СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
Глава I. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.7
( 1. Понятие и признаки организованной преступности.7
( 2. Истоки и развитие организованной преступности в России12
Глава II. УГОЛОВНО-ПРАВОАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РФ.21
( 1. Основные принципы формирования организованной
преступности. Её структура.21
( 2. Формы проявления организованной преступности и
сферы ее влияния.26
( 3.Основные тенденции развития организованной
преступности в России31
Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.33
( 1.Уголовно-правовые меры борьбы
с организованной преступностью.33
( 2.Предупреждение и противодействие организованной
преступности местными органами власти.37
( 3.Международное сотрудничество в борьбе
с организованной преступностью42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
БИБЛИОГРАФИЯ49
ВВЕДЕНИЕ
Проблема организованной преступности - одна из наиболее острых, требующих скорейшего решения проблем, стоящих перед российским обществом и государством. Подобная актуальность данного социально-криминологического явления обусловлена прежде всего тем, что организованная преступность представляет собой исключительно опасное явление, которое, к сожалению до не давнего времени не встречало в нашей стране достойного противодействия.
Организованная преступность многие десятилетия «сопровождает» экономическое и политическое развитие большинства стран мира. Эта проблема актуальна как для ведущих западных демократий, таких как США, Германия, Франция, в которых борьба с организованной преступностью ведётся наиболее эффективно, так и для развивающихся стран, для которых эта проблема является существенным тормозом в их развитии. Россия не стала исключением из этого списка.
Как и в других странах, существование организованной преступности имеет те же причины – разложение бюрократической структуры государства, девальвация нравственных ценностей, социальная несправедливость. Все эти негативные социальные явления стали проявляться ещё в нашей стране в середине 80-х годов прошлого века. Это был период начала перестройки. Власть, в то время отрицала наличие у нас в стране организованной преступности. Это не вписывалось в официальную доктрину, которая рассматривала подобные явления лишь как неотъемлемую часть так называемого «загнивающего капитализма». Но в действительности к этому времени ,на ряду с официальной в стране существовала теневая более эффективная экономика. Перестройка ,целью которой была либерализация политической и экономической жизни в стране, в результате необдуманных действий властей, неготовых к подобного рода переменам привела к полному развалу всей системы. Создались идеальные условия для развития организованной преступности, подпольные дельцы получили возможность выйти из тени. Не способность государства, что-либо противопоставить, надвигающейся волне преступности привели к тому, что уже к середине девяностых годов большинство ключевых отраслей экономики находились под контролем организованных преступных сообществ. Они уже не ограничивались такими «традиционными» для мафии промыслами, как торговля наркотиками, оружием, рэкетом. Началось активное проникновение криминала во власть. Таким образом, за сравнительно небольшой период времени, криминал в нашей стране прошёл путь от разрозненных бандитских группировок, до огромных хорошо организованных преступных сообществ, имеющих связи во власти, реально влияющих на многие экономические и политические процессы, активно действующих не только в нашей стране, но и за её пределами. Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Подобная ситуация сложилась во многом из-за недостаточной научной проработке проблемы борьбы с организованной преступностью, отсутствие иных представлений о стратегии такой борьбы, а также правовых концепций и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.
Таким образом назрела необходимость всестороннего рассмотрения данной проблемы, выработке основных принципов предотвращения и борьбы с организованной преступностью.
Именно это и является основной задачей данного исследования.
Глава I. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
( 1. Понятие и признаки
организованной преступности.
В последние десятилетия XX века наблюдается быстрый рост организованной преступности в мире. Эта угрожающая тенденция обусловлена значительными достижениями в развитии технологий и средств связи и беспрецедентным расширением международной коммерческой и экономической деятельности. Транснациональные преступные организации эффективно используют сложившуюся международную обстановку. В результате преступность не только расширяется, но и становится более доходной. Организованная преступность становится интернациональной. Происходит расширение рынков сбыта оружия, наркотических средств, краденных вещей и других не законных товаров и услуг. Общий объём этих сделок составляет сотни миллиардов долларов.
Такая ситуация заставила международное сообщество объединить свои усилия в борьбе с транснациональной организованной преступностью. С середины 70-х годов с периода подготовки и проведения V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями эксперты ООН заняты разработкой понятийного аппарата организованной преступности.
Обобщенная характеристика организованной преступной деятельности была дана в докладе Генерального секретаря ООН “Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом”1 на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН 13— 23 апреля 1993 года. В нем дан перечень признаков, который в какой-то степени помогает объяснить характер данного явления:
а) организованная преступность — это деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединившихся на экономической основе. Эти группировки очень напоминают банды периода феодализма, которые существовали в средневековой Европе. Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме;
б) организованная преступность предполагает конспиративную преступную деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств;
в) организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку таким образом гарантируется получение более высоких доходов;
г) организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает также такие изощренные виды деятельности, как “отмывание” денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности;
д) организованные в группировки преступники используют в своей “работе” различные меры, которые могут быть изощренными и тонкими или, наоборот, грубыми, прямыми и открытыми. Они используются для установления монополии на предоставление незаконных товаров и услуг, для проникновения в законные виды деятельности для коррумпирования должностных лиц. Таким образом, когда участвующие в организованной преступной деятельности лица начинают заниматься законной коммерческой деятельностью, они обычно привносят в нее методы насилия и запугивания, которые применяются в незаконных видах деятельности.
Одним из наиболее опасных признаков организованной преступности является коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами2.
Существует несколько форм коррупции. Криминологи выделяют три из них:
Первая форма - политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является “рука руку моет”, то есть родственные связи, кумовство и т.д. Осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.
Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.
Третья форма коррупции - это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря, о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей3.
Совершенно очевидно, что специфика своей противоправной деятельности побуждает организованную преступность изыскивать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов. Без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах.
По мнению Г.А. Сатарова, М.И. Левина и М.Л. Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках4.
Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств в пользу коррумпированных кланов5. Основываясь на сведениях, собранных правоохранительными органами организованную преступность можно разделить на несколько видов. Один из них, традиционный, составляют мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии. Они имеют свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличаются большим разнообразием противоправных действий. Эта группа включает в себя самые широкие и самые развитые типы преступных организаций. К другому типу относятся профессионалы. Члены таких организаций объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла. Организации такого рода непостоянны и не имеют такой жесткой структуры, как организации традиционного типа. К группе профессионалов относятся формирования, занимающиеся кражами автомобилей, фальшивомонетничеством, разбоем, вымогательством и т.п.
Существуют также организованные преступные группы, которые разделяются по этническим, культурным и историческим связям. Такие связи соединяют их со странами происхождения и создают, таким образом, основную преступную сеть, выходящую за национальные границы. Используя общность происхождения, языка, обычаев, они способны оградить себя от действий правоохранительных органов. Многие организованные преступные группы известны под своими этническими или национальными названиями. Вследствие их преобладания и отсутствия альтернативы эти названия используются в науке и практике, хотя такие термины характеризуются чрезмерным упрощением, тяготеют к стереотипам и могут быть обидными для громадного большинства законопослушных членов такой этнической группы или национальности.
Проводя анализ российских преступных сообществ с зарубежными, становится очевидно, что данные преступные организации обладают идентичными признаками формирования.
Исходя из проведенного автором настоящей работы сравнительного анализа определений организованной преступности, данных экспертами ООН и российскими криминологами, можно сделать совершенно определенный вывод о том, что никакого смыслового различия они не имеют, так как по сути все специалисты понимают организованную преступность аналогично.
( 2. Истоки и развитие организованной преступности в России.
Преступность в России в отличие от стран Западной Европы складывалась в специфических социально-экономических условиях, наложивших на неё свои национальные особенности.
Во-первых, Россия была преимущественно аграрной страной с прочными патриархальными традициями и преобладающим сельским населением.
Во-вторых, она являлась крепостнической державой и по своему экономическому положению долгое время была одним из отсталых государств в Европе, что способствовало усилению эксплуатации народа и возникновению исключительного по своим формам беззакония со стороны официальных властей.
Крайне тяжёлое экономическое и правовое положение крепостных крестьян неизбежно влекло за собой рост преступности, в которой преобладали бродяжничество, грабежи, но главным образом кражи. Воровство- это бич России, это феномен, над разгадкой которого до сих пор бьются многие криминологи.
Исследователи, изучавшие преступный мир России, отмечали, что к XVIII в. встречались целые селения воров и разбойников. Такое положение было характерно для любого более или менее обжитого места России. К этому же периоду относится появление традиций и “законов” преступного мира, которые сохранились до настоящего времени:
* внесение определенных сумм денег при вступлении в “воровское братство”, необходимых для поддержания членов групп;
* проведение при этом обрядов посвящения; наделение кличками;
* общение на жаргоне — “фене” (тайном языке офеней — бродячих торговцев-коробейников) и др.
Известный правозащитник и исследователь уголовного прошлого Российской Империи В. Чалидзе считает, что для изучения организационной структуры воровского мира весьма важны два обстоятельства: то, что их ассоциации ведут свою историю издавна, и то, что этот мир весьма консервативен в почитании своих организационных и этических принципов. Именно эта консервативность позволяет проводить аналогию между воровской организацией и артелью — давнишним русским социальным институтом, дожившим в прежнем виде до начала XX в. и не прекратившим существование и ныне. Для различных артелей (в том числе и воровских) характерны следующие признаки:
* “молчаливый” договор участников;
* ограничение свободы выхода из артели;
* принцип круговой поруки;
* равноправие основных членов при приоритете лидера (“атамана”, “старшого”);
* внутренняя система наказаний;
* высокая степень информационной замкнутости;
* взаимодействие с другими артелями в разделе территории промысла.
В XIX столетие преступный мир России вступил окрепшим, сплоченным, монолитным, имеющим силу противопоставить себя общественному порядку и закону. Его традиции, обычаи, “законы” укрепились в сознании целых поколений правонарушителей. В XIX веке профессионализация преступной деятельности достигла такого размаха, что не было уже “проявления общественной жизни, к которому преступный мир не приспособился для своей пользы”. К концу XIX в. преступный мир приобрел черты стройной организации.
Однако становлению “российской мафии” мешали отсутствие рынка и сильная военно-политическая государственная власть в Российской Империи, “ломавшая хребты” потенциальным конкурентам.
В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность. Черный рынок перекрыл обыкновенный во много раз. Коррупция охватила аппарат, связанный с финансовыми и товарными потоками.
Революция 1917 года и последующие события коренным образом изменили ситуацию в преступном мире России. В первые послереволюционные годы многие профессиональные преступники были выпущены на свободу, ряд из них даже пришел на службу в органы ЧК и милицию. Тем самым были нарушены вековые воровские законы. Одновременно в организованные банды объединялись бывшие сотрудники жандармерии, офицеры разгромленной белой армии.
К концу 20-х годов наблюдался определенный кризис в распределении сфер влияния в преступном мире. Постоянные конфликты между различными группировками диктовали необходимость совершенствования воровских “законов”. В результате на базе традиций и обычаев прошлого возник единый воровской “закон”, по которому наиболее авторитетных преступников стали именовать “ворами в законе”. Именно к этому периоду относятся некоторые принципы деятельности “воров в законе”, которые сохранили актуальность до настоящего времени:
* решение сложных вопросов коллегиально на “сходках” как в местах лишения свободы, так и “на воле”;
* возрождение “общака” как материальной базы преступников, образование “ворами в законе” в каждой местности своих баз, общин, “малин”;
* соблюдение “закона” мести за отход от соблюдения воровских обычаев и традиций.
С середины 30-х годов одновременно с политическим террором были ужесточены репрессивные меры по отношению к профессиональным преступникам. Уголовный мир был вновь загнан в подполье и вынужден был в местах лишения свободы бороться за выживание.
