Содержание
Введение
Роль и место Правительства РФ
Формирование Правительства РФ
Компетенция Правительства РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Для написания своей работы я выбрал данную тему, так как считаю наиболее интересной и острой на сегодняшний день из представленных тем. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в жизни государства, решает задачи страны в целом.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия.
Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства - орган государственной власти, которая призвана, с одной стороны, воспринимать (отражать) потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.
Задачи представленной работы:
определение роли и места Правительства РФ в системе исполнительной власти;
рассмотрение вопросов о компетенции и формировании Правительства РФ.
1. Роль и место Правительства РФ
Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами.
Правительство Российской Федерации представляет собой особую структуру государства - орган государственной власти, которая призвана, с одной стороны, воспринимать потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.
Федеральным конституционным законом подтверждено и развито положение Конституции Российской Федерации об актуальности единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и роли в ней Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Положение "Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации" свидетельствует о том, что функции и полномочия, организация, формы и методы деятельности Правительства олицетворяют одно из направлений осуществления государственной власти, принадлежащей народу.
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из 80 федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает1.
В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально - экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав. Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия.
От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что Правительство разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения1.
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Как установлено в Конституции Российской Федерации, "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Правительство Российской Федерации, наряду и совместно с другими органами государственной власти, осуществляет власть, принадлежащую многонациональному народу Российской Федерации; значит, его нельзя принижать ни в отношениях с Президентом Российской Федерации, ни в отношениях с Федеральным Собранием Российской Федерации (его обеими палатами), ни в отношениях с судебными органами, ни в общественном мнении
Правительство как орган государственной власти имеет свой правовой статус, организационную структуру, формы и методы деятельности, состав управленческих кадров, материально - финансовое обеспечение и другие атрибуты.
Проведенное Конституцией Российской Федерации разделение осуществления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, определило, что исполнительная власть соотносится с законодательной и призвана обеспечивать, прежде всего, практическую реализацию Конституции и законов Российской Федерации. Отсюда логично проистекают и взаимоотношения органов исполнительной власти с органами судебной власти.
Исполнительная власть объективно, даже если это недостаточно четко отражено в конституциях или иных нормативных правовых актах, выполняет перед обществом, во взаимоотношениях с ним такие функции:
а) обеспечивает практическое исполнение законов и актов главы государства путем их применения в конкретных ситуациях и для решения конкретных вопросов;
б) непосредственно управляет общественными процессами, поведением и деятельностью людей в целях поддержания и качественного преобразования воспроизводственной системы - системы создания, обращения и потребления материальных, социальных и духовных продуктов;
в) выполняет по отношению к гражданам и их организациям экономические, социальные и правовые функции, возложенные в современный период на государство и его аппарат;
г) осуществляет государственный менеджмент (непосредственное управление) в отношении объектов государственной собственности, вовлеченных в рыночный экономический оборот.
В контексте с предыдущими принципиальное значение принадлежит положению о том, что "Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".
Коллегиальность - один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем.
Достоинства коллегиальности состоят в том, что она:
а) формирует в рамках соответствующей структуры информационное поле, подпитывающее разнообразной и профессионально обработанной информацией каждого ее участника;
б) создает в организации социально - психологический микроклимат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми ее участниками, даже при наличии естественных противоречий во взглядах и интересах;
в) позволяет проводить "мозговые атаки", сосредоточивая возможности объединенного интеллекта организации на поиски оптимальных вариантов решений;
г) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку заранее согласовывает интересы и цели участников данной организации;
д) укрепляет авторитет соответствующей организации в обществе за счет солидарности и общих ценностей ее участников.
Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и в силу этого возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Следовательно, политика и акты Правительства обязательны для всех без исключения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; решения и действия Правительства в рамках правового регулирования общественных отношений распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления; акты Правительства подлежат исполнению администрациями государственных предприятий, учреждений и организаций, а также другими субъектами правоотношений.
Таким образом, наряду с исполнением и применением правовой основы (системы действующих законов и иных нормативных правовых актов) одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации выступают совершенствование и развитие этой правовой основы, обеспечение ее рациональности и эффективности1.
