Реферат: Франко-прусская война и её значение для международных отношений
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА
§ 1. Дипломатическая подготовка к войне. Ход военных действий
§ 2. Дипломатия в ходе войны
ГЛАВА II. ФРАНКФУРТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР
§ 1. Дипломатическая подготовка к заключению мира
§ 2. Заключение Франкфуртского мирного договора
§ 3. Значение Франко-прусской войны и Франкфуртского мирного договора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Тема данной курсовой работы – значение Франко-прусской войны и Франкфуртского мирного договора для исторического развития международных отношений. Причиной, послужившей заняться этой темой, является её актуальность, которая сохраняется и в настоящее время.
Проблема войны и мира в наше время как никогда актуальна. Дипломатические методы разрешения конфликтов, к сожалению, сегодня используются крайне редко – их заменили методы, более «действенные», и вместе с тем более жестокие: террористические и милитаристские. Их используют не только страны, защищающие свой суверенитет, но и те, которые на него посягают.
Развязать войну легко, но прийти к решению о заключении мира подчас бывает очень трудно. Этому предшествует большая, почти ювелирная, работа дипломатов. Их победы и поражения без промедления отражаются на политической ситуации и на положении страны, чьи интересы они представляют. Именно поэтому так важно знать об опыте предыдущих поколений в вопросах межгосударственного урегулирования, об истории дипломатии.
Цель данной работы – попытаться лично разобраться в значении работы дипломатов в период подготовки войны, в период военных действий и на стадии заключения мирного договора, на примере Франко-прусской войны 1870-1871 годов и Франкфуртского мирного договора, заключенного 10 мая 1871 года.
Первая глава основной части данной работы целиком посвящена Франко-прусской войне. Здесь рассматривается внешнеполитическая ситуация в Европе накануне войны, суть конфликта между Францией и Пруссией, события, явившиеся поводом для начала военных действий и сама военная компания.
Во второй главе внимание уделено дипломатической подготовке к подписанию Франкфуртского мирного договора, последствиям войны и значению мирного договора для международных отношений.
При осуществлении поставленной задачи, автор данной курсовой работы столкнулся с проблемой недостатка публикаций в современных изданиях, касающихся дипломатических аспектов истории второй половины XIX века, в особенности периода объединения Германских земель под началом Пруссии и вызванных этим событием конфликтов – Австро-прусской и Франко-прусской войн.
Достаточно много книг вышло в период с 1890 по 1940 год, именно поэтому доступ к ним осложняется ввиду их нахождения в архивах редких книг и ветхих изданий. Литературный стиль в течение 100 лет претерпел очень сильные изменения, поэтому была проделана немалая работа по адаптации информации для более удобного прочтения.
Книга фельдмаршала прусской армии Х. Мольтке «История германо-французской войны»,1 написанная в 1891 году и переведённая с немецкого в 1937, является сжатым описанием войны 1870-1871 годов. С одной стороны недостатком, с другой стороны достоинством этой книги является то, что война в ней описывается главным образом с точки зрения прусского командования. Немало важен и тот факт, что издание этой книги предназначалось для начальственного и командного состава Красной Армии СССР.
Исчерпывающую информацию о такой знаковой фигуре в дипломатии XIX века как Отто фон Бисмарк, можно найти в книге С.В. Оболенской.2 Говоря об этой книге, можно отметить только один её недостаток, а именно рассмотрение политики Бисмарка только как представления интересов партии, но не нации в целом.
В фундаментальном труде А. Дебидура «Дипломатическая история Европы 1814-1878»3 подробно рассмотрены как предпосылки начала войны, так и её завершение после подписания мирного договора. Автор использовал при написании этой книги помимо научного, элементы художественного стиля, поэтому материал более доступен для широкой аудитории читателей, интересующихся историей XIX века.
Ю.В. Борисов включил в свою книгу «Русско-французские отношения после Франкфуртского мира»4 описание ситуации, сложившейся в Европе после заключения мира. Особое внимание он уделил развитию русско-французских отношений - основного направления внешней политики Франции после войны. Основным достоинством этой книги является то, что в качестве источников Борисов использовал официальные документы, тексты договоров между двумя странами и переписку русских и французских дипломатов.
«Мысли и воспоминания»5 - мемуары Отто фон Бисмарка, это отражение исключительно важного в европейской истории периода, которое мы можем видеть в размышлениях и воспоминаниях "железного" канцлера, игравшего одну из важнейших ролей в политике Европы на протяжении 40 лет, в течение которых раскрылся его несомненный талант политика и дипломата. Обилие документальных материалов в этой книге позволяет ощутить особенности личности Бисмарка, его особый взгляд на международную политику.
В книге «Сто великих битв»6 очень хорошо описан ход военных действий во время сражения под Седаном - ключевой баталией во франко-прусской войне.
Период франко-прусского противостояния XIX века был изучен разными авторами. Информацию о том, какие цели преследовали прусские правящие круги в войне с Францией можно найти в труде Н.С. Галкина «Создание Германской империи»7 и книге Г. Кауфмана «Политическая история Германии в XIX веке»8. Цели французского императора Наполеона III описаны Л.М. Шнеерсоном (книга «В преддверии франко-прусской войны: Франко-германский конфликт из-за Люксембурга»9). Неплохая оценка общественного мнения во Франции по поводу франко-прусского конфликта дана в семнадцатом томе издания 1999 года – «Всемирная история. Национально-освободительные войны XIX века»10 под редакцией А.Н.Бадак. Значение войны и заключенного мира для международных отношений того времени попытались вывести авторы книги «История XIX века Западная Европа и внеевропейские государства»11.
Для описания событий, приведших к началу военных действий, и дипломатической подготовки к войне автором данной работы был использован первый том многотомного труда советских историков под названием «История дипломатии»12, опубликованного в 1964 году под редакцией В.А. Зорина. Это повторная публикация этой книги, первый раз она вышла в свет в 1946 году. В новом издании были исправлены отдельные неточности и дополнены некоторые разделы. Редакция намеренно не вносила в книгу чрезмерное количество фактического материала, стремясь сохранить за ней характер очерка о дипломатической истории, и не хотела превратить её в справочник. Особенно ценным для автора данной работы было подробное рассмотрение в данной книге периода подготовки прелиминарного мирного соглашения в Версале 1871 года.
Автор данной работы определил ряд задач, решение которых приблизит его к достижению поставленной цели и определит структуру работы:
* Рассмотрение дипломатической ситуации, сложившейся к 70 годам XIX века.
* Рассмотрение события повлиявшего на Францию в вопросе объявления войны.
* Описание военных действий и сражений, приведших страны к мысли о прекращении войны.
* Подробное изучение этапов дипломатической подготовки к подписанию мирного договора, завершающего войну.
