Еще в начале ХХ в. бурное развитие торговли вынудило китайских и русских купцов организовать первые совместные банки на территории Монголии. Так, Русско-китайский банк в 1900 г. открыл свои филиалы в Урге и Улиастае. Вторым банком, создавшим филиалы в Урге и Улиастае, был китайский банк “Дацин иньхан”. Его филиалы функционировали с 1907 по 1912 г. В это время банк “Дацин иньхан” выпустил в обращение китайскую банкноту, разменные монеты и начал выдавать кредит монгольским хошунам1и физическим лицам.
Правительство автономной Монголии несколько раз пыталось создать свой национальный банк, однако из-за нехватки средств и отсутствия национальных кадров эти попытки оказались безуспешными. Только после победы народной революции в 1921 г. удалось провести коренные преобразования в экономике.
Для упорядочения денежного обращения и усиления финансового контроля за деятельностью иностранных торговых фирм в 1921 г. “лан” был временно принят в качестве национальной денежной единицы, ограничено хождение иностранных валют, разрешенных к обращению на рынке. К свободному обращению были допущены русский рубль, китайский янчан и лан.
Важным шагом в становлении финансово-кредитной системы было учреждение в 1924г. Монгольского торгово-промышленного банка (Монголбанка). Он был призван содействовать развитию сельского хозяйства, промышленности и торговли, регулировать и упорядочивать денежное обращение, помогать контролировать деятельность государственных предприятий, иностранных фирм и организаций.
Государство получило возможность ввести национальную валюту и осуществить денежную реформу. В декабре 1925 г. выпущены и поступили в обращение первые в истории Монголии национальные денежные знаки – тугрики.
Денежная реформа 1925 – 1927 гг. сыграла огромную роль в перестройке экономики страны. Без нее были бы невозможны другие экономические мероприятия правительства. Именно она (здесь учитывается и устойчивость национальной валюты) обеспечила государству успех в борьбе за экономическую независимость и государственный контроль за деятельностью внешней торговли.
Одновременно с денежной реформой Монголбанк проводил важную работу по организации кредитных операций. Предоставление краткосрочных кредитов государственным и кооперативным предприятиям и организациям явилось началом планового ведения народного хозяйства, организации учета и контроля над производством и обращением.
Кроме того, на Монголбанк были возложены функции кассового исполнения государственного бюджета и привлечения сбережений населения в сберегательные кассы. Он претворял в жизнь валютную монополию, обеспечивал концентрацию валютных резервов в руках государства и их использование. В установленном правительством порядке он проводил кредитование и расчеты по внешней торговле и другим видам внешнеэкономической деятельности. Совершение операций по покупке и продаже валютных ценностей на территории Монголии также являлось исключительным правом данного банка. За ним были закреплены широкие права контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций.
Монголбанк создавался при помощи Советского Союза и вначале был совместным монголо-советским. Однако в 1954 г., учитывая укрепление финансово-кредитной системы Монголии и в целях содействия дальнейшему развитию ее народного хозяйства, правительство СССР безвозмездно передало ей в собственность свою долю участия. В связи с этим было принято решение о реорганизации акционерного Монголбанка в Государственный банк Монгольской Народной Республики, что означало завершение создания собственной национальной банковской системы Монголии. В соответствии с уставом (утвержден в апреле 1954 г.) он стал единым эмиссионным, расчетным и кассовым центром страны, банком краткосрочного и долгосрочного кредитования.
Анализируя развитие Монголбанка до 1991 г., можно сказать, что с самого становления он существенно отличался своими задачами и функциями от центральных банков западных стран. Он был единственным в стране и выполнял функции не только государственного, но и коммерческого банка. Важно учесть, что Монголбанк решал задачи, которые выдвигались правящей партией. Он должен был соответствовать общественному строю и присущей ему жестко регламентируемой системе управления.
Естественно, в таких условиях банковская система страны покоилась на особенностях Монголбанка (игнорировавших классические функции центрального банка в рыночной экономике) и характеризовалась полным отсутствием конкуренции между кредитными учреждениями. Движение средств происходило жестко централизованно по вертикали. В силу этого кредит превратился в монопольное государственное распределение ресурсов и стал играть пассивную роль. Строго разграничивались наличный и безналичный обороты. Таким образом, это была одноуровневая банковская система со всеми присущими ей недостатками.
Накопление объективных противоречий и трудностей привело в 80-е годы к необходимости коренных реформ в политической и экономической системах Монголии. Распад СССР и СЭВ, свертывание торгово-экономических отношений бывших социалистических государств с Монголией обусловили резкое сокращение с начала 90-х годов притока в страну внешних ресурсов. В этих условиях стало ясно, что нужна трансформация командно-административной экономики в рыночную.
