Реферат на тему:
"Поправка к Конституции Российской Федерации Д. Медведева"
Введение
В соответствии с Конституцией РФ, президент обязан ежегодно обращаться к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Новый президент РФ Дмитрий Медведев огласил свое первое послание к ФС 5 ноября 2008 года. Ожидалось, что послание затронет вопросы финансового кризиса, борьбы с коррупцией, однако основным и самым неожиданным пунктом послания, стало предложение внести поправку в конституцию о сроках правления президента и государственной думы. Предложение президента вызвало неоднозначную оценку в широких политических кругах. Надо полагать, что такое расхождение в оценках возможно не случайно. Само по себе оно может свидетельствовать в пользу президента, поскольку подчеркивает неординарность его выступления. В отношении вещей посредственных, как правило, подобных расхождений не бывает. Их бессодержательность очевидна для всех. При внимательном ознакомлении с документом послания создается не впечатление, что оно готовилось в противовес той тенденции, что наметилась и укрепилась за годы правления Путина.
Что касается вопроса о принятии поправки к конституции то, он был поставлен в послании президента 5 ноября, а уже 21 в окончательном третьем чтении поправка была окончательно принята Госдумой. В нынешней Конституции по сравнению со старой будут исправлены три статьи: 81 (п. 1 в части увеличения срока президента), 96 (п. 1 в части увеличения срока Госдумы) и 103 (описывает предмет ведения парламента).
Насколько правомерными были действия правительства и президента в отношении принятия поправки, я попыталась проанализировать в этой работе.
Для ответа на поставленный вопрос обратимся для начала к истории создания основного закона государства.
История создания
Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году в ходе всенародного голосования. После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации было закреплено новое название – Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России – Федерального Собрания. С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России. Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. Тем не менее, президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения Основного закона, потому что «это прямая обязанность президента – гарантировать незыблемость Конституции». «Наша с вами задача – прекратить всякие разговоры о необходимости изменения Конституции», – говорил президент. Он отмечал, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто обсуждает способы ее изменения, надо «сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну».
Теперь обратимся непосредственно к конституции и законе о её принятии.
Конституция РФ
Статья 134.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135.
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. 2.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции РФ (Закон от 4 марта 1998 года)
Глава 2. Порядок внесения предложения о поправке к Конституции РФ
Статья 3.
Требования к предложению о поправке к Конституции
Российской Федерации:
1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3–8 Конституции Российской Федерации. 2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержат либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.
3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3–8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами «Исключен» «поправкой к Конституции Российской Федерации» с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.
5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.
Статья 4.
Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой
1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции
Российской Федерации.
2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.
Глава 3. Порядок принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ.
Статья 5.
Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
1. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях.
2. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
3. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального. Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации).
Статья 6.
Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о
поправке к Конституции Российской Федерации в Совете Федерации
1. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.
3. В случае отклонения Советом Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.
Статья 7.
Опубликование для всеобщего сведения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.
Статья 8.
Направление закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.
Глава 4. Порядок одобрения закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными органами РФ.
Статья 9.
Рассмотрение закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Статья 10.
Направление постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в Совет Федерации.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации направляет данное постановление в Совет Федерации.
Глава 5. Вступление в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ.
Статья 11.
Установление результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
1. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации со дня его направления в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
2. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения.
3. Установление результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации.
4. Президент Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявитель, подавший жалобу в Верховный Суд Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, немедленно извещает об этом Совет Федерации и Президента Российской Федерации. В случае подачи жалобы закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования до вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации.
5.В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требующего пересмотра постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, Совет Федерации на своем очередном заседании повторно рассматривает данный вопрос в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи.
Статья 12.
Подписание и официальное опубликование Президентом Российской Федерации закона
Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
1. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации) в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.
2. Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
3. При официальном опубликовании закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации указываются наименование закона, даты его одобрения Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, дата его подписания Президентом Российской Федерации и регистрационный номер.
Статья 13.
Дата вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
Статья 14
Внесение принятой поправки к Конституции Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации.
1. Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Необходимость поправки к Конституции по Д. Медведеву
«Предлагаю увеличить сроки конституционных полномочий президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно…Убежден, что наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет президента и Государственной думы будет достаточно высок и основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточно времени, чтобы все заявленное провести в жизнь». Кроме того, по словам президента: «История знает достаточное количество случаев, когда демократические государства изменяли сроки полномочий органов государственной власти»,
При этом Медведев подчеркнул, что предлагаемые изменения являются лишь некоторой корректировкой, но не полноценной конституционной реформой: «Хочу прямо сказать: речь идет не о конституционной реформе».
Медведев отдельно отметил роль основного закона, принятого в 1993 году после роспуска Верховного совета, едва не поставившего Россию на грань гражданской войны.
«Гарантируемый конституцией уровень свободы личности, зрелых демократических институтов и процедур – это источник нашего дальнейшего подъема… Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации, как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинства каждого человека… Принятие в 1993 году основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации» – заявил Медведев в своём послании.
«Сегодня, когда реализовывается план долгосрочного развития, по сути решается задача перехода к экономике нового типа. Предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страны, и в этих условиях укреплять демократические институты и поддерживать стабильность»
Мнения депутатов Госдумы
Вице-спикер Госдумы Валерий Язев (Единая Россия)
«это еще один шаг к демократизации политической системы нашей страны и, в значительной степени, усилению роли парламента». Корректировки Конституции продиктованы стремлением повысить конкурентоспособность России, сказал он. «Для меня, как для законодателя, из принятого пакета поправок важным моментом является процедура отчетности правительства перед парламентом».
Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров (Единая Россия).