* Определение последствий Франко-прусской войны, степени влияния Франкфуртского мирного договора на дальнейшее развитие международных отношений на Европейской части континента.
Глава I. Франко-Прусская война
Франко-прусская война явилась результатом столкновения политики Второй империи и нового агрессивного государства – Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы, путем объединения вокруг себя Германских земель.
Французские правящие круги рассчитывали в результате войны с Пруссией предотвратить объединение Германии, в котором они усматривали прямую угрозу преобладающему положению Франции на европейском континенте, и к тому же захватить левый берег Рейна. Французский император Наполеон III в победоносной войне искал также выход из глубокого внутриполитического кризиса, принявшего в конце 60-х годов угрожающий для его империи характер. Благоприятный исход войны, согласно расчетам Наполеона III, должен был укрепить и сильно пошатнувшееся в 60-х годах международное положение Франции.
Юнкерство и крупные военные промышленники Пруссии со своей стороны также стремились к войне. Они надеялись, разбив Францию, ослабить ее, в частности, захватить богатые железом и важные в стратегическом отношении Эльзас и Лотарингию. Бисмарк, считавший уже с 1866 г. войну с Францией неизбежной, искал лишь благоприятного повода к вступлению в нее: он хотел, чтобы Франция, а не Пруссия, явилась агрессивной стороной, объявившей войну. В этом случае можно было бы вызвать в германских государствах общенациональное движение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более мощное централизованное государство – Германскую империю под главенством Пруссии.
§ 1. Дипломатическая подготовка к войне. Ход военных действий
Франция хотела вступить в войну с Пруссией еще во время австро-прусской войны в 1866 г. Но быстрое окончание военных действий, сыграв на руку прусскому премьер-министру Бисмарку, на несколько лет отсрочило неизбежное начало войны между Францией и Пруссией. 13
После окончания войны Пруссии и Австро-Венгрии Наполеон III принялся решать другой волновавший его вопрос - о Люксембурге – компенсации, которую он хотел получить за нейтралитет. К началу 1867 г. французской дипломатии удалось добиться согласия со стороны голландского правительства на аннексию Люксембурга.14 Бисмарк же, твердо решив не отдавать Люксембург, прибег к обходному манёвру. Он не отказал прямо в согласии подписать договор. Он лишь несколько замедлил подписание, и постарался воспользоваться этим промедлением в своих целях. 15
Бисмарк видел вокруг себя признаки недовольства. Пруссия и связанные с ней федеральными узами государства не совсем безропотно переносили теперь разорительные вооружения. Чтобы умерить гнев народа, по - мнению канцлера, необходимо было возбудить патриотизм, который на три четверти состоит из ненависти к Франции. Верным средством достичь этого была война. Но надо было устроить так, чтобы эта война была объявлена Германии. Если бы прусский кабинет взял на себя ее инициативу. Южная Германия, как и Европа, возложила бы на него ответственность за войну. Необходимо было, чтобы всему германскому народу был брошен вызов. Такая комбинация способствовала бы предотвращению того, чего больше всего страшился Бисмарк: дипломатического или даже вооруженного выступления России против Пруссии16. Но и эти опасения были развеяны после встречи с русским императором, который, будучи настроенным против Австрии, заподозренной им в желании вызвать волнения в Польше, обещал взамен благожелательного отношения Пруссии к русской политике на Востоке не препятствовать её продвижению к Рейну.
Бисмарк был очень хитер, он использовал разнообразные уловки для надобностей своей дипломатии. В частности, чтобы убедить Францию в своей неготовности к войне и негативном отношении к ней всего населения Пруссии, он устроил так, что Беннигсен, лучший оратор и вождь национал-либеральной партии, получил информацию, будто Бисмарк готов отдать Люксембург и робеет перед Францией. Беннигсен организовал демонстрацию, прямо направленную против мнимой уступчивости Бисмарка. Он собрал больше семидесяти подписей членов рейхстага под петицией, протестующей против аннексии Люксембурга. Бисмарк делал вид, что сильно смущен, оправдывался и извинялся. А затем в дальнейших переговорах с Францией он сослался на то, что оппозиция рейхстага не позволяет ему содействовать аннексии Люксембурга. 17
Вскоре представился удобный повод для объявления войны, в связи с вопросом о кандидатуре на вакантный королевский престол Испании. 1 июля 1870 г. во французских газетах была опубликована телеграмма, что на пустующий престол Испании правительством была предложена кандидатура прусского принца Леопольда из боковой линии Гогенцоллерн-Зигмаринген. На самом деле этот вопрос обсуждался уже с 18 марта в Берлине, где Бисмарк, Роен и Мольтке в обстановке полной секретности настоятельно советовали Леопольду принять испанскую корону.
Эти события вызвали глубокое недовольство и протест со стороны Наполеона III, так как французы не могли допустить, чтобы одна и та же династия Гогенцоллернов правила и в Пруссии и в Испании, создавая с двух сторон опасность для Французской империи.
Таким образом, когда кандидатура Леопольда стала официальной, и в Эмс явился посол Франции в Пруссии – Бенедетти. В разговоре с ним прусский король ограничился словами о том, что лично он никогда не хотел завоевать испанский престол ни для кого из своих родственников. По окончании этой встречи Вильгельм I тотчас же постарался довести до сведения и самого Леопольда и его отца, принца Антона Гогенцоллерн-Зигмарингенского, что было бы желательно отказаться от испанского престола. Что и было исполнено.
Если бы французское правительство систематически не искало войны, оно должно было удовлетвориться проявленными прусским королём добрыми намерениями18. Но французское правительство потребовало, чтобы он как глава династии Гогенцоллернов официально одобрил такой отказ и, кроме того, дал гарантию, что со стороны принца Леопольда никогда не повторятся подобного рода притязания. Король Вильгельм в депеше, посланной им 13 июля из Эмса в Берлин для сообщения дипломатическим агентам Пруссии за границей и представителям печати, соглашался с первым требованием, но отказывался удовлетворить второе. До опубликования депеши Бисмарк преднамеренно изменил ее текст таким образом, что она приобрела оскорбительный для французского правительства тон и смысл. Он рассчитывал, что во Франции хотя бы на один день ей поверят, и что этого будет вполне достаточно, чтобы получить желаемый результат - агрессию со стороны Франции.
Европейские державы старались всеми силами предотвратить войну. Нотой от 11 июля министр иностранных дел Австрии граф Бейст поручал своему послу сообщить французскому министру, что если тот будет упорствовать в своём намерении начать войну с Пруссией, он не должен рассчитывать на австро-венгерский союз. Венский кабинет оставался верным своим обязательствам, но он не желал, чтобы за него решали такие серьёзные вопросы. Другие страны также весьма благоразумно убеждали Францию занять примирительную позицию. 19
Несмотря на настоятельные просьбы вернуться к переговорам, 17 июля 1870 года Наполеон III объявил войну Пруссии. К этому его призывали новый премьер-министр Эмиль Оливье, императрица Евгения, а также усиленная пропаганда в прессе. Таким образом, Франция выступила в качестве нападающей стороны.
