Гуревич С. М.
Оформление и регулирование финансовой базы периодического издания производится с помощью бюджета. Это один из важнейших финансовых документов, определяющих и жестко регламентирующих форму образования и расходования средств, обеспечивающих функционирование редакции газеты или журнала. Он разрабатывается обычно на год и фиксирует планируемые суммы расходов и доходов, а также их цели и источники по всем входящим в него статьям. Бюджет редакции раскрывает ее финансовые взаимоотношения с федеральным и местными бюджетами, с банками и кредиторами.
Разработка бюджета редакции проходит под контролем ее руководителей и учредителей СМИ. Обычно формированием бюджета занимается финансовый менеджер или генеральный менеджер редакции.
На основе бюджета редакции разрабатывают баланс расходов и доходов — второй ее важнейший финансово-экономический документ. Бухгалтерские работники регулярно — по кварталам или даже по месяцам сводят баланс, ведя расчет доходов и расходов по всем бюджетным статьям. По итогам этих расчетов они определяют прибыль или, наоборот, дефицит, возникший в результате превышения расходов над доходами. Финансовый менеджер контролирует этот процесс и, при необходимости, сигнализирует руководителям редакции об опасности возникновения дефицита и о возможностях его ликвидации.
Структура бюджета и баланса. Как бюджет любого другого предприятия или организации, бюджет и баланс редакции состоит из двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Если доходы превышают расходы, возникает прибыль. Но если доходы не покрывают расходов, возникает дефицит. Убыточное издание в рыночных условиях долго существовать не может, и его руководителям придется искать возможности привлечения дополнительных средств для покрытия дефицита. Однако возможно возникновение ситуации, в которой доходы издания будут равны его расходам. Оно становится самоокупаемым и может выходить неопределенно долгое время. Но отсутствие прибыли лишит его возможности дальнейшего развития и ослабит его позиции в конкурентной борьбе.
Бюджеты всех СМИ имеют общие основы, но, в соответствии с их спецификой, различаются своими особенностями.
Она включает статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск газеты или журнала и их распространение. Все расходы редакции можно разделить на две части: общередакционные и издательские.
К ним относятся: выплаты по фонду оплаты труда, фонду материального поощрения, фонду социального развития. К этому присоединяются оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов, факсов, пользования Интернетом и другими средствами связи. Сюда же включается бюджет маркетинга, в том числе стоимость рекламы издания. К этому присоединяются транспортные расходы.
Часть общередакционных расходов составляют отчисления учредителям и издательству, с которым связана редакция. Если она не владеет помещениями, в которых размещается, и их техническим оснащением, то долю общередакционных расходов составляет оплата аренды помещений и использования мебели и технических средств. Если же здания или помещения редакции, их меблировка и оснащение — собственность редакции, то она оплачивает амортизационные расходы. Отдельную статью составляет оплата материалов, необходимых для деятельности редакции — от приобретения бумаги и новых технических средств до так называемых расходных материалов.
Постоянные статьи общередакционных расходов — отчисления в федеральный и региональный бюджеты: уплата налогов, выплаты по соцстраху, а если редакция получает прибыль, то отчисление налога на нее. К этому могут добавляться расходы на страхование жизни журналистов, на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции. Размеры общередакционных расходов могут возрастать и с включением в них отчислений в фонд развития самого издания.
Раскроем роль и значение этих статей в бюджете газеты и журнала.
Фонд оплаты труда включает расходы, связанные с выплатой заработной платы сотрудников редакции — журналистов, технических и коммерческих работников. Штатным сотрудникам она выплачивается в соответствии с бессрочными трудовыми договорами, нештатным — согласно трудовым соглашениям. Известно, что оплата труда штатного журналиста в нашей стране производится на повременно-сдельной основе. Обычно она состоит из двух частей: творческий работник редакции получает зарплату — в соответствии с занимаемой им должностью и условиями его договора с редактором, — а также гонорар за свои публикации в издании. Такая система установилась в редакциях периодических изданий, выходивших в России, уже много десятилетий тому назад. Очевидно, в существовавших в нашей стране условиях она раскрывала достаточно широкие возможности для стимулирования труда журналистов и обеспечения их потребностей. Однако оплата гонораров относится ко второй группе расходной части бюджета редакции — издательским расходам, о чем будет сказано ниже. Отметим лишь, что размер должностных окладов сотрудников редакции устанавливается ее руководителями, которые, руководствуясь своими финансовыми возможностями и здравым смыслом, разрабатывают свою ценовую политику (подробно о ней в 13 главе нашей книги).
Кроме обычной — принятой у нас системы повременно-сдельной оплаты творческих работников редакции в мире используют и другие системы. Во многих редакциях западноевропейских и американских изданий отказались от выплаты гонорара штатным сотрудникам за их публикации. Журналисты здесь получают только должностные оклады. Правда, эти оклады подчас столь высоки, что сполна обеспечивают все потребности журналистов.
