Эволюция промышленного капитализма во второй половине Х1Х-начале XX века
1. Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX — начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до Первой мировой войны (1914—1918).
Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация производства, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е гг. XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамомашиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности — электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.
Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.
В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выделилось сталелитейное производство, получили развитие электрическая сварка, ковка и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912—1913 гг. впервые был применен конвейер.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства — танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвига вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ
В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на предприятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.
В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги.
В Англии рост акционерных обществ приходился на 1885—1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.
Во Франции акционерные компании возникли в 70-е гг. XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.
Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.
Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX — начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, второй использовался в странах переселенческого капитализма.
Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах трудилось 70 тыс. человек.
Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми — картель, синдикат, трест, концерн.
Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирование патентного права, различного рода махинации и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Структурные сдвиги в промышленности обусловили не только концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения производства и обновления основного капитала способствовали централизации банковского дела. Постепенно менялась роль банков в экономике — из пассивного посредника в платежах банки превращались в активных участников рынка. Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными и включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обращаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависимости крупной промышленности от немногих банковских групп. В свою очередь, сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом - «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, Дж. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания Национального городского банка Нью-Йорка, ставшего основой современного «Чейз Манхэттен Бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей.
За 1850—1900-е гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - 25 раз, выплавка стали за 1870-1900-е гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Возросло значение внешней торговли. С 1891 по 1910 г. экспорт увеличился на 77% в США, 52% в Англии, 107% в Германии, 54% во Франции, а вся международная торговля в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.
Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны — Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл., Франция вывезла 10 млрд долл., Германия -5 млрд долл., США — лишь 0,5 млрд долл. Соединенные Штаты еще оставались должником Европы.
В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира — американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок, являясь гигантским комбинированным предприятием с производством различной продукции — от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков. «Дженерал электрик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ — Европы и части Азии.
На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы — от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.
Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией — созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства — Бельгия, Голландия, Португалия, Испания приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преуспела Англия, которая за 1884—1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше — 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Судан, на юге континента создала колонию Родезия. Франция завладела Тунисом, западной частью Центральной Африки, Мада-' гаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).
В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии и Латинской Америке.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии — Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин монополистический капитализм.
Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Франко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70—80-е гг. XIX в. бороться за гегемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милитаризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-политических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.
В Европе в последней трети XIX в. обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформились в начале XX в. и привели европейские народы к Первой мировой войне.
2. Особенности становления монополистического капитализма в ведущих странах мира
1. Великобритания
Великобритания по-прежнему оставалась одной из богатейших стран мира. Ей принадлежало первое место в мировой торговле и вывозе капитала. Английская валюта выполняла роль мировых денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Лондон являлся финансовым и торговым центром мира. Однако по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия начала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США — 4,2%, Германии — 4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, США — по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Удельный вес Великобритании в мировом промышленном производстве снизился с 32% в 1870 г. до 14% в 1913 г., хотя само производство за этот период выросло в 2,3 раза. Промышленный центр мира смещался в США — в 1913 г. их доля в мировом промышленном производстве составила 36%.
Промышленное отставание было обусловлено рядом причин: темпы структурных преобразований в индустрии оказались ниже, чем в других ведущих капиталистических странах, хотя абсолютные размеры производства продолжали расти. В конце XIX в. развивались новые отрасли: сталелитейная, электротехническая, химическая, станкостроительная. Выплавка стали за 1870—1913 гг. выросла в 3,5 раза, экспорт машин и оборудования увеличился в семь раз. Рост производства и экспорта в старых отраслях был в 2—4 раза ниже. Наиболее устойчивые темпы развития показывало только судостроение. Тоннаж построенных судов за этот период утроился. Легкая промышленность по стоимости производимой продукции по-прежнему опережала тяжелую и сохраняла ведущую роль в структуре промышленного производства страны. Динамизм легкой промышленности определялся переключением на колониальные рынки. Получая в колониях монопольные прибыли, английские промышленники не стремились к техническому и организационному совершенствованию предприятий. Между тем оборудование большинства английских заводов, установленное еще в годы промышленного переворота, устарело морально и физически. Основой английской энергетики оставались паровые двигатели, тогда как в Германии и США решающие позиции завоевала электроэнергетика. Энерговооруженность труда английского рабочего была низкой, что отражалось на производительности.
Замедление структурных преобразований в промышленности сказалось на темпах монополизации этого сектора экономики. Первые английские монополии возникли в 1890-х гг. в трубопрокатной и химической промышленности. В тяжелой промышленности и военной отрасли доминирующее положение заняли крупнейшие фирмы «Виккерс», «Армстронг-Уитворт» и др. С участием финансовой группы Моргана был создан англо-американский судостроительный трест. В легкой промышленности основная масса предприятий сохраняла свою обособленность. Лишь в конце XIX в. возник ситценабивной трест, владевший 85% производства ситца в стране.
Особое место среди английских монополий занимал ряд крупнейших компаний, связанных с эксплуатацией колониальных владений: Королевская компания реки Нигер, Британская Южноафриканская компания и др.
Банковский капитал значительно опережал промышленность по темпам концентрации и централизации. Столичные, провинциальные и пригородные банки путем поглощений и слияний создали 12 крупных банковских учреждений при лидирующем положении «Большой пятерки» лондонских банков («Мидленд», «Ллойде», «Барклайз», «Вестминстер», «Нешнл провиншл»). Важнейшее место в банковской системе и монополизации кредита принадлежало Английскому банку. Возросла роль 72 колониальных банков. Среди крупнейших представителей финансовой олигархии Англии выделялись банкиры М. Ротшильд, А. Беринг, Дж. Ллойд.