Вступая в войну, Наполеон III рассчитывал стремительным вторжением французской армии на территорию Германии до завершения мобилизации в Пруссии изолировать Северогерманский союз от южногерманских государств, и таким образом обеспечить, по меньшей мере, нейтралитет этих государств. Французское правительство было уверено, что, получив военное преимущество в самом начале кампании, оно после первых побед над Пруссией приобретет союзников в лице Австрии, а, возможно, и Италии.
Но французские войска очень сильно уступали противнику в численности, так как мобилизация армии протекала крайне беспорядочно. Призванным солдатам приходилось отправляться в дальний путь, иногда на многие сотни километров, чтобы получить необходимое снаряжение. Организаторские навыки и военные знания командного состава, боевая выучка солдат их тактическая подготовка были намного слабее, чем в прусской армии.
Медлительность, с какой французское командование развертывало кампанию, позволила военному министру Пруссии фон Роэну беспрепятственно завершить мобилизацию северо - и южногерманских (с территории Баварии, Бадена и Вюртемберга) войск. Прусское командование имело тщательно разработанный план кампании, автором которого был фельдмаршал Мольтке. Немецкая артиллерия была снабжена орудиями, которые значительно превосходили французские пушки по дальнобойности и быстроте стрельбы. Превосходство французов в области других видов вооружения, в частности, стрелкового оружия не было ими надлежащим образом использовано. 20
С самого начала военные действия развивались крайне неудачно для Франции. Когда Наполеон III, объявивший себя главнокомандующим вооруженными силами, прибыл в крепость Мец (Лотарингия), чтобы на другой день в соответствии с планом кампании перейти границу, он застал здесь только 100 тыс. солдат, плохо обеспеченных снаряжением и провиантом. И когда 4 августа в Верте, Форбахе, и в Шпихерне произошли первые серьезные столкновения между двумя воюющими сторонами, его армия была вынуждена занять оборонительную позицию, что еще более ухудшило её положение.
6 августа при Форбахе было нанесено поражение северной, главной группировке французских войск, состоявшей под командованием маршала Базэна. Это вынудило французов начать отступление к Вердену и Шалону-на-Майне, где создавалась новая французская армия. Прусские войска последовали за ней в глубь Франции.
14 августа они навязали частям Рейнской армии бой у селения Борни. Он не принес победы ни одной из сторон, но задержал на целые сутки переправу французских войск через Мозель, что имело для них тяжелые последствия - прусское командование получило возможность вовлечь французов в два новых кровопролитных сражения - 16 августа при Марс-ла-Туре – Резонвиле и 18 августа при Гравлоте – Сен-Прива. Сражения эти, несмотря на героизм и мужество, проявленные французскими солдатами, определили дальнейшую судьбу Рейнской армии – отступление и выжидание момента своего полного поражения. Главным виновником этого можно считать Базэна, который оставил войска без необходимого руководства и подкреплений. Проявив полную бездеятельность, он довел дело до того, что находившаяся под его командованием армия была отрезана от коммуникаций с Парижем и блокирована у крепости Мец 150-тысячным прусским войском.
На помощь армии Базэна, 23 августа направилась, наспех сформированная у Шалона, французская армия в количестве 120 тыс. человек под командованием маршала Мак-Магона, без какого-либо четко продуманного стратегического плана. Ситуация осложнялась также тем, что продвижение французских войск происходило крайне медленно из-за вынужденных отклонений от магистральной дороги в поисках продовольствия.
Пруссы, продвигая основную массу своих войск на северо-восток со значительно большей скоростью, чем Мак-Магон, захватили переправу через реку Маас. 30 августа они атаковали армию Мак-Магона близ Бомона и нанесли ей поражение. Французы были отброшены к окрестностям Седана, где находилась ставка императора. 5-й и 11-й прусские корпуса обошли левый фланг французов и вышли в окрестности Седана, замкнув кольцо окружения. Окруженные и дезорганизованные французские войска сосредоточились в крепости21. Там же укрылся и Наполеон III.
Утром 1 сентября прусская армия, не давая французам опомниться, начала сражение под Седаном (на тот момент она насчитывала 245 тысяч человек при 813 орудиях). Она атаковала французскую дивизию, оборонявшую деревню на левом берегу Мааса. На правом берегу пруссакам удалось занять деревню Ла-Монсель. В 6 часов утра был ранен Мак-Магон. Он передал командование генералу Дюкро, который, видя угрозу окружения, приказал главным силам отходить на Мезьер, не зная, что именно там их ожидает прусская армия. Этот отход остановил командир 5-го корпуса генерал Вимпфен, потребовавший передачи ему командования как старшему начальнику. Дюкро подчинился. Вимпфен решил, что больше шансов на успех даст прорыв на Кариньян. Однако французское наступление было остановлено превосходящими силами германских войск. Дорога на Кариньян была окончательно отрезана, и прорываться к Мезьеру было уже поздно. К 11 часам утра прусские корпуса заняли долину ручья Живон и, установив артиллерию на левом склоне живонского оврага, начали обстреливать французские войска, находившиеся в Гаренском лесу, где они, чуть позднее, вынуждены были сложить оружие. На центральной крепостной башне Седана по распоряжению императора был также поднят белый флаг. На следующий день, 2 сентября, был подписан акт о капитуляции французской армии.
В сражении при Седане потери французов составили 3 тысячи убитыми, 14 тысяч ранеными, 84 тысячи пленными (из них 63 тысячи сдались в крепости Седан). Еще 3 тысячи солдат и офицеров были интернированы в Бельгии. Пруссы и их союзники потеряли 9 тысяч человек убитыми и ранеными. Более 100 тыс. взятых в плен французских солдат, офицеров, генералов во главе с Наполеоном III, 17 тыс. убитых и раненых, 3 тыс. разоруженных на бельгийской границе, свыше 500 сданных орудий. 22
Несмотря на подписание акта о капитуляции, военные действия продолжились. 2 сентября немецкие армии, выступив из Седана, двинулись на Париж, рассчитывая захватить у Франции Эльзас и Лотарингию. Правительство Второй империи не решались объявить Парижу о факте капитуляции французской армии. Однако весть о ней уже стала известна жителям Парижа. 4 сентября с утра к Законодательному корпусу стали стекаться толпы народа, требуя провозглашения республики, что было в этот же день и сделано. Также было сформировано временное правительство, составленное из республиканцев и орлеанистов, принявших название «правительства национальной обороны». Пост главы правительства Парижа был предложен генералу Трошю.