Возможен и третий вариант организации оплаты сотрудников редакции. При этом отказываются от установления твердых окладов по штатному расписанию и ограничиваются выплатой гонораров за публикации и проведение профессиональных операций, связанных с подготовкой и выпуском издания. Этот вариант используют у нас крайне редко, видоизменяя его форму, — устанавливая штатным сотрудникам редакции хотя бы минимальные — символические — оклады.
Значительную долю расходов по фонду оплаты труда составляет зарплата штатных собственных корреспондентов газеты. К ней присоединяется стоимость их жилья, почтовых услуг и использования технических средств связи — персональных компьютеров, факсов и др., транспортные расходы, в том числе обслуживание автомашины, если она находится в распоряжении собкора, и др.
Фонд материального поощрения рассчитан на стимулирование сотрудников редакции премиями — в форме дополнительного оклада, оплаты санаторной или туристской путевки и т. п. Часто его называют редакторским фондом, так как выплаты по этой статье бюджета производятся по приказу редактора газеты или решению редколлегии. Размеры этого фонда зависят от финансового положения издания — с возрастанием прибыли увеличивается и фонд материального поощрения.
Немалое значение в жизни редакционного коллектива имеют расходы, предусмотренные в бюджете статьей фонда социального развития. Они призваны усилить социальную защиту журналистов и других сотрудников редакции в условиях экономического кризиса в стране. По этой статье во многих редакциях оплачивают проезд сотрудников на городском транспорте из дома на работу и обратно. Средства этого фонда используются для выплаты «лечебных» сотруднику во время его болезни и «отпускных» — в форме дополнительного оклада или какой-либо другой суммы — с его уходом в очередной отпуск. С переходом нашей системы здравоохранения к страховой медицине этот фонд используют для оплаты медицинского обслуживания работников редакции в поликлинике или больнице, с которой заключают соответствующий договор. В редакции московского еженедельника «Книжное обозрение» в течение ряда лет за счет этого фонда выплачивали солидные денежные суммы — добавления к пенсиям бывших сотрудников газеты, ушедших на заслуженный отдых.
К этим расходам примыкает еще одна недавно возникшая статья редакционного бюджета. Это страхование жизни журналистов. Введение ее оказалось необходимым в связи с опасностью, которой подвергаются здоровье и жизни корреспондентов, выезжающих в командировки в «горячие точки» тех регионов России и государств так называемого ближнего зарубежья, где происходят межнациональные и межрелигиозные столкновения, нередко приобретающие форму настоящей войны. В различных районах Чечни, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной и Северной Осетии, Ингушетии, Таджикистана и др., уже погибли десятки журналистов, многие были ранены или получили серьезные травмы. Да и многие другие журналисты, сотрудничающие в изданиях, занимающих разные политические и идейные позиции, подвергаются оскорблениям и угрозам со стороны их политических противников. Стоимость страхования здоровья и жизни журналистов непрерывно возрастает и, соответственно этому, возрастает значение этой статьи бюджета.
Многие расходные статьи бюджета направлены на обеспечение повседневной деятельности редакции. Это командировочные расходы, связанные с обеспечением журналистов, направляемых с заданием в ближние и дальние пункты региона, обслуживаемого газетой. В связи с повышением стоимости автобусных, железнодорожных и особенно авиационных билетов расходы по этой статье также возрастают. Но это неизбежно приводит, в свою очередь, к попыткам снизить их, ограничив количество командировок, прежде всего в дальние районы. Это не может не сказаться на «географической» структуре материалов газеты, что вынуждены учитывать руководители редакции.
Столь же важна для ее жизни и другая бюджетная статья — почтовые расходы, оплата телефонов и других технических средств связи. Несмотря на сокращение переписки редакции с читателями, величина почтовых расходов не сокращается. Это объясняется не только удорожанием почтовых отправлений, но и уменьшением количества командировок. Журналисты стремятся получить нужную им информацию с помощью телефона и переписки с интересующими их лицами. Экономия на почтовых Расходах перекрывается стоимостью телефонных переговоров, в первую очередь — междугородних и, в крупных изданиях, международных. А с подключением редакции к сети Интернет значение этой расходной статьи еще более возрастет.
Одну из важнейших статей расходов редакции составляет оплата маркетинга. К нему примыкают отдельной строкой представительские расходы. Их выделение обусловлено необходимостью расширения и укрепления связей редакции с ее активом — потенциальными авторами, гостями газеты и др. — не только в рамках маркетинговых операций, но и в ходе работы ее корреспондентов.