В новой Конституции Монголии провозглашено, что “страна будет иметь многоукладную экономику, соответствующую всеобщей тенденции мирового экономического развития и специфическим особенностям нашей страны”. Естественно, что осуществление реформ сопровождалось практическим отказом от основных положений социалистической экономической политики.
Главная сущность преобразований в экономике заключается в проведении широкомасштабных мер по либерализации цен и внешнеэкономических связей, приватизации государственной собственности и развитию частного сектора, созданию новых финансовых институтов (в том числе двухъярусной банковской системы), изменению бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.
Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.
В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.
Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.
В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.
Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.
Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.
Без внутренних финансовых рынков, как правило, отсутствуют предпосылки для чисто рыночного формирования обменной стоимости национальной валюты на конкурентной основе и, следовательно, для эффективного функционирования режима плавающего валютного курса. Поэтому Монголбанк сначала выбрал фиксированный курс и установил его в 1990 г. на уровне 30 тугриков за 1 долл. В дальнейшем в связи с ростом цен в 1991 – 1992 гг. данный курс был девальвирован в 3 раза. Фиксированный курс продержался до середины 1993 г.
С конца мая 1993 г. Монголия перешла на режим плавающего валютного курса национальной валюты. Это во многом обусловлено существованием наряду с официальным курсом параллельных – межбанковского полулегального (“серого”), уличного нелегального (“черного”) – валютных рынков.
Введение режима плавания тугрика осуществлялось в общем контексте выполнения под наблюдением МВФ программы стабилизации монгольской экономики и сопровождалось финансовой поддержкой этой организации, а также помощью стран-доноров. Без нее данный переход на начальном этапе формирования рыночной экономики, по моему мнению, был бы для Монголии трудным. Необходимость же введения плавающего валютного курса в значительной степени связана с характерной для Монголии открытостью экономики.
Проводя законодательные и организационные мероприятия по совершенствованию функционирования валютного рынка и упрощению доступа участников внешнеэкономических связей к получению иностранной валюты, монгольское правительство сталкивается с неизбежным в данных условиях процессом долларизации денежно-кредитной системы. Он выражается в том, что иностранная валюта все больше используется не только во внешнеэкономических сделках, но и как средство обращения и образования накоплений, замещая тем самым тугрик. Среди основных причин такого “валютного замещения” – стремление населения застраховать свои сбережения и доходы от ожидаемого ухудшения экономической ситуации в стране, крайне ограниченные альтернативные инвестиционные возможности, неразвитость национального рынка ценных бумаг.
Косвенным показателем уровня долларизации экономики может служить доля валютных депозитов в общей сумме вкладов населения и организаций в коммерческих банках, которая, по данным баланса Монголбанка, по состоянию на 1 января 1999 г. составила более 50%. Таким образом, с определенностью можно сказать, что в стране уже образовалась параллельная экономика, которая работает с наличными долларами. И это является серьезным инфляционным фактором.
На мой взгляд, бороться с долларизацией весьма сложно, поскольку установление различных административных запретов может сделать валютные сделки резидентов более скрытыми, но не прекратит их. Процесс валютного замещения не может быть преодолен, пока национальная денежная единица не станет достаточно стабильной и вызывающей высокое доверие, а это, как известно, легче порекомендовать, чем осуществить.
Кроме доллара США на валютном рынке Монголии в силу географического положения большим спросом пользуются российский рубль и китайский юань, которые тоже сильно влияют на покупательную способность тугрика.
В целом с переходом на режим плавающего валютного курса основные усилия были направлены на обеспечение устойчивости национальной валюты и создание условий для развития финансового рынка. И это дало свои результаты. Кроме того, проведение относительно жесткой денежно-кредитной политики ограничивает валютный курс тугрика снизу и тем самым поддерживает экспортеров. В последние годы наблюдается снижение темпов девальвации тугрика по отношению к доллару. За 1998 г. номинальный курс доллара к тугрику вырос на 10,9% (с 813,16 тугриков за 1 долл. на 1 января 1998 г. до 902 – на 1января 1999 г.), что в ежемесячном исчислении составляет примерно 0,9% (а в 1997г. – 1,46%).
Остановлюсь также на вопросах, касающихся политики Монголбанка по отношению к золотовалютным запасам. До 1992 г. они находились в распоряжении правительства (а не Монголбанка), причем рассматривались не в качестве обеспечения находящейся в обращении денежной массы или резерва для проведения курсовой политики, а как средство для поддержания критического уровня импорта. Кроме того, при форс-мажорных обстоятельствах или резком ухудшении экономической конъюнктуры золотовалютные запасы использовались для сохранения внутреннего потребления. С 1992 г. они переданы в распоряжение Монголбанка, что явилось важным шагом на пути формирования рыночной экономики.