С первых дней пребывания у власти правительство республики встало на защиту своего отечества - формируется национальная гвардия из всех слоев населения. К началу блокады в городе уже была сформирована армия в 100 тыс. солдат и 200 тыс. национальных гвардейцев.
Уже 16 сентября 1870 г. немецкие войска подошли к Парижу. 19 сентября после неудачного для французов сражения у Шатильона немцы блокировали Париж. Вскоре стало ясно, что прусская армия не сможет взять город с ходу, и начался 132-дневный период осады.
«Правительство национальной обороны» было вынуждено искать пути выхода из создавшегося осадного положения, 12 сентября оно направило в Лондон, Петербург и в Вену Тьера, поручив ему просить европейские правительства содействовать заключению мира на как можно более приемлемых условиях. Однако и Австрия, и Россия, и Великобритания наотрез отказались от военного вмешательства.
Тьер по поручению правительства вел в главной квартире короля Вильгельма в Версале переговоры с Бисмарком об условиях перемирия. Эта попытка правительства национальной обороны договориться о перемирии была более успешной.
Однако в Париже уже начались акции неповиновения правительству. Жители Парижа вышли 31 октября 1870 г. с протестом против действий правительства. Они захватили ратушу, арестовали часть членов правительства, создали революционный орган власти – Комитет общественного спасения. Неоякобинцы Делеклюз и Пиа, добивались избрания Коммуны как единственной меры спасения от гибели, которая действовала бы наряду с правительством по примеру Парижской коммуны 1792–1794 гг.
19 января правительство организовало под Парижем крупную военную вылазку, продолжавшуюся до 20 января. Плохо подготовленная операция привела к гибели тысяч народных бойцов. Возмущенные подобным поведением правительства, рабочие Парижа подняли 22 января 1871 г. новое антиправительственное восстание, которое потерпело поражение, и вместе с последовавшими за ним массовыми арестами революционеров, закрытием клубов и демократических органов печати, запрещением народных собраний облегчили правительству осуществление предательского акта – сдачи Парижа неприятелю23.
Капитуляция состоялась 28 января 1871 г. Правительство Трошю – Фавра полностью приняло тяжелые и унизительные для Франции требования победителя.
Капитуляция Парижа совершилась на следующих условиях: уплата в двухнедельный срок 200 млн. франков контрибуции, сдача большей части парижских фортов, полевых орудий парижского гарнизона и других средств сопротивления.24
Поражение французов в этой войне было обусловлено, прежде всего, несколькими дипломатическими просчетами, допущенными Наполеоном III и его правительством, как при подготовке, так и в ходе войны 1870-1871года.
§ 2. Дипломатия в ходе войны
В дни франко-прусской войны основная дипломатическая проблема была одной и той же и для французских и для прусских дипломатов. Останется ли война локализованной или же последует вмешательство других держав? Над этой проблемой трудились дипломаты обеих воюющих сторон. Французское правительство стремилось получить помощь от Австро-Венгрии и Италии, найти пути для заключения союза с Россией; прусское – добиться нейтралитета этих стран.
В Италии негативный настрой широких слоев населения в отношении Наполеона III был обусловлен событиями ноября 1867 г., когда Гарибальди с отрядом добровольцев сделал новую отчаянную попытку занять Рим, но был разбит при Ментане французским отрядом, охранявшим папскую власть. С этих пор все надежды Италии на получение Рима связывались с мечтой о том, что когда-нибудь Наполеон III будет принужден отозвать из Рима своих солдат. Чем более натянутыми становились отношения между Пруссией и Наполеоном III, тем лучше делались отношения между Бисмарком и итальянским правительством.
С другой стороны, Италия находилась в столь сильной финансовой зависимости от Франции, что ссориться с Наполеоном III итальянскому правительству тоже было невыгодно. Позднее, невзирая на антифранцузские настроения в стране, король Италии Виктор-Эммануил заявил о своей готовности заключить тройственный договор с Австрией и Францией, но требовал вывода французского гарнизона из Рима. Наполеон III на это не согласился, и переговоры с Италией были прерваны.
В конечном итоге, внешнеполитическую позицию Италии во время франко-прусской войны определил исход сражения при Седане. После поражения французской армии, итальянским правительством были полностью остановлены переговоры о помощи Франции. Чтобы совсем не испортить отношения с ней, на одном из его заседаний было предложено создание «лиги нейтральных держав».25 Английское министерство Гладстоуна с готовностью взяло на себя эту инициативу.
Вопрос состоял в том, чтобы установить между не участвующими в войне державами соглашение, в силу которого каждая из них взяла бы на себя обязательство не изменять своего поведения до конца кризиса, во всяком случае, без согласия других. По мысли английского министра, для её создания было достаточно «обмена письмами, в которых державы обязались бы не отступать от нейтралитета до тех пор, пока не сообщат друг другу своих намерений и не предупредят друг друга об изменении их политики».26 Самым горячим желанием Гладстоуна - министра иностранных дел Англии - было локализовать франко-германскую войну, которую ему не удалось предотвратить. Всякий конфликт между двумя европейскими государствами казался ему бедствием для Великобритании, поскольку он должен был нанести жестокий урон её внешней торговле и, следовательно, её внутреннему развитию. Он был готов использовать всё своё влияние, чтобы удержать государства от присоединения к военным действиям.
В середине августа Англия объявила о своем нейтралитете. Потом к ней присоединилась и Италия.
Переговоры с Австрией продолжались, но они так и не привели к положительным результатам. Несмотря на то, что Франц-Иосиф, аристократические круги Вены, высший католический клир, мечтали о реванше за поражение1866 г., министра иностранных дел графа Бейста – представителя Австрии на переговорах - останавливала крайняя непопулярность этого союза среди австрийской буржуазии, относившейся отрицательно ко всякому антинемецкому выступлению. Кроме того, сам Бейст считал войну с Пруссией невозможной, пока не завершится реорганизация австрийской армии.
Что же касается России, то в течение первого месяца войны усилия её дипломатии были направлены, в первую очередь, на предотвращение австрийского реванша. Со своей стороны Бисмарк без устали работал над тем, чтобы осложнить австро-русские отношения. Он не останавливался перед клеветой и ложью, сообщая в Петербург об австрийских военных приготовлениях на русской границе и планах отторжения русской Польши. После поражения французской армии при Седане вопрос о вмешательстве Австро-Венгрии окончательно отпал.