Хрущевская “оттепель”, либерализация уголовного наказания, попытки первых экономических реформ стимулировали уголовный мир изменить свою направленность. “Старая” профессиональная преступность, которая формировалась из шаек уголовников, приобрела в новых социальных условиях совершенно иное качественное состояние, весьма схожее с аналогичным явлением в развитых буржуазных странах. “Во-первых, появилась сетевая структура организации, при которой стал возможен и даже неизбежен раздел сфер и территорий между группами. Во-вторых, произошло сращивание преступников общеуголовного профиля с расхитителями, тех и других — с представителями государственного аппарата. В-третьих, организованные группы преступников проникли в экономику и даже политику. Последнее характерно именно для организованной преступности”6.
В этот период начинает формироваться теневая экономика. Подпольные дельцы многократно увеличили уровень своих преступных доходов. Действуя вначале скрытно и осторожно, они, справедливо отметил Е.Г. Андрющенко, нагло и чванно вдруг выползли наружу7.
К середине 80-х годов в обществе существовали высокоорганизованные антисоциальные силы: коррумпированная часть партийно-государственной бюрократии и мафиозные структуры. Именно они хлынули в образовавшийся при сломе административных структур вакуум, активно ломая эти структуры и обогащаясь в условиях хаоса. В руки преступников попал огромный стартовый капитал в результате антиалкогольной кампании, которая не только породила дефицит в госбюджете, но и способствовала возникновению новых устойчивых мафиозных структур, быстрому наращиванию теневого капитала.
По мнению В.С. Овчинского, на развитие организованной преступности сегодня повлияли:
==> всеуглубляющийся кризис в экономике и общественно-политической жизни общества,
==> стремительное падение уровня общественного производства при одновременном росте инфляции и безработицы,
==> резкое увеличение разрыва между уровнями жизни различных групп населения в связи с введением рыночной экономики как в социальной структуре общества, так и по различным регионам,
==> нарастание антидемократических, националистических, сепаратистских тенденций, перешедших в ряде регионов в разновидность гражданской войны8.
Масштабы организованной преступности все больше охватывали именно те сферы экономики, которые непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей населения. Это относится, прежде всего, к предприятиям и организациям, осуществляющим хранение, транспортировку и реализацию товаров народного потребления.
В период коренных изменений социально-экономических отношений, когда происходит первоначальное накопление капитала, резкое расслоение населения по уровню доходов, когда изменяются стандарты и образцы поведения отдельных социальных групп, рост преступности становится неизбежным явлением.
Приведённые ниже данные дают представление о тенденциях развития организованной преступности в России в первой половине 90-х годов:
1990
1991
1992
1993
1994
Выявлено организ.прест. групп
785
952
4352
5691
8059
В том числе:
Ков и лидеров ОПГ
-
14997
18878
27630
35348
Зарегистрировано преступлений
Совершенных ОПГ
3515
5119
10707
12431
19422
По ним возбуждено угол дел
-
1588
4262
5749
101108
Окончено уголовных дел
-
855
2129
3981
6145
По ним раскрыто преступлений
-
3966
18457
13143
19399
Кол-во ОПГ по направленным
В суд уголовным делам
-
1265
1672
2638
2755
Привлечено участников ОПГ к
Уголовной ответственности
-
4489
8889
11351
15197
Раскрыто преступлений для
Других органов
-
7730
9901
11587
14722
Изъято:
Огнестрельного оружия (ед.)
295
371
4518
11737
13808
Денег и ценностей (в млн. руб.)
5,5
19
3100
72100
171400
Валюты (в тыс. долл. США)
-
-
9700
4100
31695
Наркотических средств (кг)
46
257
3297
4368
3695
Та критическая ситуация в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией, которая наблюдается сейчас, берет начало в 1988 году, когда после известного закона бывшего СССР о кооперации по существу и началось стихийно-неконтролируемое накопление капитала с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер.
политика, проводимая российским правительством, не только не смогла добиться снижения уровня преступности, в том числе экономической, а даже наоборот, привела к ее высокому всплеску. Процесс приватизации приводит к распродаже за бесценок объектов государственной собственности, баснословному обогащению хозяйственных руководителей (красных директоров) и дельцов теневой экономики, обману рядовых тружеников. Сфера предпринимательства все больше поражается уголовной активностью и уходит в зону теневой экономики. Полностью в теневой сфере в настоящее время находится мелкое предпринимательство и сфера услуг. Усиливается криминализация финансово-кредитной системы. Все это является закономерным следствием ошибочной экономической политики. Как говорят российские специалисты - криминологи, в том числе и экономисты, такие тяжелые последствия - есть результат слепого копирования западных моделей и рецептов Международного Валютного фонда9. А также результат еще и того, что переход к рынку осуществляется без надлежащей социальной, правовой и криминологической защиты. Мы считаем, что экономические реформы социально приемлемы в той мере, в какой они стимулируют экономическое, социальное и духовное развитие общества и личности, не создают препятствий для их взаимного развития. Специфической экономической причиной резкого разрастания организованной преступности является массовый вывоз капитала за границу. По данным криминологов, до 20 миллиардов долларов в год переправляется за границу на зарубежные счета.
В этот период начинает проявлять себя такое явление как легализация организованной преступности. В связи с этим нам представляется важным мнение доктора юридических наук Л.Д. Гаухмана, который указал проявление легализация организованной преступности в трех ее сферах, а именно: социально – экономической, политической и правовой. В социально-экономической сфере наблюдается приватизация партийной (бывшей КПСС) и государственной властно-управленческой элитой государственного имущества и имущества общественных организаций по чисто символическим ценам10.
Бывшие лидеры теневой экономики, а также партийно- государственной номенклатуры выдвигаются в депутаты представительных органов, а также выдвигаются на должности в органы исполнительной власти. Такое положение метко охарактеризовал кандидат юридических наук Л.Тимофеев:
«Реальная власть в государстве принадлежит новой корпорации мафиозного типа, сложившейся в недрах партийно-хозяйственных административных структурах»11.
