Рефетека.ру / Психология и педагогика

Авторский материал: Как определить наилучший возраст для профориентации?

Как определить наилучший возраст для профориентации?

И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова

С какого возраста можно и нужно проходить диагностику профориентации? На этот вопрос у каждого родителя свой ответ, точно так же, как каждый имеет свой ответ на вопрос когда ему лечить, например, ногу, когда поранил ее, или когда уже началась гангрена? Очевидно, что лечение будет более трудным, если начать его после развития гангрены, и это факт. Так и в вопросе профориентации давайте обратимся только к фактам, а выводы сделает каждый сам.

Рассмотрим первую часть вопроса: с какого возраста можно проходить диагностику профориентации? Десятилетиями специалисты по возрастной психологии, физиологи и практические психологи тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В числе пионеров-исследователей в этой области были А. Гезел, Ф. Сейгл, Т. Бауэр, Б. Уайт, Э. Франус, А.В. Запорожец, Л. Чистович, А.А. Любимская. В результате многолетних исследований были выявлены многие процессы становления личности, в том числе и тот факт, что 90% показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев после рождения.

В последнее время (с 50-х гг. ХХ века) нейробиологи и психологи, активно занимаясь изучением связи опыта (сенсорного, перцептивного, двигательного) ребенка, антропометрических изменений и развития определенных зон головного мозга пришли к выводу, что рост мозга происходит не только за счет увеличения размеров нейронов, но и благодаря увеличению числа связей между ними. При этом наиболее активным периодом этого процесса являются 170 недель с момента зачатия или 130—150 недель с момента рождения, что соответствует 2,5 годам жизни ребенка. Наиболее показательные признаки этого процесса — соотношение объема мозга взрослого человека и ребенка. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу 25% от мозга взрослого человека. К концу 1-го года жизни это соотношение равно 50%, к концу второго года — 75% , к 2,5—2,7 годам равно 90%, к 25 годам — 100%. Таким образом, к концу 30—32 месяцев жизни ребенка нейробиотические, психологические, антропометрические и другие врожденные признаки получают максимальное проявление. К этому возрасту происходит окончательное формирование врожденных данных, которые нуждаются в развитии и могут быть или развитыми или нет. Изменения возможны только в случае активного вмешательства в физиологию и психику ребенка, например, при черепно-мозговых травмах, травмах позвоночника, при общем наркозе более 3-х часов. В практической психологии и нейробиологии существует постоянно подтверждающееся опытом утверждение о том, что к 36 месяцам жизни (к 3 годам) личность полностью сформирована, и дальнейшая динамика жизни либо развивает ее врожденные данные, либо стремится к их угнетению. Следствием активного угнетения врожденных данных (запреты, наказания) и пассивного (отсутствие должных условий в семье для их развития) являются психосоматические заболевания, неврозы, страхи и измененные понятия, наносящие глубинный вред гармонии личности. Ваш ребенок становится пациентом невропатолога или других специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Из этих данных становится понятно, почему диагностику профориентации желательно пройти в возрасте именно 3-х лет. Вы сможете познакомиться со своим ребенком и понять причины его поступков и стремлений, из большого списка врожденных способностей и предрасположенностей к специальностям вы можете выбрать ряд более приемлемых для вашей семьи и создать ребенку развивающие условия (отдать в специализированную школу, в кружки и т.п.) именно для его врожденных данных. Создавая для ребенка условия, помогающие ему развить свои врожденные способности, вы избежите многих проблем в подростковом возрасте, когда «вдруг, откуда ни возьмись» проявляются негативные черты характера ребенка, а все это не вдруг, все это закономерности, незнание которых не освобождает от их проявления. Зная типы памяти ребенка (которые формируются во время внутриутробного развития), вы сможете построить общение и обучение ребенка максимально удобно и безболезненно для него, а также избежать пресловутого непонимания и отчуждения. На консультации по профориентации вы получаете ответы не только на вопросы о профессиональном развитии вашего ребенка, но и огромное количество информации, касающейся других областей.

Теперь рассмотрим вопрос: в каком возрасте нужно проходить диагностику профориентации? В том, когда вы сочтете нужным познакомится со своим ребенком, перестать усложнять его жизнь (давая ему информацию не на его канале памяти, и совершая множество других ошибок в воспитании и общении с ним) и научиться жить с ним в гармонии. Так вы, уважая и понимая особенности Вашего ребенка, сможете помочь ему вырасти счастливым человеком, способным любить и уважать своих родителей. Если вы считаете, что ваш ребенок достоин этого только в 15—17 лет — это ваш выбор, за который, вполне возможно, Ваш ребенок заплатит еще 12—15-ю годами жизни, проведенными не в том институте, не на той работе, в браке не с тем партнером и закончит, в лучшем случае, в кабинете психолога, пытаясь самостоятельно разобраться в своей жизни, наломав уже дров. Выбор всегда остается за Вами и ответственность за него тоже, как вечный спутник выбора.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aumworld.ru/


Похожие работы:

  1. • Профориентация старших школьников
  2. • Профориентация учащихся как педагогическое явление
  3. • Профориентация детей подросткового возраста в ...
  4. • Профориентация
  5. • Профориентация и трудовая ориентация персонала
  6. • Профориентационная работа со старшеклассниками
  7. • Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений
  8. • Влияние темперамента на профессиональный выбор ...
  9. • Влияние изучения иностранного языка на ...
  10. • Профессиональная ориентация молодежи: понятие ...
  11. • Стерилизация собак: зачем, когда, как?
  12. • Анализ урока с точки зрения личностно ...
  13. • Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений
  14. • Профессиональная ориентация старшеклассников
  15. • Профориентация и понятие профпригодности
  16. • Психологическое сопровождение профессионального и ...
  17. • Основные методы и содержание профориентационной работы
  18. • Виды исследовательских проектов
  19. • Стратегии изучения зрительной коры
Рефетека ру refoteka@gmail.com