Основой британского капитализма являлась колониальная империя. Английские колонии компенсировали британскому капиталу отставание промышленного развития. Прибыли от вывоза капитала стали главной статьей национального дохода Англии. Они были вчетверо больше дохода от собственно английской промышленности. До 75% капитала направлялось в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки, около 20% — в США, почти 6% — в страны Европы. Английский капитал финансировал железнодорожное и портовое строительство во всех районах мира, инвестировался в экспортные отрасли сельского хозяйства колоний. Английский капитал оплачивал войны Японии (1894-1895 и 1904-1905), балканские войны. К 1913 г. размещенный Англией за границей капитал достиг 4 млрд фунтов стерлингов. Увеличение экспорта капитала приводило к его нехватке внутри страны, особенно в новых отраслях и сельском хозяйстве.
Мелкие фермеры-арендаторы, составлявшие основную часть сельского населения, не имели средств для ведения хозяйства на современном агротехническом уровне. Урожайность их участков была низкой, а себестоимость продукции высокой. Они не могли конкурировать с более дешевой продукцией из США и колоний даже на рынке самой Англии. Число фермеров и площадь обрабатываемых земель с каждым десятилетием сокращались.
К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8% активного населения. Малая доходность сельского хозяйства удерживала предпринимателей от вложения капиталов в эту отрасль экономики. Аграрный кризис подтолкнул структурную перестройку сельского хозяйства. Начался переход от зернового хозяйства к производству кормов для животноводства и птицеводства, выращиванию технических культур; ускорился перевод отрасли на индустриальную основу путем внедрения машин, более широкого использования минеральных удобрений. Несмотря на определенные успехи, Англия теряла собственную аграрную базу. Она все больше зависела от ввоза продовольствия.
В 1870—1913 гг. Англия сохраняла лидерство в мировой торговле. Однако из экспортера она превратилась в мирового импортера сырья и продовольствия. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в два раза больше, чем экспорт, внешнеторговый баланс имел постоянное отрицательное сальдо. Вместе с тем платежный баланс неизменно был активным за счет доходов от вывезенного капитала, посреднических торговых и банковских операций, туризма.
Колониальное господство и лидерство в мировой торговле являлись важнейшими особенностями английского монополистического капитализма на рубеже двух столетий.
2. Германия
После Франко-прусской войны 22 монархии и три вольных города объединились в Германскую империю во главе с императором, которым по Конституции 1871 г. мог быть только прусский король.
Германия еще в начале 70-х гг. XIX в. была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 90-м гг. положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция. Она осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.
Преодолению отставания Германии содействовала также пятимиллиардная контрибуция, полученная ею с побежденной Франции. Важную роль в экономическом подъеме Германии конца XIX в. сыграл захват Эльзаса и Лотарингии с их богатейшими запасами железных руд. В конце 1870-х гг. открытие Томаса (обес-фосфоривание фосфористых руд) превратило эти залежи, ранее не находившие использования, в главную сырьевую базу Германии. В этих же районах находилась развитая хлопчатобумажная промышленность.
Конец XIX в. отмечен бурным ростом тяжелой промышленности. В 1890 г. было выплавлено 2,2 млн т стали против 0,2 млн т в 1870 г.; стремительно поднялась добыча каменного угля — с 26,4 млн до 70,2 млн т. Развитие этих отраслей дало сильный толчок подъему машиностроения, росту железнодорожной сети. Германия обогнала все страны в локомотиво- и вагоностроении.
Серьезные сдвиги произошли в структуре германской промышленности. Рост производства средств производства был даже выше, чем в США. Наряду со значительным развитием старых отраслей тяжелой промышленности — каменноугольной и металлургической — быстрыми темпами развивались новые отрасли, в частности химическая, электротехническая, цветная металлургия.
Весьма велико было экономическое и общестратегическое значение «новых» отраслей хозяйства, создавших для Германии важные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касалось производства меди, цинка, серной кислоты, красителей, искусственного шелка и других товаров. По объему и темпам роста промышленности Германия к 1914г. заняла второе место в мире после США. Удельный вес ее промышленной продукции составлял 15% мирового производства.
Передовые формы организации производства в этот период еще не охватили всю страну и все отрасли. Так, наряду с огромной насыщенностью фабриками Рейнско-Вестфальского района существовала отсталая Восточная Германия. Промышленность в этой части страны сохраняла кустарный характер и занималась переработкой сельскохозяйственного сырья.
В начале XX в. ускорился процесс образования монополий. К 1911 г. насчитывалось 600 синдикатов и картелей. Металлургическое производство на западе Германии контролировалось Рейн-ско-Вестфальским синдикатом; в электротехнической промышленности производство и сбыт оказались в руках двух монополий -Всеобщего общества электричества (АЭГ) и «Сименс-Гальске», между которыми в 1908 г. было заключено соглашение о тесной «кооперации». Производство химических продуктов оказалось в руках шести компаний. В начале XX в. они объединили капиталы и создали два концерна, установивших тесные взаимосвязи в области производства и торговой политики.
В Германии монополизация производства опережала процесс его концентрации и осуществлялась, как правило, в картельных формах, охватывая отрасли не только тяжелой, но и легкой промышленности. Раннему возникновению картелей в Германии способствовала действовавшая (как и в США) система высоких таможенных пошлин. По охвату промышленности монополиями Германия занимала первое место в мире, причем наиболее картелированными оказались отрасли тяжелой промышленности.
Особенностью образования монополий в Германии являлась значительная роль банков в этом процессе, поскольку сама промышленность еще не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в мобилизации средств. Крупные банки установили тесные связи с промышленностью: держали под контролем промышленные фирмы, которым были предоставлены долгосрочные кредиты, содействовали их упрочению,
Банковская реформа ускорила концентрацию банковского дела. Наряду с концентрацией по интересам, когда банки объединялись для проведения определенных операций по финансированию, с 1880-х гг. большее распространение получила территориальная концентрация, выразившаяся в сосредоточении крупнейших коммерческих банков в Берлине. С начала XX в. развивалась административная концентрация, т.е. деятельность административного аппарата банков по привлечению обширной клиентуры и ее капиталов, расширению участия в акционерном капитале других фирм и т.д. Перечисленные формы концентрации не увеличивали собственные капиталы банков, что являлось основной формой концентрации. За период 1895— 1912 гг. в результате процесса концентрации акционерный капитал всех коммерческих банков страны возрос в 2,6 раза, их собственный капитал — в 1,7 раза. В Германии в начале XX в. функционировало пять мощных группировок, охвативших 58 коммерческих банков, в руках которых оказался 71 % собственного капитала всех банков страны. Каждая группа возглавлялась крупнейшим коммерческим банком — Немецким, Дрезденским, Торгово-промышленным, Учетной конторой, Шафгаузенским банковским союзом. Самой мощной была группа Немецкого банка, в состав которой вошли 24 банковских учреждения.