Комментируя поправки к Конституции, отметил, что «Россия только что встала на национальный курс развития. И то пока только в проектах, на уровне руководства страны и на уровне подготовительной части. На 90% она еще не перешла на национальный курс. И в этих условиях для нас очень важно закрепить стабильность этого курса».
Александр Бабаков (Справедливая Россия).
«Мы этим решением повышаем уровень ответственности высших должностных лиц за проводимую государственную политику. Причем эту ответственность несут солидарно и президент, и депутаты Государственной думы, и выдвинувшие их партии»
Геннадий Зюганов (КПРФ).
Единственная фракция, которая последовательно голосовала против продления срока президентских полномочий, была КПРФ. «Если взять полномочия президента, они больше, чем у генсека, царя, фараона вместе взятых», – заявил ранее Зюганов. При этом, по его словам, нет «ни одного элемента контроля за этой властью». «Если вы завтра избираете на шесть лет человека, который никому не подконтролен и не способен управлять – для страны это будет еще большей трагедией. Надо, прежде всего, внести ограничения для исполнительной власти. Надо, чтобы каждый губернатор и каждый исполнитель, каждая единица в целом правительства не просто регулярно отчитывалась перед думой или законодателями, чтобы при назначении каждый проходил соответствующее чистилище, чтобы он мог рассказать, на что он способен комитетам, представить свою программу»
По мнению лидера коммунистов, «каждый исполнитель» должен не раз в год, а ежеквартально докладывать, как он выполняет свои законы и обязательства с тем, чтобы «граждане страны могли отозвать законодателя, который не хочет выполнять свои предвыборные обещания, а правительство, если не справляется, уходило бы в отставку».
Николай Рябов (КПРФ).
Депутат Госдумы от КПРФ Николай Рябов заявил в ходе заседания 21 ноября: «Вы, господа единороссы, не позволили депутатам, которые имеют другое мнение по срокам президентского, выразить его хотя бы формально. Вы… гоните этот конституционный закон с такой скоростью, как будто бы приняв его в эти кроткие сроки, наша страна, Россия, перестанет существовать, а народ России в одночасье станет счастливей. Не будет он счастливей от этого срока полномочий. Не от этого зависит судьба страны и народа, а от того, какая социально-экономическая модель государства, какая партия проводит это в жизнь и кто является руководителем страны»
В. Милов (редактор «газета.ru»)
Стремительное принятие поправок в российскую Конституцию, продлевающих срок властных полномочий президента страны, породило понятные предположения о том, что это может быть связано со скорым возвращением Владимира Путина в президентское кресло через досрочные выборы, теперь уже на более долгий срок. Хотя подтвердить или опровергнуть такие прогнозы трудно, подобный сценарий вероятен и даже вполне осуществим: премьер Путин по-прежнему популярнее президента Дмитрия Медведева. Случись такое – досрочную отставку Медведева придется как-то обосновать: слишком недавно он был «избран» с оглушительным результатом более чем в 70 процентов голосов. Нет сомнений, что быстрый уход Медведева будет воспринят в России и в мире как данность. Однако он станет определенным ударом по имиджу российских политических институтов, укрепит представление о российской политической системе как управляемой и бутафорской.
Заключение
Поводя итого всему вышесказанному можно заключить, что однозначного мнения о том, какое влияние на будущее России окажет принятие поправок к конституции, пока нет.
Большинство публикуемых в прессе материалов на эту тему имеют явно положительную оценку, однако вывод из этого, как ни странно сам собой не напрашивается. Ведь кто знает, может быть, все эти восторженные отзывы исходят лишь от представителей «единой России», да и возможно свою роль оказывает цензура, ведь её ещё пока никто не отменял не смотря на все разговоры нового президента о демократии.
С одной стороны гласно произносимые положительные оценки поправки к конституции заставляют задуматься, а может быть действительно президентский срок мал, чтобы выполнить все данные народу обещания. Дать президенту больше времени, а он, глядишь, и порядок в стране наведет.… Кроме того, большая свобода, подразумевает ответственность, и депутаты, может, ответственнее будут.
С другой же стороны, немногочисленная критика в адрес поправки гласит, что уж слишком быстро проведена реформа (что действительно немного странно), и что всё это не просто так, а с одной лишь целью, сделать правление Путина пожизненным. Либеральная оппозиция в один голос заявляет, что, якобы, рейтинг премьер-министра неуклонно растет, в то время как Медведева падает. И близко то, время когда, нынешний президент подаст в отставку, вопрос только в том, как он её обоснует…
Если посмотреть отстраненно то, нарушений со стороны президента в отношении принятия поправки, не наблюдалось. Все действия были проведены согласно закону от 1993 года «о принятии поправок к конституции». Но и здесь имеется противоречие, ведь по имеющейся конституции президент – гарант основного закона государства. Почему до Медведева ни Ельцин, ни Путин не решались на подобный шаг? (наверное, на это были веские причины…). Да и согласно логике самого Д. Медведева, наверное, демократичнее было бы провести референдум…
В любом случае, истинных причин, приведших к поправке конституции, широкой общественности никто не сообщает. Как сказал В.И. Ленин «Люди всегда были и всегда будут жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». Исходя из этого, остается только ждать, как на практике проявит себя закон, и в чью пользу он сыграет.
Список литературы
http://visualrian.ru/images/.
http://www.regnum.ru/news/1087653.html
http://rian.ru/politics/20081105/154401596.html
http://www.expert.ru/articles/2008/11/05/poslal/
http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/46/editorial/
http://www.rian.ru/politics/20081105/154429886.html
http://www.expert.ru/printissues/siberia/2008/45/poslanie_prezidenta/
http://www.rg.ru/2008/11/28/spory-konstitucia.html
Конституция РФ.
Закон о порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации.