2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2.1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Источником анализа является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Анализ прибыли включает в себя:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период(горизонтальный анализ, расчет в колонке 3 таблицы 1);
2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 4,5,6 таблицы 1);
3. Изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов(трендовый анализ);
4. Исследование влияния факторов на прибыль(факторный анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:
1.Абсолютное отклонение:
П = П1- П0
П0 – прибыль базисного периода;
П1 - прибыль отчетного периода;
П – изменение прибыли.
2. Темп роста:
ТР =(П1 / П0 ) х 100%
3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации ( в %)
= (Пi / В) х 100%
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периоде.
4. Изменение структуры:
У = УП1 –УП0
(уровень отчет. периода – уровень базис. периода)
5.Проводим факторный анализ:
На сумму прибыли отчетного периода влияют все показатели – факторы, определяющие ее:
Пб = В – С – КР – УР + %пол. - %упл. + Др.Д + Пр.Д – Пр.Р + Вн.Д – Вн.Р
Таблица 1. Анализ прибыли отчетного года
Наименование. показателя Код строки За отчетн. период За аналог. период прошлого года Отклонен. +, - Удельный вес, % Откл.уд. веса, %
отчетн. период прошл. период
А Б 1 2 3 4 5 6
Выручка (нетто) от реализации ТПРУ (за минусом НДС, акцизов и аналогич. обязательных платежей) (В) 010 106 969 99 017 +7 952 100 100 -
Себест-ть реализации ТПРУ (С) 020 69 744 70 203 -459 65,2 70,9 -5,7
Коммерч. р-ды (КР) 030 5 562 594 +4 968 5,2 0,6 +4,6
Управленч. р-ды (УР) 040 3 102 198 +2 904 2,9 0,2 +2,7
Прибыль(убыток) от реализации (Пр) (стр.010-020-030-040) 050 28 561 28 022 +539 26,7 28,3 -1,6
Проценты к получению (% к пол.) 060 1 610 4 654 -3 044 1,5 4,7 -3,2
Проценты к уплате (% к упл.) 070 3 102 4 188 -1 086 2,9 4,2 -1,3
Доходы от участия в других орг-ях (Др.Д) 080 4 814 1 064 +3 750 4,6 1,1 +3,5
Прочие операционные доходы (Пр.Д) 090 749 600 +149 0,7 0,6 +0,1
Прочие операционные расходы (Пр.Р) 100 11 344 3 584 +7 760 10,6 3,6 +7,0
Прибыль9убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (Пфхд) (стр.050+060-070+080 +090-100) 110 21 288 26 568 -5 280 19,9 26,8 -6,9
Прочие внереализационные доходы (Вн.Д) 120 1 604 495 +1 109 1,5 0,5 +1,0
Прочие внереализационные расходы (Вн.Р) 130 642 1 715 -1 073 0,6 1,7 -1,1
Прибыль(убыток) отчетного периода (Пб) (стр.110+120-130) 140 22 250 25 348 -3 098 20,8 25,6 -4,8
Налог на прибыль (НП) 150 7 788 8 872 -1 084 - - -
Отвлеченные ср-ва (От.С) 160 12 949 16 476 -3 527 - - -
Нераспределенная прибыль отчетного периода (Пн) (стр.140-150-160) 170 1 513 - +1 513 1,4 - -
Методика расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции включает следующие шаги :
1 Расчет влияния фактора «Выручка от реализации».
При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Индекс инфляции в 1 квартале 1998г составил по сравнению с 1 кварталом 1997г. в среднем 101,54%. Тогда индекс цены составляет
101,54/100=1,0154=Jц
Следовательно, выручка от реализации в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна
В’= В1/Jц
В’ – выручка от реализации в сопоставимых ценах;
В1 – выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
Jц – индекс цены
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит :
В’= 106969/1,0154= 105 347 руб.
Следовательно, выручка от реализации продукции в отчетном периоде по сравнению с прошлым периодом увеличилась за счет роста цены на 1 622 руб.:
Вц = В1 – В1/Jц = В1 – В’=106 969 – 105347 = 1 622 руб. (*)
Влияние на сумму прибыли от реализации (Пр) изменения выручки от реализации (исключая влияние изменения цены) можно рассчитать следующим образом:
Пр(в)= Rp0 х [(B1 – B0) - Bц)]
100
Пр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора «Выручка»;
В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном (1) и базисном (0) периодах ;
Вц – показатель (*), изменение выручки от реализации под влиянием цены;
Rp0 – рентабельность продаж в базисном периоде ( таблица )
Для анализируемой организации:
Пр(в) = 28,3 х (+7 952 – 1 622) = +1 791 руб.