Ответственным моментом в развитии валютной политики стало принятие правительством и Монголбанком в сентябре 1995 г. международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость тугрика по текущим операциям в рамках присоединения Монголии к 8-ой статье Устава МВФ. Это создало принципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения иностранных инвесторов. В результате динамика валютного курса стала носить плавный и предсказуемый характер, что сыграло важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в стране.
Для стабилизации валютного курса тугрика Монголбанку, на мой взгляд, необходимо создать предпосылки для сужения сферы обращения иностранной валюты на территории страны, стимулировать развитие рыночных механизмов, сочетая их с некоторыми административными методами контроля.
Важной составной частью экономической политики государства является развитие внешней торговли. До 1990 г. экономика Монголии функционировала в условиях жесткой командно-административной системы на плановой основе. Она была интегрирована в экономику Советского Союза, на долю которого к началу 90-х годов приходилось 78% ее внешнеторгового оборота, в том числе более 80% экспорта. Как следствие, платежеспособность страны практически полностью зависела от СССР. В следующие годы произошла резкая переориентация внешней торговли Монголии с России и бывших социалистических стран на западные рынки.
Либерализация внешней торговли в первые годы перехода к рыночной экономике, несмотря на общий спад производства, сопровождалась ростом физического объема экспорта. Так, в 1994 г. (индекс экспортных цен в Монголии начал исчисляться только с этого года) темпы роста реального объема экспорта составили 103,5%, в 1995 г. – 141, в 1996 г. – 102,4%. Увеличение экспорта в эти годы (как по стоимости, так и в физическом объеме) обусловлено снятием таможенных пошлин на основные виды импорта и удорожанием национальной валюты – тугрика. Кроме того, имеет место повышение доли экспорта в ВВП. В настоящее время экспорт стал важнейшим фактором экономического роста, поскольку создает спрос на отечественную продукцию и новые рабочие места.
Еще интенсивней с либерализацией внешней торговли развивался импорт, особенно после введения режима плавающего валютного курса национальной валюты. Темпы его роста в текущих ценах в 1994 г. были равны 105,2, в 1995 г. – 160,8%. Сегодня импорт в Монголии покрывает большую долю совокупного внутреннего спроса: в 1998 г. его доля в ВВП превысила 60%. По некоторым продуктам внутренний спрос полностью обеспечивается только за счет импорта. Например, нефтепродукты, машины и оборудование завозятся из-за границы.
В 1996 г. Монголия стала полноправным членом ВТО, и теперь дальнейшая либерализация ее внешнеэкономической деятельности идет в соответствии с нормативными требованиями данной организации.
В настоящее время Монголия осуществляет торговое сотрудничество более чем с 70 странами мира. Торговый оборот в 1998 г. составил 789,3 млн долл. (против 722,4 млн – в 1993 г.), в том числе экспорт – 316,8 млн (360,9 млн), импорт – 472,4 млн (361,5 млн долл.). В общем объеме товарооборота первое место занимает Россия (30%), второе – Китай (20), третье – Япония (14) и четвертое – Южная Корея (6); в экспорте – соответственно Китай (30), Швейцария (21) и Россия (12); в импорте – Россия (30), Китай (13) и Япония (12), далее идут Южная Корея (7,5) и Германия (5%). Подобная смена приоритетов представляется естественной, поскольку внешнеэкономические связи Монголии стали определяться ее геополитическим положением, сравнительными преимуществами и складывающимся спросом.
Несмотря на диверсификацию внешнеэкономических связей и политику открытости, Россия остается одним из главных партнеров Монголии. Объем монголо-российской торговли в 1998 г. составил 182 млн долл. (в 1990г.– 840 млн, в 1997 г. – 200 млн), в том числе поставки из России – 144 млн, в Россию– 38 млн долл. По сравнению с 1990 г. он сократился более чем в 4 раза, и в настоящее время его уменьшение продолжается. Основными статьями монгольского экспорта в Россию являются медный и молибденовый концентраты, шпат, продукты животноводства и легкой промышленности. В структуре российского экспорта в Монголию главное место занимают нефтепродукты, электроэнергия, машины и оборудование.
В последние годы наблюдается тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию. Это обусловлено, прежде всего, введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты, ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции, усложненностью системы расчетов, а также низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке и т. д.
На мой взгляд, сегодня имеются большие возможности расширения торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. Для этого в первую очередь необходимо принять следующие меры: договориться с Россией об уменьшении таможенных пошлин на монгольские экспортные товары, отказаться от бартерной торговли, применять национальные валюты (тугрик и рубль) в приграничной торговле, создать экономические свободные зоны на монголо-российской границе, сформировать благоприятные условия для инвестиций из России в Монголию и т.д.
Моломжамц Дэмчигжавын, доктор экономических наук
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/