Концентрация банковского дела означала расширение мае1 штабов деятельности кредитных учреждений, совершенствование банковских операций, благодаря чему они превращались в солидные и пользующиеся доверием учреждения. Уменьшался риск при проведении банковских операций вследствие лучшего знания ситуации на внутреннем рынке, своевременно перераспределялись средства между различными операциями, лучше удовлетворялись потребности в кредите за счет привлечения средств вкладчиков. Учредительская, эмиссионная деятельность, прямое участие в деятельности промышленных предприятий, содействие в управлении промышленным производством в качестве членов наблюдательных советов свидетельствовали о прочной связи банков и промышленности.
В первое десятилетие XX в. крупные коммерческие банки приступили к расширению своих операций на внешних рынках. Заграничная деятельность немецких банков развивалась в следующих направлениях: эмиссия иностранных государственных займов, кредитование экспорта и импорта, поддержка промышленных предприятий за границей.
Усиление власти коммерческих банков ослабило хозяйственные позиции Германского центрального банка. Главный эмиссионный центр страны сосредоточился на операциях по регулированию денежного обращения, поддержанию стабильности национальной
валюты.
Возросшая мощь банков изменила роль в экономике такого важного индикатора хозяйственных отношений, как биржа. Поручения клиентов по операциям с ценными бумагами теперь выполнялись банками. На биржу ценные бумаги попадали только через банки. Таким образом, биржа стала выразителем воли небольшой группы директоров банков.
В экономической политике с конца 70-х гг. XIX в. произошел решительный поворот от свободной торговли к протекционизму. Высокие пошлины были призваны пресечь иностранную конкуренцию на внугригерманском рынке и способствовать установлению монопольных цен.
Внешняя торговля выросла на 60%. Германия вывозила преимущественно готовые товары и машины. На рубеже веков значительно выросли объемы импорта. Германия вынуждена была все в больших количествах ввозить сырье и полуфабрикаты для промышленности, продовольствие для населения. Увеличение пассива внешнеторгового баланса стимулировало товарную экспансию путем демпинга.
Демпинг — продажи на иностранных рынках товаров по бросовым ценам и искусственное взвинчивание цен на внутреннем рынке.
Глубокие диспропорции и противоречия, обусловленные быстрыми темпами развития монополистического капитализма на не расчищенной от докапиталистических отношений почве, узость внутреннего рынка, отсутствие обширных колониальных владений, рост финансовой мощи и накоплений «избыточного», ищущего выгодного применения капитала толкали Германию к экспансии, энергичному экономическому проникновению в другие страны и чужие колонии. Развивая «мирную» экспансию, кайзеровская Германия усиленно готовилась к переделу колоний. По темпам роста вооружений Германия обогнала многие страны. Под знаком милитаризма происходила перестройка экономической и политической жизни страны. Растущими потребностями милитаризма в конечном счете определялись и стремительные темпы роста германской тяжелой промышленности.
Особенно быстро в начале XX в. осуществлялся вывоз капитала. За 12 предвоенных лет вывоз капитала из Германии вырос в три раза. Причем для германского капитализма было характерно стремление проникать не только в отсталые, аграрные, но и в развитые промышленные страны.
Колониальная политика Германии, начавшись с поощрения колонизаторских попыток частных лиц, постепенно привела к созданию имперских колоний. Накануне Первой мировой войны Германия, обладая экономической мощью, значительно превосходившей мощь Англии и Франции, владела колониями общей площадью, почти в 12 раз меньшей, чем Англия, и приблизительно в пять раз меньшей, чем Франция. В колониях Франции проживало в четыре раза, а в колониях Англии — в 30 раз больше населения, чем в колониях Германии.
В экономическом развитии страны важную роль играло вмешательство государства в экономическую жизнь. В 1880 г. был учрежден Высший экономический совет, занимавшийся выработкой законопроектов и уставов, регулировавших экономику. С 1896 г. проводилась реорганизация торговых палат, направленная на расширение их роли в развитии промышленности и торговли; принят новый торговый устав. Государство поощряло синдицирование промышленности.
Иначе складывалась ситуация в сельском хозяйстве. Для Восточной Германии был характерен юнкерский путь аграрной эволюции, для остальных районов — крестьянский, осложненный большими арендными платежами и малоземельем. Крупным хозяйствам — юнкерским и владениям гроссбауэров (кулаков) — принадлежало 54% земли; 2/з крестьянских хозяйств относилось к категории карликовых, имевших до 2 га земли.
В Пруссии развитие капитализма в сельском хозяйстве тесно переплеталось с пережитками феодализма. Сохранились так называемые поместья-округа, в которых помещику принадлежала полицейская и административная власть, действовали «уставы о челяди», ставившие бедняков в полную зависимость от юнкера. Значительную часть сельского населения составляли «огородники», «усадебные поденщики», «бобыли», т.е. батраки, получавшие от помещика небольшой клочок земли, жилище, топливо, не имевшие права покинуть юнкерское поместье без разрешения.
Сохранение феодального института - фидекомисса, запрещавшего любые операции с землей, полученной по наследству, сдерживало развитие рынка земли.