С нашей точки зрения к середине 90-х годов процесс формирования организованной преступности был завершён. Однако для наиболее полного и объективного раскрытия вопроса возникновения организованной преступности следует охарактеризовать обстоятельства, которые детерминировали ее появление.
Глава II. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РФ.
( 1. Основные принципы формирования организованной преступности. Её структура.
Как уже отмечалось организованная преступность - это сложное многоуровневое социально-криминологическое явление, имеющее свою специфическую структуру и внутреннее строение. Её образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры.
В связи с этим необходимо установить, что отечественные криминологи понимают под такими понятиями как преступная организация и преступное сообщество. Под преступной организацией понимается устойчивое объединение трех или более лиц, либо двух или более групп для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по созданию организации, руководства ею, иным формам обеспечения, созданию и функционированию преступной организации, по непосредственному совершению преступлений, а также по легализации и приумножению преступных доходов, либо иным формам обеспечения функционирования организации12.
Под преступным сообществом криминологами понимается соучастие организаторов или руководителей, иных представителей преступных организаций, групп в разработке или реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности либо обеспечению безнаказанности виновных в ней лиц, либо в создании иных благоприятных условий для преступной деятельности13.
Преступные организации представляют собой симбиоза преступных группировок, иных организованных групп, коммерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном. Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры. В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др. Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья. Основная функция этих структур — легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования. В отдельных случаях официальная деятельность комерческо-криминальных структур помогает завоевать главарям и их сообщникам определенный авторитет перед населением и создать условия для обеспечения безопасности руководящему ядру преступной организации. Этому способствуют современные общественно-политические, общественно-экономические и правовые условия. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные или охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов, дебоширов. Причем все делается быстро, оперативно, в противовес правоохранительным органам. Рассмотренный вид коммерческой деятельности легализует не только средства, нажитые преступным путем, но и огнестрельное оружие, на хранение и ношение которого "детективы" получают официальное разрешение. Легализуются также различные специальные технические средства, например портативная кинофотоаппаратура, аппаратура прослушивания и т. п.
Как показывает практика подразделений по борьбе с организованной преступностью, охранно-сыскные бюро являются легальными филиалами преступных организаций, с помощью которых осуществляется контрразведывательная деятельность против правоохранительных органов. Одновременно это и вооруженный отряд, готовый к действиям по указаниям верхушки преступного клана.
Организованная преступная группа является продуктом сознательной организованной деятельности. Ее руководители самостоятельны в решении всех вопросов, связанных как с осуществлением группы, так и направлениями ее деятельности. В силу этого организованная группа становится основой, на которой возникает организованная преступность. Наряду с распределением ролей в группе обязательно устанавливаются единые для всех правила совместной деятельности. Криминологические исследования показывают, что высшей формой самоорганизованности является преступное сообщество, в котором организованная группа полностью теряет качество обособленности, превратившись в структурный элемент более сложного механизма. Если внутри группы и могут оставаться сложившиеся связи и построения без изменений, то внешняя деятельность в значительной мере определяется руководством сообщества. Преступные сообщества представляют наибольшую социальную опасность в силу завершенности развития наиболее соорганизованных структур организованной преступности, стремящихся легализовать свои добытые преступным путем средства в новых экономических структурах и добиться своей легитимности в обществе.
При всём своём многообразии, существуют наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций:
* криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства и т. п.);
* рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осуществляющих самостоятельно преступную деятельность. Например, получение так называемых откатных — определенного процента с коммерческих сделок, представляемых кредитов и ссуд и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;
* похищение людей (киднепинг) с последующим получением крупного выкупа;
* отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;
* организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов и методов — от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;
* международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении);
* сбор "общаковых" средств14, как с преступников-профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц. Этот вид преступной деятельности наиболее характерен для кланов воров в законе, которые затем используют их для наращивания преступной деятельности, поддержки сообщников, находящихся в местах лишения свободы, а также легализуют эти средства через коммерческие банки, приватизацию и т.п;
* фальшивомонетничество.
Однако мы не можем исключать и другие направления преступной деятельности. Завершая данный параграф предстоит рассмотреть структуру организованной преступности с позиции международных специалистов.
Работники ИНТЕРПОЛа, стремясь по возможности более полно отразить многообразие организованной преступности, выделяют четыре основных вида организованных преступных групп:
1. Это преступные сообщества по типу семей мафии с жесткой иерархией, внутренними правилами и кодексом чести. Многопрофильные, действующие в разных сферах легального и нелегального предпринимательства. Подобные объединения наиболее устойчивы и располагают значительными возможностями для оказания давления на органы власти.
2. Группировки, действующие в одной или несколько достаточно узких сферах незаконной деятельности и не имеющие такой жесткой структуры. Чаще всего они специализируются на угонах автомобилей, создании и использовании лабораторий по производству наркотиков, финансовых махинациях и т.п.
3.Преступные группы, формирующиеся по этническому признаку. По мнению зарубежных экспертов, в последнее время в мире наблюдается рост числа такого рода преступных сообществ.
4. Террористические организации, преследующие политические цели15.
( 2. Формы проявления организованной преступности и
сферы ее влияния.
Многочисленные криминологические исследования различных преступных формирований установили 9 форм организованной преступной деятельности. Криминологи называют такие формы горизонтальной структурой организованной преступности.
Первая форма - это организованные группы, действующие на определенной территории (город, край, область, республика и т.п.). Они занимаются общеуголовными преступлениями, их руководители, пользующиеся авторитетом, лидеры могут быть как ранее судимыми, так и несудимыми.