Поясним вначале смысл принципа. Это - исходное положение, основа устройства, главное правило деятельности. Принципы, содержащиеся в правовых актах, представляют собой нормы - принципы. Им присущи:
а) закрепление сущностных характеристик правового явления;
б) длительное существование;
в) устойчивая нормативная ориентация субъектов права;
г) базовая роль для других правовых норм.
2. Формирование Правительства РФ
Конституция РФ, устанавливающая вопросы ведения Государственной Думы, к одному из важнейших вопросов относит дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционного принципа разделения властей и систему сдержек и противовесов в процессе взаимоотношений между законодательной и исполнительной ветвями государственной власти.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей1.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.
Следует иметь в виду, что решение о передаче своих полномочий одному из заместителей Председатель Правительства принимает самостоятельно в каждом конкретном случае, согласовывая свои действия с Президентом Российской Федерации.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Установлены и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:
1. не позднее 2-недельного срока, после вступления в должность вновь 2. избранного Президента РФ;
3. не позднее 2-недельного срока, после отставки Правительства РФ;
4. в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.
Кандидатуру на пост Председателя Правительства представляет Государственной Думе Президент или его полномочный представитель в федеральном собрании. Согласно Конституции Государственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов.
Если предложенная кандидатура отклонена в ходе голосования, то Президент обязан выставить на должность Председателя Правительства новую или ту же самую кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке. В случае отклонения три раза представленной кандидатуры Президентом РФ на должность Председателя Правительства РФ, Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также за шесть месяцев до срока окончания полномочий Президента1.
В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти.
Таким образом, Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы. Отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Заместители Председателя Правительства ведут конкретные вопросы основных направлений деятельности Правительства, координируют работу закрепленных за ними федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют в заседаниях коллегий этих органов, а также в работе ассоциаций регионального взаимодействия, рассматривают разногласия, возникающие при подготовке и реализации решений Правительства. По отдельным поручениям Председателя Правительства исполняют дополнительные обязанности.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры относятся к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, имеют особый юридический статус и в связи с высоким занимаемым положением в иерархии федеральной исполнительной власти назначаются Президентом Российской Федерации. Кандидатуры на эти государственные должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры являются членами Правительства.
В настоящее время установлено, что координацию деятельности государственных комитетов Российской Федерации, федеральных комиссий России, федеральных служб России, российских агентств и федеральных надзоров России осуществляют Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Установлено также, что в случае, если координация деятельности федерального органа исполнительной власти возложена на федерального министра, то руководитель координируемого федерального органа исполнительной власти входит по должности в состав коллегии соответствующего министерства Российской Федерации.
По сравнению с правительствами зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами. Нормативными указами Президента Российской Федерации.
Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение.
Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители, федеральные министры представляют сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности, при назначении на соответствующую должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по установленной форме1.
Члены Правительства Российской Федерации сообщают следующие сведения:
о доходах, полученных за отчетный период, куда включаются доход по основному месту работы, доходы от педагогической, научной и творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и иные доходы;
об имуществе, принадлежащем члену Правительства Российской Федерации на праве собственности, в том числе и на праве общей собственности. Это - недвижимое имущество, включающее земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и т.п., транспортные средства, к которым относятся: легковые и грузовые автомобили, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный и воздушный транспорт, а также иные транспортные средства.
Члены Правительства Российской Федерации представляют сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов семьи.
К членам семей Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров относятся:
супруги;
дети, в том числе совершеннолетние, если они постоянно проживают совместно с членами Правительства Российской Федерации, независимо от того, зарегистрированы ли они по месту проживания;
родители и иные лица, находящиеся в родстве с членом Правительства Российской Федерации, если они постоянно проживают совместно с ним, независимо от того, зарегистрированы ли они по месту проживания;
иные лица, о которых член Правительства желает сообщить1.
Если кто-либо из членов семьи члена Правительства Российской Федерации сам является лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, или федеральным государственным служащим, то декларация и справка в качестве члена семьи не заполняются.
3. Компетенция Правительства РФ
Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция определяет роль Правительства в организации бюджетного процесса, т.е. в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения. Правительство представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
Организуя разработку федерального бюджета, порядок участия в этой работе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, Правительство решает вопросы, связанные с составлением бюджета, исходя из основных направлений своей деятельности, принятых программ и приоритетов развития отраслей народного хозяйства и отдельных регионов1.
