Содержание
2. Развитие народного образования
3. Книжная и периодическая печать
4.1 Развитие белоруской литературы
4.2 Устно-поэтическое народное творчество
4.3 Формирование профессионального театра
6. Бытовой уклад и материальная культура населения
Введение
История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.
Во второй половине ХIХ века Белоруссия вступила на путь капиталистического развития и стадию формирования новой исторической общности людей. В результате промышленной революции произошли коренные изменения в технике и организации производства. Быстрыми темпами шло развитие товарно-денежных отношений, формирование единого рынка. Это приводило к тому, что экономические отношения пронизывали все сферы жизни человеческого общества. Происходило объединение людей для усиления борьбы за общие цели.
Важным показателем исторической общности людей является уровень развития ее культуры. На основе этих изменений она сделала значительный шаг вперед в своем развитии.
1. Научные исследования
После восстания 1863 года возрос интерес прогрессивной интеллигенции к истории, быту и культуре населения Беларуси.
По-прежнему значительный вклад в изучение края вносили ведущие научные центры России – Академия наук, Московский и Петербургский университеты, в которых работали известные знатоки культуры и быта белорусов – А.А. Шахматов, А.И. Соболевский, М.А. Янчук. [3. С. 188]
Постепенно начали формироваться региональные этнографические центры. Они осуществляли экспедиционную работу по изучению Беларуси и собирали фольклорно-этнографические и археологические материалы. В 1902 году по инициативе Е.Р. Романова в Могилеве было образовано общество по изучению белорусского края и Историко-этнографический музей. В 1908 году в Минске был организован церковный историко-археологический комитет, который издавал работы под названием “Минская старина”. В 1909 году была образована Витебская комиссия, деятельность которой была направлена на изучение и публикацию древних актов и документов по истории Витебского края. Основанное в Минске в 1919 году общество любителей природоведения, этнографии и археологии изучало Минскую область, проводило исследования рек на Полесье.
Огромный вклад в исследования белорусской этнографии и фольклора внес М.Я. Никифорский. Он собирал и записывал фольклорные произведения, исследовал обряды, привычки и веру белорусского народа. Первая его работа была “Очерки Витебской Беларуси”, которые давали характеристику общественного быта белорусов. Так же он является автором самой большой работы по материальной культуре белорусов XIX века – “Очерки простонародного жития–бытия в Витебской губернии” и описание предметов обихода.
Плодотворной была деятельность этнографа, фольклориста и археолога Е.Р. Романова. Он опубликовал около 200 научных работ. Под его руководством было осуществлено несколько этнографических экспедиций по Беларуси, во время которых собирались материалы для “Белорусского сборника”. Делались первые попытки научного анализа собранных материалов. Выводы многолетней работы в области белоруской лингвистики, этнографии и фольклористики были опубликованы в трехтомнике (7 книг) ”Белорус”, к которому и сегодня обращаются научные и политические деятели. [3. С. 188]
Для изучения природных богатств Беларуси в 1910 году была открыта Беняковская сельскохозяйственная станция, а в 1913 году – Минская болотная станция.
2. Развитие народного образования
Развитие промышленности, товарно-денежных отношений ставило на повестку дня развитие народного образования в середине ХIХ века оно находилось на низком уровне. Накануне отмены крепостного права в Белоруссии действовало 576 учебных заведений всех типов, в них обучалось только 17 тысяч учащихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии. [3. С. 176]
В средних учебных заведениях обучались только дети дворян. В школах для низших сословий учебный процесс строился таким образом, чтобы научить учащихся читать и писать, воспитать в духе религиозности, преданности и покорности царю.
