Площадь: 1566,5 тыс. км2.
Численность населения: 2 млн. 403 тыс. человек (1998).
Государственный язык: монгольский.
Столица: Улан-Батор (655 тыс. жителей, 1998).
Государственный праздник: летний праздник Наадам и День победы народной революции (11 — 12 июля, с 1921 г.), День провозглашения республики (26 ноября, с 1924г.).
Денежная единица: тугрик.
Член ООН с 1961 г.
Расположена на стыке Центральной, Северной и Восточной Азии. Граничит на севере с Россией, на юге — с Китаем.
Основное население (свыше 95%) составляют монголоязычные этнические группы: монголы (халха-монголы, байты, буряты, дариганга, дэрбэты, захчины, олеты, торгуты и др.), омонголившиеся тюрки (урянхайцы, хотоны) и омонголившиеся тунгусы (хамниганы). Монгольские казахи — тюркоязычные выходцы из районов Черного Иртыша и с верховьев реки Бухтарма, прикочевавшие в середине XIX в. в Западную Монголию, в начале 80-х гг. XX в. составляли 5,9% населения. В настоящее время их численность и доля в составе населения резко сократились в связи с выездом десятков тысяч казахов в Казахстан по трудовому соглашению. В стране более 2 тыс. постоянно проживающих китайцев. Русских — около 1 тыс. Многие из них говорят на монгольском языке.
Появление городов в монголии имеет свою специфику. В Хангай-Хэнтэйском районе с III в. до н. э. находился центр кочевых империй. Здесь периодически поднималась из руин столица. Это уникальное по своей устойчивости явление в своеобразной цивилизации монгольских кочевников. Последний раз этот пульсирующий Рим кочевников восстановил хан Угэдэй — сын и преемник основателя монгольской империи Чингисхана. В конце XIV в. столица империи город Каракорум был разрушен войсками минской династии Китая. В настоящее время в живописной альпийской долине Орхона ведутся работы по воссозданию этого ценнейшего памятника мировой культуры.
На месте одного из уцелевших зданий Каракорума в конце XVI в. было начато строительство первого буддийского монастыря Внешней Монголии — Эрдэни-дзу. Он был основан в 1586 г. Абатай-ханом. Строительство монастыря продолжилось в XVII — XIX вв. К началу XX в. храмовый комплекс насчитывал уже около 70 различных построек, выполненных в различных архитектурных стилях. Монастырь объединял 6 монашеских общин, около 1500 лам. В первые десятилетия коммунистического эксперимента свыше 700 храмов Монголии прекратили свое существование: ламы подверглись репрессиям. Большинство построек Эрдэни-дзу было разрушено. В настоящее время развернулись реставрационные работы; монастырь получает новое рождение.
Монастырь Эрдэни-дзу не стал колыбелью новой столицы Монголии, так как не был ставкой Ундургэгэна Дзанабадзара, хотя этот выдающийся религиозный и политический деятель Монголии (правнук Абатай-хана) сыграл огромную роль в истории монастыря, в частности, в религиозной переориентации монахов — приверженцев сакьясской школы буддизма. Будучи представителем другой школы — гелугпа, Дзана-бадзар обосновался в монастыре Барун-хурэ, заложенном в 1639 г. в честь возведения его в сан буддийского первосвященника Монголии — I Джебдзундамба-хутухты.
Столица Монголии — Улан-Батор (до 1924 г. — Урга) сформировалась вначале как кочующая (иногда на сотни километров) ставка Дзанабадзара и его преемников. К 1778 г. она оказалась в пойме реки Сельба в районе нынешнего расположения центральной части города Улан-Батора, обросла храмовыми службами, а также хозяйственными стационарными постройками торговцев и мирян, селившихся вокруг нее. Кочевание на дальние расстояния стало затруднительным. Короткие кочевки мобильной ставки первосвященников — хутухт способствовали расширению границ города, появлению новых районов, кумирен и монастырей. В 1809 г. очередная перекочевка привела к созданию монастыря Гандантэг-чинлин, а в 1855 г. в результате последней кочевки ставка халхасского хутухты уже окончательно закрепилась в пойме реки Сельба. В 1919 г. в столице проживало около 100 тыс. человек: 30 тыс. монголов (20 тыс. лам и 10 тыс. мирян), около 70 тыс. китайцев, 3 тыс. русских.
Современный Улан-Батор — крупный город с развитой промышленностью и инфраструктурой. В столице проживает 1/4 населения страны. В городе — множество театров, музеев, библиотек, галерей, университетов, академических институтов и колледжей. Подобные процессы градо-образования вокруг кочующих монастырей происходили и в других районах страны.