Возможно то, что война имела двухсторонний характер, было главной победой дипломатии Бисмарка, и поражением дипломатии Наполеона III. Ведь главным политическим фактором, без наличия которого никакие военные преимущества Пруссии не позволили бы ей с самого начала иметь преимущество над противником, была возможность сосредоточить все силы на одном фронте. Если бы Пруссии пришлось дробить силы, отвлекая часть их против Австро-Венгрии или Италии, то ни быстрота военных перевозок, ни более успешное маневрирование не могли бы дать численного превосходства на полях сражений и на театре войны в целом.
Глава II. Франкфуртский мирный договор
§ 1. Дипломатическая подготовка к заключению мира
После Седана французский поверенный в делах де Габриак, стараясь склонить Горчакова к активной дипломатической поддержке Франции, указывал ему на чрезвычайное усиление Германии, опасное для интересов России. Горчаков посоветовал новому французскому правительству возможно скорее заключить мир. Он обещал, что царь снова напишет Вильгельму и посоветует ему соблюдать «умеренность» в отношениях с Францией. Горчаков добавил даже, что в случае созыва европейского конгресса Россия достаточно громко возвысит свой голос в пользу Франции.27 Уже под влиянием первых успехов прусской армии, за несколько дней до битвы при Седане, Русский царь написал письмо прусскому королю, убеждая его не навязывать Франции унизительного мира. Ответ Вильгельма I был мало утешительным, он говорил, что «общественное мнение вряд ли позволит ему отказаться от аннексий»28. Действительно, Бисмарк, король при горячем сочувствии юнкерства и большей части буржуазии решили навязать Франции тяжелый, грабительский мир, отобрав у нее Эльзас и Лотарингию.
Как раз в это время (в сентябре и октябре) Тьер по поручению «правительства национальной обороны» объезжал столицы великих держав, заботясь об их вмешательстве в пользу Франции или хотя бы о посредничестве в целях заключения мира. В Лондоне Тьер был хорошо принят, но не добился ничего существенного, равно как и в Вене. От активного вмешательства правительство Австро-Венгрии наотрез отказалось. Такой же ответ ожидал его в Италии. В Петербурге Тьер был принят любезно, и ему было сказано, что царь желает мира. «Он окажет вам помощь, чтобы завязать переговоры, но не больше»29,– заявил Тьеру Горчаков. Царь действительно направил новое письмо Вильгельму. Ответ пруссов заставил себя довольно долго ждать. Когда он, наконец, поступил, Горчаков вызвал Тьера и сообщил ему, что мир возможен.
По возвращении во Францию Тьер 30 октября прибыл в Версаль. Здесь он встретился с Бисмарком, и между ними начались переговоры о заключении перемирия.
Тьер намеревался заключить мир в два этана; перемирие должно было быть первым из них. Жюль Фавр совершил с самого начала непоправимую ошибку. Она состояла в привезённом им Бисмарку предложении распространить перемирие на всю Францию. Он не знал, что происходит в провинции, и какие шансы существуют у делегации на продление войны. Три крупных армии, потерпевших поражение, но ещё внушительных, сохраняли боеспособность. Страна располагала ещё огромными резервами. Враг был утомлён кампанией, так как она по его расчётам должна была длиться не свыше нескольких недель, а длилась она уже в течение шести месяцев. Правительству Национальной обороны в тот момент следовало договариваться исключительно относительно Парижа.
Пока шли переговоры о прелиминарном соглашении, 18 января 1871 года было продекламировано образование Германской империи. Завершилось объединение Германии «сверху», с реакционной прусской монархией во главе.
26 февраля 1871 г. в Версале был подписан прелиминарный мирный договор. По условиям этого договора Германия должна была получить Эльзас, Восточную Лотарингию (свыше 14 тыс. квадратных километров с 1 600 тыс. жителей) и 5 млрд. франков контрибуции.30 Бисмарк сначала хотел взять 7 млрд., но под воздействием русского правительства умерил свои претензии до пяти. Оккупационные войска должны были оставаться в Восточной Франции вплоть до выплаты всей контрибуции. Один миллиард французское правительство обязалось внести в 1871 г. и остальные четыре – в течение трёх лет с момента ратификации договора. После обмена ратификационными грамотами германские войска должны были эвакуировать территорию Парижа, форты, расположенные на левом берегу Сены, целый ряд департаментов и затем отходить к востоку, по мере того как выплаченная сумма достигнет двух миллиардов. До уплаты остальных трёх миллиардов Германия оккупировала в виде залога департаменты Марны, Лрденн, Верхней Марны, Вогезов, Маасса, Мерты, а также крепость Бельфор. Ценой этих столь суровых условий Франции предоставлялось трёхнедельное перемирие.
Свободно избранное всем французским народом собрание должно было собраться в Бордо, чтобы решить вопрос о войне или мире. Необходимо было, следовательно, чтобы до 19 февраля были созваны избиратели, чтобы они избрали депутатов и чтобы последние приняли окончательное решение, не зная даже условий мира. Самым плачевным для Франции в этом соглашении было то, что оно не распространялось на восточную армию; немцы оставили себе возможность продолжать операции против неё до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о демаркационной линии.
После подписания перемирия министр Национальной обороны совершил ещё две ошибки; из них вторая в особенности имела самые пагубные последствия. Уведомляя делегацию о только что заключённом им акте, он забыл предупредить её, что прекращение военных действий должно произойти лишь 31 января. В результате французские войска повсюду получили приказ приостановить военные действия с 29-го числа, в то время как немцы смогли ещё в течение двух дней продолжать свои операции. С другой стороны, он не озаботился уведомить делегацию, что перемирие не распространяется на восточную армию. В результате немецкие войска преградили остановленной 29-гo числа по приказу Гамбетты восточной армии единственную дорогу, и вся эта армия вынуждена была укрыться на швейцарской территории, где была тотчас же интернирована.
8 февраля по всей Франции происходили выборы. Но они не имели того характера, какой имели бы в сентябре прошлого года. Утомлённая и опечаленная столькими поражениями страна желала теперь мира, желала его немедленно и почти любой ценой. Она доказала это огромным количеством голосов, отданных ею Тьеру, так давно требовавшему мира.31 Этот государственный деятель был избран 27 департаментами, и тем самым намечен в качестве необходимого главы нового правительства. Вскоре после этого благодаря ему были подписаны дополнительные соглашения относительно восстановления сообщений, о содержании оккупационных войск, о репатриации французских военнопленных и т.д. (9, 11, 16 марта).
Аннексия Эльзаса и Лотарингии и 5-миллиардная контрибуция, наложенная на побежденного, окончательно разоблачили перед широкой общественностью разных стран изменение характера войны, совершившееся после Седана и событий 4 сентября. С этого времени война превратилась для Германии из национальной в несправедливую и захватническую. Горчаков в своём годичном отчете о деятельности министерства иностранных дел следующим образом оценивал условия мира: они таковы, писал он, что было бы затруднительно счесть установленный ими мир длительным. «Немецкие государи, – продолжал он, – настояли на том, чтобы искать обеспечения своей безопасности в ослаблении, разорении и унижении своего противника».32
Переговоры относительно условий заключения окончательного мира начались вскоре после подписания Версальского прелиминарного договора. Тьер стал очень упорно торговаться по поводу условий мирного договора, чтобы скорее положить конец войне.