После отмены крепостного права, царские власти вынуждены были пойти на реформу школьного образования, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Но её результаты были незначительными, так как её проведение совпало с реакцией наступившей после подавления восстания 1863 года. С целью усиления русского влияния на местное население и воспитание верноподданнических чувств, а также ликвидации польской системы образования, царское правительство особое внимание обратило на начальную школу. Она была поставлена под контроль православной церкви. Были уволены все учителя-католики. Преподавание велось только на русском языке, так как белорусский и польский языки были запрещены. Большая часть учебного времени отводилось «закону божьему», молитвам и церковному пению. Но, не смотря на материальные трудности, с которыми было связано отправление детей в школу, тяга населения к знаниям была огромной. Школ не хватало. Царские власти выделяли на образование небольшие денежные суммы и по этому многие школы в Белоруссии находились полностью на содержании крестьян.
В 1884 году после убийства Александра II, было издано положение о церковноприходских школах, которые открылись вместо народных начальных школ. Преподавание в них вели в основном священники, псаломщики, писари, так как квалифицированных кадров не хватало.
Еще медленнее, чем начальное, развивалось среднее образование. В 1868 году насчитывалось 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4-женских гимназий, 2 прогимназии, Гори-Горецкое земледельческое училище, Полоцкий кадетский корпус и 4 духовные семинарии, в них обучалось 3265 учащихся. [3. С. 178]
Это были дети дворян, чиновников, духовенства и буржуазии. Для детей беднейших слоев населения эти школы были не доступны из–за высокой платы за обучение.
В Белоруссии были распространены женские профессиональные учебные заведения. Преобладали школы кройки и шитья и рукодельные классы. Выпускницы получали аттестаты, которые давали право открывать частные школы и курсы швейного мастерства
Из всех средних учебных заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие учебные заведения. Остальные таких прав не имели, их выпускники занимали служебные должности.
Во второй половине ХIХ – начале ХХ века в Белоруссии не было высших учебных заведений. Официальные власти неоднократно отклоняли ходатайство общественности об открытии в Беларуси университета или политехнического института. Та часть выпускников, которая могла продолжить образование, училась в университетах Петербурга, Москвы, Киева, Харькова, Одессы, Варшавы и других городах.
В начале ХХ века в системе образования Белоруссии произошли новые изменения. Вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В связи с развитием промышленности и торговли быстрыми темпами расширялась сеть государственных и частных средних школ – гимназий и реальных училищ. Разно-профильные и разнотипные профессиональные учебные заведения готовили квалифицированных специалистов в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, медицины, просвещения, что соответствовало требованиям социально-экономического и культурного развития страны.
Помимо четырех семинарий в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке, открытых еще во второй половине ХIХ века, в 1909–1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В Могилеве, Гродно и Витебске – медицинские школы. Также в Белоруссии действовало пять сельскохозяйственных школ.
Повышению общеобразовательного и культурного уровня населения содействовали библиотеки. Наиболее крупной среди них была библиотека имени А.С. Пушкина, созданная в 1900 году. Постоянными читателями библиотек были учащиеся, учителя, служащие, ремесленники, рабочие. К 1914 году в Беларуси работало 851 библиотека с книжным фондом 423 тысячи экземпляров, и 54 научных и культурно-просветительских обществ, которые внесли значительные достижения в изучении этнографии, истории, культуры и природоведения. [3. С. 252]
Не смотря на ограничительные меры царизма, под влиянием экономического развития страны, благодаря активности крестьян развитие народного образования набирало темпы. В 1881 году насчитывалось 2185 различных учебных заведений, а в 1914 году их уже было 7682. [3. С. 249]
Это внесло большой вклад в хозяйственное и культурное развитие края, расширение письменности среди населения, формирование белоруской интеллигенции, развитие белорусской культуры.
3. Книжная и периодическая печать
В тяжелых условиях происходило развитие печати и издательского дела. Издательства, публиковали только на русском языке, в основном, религиозную литературу, грамматики, словари, справочники. [3. С. 179]
Из периодической печати издавались только официальные издания: «Губернские ведомости», под надзором вице-губернаторов и «Епархиальные ведомости», под надзором местной церковной иерархии. В Вильно издавалось еще газета «Виленский вестник» и журнал «Вестник западной России», которые проповедовали идеи монархизма и великодержавного шовинизма.
