Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов
Специфика предмета микроэкономики как науки обусловливает особенности ее методов.
В процессе развития микроэкономического анализа одновременно с методологическими установками менялись и методы исследования.
На первом этапе использовались методы общенаучного знания. Одним из них является метод абстрагирования.
Экономисты описывают его так: следует исследовать влияние одного фактора, при этом действие всех других не учитывается. Т.е. действие одного фактора исследуется при прочих равных условиях. Примером может служить закон спроса и предложения.
В конце 19в. в микроэкономику стала проникать математика. Закон спроса первым сформулировал французский математик О. Курно. Среди методов, которые получили широкое распространение, — метод предельного анализа или маржинализм.
Экономические процессы непрерывны. Экономические же субъекты принимают решения постоянно, и необходимо дать оценку каждому из решений, т.е. сопоставить те дополнительные затраты, которые несет фирма, с теми дополнительными выгодами, которые она получит от принятия этого решения. Дополнительные затраты — это предельные издержки, а дополнительные выгоды — это предельный доход.
Таким образом, метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. [16, с.9].
Это, в свою очередь, обусловливает особое значение статистического метода, позволяющего получать данные, необходимые для анализа состояний отдельных рынков, предприятий, делить их, впрочем, как и потребителей, на определенные типы, виды, категории.
Данный метод часто используется во взаимосвязи с методом учета равновесных и неравновесных состояний изучаемых объектов: рынков, требующих соотношения доходов и расходов товаропроизводителей, цен и полезностей потребляемых благ и т.д.
Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, то такое равновесие называется устойчивым [9, с.13].
Важную роль в микроэкономике играет метод функционального анализа, который требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. В результате один рассматриваемый объект предстает как функция, другой как аргумент. При этом довольно часто применяется метод допущений, предполагающий анализ воздействия одного фактора на другой «при прочих неизменных условиях».
Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, y является функцией x записывается таким образом: y = f(x), где y - функция x, а х - аргумент функции [9, с.11].
В 20в. в микроэкономике используются методы теории игр и теории вероятности. Широкое применение находят экономико-математические методы, методы моделирования, графические методы.
Также в микроэкономическом анализе используется дедуктивный метод (от теории к фактам, от общего к частному) и индукция (от частного к общему, от фактов к теории). Дедукция и индукция - взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы позволяют целенаправленно собрать и систематизировать эмпирические данные (наблюдения).
Таким образом, специфика предмета микроэкономики как науки обусловливает особенности ее методов. Метод предельного анализа предполагает учет изменений в виде прироста тех или иных результатов экономической деятельности: затрат, доходов, продукта, полезности и т.д. Метод функционального анализа требует рассмотрения тех или иных элементов экономики с учетом воздействия на них различных факторов. Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние относительной стабильности системы, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния.
Перед монополистом встает специфическая задача: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать. Решение этой задачи распадается на два этапа:
определить объем выпуска и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;
разработать и реализовать ценовую стратегию.
Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно при равенстве предельных издержек и предельного дохода.
Вторая задача требует определить цену. Такой ценой будет монопольная цена, которая соответствует цене спроса при данном объеме выпуска. Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монопольной фирме сверхприбыль.
Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельной выручки будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельная выручка не равна цене (рис.2.1.) [3, c.314].
Являясь единственным продавцом, монополист способен оказывать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не является произвольным.
Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на продукцию монополиста будет функцией объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема своего предложения.
Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, чтобы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.
Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения Qm, для которого MR = МС, что при спросе на продукцию монополиста Dm даст цену Рm (рис. 2.2.) [8, c.96]. Как и в случае совершенно конкурентной фирмы, в краткосрочном периоде монополист будет осуществлять предложение до тех пор, пока имеет место некоторое превышение цены над средними переменными издержками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположенной ниже кривой средних переменных издержек D1, не существует оптимального объема выпуска. При соответствующем спросе на продукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек прибыль монополиста составит — темный прямоугольник.
Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен Dm, то, во-первых, назначаемая монополистом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что является свидетельством реализации рыночной власти, и во-вторых, выбираемый им объем выпуска меньше оптимального, что говорит о неэффективности производства.
Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкуренции и монополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом оптимизации предложения MR = МС, при аналогичных функциях производства и спроса, результат будет разным. Монопольная цена Рm за единицу продукции выше конкурентной Рk, а объем предложения монополиста Qm меньше конкурентного предложения Qk [8, с.98].
Наличие у монополиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка над предельными издержками устанавливается им произвольно. Устанавливая цену, он руководствуется правилом, общим для всех обладающих рыночной властью фирм.