Крупную долю расходной части редакционного бюджета составляют статьи, связанные с ее собственностью, ее имуществом. Редакция, не являющаяся собственником помещений, где она размещается, вынуждена выплачивать значительные суммы за их аренду. С возрастанием арендной платы эта статья расходов занимает все большее место в бюджете редакции. Если она арендует свои помещения у издательства, которое обеспечивает ей условия для работы, то арендная плата перечисляется на его счет. Туда же переводится плата за мебель и технические средства, предоставленные редакции издательством.
Но эта статья расходов исчезает, если редакция является собственником своих помещений или выкупает их у владельца. Бремя ее расходов становится намного легче. В этом случае ей приходится выплачивать стоимость страхования ее зданий или помещений, а также ее имущества — основных фондов: техники, автотранспорта, мебели и др. К этому присоединяются и суммы амортизационных отчислений за редакционное имущество.
Отдельной строкой в бюджете обозначаются транспортные расходы. Если у редакции есть своя автомашина и гараж для нее, то эти расходы включают оплату ее содержания, ремонта, горючего и др. В том случае, когда у редакции нет собственных транспортных средств, оплачивается стоимость их найма или аренды.
В расходной части бюджета предусматривается оплата приобретения техники и материалов, необходимых для деятельности редакции. Эта статья включает как приобретение фотоаппаратов, диктофонов и других предметов оргтехники, так и расходных материалов — бумаги для ксероксов, конвертов, клея и т. п.
Непременные статьи этой части редакционного бюджета — отчисления в федеральный и региональный бюджеты. Это налоги, в том числе налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. К ним примыкает и налог на рекламу, — с увеличением количества публикуемой рекламы значение этой бюджетной статьи возрастает.
Следует, однако, учитывать, что в соответствии с Законом о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции СМИ, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству газетной и журнальной продукции. Кроме того, от этого налога освобождаются услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке печатных периодических изданий. Однако, заметьте: это относится только к газетам, журналам, другим печатным изданиям и средствам массовой информации, связанным с образованием, наукой и культурой. Льготы, предусмотренные законом, не распространяются на периодические издания рекламного и эротического характера.
По тому же закону уменьшается и налог на прибыль, полученную редакциями средств массовой информации, информационными агентствами и организациями по распространению печатных периодических изданий. Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями периодических изданий от производства и распространения печатной продукции, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Но и этими льготами могут пользоваться только редакции печатных периодических изданий, связанных с образованием, наукой и культурой. Для рекламных и эротических изданий налог на прибыль сохраняется в прежнем размере.
Неизменной расходной статьей остаются отчисления по соцстраху.
В расходы редакции входит и выплата средств учредителю и обслуживающему ее издателю — в соответствии с договорами, заключенными с ними.
Специальная строка бюджета предусматривает расходы, связанные с реализацией проектов в области издательской и коммерческой деятельности редакции.
Важной расходной статьей бюджета являются отчисления в Фонд развития издания. Здесь концентрируются средства, которые обеспечивают его будущее — реализацию планов совершенствования структуры редакции, обновления ее технического оснащения, создания собственной полиграфической базы, укрепления социальной защиты журналистов и т. п.
Расходная часть редакционного бюджета может, наконец, включать и так называемый Резервный фонд. Речь при этом идет, собственно, не о действительных расходах, а об отчислениях определенной части прибыли в фонд, который должен служить стабилизационным инструментом, страховочным источником средств, к которому можно было бы обратиться при возникновении чрезвычайных обстоятельств, например, при неожиданном росте арендной платы за помещения редакции и т. п. Эти средства можно держать в надежном банке на депозите. Опытные руководители редакции оберегают этот фонд, расширяют и укрепляют его, видя в нем гарантию от банкротства издания. Его размеры определяются возможностями отчислений в него от прибыли редакции.
Они образуют вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением издания и с приобретением информации, необходимой для его выпуска. Раскроем значение этих статей.
Первая из них — литературный гонорар. В нее входят гонорары творческим сотрудникам издания — журналистам, фотокорреспондентам, художникам и переводчикам. К ним присоединяется гонорар внередакционным авторам. Если раньше — в советский период истории — директивные органы, руководившие прессой, требовали от редакторов газет и журналов непременного соотношения 60 к 40 — т. е. ограничивали сумму гонорара штатным сотрудникам редакции 40 процентами общей суммы гонорарного фонда, то теперь никаких ограничений на этот счет не существует. Руководители редакции свободно используют свое право выплачивать гонорар авторам публикаций, устанавливая его размер в зависимости от качества и значения материала. Учитывают и объем публикаций, определяя примерную среднюю стоимость одной наборной (машинописной) страницы текста. Она колеблется в разных изданиях в зависимости от их финансовых возможностей.