Города Кобдо (1718) и Улясутай (1733) формировались совсем по-иному. Первоначально это были маньчжурские военные крепости, со временем они превратились в административные центры (в основном - с китайским населением). В 1780 — 1911 гг. Улясутай был местопребыванием главного маньчжурского наместника в Халхе, а Кобдо в 1766 г. стал окружным административным центром. В этих городах в 1919г. проживало по 3 тыс. человек, причем доля монголов составляла 10% и была примерно равна численности русских поселенцев.
Со второй половины XX в. в стране идет интенсивный рост новых городов с современной инфраструктурой. Крупнейшие из них — Дархан (85,7 тыс. жителей) и Эрдэнэт (56,1 тыс. жителей). В старых и новых городах и поселках получили развитие хозяйственная и промышленная деятельность, учреждения системы науки, культуры, образования и здравоохранения, появились новые для Монголии формы искусства - драма, опера и балет, симфоническая и эстрадная музыка, станковая живопись, монументальная скульптура, кинематограф. Например, в Кобдо действуют более 300 промышленных предприятий и хозяйственных организаций, педагогический институт, сельскохозяйственный техникум, сельскохозяйственный научно-исследовательский институт, геологоразведочная экспедиция, музыкально-драматический театр и др.
В стране много памятников старины. Это, прежде всего, обнаруженные археологами многочисленные неолитические стоянки, наскальные изображения — так называемые оленные камни, каменные бабы, могильники -керексуры, развалины древних городов и монастырей. В Монголии сменилось несколько систем письма. В 40-х гг. XX в. была введена кириллица. Сейчас идет процесс возвращения к старинной монгольской письменности, история которой насчитывает почти восемь веков.
Что самая глубинная континентальная страна в мире, со всех сторон опоясанная горными массивами, почти полностью изолирующими ее от влажных океанических воздушных течений. Климат — сухой, резко континентальный: жаркое солнечное лето (+26° С) и холодная снежная зима (-35° С). Горы, реки, озера — на севере страны и пустыня Гоби — на юге.
Монголия — страна исключительных физико-географических явлений: здесь самые южные границы распространения вечной мерзлоты; здесь — самая северная на земном шаре граница пустыни; здесь - центр мирового максимума зимнего атмосферного давления и максимальной амплитуды суточных и годовых температур. Через Монголию проходит мировой водораздел, разграничивающий бассейны Северного Ледовитого океана (верховья Енисея и Селенга с притоками), Тихого океана (реки Керулен, Хал-хин-гол, Онон, Улз-гол и др.) и бессточный бассейн Центральной Азии (реки Ховд, Зав-хан, Тэсийн-гол, Байдарик, Туин-гол и др.). Территории разных бассейнов образуют три не схожих по своей природе региона: Хангай-Хэнтэйскую горную страну, Центрально-Азиатскую страну высоких равнин, котловин и гор и горную страну Большого Хингана. В Монголии множество рек, озер и водоемов. Леса занимают около 10%, пустыня Гоби — 1/4 территории.
Среди верующих монголов преобладает буддизм (в форме ламаизма). Бытует и шаманизм. Казахи исповедуют ислам. Китайцы — китаизированный буддизм и даосизм. Русские почитают православные праздники, обряды и обычаи. В последнее время в столице возникают религиозные общины католиков, протестантов, православных, мормонов, бахаистов и др.
Важнейшая достопримечательность Монголии — ее природный пасторальный ландшафт — крупнейший рукотворный памятник монгольской цивилизации, органически вплетенный в природную среду и сросшийся с ней. Древние законы монголов запрещали загрязнять реки и озера, вскапывать землю, ломать ветви деревьев, охотиться в неположенных местах и в неположенное время. На основе этих законов сложилась уникальная технология ведения животноводства и переработки его продукции, традиционная архитектура жилищ (юрта), система питания, искусств и игры, ценностей и верований. В сознании современных монголов глубоко укоренились бережное отношение к природе, обеспокоенность экологическими аспектами, особенно в связи с усилением техногенного воздействия на окружающую среду. По экологическим соображениям в стране ограничиваются распашка земли, разработка некоторых месторождений (в частности, фосфоритоносных — в районе озера Хубсу-гул, которое считают монгольским «двойником» Байкала), бурение нефтяных скважин и др.
Монголия — парламентская республика. Глава государства — президент. Высший законодательный орган (парламент) — Великий государственный хурал, высший исполнительный орган — правительство, назначаемое парламентом по согласованию с президентом.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.stranymira.msk.ru