Решающее различие между чистой монополией и чистой конкуренцией лежит в плоскости рыночного спроса. Как известно, в условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом при рыночной цене, определяемой отраслевым предложением и спросом. Конкурирующая фирма «соглашается с ценой», может продать так много или так мало, как она хочет, по текущей рыночной цене. Отсюда следует, что каждая дополнительно проданная единица продукции будет добавлять постоянную величину – свою цену – к валовому доходу фирмы. Другими словами, для конкурентного продавца предельный доход является постоянным и равным цене продукции [8, с. 92].
Кривая спроса монополиста во многом является отличной. Поскольку чистый монополист сам по себе является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, но, напротив, является нисходящей. Существует три следствия нисходящей кривой спроса, которые следует дополнительно рассмотреть.
Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина этого заключается в том, что снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть проданы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Второе значение нисходящей кривой спроса заключается в том, что: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.
Ценовая эластичность. Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основанием для третьего вывода. Валовой доход показывает, что, когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Соответственно, когда спрос является неэластичным, падением цены уменьшает валовой доход [8, с.98].
Общее правило, вытекающее из данных трех наблюдений, состоит в следующем: монополист никогда не выберет такую комбинацию цена – количество, при которой валовой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена – количество на эластичном отрезке. При понижении цены до неэластичной области валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки означают уменьшение прибыли [8, с. 97].
Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Сравнение предельного дохода и предельных издержек снова показывает, что максимизирующий прибыль объем производства составляет количество Qm. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена есть Рт. Чтобы назначить цену выше, чем Рт, монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Qm. Если монополист назначит цену меньше, чем Рт это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня.
На рисунке 2.3. прибыль на единицу продукции показана отрезком АРт, а совокупные экономические прибыли – прямоугольником APmEF. Последние вычисляются умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.
В конечном счете, проведенное исследование убедительно доказало, что действия монополий в части ценообразования и формирования объемов производства строятся с учетом следующих принципов.
Поскольку монополист может манипулировать объемом производства и ценой, существует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, которую он может получить». Это мнение ошибочно. Существует много значений цены выше Рт, но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная. Совокупная прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от проданного количества продукции, от цены и от издержек на единицу продукции.
Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. На рисунке 2.3. сравнение вертикального расстояния между средними издержками и ценой при различных возможных объемах производства показывает, что прибыль на единицу продукции больше в точке, которая расположена немного левее от максимизирующего прибыль выпуска Qm. В этом примере монополист соглашается на более низкую, чем максимальная, прибыль на единицу продукции по той причине, что дополнительные продажи компенсируют более низкую прибыль на единицу продукции.
Нужно также подчеркнуть, что чистая монополия не гарантирует экономических прибылей. В долговременном периоде при возможности свободного и легкого вступления новых фирм чистый конкурент будет получать нормальную прибыль; в то время как барьеры для вступления позволяют монополисту сохранять экономические прибыли в долговременном периоде. Несмотря на свое господство на рынке, монополист из-за слабого спроса и относительно высоких издержек несет убыток в краткосрочном периоде. Тем не менее, он будет продолжать работать в течение определенного времени, поскольку его совокупный убыток будет меньше его постоянных издержек.
В заключение следует повторить, что кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар. Перед монополистом встает специфическая задача: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать. Решение этой задачи распадается на два этапа: определить объем выпуска и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена; разработать и реализовать ценовую стратегию.
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки [17, с.157].
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).
Так как монополист функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы совпадает с кривой спроса для всей отрасли. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Монополист может устанавливать и цену товара, и его количество, но при этом выбирает такую комбинацию "цена—количество", которая принесет максимальную прибыль. Поскольку он ищет наиболее "доходную" цену из всего набора цен, его можно назвать "искателем цены". Здесь речь идет о монопольной власти. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Принцип дополнительного ограничения наступает тогда, когда монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, продающая в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям, называется простой монополией [17, с.161].
Модель монополистической конкуренции совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты. Как монополист монополистически конкурирующая фирма является "искателем цены", сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Однако как "совершенно конкурентная" компания монополистический конкурент допускает разделение рынка с множеством других мелких фирм.
В ситуации монополистической конкуренции каждая фирма может по крайней мере незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей. Дело в том, что одни потребители придают большее значение хорошему стилю и рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой, чем другие. В ситуации убывающей кривой спроса краткосрочное состояние максимизации прибыли оказалось таким же, как для простого монополиста. Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой средних общих издержек и кривой спроса. Может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, когда она терпит убытки.
Однако данное краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма получает чистый экономический доход. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты.
Вместе с тем доходы привлекают новые фирмы. Вследствие этого на рынке происходит следующее. Во-первых, кривая спроса существующих фирм опускается вниз, так как товары новых фирм несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами. Во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, фирмы, уже действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, как-то улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий кривая средних общих затрат сдвинется вверх. Перемещение кривой спроса "старых" фирм вниз и перемещение кривой издержек вверх или и то и другое вместе будет продолжаться до тех пор, пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом этого будет состояние долгосрочного равновесия.
