ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»
ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Отчёт по информационной (производственно-профессиональной)
практике
по теме:
«Технико-экономические показатели хозяйственной деятельности
предприятия ЗАО «Новая столица»»
Место прохождения практики: ЗАО «Новая Столица» Время прохождения практики: с1 по З0 июля 2007 г.
Егорьевск 2008г.
Содержание
Введение
Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности
Основные задачи АХД субъекта хозяйствования.
Виды АХД и их классификация
Предмет и объекты АХД
Принципы АХД
Связь АХД с другими науками
Дневник прохождения производственной практики
Анализ технико – экономических показателей деятельности
ЗАО «Новая столица»
Выводы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности — это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой комплексного экономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного, комплексного микроэкономического анализа. Зная технику и технологию анализа, они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.
Основная цель изучения данной учебной дисциплины — формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.
В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он основывается на гармоничном сочетании производственного и финансового анализа, обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
1. Понятие, содержание, роль и задачи анализа хозяйственной деятельности
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ представляет собой расчленение явления или предмета на его составные части (элементы) с целью изучения их внутренней сущности. К примеру, чтобы управлять автомобилем, нужно знать его внутреннее содержание: детали, узлы, их назначение, принцип действия и др. В равной мере это же положение относится и к экономическим явлениям и процессам. Так, для понимания сущности прибыли требуется знать основные источники ее получения, а также факторы, определяющие ее величину. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. Аналогичных примеров можно привести очень много.
Однако анализ не может дать полного представления об изучаемом предмете или явлении без синтеза, т.е. без установления связей и зависимостей между его составными частями. Изучая, к примеру, устройство автомобиля, надо знать не только его детали и узлы, но и их взаимодействие. При изучении прибыли также нужно учитывать взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих ее уровень. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение предметов и явлений.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название «анализ хозяйственной деятельности» (АХД).
Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития рыночных отношений, а именно во второй половине XIX в. Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знаний произошло несколько позже — в первой половине XX в. Становление АХД обусловлено объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отг расли знаний.
Во-первых, практической потребностью в комплексном и системном анализе в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты и прикидки, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного всестороннего АХД невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения.
Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика и пр. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако вышеназванные науки на определенном этапе развития не могли обеспечить все запросы практики, в связи с чем возникла необходимость выделения АХД в самостоятельную отрасль знаний.
Содержание АХД вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления предприятием, где занимает одно из центральных мест. Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений.
С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям идействиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.
Как функция управления АХД тесно связан с планированием и прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. Важная роль принадлежит АХД в подготовке информации для планирования, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке выполнения планов. Утверждение планов для предприятия, по существу, также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются тенденции развития предприятия, изыскиваются и учитываются дополнительные резервы производства. АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия, что позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.
Эта функция анализа - контроль за выполнением планов и подготовка информации для их обоснования — не ослабевает, а усиливается в рыночной экономике, поскольку в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды требуется оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным. Менеджер по планированию должен уметь оценивать и анализировать изменения каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.
,,Большая роль отводится анализу в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.
Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством .выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа как средства управления производством на современном этапе возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:
• необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением наукоемкости и капиталоемкости производства;
• отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;
• созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управленчёские решения и действия должны быть основаны на точных чертах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли АХД, ошибки в планах в современных условиях приносят чувствительные потери. И наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к АХД, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.
1.1 Основные задачи АХД субъекта хозяйствования.
1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5—10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно по этой причине необходимо повышать оперативность и действенность анализа.
4. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности.
5. Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
6. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке продуктов и услуг.
7. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.
8. Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
В целом, АХД как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
1.2 Виды АХД и их классификация
В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам, что имеет большое значение для правильного понимания его содержания и задач.
По отраслевому признаку АХД, делится на отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.), учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой (теория АХД), являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.
По признаку времени различают предварительный анализ (до совершения хозяйственных операций) и последующий анализ (после совершения хозяйственных операций). Предварительный (перспективный) анализ необходим для обоснования планов и управленческих решений. Последующий (ретроспективный, исторический) используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.
В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые или прогнозные показатели недостаточно обоснованы и реальны, то их последующий анализ вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то легче принимать тактические решения.