В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета, укрепление его доходной части и усиление социальной направленности расходов. Правительство признало необходимость проведения реформы бюджета и бюджетного процесса, построения всех его элементов на принципе рационализации государственных расходов, усиления контроля за распределением и эффективным использованием бюджетных ассигнований и других государственных ресурсов, скорейшего введения в хозяйственную практику эффективных процедур организации расчетов и кредитования
В программных документах Правительства определены основные ориентиры единой финансовой, кредитной и денежной политики, намечен комплекс мероприятий по всем ее главным направлениям с учетом федеративного устройства Российского государства. Достижение программных целей в этой области, рассчитанных как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу, требует скоординированных действий органов исполнительной власти1.
Сферы приложения усилий Правительства здесь весьма широки, они включают прежде всего:
- в области культуры - охрану культурного наследия народов России, разработку и осуществление федеральных программ сохранения и развития общенациональной культуры, стимулирование ее многообразия, формирование комплексной системы поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений;
- в области здравоохранения - как минимум недопущение снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединение и концентрацию различных источников финансирования на наиболее важных направлениях здравоохранения, реформирование системы медицинской помощи, в том числе переход к обязательному медицинскому страхованию российских граждан, принятие мер по развитию современной производственной базы для изготовления высококачественных медикаментов и медицинской техники;
- в области образования - реализацию федеральной программы развития образования, совершенствование управления системой образования, более эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, укрепление ее материальной базы, усиление социальной защиты студентов и работников высшей школы.
Соблюдение основных социальных прав человека должно находиться под контролем исполнительной власти, как и других ветвей власти Российской Федерации. Требования, предъявляемые к деятельности Правительства, направляемых им структур, увязываются сегодня самым непосредственным образом с изменениями в качестве жизни населения, с обеспечением прав граждан. Объединяя и координируя работу подведомственных министерств и ведомств, Правительство определяет степень их ответственности за проведение в жизнь социальной политики, необходимые для этого функции и полномочия.
Управление федеральной собственностью - одно из основных полномочий Правительства Российской Федерации. Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, и объекты, которые являются федеральной собственностью, но могут быть переданы в государственную собственность субъектов Федерации. Исключительно к федеральной собственности отнесены:
1) объекты, составляющие основу национального богатства страны;
2) объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
3) объекты оборонного производства;
4) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, а также некоторые другие1.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Компетенция Правительства Российской Федерации неразрывно связаны с реализацией норм ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской Федерации. Непосредственное отношение к деятельности Правительства имеет указание на такие предметы ведения, как федеральная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в конкретных областях развития страны; установление правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральные налоги, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность.
Регулирование в социально - экономической сфере обусловливает целый комплекс функций, которые призвано осуществлять Правительство. Это, во-первых, разработка прогнозов развития экономики в целом и отдельных ее отраслей. Во-вторых, государственная поддержка развития отдельных отраслей и видов производства и управление объектами федеральной государственной собственности. В-третьих, последовательное проведение приватизации и обеспечение более гибкого влияния государства на развитие рыночных отношений. В-четвертых, создание равных условий для всех участников рыночных отношений, защита прав и законных интересов предпринимателя. В-пятых, обеспечение государственного контроля и надзора за деятельностью всех участников экономических отношений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства1.
При этом важное значение имеют такие формы государственного регулирования, как лицензирование отдельных видов деятельности, установление правил, направленных на обеспечение производства продукции надлежащего качества в целях охраны здоровья населения: сертификация, введение стандартов и иных правил и т.д.
В современных условиях повышается роль государства и его ответственность в обеспечении нормального хода социально - экономического развития, воссоздания на новой основе системы государственного регулирования экономики. В этом процессе велика роль федерального Правительства, которое призвано возглавить систему государственного управления в социально - экономической сфере, в проведении государственной производственной и структурной политики.
В сфере регулирования экономических процессов, помимо перечисленных выше функций Правительства, особое значение имеет его деятельность по координации и определению общих направлений развития экономических отношений, определению приоритетов в структурной политике, внедрению и использованию экономических методов управления, а в необходимых случаях и строгих административных предписаний и запретов.
