Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие экологической политики……………………………………...4
1.1. Экологическая политика Российской Федерации………………………….4
1.2. Экологическая доктрина Российской Федерации………………………….7
Глава 2. Товароведение в таможенном деле…………………………………….8
2.1. Товар, как объект исследований таможенной экспертизы………………...8
2.2. Виды таможенных экспертиз………………………………………………10
2.3. Экологическая таможенная экспертиза……………………………………15
3.2. Сертификация ввозимой продукции……………………………………….25
3.3. Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья………….27
3.4. Экспертиза стройматериалов и оборудования……………………………34
3.4. Экспертиза транспортных средств……………………………………...…36
Заключение……………………………………………………………………….40
Список источников литературы………………………………………………...42
Введение
Данная курсовая работа представляет собой исследование экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Степень разработанности данного вопроса является довольно высокой. Для регулирования вопросов экологической безопасности и природопользования Российской Федерации приняты следующие нормативно-правовые акты: Законы РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98, «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, «Об экологической экспертизе» от 23.11.95, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 01.12.99 и другие. Научным обоснованием методик функционирования системы экологической безопасности нашей страны занимались: Денисова С.А., Симонова В.Н., И.С.Дугучиев, Николаева С.Л. - «Роль экспертизы в системе таможенного контроля и необходимость усиления юридического статуса экспертной деятельности в таможенных целях», Петрова И.Н., Багрикова С.В., Денисова С.А. - «Особенности таможенной экспертизы парфюмерно-косметической продукции, и другие.
Актуальность работы определяется тем, что в настоящее время на территорию Российской Федерации ввозится большое количество разнообразных товаров, которые не всегда отвечают высоким стандартам качества и могут навредить здоровью российских граждан и состоянию окружающей среды.
В процессе работы используются материалы из отечественных библиографических источников и сборники нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политику Российской Федерации. С ними можно ознакомиться в списке источников литературы.
Объектом исследования являются методы и функции государственного управления экологической политикой при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Предмет исследования – способы и методы экологической экспертизы ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации, их эффективность и законодательная поддержка.
Цель данной работы – изучить основные принципы и способы реализации экологической политики Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи:
Охарактеризовать понятие экологической политики, раскрыть принципы экологической политики Российской Федерации.
Описать товар, как объект исследования при проведении таможенной экспертизы. Привести примеры различных видов таможенной экспертизы.
3. Ознакомится с принципами проведения экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Охарактеризовать сертификацию импортируемой продукции.
Изучить особенности экологической экспертизы пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Оформить работу согласно стандартам.
Методология исследования включает в себе метод анализа и синтеза полученных данных.
В ходе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую политики правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации, сертификацию товаров и экологическую экспертизу ввозимой продукции, определяются способы и методы их реализации.
Содержание работы состоит и, трех глав, первая из которых описывает теорию экологической политики, вторая – характеризует товары, как предмет таможенной экспертизы, третья – охватывает понятия сертификации импортной продукции, заключения и списка источников литературы.
Глава 1. Понятие экологической политики
В настоящее время почти все страны земного шара, включая Россию, испытывают на себе многие экологические проблемы. В их числе загрязнение почв, вод и атмосферного воздуха, глобальное потепление и «парниковый» эффект, накопление промышленных отходов.
Особую актуальность приобретают в последнее время вопросы экологической безопасности продуктов питания и предметов первой необходимости. Все чаще производители данных товаров пренебрегают их качеством, используя загрязненное сырье и упрощенные технологии производства. И если в пределах страны разработаны стандарты требований к качеству товаров и меры по борьбе с фальсификатом, то импортная продукция представляет потенциальную опасность.
Наиболее часто нарушение экологической безопасности встречается среди продуктов питания: мяса (особенно мяса птицы), рыбных консервов, кондитерских изделий, растительного масла, алкогольных напитков. В числе непродовольственных товаров чаще всего не соответствуют нормам экологической безопасности парфюмерно-косметические изделия, моющие синтетические средства, детские игрушки, швейные и трикотажные изделия, кожаная обувь, видео – и аудио продукция. Для глобальной и эффективной борьбы с ними правительства государств разрабатывают собственную экологическую политику.
Экологическая политика - организационная и регулятивно-контрольная деятельность общества и государства, направленная на охрану и оздоровление естественной окружающей среды, эффективное объединение функций природопользования и охраны природы и обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.[1]
Учитывая комплексность реализации экологической политики важно очертить круг системных проблем, которые требуют первоочередного внимания. Для объективной оценки эффективности внедрения экологической политики можно использовать несколько критериев. Во-первых, это показатели состояния здоровья населения - продолжительность жизни, соотношения между рождаемостью и смертностью, динамика возрастного и полового распределения населения по стране вообще и по регионам в частности. Во-вторых, это показатели уровня развития и действенности системы управления окружающей средой, прежде всего - системы не истощающего (сбалансированного) природопользования. В-третьих, это показатели состояния окружающей среды, образно говоря, показатели состояния здоровья окружающей среды - уровень загрязнения воздушного бассейна, водных объектов, земельных ресурсов, масштабность рекреационных зон и заповедных территорий, богатство биологического разнообразия.
Несложный анализ показывает, что критерии этой триады тесно взаимосвязанными: на здоровье человека влияет качество окружающей среды, при этом как показатели здоровья население, так и показатели здоровья окружающие среды зависят от уровня развития системы управления окружающей средой.
В настоящее время государственная экологическая политика Российской Федерации определяется концепцией устойчивого развития, что закреплено Указами Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".[2] Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики определяются: законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации; федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" и др.); программами Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.
1.2. Экологическая доктрина Российской Федерации
Особое место занимает «Экологическая доктрина Российской Федерации» утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 2002 года № 1225-р. Она определяет главные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасности страны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации.[3]
Согласно положениям Доктрины, основными направлениями государственной политики в области экологии являются: обеспечение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, сохранение и восстановление природной среды, предотвращение чрезвычайных экологических ситуация, снижение экологического риска здоровью граждан, обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и предметов домашнего обихода, контроль над распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Также приоритетными являются проведение экологического мониторинга, информационное обеспечение, и экологическое просвещение населения.
Гарантировать экологическую безопасность для здоровья российского населения, а также экологическую безопасность, одежды, бытовой техники, продуктов питания и нераспространенные чужеродных видов и генетических измененных организмов, призвана экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
Глава 2. Товароведение в таможенном деле
Товар, как объект исследований таможенной экспертизы
Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется органами таможенного контроля и надзора.
Таможенный контроль рассматривается как совокупность мероприятий, которые осуществляются таможенными органами в границах своей компетенции с целью обеспечения соблюдения норм таможенного законодательства, положений международных договоров.[4] Другими словами, таможенный контроль - осуществление таможенными органами Российской Федерации специальный действий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами таможенного законодательства, международных соглашений и правил, которые регулируют порядок ввоза, вывоз или транзита товаров, транспортных средств, валюты.