100
Таким образом увеличение выручки от реализации в отчетном периоде (исключая влияние цены) на 6 330 руб. (105 347 – 99 017) обусловило увеличение суммы прибыли от реализации, а тем самым и прибыли отчетного периода на +1 791 руб.
2.Расчет влияния фактора «Цена»:
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от реализации необходимо сделать следующий расчет:
Пр(ц) = Вц х Rp0
100
Пр(ц) = +1 622 х 28,3 = +459 руб.
100
То есть, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 1,54 % привел к увеличению суммы прибыли от реализации на 459 руб.
3.Расчет влияния фактора «Себестоимость реализации» осуществляется следующим образом:
Пр(с) = В1(УС1 – УС0)
100
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.
Пр(с) = 106 969 х (- 5,7) = -6 097 руб.
100
Здесь необходимо отметить, что расходы – это фактор обратного влияния по отношению к прибыли. Из таблицы 1 видно, что себестоимость в отчетном периоде снизилась на 459 руб., а уровень ее по отношению к выручке от реализации уменьшился на 5,7 пункта. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от реализации на 6097 руб.
4.Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы».
Для расчета используются формула, аналогичная предыдущей:
Пр(кр) = В1(УКР1 –УКР0)
100
Пр(кр) = 106 969 х (+4,6) = +4 920
100
То есть, перерасход по коммерческим расходам в отчетном периоде и повышение их уровня на 4,6 пункта привел к уменьшению суммы прибыли от реализации на 4 920 руб.
5.Расчет влияния фактора «Управленческие расходы».
П р(ур) = В1(УУР1 – УУР0)
100
где УУР1 и УУР0 – соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах.
Пр(ур) = 106 969 х (+2,7) = +2 888 руб.
100
Это означает, что перерасход по управленческим расходам в отчетном периоде по сравнению с прошедшим и повышение их уровня на 2,7 пункта уменьшил сумму прибыли на 2 888 руб.
Остальные показатели – факторы от прочей и внереализационной деятельности – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить.
Влияние фактора определяется по колонке 3 в таблице 1(абсолютные отклонения). Все показатели подразделяются на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается(уменьшается) показатель-фактор «прямого действия» на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия»(расходы) влияют на сумму прибыли наоборот.
Таким образом обобщаем влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода (таблица 2)
Таблица 2. Сводная таблица влияния факторов на прибыль отчетного периода.
№ п/п Показатели - факторы Сумма, руб.
1 Выручка от реализации ТПРУ + 1 791
2 Изменение цены на реализованную продукцию + 459
3 Себестоимость реализации ТПРУ + 6 097
4 Коммерческие расходы - 4 920
5 Управленческие расходы - 2 888
Влияние на прибыль от реализации + 539
6 Проценты к получению - 3 044
7 Проценты к уплате + 1 086
8 Доходы от участия в других организациях + 3 750
9 Прочие операционные доходы + 149
10 Прочие операционные расходы - 7 760
11 Прочие внереализационные доходы + 1 109
12 Прочие внереализационные расходы +1 073
Влияние на прибыль отчетного периода - 3 098
2.2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.
Абсолютная сумма прибыли в отрыве от доходов, полученных от реализации ТПРУ, их себестоимости, величины активов и других показателей, характеризующих средства достижения прибыли, не позволяет оценить эффективность работы организации. Поэтому анализ прибыли дополняют анализом рентабельности. Показатели рентабельности рассчитывают как процентное отношение прибыли к выручке от реализации ТПРУ, их себестоимости, к стоимости активов и т.д.
Данные для анализа берутся из «Отчета о прибылях и убытках».