Сельское хозяйство страны сильно пострадало от аграрного кризиса конца XIX в. Цены на зерно упали почти на 30%. Арендная плата, особенно в Пруссии, повысилась. Государство попыталось защитить отрасль путем повышения пошлин на рожь и пшеницу в пять раз.
Кризис ускорил интенсификацию сельского хозяйства. Более чем в пять раз увеличились посевы сахарной свеклы, картофеля, стало расти поголовье скота. За 1870—1913 гг. урожайность повысилась на 33—50%. Внедрялись сложные севообороты, расширилось использование техники, минеральных удобрений. Юнкера и гроссбауэры под защитой протекционистских тарифов и государственных субсидий сравнительно безболезненно переходили к интенсивным методам хозяйствования.
Государственная поддержка — законы об ограничении произвола ростовщиков, создании агрономических обществ, опытных станций и сельскохозяйственных школ — приносила пользу в первую очередь крупным землевладельцам. Мелкие хозяйства отставали в развитии и разорялись.
Юнкерство богатело не только за счет доходов от земли, но и участия в деятельности банков, промышленных монополий. Приобретая акции различных предприятий, помещики изымали средства из сельского хозяйства, обрекая его на замедление темпов развития, техническую отсталость.
Ограниченный платежеспособный спрос на промышленные изделия со стороны батраков и мелкого крестьянства сдерживал расширение внутреннего рынка, производство сельскохозяйственного сырья не соответствовало мощи германской промышленности. Ежегодный дефицит сельскохозяйственного производства достигал 2 млрд марок и имел тенденцию к постоянному росту. Германия в конце XIX в. из страны — экспортера сырья превратилась в импортера промышленных товаров. Зависимость от импорта сырья сдерживала развитие легкой промышленности, не давала возможности снизить стоимость рабочей силы.
Аграрные проблемы подталкивали немецкие монополии к активным действиям на внешних рынках, стимулировали территориальную экспансию, порождали миграцию населения. Шел массовый отток населения в города, из восточных районов — в западные, ширилась эмиграция на американский континент. С 1881 по 1891 г. прусские области покинул почти миллион человек, а в следующие пять лет еще миллион. Бегство из деревень приводило к тому, что крупным хозяйствам становилось все труднее находить свободные рабочие руки. Юнкера призывали правительство принять чрезвычайные меры по удержанию рабочих рук в деревне, но эти призывы не получали поддержки в ландтаге (парламенте).
3. Франция
Франция, несмотря на поражение во Франко-прусской войне, оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным флотом, уступавшим, однако, английскому. Темпы промышленного роста Франции в начале XX в. составляли 2,6% в год (в Англии — 2,1%). По темпам роста экономики Франция отставала от Германии и США, а по объему промышленного производства — и от Англии.
В 1870—1871 гг. Франция пережила не только войну с Пруссией, закончившуюся для нее поражением, но и еще одну революцию — Парижскую коммуну. Эти события разорили и обескровили страну. Общая сумма ущерба, нанесенного войной, составила 16 млрд франков. Резко сократилось производство промышленной продукции, экспорт готовых изделий и импорт сырья, машин, топлива. Опустошению подверглись 43 наиболее промышленно развитых департамента. Оборудование предприятий было вывезено в Германию, уничтожены многие общественные здания, склады, хранилища; повсеместно в зоне оккупации были вырублены леса, вывезен скот, конфискованы запасы продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Мирный договор 1871 г. был подписан на кабальных условиях. Франция обязывалась выплатить в короткие сроки контрибуцию в 5 млрд франков, и в качестве гарантии выплаты часть ее территории (18 департаментов) подлежала оккупации германскими войсками. Их содержание возлагалось на французскую сторону. Эти расходы не включались в контрибуцию. Кроме того, провинции Эльзас и Лотарингия переходили во владение Германии. Франция лишалась двух экономически развитых областей.
Серьезным фактором общеэкономического отставания Франции стали аграрные проблемы французского капитализма. Отсталость сельского хозяйства являлась следствием парцеллярности земледелия. Отсталое сельское хозяйство сдерживало развитие внутреннего рынка и промышленности, мешало формированию рынка труда, замедляло прирост населения.
Парцеллярное хозяйство представляло собой сумму разрозненных клочков земли, принадлежащих одному хозяину. В 1892 г. на одно хозяйство приходилось около 30 парцелл размером от 5 до 40 аров. На таких крохотных участках миллионы крестьян не могли использовать даже рабочий скот.
Стремясь расширить хозяйство, крестьянин или покупал, или арендовал дополнительные участки земли. Но, не имея капитала, свободных средств, он вынужден был брать займы под залог земли, что приводило к задолженности и кабале. К концу XIX в. «свободные» парцеллярные крестьяне платили ростовщикам ежегодную дань в 2 млрд франков. Доходы крестьян поглощались выплатой процентов, налогов, долгов. Для развития хозяйства средств не оставалось. Рост задолженности способствовал постепенному превращению владельца мелкой парцеллы в формального собственника земли. Но, несмотря на это, в конце XIX в. во французской деревне ускорилось формирование фермерских хозяйств, ускорился процесс концентрации земли при одновременном росте числа парцеллярных хозяйств.
Аграрный кризис усилил тенденцию к превращению животноводства в ведущую отрасль сельского хозяйства, изменению структуры растениеводства в пользу технических культур, увеличению доли плодоводства и овощеводства в объемах производимой продукции. Расширилось применение техники, углублялась специализация производства по районам страны. В 1892 г. государство повысило пошлины на ввозимую в страну сельскохозяйственную продукцию, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей.
Важной причиной экономического отставания являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, во Франции в конце XIX в., как и в других странах, отмечался рост концентрации производства. Так, крупнейшим центром металлургической и военной промышленности стали предприятия Шнейдера и Крезо; другим районом развития металлургии стали заводы в Лонгви, на северо-востоке Франции, объединившиеся в 1876 г. в синдикат. Возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Однако наряду с крупным производством по-прежнему значительную роль играла средняя и мелкая промышленность. В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от 1 до 10 рабочих. В 1906 г. насчитывалось только 611 фабрик, где работало по 500 и более человек.