В зависимости от предмета принято различать общий и специальные виды таможенного контроля. Общий таможенный контроль в зависимости от конкретного предмета можно поделить на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.
В зависимости от направления перемещения товаров принято различать таможенный контроль импортных, экспортных и транзитных товаров.
Соответственно импортный контроль осуществляется относительно товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, экспортный - относительно товаров, которые вывозятся из Российской Федерации, а транзитный - относительно товаров, которые перемещаются таможенной территорией государства.
В зависимости от характеристик товаров, которые предопределяют особенности таможенного контроля, выделяют подвиды таможенного контроля товаров: таможенный контроль ручной клади и контроль багажа как такого, что сопровождается, так и такого, что не сопровождается.
Товар - это сложное понятие, которое включает совокупность многих свойств, главными среди которых есть потребительские свойства, то есть возможность товара удовлетворять потребности. Одним из потребительских свойств является экологическая безопасность.
Для определения свойств товаров, их качества и безопасности проводятся таможенные экспертизы. Для проведения таможенного контроля берутся образцы и пробы товаров. При этом составляется акт.
Для более четкого понимания сущности, назначения и методики проведения экспертиз рассмотрим некоторые теоретические положения, которые касаются этого вида деятельности.
Экспертиза - особый вид научно-практического исследования, проведенного экспертами с целью получения достоверного, квалифицированного, объективного и независимого вывода, необходимого для принятия обоснованного решения проблемных или противоречивых вопросов, которые возникают в разных сферах человеческой деятельности. Существует большое количество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования, изучают разнообразные объекты, используют разные исследовательские приемы и решают разные за значимостью задачи. Общим для них есть конечная цель - установления истины.
Экспертиза товаров при таможенном контроле осуществляется в тех случаях, если для разъяснения необходимы специальные знания.[5]
Проведение экспертиз полагается на экспертов при таможенных лабораториях. Возможно также случаи, когда экспертизы проводятся иными органами, уполномоченными таможенной службой. Экспертом может выступать любое лицо, имеющее необходимое образование и квалификацию.
Назначение экспертизы подтверждается постановлением начальника таможенной службы. В нем указываются основания для проведения экспертизы, данные эксперта, наименование организации, проводящей экспертизу, цели проведения экспертизы, перечень предоставляемых материалов и документов.
Срок осуществления экспертизы не должен превышать срок временного хранения товаров или шесть месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств. В иных случаях срок проведения таможенный экспертиз может составлять один год.[6]
С постановлением о проведении экспертизы должны быть ознакомлены декларанты или иные лица, отвечающие за товар.
Покрытие расходов на проведение таможенной экспертизы осуществляется из федерального бюджета.
По окончании проведения экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме, где указывает результаты исследований и выводы по поставленным вопросам с материальным и документальным основанием. Если в ней брали участие несколько экспертов, то все они должны поставить свои подписи.
Заключение передается в таможенный орган, откуда она пересылается декларанту. Таможенные органы при принятии решения, исходят из результатов таможенной экспертизы, указанных в заключении.
В случае недостаточной ясности или полноты заключения, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза.
На выбор эксперта, постановку дополнительных вопросов экспертизы имеет право повлиять декларант или лицо, отвечающее за товар.
Виды таможенных экспертиз
Экспертизы можно систематизировать и классифицировать по разным
основаниями. В соответствии с Федеральным Законом от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О Торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Торгово-промышленным палатам предоставлено право осуществлять по заказу российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизу количества, качества и стоимости товаров (грузов). Длительное время это право использовалось достаточно ограниченно. Но, постепенно, особенно в последнее время в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию понятие экспертиза и форма её использования распределились в трех основных направлениях:
- государственная экспертиза, это та, которая проводится государственными органами и инспекциями по поручению федеральных или муниципальных органов;
- общественная экспертиза, исполняющая функции защиты прав потребителя и назначаемая общественными организациями;
- независимая экспертиза, которая может проводиться по поручению как государственных, так и общественных организаций независимыми профессиональными экспертными компаниями.
По цели проведения экспертизы делятся на два типа - судебные, имеющие процессуальный характер, и несудебные (ведомственные).
Систематизацию экспертиз принято проводить по областям науки или общественной практики, общности научно-практических знаний. По этому критерию выделяются такие виды экспертиз, как воинские, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товароведческие, экологические и др. Каждая область знания, имея собственную теоретическую базу, формирует для экспертизы свой специфический набор методических, технических и научно-правовых положений.
Для таможенного дела и товароведение наиболее актуальны следующие виды:
Товарная экспертиза — оценивание главных характеристик товаров, а
также их трансформаций при товародвижении для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основные параметры товара: ассортиментный, качественный, количественный, стоимостный или их части.[7]
Экспертная оценка — процесс выбора одной или нескольких характеристик товара, определения их реальных значений и подтверждения соответствия требованиям или предоставленной информации. При этом требования могут устанавливаться не только нормативно-правовыми актами, но и самими экспертами. Предоставленная товарная информация подразумевает наличие сведений маркировки, сопроводительных документов и других профильных источников.
Экспертной оценке подлегают единичные экземпляры, упакованные единицы товаров, а также товарные партии. Наиболее часто проводится товарная экспертиза именно товарных партий, которые определяются как совокупность единичных экземпляров или упаковочных, объединенных общностью признаков: временем выработки, общностью сырья, производства, едиными транспортными средствами.
Товароведная экспертиза — оценка потребительских свойств товаров по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям, а также показателей их количественных характеристик, осуществляемая экспертами путем проведения испытаний (измерений) или опроса и/или на основании информации на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.
Санитарно-гигиеническая экспертиза — оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.
Ветеринарная экспертиза — оценка ветеринарной безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.
Экологическая экспертиза — оценка экологических свойств товаров; проводится экспертами для установления влияния этих свойств на окружающую среду.[8]
Кроме указанных видов товарной экспертизы иногда выделяют технологическую и документальную экспертизу, однако они являются либо частью товарной экспертизы, либо используют ее результаты для комплексной оценки.
Товароведная экспертиза является обязательной, в то время, как другие только дополняют ее.
Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ (ст. 465, 466, 483, 521). Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеми необходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При проведении экспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их количественная характеристика включает массу самого товара (нетто) и упаковки (тары), а также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто и тары.
Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза, которая может подтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В случае опровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны быть аргументированы.
Качественная экспертиза это оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия их требованиям нормативных документов. Проводят эту экспертизу с целью определения качества товара в товарной партии при сдаче-приемке, или после длительного хранения, или при обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов качественная экспертиза только по органолептическим показателям называется дегустацией.