Вторая форма - это организованные группы, базирующиеся на определенной территории и занимающиеся кроме общеуголовных преступлений, также преступлениями в сфере экономики, обладающие связями с коррумпированными чиновниками. Членами таких групп вместе с дельцами - руководителями кооперативов, малых предприятий, совместных предприятий, государственных предприятий и предприятий иных организационно - правовых форм собственности являются и преступники из общеуголовной среды.Эти группы имеют межрегиональные связи, основанные на экономических и корыстных интересах как коммерческих организаций, так и их руководителей. Руководители групп - авторитетные личности, нередко занимающие ответственные должности в органах власти, как ранее судимые, так и несудимые.
Третья форма - это организованные группы, действующие в местах лишения свободы. Эти группы проводят активную работу среди осужденных по насаждению воровских традиций, организуют совершение преступлений против отбывающих наказание, персонала исправительных учреждений, чтобы в дальнейшем их использовать в преступных целях с помощью угроз, нападений и расправ и подкупа.
Четвертая форма - это организованные группы, предназначенные для совершения преступлений с использованием межрегиональных связей. Группы состоят из жителей разных местностей.
Пятая форма - это организованные группы, так называемые “гастролеры”. Для этих групп характерно совершение преступлений, связанных с выездом в другие местности. Группы имеют связь с местными организованными группами и ворами в законе. Им свойственна следующая преступная деятельность: кражи, грабежи, разбой, вымогательства, убийства.
Шестая форма - это организованные группы, действующие на транспорте. Они совершают преступления общеуголовной направленности, а также преступления в сфере экономики.
Седьмая группа - это организованные группы бандитской направленности. Данные группы имеют вооружение, автомашины, соответствующую подготовку, средства связи, отличаются особой жестокостью. Эти бандитские формирования представляют повышенную общественную опасность.
Восьмая форма - это организованные группы, имеющие международные связи. Такие группы базируются в России, имеют постоянные связи с преступными формированиями, действующими в странах СНГ. Характерный вид преступного промысла этих совместных формирований - кражи импортных и отечественных автомобилей, наркобизнес, металлобизнес, торговля оружием, квартирные кражи и грабежи.
Организованные преступные сообщества, действующие на территории России, по наблюдениям криминологов, уже несколько лет назад проникли в страны Западной и Восточной Европы, а затем в страны Американского и Азиатского континентов. В свою очередь, организованная преступность зарубежных стран активно стремиться в Россию. Например, по утверждению иностранных средств массовой информации, русская, украинская и грузинская преступные организации, а также американская Коза Ностра установили между собой прямые связи для организации мошеннических операций с кредитными карточками.
И последняя, девятая форма, - это организованные группы предпринимателей, которые занимаются незаконной деятельностью экономического характера, отмывают деньги через коммерческие и банковские структуры16.
В результате своей деятельности мафия проникла во все экономические и социальные сферы, представляющие для неё хоть какой-либо интерес. Такое вмешательство наносит серьезный ущерб интересам государства и общества. Российские криминологи отмечают, сегодня преступные группировки при покровительстве коррумпированных чиновников завозят в Россию для захоронения опасные химические и радиоактивные отходы. Но одной из наиболее распространенных сфер, в которых проявила себя российскаяорганизованная преступность была криминально-коммерческая деятельность. Это был наиболее легкий путь для получения сверхдоходов. Причем в последние годы наиболее характерные виды финансово-банковских афер — использование государственных кредитов, целевых фондов не по назначению. Например, размещение денежных средств из фондов заработной платы в коммерческих банках с целью наращивания денежных средств и последующего присвоения полученного процента, а не использование их на выплаты рабочим и служащим. В 1994—1995 годах Правительство России, чтобы остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, выделяло из бюджета кредиты на сумму в несколько десятков триллионов рублей. Аналогичные средства направлялись и на поддержку северных территорий. На самом деле на счета адресатов поступали скудные суммы, а остальные деньги размещались либо в коммерческих банках, либо сразу перекачивались за рубеж. По данным Ассоциации российских банков, за последние полтора года в кредитно-финансовой сфере государства было совершено около 12 тыс. преступлений и похищено более трех триллионов рублей.
Рассматриваемый вид хищений для главарей преступных организаций привлекателен тем, что только в кредитно-финансовой сфере можно в самые короткие сроки получить конечный результат — чистые деньги. Думается, не случайны факты заказных убийств коммерсантов, банкиров, лидеров преступной среды. Одна из главных причин — неразделенные бешеные криминальные барыши, полученные в результате кредитно-финансовых афер. Стремление организованной преступности к оказанию воздействия на принятие государственных, в том числе политических, решений, взятию под контроль деятельности органов государственной власти и управления проявляется в создании ею позиций во властных структурах, проникновении в управленческие звенья министерств, ведомств, их органы на местах.
В последние годы российская организованная преступность всё более активно проявляет себя в других странах, в частности на западе. Выходцы из бывшего СССР всё больше тревожат своей уголовной деятельностью местные правоохранительные органы. Например в Нью-Йорке действует несколько российских организованных преступных групп. В Европе российские преступные организации наиболее активно ведут себя во Франции и Германии.
Франция - как считает французская полиция и наши специалисты, была избрана российской организованной преступностью, прежде всего, для размещения капиталов в промышленности, торговле и недвижимости. Только в 1994 году Министерство финансов Франции получило 38 предупреждений от местных банков, касающихся российских вкладов. К началу 1994 года российские капиталы в западных банках оценивались в несколько десятков миллиардов долларов. Во Франции в основном представители российской организованной преступности и так называемые “новые русские” активно скупают квартиры и дома на Лазурном побережье, рестораны и другую недвижимость17.
( 3. Основные тенденции развития организованной преступности в России
За последние полтора десятилетия мафия в нашей стране прошла полный путь своего развития и обрела устойчивую завершенную форму. Многие из тех людей, которые ещё недавно являлись активными участниками организованных криминальных сообществ, сегодня превратились в известных и влиятельных бизнесменов и во всеуслышание заявляют о своей непримиримой позиции по отношению к мафии.