В целом тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли - электроэнергетика, автомобилестроение, паровозостроение, производство цветных металлов. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, ставшее емким рынком для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км. По длине железнодорожных линий Франция в этот период превосходила Англию и Германию.
Однако по числу предприятий и объему производства ведущее место занимала легкая промышленность. На мировой рынок Франция вывозила шелковые ткани, парфюмерию и косметику, одежду, ювелирные изделия, другие предметы роскоши. Производство этих товаров было сосредоточено на мелких предприятиях, применявших ручной труд.
Французская промышленность резко отставала от своих главных конкурентов по техническому уровню производства. Оборудование, установленное на предприятиях в годы промышленного переворота, к концу XIX в. физически и морально устарело и требовало замены. В стране началось строительство гидроэлектростанций, но масштабы его были незначительными.
Французская промышленность ощущала нехватку сырья и топлива, поэтому вынуждена была ввозить в значительных количествах коксующийся уголь и железную руду, черный металл, медь, хлопок. Дорогое привозное сырье повышало стоимость французских товаров и понижало их конкурентоспособность на мировом рынке.
Темпы концентрации были ниже, чем в США, Германии, Англии. Процесс концентрации развивался неравномерно. Наиболее быстрыми темпами он проходил в тяжелой промышленности (металлургической, горно-рудной), бумажной, полиграфической отраслях; медленнее — в легкой промышленности.
Концентрация производства приводила к образованию монополий. В 1876 г. был создан металлургический синдикат, объединивший 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. — керосиновый картель. Наиболее крупные монополии создавались в отраслях тяжелой промышленности. Так, монополия «Комитэ де форж» объединяла около 250 металлургических и машиностроительных заводов и контролировала 3/4 производства чугуна и стали в стране. Основные предприятия военной промышленности объединялись концерном «Шнейдер — Крезо». В химической промышленности монополистическими объединениями стали компании «Сен-Гобен», «Кюль-ман». Процесс монополизации охватил текстильную, пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей.
Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. По этим показателям она занимала первое место среди других капиталистических государств.
Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. Двести крупнейших акционеров банка составили верхушку финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть в стране. В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии — Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо. Премьер-министр Франции Клемансо признавал, что во Франции полнотой власти обладают «члены правления Французского банка».
Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. Были накоплены огромные денежные ресурсы, которые
не вкладывались в национальную экономику, поскольку прибыли, получаемые с мелких предприятий и хозяйств, были значительно ниже, чем доходы от заграничных инвестиций и иностранных ценных бумаг. В конце XIX в. доходность внутренних ценных бумаг составляла 3,1—3,2%, а иностранных — 4,28%. Кроме того, банки избегали распылять средства между тысячами мелких предприятий и ставить себя в зависимость от успеха их деятельности. В 70-е гг. XIX в. французские капиталы инвестировались в Турции, Испании, странах Латинской Америки, а с начала 80-х гг. -в Австро-Венгрии, России. С 80-х гг. французский экспорт капитала становится преимущественно вывозом ссудного капитала в форме государственных займов, приобретает ростовщические черты. Вывоз капитала из Франции к 1914 г. увеличился более чем в три раза по сравнению с концом XIX в. и почти в четыре раза превзошел капиталовложения во французскую промышленность. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, уступив только Англии.
4. США
Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны, к концу XIX в. превратило США в мощную индустриально-аграрную страну.
После Гражданской войны активизировалась колонизация Запада, возросла миграция населения. Городское население удваивалось каждые 20 лет. Важным фактором роста экономики стала аккумуляция в США наиболее энергичной рабочей силы из Европы. Всего за 1870—1900-е гг. в страну прибыло 14 млн иммигрантов.
Динамичный экономический рост США определялся научно-техническим прогрессом. В стране началась электрификация промышленности, транспорта, быта; изменилась энергетическая база производства — пар быстро вытеснялся электричеством. В ходе индустриализации широко применялся новейший научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли. Морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило роста экономики.
Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций не существовало преград. К началу XX в. вложения иностранного капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд долл.
Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышай импорт. Американский экспорт в 1860—1890-х гг. почти утроился вследствие роста эффективности промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта примерно вдвое.
В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой промышленности превышали аналогичные показатели легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 1890-х гг. обогнали Англию. Рост производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и машины расширявшимся железнодорожным строительством.
В начале XX в. железные дороги связали между собой все штаты. Были построены четыре трансконтинентальные магистрали, вовлекшие в экономический оборот продукцию Запада. Тем самым завершилось формирование внутреннего рынка США. К 1893 г. протяженность железных дорог в США составила 176 500 миль. Иностранные капиталовложения в железные дороги США достигали почти одной трети их стоимости. Железные дороги, потеснившие все другие виды транспорта, превратились в важный фактор структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало специализации промышленности и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства и росту производительности труда, процессу урбанизации, а также упрочению позиций американского сельского хозяйства на мировых рынках.
Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. Расширение производства в металлургической промышленности повлекло за собой ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. В конце XIX в. в быстром росте продукции отраслей легкой промышленности большую роль сыграли новые технические и организационные подходы, в частности стандартизация производства в швейной, обувной, пищевой отраслях. Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ.
Значительно возросли производительность и интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому в немалой степени способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства позволили США в короткий срок стать одним из основных поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.
На Юге буржуазная эволюция сельского хозяйства привела к возникновению своеобразной формы арендных отношений — кропперства. Кропперами были черные или белые арендаторы-бедняки, уплачивавшие за аренду земли, сельскохозяйственных орудий, рабочего скота и семян половину и более собранного урожая. Наличие на Юге большого числа издольщиков тормозило развитие производительных сил и препятствовало быстрому проникновению капитала в сельское хозяйство. В этом регионе широкое распространение получила также система долгового рабства — пе-онат. Несостоятельный должник-арендатор принуждался кредитором-плантатором или скупщиком сельскохозяйственных товаров работать в счет оплаты долга.