В зависимости от назначения качественная экспертиза бывает: приемочная, по комплектности, новых видов товаров, дегустация пищевых продуктов, по договорам.
На основе исторического опыта проведения различных торговых операций купли-продажи возник следующий поэтапный вид экспертиз:
- при поиске товара (услуги) и выборе поставщика проводится экспертиза типовых образцов;
- при заключении договора (контракта)- экспертиза договора (контракта) на соответствие типовым требованиям и требованиям Гражданского кодекса РФ;
- при отгрузке товара – предотгрузочная экспертиза;
- при транспортировке товара до границы РФ и таможенной очистки экспертиза информации о товаре;
- приемка товара покупателем – приемочная экспертиза;
- реализация товара – экспертиза по потребительским характеристикам и инспекционный контроль.
Таможенную экспертизу информации о товаре удобно проводить до того, как товар пересек таможенную границу Российской Федерации. В настоящее время подобные экспертизы проводят Центральные таможенные лаборатории и Федеральная таможенная служба с целью выдачи Предварительного Классификационного Решения (о присвоении кода Товарной номенклатуры ВЭД). Однако, экспертные заключения об отнесении товара к определенной группе номенклатуры внешнеэкономической деятельности могут быть выданы и независимыми экспертами.
Каждый класс может включать экспертизы разного рода, которые характеризуются общими признаками: предметом, объектом, методикой и задачами экспертных исследований.
В свою очередь, внутри одного рода экспертиз может происходить их распределение на виды и подвиды, которые определяются изменением одного или нескольких характерных признаков рода.
Например, если в технической экспертизе документов исследуются разные объекты, предметы, относятся разные задачи, применяются разные методики, то в этом случае имеют место разные виды и подвиды технической экспертизы документов.
По очередности проведения экспертизы делятся на первичные и повторные (в случае ненадлежащего качества или полноты вывода эксперта может быть предназначенная повторная экспертиза, проведения которой поручается другому эксперту).
По масштабности решаемых задач - на основные и дополнительные. По количеством исследуемых объектов - на малообъектные и многообъектные. По количеству экспертов и способам их работы - на единоличные и коллективные (комиссионные) и т.п.
В данное время существуют самые разнообразные организационные формы осуществления экспертизы: общественные, приватно-кооперативные, цеховые (ведомственные), государственная, международные, робота в которых проводится комиссионно ли единолично, на постоянной ли временной основе.
При этом Центральная таможенная лаборатория осуществляет научно-методическое руководство таможенными лабораториями регионов.
Экологическая таможенная экспертиза
В ходе таможенной экспертизы товара производится идентификация товара, определение страны производства, фиксируется его состояние, отбираются образцы для испытания, проводится экспертная оценка качества и цены товара. При этом учитываются стандарты, применимые к товару.
Стандартизация товара – это установление единых норм и требований, предъявляемых к выпускаемому товару, что позволяет создать единую систему обслуживания, упростить функционально-управленческую структуру фирмы, стандартизировать маркетинговые усилия.[9]
Сертификат соответствия ГОСТ Р – это документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям качества и безопасности, установленными для нее действующими государственными стандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ТУ и пр.). Сертификат соответствия ГОСТ Р выдается соответствующими органами по сертификации, аккредитованными при Госстандарте. Сертификат соответствия также иногда называют синонимами: сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат РосТест, таможенный сертификат, и т.д.
Соответствие нормам стандартизации учитывается и при проведении экологической экспертизы.
Экологическая таможенная экспертиза - установление соответствия ввозимой продукции экологическим требованиям и определение допустимости потребительского использования объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий товаров на здоровье человека, окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий потребительского использования объекта экологической экспертизы.[10]
Основными принципами проведения экологической экспертизы являются:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой проверяемой продукции;
- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду продукции и последствий ее потребительского использования;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность и участие общественных организаций, учет общественного мнения.
Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экологической экспертизы является в некоторой степени их субъективный характер и трудности с количественной интерпретацией изучаемых экологических параметров среды. Анализ неоднородности экспертной комиссии, получение групповой количественной экспертной оценки с учетом коэффициентов компетентности экспертов и коэффициентов относительной важности оцениваемых показателей воздействия той или иной деятельности на экологию осуществляется путем математико-статистического системного анализа и прогноза, которые являются информационным обеспечением экологической экспертизы и ОВОС.
Общественная эко экспертиза, являясь частью экологической экспертизы, на сегодняшний день менее всего изучена. Она декларирована законодательством, но практически не реализуется на территории РФ. Для решения этой проблемы необходимы тщательный анализа и разработки соответствующих нормативно-методических актов.
Экологические свойства товаров характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации.
Все больше загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. Из-за этого резко возрастает степень значимости экологических свойств (например, для муки, крахмала, стирального порошка надежны транспортные средства, упаковка). Все товары в разной степени загрязняют окружающую среду на различных этапах товародвижения. Так, наибольшее загрязнение окружающей среды отмечается при производстве товаров или сырья, материалов или полуфабрикатов. Показателями экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений, которые ухудшают безопасность окружающей среды. В Федеральном законе «О техническом регулировании» безопасность населения и окружающей среды объединены в безопасность для жизни, здоровья потребителей, животных и растений, для имущества юридических и физических лиц.
Безопасность - очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды. Поэтому в ст. 2 ФЗ "О техническом регулировании» дано обобщенное определение:
«Безопасность - состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем. Это отсутствие риска для жизни, здоровья, при эксплуатации товаров».[11]
Безопасность товаров относиться к обязательным требованиям и должна регламентироваться техническими регламентами. Этим качеством должны обладать все потребительские товары. В отличие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают следующие виды безопасности:
1) химическая безопасность - отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами. (Токсичные элементы - соли тяжелых металлов, запрещенные пищевые добавки, красители для упаковки, мышьяк, ртуть, медь, железо);
2) рациональная безопасность - отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифр, цемент);
3) механическая безопасность - отсутствие вреда, который может быть нанесен вследствие ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары - одежда, обувь);
4) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность - отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, печи);
5) термическая безопасность (температура увеличивается) - ею должны обладать нагревательные приборы;
6) санитарно-гигиеническая безопасность (биоповреждения): а) заболевания вызывают микроорганизмы; б) насекомые, грызуны - зоологические повреждения;
7) противопожарная безопасность - отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате возгорания или самовозгорания.
Экологическая экспертиза, как процедура выявления источник экологической опасности товара включает в себя: отбор проб товаров, их консервацию, доставку в лабораторию, химический, радиационный, микробиологический анализ.