Показатели:
1.Рентабельность продаж:
Рп = (Пр/ В) х 100%
В – выручка (нетто) от реализации ТПРУ
2.Рентабельность затрат:
Рз = (Пр/С) х 100%
С – полная себестоимость, включая коммерческие и управленческие расходы
Таблица 3.Уровень рентабельности ТПРУ
№ Показатель Отчетный период Базисный период
1 Прибыль от реализации (Пр) 28 561 28 022
2 Выручка (нетто) от реализации (В) 106 969 99 017
3 Себестоимость(С) 78 408 70 995
4 Уровень рентабельности реализованных ТПРУ,%: уровень рентабельности продаж уровень рентабельности затрат 26,7 36,4 28,3 39,4
Таким образом из расчета видно, что рентабельность продаж в отчетном периоде снизилась на 1,6%,т.е. на 1 рубль выручки в отчетном периоде приходится 26,7 копеек прибыли. В свою очередь прибыль от каждого вложенного рубля снизилась с 39,4коп. в базисном периоде до 36,4 коп. в отчетном периоде.
Из таблицы 1 видно, что себестоимость ТПРУ в отчетном году была снижена на 459 пунктов, однако огромный перерасход коммерческих и управленческих расходов, их суммарное увеличение на 7 872 пункта, привело к снижению рентабельности продаж и затрат, несмотря на увеличение выручки.
Одним из синтетических показателей экономической деятельности предприятия в целом является рентабельность активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у не основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация получает прибыль и в последующие периоды. Прибыль же является ,главным образом, результатом от реализации ТПРУ. Выручка от реализации – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества. Эту зависимость можно проследить если добавить в формулу рентабельности активов множитель В/В :
Ра = Пб х 100 = Пб х В х100 = Пб х В х 100 = Рп х ОбА
ср.ст-ть А ср.ст-ть А В В ср.ст-ть А
ср.ст-ть А – среднегодовая стоимость активов;
ОбА – коэффициент оборачиваемости активов.
Рп – рентабельность продаж анализируемого периода
Таблица 4. Динамика уровня рентабельности активов.
№ Показатель Отчетный период Базисный период
1 Прибыль 28 561 28 022
2 Среднегодовая стоимость активов * 321 441 300 882
3 Уровень рентабельности активов 8,9 9,3
4 Выручка (нетто) от реализации 106 969 99 017
5 Уровень рентабельности продаж 26,7 28,3
6 Коэффициент оборачиваемости активов 0,333 0,329
*Средне годовая стоимость активов рассчитана по данным об остатках активов на начало каждого квартала по способу средней хронологической.
В отчетном году остатки активов составили:
на н.г. – 318 669
1.04 - 320 579
1.06 - 322 028
1.10 - 322 512
на к.г. – 322 619
ср.ст-ть А = (318669/2 + 320579 + 322 028 + 322512 + 322619/2 )/4 =321441
УрА= 28561/321441 х 100%= 8,9
УрА= 28022/300882 х 100%= 9,3
КобА= 106969/321441= 0,333
КобА= 99017/300882 = 0,329
Анализ показал, что базисном периоде активы использовались лучше и каждый рубль вложений теперь приносит на 0,4 коп. меньше, чем в прошлом году.
Проанализируем влияние основных факторов на изменение уровня рентабельности активов, используя метод цепных подстановок.
1-ая подстановка. (уровень рентабельности активов в базисном году) =
=28,3 х 0,329=9,3
2-ая подстановка. (расчетный уровень рентабельности активов при отчетной рентабельности продаж и базисной оборачиваемости активов) =
= 26,7 х 0,329=8,78
3-я подстановка. (уровень рентабельности активов в отчетном периоде) =
= 26,7 х 0,333=8,9
Изменение уровня рентабельности активов под влиянием:
1) снижения уровня рентабельности продаж = 8,78-9,3= -0,52
2) снижения коэффициента оборачиваемости А= 8,9-8,78= +0,12
Расчет показал, что снижение рентабельности активов произошло под влиянием изменения уровня рентабельности продаж (на 0,52 процентных пункта), а под влиянием увеличения деловой активности возрос на 0,12 процентных пункта.
Таким образом, тенденция снижения рентабельности продаж и незначительный рост деловой активности привели к общему снижению рентабельности активов на 0,4 пункта.