Усилилось расслоение фермеров. В США в 1890 г. из 8,6 млн лиц, занятых производительным трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн были самостоятельными, независимыми хозяевами, что составляло около 25%; остальные были арендаторами, безземельными и заложившими свою землю фермерами, сельскохозяйственными рабочими.
Экономическое развитие США в последней трети XIX в. прерывалось разрушительными кризисами перепроизводства в 1882—1883 и 1893 гг. Наиболее тяжелым был кризис 1893 г., который сменился длительной депрессией. Только к 1897 г. промышленное производство в США вновь стало развиваться. Экономические кризисы были мощным ускорителем концентрации производства и централизации капитала, в результате которых в США возникали монополистические объединения в промышленности и банковском деле. Если в 70-х гг. XIX в. монополии в промышленности были преходящим явлением, то в 80-е гг. они заметно усилились и в конце 90-х гг. превратились в одну из основ хозяйственной жизни страны.
Среди монополистических объединений в промышленности США в конце XIX в. по своему могуществу выделялись: нефтяной трест «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», стальной трест Карнеги, сахарный трест, «Дженерал электрик компани» и др. Все большее значение приобретали два крупнейших банка — Рокфеллера и Моргана, вокруг которых к 1903 г. объединялись 112 банков, железнодорожных, страховых и других компаний, капиталы которых превышали 22 млрд долл.
К 1901 г. в США насчитывалось 440 трестов, на долю которых приходилось 3/4 всей промышленной продукции страны.
Общественность США посчитала монополизацию целых отраслей промышленности недопустимым нарушением принципа индивидуальной хозяйственной свободы и настояла на принятии в 1890 г. антитрестовского законодательства. Однако формулировки закона были столь нечеткими, что тресты легко обходили все запреты. Юрисконсульты Рокфеллера пошли еще дальше. В 1899 г. они изобрели для «Стандарт ойл» новую организационную форму — холдинговую компанию, основанную на владении контрольными пакетами акций.
Характерной чертой американского капитализма в начале XX в. являлся незначительный уровень вывоза капитала за границу. В 1900 г. заграничные вложения США не превышали 500 млн долл. В первое десятилетие XX в. американские монополии стали увеличивать вывоз капитала. В 1914 г. американские капиталы за границей увеличились до 2,6 млрд долл. Тем не менее США продолжали оставаться государством-должником.
В конце XIX — начале XX в. усилилась экономическая экспансия США. Уже в 1896-1890 гг. США давали 30,1% мирового экспорта промышленных изделий, а в 1913 г. — 35,8%. Одновременно с экономической экспансией США начали проводить политику активной военной агрессии для создания собственной колониальной империи. В 1867 г. США за 7,2 млн долл. купили у России Аляску. В 1898 г. конгресс США «узаконил» аннексию Гавайских островов. В следующем году США захватили Кубу, Гуам, Пуэрто-Рико, Филиппины и часть островов Самоа. Обогнав Германию, Англию и Францию по производству промышленной продукции, США обладали ничтожными по сравнению с ними колониальными владениями. Площадь колоний США в 1914г. равнялась всего 0,3 млн км2.
5. Япония
Победа Японии в войне с Китаем в 1894—1895 гг. имела серьезные последствия для ее дальнейшего экономического развития. Полученная от Китая контрибуция, грабеж Китая и Кореи стали дополнительным источником капитала для японской экономики. С 1894 по 1898 г. общая сумма капитала, инвестированного в хозяйство страны, увеличилась в 2,5 раза (с 249,8 млн до 621,7 млн иен), а за десятилетие (1894—1903) более чем в 3,5 раза (887,6 млн иен).
Особенно быстрый рост капиталовложений наблюдался в промышленности и на транспорте. Ведущей отраслью японской промышленности по-прежнему оставалась текстильная отрасль. Стремительно развивалось прядильное производство, объем продукции, выпущенной ткацкими предприятиями с 1894 по 1898 г., увеличился более чем в два раза.
Ускорилось развитие горнорудной и добывающей промышленности: выросла добыча угля, железной руды, нефти и прочих полезных ископаемых.
С конца 90-х гг. XIX в. главное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, в первую очередь металлургии и машиностроению. С 1896 по 1904 г. японское правительство затратило на металлургическую промышленность 19 млрд иен. В 1901—1905 гг. японская металлургия удовлетворяла внутренние потребности страны в чугуне на 60%, стали — на 40%.
Из машиностроительных отраслей наиболее развитым было судостроение, что объяснялось как островным положением страны, так и планами подготовки будущей войны. С 1893 по 1903 г. японское правительство предоставило частным судостроительным компаниям субсидий на сумму 1,6 млн иен. Однако японские верфи строили только малотоннажные суда, поэтому все крупные корабли заказывались за границей.
В 1896 г. началось сооружение паровозе- и вагоностроительных заводов в Осаке и Нагое. В 1897 г. был введен в эксплуатацию завод горного машиностроения в Фукуоке и ряд других предприятий тяжелой индустрии, в частности производящих токарные станки, электродвигатели. К 1904 г. насчитывалось уже 560 машиностроительных заводов, 1153 химических, 322 предприятия газовой и электропромышленности.
С конца XIX в. на повестку дня был поставлен вопрос о расширении колониальных владений на азиатском материке. В связи с этим развитие японской промышленности начало приобретать односторонний характер. Военные отрасли постепенно стали занимать ведущее место в тяжелой промышленности. Военные заводы и арсеналы в 1900 г. составляли 40% всех государственных предприятий. На них было сосредоточено 54% рабочих, занятых на государственных предприятиях, 74% всех двигателей, применявшихся в промышленности.
Усиленная милитаризация страны — перевооружение армии и флота, повышение уровня военной техники, расширение старых и создание новых военных предприятий — проводилась в рамках послевоенной программы развития хозяйства, принятой в 1895 г.