При химическом анализе проверяется степень содержания тех или иных химических веществ (органического и неорганического происхождения) в товаре, в зависимости от его типа. Экологическая безопасность товара определяется отсутствием или минимально допустимым содержанием вредных (токсичных) веществ в товарах.
Под вредным понимается вещество, которое при контакте с организмом человека вызывает производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности введены ГОСТ 12.1.007-76.
В отношении радиоактивности существует очень много норм - нормируется буквально все. Во всех случаях проводится различие между населением и персоналом, т.е. лицами, чья работа связана с радиоактивностью (работники АЭС, ядерной промышленности и т.п.). Вне своего производства персонал относится к населению. Для персонала и производственных помещений устанавливаются свои нормы.
Будем говорить только о нормах для населения - той их части, которая прямо связана с обычной жизнедеятельностью, опираясь на Федеральный Закон “О радиационной безопасности населения” № 3-ФЗ от 05.12.96 и “Нормы радиационной безопасности (НРБ-96). Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96”.
Для вдыхаемого воздуха, воды и продуктов питания нормируется содержание как техногенных, так и естественных радиоактивных веществ. В дополнение к НРБ-96 в этом случае используются “Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96)”.
Для стройматериалов нормируется содержание радиоактивных веществ из семейств урана и тория, а также калий-40 (в соответствии с НРБ-96).
Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов в строительных материалах, используемых для вновь стоящихся жилых и общественных зданий (1 класс), Аэфф = АRa +1,31АTh + 0,085АК не должна превышать 370 Бк/кг, где АRa и АTh - удельные активности радия-226 и тория-232, находящиеся в равновесии с остальными членами уранового и ториевого семейств, АК - удельная активность К-40 (Бк/кг).
Микробиологический анализ товаров призван определить из санитарно-гигиеническую безопасность. После его проведения определяется наличие микроорганизмов и болезнетворных бактерий в товаре. Обязательным является наличие санитарно-эпидемиологического заключения.
Также для отдельных групп товаров проводятся измерение параметров электромагнитных полей и акустическая экспертиза.12
Санитарно-эпидемиологическое заключение (иногда называют синонимами: гигиенический сертификат, гигиеническое заключение или «гигиена») - это документ, подтверждающий соответствие продукции установленным гигиеническим нормам (ГН) и санитарным правилам (СанПиН). Гигиеническое заключение выдается органами Роспотребнадзора (СЭС, ЦГСЭН) после проведения экспертизы продукции (условий производства, ТУ) на основании протокола испытаний и предъявленных документов.
Санитарно-эпидемиологическое заключение является обязательным документом при таможенном оформлении ввозимых на территорию России товаров.
Немаловажным моментом оценки товара остается и характеристика отходов, остающихся после его потребительского использования, возможность их переработки.
На экологичность производства полимерных материалов (ПМ) и изделий из них влияют потребление энергии, расход технологической воды, объем воздуха и объем воды, расходуемые на 1 кг ПМ для снижения концентрации вредных веществ в воздухе или в воде до допустимого законом уровня, а также другие факторы.
Новая система оценки экологичности вариантов упаковок (в первую очередь – пленочных упаковок) из различных ПМ или их сочетаний с другими материалами позволяет охарактеризовать безразмерную весовую долю вышеперечисленных экологических параметров для каждой конкретной упаковки по сравнению с другими упаковками, определить их общий экологический индекс и выбрать оптимальный вариант.
Глава 3. Экологическая политика правительства Российской Федерации при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации
3.1. Таможенное дело, как объект, способствующий реализации экологической политики Российской Федерации
Таможенное дело - полиструктурное явлением, включающее в себя: порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и других предметов; таможенное регулирование, связанное с установлением и взысканием таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и оформление, борьбу с контрабандой и нарушениями требований таможенного кодекса, направленных на реализацию таможенной политики. Таможенное дело есть составной частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, где придерживаются признанной в международных отношениях системы классификации и кодирования товаров, единой формы декларирования экспорта и импорта товаров, таможенной информации, других международных норм и стандартов.
Но этим не ограничивается содержание таможенного дела. В таможенное дело также включается таможенная статистика и ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, профилактика выявления и прекращения контрабанды и других нарушений таможенного законодательства, рассмотрение дел про их нарушение, сотрудничество с таможенными органами других стран. Кроме этого при выполнении своих непосредственных обязанностей таможенные органы связаны с другими правоотношениями: международно-правовыми, гражданско-правовыми, внешнеэкономическими и т.п. Соответственно каждый из пересчитанных направлений имеет свое содержание, свою специфику и инструментарий осуществления. В ряде случаев осуществления таможенного дела выходит за пределы компетенции самых таможенных органов. Так, основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и собрания и условия таможенного обложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Российской Федерации, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Российской Федерации запрещается, устанавливаются исключительно законами и этим таможенным кодексом.
Основополагающая роль полагается на таможенные органы и в сфере реализации экологической политики Российской Федерации. Ее принципами является открытость, соответствие экономического и экологического развития общества, обеспечение безопасности здоровья граждан и окружающей среды.
Функции экологической политики подразумевают экологическое прогнозирование, планирование и контроль.
Таможенные органы отвечают всем вышеперечисленным принципам и функциям экологической политики Российской Федерации. Главным образом они занимаются отслеживанием качества ввозимой продукции на таможенной территории государства. Путем проведения экспертиз товаров, вызывающих подозрения, как это было описано выше, определения их экологических характеристик. И если они соответствуют российским стандартам, то товары свободно ввозятся на территорию государства посредством прохождения всех таможенных процедур.
В соответствии с территориальной юрисдикцией таможенная территория Российской Федерации устанавливает сферу действия таможенного суверенитета государства.
Территория Российской Федерации, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в исключительной морской экономической зоне Российской Федерации, на которые распространяется исключительная юрисдикция Российской Федерации, составляет единую таможенную территорию государства. Вообще таможенная территория совпадает с государственной границей Российской Федерации. В то же время таможенная территория не совпадает с государственной территорией, поскольку кое-где из таможенной территории могут изыматься участка государственной территории, или наоборот, включаться участка, которые находятся вне границ государственной границы.
Таможенный режим соответственно Российской Федерации - совокупность норм, установленных законами Российской Федерации по вопросам таможенного дела, которое в зависимости от заявленной цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации определяют порядок такого перемещения и объем таможенных процедур, которые при этом осуществляются. Эти положения касаются порядка оформления товаров, взыскания таможенной пошлины и предоставления льгот, определения границ прав физических и юридических лиц относительно распоряжения товарами и транспортными средствами, которые ввезенные на территорию Российской Федерации или идут через нее транзитом. Таможенный режим устанавливается с целью упрощения и гармонизации таможенных процедур относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу.[13]
Соответственно цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации вводятся такие виды таможенного режима:
1) импорт;
2) реимпорт;
3) экспорт;
4) реэкспорт;
5) транзит;
6) временный ввоз (вывоз);
7) таможенный склад;
8) специальная таможенная зона;
9) магазин беспошлинной торговли;
10) переработка на таможенной территории Российской Федерации;
11) переработка за пределами таможенной Российской Федерации;
12) уничтожения или разрушения;
13) отказ в пользу государства.
