Рефетека.ру / Биографии

Реферат: Дробницкий Олег Григорьевич

Дробницкий Олег Григорьевич

Р. Г. Апресян

Дробницкий Олег Григорьевич (1933–1973) — специалист в области истории философии и этики. Окончил филос. факультет МГУ (1956), работал в Ин-те философии АН СССР с 1958. Доктор филос. наук (1970). Преподавал в МГУ. Д. — автор ряда работ по современной зап. моральной философии, теории ценностей, этике, методологии социально-философских и этических исследований. Он был одним из организаторов, редакторов и активных авторов «Краткого словаря по этике» (1965).

Главным и обобщающим трудом Д. стала фундаментальная монография «Понятие морали: Историко-критический очерк» (М., 1974), в которой развернуто определение морали как способа нормативной регуляции, а также механизмов ее функционирования. Книга представляет собой оригинальный синтез марксистской социально-исторической методологии и кантовской деонтологии. Помимо доминирующего кантовского влияния концепция Д. в отдельных своих частях испытала воздействие неокантианцев, Э. Гуссерля, Ж.П. Сартра, Р. Хэара. Эти влияния определили и собственную позицию Д. Прослеживая в первой части книги изменение понятия морали в истории мысли с глубокой древности и до сер. 20 в., Д. приходит к выводу о том, что европейская этика, выявив целый ряд специфических характеристик нравственности, не сумела согласовать их в единой концепции.

Во второй части книги Д. анализирует методологические и теоретические проблемы определения морали. Условием содержательно-теоретического определения морали, по Д., является то, что, во-первых, теоретик должен отказаться от определения морали через ее соотнесение с собственно моральными понятиями и от обращения к «самодостоверностям» обиходного опыта. Во-вторых, теоретическое понятие морали должно основываться на выводах социальной науки. В-третьих, для обеспечения перехода от функциональных характеристик морали к содержательным, их необходимо специфицировать на широком культурно-историческом материале и дополнить гуманитарным воззрением на человека.

Развивая эти установки, Д. пришел к выводу о том, что суммарными признаками морали как системы требований являются следующие: а) неинституциональность регуляции, б) особая роль в ней сознания, в) идеальный характер санкции и «незаинтересованность» морального мотива, г) напряженное противоречие между должным и сущим, д) автономия субъекта по отношению к «внешне-эмпирическим и групповым воздействиям», е) его способность к «самозаконодательству», ж) особая форма личной ответственности, з) моральное требование универсально, а моральное суждение универсализуемо. Мораль выполняет в обществе действенно-регулятивную, мировоззренческую, идеал-полагающую, духовно-критическую функции. Развертывая эти характеристики морали, Д. выстроил оригинальную теорию нравственного требования, в рамках которой им были предложены интересные подходы к анализу проблем соотношения морали и обычая, всеобщности моральных форм, обоснования моральных идей.

Вполне в духе близкого ему аналитически-лингвистического кантианства Д. оставался в целом в рамках формально-функционального анализа морали, не доводя его до позитивно-содержательных определений. Однако именно это позволило ему быть свободным от непременных для большинства советских этиков идеологических квалификаций морали и тем самым вывести морально-философское исследование на уровень строгой теории.

Список литературы

Критика современных буржуазных этических концепций. М., 1967 (совместно с ТА. Кузьминой)

Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967

Проблемы нравственности. М., 1977

Моральная философия: Избранные труды. М., 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/э


Похожие работы:

  1. Проблема объективности в историческом познании
  2. • Философия права
  3. • Мораль
  4. • Лингвистические средства оценивания события
  5. • Формирование духовно-нравственной культуры учащихся высшей ...
  6. • Этика. Курс лекций
  7. • Профессиональная этика сотрудника УВД
  8. • Постмодернизм
  9. • Ценности как философская категория
  10. • Детская психика
  11. • Нормы морали и права
  12. • Ценности-традиции и аксиологическая парадигма ...
  13. • Педагогические условия нравственного воспитания ...
  14. • Философское и психологическое обоснование понимания оценки ...
  15. • Духовно-нравственное воспитание младших школьников
  16. • Значение принципа системности в познавательной деятельности ...
  17. • Нравственное воспитание младших школьников
  18. • Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе ...
  19. • Влияние телевидения на формирование духовно ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com