Следовательно, рост массы прибыли не подкреплен соответствующим улучшением эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
3.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
3.1.АНАЛИЗ АКТИВОВ И ПАССИВОВ.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая « цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Анализ проводится по балансу (форма№1). Анализ непосредственно по балансу – дело довольно трудоемкое и неэффективное, т. к. слишком большое количество расчетных коэффициентов не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Поэтому я считаю, что наиболее удобен и полезен метод аналитического баланса, рекомендованный одним из создателей балансоведения Н.А.Блатовым. Аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры: динамики и структурной динамики.
Таблица 5. Сравнительный аналитический баланс
Таблица 6. Темпы роста активов и пассивов.
Статьи На начало руб. На конец руб. Темп роста, % Статьи на начало руб. на конец руб. Темп роста, %
Внеоборотные А: ОС Нематериальные А Прочие внеоборотные А 128260 87731 603 39926 129520 97532 644 31344 100,98 111,17 106,8 78,5 Капитал и резервы: УК Добавочный К Резервный К Фонд накопления Фонд соц. сферы Нераспред. прибыль 199166 64286 23612 3869 103556 3843 - 202074 65004 23942 4081 103556 3980 1513 101,5 101,1 101,4 105,5 100,0 103,6 -
Оборотные А: Запасы Дебиторы Денежные ср-ва 190409 119176 63868 7 365 193099 122066 64508 6525 101,41 102,4 101,0 88,6 Д/ср Пассивы 7822 7075 90,5
К/ср Пассивы заемные средства кред. задолженность прочие к/ср Пассивы 111681 79462 25664 6555 113470 59277 47210 6983 101,6 74,6 183,9 106,5
Итого А 318669 322619 101,2 Итого пассивов 318669 322619 101,2
Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации.
1. Общая стоимость имущества (итог баланса – убытки 399-390)
н.г.=318699-0=318699
к.г.=322619-0=322619
2. Стоимость внеоборотных активов или недвижимого имущества (итог раздела 1 стр.190)
н.г.=128260
к.г.=129520
3. Стоимость оборотных средств (итог раздела 2 стр.290)
н.г.=190409
к.г.=193099
4. Стоимость материальных оборотных средств ( 210 )
н.г.=115134
к.г.=121277
5. Величина собственных средств организации (итог раздела 4 стр.490)
н.г.=199166
к.г.=202074
6. Величина заемных средств (сумма итогов разделов 5 и 6 стр.590+690)
н.г.= 7822+111681=119503
к.г.= 7075+113470=120545
7. Величина собственных средств в обороте (разница итогов разделов 4 и 1 стр.490-190-390 -если имеются убытки)
н.г.= 199166-128260-0=70906
к.г.= 202074-129520-0=72554
8. Рабочий капитал (разница между оборотными активами и текущими обязательствами итог раздела 2(290) – итог раздела 6(690)
н.г.=190409-111681=78728
к.г.=193099-113470=79629
Как видно из таблицы 6 за отчетный период имущество организации возросло на 3950 пунктов, или на1,2%, в том числе за счет увеличения объема основного капитала – на 1260 руб., или на 31,9%, и прирост оборотного капитала – на 2690 руб., или на 68,1%. Иначе говоря, за отчетный период в оборотные средства было вложено в 2 раза больше, чем в основной капитал. При этом материальные оборотные средства увеличились на 2890 руб., а денежные средства и краткосрочные финансовые вложения уменьшились на 2022 руб. Данные колонки 10 таблицы 6 показывают, за счет каких средств и в какой мере изменилась стоимость имущества организации.
Структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли оборотных средств, которая составила почти 60%, хотя и незначительно (0,1%) уменьшилась.
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств, при чем их доля в общем объеме увеличилась в течение года на 0,1%. Доля собственных средств в обороте возросла на 0,3%, что так же положительно характеризует деятельность организации.
Структура заемных средств в течение отчетного периода претерпела ряд изменений. Доля кредиторской задолженности поставщикам и др. увеличилась на 5,6% и, если посмотреть баланс по статьям, то рост задолженности наблюдался по всем позициям кредиторских расчетов. Но, обратив внимание на актив баланса, где произошло увеличение по статьям МБП, «готовая продукция», «товары», можно предположить, что рост кредиторской задолженности поставщикам объясняется этим фактом, и убедиться, что это не просроченная кредиторская задолженность.
3.2. АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ И ЧИСТЫХ АКТИВОВ.
