В.А. ГРАЧЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по экологии, член-корр. РАН, д.т.н., профессор.
По данным Росгидромета за пять лет на 61% увеличилось количество городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается (по показателю индекса загрязнения атмосферы, учитывающего несколько примесей — ИЗА) как высокий и очень высокий. Количество городов, в которых максимальные концентрации какой-либо примеси превышают 10 ПДК, увеличилось за пять лет на 50%.
Если учитывать численность населения, проживающего в городах с высоким и очень высоким загрязнением воздуха, то ситуация оказывается очень неблагополучной. Из 200 городов с населением 65,4 млн. жителей, где проводились наблюдения, 94% населения (61,5 млн. чел.) живет в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха.
В 2003 г. 45 городов входили в список городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых индекс загрязнения атмосферы равен или выше 14 (при условии, что уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6). В этот список вошли такие города, как Братск, Кемерово, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и ряд других.
Во всех 45 городах очень высокий уровень загрязнения связан со значительными концентрациями бенз(а)пирена, в 38 городах — с высокими концентрациями формальдегида, в 29 — диоксида азота, в 20 — взвешенных веществ.
Города, в которых максимальная концентрация какого-либо загрязняющего вещества в атмосферном воздухе в течение года превышала 10 ПДК,-есть в большинстве субъектов Российской Федерации.
Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (по данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году") распределяется по отраслям экономики следующим образом:
промышленность — 80%,
транспорт (в том числе трубопроводный) — 11%,
жилищно-коммунальное хозяйство — 5,4%,
сельское хозяйство — 0,6%,
прочие отрасли экономики-2,9%.
С постепенным ростом промышленного производства с 1999 г. увеличился и объем выбросов загрязняющих веществ. Так, в промышленности в 1999 г. объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников составил 14704,4 тыс. тонн, а в 2003 г. -15874,7тыс.тонн.
Максимальный рост за этот период наблюдался в добывающих отраслях промышленности: нефтедобывающей — с 1329,0 тыс. тонн в 1999 г. до 3227,7 тыс. тонн в 2003 г., в угольной промышленности — с 560,0 тыс. тонн до 763,9тыс. тонн.
На долю 23 крупных предприятий страны приходится 33,3% объема выбросов загрязняющих веществ всей промышленности. К ним относятся предприятия цветной металлургии, черной металлургии, такие как ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", нефтеперерабатывающие заводы и особенно химические комбинаты. В результате хозяйственной деятельности загрязняется не только атмосферный воздух, но и водные объекты, почвы.
Из всех отраслей экономики максимальный рост загрязнения водных объектов наблюдался в цветной металлургии — с363,6млн. м3в1999г.до419,7 млн. м3 в 2003 г.
Источниками загрязнения почв тяжелыми металлами являются предприятия цветной и черной металлургии, энергетики, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности. Высокие уровни загрязнения почв нефтепродуктами, превышающие фоновые в 10—100 раз и более, наблюдаются в районах добычи, транспортировки, распределения и переработки нефти.
Продолжается увеличение количества отходов производства и потребления. В 2003 г. объем образования отходов в промышленности составил 2,7 млрд. тонн, из них: отходы V класса опасности — 2,4 млрд. т (90,7%), IV класса - 0,2 млрд. тонн (8,4%), остальные — I—III классов опасности. Более 50% ежегодно образующихся промышленных отходов приходится на топливные отрасли, более 30% — на черную и цветную металлургию.
Я сам часто задаю себе вопрос, и люди спрашивают: можно ли разумно сочетать развитие промышленности, транспорта (в том числе трубопроводного), энергетики, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности с охраной окружающей среды. Можно ли действительно удвоить ВВП и не погубить себя ?
Погубить, конечно, не в прямом смысле, я не сторонник мифов о всевозможных "концах света". Погубить — это означает дальнейшее снижение продолжительности жизни, рост заболеваемости, снижение качества жизни в целом.
Сформулировать ответ на •этот вопрос в сложившихся в России условиях очень сложно, так как с одной стороны мы имеем примеры успешной реализации такого разумного сочетания, а другой — массу примеров противоположного свойства. К сожалению, отрицательные примеры, как видно и из приведенных выше данных, более многочисленны.
Самая эффективная и продвинутая область нашей экономики — топливная промышленность, является воплощением как положительных сдвигов в этой области, так, к сожалению, и отрицательных.