§ 2. Заключение Франкфуртского мирного договора
6 мая 1871 г, во Франкфурте-на-Майне начались переговоры между Фавром и Бисмарком относительно заключения окончательного мирного договора. Он был подписан через 4 дня 10 мая 1871 года.
В своих основных положениях он воспроизводил предварительные условия прелиминарного соглашения от 26 февраля, но в некоторых отношениях он усугублял положение Франции.
Побежденная страна должна была выплатить контрибуцию в 5 млрд. франков. Срок уплаты был установлен до 2 марта 1874 г. Помимо этого французское правительство принимало на себя все расходы по содержанию немецких оккупационных войск, которые оставались на территории страны до полной выплаты контрибуции. Так же существовало условие, что контрибуция не может выплачиваться в билетах Французского банка. По требованию Бисмарка это должны были быть золото или серебро, английские, прусские, нидерландские, бельгийские банковые билеты.
Договор также оговаривал, что одни лишь департаменты Соммы, Нижней Сены и Эры будут эвакуированы после первого взноса в 500 миллионов, департаменты же Сены, Уазы, Сены и Уазы, Сены и Марны останутся оккупированными до тех пор, пока германское правительство не сочтёт, что порядок во Франции в достаточной степени обеспечен; тем не менее, их эвакуация будет произведена не позднее, чем после уплаты полутора миллиардов. До эвакуации парижских фортов французское правительство смогло содержать к северу от Луары лишь 80 тысяч солдат.
Согласившись оставить Франции небольшую территорию в районе Бельфора, Бисмарк «взамен» добился передачи Германии богатого железорудного района к западу от Тионвиля в Лотарингии.33 Тем самым Франция была лишена важнейших промышленных провинций и в экономическом отношении значительно ослаблена. Но самым большим достижением для Бисмарка и Мольтке было присоединение к Германии Эльзаса и Восточной Лотарингии вместе с важным стратегическим районом – крепостью Мец.
§ 3. Значение франко-прусской войны и франкфуртского мирного
договора
Франко-прусская война завершила целый ряд глубоких перемен в политическом положении Европы. Осуществилось национальное объединение Германии - создалась новая великая держава, находившаяся под руководством агрессивных, милитаристских сил. Раньше сравнительно небольшая Пруссия была восточным соседом Франции и западным России. Теперь у их границ возникла мощная военная держава – Германская империя. В то же время закончилось национальное объединение другой страны – Италии, и вместо восьми мелких итальянских государств, Франция очутилась в соседстве с сильным объединенным королевством. Словом, раньше между великими державами континента имелась прослойка из слабых, мелких государств - это был своего рода буфер, несколько смягчавший соприкосновение великих держав. Теперь вместо этого буфера явились две новых милитаристских монархии. С их появлением территории доминирующих стран вплотную примкнули друг к другу. Международное положение стало более напряженным. Притом такая напряженность не была преходящим явлением: она стала неотъемлемым свойством новой международной обстановки.
Правители нового германского государства были убеждены, что война 1870–1871 гг. не ликвидирует векового антагонизма между Германией и Францией. Они стремились использовать свою победу для обеспечения Германии наиболее выгодной стратегической границы. Захват Эльзаса и Лотарингии по условиям того времени действительно давал Германии стратегические выгоды. Теперь между Францией и Германией, кроме рубежа по р. Рейн, высилась еще цепь Вогезских гор, трудно проходимых для большой армии. Таким образом, Эльзас имел важное оборонительное значение. Наоборот, стратегическое значение Лотарингии было наступательным. В Лотарингии немцы приобретали плацдарм, который приближал их к Парижу.
Конечно, не аннексия двух провинций породила франко-германский антагонизм. И до этой аннексии самые различные французские правительства веками вели борьбу за то, чтобы не допустить образования единого германского государства. После того как в 1871 г. единство Германии было достигнуто, Франция мечтала бы об ослаблении Германии даже и в том случае, если бы Эльзас и Лотарингия остались французскими. Но аннексия придала такую силу внутри Франции, какой без этого реваншизм никогда бы не приобрел.
На негативных настроениях в стране также сказалось слишком сильное экономическое и военное ослабление. В результате франко-прусской войны во Франции резко сократилось промышленное производство, уменьшился экспорт готовых изделий, импорт сырья, машин и угля. Французские финансы находились в столь плачевном состоянии, что по требованию Тьера доклад, составленный для Национального собрания, в течение некоторого времени держался в строгой тайне. Производство было дезорганизовано, железные дороги забиты военными эшелонами. К моменту прекращения военных действий французской армии как самостоятельной военной силы фактически не существовало. Значительная часть войск находилась в плену. Армия лишилась почти всех своих офицеров. В походных госпиталях и больницах насчитывалось более 73 тыс. раненых и больных.
Даже после подписания Франкфуртского мирного договора, в 1871–1875 годах франко-германские отношения представляли собой всего лишь перемирие. Уже 13 сентября 1870 г. Бисмарк писал из Реймса в возможности в ближайшем будущем новой войны, формулируя лживые обвинения против Франции, вынужденной в тот период вести в Европе только оборонительную политику.
Германские правящие круги стремились использовать Франкфуртский договор, прежде всего, для укрепления стратегических позиций Германии. В Берлине понимали, что Франция ещё долго не будет в состоянии начать и вести новую войну с Германией, но даже если бы она восстановила свою мощь в рекордно короткие сроки и попыталась напасть на Германию, вряд ли её нападение было бы неожиданным, т.к. цепь Вогезских гор невозможно было быстро перейти с большой армией.