Только в 1886 году в Минске начала издаваться первая легальная, не зависимая от правительства, литературно-политическая газета «Минский листок», которая придерживалась либеральных позиций. На ее страницах печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и искусства ХIХ века. С газетой успешно сотрудничали поэт Я. Лучина, историки и этнографы А.Е. Богданович, М.А. Янчук, М.В. Довнар-Запольский и другие.
В ходе революции, особенно после провозглашения манифеста 17 октября 1905 года, положение изменилось. Появилось множество новых газет и журналов разных политических направлений. В 1906 году появились первые легальные белорусские газеты «Наша доля» и «Наша Нива», которые оставили знаменитый след в культуре и общественной мысли Белоруссии. Особенно велика заслуга газет в развитии белорусской литературы и языка. На её страницах начинали печатать свои произведения почти все известные в то время белорусские поэты и писатели. В период с 1908 года по 1914 год на книжный рынок поступили белорусские издания семидесяти названий общим тиражом 226000 экземпляров. [3. С. 258]
4. Искусство
4.1 Развитие белоруской литературы
Развитие белорусской литературы, во второй половине ХIХ века происходило в условиях социального и национального давления белорусского народа. Под воздействием социального разделения, вызванного развитием капитализма, в общественной жизни Белоруссии возникли два направления – либерально-буржуазное и революционно-демократическое.
Представителями либерально-буржуазного направления были А. Ельский и А. Пшчолка. В революционных выступлениях пролетариата они видели угрозу для государства и общества, проповедовали социальное примирение, классовое единство белорусской нации.
Родоначальником революционно-демократической литературы был К. Калиновский.(1) В своей газете «Мужицкая правда» он правдиво рассказывал о тяжелом положении крестьянства, раскрывал грабительский характер реформы 1861 года, показывал паразитизм помещиков и политику царизма в Белоруссии. В своих публицистических произведениях К. Калиновский призывал крестьян к борьбе за лучшую жизнь, к народной революции.
После подавления восстания в 1863 году в вихре репрессий народ потерял лучших представителей своей интеллигенции, что привело к временному снижению развития литературы. Но идейные принципы К. Калиновского не были потеряны, позже их развивали в своем творчестве Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович.
Ф. Богушевич (2) являлся участником восстания 1863 года. Гонимый царскими властями он свой первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» смог опубликовать только в 1891 году в Кракове под псевдонимом Матей Бурачок, а второй сборник – «Смычок белорусский» – в 1894 году в Познани под псевдонимом Сымон Ревка из-под Борисова. К сборнику «Дудка белорусская» Ф. Богушевич писал предисловие, где старался пробудить национальную сознательность белорусского народа: ”Можа хто спытае: дзе ж цяпер Беларусь? Там, братцы, яна, дзе наша мова жывець: яна ад Вільні да Мазыра, ад Віцебска за малым не да Чарнігава, дзе Гродна, Мінск, Магілёў, Вільня і шмат мястэчак і вёсак” [4. С. 17]
Он первый из белорусских писателей оповестил о существование белорусского этноса и выделил самостоятельность белорусского языка. Поэт предупреждал: ”Шмат было такіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той чалавек прад скананнем, катораму мову займе, а потым і зусім замерлі. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не ўмёрлі” [4. С. 17]
Поэт был уверен, что настанет день, когда «перестанем мы плакать над своей долей». Он горячо желал народу:
Вадзіцы хоць каплю,
Ды такой вадзіцы,
Ды з такой крыніцы,
Што, як хто нап'ецца,
Дык вольным стаецца. [4. С.19]
В своих произведениях Я. Лучина(3) правдиво показывал угнетенное положение белорусского народа, выражал их ненависть к самодержавию и стремление к свободе. Лирическое стихотворение на белорусском языке являются основным жанром его творчества. В них отражается любовь к крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Стихи Я. Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903 году.
Литературных произведений А.Гуриновича) сохранилось очень мало. За революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. Его произведения распространялись в рукописях и были изданы только после Великой Октябрьской Социалистической революции. Литературное наследие поэта состоит из стихотворений, в которых он основное внимание уделял жизни белорусского крестьянства, призывал его к борьбе.