Таможенный режим, не предусмотренный Таможенным Кодексом, может устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений в него.
Предметы, запрещенные к ввозу в РФ
- оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
- наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия или гашиша;
- произведения печати, аудиовизуальные материалы и другие носители информации, которые могут принести вред безопасности государства, здоровью и нравственности населения.
Особое место в системе экологической политики при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации занимает сертификация товаров и экспертиза продуктов питания и продовольственного сырья. О них речь пойдет дальше. Но, следует, отметить, что речь идет о больших, промышленных партиях товара, проходящего таможенный контроль.
3.2. Сертификация ввозимой продукции
Сертификация продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.[14]
Нормативными документами на продукцию, представляемую к обязательной сертификации являются - Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг. Нормативный документ - документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.
Каждый товар при переходе таможенный зоны должен сопровождаться определенным набором сертификатов. Отсутствие сертификатов может свидетельствовать о плохом качестве товара или даже контрабанде и послужить основанием для проведения экспертизы.
Перечислим основные виды сертификатов.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства - экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.
Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"). Декларант (лицо, заполняющее декларацию на ввозимый товар) может также заполнить декларацию о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям сертификации (Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг").
Держателем сертификата соответствия является организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия полученный им после прохождения процедуры сертификации.
Фитосанитарный сертификат - международный документ, выдаваемый органами по карантину и/или защите растений стран-экспортеров, удостоверяющий фитосанитарное состояние товаров, который должен прилагаться к транспортным документам, сопровождающим товары, и выдается на груз отдельно на каждую транспортную единицу (вагон, автомашину, судно и т.п.).
Ветеринарный сертификат - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
При импорте продукции животного происхождения для ввоза и дальнейшего таможенного оформления необходимо ветеринарное свидетельство.
Сертификацию выполняет третье лицо, организация, получившая аккредитация на данный вид деятельности. При этом проводится инспекционный контроль.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Особое место в экологической политике Российской Федерации является контроль ввоза продуктов питания, строительных материалов и автотранспорта, как наиболее распространенных статей импорта, представляющих потенциальную экологическую опасность.
3.3. Экспертиза пищевых продуктов и продовольственного сырья
На экспертизу отправляется продукция, потенциально являющаяся некачественной или опасной. К такой приравнивается:[15]
- продовольственная продукция, несоответствующая требованиям качества и безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, государственным
стандартам или нормативно-технической документации;
- обладающая четко выраженными признаками недоброкачественности;
- не имеющая сопроводительных документов, сертификатов происхождения и соответствия, оформленных в установленном порядке;
- продукты питания и продовольственные товары, свойства которых, не соответствуют указанным в сопроводительных документах виду и наименованию товара или маркировка которых отличается от требований нормативной и технической документации;
- с истекшим или неустановленным сроком годности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается производство, закупка, поставка, ввоз на территорию страны и продажа населению некачественной и опасной пищевой продукции.
В отдельных случаях, пищевая продукция, обладающая явными признаками недоброкачественности, уничтожается до проведения экспертизы.
При этом способ утилизации исключает возможность загрязнения окружающей среды или последующее использование продукции в пищу.
Некачественная и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ. Пищевая продукция, помещаемая на временное хранение, подлежит строгому учету.
Взятие проб продовольственной продукции на экспертизу, для лабораторных исследований проводится лицом, уполномоченным органами государственного контроля и надзора в присутствии владельца товара. Владелец продукции также берет на себя все расходы, связанные с транспортировкой некачественной и опасной пищевой продукции, ее хранением, экспертизой, использованием или уничтожением.
В ходе исследований проводится комплексная экспертиза пищевой и продовольственной продукции – товароведческая, санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, экологическая. Также проводится оценка сопроводительных документов, их соответствие нормативной и технической документации, результатам визуального исследования продукции, состоянии упаковки и маркировки товаров. Выясняются условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности.
Вредные вещества пищи условно могут быть разделены на две группы.[16]
Первая группа — это собственно природные компоненты пищевых продуктов (специфичные именно для определенного вида продукта растительного или животного происхождения), которые при обычном или излишнем использовании могут вызвать негативные реакции организма. Она представлена большим перечнем биологически активных и токсических элементов, которые в свою очередь разделяются на группы, различающиеся по строению и механизму действия. К ним относятся: антивитамины, алкалоиды, вещества, угнетающие усвоение минеральных веществ, алкоголь, цианогенные гликозиды и др. Это вещества, о вредном воздействии которых известно, как правило, заранее (например, о том, что нельзя есть зеленый картофель, так как он содержит соланин).
Вторая группа представлена веществами, не свойственными пищевым продуктам и попадающими в пищу из окружающей среды. Как правило, это химические вещества, вносимые в пищу специально для достижения технологического эффекта, или загрязнители пищи химической или биологической природы.
Загрязнители пищевых продуктов, попадающие из окружающей среды, представляют наибольшую опасность для здоровья, особенно если речь идет
о детях. В свою очередь истинные загрязнители пищевых продуктов делятся
на вещества природного (биологического) и химического происхождения.
Биологические загрязнители пищевых продуктов:
- бактериальные токсины;
- ботулинические токсины;
- микотоксины (токсины микроскопических грибов);
- токсины одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Химические загрязнители пищевых продуктов:
- металлы — к ним относятся ртуть, свинец, хром, мышьяк, кадмий, кобальт, олово, никель;
- пестициды и продукты их метаболизма: органические инсектициды, метилбромид и др.;
- нитраты, нитриты, полициклические ароматические соединения, стимуляторы роста сельскохозяйственных животных и др.;
- радиоизотопы (изотоп какого-либо элемента, который испускает радиоактивное излучение во время его превращения в другой элемент). Основным путем загрязнения пищевых продуктов радиоизотопами является почва, там их впитывают растения, и далее они с продуктами растительного происхождения попадают в организм человека. Наибольшую опасность для здоровья представляют стронций 90 и цезий 137.
Насыщение потребительского рынка импортным продовольствием, ввоз пищевой продукции, не всегда имеющей сырьевой или технологический аналог на российском таможенном пространстве, создают определенные сложности в методологии экспертной деятельности по идентификации наименования в соответствии с ТН ВЭД, по установлению страны происхождения на основе анализа соответствующих сертификатов в связи с поставками через посредников - государства ближнего зарубежья, по товароведной и соответственно стоимостной оценке объекта для обоснования расчетных схем и размеров ставок таможенной тарификации.