По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его отдельных сегментов. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
Межфирменные сравнения проводятся с целью:
• показать руководству, как соотносятся результаты работы своего предприятия и аналогичных предприятий;
• привлечь внимание руководства к сильным и слабым сторонам бизнеса;
• дать руководству объективную базу для оценки эффективности функционирования предприятия и внесения корректив в его стратегическую и тактическую политику.
Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях. Она используется в качестве инструмента получения информации, которая требуется для поддержания и достижения преимуществ в конкуренции. Бенчмаркинг помогает понять суть расхождений между достигнутыми результатами предприятия и лидерами, делает менеджеров более чувствительными и восприимчивыми к необходимости поиска новаций, создает базу для инновационной деятельности, помогает высшему руководству в оптимизации стратегических и тактических управленческих решений по-ликвидации отставания в собственном бизнесе и занятии лидерских позиций на рынке продуктов и услуг.
По аспектам исследования выделяют финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, маркетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.
Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной.
Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его проводят экономические службы предприятия и вышестоящих органов управления, социологические лаборатории, статистические органы и т.п.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлении на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого
риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
Функционально-стоимостный анализ исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта по принципу «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.
По методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и др.
Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства; если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания (работы на склад). Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.
По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
Каждая из названных форм АХД своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
1.3 Предмет и объекты АХД
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Философия под предметом любой науки понимает какую-то часть или сторону объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Каждая из них находит в нем специфические стороны или отношения. Предметом той или иной науки принято считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук. Например, в медицине объектом изучения является человек. Предметом же исследования отдельных медицинских наук служат органы человека, их функции и взаимодействия. То же самое наблюдается и в экономике.
Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.
Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД.
Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.
Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являются причинно-следственные связи в хозяйственной деятельности организаций.
1.4 Принципы АХД
Проводя АХД, необходимо руководствоваться определенными принципами и правилами, выработанными наукой и практикой.
1. Анализ должен носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
3. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и с внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.
4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным, базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.
6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
8. Один из принципов анализа — это его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая результаты хозяйственной деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должнь! давать многократный эффект. Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др ,
1.5 Связь АХД с другими науками
В первую очередь среди наук, с которыми связан АХД, нужно выделить экономическую теорию, которая, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития всех экономических дисциплин. При проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов. В свою очередь, АХД определенным образом содействует развитию экономической теории. Многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлении тех или иных экономических законов. Изучение этих сведений позволяет формулировать новые, ранее неизвестные законы, делать глобальные прогнозы развития экономики страны или мировой экономики.
Аналогичным образом проявляется связь анализа с отраслевыми экономиками. Глубокий анализ хозяйственной деятельности предприятия невозможно провести, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь, результаты экономического анализа используются для совершенствования организации производства, внедрения научной организации труда, передового опыта и т.д. Анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отрасли в целом.
Экономический анализ тесно связан с планированием и управлением предприятием. В анализе широко используются плановые материалы. Поэтому аналитик должен хорошо знать основы государственного регулирования экономики и методику планирования производства анализируемого предприятия. В то же время научно обоснованное планирование и управление национальной экономикой и предприятиями невозможно осуществлять без широкого использования результатов экономического анализа. Он создает информационную базу для разработки планов и выбора наиболее целесообразных управленческих решений.
Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы обеспечить анализ качественной информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей аналитичности бухгалтерского учета и отчетности периодически изменяют формы и содержание регистров, порядок документооборота и т.д.
Аналогичная взаимосвязь проявляется между анализом и аудитом. Главной целью аудита является оценка достоверности отчетной бухгалтерской информации, используемой для анализа и контроля деятельности предприятия. В то же время в процессе аудита широко используются аналитические процедуры для доказательства достоверности учета и отчетности и диагностики финансового состояния предприятия.
Связь анализа хозяйственной деятельности и контроллинга проявляется в том, что в процессе контроллинга используется инструментарий анализа для выявления причин отклонений от запланированного уровня доходов и расходов. В свою очередь, результаты контроллинга используются в АХД для комплексной оценки и прогнозирования деятельности предприятия и его отдельных сегментов.