В белорусской демократической литературе второй половины ХIХ века, широко отражался духовный рост белорусского народа, лучшие черты его национального характера. На традициях, заложенных К. Калиновским, Ф. Богушевичем, Я. Лучиной, А. Гуриновичем, опиралась новая белорусская литература начала ХХ века. Развивалась она также и под влиянием русской, польской и украинской литературы и приобрела черты развитой литературы с разнообразными жанрами, стилями и направлениями. Яркими представителями этого времени считаются Тетка, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович.
Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка.(4) Её книги революционных стихов «Скрипка белорусская» и «Крест на свободу» стали первыми оригинальными сборниками белорусской поэзии ХХ века. Она написала первый учебник на белорусском языке «Першае чытанне для дзетак беларусау», выступала как публицист.
Я.Купала(5) поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень. Его пьесы “Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое достижение славянских литератур. Первое стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае 1905 году, а первый сборник стихов “Путем жизни” был выпущен в 1913 году. Он перевел на белорусский язык произведения Н. Некрасова, И. Крылова, А. Мицкевича, Т. Шевченки, а своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка. [5. С. 302]
Первое стихотворение Я.Коласа(6) “Песни-жалобы” было опубликовано в 1910 году. В своей общественной лирике Я.Колас часто возвращается к крестьянину, стараясь пробудить его сознание. В 1912 году вышел первый сборник его прозаических произведений “Рассказы”, а в 1914 году – “Родные явления”. Дореволюционное творчество поэта – настоящая художественная летопись жизни белорусского народа.
М. Богдановичу (7) принадлежит единственный поэтический сборник “Венок”, однако он дал поэту занять значимое место в белорусской литературе. Своим творчеством поэт обогатил белорусскую лирику новыми темами, образами и формами. Кроме стихов, он писал прозаические произведения, литературоведческие и публицистические статьи.
В белорусской литературе ХХ века раскрылись творческие способности М. Горецкого, З. Бедули, Т. Гартного, К. Каганца и др. Новая белорусская литература начала находить признание в соседних славянских народах, стала постепенно включаться во всемирный историко-литературный процесс.
4.2 Устно-поэтическое народное творчество
Богатейшим источником белорусской литературы во второй половине ХIХ – начале ХХ веков было устное народное творчество. В это время белорусский народ создал много сказок, пословиц, поговорок, загадок, отражавших его тяжелую жизнь, мысли, устремления. Устное творчество служило острым оружием в борьбе трудящихся против эксплуатации, отражало высокие моральные качества белорусского народа, любовь к родине, стремление к свободе.
После отмены крепостного права возникло множество устно-поэтических произведений, особенно рассказов-воспоминаний и эпических песен, повествующих о мрачном периоде крепостного права, о рабском труде и ряд новых сатирических произведений, едко высмеивающих помещиков.
Капиталистическое развитие деревни, вызвало к жизни новые темы фольклора. Возникли сказки, песни, пословицы «о батраке и попе», «о батраке и кулаке», такие, как песня «А кто у батрака не служил, тот лиха не знает», сказки – «Кулак и батрак», пословицы – «Нанялся-продался».
В последние десятилетия ХIХ века широкое распространение получили частушки-припевки. Это было вызвано изменениями в общественно-политической жизни. Частушка благодаря свойственной ей краткости и динамичности, оказалась в новых условиях наиболее гибкой формой устного творчества. Она быстро откликалась на политические события и отдельные факты классовой борьбы.
В это же время в устно–поэтическом народном творчестве появилось новое направление – рабочий городской и городской фольклор. Во многих произведениях белорусский народ создал правдивые картины каторжного труда на капиталистических фабриках и заводах, строительстве железных дорог. В Белоруссии широко бытовали припевки о шахтерах Донбасса.
В начале ХХ века интенсивно развивался фольклор рабочих и революционеров. Получили распространение революционная поэзия и песни российского пролетариата, в которых прямо говорилось о борьбе против буржуазии. Белорусский фольклор обогатился лучшими произведениями русского и украинского народа.