Правительство Российской Федерации установлены общие полномочия:
осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;
осуществляет управление федеральной собственностью;
обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы1.
Следует иметь в виду, что прогноз социально - экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство организует разработку концепции социально - экономического развития на этот же период, а также определяет порядок разработки прогноза социально - экономического развития и порядок разработки концепции социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу2.
Прогноз социально - экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. В этом состоит существенная процедурная особенность реализации данного прогноза. Порядок его разработки определяется Правительством Российской Федерации.
Систему административно - правовых актов по вопросам управления государственной собственностью в Российской Федерации и ее субъектах образуют многочисленные акты, содержащие административно - правовые нормы, различные по юридическим характеристикам и целевому назначению. Эти акты отражают возрастающую роль государственного регулирования и административного права в условиях перехода к рыночной экономике. Они занимают особое место в системе управления федеральной, государственной и муниципальной собственностью, поскольку реформу государственных предприятий и меры по обеспечению эффективного использования государственного имущества объединяют и синтезируют с общегосударственными программами приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Таким образом, с точки зрения административного права перед нами субъективное право на управление государственным имуществом, т.е. закрепленное нормами о компетенции федерального органа исполнительной власти правомочие организовывать и направлять работу экономических структур, обеспечивать правовыми средствами эффективное функционирование объектов государственной собственности в условиях рынка.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти.
Правительство РФ, как орган исполнительной власти самостоятелен, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством Правительство обладает государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но оно самостоятельно только в пределах, очерченных правом. Из Конституции вытекает общее правило: Правительство РФ действует в пределах установленных ему компетенций, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
Во всей своей деятельности оно должно строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.
Управление - творческий, интеллектуальный процесс, направленный на инновационное изменение общественных явлений и отношений. Оно всегда связано с преломлением норм законов, положений программ и концепций, пожеланий и замыслов в реальную практику поведения и деятельности людей и их коллективов. Но поскольку термин "государственное управление" не употребляется в Конституции Российской Федерации, некоторые ученые и практики стали полагать, что исполнительная власть не обладает управленческими свойствами и представляет собой некое формальное явление, лишь отвечающее на импульсы общества. Исполнительную власть пытаются лишить активного, созидательного, конструктивного, преобразующего характера.
Подводя итог работе, хотелось бы добавить, что формула разделения осуществления государственной власти ориентирует на адекватную интерпретацию сущности исполнительной власти. Важно также учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Следовательно, и исполнительная власть Российской Федерации, т.е. всего государства, должна иметь самостоятельные характеристики.
Список литературы
Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., Эксмо, 2007
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2 – ФКЗ
Об обеспечении взаимодействия президента РФ и Правительства РФ: Указ Президента РФ от 11.07.1994.
О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ № 867 от 17.05.2000
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. “Административное право Российской Федерации”, Москва, изд. Юридическая литература 2001.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с.
И.Т. Беспалый. Государственное право Российской Федерации. Учебное пособие. Часть 1. Изд-во «Самарский университет». Самара, 2004. 140 С.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М., Изд-во БЕК, 2004. – 416 с.
Никулин В.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003, 96 с
Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., Изд-во Юристъ., 2003. 432 с.
Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.
Окуньков Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) // Журн. рос. права. 1998. № 9.
Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999
Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г
Ноздрачев А.Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, М., изд. Государство и право. 1997.
Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998. № 2
Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7
1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с.
1 Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г
1 Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7
1 Пронин В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 1998. № 2. С. 16 – 21.
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. – М., Изд-во БЕК, 2004. – 416 с.
1 Салищева Н.Г. Правительство Российской Федерации // Человек и закон. 1994. № 7
1 Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999
1 Комментарий к Конституции РФ под Редакцией Окунькова Л.А., Изд-во Бек, 1999 г
1 Комментарий к ФЗ «О Правительстве Российской Федерации»., под редакцией Окунькова Л.А., изд-во Юридическая литература., 1999
1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 №-2 ФКЗ
1 Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – Стр. 29.
1 Ноздрачев А. Ф. “Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993г.”, М., изд. Государство и право. 1997.
2 Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., Изд-во Юристъ., 2003. 432 с.