Экономический анализ тесно связан также с теорией финансов, финансами предприятий, финансовым менеджментом, банковским менеджментом. Без знания теории финансов, действующего порядка финансирования и кредитования, отношений с финансовыми и кредитными органами и учреждениями невозможно квалифицированно проводить анализ хозяйственной деятельности. В свою очередь, ставки налогообложения, условия получения кредитов, проценты выплат за пользование кредитами и прочий финансово-кредитный инструментарий постоянно совершенствуются с учетом результатов анализа, который показывает эффективность воздействия этих рычагов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
Для комплексного изучения всех сторон хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в анализе используются также данные статистического учета и отчетности. Выполнение аналитических расчетов, построение таблиц, группировок, графиков и т.д. требуют знания статистических методов обработки информации. В свою очередь, данные анализа используются статистикой для установления тенденций и закономерностей массовых экономических явлений.
Среди наук неэкономического направления в первую очередь нужно выделить технологические и математические. Нельзя анализировать тот или иной процесс производства, не зная особенностей технологии. Только осведомленный в этой отрасли экономист может объективно оценить результаты производства, сделать полезные рекомендации по их улучшению. В то же время нужно отметить, что сама технология производства стремится быть более эффективной и ее совершенствование невозможно без аналитических исследований.
Необходимость решения сложных экономических задач явилась мощным стимулом развития математики и новых компьютерных технологий. Использование в аналитических исследованиях математических методов и современных компьютерных технологий существенно повысило их уровень. АХД стал более глубоким и комплексным, может проводиться более оперативно, охватывать большее количество объектов, изучать значительно больше информации.
Таким образом, для квалифицированного проведения анализа деятельности предприятия требуется глубокое знание макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики, информатики и многих других наук.
2. Дневник прохождения производственной практики
Дата 01.07.2007 06.07.2007 11 07 2007 12.07.2007 15.07 2007 18.07. 2007 25.07.2007 – 28.07.2007 |
Проделанная работа В первый день моего посещения Егорьевской колбасно-гастрономической фабрики во время прохождения производственной практики я отмечал следующие особенности в работе предприятия. - любой из приходящих на работу сотрудников обязан отметить свое прибытие на пункте охраны, при этом он должен оставить свой пропуск. В случае, когда необходимо взять ключ от какого-либо помещения, работник расписывается под временем взятия и отдачи ключа; - у рабочих разных подразделений своя форма одежды, благодаря которой их легко отличить друг от друга: - на предприятии существуют строгие нормы по поводу чистоты и опрятности внешнего вида, за несоблюдение которых применяют систему штрафов и взысканий; - в общении между подчинёнными и начальниками чувствуется нормы этикета, которые являются обязательными в плодотворной работе, которая направлена на достижение наибольших результатов; - на предприятии предусмотрено не только время для естественного отдыха, но и время для принятия пищи (завтрак, обед и ужин). При этом надо заметить, что каждое подразделение имеет своё время для посещения столовой, что позволяет избежать ненужного столпотворения; - на предприятии существует система ежегодно оплачиваемых отпусков: - дети сотрудников предприятия имеют возможность посетить места летнего отдыха за оплату, которая равняется лишь малой {незначительной} части от полной стоимости. - на предприятии применяются различные формы оплаты труда (сдельная, премиальная, сдельно-премиальная и повременная) - уровень заработанной платы, я бы отметил, находится на уровне, находящемся несколько выше среднего уровня оплаты труда по городу, чго привлекает огромное количество желающих устроиться на работу именно на это предприятие г. Егорьевска: отбор желающих устроиться на работу проходит тщательным образом, что позволяет отобрать действительно достойные рабочие кадры: существует жесткая дисциплина для работников предприятия, несоблюдение которой приводит к увольнению недобросовестного работника, разлагающего общую дисциплину и препятствующего получению наибольшего результата для фабрики, а значит и для каждого работника в отдельности: в дни праздника обязательным для руководигелей предприятия является поздравление всех без исключения сотрудников (ни один из сотрудников не остаётся без поздравлений, подарков и пожеланий всего наилучшего): в дни семейных трагедий и несчастий работников предприятий не остаются незамеченными руководителями предприятия, которые оказывают единовременную материальную помощь; на территории предприятия находится бесплатная охраняемая стоянка для автовладельцев, работающих на предприятии; на территории фабрики расположен фирменный магазин, где можно приобрести продукцию данного предприятия, а для собственных работников существует система скидок, действующих при предъявлении пропуска,. который выдаётся при принятии на работу: Я