Подходит к концу период так называемого первоначального накопления капитала. Мафия начинает «остепенятся» .Сегодня можно с уверенностью говорить, что беспредел, царивший в стране до недавнего времени, постепенно сходит на нет. Государство наконец-то начинает осознавать что, если не предпринять серьёзных шагов в борьбе с организованной преступностью, оно просто перестанет существовать как единое целое, а превратится в некое подобие феодальных раздробленных древних государств.
Изучая данную проблему становится ясно, что среди криминологов нет единого мнения относительно тенденции развития организованной преступности в России. На этот счёт существует множество прогнозов, как радужных, так и крайне пессимистичных. Один из крупнейших специалистов по борьбе с организованной преступностью А.Н. Гуров считает, что в случае продолжающейся низкой эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной власти непременно:
1. Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее сильных и многочисленных преступных сообществ.
2. Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику.
3. Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья для черных услуг и рынка.
4. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в стране организованная преступность объективно получает реальные возможности контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии контролировать правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не в состоянии выполнять эти функции.
5. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность будет использована экстремистскими и националистическими организациями в террористических акциях.
6. Существует вероятность того, что организованная преступность войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия деньги, подавлять.
Это довольно неприятный для нас прогноз. Но к сожалению он может стать реальностью. Поэтому важнейшей задачей, и даже обязанностью государства, является бескомпромиссная борьба с организованной преступностью и сведению к минимумупоследствий так называемого «золотого века мафии».
Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
( 1.Основные направления борьбы с организованной преступностью.
В системе государственных органов занимающихся борьбой с организованной преступностью МВД РФ занимает центральное место. Основным органом, созданным в системе данного министерства, специально для решения подобных задач является - главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. Существуют такие иные, специально созданные межведомственные органы.
Законом РФ «О безопасности» устанавливается, что основным органом, координирующим деятельность всех государственных органов по борьбе с организованной преступностью, на федеральном уровне является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.
В соответствии с Положением о Комиссии, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 24 апреля 1995 г. на нее возлагаются следующие функции:
* подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по выработке и реализации основных направлений политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
* анализ состояния преступности и иных криминогенных явлений, внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества, его материальным и духовным ценностям в целях выработки политических, организационных и иных мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и улучшению координации деятельности федеральных органов государственной власти в этой области;
* оценка эффективности функционирования системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
* прогнозирование состояния преступности и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации;
* подготовка материалов для Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения общественной безопасности и состояния борьбы с преступностью, контроль и координация выполнения федеральных программ по усилению борьбы с преступностью;
* подготовка предложений для Совета Безопасности Российской Федерации по поддержанию общественного порядка в стране, предотвращению чрезвычайных ситуаций и совершенствованию деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
* участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, обеспечение общественной безопасности;
* участие в установленном порядке в разработке федеральных программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности;
* заслушивание по поручению Президента Российской Федерации ежегодных отчетов руководителей правоохранительных органов Российской Федерации о состоянии борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности с последующей подготовкой докладов Президенту Российской Федерации;
* направление в правоохранительные органы Российской Федерации поступающих от граждан и должностных лиц писем, жалоб и заявлений о фактах коррупции и деятельности организованных преступных групп с осуществлением контроля за качеством рассмотрения таких сигналов и эффективностью принимаемых мер;
* организация по поручению Президента Российской Федерации проверок деятельности правоохранительных органов Российской Федерации По предупреждению преступлений и коррупции, а также проверок в установленном порядке сообщений о противоправных действиях должностных лиц федеральных органов исполнительной власти;
* обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике и пресечению этих правонарушений;
* изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
В системе мер по предупреждению организованной преступности особое место занимают комплексные целевые мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств и злоупотреблению ими. В 1993 г. впервые в истории страны принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г. № 5494-1)18.
Цель указанного документа — установить концептуальные основы государственной политики по контролю за наркотиками, в первую очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в плане выработки единой скоординированной межведомственной программы.
( 2. Предупреждение и противодействие организованной преступности местными органами власти.
Для эффективного противостояния современной организованной преступности, требуется, прежде всего, координация действий федеральных и местных, территориальных органов власти. Деятельность последних имеет большое значение в деле борьбы с организованной преступностью, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.
Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?
Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.
Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.
Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Например, в разработке антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге принимают участие ОКНОН, ГУВД, служба главного нарколога города, институт социологии РАН, средства массовой информации, а также общественные организации - фонд “Возрождение” и православное антинаркотическое братство “Новые Паломники”19. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые как правило совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:
==> путем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;
==> управлением муниципальной собственностью,
==> утверждения и исполнения местного бюджета,
==> осуществления своей деятельности в социальном секторе.
Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно - процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.
Для успешной борьбы с организованной преступностью на местном уровне, территориальные власти должны использовать комплекс самых различных мер, так как она является детищем совокупности отрицательных факторов, существующих в разных сферах.
Такие меры могут быть:
==> экономическими,
==> политическими,
==> социальными,
==> организационно - управленческими,
==> культурно - воспитательными,
==> правовыми.
Экономические меры - насыщение рынка товарами массового спроса, развитие производства на основе современных технологий, осуществление инвестиционной стратегии, справедливое распределение собственности, повышение уровня жизни населения, укрепление территориальной финансовой системы, снижение инфляции на местном уровне. Улучшение работы по устранению обстоятельств экономического характера, способствующих совершению экономических преступлений..
Политические меры - укрепление демократических ценностей и всех ветвей власти на территориях, реализация политической воли, противостояние социально негативным явлениям и процессам. Принять решение органами власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области общественной безопасности и охраны правопорядка.
Социальные меры - защита интересов малообеспеченных слоев населения, устранение резкого социального расслоения общества, жизненное устройство беженцев и вынужденных переселенцев, безработных, устранение негативных последствий безработицы и вынужденной миграции людей и т.п.
Организационно-управленческие меры - координация деятельности субъектов противодействия организованной преступности.
Культурно-воспитательные меры - разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра, справедливости, законов высокой нравственности, устранение моральной деградации населения, а также насилия и жестокости.
