Н.Игнатова, психолог гуманитарно-экономического лицея, г.Димитровград, Ульяновская область
Современная жизнь такова, что выбирать профессию после выпускного бала теперь не принято. Сегодня профессию молодежь выбирает себе задолго до окончания школы. Современные дети развиты, эрудированны, прагматичны и предусмотрительны.
Помогая им, родители и учителя стараются спрофориентировать их как можно раньше, пытаясь еще в детском саду выявить способности, развить их и уже в семь лет отдавать детей в специально подобранную школу, в профильный класс, чтобы они начали специализироваться на изучении тех предметов, которые им пригодятся в будущей профессии. Такой подход удивляет сегодняшних бабушек и дедушек, ведь они таких проблем со своими детьми с детсадовского возраста не решали. Мамам и папам, мальчикам и девочкам, учителям решение этих вопросов, особенно в таких небольших городах, как наш Димитровград, дается очень нелегко. Все современные технологии определения способностей пока нам по большому счету недоступны, хотя они существуют и работают. Собственно, сама сегодняшняя, интенсивная и стремительная, жизнь заставляет рано и серьезно задумываться о будущем, планировать и предусматривать, чтобы не опоздать, не промахнуться, не ошибиться… Но в Димитровграде уже намечены перспективы, стараемся перенимать опыт зарубежья, столиц и больших городов, чтобы помочь ребятам правильно и грамотно делать свой выбор будущей профессии.
Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуации на рынке труда. Ошибки в выборе профессии происходят из-за недостатка достоверных сведений по этим вопросам.
Правильный выбор профессии позволяет полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.
Цели должны быть:
- конкретными (например, хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Волги, стать самым крутым бизнесменом в нашем городе, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т. д.);
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель не реалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию).
Следующее условие выбора профессии – это особенности характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, большинство продавцов осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует несколько лет, - врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требуют высшего образования. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, который обучался по ускоренной программе, да еще сдавшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированном архитектором–недоучкой?
Рынок образовательных услуг сегодня предлагает множество учебных заведений с громкими названиями, поэтому выпускник чувствует себя покупателем, окруженными навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»? Прежде всего: поинтересуйтесь наличием лицензии на обучение по выбранной вами специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз – филиал или отделение, он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
Ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства выпускников.
Итак, "горизонтальная карьера"
Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» - от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он умеет то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений потом работают не по специальности. Нередко только, потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшее учебное заведение, подумайте о других формах получения образования – начальное или среднее профессиональное образование. Среднее специальное образование можно получить не только в училищах и техникумах, но и на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям»: бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь ПК и др.
Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования – показ, тренинг, воспроизведение, но требование строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше, чем в ПУ.
В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.
Следует отметить большую роль родителей и семейного воспитания. Под влиянием семьи складывается исходная система отношений ребенка к миру профессий и к себе, как будущему профессионалу. Большое значение имеют так называемые сценарии воспитания. В ряде случаев родители способны оказать негативное воздействие на профессиональную судьбу своих детей, навязав им профессию, которая для сына или дочери совершенно не подходит, но нравится маме или папе. Почему это происходит? Во-первых, это может означать стремление продолжить в ребенке собственную линию развития – профессиональное направление, сходное с родительским, зачастую противоположное истинным склонностям и способностям ребенка. Во-вторых, стремление к компенсации – ребенок обязан достичь того, что не удалось родителям, зачастую это весьма далекие от соответствующей среды деятельности, подготовить к которым ребенка нет внутренних возможностей. В-третьих, реализация сценария «родительского вундеркинда».
Важно разобраться, что вызывает интерес молодого человека: сама деятельность или ее результат?
Нельзя путать призвание с признанием. Не место красит человека, а человек место!
Не надо поддаваться рекламным стереотипам. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой.
Важно выяснить все о физических и умственных операциях, связанных с избранным делом.
Выбирайте по душе не профессию, а связанную с нею образ жизни, подходящий вид деятельности.
Важно взять за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su