обратился к
менеджеру по
персоналу
(Родионовой
Ольге Александровне.) Когда я зашёл к ней в кабинет, то увидел достаточно молодую и уверенную в ; себе девушку, которая в вежливой форме предложила мне войти. К моей проблеме она отнеслась с полным вниманием и серьёзным отношением. Она выслушала меня, сразу же определила тот объём информации, которым она владеет и которым готова поделиться, при этом было оговорено, что если информация является секретной для предприятия и непредназначена для разглашения, я не смогу её заполучить. Для получения информации, находящейся не в её компетенции, она дала имена руководителей тех производственных подразделений, которые по её мнению смогут помочь мне. Конкретизировав свои требования, я на следующий день снова посетил менеджера по персоналу, после чего я пошёл по следующим инстанциям для получения необходимой мне информации... Я посетил замести геля генерального директора по производственной части Каратаева Игоря Викторовича - серьёзный взрослый человек, целеустремлённый, не терпит непорядок и отсутствие дисциплины, знает, чего хочет и какими методами этого добиться. Благодаря Игорю Викторовичу, я без проблем мог подходить к необходимому мне руководителю отдела, информация которого мне была нужна. Каратаев ИВ стал моим руководителем на предприятии, он налаживал мои контакты на фабрике. Благодаря нему, я попал в планово-экономический отдел Я пришёл в планово-экономический отдел к директору по экономике Казаковой Наталье Николаевне. О моём визите к ней И.В.Каратаев уже предупредил, она была в курсе всех событий, что и позволило мне достаточно быстро найти с ней общий язык. Зайдя в планово-экономический отдел, я попал в аудиторию исключительно женскую; каждая сидела за отдельным столом и важно глядела в собственны;"! персональный компьютер. Назвав имя и фамилию необходимого директора по экономике, мне тотчас же указали на нужный для меня столик. Передо мной предстала ещё молодая женщина, которая, несомненно, знает, чего от неё требует руководство предприятия, а она уверенно делает свою работу. У неё я попросил информацию, касающуюся количества поставок, продаж., объёма выпуска и реализации продукции, выпускаемой на предприятии Меня интересовала вся информация, касающаяся финансовой деятельности предприятия: ассортимент, всей выпускающейся продукции, отпускные цены. цены приобретения сырья и затраты на транспортировку. Некоторая информация, из той которую мне удалось получить, представлена далее. Мне была предоставлена информация в печатном виде, а также на гибком запоминающем носителе. Все данные, безусловно, помогут мне написать мою дипломную работу. Я посетил отдел маркетинга, где встречался с начальником отдела по маркетингу Ольгой Левит, которая предоставила необходимую мне информацию для отчёта по практике. Информация, которая была мне необходима, находилась у неё в головном компьютере, который находится в Москве в её офисе. Дав мне адрес своего почтового ящика в Интернете, мы обусловились когда и каким образом она сможет предоставить всю информацию. В назначенный срок нами был установлен контакт по системе Интернет, где она и передала все данные. Некоторые из них представлены ниже. Собрав всю информацию, которую мне предоставили на колбасно- гастрономической фабрике, я провёл огромную работу по её редактированию и сортировке, проделав значительный труд по ее группировке. Обработанная информация, представленная в данном отчёте, представляет собой итог моей производственной практики, на которой я попытался проанализировать деятельность предприятия. выявить положительные результаты и негативные элементы его хозяйственной деятельности. Эта работа стала итогом моего практического задания, но в то же время - началом более глубокого и основательного маркетингового исследования. |
3. Анализ технико – экономических показателей деятельности
ЗАО «Новая столица»
Анализ движения основных средств.
С 1 января по 31 декабря 2005 года.
Единица измерения тыс. руб.
