Тема:
Основные направления криминальных интересов организованной преступности
Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Понятие организованной преступности
2.2 Основные направления криминальных интересов организованной преступности
3. Заключение
Список используемой литературы
Введение
Организованная преступность представляет собой сложное многофакторное социальное явление, отличающееся многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей. Уровень и тенденции распространения организованной преступности в стране поставили ее в один ряд с самыми серьезными проблемами современной российской действительности. Актуальность обозначенной проблемы подтверждена Концепцией национальной безопасности, называющей в числе угроз безопасности страны угрозу криминализации общественных отношений, роста организованной преступности и коррупции, борьба с которыми «имеет не только правовой, но и политический характер»1.
Разработка понятия и признаков организованной преступности имеет как теоретическое, так и практическое значение. Отсутствие четких научных критериев приводит к серьезным недоработкам в законодательстве и, как следствие, к противоречивой и неэффективной практике борьбы с этим криминальным явлением.
Проблема организованной преступности - одна из наиболее острых, требующих скорейшего решения проблем, стоящих перед российским обществом и государством. Подобная актуальность данного социально-криминологического явления обусловлена прежде всего тем, что организованная преступность представляет собой исключительно опасное явление, которое, к сожалению до не давнего времени не встречало в нашей стране достойного противодействия.
Существует множество направлений криминальных интересов организованной преступности.
Цель реферата: определить, что такое организованная преступность, выделить основные направления криминальных интересов организованной преступности.
2. Основная часть
2.1 Понятие организованной преступности
В настоящее время в юридической литературе существует множество определений понятия организованной преступности. Это обусловлено тем, что на законодательном уровне отсутствуют специальные нормативные акты, регламентирующие правовые основы борьбы с ней.
В криминологической литературе преступность определяется как «исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период»1.
Анализ научных работ известных российских криминологов на предмет определения в них понятия и признаков организованной преступности показал, что на сегодняшний день существует два основных направления при изучении исследуемого криминального явления.
Одни авторы связывают определение организованной преступности с функционированием устойчивых преступных формирований либо указывают на отличительные признаки, касающиеся организованных преступных групп. Такой подход к пониманию организованной преступности опирается на фундаментальные понятия «организованная группа» и «преступное сообщество», которые и служат исходным признаком при определении анализируемого понятия. В этой связи заслуживает внимания суждение В. В. Лунеева о криминальной организованности как основном и практически единственном группировочном признаке деяний, свойственных организованной преступности2.
Представляет интерес понимание им организованной преступности как совокупности хотя и относительных, но взаимосвязанных характеристик, в структуре которых организованность является главной. Схожую позицию занимает и А. И. Гуров, по мнению которого организованная преступность – это относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся совершением преступлений как промыслом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему защиты от социального контроля1.
Другая группа ученых-криминологов понимают организованную преступность как социальное негативное явление, которое характеризуется сплочением преступных формирований.
Сторонником такого подхода является Я. И. Гилинский, который раскрывает организованную преступность как сложный социальный феномен, характеризующий качественно новую характеристику такого состояния преступности, когда она встроена в социальную систему, оказывает существенное влияние на другие составляющие (элементы) системы, прежде всего – на экономику и политику2.
Аналогичного взгляда придерживается А. Н. Волобуев, определяющий организованную преступность как негативное социальное явление, характеризующееся сплочением криминальной среды в рамках региона, страны с разделением на иерархические уровни и выделением лидеров, осуществляющих организаторские управленческие, идеологические функции; монополизацией и расширением сфер противоправной деятельности с целью получения максимальных материальных доходов при максимальной же защищенности ее высших эшелонов от уголовной ответственности3.
Опираясь на изложенные позиции ученых-криминологов по вопросу определения понятия организованной преступности, выделим необходимые ее признаки:
а) криминальная организованность;
б) устойчивость;
в) массовость;
г) длительность функционирования;
д) наличие социальных связей и негативное влияние на общество;
е) коррупция;
ж) иерархичность;
з) масштабный, межрегиональный и международный характер преступной деятельности;
и) осуществление преступной деятельности в экономических и политических целях;
к) наличие лидера, руководящего звена. Безупречно обоснованно отдельные авторы в качестве основной цели функционирования организованной преступности выделяют экономическую выгоду, прибыль.