Одним из важнейших показателей, характеризующим финансовое положение организации, является ее обеспеченность собственными оборотными средствами.
Таблица 7.Динамика собственных оборотных средств
№ Показатель Начало года Конец года
1 Капитал и резервы (итог раздела 4 стр.490) 199166 202074
2 Внеоборотные Активы (итог раздела 1 стр.190) 128260 129520
3 Наличие собственных оборотных Активов (стр.1-2) 60906 72554
4 Оборотные Активы (итог раздела 2 стр.290) 190409 193099
5 К-т обеспеченности собственными оборотными Активами (стр.3/стр.4) 0,372 0,376
В таблице 7 приведен расчет коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Он показывает, в какой степени материальные запасы покрываются за счет собственных источников средств. Независимо от отраслевой принадлежности, степень достаточности собственных оборотных средств для покрытия оборотных активов одинаково характеризует меру финансовой устойчивости. Если Кт >1,можно говорить, что организация не зависит от заемных источников средств при формировании своих оборотных активов. Если Кт< 1, особенно если значительно ниже, необходимо оценить, как, в какой мере собственные оборотные средства покрывают хотя бы производственные запасы и товары, как они обеспечивают бесперебойность деятельности организации. Как показывают данные таблицы 7, у организации этот коэффициент достаточно низок. Собственными оборотными средствами покрывалось в конце отчетного периода лишь 37,6% оборотных активов. Однако, этот коэффициент все же выше, чем установленный Правительством России норматив, равный 0,1, установленный для оценки финансового положения неплатежеспособных предприятий.>
Чистые активы организации – важнейший показатель ее дееспособности. Они выражают ту часть активов, которая создана за счет собственных источников. В соответствии с законом «Об акционерных обществах» стоимость чистых активов не может быть меньше величины уставного капитала, иначе общество обязано произвести уменьшение уставного капитала в порядке, предусмотренном законом. Если стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала на дату регистрации общества ( 1000 МРОТ для АО открытого типа, 100 МРОТ для АО закрытого типа), то общество подлежит ликвидации.
Таблица 8. Динамика чистых активов.
№ Статья Начало года Конец года
1 Нематериальные А ОС Незавершенное строительство Д/ср фин. вложения Прочие внеоборотные А Запасы (+НДС по приобретенным ценностям) Дебиторская задолженность (без учета задолженности акционеров по вкладам в УК) К/ср финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные А 603 87731 28527 11399 - 119176 61352 2516 7365 - 644 97532 19830 11514 - 122066 63174 1334 6525 -
2 Итого Активов 318669 322619
3 Целевые финансирования Заемные средства (д/ср и кр/ср) Кредиторская задолженность Расчеты по дивидендам Резервы предстоящих расходов и платежей Прочие Пассивы - 87284 25664 - - - - 66352 47210 - - -
4 Итого Пассивов 112948 112562
5 Стоимость чистых Активов (стр.2-стр.4) 205721 209057
6 Чистые А в % к общей стоимости А (стр.5/2 х100) 64,56 64,79
Данные таблицы 8 свидетельствуют, что стоимость чистых активов увеличилась в течение года на 3336 руб.(209057-205721). Чистые активы больше величины уставного капитала и превышает его минимальный размер (установленный с 1.01.97г. 1МРОТ =83490 руб. =83,49руб. (деноминированных), соответственно 100МРОТ=8349 руб.). К тому же в начале года 64,56% всех активов создано за счет собственных источников, а в конце – 64,79%. На лицо положительная динамика чистых активов, свидетельствующая об ориентации на собственные источники формирования активов.
3.3. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Задача ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Для анализа ликвидности баланса составляем таблицу 9. В графы этой таблицы записываем данные на начало и конец периода из сравнительного аналитического баланса (таблица 5) по группам актива и пассива.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1>=П1
А2>=П2
А3>=П3
А4
Если одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от оптимального варианта, ликвидность баланса в большей или меньшей мере отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе в стоимостной оценке компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же жизни менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Результаты расчетов по данным таблицы 9 показывают, что в этой организации сопоставление итогов групп по активу и пассиву имеет следующий вид:
А1П3;А4
Исходя из этого, можно охороктеризовать ликвидность баланса как недостаточную. Сопоставление первых двух неравенств свидетельствуют о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Причем, за анализируемый период возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств (соотношение по первой группе). В результате, в конце отчетного периода оргвнизация могла оплатить лишь 17% своих краткосрочных обязательств, что свидетельствует о стесненном
Таблица 9. Анализ ликвидности баланса.