Правовые меры - право является эффективным регулятором социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляется правовой порядок, который по своей сути противостоит организованной преступности, может оказывать влияние на устранение причин и условий, порождающих организованную преступность.
Одним словом, использование права будет способствовать правомерному потенциалу всего общества. Значение уголовного права для правового регулирования борьбы с организованной преступностью определяется прежде всего тем, что его нормами очерчивается круг деяний, запрещенный под угрозой уголовной ответственности.
( 3. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью.
Как уже отмечалось выше, организованная преступность на определенном этапе своего развития выходит за рамки национальной юрисдикции и приобретает международные формы. Это обусловливается целым рядом факторов, основными из которых являются:
> стремление к расширению своих криминальных интересов;
> подыскивание новых объектов преступных посягательств и установление контроля за международными каналами получения сверхприбыли;
> совершение махинаций в финансово-кредитной и банковской сферах в целях отмывания "теневого" капитала; использование так называемого "челночного метода" совершения преступлений, затрудняющего правоохранительным органам разных стран своевременно раскрывать их.
Раскрытие подобных преступлений требует выполнения большого объема работы, направленной на проведение за границей следственных и розыскных действий: получение доказательственной и иной информации по делу; выявление преступных связей; розыск скрывшихся правонарушителей и их выдача соответствующим властям; установление мест хранения незаконно нажитых ценностей и имущества, финансового положения открытых в зарубежных странах фирм и т.д.
В этих условиях Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими правоохранительными органами предпринимаются интенсивные усилия для интеграции международного сотрудничества в борьбе с криминальными сообществами. Уже в 1923 году встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции и была создана "Международная комиссия уголовной полиции", которая с 1956 года называется "Международной организацией уголовной полиции" (Интерпол)20. В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное Центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным Секретариатом Интерпола.
Сегодня эта международная организация играет важную роль в борьбе с международными уголовными преступлениями. В Генеральном Секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 года и Россия.
В Европе имеется богатый и разнообразный опыт межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью.
19 июня 1980 года в дополнение к так называемому Шенгенскому соглашению по вопросам поэтапной отмены пограничного контроля междуБельгией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией была принята Конвенция, определившая действия правоохранительных органов сопредельных государств в предотвращении и раскрытии правонарушений. Позднее к ней присоединились Италия, Испания, Португалия и Греция.
Россия также активно участвует в подобном сотрудничестве. Примером подобной кооперации усилий может послужить встреча в марте 1996 года министров внутренних дел России и Польши. На ней были определены основные направления совместной борьбы с преступностью. Было решено в ближайшее время выйти с предложением о проведении конференции министров внутренних дел стран Балтии, Украины, Белоруссии, России и Польши для выработки единой концепции взаимодействия в борьбе с интернациональными организованными преступными группировками.
Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о правовой помощи между бывшими союзными республиками: в 1992 году - с Литвой, Кыргызстаном, Азербайджаном; в 1993 году - с Эстонией, Латвией, Молдовой. 22 января 1993 года главы государств - членов СНГ подписали в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Достоинство рассматриваемой Конвенции заключается в том, что она является многосторонним межгосударственным соглашением, а значит, ее действием охватывается значительное правовое пространство. В ней содержится достаточно четкий механизм взаимодействия нескольких государств в борьбе с преступностью. Решая многие вопросы, связанные с международным сотрудничеством правоохранительных органов стран СНГ в указанной области. Конвенция, однако, не во всем совершенна. В частности, в ней не предусмотрена возможность проведения ряда совместных скоординированных действий по горячим следам или каких-либо крупномасштабных операций на территориях договаривающихся сторон, направленных на быстрое выявление, розыск и задержание членов преступных сообществ, действующих на территории нескольких государств.
Сложности в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений приводят к тому, что сотрудники специализированных подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью, наряду с использованием возможностей Интерпола для быстрого решения задач устанавливают прямые контакты с зарубежными коллегами. В конечном счете, именно непосредственное взаимодействие оперативных работников заинтересованных государств способствует успешному решению поставленных задач.
Подобное сотрудничество особенно ярко проявилось в последние годы, когда российские правоохранительные органы ужесточили борьбу с организованными преступными сообществами, и провели ряд успешных операций по пресечению их деятельности. Большинство лидеров преступного мира попытались укрыться от правосудия за рубежом. США, Германия, Франция, Греция- вот далеко не полный перечень тех стран, в которых они попытались найти себе прибежище. Но благодаря активному сотрудничеству российских правоохранительных органов с их зарубежными коллегами этим планам не суждено было осуществиться. МВД России совместно со специальными службами этих стран был проведён ряд операций, позволивших арестовать и экстрагировать преступников на родину, тем самым передав их в руки российского правосудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое мною исследование показало, что организованная преступность является одним из наиболее опасных основных видов преступной деятельности и имеет ярко выраженную антисоциальную направленность. Она стремится проникнуть во все сферы социально-экономической и политической общественной жизни. Образно выражаясь, организованная преступность является паразитом на теле современного общества.
Деятельность преступных организаций и сообществ характеризует активное стремление приспособить и преобразовать общественные условия в своих целях. Надо признать, что в большинстве случаев им удаётся реализовать свои планы. Мне представляется, что основными причинами этого являются просчеты государства и неготовность общества к противодействию организованной преступности. Совершенно очевидно, что для российского общества организованная преступность представляет собой совершенно новое явление, о котором раньше было известно лишь узкому кругу специалистов криминологов.
Ещё в 80-х годах такие известные отечественные учёные как В.С. Овчинский, А.И. Гуров, Л.Д. Гаухман и другие в своих трудах предупреждали власть о надвигающейся катастрофе. К сожалению, они не были вовремя услышаны.
Исследуя данную проблему я, опираясь на работы указанных учёных, попытался проанализировать и определить основные признаки, характерные для современной организованной преступности. По моему мнению, такими признаками являются:
1. Общественная опасность организованной преступности, выраженная в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.
2. Смыкание уголовной и экономической преступности.