И в этом отношении организованная преступность не отличается от обычного бизнеса. Преступные организации добиваются высокой прибыли как законными, так и противоправными методами. В связи с этим Я.И. Гилинский выделяет ряд условий, при наличии которых криминальный бизнес возникает, существует и развивается:
а) спрос на нелегальные товары (наркотики, оружие и т. д.) и услуги (сексуальные и др.);
б) не удовлетворенный спрос на легальные товары и услуги;
в) рынок труда, безработица, незанятость подростков и молодежи.
Следует отметить, что получение прибыли нельзя считать единственно возможным мотивом и целью организованной преступной деятельности. Ее целью наряду с обогащением может быть получение лидерами организованных преступных групп властных полномочий в государственных, хозяйственных и иных органах. Чаще всего подобная цель у лидеров преступных сообществ возникает после удовлетворения цели обогащения. 45% опрошенных сотрудников правоохранительных органов отметили, что доходы от криминальной деятельности лидеры преступной среды тратят на проникновение в политическую сферу жизни общества. Известные респондентам факты подобного проникновения выражались в следующем: выдвижение своего кандидата на выборах в государственные органы (52%); финансовая или иная поддержка не своих кандидатов, но в надежде использовать их затем в своих целях (33%); личное проникновение лидеров организованной преступной среды в органы государственной власти (37%); подкуп членов избирательных комиссий (11%); подкуп иных государственных служащих (23%); создание общественных организаций и фондов в целях оказания влияния через них (18%); установления контроля над уже созданными организациями и фондами (15%); оказание влияния на политику через учебные заведения своих ставленников (11%); устрашение неугодного политического деятеля (8%) и устранение такого деятеля (4%)1
Политический аспект в качестве цели деятельности организованного преступного формирования может присутствовать и при совершении отдельных преступлений против основ конституционного строя Российской Федерации и общественной безопасности. На этот счет в научной литературе существует несколько классификаций типов организованной преступности, выделяемых в зависимости от характера криминальной деятельности. Так, В. С. Устинов выделяет экономическую, общеуголовную и политическую преступность2. Е. А. Мохов предлагает классифицировать организованные преступные группировки следующим образом: по направлениям преступной деятельности криминальных сообществ; по регионам их влияния; по этническим признакам3.
Масштабную характеристику схемы организованного преступного формирования приводит В. В. Лунеев, в которой наличествуют или формируются:
организатор или руководящее ядро;
определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;
более или менее четкое распределение ролей, которые реализуются при выполнении конкретных заданий, обязанностей или в ролевом должностном поведении;
жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах;
система жестких наказаний;
финансовая база для решения «общих» задач;
сбор информации о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности;
создание такой структуры управления, которая избавляет руководителей от непосредственной организации или совершения конкретных преступлений;
распространение устрашающих слухов о своем могуществе, деморализующее свидетелей, потерпевших, сотрудников СМИ, правоохранительных органов, поддерживающих преступный дух рядовых исполнителей;
профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и в мире, в целях создания внешней законности своей преступной деятельности;
информативность1.
Несмотря на множественность перечисленных признаков рассматриваемой структуры, отдельные ее составляющие относятся к признакам организованной преступности и дублируют их.
Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6-10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. Некоторые отечественные исследователи говорят о 90-кратном перепаде соотношения известного правоохранительным органам и латентного вымогательства. Репрезентативные опросы свидетельствуют, что около 40% мелких и средних предпринимателей подвергались постоянному или длящемуся давлению со стороны организованных преступных структур; 10% опрошенных считают, что размеры вымогательства так велики, что являются преградой для развития или продолжения их предпринимательской деятельности. Вместе с тем анализ, проведенный российскими криминологами совместно с экспертами ООН, показал, что, хотя каждый четвертый россиянин в 90-е гг. прошлого века становился жертвой преступления, только 40-60% из них обратились в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Учитывая это, организованные преступные структуры стараются специализироваться на так называемых беззаявочных преступлениях, путем подкупа склоняют сотрудников правоохранительных органов к укрытию преступлений от учета, вынесению необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано1.
О латентности организованной преступности косвенно свидетельствуют и результаты розыскной работы. При ежегодном увеличении числа без вести пропавших лиц и неопознанных трупов достаточно стабилен (или даже сокращается) показатель разысканных лиц.