Таблица 1
Основные средства
Показатель | Наличие на начало отчётного года | Поступило | Выбыло | Наличие на конец отчётного года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Здания | 6 186 | 1 980 | (4) | 8 162 |
Сооружения и передаточные устройства | 1 592 |
850 |
(28) |
2 414 |
Машины и оборудование | 27 205 |
37 294 |
(4 976) |
59 523 |
Транспортные средства | 7 854 |
432 |
- |
8 286 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 1 097 |
5 193 |
(735) |
5 555 |
Другие виды основных средств | 39 |
96 |
(54) |
81 |
Итого | 43 973 | 45 845 | (5 797) | 84 021 |
Коэффициент обновления (Кобн.)
Кобн. = Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конец периода
Кобн. = 45 845 / 84 021 = 0,6
Срок обновления основных средств (Тобн.)
Тобн. = Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость поступивших основных средств
Тобн. = 43 973 / 45 845 = 0,9 лет
Коэффициент выбытия (Кв.)
Кв. = Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на начало периода
Кв. = 5 797 / 43 973 = 0,13
Коэффициент прироста (Кпр.)
Кпр. = Стоимость прироста основных средств / Стоимость основных средств на начало периода
Кпр. = (45 845 – 5 797) \ 43 973 = 0,91
С 1 января по 31 декабря 2006 года.
Единица измерения тыс. руб.
Таблица 2
Основные средства
Показатель | Наличие на начало отчётного года | Поступило | Выбыло | Наличие на конец отчётного года |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Здания | 8 162 | 13 950 | (67) | 22 045 |
Сооружения и передаточные устройства | 2 414 |
205 |
(4) |
2 615 |
Машины и оборудование | 59 523 |
20 738 |
(468) |
79 793 |
Транспортные средства | 8 286 |
- |
(2) |
8 284 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 5 555 |
1 302 |
(1) |
6 856 |
Другие виды основных средств | 81 |
- |
- |
81 |
Итого | 84 021 | 36 195 | (542) | 119 674 |
Коэффициент обновления (Кобн.)
Кобн. = Стоимость поступивших основных средств / Стоимость основных средств на конец периода
Кобн. = 36 195 / 119 674 = 0,3
Срок обновления основных средств (Тобн.)
Тобн. = Стоимость основных средств на начало периода / Стоимость поступивших основных средств
Тобн. = 84 021 / 36 195 = 2,3 лет
Коэффициент выбытия (Кв.)
Кв. = Стоимость выбывших основных средств / Стоимость основных средств на начало периода
Кв. = 542 / 84 021 = 0,01
Коэффициент прироста (Кпр.)
Кпр. = Стоимость прироста основных средств / Стоимость основных средств на начало периода
Кпр. = (36 195 – 542) \ 84 021 = 0,43
Данные о движении основных средств.
Единица измерения тыс. руб
Таблица 3
Показатель | Уровень показателя | Изменение | |
2005 год | 2006 год | ||
Степень обновления, % | 0,6 | 0,3 | - 0,6 |
Срок обновления, лет | 0,9 | 2,3 | 1,4 |
Коэффициент выбытия | 0,13 | 0,01 | - 0,12 |
Коэффициент прироста | 0,91 | 0,43 | - 0,48 |
Данные таблицы 3 показывают, что за отчётный год техническое состояние основных средств на предприятии несколько ухудшилось за счёт менее интенсивного их обновления. Это может быть обосновано меньшей степенью износа, который вызван уменьшением производственных мощностей, то есть снижение объёма производства. Это факт регрессивного характера производства, его черты:
Снижение производительности труда
Уменьшение заказов на продукцию предприятия
Спад потребительского интереса
Реализация остаточной продукции, с целью производства кардинально нового продукта
Недостаточное количество финансовых активов для обновления основных средств
С другой стороны, снижение интенсивности обновления основных средств свидетельствует об использовании более качественного и рентабельного производственного оборудования и транспортного средства.
Однако, если посмотреть на амортизацию основных средств (табл. 4) , можно сделать вывод о том, что снижение интенсивности обновления - это результат недостаточной финансовой результативности деятельности предприятия. Следовательно, для предприятия дешевле поддерживать работоспособность старого оборудования, так как не хватает наличных денежных средств на его обновление.
С 1 января по 31 декабря 2006 года.
Единица измерения тыс. руб.