Взвешивая сразу же после подписания мирного договора шансы на успех новой агрессии, правительственные круги Германии думали лишь о том, чтобы окончательно разгромить Францию и надолго стереть её с карты Европы как значительную политическую и военную силу.34 В течение всего 1871 г. германская дипломатия использовали каждую, даже самую малейшую, возможность для новых антифранцузских провокаций. В отчёте Горчакова царю отмечалось, что франко-германские отношения в 1871 г. оставались чрезвычайно натянутыми еще из-за того, что германские представители бесконечно затягивали во Франкфурте переговоры по второстепенным вопросам, не затронутым в мирном договоре35:
Многие иностранные представители в Берлине утверждали, что Бисмарк опасался слишком быстрого восстановления Франции, несмотря на разруху, явившуюся следствием её поражения. Поэтому уже с 1871 г. он развил активную антифранцузскую дипломатическую деятельность. Он стремился полностью внешнеполитически изолировать Францию, лишить её возможных в будущем союзников, вступая с ними в тесные дружественные отношения и пытаясь использовать их в своей борьбе против Франции. В 1873 году был заключен союз трех императоров (России, Германии и Австро-Венгрии). Стороны брали на себя обязательство договариваться в случае возникновения разногласий в конкретных вопросах. Если одна из сторон подвергнется нападению какой-либо державы, не участвующей в договоре, остальные участники должны условиться друг с другом о «совместной линии поведения». Договор носил неконкретный, расплывчатый характер. Первые же осложнения в международной обстановке показали его несостоятельность. Так, во время антифранцузской кампании 1874 года, организованной германскими правящими кругами, Россия совместно с Австро-Венгрией поддержала Францию.36
Таким образом, политика Бисмарка в отношении Франции после подписания Франкфуртского договора не только не способствовала установлению прочного и длительного мира между двумя странами, а, наоборот, преследовала цели подготовки к новой войне, к новому разгрому Франции.
Франция после войны уже неспособна была собственными силами противостоять агрессивным замыслам Германии. В первой половине 70-х годов прошлого века Франции нужны были надёжные друзья не для совместного ведения реваншистской войны, а для содействия в защите безопасности страны от нового германского нападения. Такого мнения с редким единодушием придерживались представители различных французских политических партий. Французские правящие круги прекрасно отдавали себе отчёт в том, «что на ближайшие годы Франция нуждается в мире: страна была слишком ослаблена, чтобы вновь начинать войну. Не только Жюлъ Фавр, Тьер и их приверженцы, но и их противники считали новую войну с Германией в 70-х годах совершенно невозможной для ослабленной Франции.
Задача ликвидации внешнеполитической изоляции Франции в Европе и сближения с одним или несколькими европейскими государствами для борьбы с агрессивными замыслами юнкерско-буржуазной Германии выдвигалась в 1871–1875 гг. на первый план французской внешней политики.
После заключения Франкфуртского мирного договора от Англии французская дипломатия не могла получить энергичной помощи и содействия в первостепенном для неё вопросе – защите безопасности страны, предотвращении нового германского нападения. Французское правительство считало союз с Англией маловыгодным, исходя, прежде всего, из того, что она не обладала достаточно сильной сухопутной армией, которая в случае нового франко-германского конфликта могла бы оказать серьёзное влияние на ход событий и предотвратить вооружённое столкновение37. Со стороны самой Англии тоже не было особенного желания вступать в союз с Францией, так как вплоть до начала XX века британские правящие круги упорно следовали политике так называемой «блестящей изоляции». Английская дипломатия, рассчитывала использовать борьбу на европейском континенте только для укрепления и расширения своей колониальной империи, не заботясь об интересах Франции.
Не могла Франция рассчитывать и на сближение с Австро-Венгрией, где в октябре 1871 г. к власти пришло правительство немецких либералов, стоявших за тесную дружбу с Германией. В Париже учитывали также укрепление австро-германских отношений в результате свиданий в Гаштейне, Зальцбурге и Ишле, состоявшихся в течение 1871 г., и опасались намерения Бисмарка втянуть Австро-Венгрию в его антифранцузскую политику.
Из крупных европейских государств оставалась Россия. И действительно, после франко-прусской войны только от России Франция могла получить серьёзную помощь и поддержку в борьбе против реальной угрозы нового германского нападения. Путь сближения с Россией был в 1871–1875 гг. единственным путём, на который могла встать и действительно встала французская дипломатия в поисках помощи и поддержки в Европе.
Французская дипломатия учитывала первые симптомы зарождения русско-германских противоречий, в то время как дружественные связи России и Франции после Франкфуртского мира имели тенденцию к всё большему укреплению. Таким образом, уже через несколько месяцев после подписания Франкфуртского мира возникли первые элементы дружественного русско-французского дипломатического контакта, имевшего в 1871–1875 гг. важнейшее значение для Франции. Уже 27 мая 1871 г. в беседе с Габриаком русский царь заявил, что у него есть лишь одно желание – «установить наилучшие отношения с Францией»38.
В основе «русского курса» французской внешней политики после подписания мира лежал расчёт на то, что правящие круги России не допустят нового разгрома Франции и, следовательно, дальнейшего усиления Германии.
И действительно, с одной стороны, ослабление Франции, и её международного влияния, с другой – возникновение Германской империи, значительное военное, экономическое и внешнеполитическое усиление Германии вызвали серьёзное беспокойство и тревогу русских правящих кругов в связи с теми последствиями, которые эти изменения обстановки в Европе могли иметь в будущем для России.
Уже в 1871 г. Горчаков с тревогой писал об опасности, которую представляли для России слишком большое ослабление Франции и чрезмерная мощь Германии. Поэтому русский канцлер говорил, прежде всего, о необходимости восстановления европейского равновесия, нарушенного в пользу Германии.39 Из нового положения, создавшегося в Европе после войны 1870–1871гг., в Петербурге сделали вывод о необходимости воспрепятствовать дальнейшему ослаблению Франции и сорвать попытки Бисмарка спровоцировать новые франко-германские конфликты.
Характер и цели русской политики в отношении Франции были подробно освещены в инструктивном письме Орлову при его назначении послом в Париж. В этом документе подчёркивалось значение Франции в деле поддержания «европейского равновесия», т. е. в качестве противовеса германской империи. «Франция всегда рассматривалась императорским кабинетом, как существенный элемент всеобщего равновесия. У нас нет никакого мотива для отказа от этой традиции»40,– говорилось в инструкции.
Таким образом, после войны 1870-1871 года Германии удалось нарушить баланс сил в Европе. Зародились предпосылки создания двух мощных коалиций: прогерманских стран и Франции-России. Тройственный союз Антанта ещё не существуют, но их появление уже можно предугадать. Поэтому справедливым является утверждение, что Франкфуртский мир был актом большого исторического значения – в нем были заложены первые семена войны 1914-1918 гг.
Заключение
В результате проведённой работы, в соответствии с поставленными целями, в работе была раскрыта суть, обозначены его предпосылки. Значительная часть работы была посвящена освещению дипломатических переговоров стран-участниц Франко-прусской войны 1870-1871 года - до войны, в период активных военных действий и в последние месяцы войны, предшествующие подписанию сначала прелиминарного мирного договора, а позже заключительного мира в мае 1871 года. Остановившись на основных этапах развития противостояния Франции и Пруссии в 60-70-х годах XIX столетия, ознакомившись с работами историков XIX и XX веков, которые более подробно изучали этот период, автор определил значение Франко-прусской войны и Франкфуртского мира для развития международных отношений.