Высокой латентностью отличаются контрабандный вывоз за рубеж цветных и редкоземельных материалов, нефтепродуктов, леса, других материалов и сырья стратегического значения, вывоз из страны валютной выручки (с 1990 г. из России вывезено, по разным оценкам, от 25 до 60 млрд долларов); замаскированные хищения; посягательства на грузы, перевозимые железнодорожным и автомобильным транспортом.
Анализ состояния, уровня, структуры, динамики организованной преступности позволяет констатировать, что в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего увеличения количества организованных преступных сообществ, их консолидации, роста совершаемых преступлений, расширения сфер преступной деятельности, увеличения криминальной активности с использованием финансово-кредитной и банковской систем. Организованные преступные сообщества будут укреплять международные связи с аналогичными формированиями за рубежом.
Следует ожидать опережающего роста организованных форм совершения преступлений в общей структуре преступности и их влияния на обычную преступность, увеличения размеров причиняемого ущерба, вовлечения случайных преступников в организованные преступные сообщества.
Характер преступной деятельности организованных сообществ взаимосвязан с особенностями личности их участников. С одной стороны, эта деятельность формирует личность преступника, с другой – сама предопределяется ее особенностями.
Рассматривая личность преступника, включенного в организованные преступные структуры, следует подчеркнуть, что он обладает чертами и свойствами профессионального преступника – соответствующими навыками, умениями, необходимыми для систематического совершения тех или иных преступлений, своеобразной технологией преступной деятельности. Его поведение определяется особыми нормативами, элементами преступной субкультуры.
2.2 Основные направления криминальных интересов организованной преступности
Направление преступной деятельности криминальных сообществ во многом зависит от личности лидера, возглавляющего его. В этом случае определяющую роль играет авторитетность и способность такого лица с помощью устойчивых коррумпированных связей удержаться в криминальном бизнесе.
Как правило, криминальная деятельность носит региональный характер, когда сферы влияния между преступными группировками поделены, что уменьшает возможность возникновения конфликтов между лидерами преступных организаций. Криминальные организации, классифицируемые по территориальному признаку наиболее характерны для административных центров, промышленных регионов России. Среди них можно выделить группировки специализирующиеся на общеуголовных преступлениях, такие как «солнцевская», «балашихинская», «люберецкая» (Московский регион), «чикуновская» (Саратов), «казанская» (Республика Татарстан) и некоторые другие. Обычно под контролем таких сообществ находится незаконный оборот оружия, наркотиков, игорный и шоу-бизнес, исполнение заказных преступлений, вымогательств и др.
Другой разновидностью преступных сообществ являются группировки, имеющие тесные криминальные связи с крупными промышленными предприятиями субъектов Российской Федерации. Такие группировки, как правило, базируются в масштабе крупных территориальных образований России и образуют локализованные зональные центры преступной деятельности. В специальной литературе под локализованными зональными центрами преступной деятельности понимают общность физических и юридических лиц, обусловленную территориальным единством и характеризующуюся определенным типом криминальных связей между ними при соответствующих методах использования финансовых и материальных ресурсов, местных условий, а также преимуществ географического положения.
В таких центрах особенностью функционирования криминальных связей является то, что значительная часть разного рода чиновников местных органов власти имеет криминальные взаимоотношения с преступными структурами и получает прибыль через патронируемые ими предприятия1. Очевидно, что под единым криминальным контролем оказываются значительные финансовые средства, которые впоследствии переходят в собственность преступных групп с целью их дальнейшей легализации либо использования в криминальных целях. Формирование нового слоя собственников и предпринимателей в значительной мере идет за счет дельцов, наживающихся на незаконных операциях. В результате такой обоюдной финансовой деятельности представителей органов власти и преступных организаций формируется криминальные экономические отношения, которые являются составной преобладающей частью теневой экономики. По данным экспертов, теневая экономика в России составляет примерно 38-45%. Ее специфика в деятельности преступных организаций заключается в том, что она является финансовой основой всех преступных сообществ, которые такие капиталы как внедряют в легальную экономическую сферу, так и используют для дальнейшего развития преступного бизнеса. По данным МВД России, преступные сообщества владеют от 7 до 10% национального дохода. Наиболее крупные криминальные группировки вторгаются в кредитно-финансовую сферу, рынок недвижимости, экспорт, импорт товаров и т.д.