Под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. К природным ресурсам относятся земельные, лесные, минеральные, топливно-энергетические, рыбные, рекреационные и другие ресурсы, обладающие способностью отделяться от природной среды и принимать товарную форму. К природным условиям относится природная среда как таковая вместе с теми ее элементами, которые не способны к обособлению и отделению от нее [16, с.118].
В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает пердметом и средством труда.
Как предмет труда земля проявляет себя во время обработки ее верхнего плодородного слоя.
Человек использует механические, физические, химические и другие свойства земли и воздействует на культурные растения, обеспечивая необходимые условия для роста и развития. В этом проявлении земля выступает как средство труда.
Особенности земли как средства производства:
Она является продуктом природы, а не создана трудом человека.
Земля не заменима другими средствами производства.
Земля пространственно ограничена и имеет постоянное место размещения.
Сельскохозяйственное производство приходится вести там, где есть пригодные почвы, при технический погодно-климатических условиях, котореы характерны для данной местности.
Земельные участки неоднородны по качеству. Они различаются по содержанию питательных веществ в почве, по рельефу и другим признакам. Эти различия объективно влияют на результативность производства. Все другие средства производства в процессе их использования изнашиваются физически и морально. В отличие от них, земля при правильном использовании не ухудшается, а наоборот, может улучшаться. Различают [16, с.670]:
1. Естественное плодородие. Создается в результате длительных почвообразующих процессов и характеризует природный запас питательных веществ в почве.
2. Искусственное плодородие. Это результат активной деятельности человека по повышению культуры земли, осуществлению дополнительных вложений в землю труда и капитала.
3. Экономическое плодородие. Представляет собой совокупность естественного и искусственного плодородия. Его объективным показателем является урожайность.
Для сравнения экономического плодородия почв применяется показатель — уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие)
То, что природные ресурсы способны отделяться от среды, позволяет превращать их в объект собственности. Так, объектом собственности может стать территория с плодородными почвами, лесные массивы, залежи полезных ископаемых и т. д. Наряду с возможностью есть и необходимость их превращения в объект собственности, обусловленная ограниченностью природных ресурсов.
Что касается природных условий, то они относятся к общим благам как в силу невозможности их «огораживания» и ограничения доступа к ним «несобственников», так и в силу их неограниченного объема.
Таковы солнечный свет, космические лучи, атмосферный воздух, океанские просторы и т.п.
Превращение природных ресурсов в объект собственности и использование в качестве факторов производства предполагает их вознаграждение как таковых.
Специфичность земли как фактора производства обусловливает своеобразие формы ее вознаграждения. Формой подобного вознаграждения является рента.
В самом широком смысле рента предстает как регулярно получаемый доход от собственности, не связанный с предпринимательской деятельностью собственника. В более узком смысле и более точном рента — доход от земли как фактора производства, получаемый ее собственником. Причем собственниками земли могут быть частные лица, учреждения и государство. Чтобы получать ренту, достаточно быть собственником земли и при этом не обязательно самому ее использовать в качестве фактора производства.
В таком случае получение ренты связано со сдачей земли в аренду. Аренда земли предстает как вид землепользования, основанный на передаче собственником земельного участка за плату на определенный срок тому, кто его использует в качестве фактора производства. Подобная передача оформляется договором аренды, в котором указываются размеры арендуемой земли, находящиеся на ней объекты, сроки аренды и величина арендной платы. Например, в США 60% используемой земли арендуется, в том числе 40% у государства, а 20% — у частных собственников.
По размерам арендная плата обычно больше ренты, так как на арендуемой земле бывают производственные строения и сооружения, выступающие как капитал и, соответственно, предполагающие амортизационные отчисления и их оплату в виде процента. Так что арендная плата (RP) включает в себя как минимум три элемента: амортизационные отчисления (А), процент на вложенный в землю капитал (I) и ренту как плату за саму землю (R) [16, с.119]:
RP = A + I + R (1)
Из этой формулы следует, что тот, кто арендует землю, должен получать от нее доход, достаточный для уплаты аренды и присвоения предпринимательского дохода. Ситуация здесь оказывается сходной с займом ссудного капитала, на который предпринимателю необходимо получать доход, обеспечивающий возможность выплаты процента заимодателю и получения прибыли. Это означает, что земля как фактор производства должна давать соответствующий доход, достаточный для покрытия расходов, связанных с производством на земле продуктов, и дать разницу в виде ренты после вычета предпринимательского дохода.
Таким образом, под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает пердметом и средством труда. Различают естественное, искусственное и экономическое плодородие.