В практике использования гонорара применяется понятие гонорарная стоимость номера. Оно означает сумму общего гонорара, которым оплачивают все публикации, помещающиеся на полосах газетного или журнального номера. И введено в оборот для упорядочения гонорарных выплат. При этом общую сумму гонорарного фонда делят на количество номеров издания и получают среднюю гонорарную стоимость одного номера. Стремясь упростить подсчет гонорара, во многих редакциях делят гонорарную стоимость номера на количество его полос, — исключая рекламные полосы — и получают среднюю гонорарную стоимость полосы. Однако, если требуется, руководители издания могут повысить гонорар за публикацию на полосе сенсационного материала, — уменьшая гонорарную стоимость других полос.
Однако самую большую часть издательских расходов составляет не гонорар, а производственные расходы. И прежде всего — стоимость бумаги.
От наличия бумаги зависит существование любого печатного издания. Газеты и журналы погибают не только и не столько из-за их низкого уровня, сколько из-за гораздо более прозаических причин. Одна из них — нехватка средств для приобретения бумаги.
Стоимость бумаги составляет от 15 до 20 процентов всех расходов газеты. Или от 40 до 50 процентов издательских расходов, связанных с ее выпуском и распространением. Неслучайно поэтому сотрудники редакции, отвечающие за ее финансово-экономическое обеспечение, стремятся создать запасы бумаги, достаточные для выпуска хотя бы нескольких номеров газеты.
На втором месте по величине издательских расходов стоит оплата типографских работ. Их величина зависит от ряда факторов: от полиграфической базы, на которой выпускается газета или журнал, от производственного цикла, который проходит их номер в типографии, от вида печати, используемой на выпуске.
Стоимость типографских работ составляет 15 — 20 процентов всех расходов бюджета издания и от 35 до 40 процентов издательских расходов. Если газету выпускают в небольшой местной типографии, оснащенной устаревшим оборудованием, то стоимость этих работ возрастает. И наоборот, она уменьшается, если ее выпускают на современном полиграфическом предприятии, оснащенном новейшей техникой. Если газета проходит в типографии весь производственный цикл, начиная с набора текстов и завершая печатью тиража, расходы на оплату этих работ составят внушительную сумму. Но она сократится, если начальные циклы выпуска номера — от набора материалов до изготовления печатной формы — будут производиться уже в редакции с использованием редакционно-издательского комплекса, и в типографии будут лишь печатать тираж газеты. Да и выбор вида печати сказывается на ее стоимости. Самая дешевая — высокая печать, но она дает и самый низкий уровень полиграфического исполнения издания. Несколько дороже офсетная печать, зато она позволяет выйти на высокий уровень оформления издания, если требуется — с использованием нескольких цветов. Самый дорогой вид — глубокая печать, иногда используемая при выпуске многоцветных журналов типа московского «Огонька». Переход некоторых изданий с глубокой печати на офсетную позволяет им сэкономить немалые средства.
Третья статья издательских расходов, поглощающая значительную их часть, это оплата распространения и транспортировки издания. Она составляет примерно от 20 до 25 процентов от общей суммы всех расходов редакционного бюджета и продолжает увеличиваться.
К этим расходам необходимо добавить стоимость рассылки обязательных экземпляров издания — в Книжную палату. Российскую государственную библиотеку и некоторые другие организации.
Наконец, к группе издательских расходов относится приобретение информации, необходимой для выпуска издания. Это оплата договоров редакции с информационными агентствами — государственными и коммерческими, центральными и региональными. А также расходы, связанные с приобретением фотоиллюстраций у организаций, занятых их производством.
Для предотвращения бюджетного дефицита и возникновения прибыли, все эти расходные статьи должны перекрываться средствами, получаемыми по статьям доходной части бюджета.
Бюджет газетной и журнальной редакции — важнейший финансовый документ, определяющий форму образования и расходования ее средств. Его разработкой руководит финансовый менеджер под контролем руководителя редакции и учредителя издания. На основе редакционного бюджета разрабатывают баланс — бухгалтерские работники регулярно сводят его по всем статьям расходов и доходов.
Редакционный бюджет и баланс состоят из двух частей — расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Расходная часть бюджета включает статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск издания и его распространение. Все расходы редакции делятся на две части: общередакционные и издательские.
Общередакционные расходы включают выплаты по фондам оплаты труда, материального поощрения, социального развития. К ним присоединяются средства на обеспечение деятельности редакции, бюджет маркетинга, отчисления учредителю и издателю, оплата аренды помещений редакции и др. Значительную часть расходов составляют отчисления в федеральный и региональный бюджеты: уплата налогов — на добавленную стоимость, на рекламу, на прибыль и др., выплаты по соцстраху. К этому могут добавляться страхование жизни журналистов, расходы на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции, а также отчисления в фонд развития самого издания и резервный фонд.
Издательские расходы складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением издания и приобретением информации, необходимой для его выпуска.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://reklama.rezultat.com