На формирование и развитие криминальной деятельности внутригосударственной организованной преступности значительное влияние оказывают международные криминальные связи с преступными сообществами зарубежных государств. В результате такого влияния деятельность национальных преступных организаций выходит на транснациональный уровень. Укрепление международных криминальных связей позволяет национальным преступным организациям расширять сферу преступного бизнеса. Так, в частности, среди направлений деятельности преступных организаций (а их насчитывается более тридцати), выделим те, которые в масштабном соотношении занимают главенствующее положение – это:
незаконный оборот наркотиков, драгоценных металлов, оружия,
торговля людьми,
мошенничество,
контрабанда,
организация нелегальных азартных игр и лотерей,
подделка денежных знаков и ценных бумаг и т. д.
Общим признаком для этих преступлений является то, что практически все они запрещены международным сообществом, национальным законодательством государств и признаны преступлениями международного характера.
Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ является международной, что подтверждается действующими конвенциями, участником которых является и Российская Федерация. К специальным документам, посвященным борьбе с наркобизнесом относятся: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. На внутригосударственном уровне действует Федеральный закон 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 30 июня 2003 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. В соответствии с требованиями Конвенций и положениями указанного закона, с учетом сложившейся криминологической ситуации в России, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в УК РФ были внесены существенные изменения, касающиеся регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. В результате произведенной реформы в действующем уголовном законодательстве России образовалась система норм, позволяющих максимально точно квалифицировать преступные деяния, связанные с рассматриваемым преступным бизнесом, и дифференцировать наказание за него.
Несмотря на реализацию уголовного законодательства, преступность, связанная с наркотиками, растет повсеместно. Во многих регионах России число преступлений данного вида за последние 10 лет увеличилось в 20-100 раз. Только за первые шесть месяцев 2004 г. сотрудниками правоохранительных органов было выявлено 80,7 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. А число конфискованных наркотических средств увеличилось почти в 1000 раз. Так, если в 1997 г. в стране было изъято всего 24 кг героина, то в первом полугодии 2004 г. – 2 тонны 200 кг. Согласно статистическим данным за 2003 г., уголовные дела по фактам совершения незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами занимают наибольший удельный вес и составляют 9,6% от общего количества дел, поступивших в суды общей юрисдикции Российской Федерации.
Основным поставщиком наркотиков для России является Афганистан. Свое доминирующее положение на рынке наркобизнеса Афганистан занял еще в 90-х г., когда после распада СССР границы стали практически прозрачными, необеспеченными необходимым оборудованием и кадровыми возможностями, что позволило превратить Россию в страну надежного потребителя данного товара, а также укрепить связи по использованию России для транзита в Европу.
Наркопроизводство фактически стало главным для экономики этой страны, поскольку доход от данного бизнеса уступает только прибыли, получаемой от незаконного оборота оружием.
Так, например, на территории Афганистана килограмм героина стоит 600-650 долларов, после переправы в пограничных районах – 900-950 долларов, в Душанбе – от 1500-2000 долларов, в России же его оптовая цена вырастает до 20-30 тыс. долларов.
Особенностью преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, является то, что в основном они созданы на этнической основе, характеризуются криминальной транснациональностью, высоко организованы и имеют многопрофильную направленность. Преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представляет реальную угрозу всему населению страны, поскольку вред, причиняемый в результате осуществления соответствующей деятельности, проявляется в медицинской, социальной, правовой и экономической сферах.
Незаконная миграция. Организованная преступность, проникая в различные сферы жизнедеятельности общества, приобретает все новые направления криминальной активности. Социальная и экономическая обстановка в ряде бывших союзных республик сложилась таким образом, что часть населения этих государств вынуждена мигрировать в соседние регионы в целях получения средств к существованию. Зачастую такие лица не имеют возможности легально пересечь границу по причине отсутствия необходимых документов. В связи с этим нелегальные мигранты вынуждены вступать в криминальные связи с преступными организациями для переправки за рубеж.
По данным миграционной службы, в России с теми или иными нарушениями проживает до пяти миллионов иностранцев. Основной поток мигрантов сосредоточился в Москве и Московской области, второе место по популярности занимает юг России – Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская область, на Дальнем Востоке основную массу мигрантов составляют вьетнамцы, корейцы и китайцы. Помощь в перемещении таким лицам обеспечивается большим количеством организованных преступных групп, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых лиц средствами транспорта, поддельными документами и другим необходимым. Стоимость переправки одного мигранта из Москвы в какое-либо государство Европы колеблется в пределах от 10 до 15 тыс. долларов США. Лиц, нелегально пребывающих на территории страны, легко вовлечь в деятельность преступных организаций, поскольку они практически лишены возможности легального получения средств к существованию.