С момента подписания Франкфуртского мира, международные отношения начинают развиваться по совершенно новому принципу. Неотъемлемым фактором международной жизни конца 60-х, начала 70-х годов XIX века стал быстрый экономический рост Пруссии и подъем её международного влияния. Правительство Бисмарка осуществило «железом и кровью» объединение германских земель вокруг реакционной прусской монархии, выведя на время за пределы международной арены Францию, устранив таким образом своё главное препятствие к объединению.
Бисмарк прилагал все усилия, чтобы закрепить завоевания Франкфуртского мира 1871 года, способствовал
Теперь главным стремлением Германской империи в области внешней политики было сохранение приобретенной силы. Бисмарк хотел скорейшей дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Начиная с 1871 г. две великие европейские державы явно стремятся действовать с ней заодно. Первая из них — Италия. Она также только что завершила свою национальную революцию. Вторая - Австро-Венгрия, укрепила свои отношения с Германией в результате встреч в Гальштейне, Зальцбурге и Ишле. Таким образом, система, сложившаяся после подписания мирного договора во Франкфурте-на-Майне, получила название "вооруженного мира" - постоянная напряженность, угроза прямого конфликта, происходящая в условиях нарушенного баланса сил.
В такой обстановке ослабленная войной Франция была вынуждена придерживаться настороженной политики обороны и искать пути заключения новых союзов. В силу немногочисленности сухопутной армии союз с Англией был для неё бесполезен. Австро-Венгрия к тому времени укрепила свои дружественные отношения с Германией. Оставалась только Россия, для которой усиление Германии было так же невыгодно как для самой Франции. Таким образом, «Русский курс» явился основой внешней политики Франции после Франкфуртского мира. Сближение с Россией объективно отвечало задачам защиты безопасности Франции от новой германской агрессии.
Если проследить за формированием союзов, или просто за укреплением дружественных отношений между ведущими странами Европы в период 1871-1875 года, то можно увидеть первые очертания будущих «великих коалиций» - Антанты и Тройственного союза. Вековой антагонизм Германии и Франции не разрешился в ходе военных действий и после подписания мира. Страны лишь копили свои силы для новой, более кровопролитной войны, которая уже не будет столкновением двух держав, в неё будут вовлечены почти все крупные державы мира – для Первой Мировой.
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Бисмарк Отто фон Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2 / Отто фон Бисмарк.- М., 2001. -560 с.
Литература
2. Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира / Ю.В.Борисов.- М., 1951. – 284 с.
3. Всемирная история: В 24 т.-т.17: Национально-освободительные войны XIX века/под ред. А.Н.Бадак.- Минск, 1999. -548 с.
4. Галкин Н.С Франко-прусская война/ Н.С.Галкин. -М., 1952.-357 с.
5. Галкин Н.С. Создание Германской империи. 1815-1871. / Н.С.Галкин.- М., 1986.-373 с.
6. Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2 / А.Дебидур.- Ростов-на-Дону,1995.-524 с.
7. История 19 века Западная Европа и внеевропейские государства/СП.-б.- 1906.- 325с.
8. История дипломатии.-т.1 /под ред. В.А.Зорина. - М., 1964. 835 с.
9. История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.-403 с.
10. Кауфман Г. Политическая история Германии в XIX веке/ Г.Кауфман. -М.,1957.-463 с.
11. Мольтке Х. История германо-французской войны / Х.Мольтке.- М., 1937.- 360 с.
12. Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х годах XIX в. / С.В.Оболенская.- М., 1992.-245 с.
13. Сто великих битв / под ред. А.В.Аграшенков, Р.В.Тихомиров. -М., 2001. -636 с.
14. Шнеерсон Л.М. В преддверии франко-прусской войны: Франко-германский конфликт из-за Люксембурга в 1867 г./ Л.М. Шнеерсон.- Минск, 1969. – 187 с.
1 Мольтке Х. История германо-французской войны.- М., 1937
2 Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х годах XIX в.- М., 1992.
3 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995.
4 Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира.- М., 1951.
5 Бисмарк Отто фон Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2.- М., 2001.
6 Сто великих битв. -М., 2001.
7 Галкин Н.С. Создание Германской империи. 1815-1871.- М., 1986.
8 Кауфман Г. Политическая история Германии в XIX веке.- М., 1957.
9 Шнеерсон Л.М. В преддверии франко-прусской войны: Франко-германский конфликт из-за Люксембурга в 1867 г.- Минск, 1969.
10 Всемирная история: В 24 т.-т.17: Национально-освободительные войны XIX века.- Минск, 1999.
11 История 19 века Западная Европа и внеевропейские государства/СП.-б.- 1906.
12 История дипломатии.-т.1. - М., 1964.
13 Галкин Н.С. Создание Германской империи. 1815-1871. -М., 1986.- с. 68
14 Шнеерсон Л.М. В преддверии фр-прусской войны.- Минск, 1969. – с.37
15 История дипломатии.-т.1 - М., 1964.- с. 732
16 Бисмарк Отто фон Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2.- М., 2001. - с.202
17 Бисмарк Отто фон Мысли и воспоминания в 2 томах.-т.2.- М., 2001. с. 203
18 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995.- с.368
19 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995.- с. 104
20 Всемирная история: В 24 т.-т.17: Национально-освободительные войны XIX века. Минск, 1999. - с356.
21 Сто великих битв. -М., 2001. - с. 420
22 Сто великих битв. -М., 2001. - с.421
23 Всемирная история: В 24 т.-т.17: Национально-освободительные войны XIX века.- Минск, 1999. - с. 369
24 Мольтке Х. История германо-французской войны.- М., 1937.- с.275
25 Галкин Н.С Франко-прусская война. -М., 1952.- с.192-193.
26 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995.- с 115.
27 История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.- с.32
28 Кауфман Г. Политическая история Германии в XIX веке. -М.,1957.- с. 254
29 История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.- с. 32
30 История XIX века Западная Европа и внеевропейские государства/СП.-б.- 1906.- с. 253-254
31 Всемирная история: В 24 т.-т.17: Национально-освободительные войны XIX века.- Минск, 1999. - с. 378
32 Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира.- М., 1951. –с. 52
33 Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в 70-х годах XIX в..- М., 1992.- с.34
34 Кауфман Г. Политическая история Германии в XIX веке -М.,1957.- с. 279
35 Борисов Ю.В. Русско-французские отношения после Франкфуртского мира.- М., 1951. с.53
36 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2 -Ростов-на-Дону,1995.- с.107
37 Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878.-т. 2.- Ростов-на-Дону,1995.- с.110
38 История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.- с. 32
39 История дипломатии.-т.1 /под ред. В.А.Зорина. - М., 1964. с.732
40 История международных отношений и внешней политики России-СССР (1870-1957). -М., 1957.- с. 33