Все блага можно разделить на частные и общественные.
Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет [15, с.120].
Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. В любой момент времени вооружённые силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги.
Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на содержание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исключить из потребления услуг вооружённых сил всех остальных граждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты всё население, а не только богачей; либо не защитит никого, если не будет произведена вовсе.
Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Её услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.
Этот пример позволяет нам сформулировать первое свойство чистых общественных благ – неисключаемость в потреблении. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления.
Второе свойство чистых общественных благ – это неконкурентность в потреблении (в некоторых учебниках оно называется неизбирательностью в потреблении). Частные блага конкурентны в потреблении. Например, когда вы покупаете мебельный гарнитур, исключается возможность покупки данного мебельного гарнитура кем-нибудь ещё. Конкурентные блага распределяются среди отдельных потребителей, и потребление некоторого блага одним потребителем делает недоступным для других людей потребление этого же блага. Напротив, потребление одним человеком чистого общественного блага не снижает его доступности для других потребителей при данном количестве этого общественного блага. Другими словами, положение ни одного из потребителей не ухудшается, если появляется ещё один человек, потребляющий данный объём чистого общественного блага.
Проблема «безбилетника» (или «зайца») возникает, когда один из экономических субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не оплачивая данную выгоду. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим.
Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед государством две проблемы: как достичь экономически эффективного объёма производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников».
Для эффективного размещения ресурсов государство должно ответить на следующие вопросы:
— какие общественные балага производить и в каком количестве?
— на производство каких благ должны быть направлены государственные ресурсы и как распределены?
Общественное благо должно производиться в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага [15, с.123]:
MSB = MSC (2)
Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.
6. Задача
Доход потребителя равен 240 ед. и расходуется на товар А и товар В. Постройте бюджетную линию, если известно, что цена А=60 ед., а товара В=80 ед.
Решение:
При условии, что потребитель откажется от товара В, он сможет приобрести максимальное количество товара А:
QА = 240 : 60 = 4 (ед.).
Если потребитель откажется от товара А, он сможет приобрести максимальное количество товара В:
QВ = 240 : 80 = 3 (ед.).
Построим бюджетную линию (рис.6.1):
7. Задача
На рисунке представлена ситуация на конкурентном рынке:
а) обозначьте кривые на графике; б) в каком периоде находится фирма? в) какую прибыль (убытки) она получает? г) следует ли фирме остановить производство?
Решение
а) Обозначим кривые на графике (рис.7.1):
Рис.7.1. Фирма в условиях совершенной конкуренции.
б) Фирма находится в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции.
в) Фирма не покрывает ни переменные, ни постоянные издержки и получает убыток, равный разности издержек на производство продукции и выручки от ее реализации.
г) Фирме следует прекратить выпуск, оставаясь в отрасли, либо уйти из отрасли.
8. Задача
Если годовая земельная рента равна 600 у.е., а рыночная ставка ссудного процента составляет 20%, то чему будет равна цена земельного участка.
Решение:
Цена земли рассчитывается как капитал, обеспечивающий получение годового дохода в размере земельной ренты при сложившейся ставке ссудного процента по долгосрочным кредитам, или эффективности приложения капитала в отрасли.
Землевладельцу выгодно продать земельный участок только при условии, что сумма денежной выручки за продажу, помещенная в банк под проценты, будет приносить доход не меньше, чем рента с этого участка [6, с.678-679].
Срок капитализации составляет:
100% : 20% = 5 лет.
Таким образом, цена земельного участка равна:
600 у.е. * 5 лет = 3000 у.е.
Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Методы микроэкономического анализа // Экономический сервер Сибири: [http://econom.nsc.ru/jep/books/008/microeconII.zip]
Гальперин В.М. Микроэкономика. – С.-Пб.: Экономическая школа, 1997. – 462с.
Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е.. Микроэкономика. - Санкт-Петербург.: «Литера Плюс», 1994. – 580с.
Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник – М: Экономикс, 2004. – 491с.
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.
Лещиловский П., Мозоль А. Теоретические и практические особенности налогообложения земельных ресурсов в современных условиях // ЭКОВЕСТ. – 2003. - №3-4. – С.668-684.
Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 1997. – 349с.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1. – М.: Дело, 1992. – 572с.
Микроэкономика. Учебное пособие. / Г. Вечканов, Г. Вечканова - СПб: Питер, 2003. - 368 с.
Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономикс. – С.-Пб.: Питер, 2002. – 640с.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра – М., 2000. – 560с.
Основы экономической теории: Курс лекций/ Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: ”Дашков и Ко”, 2004. – 492с.
Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.
Полещук И.И. Ценообразование. Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 304с.
Савицкая Е.В. Опорный конспект лекций по микроэкономике. – М., 2001. - 132с.
Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.
Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с. Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.