Немаловажным аспектом таможенной экспертизы являются также различия классификационных и товарных позиций, принятых на мировом рынке, и градаций качества тех же пищевых продуктов, предусмотренных отечественной нормативной базой, тогда как технические характеристики и нормы пищевой безопасности в большинстве своем совпадают.
В качестве примера возникновения таких несоответствий можно назвать плодоовощную продукцию, и в первую очередь тропических и субтропических зон произрастания; вкусовые товары - чай, алкогольные напитки /вина, коньяки, национальные виды/; масложировую продукцию /оливковое масло, майонезы/; продукты переработки мяса и птицы по способам разделки и сортовому выходу полуфабрикатов. Очень специфична методология экспертизы продуктов животного происхождения, выделенных в особую субпозицию ТН ВЭД: яйца черепах, салангановые гнезда, икорные товары и продукты переработки мясного и рыбного сырья с использованием белковых заменителей.
С другой стороны, использование методов испытаний, предусмотренных ТН ВЭД, или международно принятых способов аналитического исследования по стандартам ISO, ASTM /США/, DIN /Германия/, ГОСТ Р /ИСО/ позволяет получить объективные результаты экспертной диагностики состава, натуральности импортируемого продовольствия и выявлять факты фальсификаций в рамках экспертной профилактики.
В существующих условиях формирования внутреннего рынка продовольственных товаров представляется целесообразной деятельность, направленная на разработку технической документации, адаптированной к товароведно-технологическим параметрам ввозимых групп товаров. Также имеется необходимость в развитии и расширении профессиональных знаний молодых специалистов, выпускаемых по товароведным специальностям всех областей применения.
В настоящее время формируется мировой рынок экологически безопасных технологий и экологических услуг. Оборот капитала на этом рынке уже превысил 300 млрд долларов. А в Европе под эгидой Европейского фонда реконструкции и развития (ЕФРР) создана база Единых стандартных данных в области охраны окружающей среды (ЕСД), функционирующая с 1993 г. и обеспечивающая быстрый доступ к национальным стандартам 22 стран Европы, директивам ЕС и критериям, рекомендованным ВОЗ.
Основой объективной оценки качества продукции и качества контроля состояния объектов окружающей среды является обеспечение единства измерений между странами на современном научно-техническом уровне. На решение этих проблем направлены «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ», работа соответствующих комитетов ИСО, МЭК, Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и Международного комитета мер и весов (МКМВ) с его консультативными комитетами по различным видам измерений.
После проведения экспертизы оформляется заключение. В нем помимо вывода о соответствии продукции нормативным и техническим требованиям, также указывается пригодность продукции для употребления в пищу, или же ее непригодность и методы утилизации.
Государственный орган контроля и надзора согласно результатам экспертизы выдает свое заключение о разрешении или запрещении использования продукции по назначению.
В отдельных случаях пищевые продукты и продовольственное сырье, несоответствующее нормативным и техническим нормам, не утилизируется, а передается для переработки и изготовления кормов для животных с разрешения государственного санитарно-эпидемиологического или ветеринарного надзора.
В случае если принято решение о запрещении употребления продукции в пищу людям или на корм животным, владелец продукции обосновывает возможные способы и условия ее утилизации или уничтожения, которые согласовываются с органом государственного надзора и контроля, принявшим такое решение.
Если орган государственного надзора принимает решение о использовании или уничтожении продовольственной продукции, которая имеет сертификат соответствия или соответствие которой установленным требованиям подтверждено декларацией о соответствии, направляется в орган, выдавший этот сертификат или зарегистрировавший указанную декларацию, с предписанием о приостановлении либо об отмене действия сертификата соответствия или об отмене регистрации декларации о соответствии с лишением права изготовителя продукции маркировать ее знаком соответствия.
Обжалование решений государственного надзора и контроля осуществляется согласно порядка, установленного Законами Российской Федерации.
Вся ответственность за дальнейшее использование или утилизацию запрещенной пищевой промышленности лежит на ее владельце. За нарушение действующего законодательства он несет административную или уголовную ответственность в законодательно установленном порядке.
Владелец обязан в трехдневный срок после ее передачи представить в орган контроля и надзора нотариально заверенный документ о его утилизации или передаче организации, осуществляющей его переработку.
Утилизируется запрещенная продукция любыми технически доступными способами, придерживаясь нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и экологической безопасности. В состав комиссии по утилизации входят владелец продукции и представители организации, отвечающей за ее уничтожение. В случаях эпидемиологической опасности от запрещенной продукции, в состав комиссии включается лицо, представляющее органы государственного надзора и контроля.
Инфицированные пищевые продукты, представляющие угрозу здоровью и жизни людей и животных, перед утилизацией или в ее процессе оббезараживаются. После уничтожения оформляется акт установленного образца, один его экземпляр не позднее, чем через три дня передается органу государственного контроля и надзора, принявшему решении об ее утилизации.
Если же все-таки производится выпуск экологически небезопасной ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации, то с ее владельца взимается экологический налог.
Экологический налог, взимаемый при реализации продукции (товара), обращение с которой приводит к вредному воздействию на окружающую среду, является косвенным налогом акцизного типа и включается в цену такой продукции (товаров) в размере, соответствующем величине затрат на устранение вредного воздействия на окружающую среду, образующегося при обращении с такой продукцией (товарами).[17]
Налогоплательщиками экологических налогов признаются юридические и физические лица, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны вредное воздействие на окружающую среду, подлежащее лицензированию (разрешению) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с производством и потреблением продукции (товаров) и перемещением продукции (товара) через таможенную границу Российской Федерации, совершающие операции с продукцией (товарами), обращение с которой может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Облагаются экологическим налогом продукция (товары), производство, хранение, транспортировка, потребление и использование которой не соответствует установленным экологическим стандартам и оказывает вредное воздействие на окружающую среду, здоровье населения или сопряжено с экологическим риском, а также продукция, после потребления которой образуются отходы, произведенная в Российской Федерации или перемещаемая через таможенную границу Российской Федерации на ее территорию.
3.4. Экспертиза строительных материалов и оборудования
Под экологической чистотой строительных материалов понимается возможность обеспечить при определенных регламентах строительства благополучное проживание человека, не ухудшающего его здоровья и не оказывающего отрицательного воздействия на состояние ландшафтов; определяется содержанием в стройматериалах и строительных изделиях любых вредных веществ, включая их токсичность, микробиологические повреждения, радиоактивность. Под токсичностью стройматериалов понимается негативное воздействие стройматериалов и строительства на живые организмы в силу наличия в них химических веществ, характеризующихся токсическими особенностями и вызывающих нарушения функционирования экологических систем и гибель живых организмов, включая и человека.