Актив Строка На н.г. На к.г. Пассив Строка На н.г. На к.г. Платежный излишек или недостаток
1 2 3 4 5 6 7 8 9=3-7 10=4-8
наиболее ликвидные активы(А1) 250+260 9881 7859 Наиболее срочные обязательства (П1) 620 25664 47210 -15783 -39351
Быстро реализуемые активы (А2) 240 61151 62731 Краткосрочные пассивы (П2) 610+670 79462 59277 -18311 +3454
Медленно реализуемые активы (А3) 210+220+230+270 119377 122509 Долгосрочные пассивы (П3) 590+630+640+650+660 14377 14058 +105000 +108451
Трудно реализуемые активы (А4) 190 128260 129520 Постоянные пассивы (минус убытки)(П4) 490-390 199166 202074 -70906 -72554
БАЛАНС 399 318669 322619 БАЛАНС 699 318669 322619 - -
финансовом положении. Исходя из данных аналитического баланса, можно заключить, что причиной снижения ликвидности явилось то, что краткосрочная задолженность увеличилась более высокими темпами, чем денежные средства.
Однако, перспективная ликвидация, которую показывает третье неравенство, отражает некоторый излишек.
При помощи финансовых коэффициентов абсолютной и текушей ликвидности можно получить более детальные сведения.
1.Кт абсолютной ликвидности.
Нормальное значение Lабс. > от 0,2 до 0,7. Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.
Lабс. = А1
П1+П2
2.Кт текущей ликвидности.
Необходимое значение 1; оптимальное не менее 2,0. Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.
Lтек. = А1+А2+А3
П1+П2
Коэффициенты На н.г. На к.г. Отклонения
Lабс. 0,094 0,074 -0,02
Lтек. 1,811 1,813 +0,002
Динамика коэффициента абсолютной ликвидности отрицательная. В конце года организация могла оплатить лишь 7,4% своих краткосрочных обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности – это главный показатель платежеспособности. Принимая во внимание различную ликвидность активов, можно предположить, что не все активы могут быть реализованы в срочном порядке, а следовательно, возникнет угроза финансовой стабильности организации. Однако,значение этого коэффициента больше 1, что означает, что организация располагает некоторым объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.
3.4. АНАЛИЗ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ.
Оборачиваемость оборотных средств или скорость их оборота – важнейший показатель эффективности хозяйствования, деловой активности, организации. Повышение скорости оборота активов обеспечивает даже при невысоком уровне рентабельности продаж получение значительной суммы прибыли, положительно влияет на финансовое положение организации, ее ликвидность.
Таблица 10. Динамика показателей оборачиваемости оборотных Активов.
№ Показатель Начало года Конец года
1 2 3 4 5 Оборотные активы: Ср. годовая стоимость оборотных А Выручка(нетто) от реализации Кт оборачиваемости (стр.2/1) Время оборота в днях (стр. 1х360/2) Кт загрузки оборотных А (стр.1/2) 189688 106969 0,56 638,4 1,77 191709 99017 0,52 697 1,94
1 2 3 4 5 Запасы: Ср. годовая стоимость запасов Выручка (нетто) от реализации Кт оборачиваемости запасов (стр.2/1) Время оборота в днях (1 х360/2) Кт загрузки запасов (стр.1/2) 119176 106696 0,895 403,2 1,12 122066 99017 0,811 442,8 1,23
Из данных таблицы 10 следует, что скорость оборачиваемости оборотных активов и запасов имеет неутешительную тенденцию к снижению. Это означает, что прибыль организации снижается из-за затоваривания складов запасами(т.к. статья «Запасы» наиболее весомая часть оборотных активов). Это угрожающие показатели - запасы не делают и одного оборота в год! Исходя из данных формы №1 можно сделать выводы о том, что несмотря на уменьшение производственных запасов (т.е. предприятие работает), готовая продукция скапливается на складах и по всей видимости не пользуется спросом. Увеличение выручки обусловлено скорее всего повышением цен на продукцию