Таблица 4
Показатель | На начало отчётного года | На конец отчётного года |
1 | 2 | 3 |
Амортизация основных средств – всего | 12 112 | 28 050 |
в том числе: зданий и сооружений |
335 |
1 394 |
машин, оборудования, транспортных средств | 11 551 | 24 857 |
других | 226 | 1 799 |
Анализ динамики и структуры источников капитала.
С 1 января по 31 декабря 2005 года.
Единица измерения тыс. руб.
Таблица 5
Источник капитала | Наличие средств | Структура средств, % | ||||
На начало периода | На конец периода | Изменение | На начало периода | На конец периода | Изменение | |
Собственный капитал | 5 362 | (5 039) | -10 401 | 4 | - | - |
Заёмный капитал | 141 225 | 230 746 | +89 521 | 96 | - | - |
Итого | 146 587 | 225 707 | 79 120 | 100 | - | - |
Структура источников капитала такова, что можно говорить о том, что предприятие находится на стадии, которая очень схожа с банкротством. Единственный источник доходов – это заёмный капитал, а деятельность предприятия – убыточна, так как значение собственного капитала отрицательное (- 5 039 тыс. руб.). Иными словами, у предприятия нет денег, чтобы заплатить по обязательствам. По этому предприятие увеличивает долю заёмных средств на будущий период, для того чтобы погасить текущий. Главная причина такой ситуации – это то, что затраты на производство продукции выше , чем доход от её реализации. Причинами этого служат:
Высокая стоимость продукции
Низкий потребительский спрос
Высокая амортизация оборудования (переносится на стоимость продукции)
Высокая стоимость сырья
Неразвитая сеть каналов сбыта
Высокая конкуренция на рынке товара
Рассмотрим некоторые показатели для характеристики финансовой активности предприятия.
Коэффициент финансовой автономии = стр. 490 ф. №1 / стр.300 ф. №1
Коэффициент финансовой автономии = 5 362 тыс. руб. /146 587 тыс. руб. = 0,04
Данный коэффициент показывает, что лишь очень незначительная часть активов сформирована за счёт собственных средств предприятия.
Рентабельность продаж = стр. 050 ф. №2 / стр. 010 ф. №2
Рентабельность продаж = 8 853 тыс. руб./ 666 209 тыс. руб. = 0,01
Показывает, сколько получено прибыли на рубль выручки.
Выводы.
Итак, анализ даже незначительного количества технико-экономических показателей предприятия ЗАО «Новая столица» показал, что за период 2005-2006 гг. деятельность предприятия являлась крайне убыточной. О чём свидетельствует хотя бы тот факт, что предприятие существует за счёт заёмных средств и полностью зависит от поставщиков финансовых ресурсов. Прибыль от основной деятельности – реализации продукции – не покрывает затраты на её производство, а значит ситуация близка к банкротству. Увеличивая цену за единицу продукции, оно лишь отталкивает потенциального покупателя, хотя с другой стороны ему необходимо оправдывать свои затраты, наверное, это стоит делать не за счёт потребителя, а за счёт внутренних источников развития. Для начала необходима полная модернизация основных фондов предприятия для повышения производительности и снижения затрат на амортизацию и заработную плату промышленно-производственного персонала. Необходимо внедрять передовую технику и воспользоваться опытом лидеров данной отрасли и смежных отраслей промышленности.
Надо изменить тактику продаж, сделав её более привлекательной для покупателя, то есть увеличить прибыль за счёт объёма производства, а не за счёт роста цен; в этом поможет современное оборудование и достижения современной науки управления и тактики ведения оптовых продаж. Необходимо выходить на новые рынки продаж с целью привлечения новых покупателей, тем самым, навязав конкуренцию признанным лидерам, развивать розничную инфраструктуру, разнообразив тем самым спектр рыночной активности. И, конечно же, необходимо заполучить хорошего спонсора, который не побоится поднять это производство с колен на должный уровень развития, который соответствует амбициям предприятия и его масштабному размаху. Надо развивать инвестиционную деятельность в качестве средства привлечения дополнительного капитала.
Всё это, конечно, дело не одного года, но начинать необходимо немедленно, чтобы не стать «кормом» для авторитетных конкурентов.