Экологическая вредность стройматериалов оценивается на основе сравнения выделяющихся токсических элементов и веществ с принятым уровнем ПДК и учетом класса их опасности, состава и количества.[18]
При проведении экологической экспертизы строительных материалов и другой подобной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, производится исследование фонового радиационного уровня, мощностей экспозиционных доз гамма-излучения и эквивалентной равновесной объемной активности радона, соответствующей действующим государственным нормам радиационной безопасности. Также измеряются другие показатели.
1. Определение на момент проведения экспертизы наличия локальных источников гамма-излучения аномальной мощности.
2. Измерение уровня электромагнитного излучения, которое должно соответствовать действующим государственным стандартам.
4. Анализ химический состав материалов на соответствие действующим санитарно-гигиеническим нормативам. Определение уровня содержания фенола и ароматических углеводородов, оксидов азота, выделяющихся их них.
Серьезным источником экологической опасности в жилых домах являются полимеры, используемые в строительстве и представляющие собой высокомолекулярные соединения, получаемые путем определенных технологических процессов из природного и попутного газа при добыче нефти, а также каменноугольный деготь, образующийся при коксовании углей.
Весьма опасными токсическими соединениями являются изоцианаты, включая полиуретановую пену (уплотнитель); они весьма удобны в работе, но являются далеко не безопасными для будущего жилища: способствуют возникновению астмы, аллергии, их выделения усиливаются при нагревании солнечными лучами или теплом отопительных батарей
Опасным загрязнителем является кадмий, содержащийся в лакокрасящих материалах, в напольных покрытиях и пластиковых трубах. При попадании в организм человека кадмий вызывает изменение скелета, сильно влияет на почки, способствует малокровию. Некоторые полимерные материалы могут быть источником выделения таких опасных веществ, как ксилол, бензол и т.д.
3.4. Экспертиза транспортных средств
Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% окиси углерода, 32% оксидов азота. Выбросы от передвижных источников составили около 11 млн. тонн, от стационарных – 0,8 млн. тонн (1997год). Причем, доля стационарных источников загрязнения атмосферы имеет тенденцию к стабильному сокращению.
Отработавшие газы автомобилей с карбюраторными двигателями в числе наиболее токсичных компонентов содержат оксид углерода, оксиды азота и углеводороды, а газы дизелей – оксиды азота, углеводороды, сажу и сернистые соединения. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработавшими газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Снижению токсичности и нейтрализации отработавших газов уделяется основное внимание, и в этом направлении ведутся постоянные технические разработки.
1 января 2008 на таможенной территории Российской Федерации начал действовать стандарт «Евро-3» для автомобилей. Теперь машины "низкого класса" нельзя привозить из-за рубежа.
Проект технического регламента, который введет в России экологические нормы "Евро-3" для автомобильного топлива, напрямую запрещает использование металлосодержащих присадок для повышения октанового числа бензина.
По мнению экологов, низкое качество бензина, в котором используются металлосодержащие присадки – это основная причина тяжелой экологической ситуации в российских мегаполисах.
Введение стандарта «Евро-3» является очередным шагом последовательной промышленной политики Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации по развитию автотранспортной отрасли в рамках реализации Концепции развития автомобильной промышленности на период до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства РФ №978 16.07.2002 «О концепции развития автомобильной промышленности России». Начало этому было положено еще в 1999 году с введением экологического класса «Евро-1» и класса «Евро-2» - в 2006 году.[19]
Данный проект не является ограничительной мерой для импорта иностранных автомобилей. Хотя, благодаря этому нововведению, ввоз подержанных иномарок, которые не соответствуют экологическим нормам, должен сократиться.
Под новый стандарт, который уже применяют по отношению к автомобилям, попадет и качество топлива. Правда, это будет только после введения в действие технического регламента, который должен быть рассмотрен правительством РФ. Проект регламента предполагает обязательное введение норм "Евро-3" для бензина с 2009 года. Пока лишь некоторые российские производители производят топливо стандартов "Евро-3" и "Евро-4". Правда, почти все оно отправляется на экспорт.
Стандарты "Евро" ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и химических веществ. В странах Евросоюза стандарт "Евро-2" действует с 1995 года, "Евро-3" - с 1998 года, а с этого года все автомобили оснащаются двигателями "Евро-4". Планируется, что требования "Евро-5" вступят в силу с 2009 года.
Действующий сегодня в России стандарт Евро-1 предусматривает выброс бензиновым двигателем оксида углерода не более 2,72 грамма на километр пути, углеводородов - не более 0,72 г/км, оксидов азота - не более 0,27 г/км.
«Евро-1» действовал в Европе с 1993 года, а в 1996-м его сменил более жесткий – «Евро-2». В нем, в частности, ужесточены почти в три раза (0,29 против 0,72) нормы по содержанию в выхлопе углеводородов.
Стандарт «Евро-3» - это около 34 показателей автомобиля, в том числе шум заднего моста, наличие АБС, компоновка кабины, токсограф, место для отдыха водителя и прочее. Для двигателя это еще большее по сравнению с «Евро-2» ужесточение требований по шумности, топливоэкономичности, содержанию твердых частиц, СО и оксидов азота.
Оценка токсичности (дымности) автомобильных двигателей осуществляется путем проведения специальных испытаний в ходе экологической экспертизы. Новые модели автомобилей, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и требующие проведения экспертизы, проходят испытания по специально разработанному ездовому циклу, имитирующему движение автомобиля в городских условиях. При этом токсичность и дымность не должна превышать норм, установленных Правилами №15 и 83 ЕЭК ООН для автомобилей с бензиновыми двигателями регламентируется ГОСТ 17.2.2.0.3-87. Проверка проводится при работе двигателя на двух режимах холостого хода: минимальной частоте вращения и повышенной- в диапазоне от 2000 об/мин до 0,8 nном, где nном - частота вращения, соответствующая максимальной мощности.
Соответствие бывших в употреблении автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации не для личных целей и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации, удостоверяет сертификат соответствия по форме, применяемой при добровольной сертификации продукции в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и зарегистрированным Минюстом России 29 апреля 1998 г., регистрационный № 1520.
Таможенный контроль автотранспорта, ввозящего продукцию на таможенную территорию Российской Федерации не является таким жестким.
Таможенный контроль на автотранспорте можно поделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, которые перевозят товары или направляются за товарами ли после разгрузки товара, и таможенный контроль товара. Транспортные средства, которые используются для перевозки товаров и других предметов через таможенную границу Украины, как те, что вывозят товары и другие предметы за границы Украины, так и те, что выезжают за границы Украины для завозки товаров и других предметов в Украину, декларируются без заполнения отдельной грузовой таможенной декларации.
После прохождения таможенного контроля таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств.[20]
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов.