Послевоенная программа была рассчитана на 10 лет (1896—1905) и предусматривала создание ряда отраслей тяжелой, главным образом военной промышленности, реорганизацию и расширение вооруженных сил.
Промышленный подъем, наблюдавшийся в стране с 1895 г., был прерван финансовым, а далее экономическими кризисами 1897—1898 и 1900—1902 гг., которые ускорили качественные изменения в экономике, приведшие к формированию монополистического капитализма в Японии.
Со второй половины 1890-х гг. заметную роль в хозяйственной жизни страны стали играть крупные капиталистические компании, организованные как замкнутые фамильные фирмы или созданные на акционерных началах. В 1903 г. на крупные компании с оплаченным капиталом от 100 тыс. иен и выше приходилось 89,1% общей суммы капитала, инвестированного в экономику страны. . К началу XX в. появились картели в текстильной, табачной, мукомольной и других отраслях легкой промышленности. В тяжелой промышленности главенствовали немногочисленные крупные частные компании — «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фуд-зита» и государство. Строительство государственных предприятий способствовало обогащению крупного капитала. Предоставляя правительству средства для сооружения предприятий путем подписки на государственные займы, крупные капиталисты получали огромные проценты во время строительства, а после завершения предприятия одно за другим за бесценок передавались правительством тем же крупным дельцам. Несмотря на высокий удельный вес государственного предпринимательства, в тяжелой промышленности укреплялись позиции частного капитала.
В угольной отрасли господствующее положение заняли крупнейшие монополисты — «Мицуи» и «Мицубиси». Установление господства сопровождалось упорной конкурентной борьбой между ними, достигшей кульминации в годы русско-японской войны. Крупный капитал все более уверенно занимал ведущие позиции не только в добывающей промышленности и судостроении, но и в обрабатывающем производстве. Электротехническая компания «Сибаура», находившаяся под контролем «Мицуи», была ведущим предприятием отрасли и пользовалась фактической монополией; концерн «Сумитомо» владел самыми большими в стране медеплавильными заводами. В начале XX в. были созданы картельные объединения в цементной, часовой, нефтяной промышленности. В 1904 г. две крупные нефтяные компании создали синдикат для противодействия натиску американской компании «Стандарт ойл». Несколько крупных монополистических объединений заняли господствующее положение в железнодорожном транспорте и морском судоходстве.
Более позднее вступление Японии на путь капиталистического развития позволило ей создавать производство на основе передовой иностранной техники и новых организационных форм, что в условиях существования огромного числа мелких предприятий сразу ставило новые предприятия в монопольное положение в тех отраслях, где они работали.
Ведущее положение среди монополистических объединений занимал концерн «Мицуи». В сферу его интересов входили внутренняя и внешняя торговля, текстильная, горно-добывающая, электротехническая промышленность, добыча золота, серебра и др.
На рубеже веков значительно укрепил позиции концерн «Мицубиси», имевший интересы в судостроении и судоходстве, угольной промышленности, банковском деле, железнодорожном транспорте. На западе страны ведущие позиции принадлежали концерну «Сумитомо», уделявшему значительное внимание добыче и выплавке меди, военному производству, банковскому делу.
«Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда» стали ведущими монополиями страны, за которыми шли более мелкие, но очень влиятельные монополистические объединения: «Сибудзава» (железнодорожное строительство и финансы), «Фурукава» (добыча и выплавка меди), «Асано» (цементная промышленность) и др.
Существовали монополистические объединения, в которые входила буржуазия, труппировавшаяся по признаку принадлежности к какому-то определенному бывшему феодальному клану или району. Наиболее сильной и прочной из таких группировок была «Коею», или «Коею дзайбацу», которой принадлежали электроламповая компания, токийский торговый банк, торговые конторы и другие предприятия.
После «Коею» термином «дзайбацу» стали называть и некоторые другие группы предпринимателей. К «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и другим монополиям в эпоху Мейдзи применялся термин фукко («богатый дом»).
Кризисы ускорили централизацию банковского сектора. Японское правительство внимательно изучало банковское законодательство других стран и принимало законы, содействовавшие укрупнению банков. Уже в 1896 г. для ускорения слияния мелких банков японское правительство приняло специальный закон об объединении мелких банков. В 1901 г. правительственный курс на поддержку крупных банков усилился. Государство разрешало открывать новый банк только при наличии акционерного капитала на сумму не менее 500 тыс. иен. В начале XX в. лидирующие позиции в экономике играла пятерка крупнейших банков'. «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Дайити».
В ходе второй технологической революции возросла неравномерность экономического развития стран Западной Европы, США и Японии; обострились противоречия между прежними и будущими лидерами мирового капиталистического хозяйства. Англия и Франция, не сумевшие адаптироваться ко второму витку промышленной революции, т.е. обновить технологические и институциональные структуры, обессиленные экспортом финансового и человеческого капитала, сдавали свои позиции.
США, Германия и Япония преодолели сырьевую специализацию своих экономик благодаря последовательной реализации национальных стратегий развития, эффективным институциональным реформам, форсированному направлению инвестиций в наиболее передовые отрасли производства и коммуникаций, а также в образование, науку и культуру.
3. Колониальная система хозяйства и положение зависимых стран в конце XIX - начале XX века
Колонии еще в древности использовались в качестве источников продуктов и рабочей силы для метрополий (Рим, Финикия). В XVI-XVIII вв. колониальная политика европейских купцов и феодалов сводилась главным образом к расхищению местных богатств, вывозу в Европу колониальных товаров, растительного и животного сырья, а также рабочей силы для рабовладельческих хозяйств Америки. Неэквивалентная торговля с колониями носила потребительский характер.
К середине XIX в. роль колоний меняется: они превращаются в рынок промышленного сырья для развитых стран, а также избавляют метрополии от конкуренции на внешнем рынке. В колониальной экономической политике индустриальных стран центральное место занимает вывоз капитала, который многократно превышает вывоз товаров.
