Рефетека.ру / Биографии

Доклад: Хомяков А.С.

Хомяков А.С.

Хомяков Алексей Степанович (1804 - 1860), поэт, публицист, религиозный философ.

Родился 1 мая (13 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.

В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявляет большой интерес к философии (тяготеет к немецкому идеализму) и литературному творчеству: пишет стихи, работает над исторической поэмой "Вадим", переводит античных авторов.

В 1822 Хомяков определяется на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год переводится в Петербург в конную гвардию. Устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в "Полярной звезде" стихотворение "Бессмертие вождя" (1824). В 1825 оставляет службу, уезжает за границу, занимается живописью и пишет историческую драму "Ермак", которую по возвращении в Москву читает в доме Веневитиновых и получает одобрение слушателей:

В 1828 - 29 Хомяков участвует в русско-турецкой войне, после окончания которой выходит в отставку и уезжает в свое имение, решив заняться хозяйством. Не оставляет и литературную деятельность, сотрудничая с различными журналами.

Уже в ранних стихотворениях Хомякова содержаться элементы славянофильства, которые в 1830-е складываются в славянофильскую идею. Этой идеей проникнуты его стихотворения "Орел", 1832; "Мечта", 1834; историческая драма "Дмитрий Самозванец", 1833. Основные теоретические положения славянофильства были изложены им в статье "О старом и новом" (1839). В эти годы усиленно занимается самообразованием, расширяя круг своих научных интересов. В 1838 приступает к работе над своим основным историко-философским сочинением "Записка о всемирной истории".

В 1850 особое внимание уделяет религиозным вопросам, истории русского православия, в котором видит источник развития национального русского духа, основу народной нравственности. В эти годы публикует статьи "По поводу отрывков, найденных в бумагах И. Киреевского" (1857), "О современных влияниях в области философии" (1859) и др. В 1854 в списках разошлось его стихотворение "России" с обличительными строчками:

В судах черна неправдой черной

И игом рабства клеймена...

Как и другие славянофилы, Хомяков идеализировал православие, патриархальный устой русской жизни, однако при этом был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением. В лирике Хомякова этих лет отразилось отвержение славянофилами существующего строя за безнравственность и бездуховность. Хомяков прожил 56 лет. Он скончался 23 сентября (5 октября н.с.) 1860 в селе Ивановском Липецкой губернии. Похоронен в Москве.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/


Похожие работы:

  1. • Хомяков А.С.
  2. • Философия истории Хомякова А.С.
  3. • Социально-политические воззрения А.С. Хомякова
  4. • А.С. Хомяков: творческий портрет. Славянофилы и ...
  5. • Основатели русской философии просвещения
  6. • Коммунизм - "неотвратимая судьба России". Историософская ...
  7. • Русская философия конец 19 - начало 20 вв.
  8. • Государственно-церковные отношения в России в ...
  9. • Философия русского Просвещения
  10. • Генезис общественно-политической концепции Н.Я ...
  11. • В. Г. Белинский и А. С. Хомяков как педагоги
  12. • Западничество и славянофильство
  13. • Проблема позднего славянофильства
  14. • Взаимоотношения церкви и государства в трудах К.П ...
  15. • Соборность и ее интерпретации в русской философии XX ...
  16. • Позднее славянофильство в контексте творческого ...
  17. • Западники и славянофилы 30-40 гг. XIX века в России
  18. • "Византийский миф" в Истории одного города
  19. • Нравоучение как вид христианского учительства
Рефетека ру refoteka@gmail.com