Вред, причиняемый лицами, незаконно пребывающими на территории России, влияет как на экономическое положение страны, так и на рост уровня преступности. В структуре общей преступности немаловажное положение занимает преступность иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно официальным статистическим данным, в 2003 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 40570 преступлений, причем 37305 преступлений совершено гражданами государств-участников СНГ. К сожалению, в настоящее время в уголовном законодательстве Российской Федерации отсутствует возможность наказания лиц, организующих процесс миграции граждан. В связи с этим необходимо установить уголовную ответственность за организацию незаконной миграции граждан, под которой следует понимать деяния, направленные на обеспечение незаконного въезда, ввоза на территорию Российской Федерации или выезда с территории Российской Федерации, а равно предоставление возможности находиться на территории Российской Федерации с использованием любых незаконных средств, совершенные третьими лицами из корыстной или иной личной заинтересованности.
Незаконный оборот оружия по свой криминальной опасности, распространенности и прибыльности занимает второе место после наркобизнеса. Анализ данных уголовной статистики показывает, что уровень преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и совершенных организованной группой, возрос. Так, оконченные расследованием преступления, квалифицированные по ч.3 ст. 222 УК РФ, в 2002 г. составили 97%. За последние три года отмечена тенденция некоторого снижения темпов прироста данного вида преступления (- 2,8% в 2000 г. и -7, 3% в 2001г., - 5,1% в 2002 г.). Однако по сравнению с 1997 г. в 2002 г. темп прироста преступлений, предусмотренных ч. З ст. 222 УК, составил 56%.
С учетом статистических данных в структуре судимостей по видам преступлений наибольший удельный вес среди прочих занимают лица, осужденные по ст. 222 УК РФ (их количество равно 8,2 тыс. человек). Однако следует оговориться, что статистические данные, характеризующие совершение преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ, не отражают реальной картины преступности, связанной с незаконным оборотом оружия. Это обусловлено тем, что преступность в данной сфере имеет несколько составляющих, в которую входят: во-первых, совершение преступлений, предусмотренных ст. 222-226 УК РФ, и, во-вторых, совершение преступлений с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Незаконный оборот оружия может проявляться в нескольких направлениях:
а) контрабанда оружия;
б) изготовление и сбыт;
в) распространение оружия из мест боевых действий;
г) хищение.
Сложность борьбы с рассматриваемым видом преступности заключается в том, что предупредительная деятельность должна быть сориентирована по всем указанным направлениям с учетом особенностей источников поступления оружия.
3. Заключение
Таким образом, при всём своём многообразии, существуют наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций:
криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства и т.п.);
рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках, осуществляющих самостоятельно преступную деятельность;
торговля оружием, наркотиками, организация проституции;
похищение людей (киднепинг) с последующим получением крупного выкупа;
отдельные случаи разбойных, бандитских нападений, заказные убийства;
организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов и методов от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;
международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении);
фальшивомонетничество.
Однако мы не можем исключать и другие направления преступной деятельности.
В последние годы российская организованная преступность всё более активно проявляет себя в других странах, в частности на западе. Выходцы из бывшего СССР всё больше тревожат своей уголовной деятельностью местные правоохранительные органы. Например в Нью-Йорке действует несколько российских организованных преступных групп. В Европе российские преступные организации наиболее активно ведут себя во Франции и Германии.
Список используемой литературы
Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002.
Гуров А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность. М., 1999.
Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 2003.
Криминология / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 1998.
Криминология: Учебник / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2005.
Логинов Е. Локализованные зональные центры организованной преступности в экономике России // Законность. 2000. № 12.
Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировой криминологический анализ. М., 2001.
Мохов Е. А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2002.
Организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1996.
1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
1 Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 2003.
2 Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировой криминологический анализ. М., 2001.
1 Гуров А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность. М., 1999.
2 Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002.
3 Организованная преступность / Под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1996.
1 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003.
2 Криминология / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. СПб., 1998.
3 Мохов Е. А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2002.
1 Лунеев В. В. Преступность 20 века. Мировой криминологический анализ. М., 2001.
1 Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.
1 Логинов Е. Локализованные зональные центры организованной преступности в экономике России // Законность. 2000. № 12.