственным испытанием. Рассказами о "людях и страстях" назвал исследователь романтические повести Бестужева.