3. Коррупция.
4. Контроль за источниками получения доходов, как законных, так и не законных.
5. Наличие чёткой внутренней структуры, что предполагает наличие иерархичности, сплочённости, устойчивости, жёсткой дисциплины.
Я полагаю, что для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью, государству необходимо сделать следующее:
1. Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.
2. Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.
3. Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам доходов.
4. Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.
5. Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.
6. Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.
7. Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.
В законах же необходимо указывать и формулировать признаки, наиболее характерные для организованной преступности таким образом, чтобы они поддавались доказыванию.
В завершении данной работы хочется отметить, что борьба с организованной преступностью, на сегодняшний день, является важнейшей задачей государства. Я считаю, что последовательная реализация предложенных мною мер, позволит переломить ход этой борьбы, и будет способствовать оздоровлению российского общества и государства.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативные акты
1. Конституция РФ
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Закон РФ. Об оперативно-розыскной деятельности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 18 августа.
4. Закон РФ. Об органах федеральной службы безопасности в РФ. //Российская газета. М. 1995. 12 апреля.
Используемая литература
1. Андрющенко Е.Г. Умение жить. //Литературная газета. М. 1986. 7 мая.
2. Антонян Ю. М. Пахомов В. Д. Организованная преступность и борьба с ней. //Советское государство и право. М. 1989. № 7.
3. Андреев А.П. О некоторых факторах латентности организованной преступности. //Летентная преступность, познание, политика, стратегия. Сборник материалов международного семинара. М. 1993.
4. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. //Сборник научных трудов.
5. Босхолов С.С. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с организованной преступностью. //Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.
6. Воронин Ю.А. «Русская мафия» за рубежом мифы и реальность. // Совершенствование борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. М. 1998.
7. Гуров А. И. Красная мафия. М. 1995.
8. Гуров А. И. Жигарев Е. С. Яковлев Е. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами. М. 1992.
9. Гуров А. И. Организованная преступность не миф, а реальность. М. 1992.
10. Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М. 1993.
11. Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995.
12. Крапивин С. П. Теневая экономика выходит из тени. //Аргументы и факты. М. 1989. № 37.
13. Никифоров А. Что делать с организованной преступностью? //Законность. М. 1994. №4.
14. Организованнаяпреступность- “Проблемы,дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации” – М., 1993.
15. “Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова. – М., 1996.
16. Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. //Сборник научных трудов.
17. Росс Д. Российская экономика в тупике. //Вопросы экономики. М. 1994. №3
18. Селезнев М. Эксперимент или провокация. //Российская юстиция. М. 1996. №5.
19. Смирнов Г. Г. Организованная преступность и меры по ее предупреждению. М. 1995.
20. Тихомиров Ю. Проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью. //Законность. М. 1995. №1.
Статья 210 УК РФ Организаия преступного сообщества (преступной организации)
ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ -прокуратура,ОВД,ФСБ,налоговая полиция.
Категория преступления - особо тяжкое.
При наличие признаков ч.1,3
ЦЕЛЬ СТАТЬИ -обеспечение общественной безопснасти и безопасности личности
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ СТАТЬИ -интересы личности, общества, госадрства.
ОБЬЕКТ - оотношения обеспечивающие общественную безопасность и безопасность личности
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - деяниеэлементы организованности в преступной деятельности,а также связанно с совершеним иных тяжких преступлений.
ОБЬЕКТИВНАЯ СТОРНА - создание преступногособщества; руководства; создание обьедения организаторов, руководителей и иных представителей преступных группю
Окончено с создания или руководства преступного сообщества (преступной организации) (ч.1,3) а также учатся в нём(ч 2,3)
СУБЬЕКТИВНАЯ СТОРОНА -прямой умысел
Виновный осознаёт, что что вступает в преступное сообщество для совершения тяжких и осбо тяжких преступлений, и желает этого. Мотитвы корысть
СУБЬЕКТ - общий(ч.1и2) лицо,занимающее должностное положениев государственных и муниципальных органахи использующее его в корстных целях.
Квалифицированные составы
4.2-участие в преступном сообществе (организации) либо вобьединение организаторов, руководителей преступных групп
4.3- деяние предусмотренное ч.1 или ч.2 совершённое лицом с использованием своего служебного положеня.
Структура хабаровской группировки «общак»
1 Организованнаяпреступность- “Проблемы,дискуссии, предложения: Круглый стол криминологической ассоциации” – М., 1993. С. 121
2 Статья. 2. Проекта Закона РФ. О борьбе с коррупцией. //Организованная преступность. Часть 2. М. 1993. С. 300.
3 Гуров А. И. Красная Мафия. М. С. 21.
4 Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция, кто кого? //Российская газета. М. 1998. С. 4.
5 Иванов С. Ю. //Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 56.
6 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990. С.49
7 Андрющенко Е.Г. Умение жить. //Литературная газета. М. 1986. 7 мая С. 5.
8 Овчинский В.С. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 66.
9 Корчагин А.Г., Номоконов В.А. Шульга В.И. Организованная преступность и борьба с ней. Владивосток. 1995. С. 26.
10 Гаухман Л.Д. //Актуальные проблемы теории и практики, борьбы с организованной преступностью в России. М. 1994. С. 29.
11 Тимофеев Л. И. // Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики. М. 1993. С. 34.
12 Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 11.
13 Там же. С. 11.
14 Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М., 1990. С.81
15 Бевза С. М. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 148.
16 Ванюшкин С. В. //Организованная преступность. 2. М. 1993. С. 106.
17 Щекочихин Ю. С. Русская мафия нашла во Франции вторую родину. //Извстие. М. 1995. С.2.
18 См: “Российская газета” № 151 – 08.07.93
19 Совершенствование законодательства о борьбе с преступностью в период становления рыночной экономики. СПб. 1997.
20 “Основы борьбы с организованной преступностью” - под ред. В.С.Овчинского, В.Е.Эминова, Н.П.Яблокова. М – 1996 с.12