Экологи и общественность бьют тревогу по поводу разливов нефти во многих регионах. Это и Киришский нефтеперерабатывающий завод ("Сургутнефтегаз") в Ленинградской области, и "Самаранефтегаз", и многие сибирские месторождения. С воздуха хорошо видны нефтяные озера, погубленная природа и т.д. В Комитете Госдумы по экологии имеются убедительные материалы, в том числе и фотодокументы, подтверждающие сказанное. Бьют тревогу экологи и поводу сбросов на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе и на знаменитом ныне предприятии "Юганскнефтегаз" (оба - "Роснефть").
Почему это происходит? Потому что многие компании не уделяют должного внимания экологии. В "Сибнефти " вообще нет экологической службы. Зачем она им? У них есть мощные рычаги другого свойства, и пока они будут, никто экологии не будет уделять внимание.
Такой же "пофигизм" и расчет на собственное "величие" и "приближенность" характерны и для самых великих — "Газпрома" и "Роснефти". "Газпром" собирается прокладывать по Балтийскому морю Североевропейский газопровод в Европу прямо по захоронению 270 тыс. тонн химического оружия. Возле острова Бронхольм решение этой проблемы будет не простым. О том, что "Газпром" намерен идти именно этим путем в Комитете Госдумы по экологии есть документальное подтверждение—документ, подписанный одним из высших руководителей "Газпрома".
Но на все предложения экологов — никакой реакции. Создается впечатление, что "величие и приближенность" затмевают разум.
Очень важный хозяйственный проект — проложить газопровод с Ямала в Европу, может быть загублен невниманием руководства и предпринимателей к экологическим проблемам.
В этом, мне кажется, главная причина наших экологических бед. Если так будет продолжаться, через 5—7 лет главным источником удвоения ВВП станут работы и услуги по локализации и ликвидации экологических катастроф. Но эти услуги (а, правда, интерес но — эти работы и услуги в ВВП входят?) на самом деле продукт не создают.
- Тревогу бьют уже не только экологи, но и губернаторы. А.М. Тулеев обратился в Комитет с "криком" о помощи. Кемерово задыхается. Мы только попытались на заседании Комитета поставить вопрос о том, чтобы прекратить это безобразие, как получили окрики со всех сторон. А такие предприятия как "Азот", Московский НПЗ или Московский коксогазовый завод только радуются такому положительному отношению к ним начальства, и продолжают губить здоровье населения: "Азот" в Кемерово, Московский НПЗ, так это вообще мина замедленного действия в пределах кольцевой дороги, Московский коксогазовый завод (г. Видное, Московской области) выбрасывает цианистого водорода 100 тонн, много других вредных газов и пыли и хоть бы что. С начальством в ладах и никто их не трогает.
Замкнутый круг какой-то. Да что там Кемерово. В Москве плотность выбросов 1900 т/км2 (для сравнения в Красноярском крае 0,87 т/км2). Давно пора запретить в Москве топливо по стандартам ниже ЕВРО-3 или даже как в Европе ЕВРО-4.
Если не принять мер, то и в Кемерово и в Москве в ближайшие 5 лет произойдут серьезные экологические катастрофы. Недавно в Волгограде была серьезная авария на "Химпро-ме". СИБУР, в ведении которого находятся десятки хим. предприятий, в том числе и пресловутый Кемеровский "АЗОТ", не обращает внимания на экологию и на мольбы губернатора по решению экологических проблем.
Пора принимать меры.'Комитет планирует на осенней сессии на специальных заседаниях рассмотреть вопросы:
Об экологической безопасности в химической и нефтехимической промышленности.
Об охране природы придобыче и транспортировке нефти.
Об экологической безопасности прокладки Североевропейского газопровода по Балтийскому морю.
О конкретной экологической ситуации на ряде предприятий.
4.1. На Новолипецком металлургическо й комбинате.
4.2. На Киришском нефтеперерабатывающем заводе.
4.3. На предприятиях г. Кемерово.
На заседаниях мы планируем не просто рассмотреть указанные проблемы, а поставить перед компетентными органами вопросы о приостановлении деятельности предприятий. Ну сколько можно терпеть?
И Московский НПЗ надо закрыть. Вынести его в Московскую область нереально, да и зачем? Что у нас мало мощностей НПЗ? Вполне восполнят другие. И СИБУР пусть закроет часть своих предприятий — ничего страшного, на других комбинатах можно восполнить выпуск.
Хватит травить людей! Пора когда-то положить конец этому беспределу!
«Природоресурсные Ведомости» №25-26, 2005
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mnepu.ru/