4.3 Формирование профессионального театра
Вторая половина ХIХ века была временем формирования профессионального белорусского театра. В его зарождении большую роль сыграла театральная культура соседних народов – русского, украинского и польского. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов.
5 июня 1890 года в Минске был открыт первый постоянный городской театр (ныне помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году было создано товарищество любителей искусств, которое сыграло важную роль в пропаганде демократического искусства и стало центром литературной и театрально-музыкальной жизни города.
Под воздействием профессионального театра создавались многочисленные музыкально-драматические кружки и организаций, так называемые белорусские вечеринки. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских и украинских авторов.
На традициях белорусских вечеринок возникла первая белорусская труппа. Игнат Буйницкий организовал ее на свои личные средства в собственном поместье Полевачи. В 1907 году закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 году после участия первой белорусской вечеринки, в Вильно, театр И.Буйницкого стал профессиональным. [2. С. 294]
И. Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси они помогали местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра. Однако материальные трудности вынудили И. Буйницкого в 1913 году закрыть театр.
Деятельность первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали отцом белорусского театра, вписала яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент на пути становления белорусского театра.
4.4 Музыкальная жизнь
Достаточно разнообразной и богатой была музыкальная жизнь белорусских городов. С большим успехом гастролировали русские и украинские музыкально-драматические и хоровые коллективы, которые знакомили белорусскую публику с лучшими произведениями отечественных и зарубежных композиторов.
Беларусь посещали такие звезды русской музыкальной культуры, как композиторы и пианисты С. Рахманинов, А. Скрябин, знаменитые певцы Л. Сабинов, Ф. Шаляпин. В отмеченный период возрос интерес музыкантов к белорусскому народному песенному творчеству. Благодаря усилиям белорусских композиторов, фольклористов, школьным преподавателям белорусская народная песня получила широкое распространение не только у себя на родине, но и за пределами страны. Русские композиторы М. Римский-Корсаков, С. Танеев и некоторые другие обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях.
Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. [3. С. 261]
Это было первое инструментальное произведение белорусской музыки, исполнение которого пользовалось значительным успехом в Вильни и Варшаве.
В начале ХХ века широкое распространение получили песни революционного подполья, которые исполнялись на митингах и демонстрациях.
4.5 Изобразительное искусство
Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 году Виленской рисовальной школы под руководством И. Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику.
Если в первой половине ХIХ века преобладали картины историко-религиозного жанра, то в последующие годы белорусские художники в своем творчестве начали отдавать предпочтение темам из жизни народа и родной природы.
Известным мастером бытового жанра был художник Н.Ю. Силиванович.(8) Он участвовал в создании мозаичных панно для Исаакиевского собора в Петербурге, расписывал храмы в Белоруссии. Им были написаны много жанровых картин, портретов и пейзажей. Лучшими из них являются «Дети во дворе», «В школу», «Девочка». Все эти картины проникнуты любовью к детям крестьян, душевной теплотой.
В жанре пейзажа работали несколько художников. Наиболее известным из них был А.П. Горавский.(9) Он много путешествовал по Белоруссии и создал ряд пейзажей: «Болото», «Вид реки Березины перед бурей», «Пинске болота».
Свою лепту в развитие живописи Белоруссии второй половины ХIХ века внесли также В.В. Грязнов, Д.Н. Струков. Путешествуя, они зарисовали много памятников белорусской архитектуры, народного творчества, вышивки, тем самым сохранили и донесли до нас величайшие творения.
И.Т. Хруцкий(10) вошел в историю белорусской живописи как выдающийся портретист и натюрмортист. За натюрморты он был удостоен звания академика живописи и по сей день считается непревзойденным мастером этого жанра. Широкой известностью пользуются его работы «Цветы и плоды», Портрет сына», «В комнатах».
Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX – начала XX веков является пейзаж. Он был широко представлен почти на всех выставках в Минске и др. городах Беларуси. Появились новые имена пейзажистов – Ф. Рущица, Г. Вейсенгофа, К. Стабровского, В. Бялыницкого-Бирули и других. Их произведения были хорошо известны не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нередко известность художника вне Белоруссии была значительно больше, чем у себя на родине.
5. Архитектура
Значительные изменения во второй половине ХIХ – начале ХХ веков произошли и в архитектуре Белоруссии. Общественное строительство приобрело главное значение. Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов и их благоустройства. Но основная масса зданий строилась еще в традиционном духе белорусской деревенской архитектуры.
В культовом строительстве сохранилось архитектура предшествующих эпох: в костельном - готика, в церковном - византийский стиль.
Во второй половине ХIХ века наблюдался рассвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Белоруссии.
После подавления восстания 1863 года русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, механически скопированные с византийских храмов. Инициатором строительства подобных храмов был граф Муравьев, поэтому в народе они приобрели название “муравьевых”. [3. С. 186]
Наиболее значимыми постройками этого направления можно считать: мемориальный комплекс в деревне Лесная11 и часовня князей Паскевичей в Гомеле.12
В культовом зодчестве Белоруссии сложился и неоромантический стиль.Наиболее известным памятником, в котором сочетаются мотивы романской готической архитектуры, является Красный костел (костел Симона и Елены) в Минске, построенный в 1908 году.
Так же происходило становление нового стиля – модерна. Применялся он для новых типов построек, таких как: железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные сооружения. Однако широкого распространения не получил. Примером архитектуры модерна является храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Использовались новые строительные материалы и конструкции: цемент, металлическая арматура, фабричная крыша. Широко использовалось стекло, из которого делали даже крыши.
6. Бытовой уклад и материальная культура населения
С изменением социально–экономических и культурных условий жизни менялись бытовой уклад и материальная культура населения. Много нового появилось в крестьянском быту. Улучшилось строительство и конструкция крестьянских изб, появились застекленные окна, каменные фундаменты, вместо курной печи печь с трубой, керосиновые лампы и так далее. В деревню начали проникать фабричные ткани, кожаная обувь.
В крестьянских хозяйствах сохранялась домашняя промышленность, вырабатывалось льняное полотно, сукно разных сортов, овчины, лыковые и пеньковые лапти, войлок, утварь и так далее.
Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба и квадрата. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса.
В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки.
Заключение
Вторая половина ХIХ– начала ХХ веков является важнейшим этапом развития белорусской культуры.
Росло самосознание белорусов, расширялась национальное движение за самовыражение, развития языка и культуры. В области образования происходили основные изменения: росло количество школ, средних учебных заведений, увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили и в подготовке педагогических кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура. Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных держав.
Основные направления развития Белорусской культуры во второй половине ХIХ– начале ХХ века являются неотъемлемой частью как общероссийской, так и мировой культуры.
Список литературы
“История Беларуси”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г.
“История беларуского театра” Том 1, Мн. 1983г.
История Беларуси: С древнейших времен до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. 2-е изд., доп.-Мн.: «Аверсев», 2002г.
Багушэвіч Ф. Творы. Мн.1991г.
Очерки истории Беларуси: учебное пособие/ П.Г. Чигринов.- 3-е изд., испр.- Минск: Высш. шк., 2007г.
1 К. Калиновский (1838-1864гг.)
2 Ф. Богушевич (1840-1900гг.)
3 Я. Лучина (Иван Люцианович Неслуховский) (1851-1897гг.)
4 Тетка (Алоиза Пашкевич) (1876-1916гг.)
5 Я. Купала (1882-1942гг.)
6 Я. Колас (1882-1956гг.)
7 М. Богданович (1891-1917гг.)
8 Н.Ю. Силиванович (1830-1918гг.)
9 А.П. Горавский (1833-1900гг.)
10 И.Т. Хруцкий (1810-1885гг.)
11 Мемориальный комплекс (1908-1912гг.)
12 Часовня князей Паскевичей (1870-1889гг.)
22