К началу XX в., когда индустриальные страны завершили территориальный раздел, мир оказался поделенным на метрополии, колонии и зависимые страны. Дешевизна рабочей силы, огромные сырьевые богатства колоний обеспечивали колонизаторам высокие прибыли. Капиталы вкладывались в первую очередь в отрасли, необходимые странам-метрополиям: добывающую промышленность и железнодорожное строительство, сельское хозяйство. Аграрному сектору экономики навязывалась система монокультуры, т.е. преимущественное выращивание одного вида сельскохозяйственной продукции: джут и хлопок в Индии, рис в Бирме, хлопок в Египте, каучук в бассейне реки Конго и т.д. Решающую роль в эксплуатации колоний стали играть монополии стран-метрополий, захватившие важнейшие отрасли экономики колоний и зависимых стран. При этом сознательно ограничивалось развитие собственной промышленности колоний и поддерживались феодальные и родоплеменные пережитки. В колониях большую роль продолжал играть ручной труд, хотя приток иностранного капитала приводил к созданию некоторого числа механизированных предприятий. Крупнейшей колонией, поделенной между десятком стран мира, оказалась Африка.
Народы Африки находились на разных ступенях экономического развития: от первобытнообщинного строя до зарождающегося рынка. Поскольку этот континент очень богат природными
ресурсами — золотом, алмазами, цветными металлами, нефтью, углем, он оказался одним из наиболее выгодных объектов колониальной эксплуатации. С 70-х гг. XIX в. усилилось завоевание ее глубинных территорий и началась борьба за полный раздел Африки между европейскими колонизаторами. Здесь столкнулись интересы Англии, Франции, Германии, Бельгии. В 1886 г. Англия и Германия подписали договор о разделе сфер влияния в Восточной Африке; в 1897 г., после Фашодского инцидента, были окончательно разграничены интересы Англии и Франции в Африке. Бельгия стала владелицей огромной территории в бассейне реки Конго.
Крупной английской колонией была Индия. Значение Индии для английской экономики возрастало по мере утраты Англией промышленной гегемонии. При этом приток английского капитала со второй половины XIX в., главным образом в строительство железных дорог и разработку полезных ископаемых, ускорил развитие рынка в Индии. Росли крупные города — Бомбей, Калькутта. Увеличивалось число национальных промышленных предприятий, появлялись первые индийские банки.
Таким образом, метрополии оказывали неоднозначное влияние на колониальные страны. С одной стороны, имела место эксплуатация чужих национальных богатств, жестокое обращение с местным населением, развитие ограниченного числа отраслей промышленности и сельского хозяйства, что обусловило неравномерное развитие экономики в колониальных странах, торможение роста колониального хозяйства. С другой стороны, ввоз капитала в отсталые страны создавал базу для развития рынка, включения этих стран в механизм единого мирового хозяйства. Этот процесс носил объективный характер и сглаживал разницу в развитии между индустриальными странами Европы и Северной Америки и отсталыми африканскими и азиатскими странами.
Кроме двух основных групп: метрополий и колоний существовали так называемые зависимые страны, политически свободные и формально самостоятельные, но фактически находившиеся в экономическом, финансовом подчинении у другой страны. Например, крупнейшая колония Великобритании — Индия делилась на две части: часть, непосредственно управлявшуюся английскими представителями, и несколько формально самостоятельных государств. Зависимость Португалии от Англии имела другую форму: находясь под английским протекторатом, Португалия пре-
доставляла Англии торговые льготы, лучшие условия для вывоза капитала и товаров в Португалию и ее колонии. Под английским протекторатом находился ряд стран Африки и Океании. Являясь политически свободными, эти страны имели больше возможностей для производительного использования английских капиталов, развития собственной экономики, могли самостоятельно экспортировать капиталы и владеть колониями.
В государства Латинской Америки в конце XIX в. вывозили капиталы Англия и США, частично сохранялось влияние бывших метрополий — Испании и Португалии. Страны Латинской Америки экспортировали в развитые страны продукцию сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Это ставило латиноамериканские государства в зависимость от рынков сбыта и экспорта промышленных товаров прежде всего таких стран, как Англия и США, которые пользовались этой зависимостью и вывозили туда капиталы преимущественно в форме государственных займов. В 1880 г. аргентинский долг Англии составил 20 млн фунтов стерлингов. Английские капиталы ускоряли развитие промышленности в Аргентине: с 1887 по 1895 г. число промышленных предприятий в Буэнос-Айресе удвоилось, на них работало около 75 тыс. рабочих. В провинции аргентинский предприниматель обычно занимался мелкой торговлей или владел предприятием полукустарного типа. В сельском хозяйстве длительное сохранение крупного помещичьего землевладения замедляло развитие рыночных отношений.
Противоречия в развитии рынка были свойственны всем латиноамериканским странам: иностранные капиталы ускоряли темпы развития одних отраслей и не затрагивали других. В Бразилии, например, тормозом для развития промышленности стала рабовладельческая система, сужавшая рынок труда, препятствовавшая притоку иммигрантов даже при наличии необходимых капиталов и вынуждавшая обращаться к английским займам.
В похожем положении оказался Китай, куда вывозили капиталы Япония, США, европейские страны. Феодальная раздробленность, отсутствие общенационального рынка, единой денежной системы, высокие налоги — все это служило серьезными препятствиями для развития предпринимательской деятельности.
Литература
Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики: Учебник для вузов. М., 2003.
Конотопов М. В., Сметанин С. И. История экономики России: Учебник для вузов. М., 2004.
Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. М., 2004.
Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учеб. пособие / Под ред. М. Н. Чепурина. 6-е изд. М., 2002.
Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Под ред. В. И. Голубовича. Минск, 1997.
Вощанова Г. П., Годзина Г. С. История экономики: Учеб. пособие. М., 2003.
Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие. М., 2003.