Заключение
Данная курсовая работа проводилась с целью изучения реализации экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске возимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
В ходе выполнения задач курсовой работы были охарактеризованы направления общей экологической политики Российской Федерации, рассмотрены основные термины и процессы таможенного дела, товароведение и товарная экспертиза, как способы осуществления экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске возимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации.
В целом экологическая политика Российской Федерации направлена на выполнение концепции устойчивого развития. Она регулируется следующими нормативно-правовыми актами: "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Особое место занимает «Экологическая Доктрина» Российской Федерации, принятая, как основа дальнейшего развития и формирования экологической политики.
Одной из составляющих частей национальной экологической политики Российской Федерации является экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске возимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Ее принципы – открытость, соотношения экономического и экологического развития государства, обеспечение безопасности здоровья граждан Российской Федерации и окружающей среды.
Отвечает за ее реализацию Таможенная служба Российской Федерации. В ходе таможенного контроля и надзора вся ввозимая продукция проходит проверку на соответствие установленным нормам экологической безопасности. Если, определенный вид ввозимого товара не обладает необходимым набором сопроводительных документов, сертификатов и заключений или вызывает подозрения у сотрудников таможенной службы, принимается решение о проведении его экспертизы.
Существует довольно обширная классификация таможенных экспертиз, главными из которых являются товароведческая и экологическая. Выполнение экспертизы полагается на таможенные лаборатории или другие органы, уполномоченные Таможенной службой Российской Федерации. После проведения экспертизы выдается заключение о соответствии или несоответствии товара установленным нормам и стандартам.
Особенно пристального внимания требует контроль за качеством ввозимой пищевой и продовольственной продукции, стройматериалов и оборудования, транспортных средств.
Для пищевых продуктов первостепенной значение имеют санитрано-эпидемиологические заключения. Продукция животноводства и животные должны обязательно сопровождаться ветеринарным сертификатом. Растительная продукция – фитосанитарным сертификатом.
Для ввоза автотранспортной продукции на таможенной территории Российской Федерации действуют стандарты «Евро2» и «Евро-3».
Все вышеперечисленные мероприятия и способы реализации экологической политики при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации регулируются правительством путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Следовательно, рассмотрев принципы и способы реализации экологической политики правительства Российской Федерации при выпуске возимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации цель написания данной работы можно считать достигнутой.
Список источников литературы
1. Розанов С.И. Общая экология. Учебник. –М: Лань, 2001. – 287 с.
2. Иванов В.Н. Россия федеративная. Проблемы и перспективы. – М:, 2002. – 446 с.
3. Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. – М: Финансы и статистика, 2006. – 375 с.
4. Свинухов В.Г. Таможенное дело. Учебник для ВУЗов. – М: Экономистъ, 2005. - 297 с.
5. Жиряева Е.В. Товароведение: Учебное пособие. Второе издание. – Спб: Питер, 2003. - 416 с.
6. Таможенный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст. (01.12. 2007). – М: Гросс-Медиа, 2008. – 180 с.
7. Николаева м.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов. - М.: "Деловая литература", 1999. - 288 с.
8. Дьяков К.Н. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. – М: Аспект-Пресс, 2005. - 484 с.
9. Схиртладзе А.Г., Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М: Высшая школа, 2007. – 791 с.
10. Притулько В.М. Экологическая экспертиза: Учебник. – М: Academia, 2005. – 234 с.
11. Федеральный Закон «О техническом регулировании». – М: - Омега-Л, 2008. – 55 с.
12. Неверова А. Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. – М: МЦФЭР, 2006. - 847 с.
13. Азаров Ю.Ф., Блинов И.Ф., Гущин В.В. и др. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под ред. Азарова Ю.Ф., Дмитриева Ю.А.).. – М: Омега-Л, 2004. – 624 с.
14. Петруня Е.В. Сертификация продуктов в системе ГОСТ Р. Методические рекомендации. – М: ДеЛи принт, 2006. – 48 с.
15. Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263) (с изменениями от 2 октября 1999 г.). Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 9 октября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610.
16. Родина Т. Г., Николаева М.А. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М: КолосС, 2006. – 608 с.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 на 01.03.08. – М: Проспект, 2008. – 656 с.
18. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. – М: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 539 с.
«Концепция развития автомобильной промышленности России», одобрена распоряжением правительства РФ от 16.07. 2002 № 978-р.
20. Истомин С.И., Максимцев В.А. Таможенное право России. Учебник. – М: Софт-Издат, 2005. - 448с.
1 Розанов С.И. Общая экология. Учебник. –М: Лань, 2001. – 287 с.
2 Иванов В.Н. Россия федеративная. Проблемы и перспективы. – М:, 2002. – 446 с.
3 Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. – М: Финансты и статистика, 2006. – 375 с.
4 Свинухов В.Г. Таможенное дело. Учебник для ВУЗов. – М: Экономистъ, 2005. - 297 с.
5 Жиряева Е.В. Товароведение: Учебное пособие. Второе издание. – Спб: Питер, 2003. - 416 с.
6 Таможенный Кодекс Российской Федерации. Официальный текст. (01.12. 2007). – М: Гросс-Медиа, 2008. – 180 с
7 Николаева м.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов. - М.: "Деловая литература", 1999. - 288 с
8 Дьяков К.Н. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. – М: Аспект-Пресс, 2005. - 484 с.
9 Схиртладзе А.Г., Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник. – М: Высшая школа, 2007. – 791 с.
10 Притулько В.М. Экологическая экспертиза: Учебник. – М: Academia, 2005. – 234 с.
11 Федеральный Закон «О техническом регулировании». – М: - Омега-Л, 2008. – 55 с.
12 Неверова А. Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. – М: МЦФЭР, 2006. - 847 с.
13 Азаров Ю.Ф., Блинов И.Ф., Гущин В.В. и др. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (под ред. Азарова Ю.Ф., Дмитриева Ю.А.).. – М: Омега-Л, 2004. – 624 с.
14 Петруня Е.В. Сертификация продуктов в системе ГОСТ Р. Методические рекомендации. – М: ДеЛи принт, 2006. – 48 с.
15 Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263) (с изменениями от 2 октября 1999 г.). Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 9 октября 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4610.
16 Родина Т. Г., Николаева М.А. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М: КолосС, 2006. – 608 с.
17 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 на 01.03.08. – М: Проспект, 2008. – 656 с.
18 Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. – М: Издательский дом Дашков и К, 2008. – 539 с.
19 «Концепция развития автомобильной промышленности России», одобрена распоряжением правительства РФ от 16.07. 2002 № 978-р.
20 Истомин С.И., Максимцев В.А. Таможенное право России. Учебник. – М: Софт-Издат, 2005. - 448с.